МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»
Килемарского района, Республики Марий Эл
Проект
«Абакус как средство развития устного счета и мелкой моторики детей дошкольного возраста.»
Выполнил:
Забурдаев Максим
ученик 6 класса
Руководитель проекта:
учитель математики
и информатики
Новоселова М.В.
п. Визимьяры, 2019
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы заключается в том, что вычислительные навыки необходимы нам, как в освоении школьных предметов, так и в повседневной жизни. Прививая интерес к устному счету с детского возраста, мы развиваем познавательную активность ребенка в области изучения математики. Еще в детском саду ребенок знакомится с цифрами и числами. В процессе игры закладываются азы быстрого устного счёта детей дошкольного возраста.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», поэтому мы решили выяснить, а можно ли развитие навыков устного счета связать с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
Так была определена тема проекта «Абакус как средство развития устного счета и мелкой моторики детей дошкольного возраста».
Цель проекта: овладение навыками работы с абакусом и создание книжки для детей дошкольного возраста: «Твой друг АБАКУС. Знакомство с цифрами».
Гипотеза: Освоение навыков устного счета может сочетаться с развитием мелкой моторики.
С целью доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи.
Задачи:
Для поиска информации мы используем учебники по математике, педагогике, Интернет и опыт взрослых.
Мы выяснили, что всё большую популярность среди дошкольников и учащихся начальных классов набирает так называемая ментальная математика, или арифметика. Суть в том, что идет нагрузка для развития обоих полушарий головного мозга, ребенок начинает мыслить более объемно, пространственно и с легкостью осваивает все четыре основные математические действия. Занятия проходят на специальных счетных досках — абак. Суть работы заключается в правильном передвижении косточек, для счета, таким образом, происходит развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.
Исследования показали, что освоение навыков устного счета может сочетаться с развитием мелкой моторики. Реализовывать это помогает счетное устройство абакус.
У детей дошкольного возраста, на определенном этапе обучения, происходит знакомство с цифрами, и это знакомство мы предлагаем совместить с развитием мелкой моторики и освоением работы с абакусом. Поэтому мы оформили книжку «Твой друг АБАКУС. Знакомство с цифрами». Для проведения занятий с детьми дошкольного возраста ее можно использовать при изучении цифр. Опыт, полученный в результате реализации проекта, может способствовать внедрению новых подходов в развитии моторики детей, с которыми работает воспитатель детского сада.
Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась.
Чтобы информация, собранная в процессе работы над проектом, была доступна как можно более широкой аудитории, мы решили выступить на школьной конференции и на VII Поволжском научно-образовательном форуме «Мой первый шаг в науку».
Предмет: Математика
Проект «Абакус как средство развития устного счета и мелкой моторики детей дошкольного возраста.»
Класс: 6
Характер проекта: монопроект
Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный
Оборудование: ПК, принтер, проектор.
Руководитель: Новоселова М.В. учитель математики и информатики
Цель проекта: овладение навыками работы с абакусом и создание книжки для детей дошкольного возраста: «Твой друг АБАКУС. Знакомство с цифрами».
Объект исследования: приемы, тренирующие вычислительные навыки и сочетающие развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: абакус как средство развития устного счета и мелкой моторики.
Гипотеза: освоение навыков устного счета может сочетаться с развитием мелкой моторики.
Метод исследования: сбор и анализ информации.
Виды УУД:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение речевых высказываний; анализ объектов; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотезы и её доказательство.
Личностные:смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: определение целей, планирование, контроль, коррекция.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.1. Определение проблемы и предмета информационного поиска
Моя мама, Светлана Виссарионовна, работает в детском саду, и я часто бываю у нее на работе. Наблюдая за её работой с детьми, я задумался. Как хорошо маленьким детям, можно почти целый день играть с пластилином, рисовать, что-то вырезать, клеить – ничего сложного. Но мама мне объяснила, что все это тоже обучение. И эти занятия развивают мелкую моторику. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».
Я заинтересовался данным вопросом и решил выяснить, а можно ли развитие навыков устного счета связать с развитием мелкой моторики? Вычислительные навыки необходимы нам, как в освоении школьных предметов, так и в повседневной жизни. Прививая интерес к устному счету с детского возраста, мы развиваем познавательную активность ребенка в области изучения математики. Еще в детском саду ребенок знакомится с цифрами и числами. В процессе игры закладываются азы быстрого устного счёта детей дошкольного возраста.
3.2. Выдвижение гипотезы
Гипотеза: Освоение навыков устного счета может сочетаться с развитием мелкой моторики.
С целью доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи.
3.3 Поиск и отбор информации
Для поиска информации мы используем учебники по математике, педагогике, Интернет и опыт взрослых.
Всё большую популярность среди дошкольников и учащихся начальных классов набирает так называемая ментальная математика, или арифметика (что то же самое). Идет нагрузка для развития обоих полушарий головного мозга, ребенок начинает мыслить более объемно, пространственно и с легкостью осваивает все четыре основные математические действия. Занятия проходят на специальных счетных досках — абак. Суть работы заключается в правильном передвижении косточек, для счета, таким образом, происходит освоение математическими навыками и развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.
Поэтому в детском саду этому уделяется большое внимание. Занятия по развитию мелкой моторики направлены на: воздействие на биологически активные точки организма; улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; содействие нормализации речи; стимулирование работы головного мозга.
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.
Развивать мелкую моторику можно следующими способами:
Таким образом, все действия связанные с работой пальцев рук развивают мелкую моторику. Наибольший интерес в плане развития и моторики и математических знаний представляют всевозможные конструкторы, пирамидки, счеты.
Если рассматривать освоение математическими вычислениями и развитие моторики, то одним из способов этого сочетания является применение ментальной математики. Ментальная математика помогает развивать мыслительные способности и творческое начало у детей с раннего возраста. Основное обучение начинается с 4 лет и продолжается до 16 лет.
Человечеству известны три технологии устного счёта:
Навык быстрого устного счёта закладывается в младшем школьном возрасте. Устный счет необходим для активизации мыслительной деятельность ученика. Он развивает память, речь, способность воспринимать сказанное на слух, повышает внимание и навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы.
Главная цель – научить детей рационально использовать возможности, как левого, так и правого полушария мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Обучение осуществляется с помощью специального устройства, которое называется абакус.
В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Занятия должны проходить 1 раз в неделю по 2 урока. Плюс ежедневно по 15 минут для выполнения домашних заданий.
В наше время абакус может приобрести себе любой желающий.
Для освоения работы с данным устройством мы заказали его по сети Интернет.
Заказ пришел в конце октября. К тому времени, чтобы овладеть навыками работы на абакусе, я составил для себя план работы.
Знакомство с устройством начнем с описания. Итак, абакус состоит из:
На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.
Количество спиц может быть разным. Есть, например, семнадцатиразрядные – это когда спиц 17, а есть тринадцатиразрядные, в данном случае спиц всего 13, да и с другим количеством спиц тоже имеются.
Слева от спицы единиц находится спица десятков, затем сотен, потом тысяч и т.д.
Спицы, расположенные справа от спицы единиц нужны для вычисления долей и в самом начале изучения ментальной арифметики не используются.
Процесс обучения начинается с самого простого – сложения и вычитания. Этому учатся примерно 1 год.
Очень важны при изучении ментальной арифметики техника передвижения косточек и способ удержания абакуса.
А держат его следующим образом. Абакус должен лежать на горизонтальной поверхности. И чтобы он никуда не «убегал» придерживаем его правой рукой: большим, безымянным пальцем и мизинцем. Указательный и средний освобождаем для работы.
Правильная техника пальцев имеет первостепенное значение для достижения мастерства в счетах. В случае японской версии абакуса (соробана) используется только указательный и большой пальцы.
На картинке представлена вырезка из японского учебника, в котором рассказывается о правильной технике перемещения бусин. Он показывает большой палец, используемый для подсчета бусинок в нижней палубе, а указательный палец используется во всех других случаях.
Удобно земные шары добавлять большим пальцем, а вычитать указательным. А вот небесные шары лучше добавлять и вычитать только указательным пальцем одной руки.
Операции сложения.
Рассмотрим, например, сложение. Посмотрим, чему будет равна сумма чисел 22 и 13. Для начала понадобится отложить по две костяшки на спицах десятков и единиц, расположенные внизу разделительной планки. Далее к двум десяткам добавим еще один. Получится 30. Теперь приступим к сложению единичек. К двум прибавим еще три. Получится число «пять», которое обозначается костяшкой вверху разделительной планки. В итоге получается 35.Чтобы научиться пользоваться счетами, необходимо знать, что они из себя представляют.
Операции вычитания.
Например, чтобы отложить пример: 9 - 4=5, необходимо на первой линии справа придвинуть верхнюю косточку (она обозначает пятерку) и поднять 4 нижние косточки. Затем опустить 4 нижние косточки. Так мы получаем требуемое число 5.
Умственные способности детей развиваются благодаря умению считать в уме. Для тренировки обоих полушарий нужно постоянно заниматься, решая арифметические задачки. Через короткое время ребенок уже будет решать сложные задачи, не пользуясь калькулятором.
Для освоения более сложных операций понадобится тщательным образом изучить специальную литературу. Я использовал видео уроки в сети Интернет, записался на курсы по ментальной математике и научился выставлять двузначные числа, складывать и вычитать их.
Освоив навык сложения и вычитания на абакусе, можно производить вычисления в уме. Но стоит сказать о том, что счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются мелкая моторика и умственные способности человека. Освоение ментальной арифметики способствует следующему: активизации зрительной и слуховой памяти; умению концентрации внимания; совершенствованию смекалки и интуиции; креативному мышлению; проявлению уверенности в себе и самостоятельности. Конечно, чтобы достичь более высоких результатов, необходимо посещать специализированный образовательный курс.
Ментальная арифметика – это довольно новая программа, применяемая для обучения устному счету. Отзывы многих родителей и детей (по данным сети Интернет) подтверждают тот факт, что данная программа не только эффективна, но и максимально полезна. При этом стоит учесть, что она вполне может быть успешно внедрена в дошкольное обучение, став для детей дополнительным инструментом в освоении математических навыков.
Исследования показали, что освоение навыков устного счета может сочетаться с развитием мелкой моторики. Реализовывать это помогает счетное устройство абакус.
У детей дошкольного возраста, на определенном этапе обучения, происходит знакомство с цифрами, и это знакомство мы предлагаем совместить с развитием мелкой моторики, и освоением работы с абакусом. Поэтому мы оформили книжку: «Твой друг АБАКУС. Знакомство с цифрами». Для проведения занятий с детьми дошкольного возраста её можно использовать при изучении цифр.
Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась.
Опыт, полученный в результате реализации проекта, может способствовать внедрению новых подходов для обучения и развития моторики детей, с которыми работает воспитатель детского сада.
Чтобы информация, собранная в процессе работы над проектом, была доступна как можно более широкой аудитории, мы решили:
В ходе выступлений мы получим отзывы о нашем проекте. С информацией по проекту можно будет ознакомиться на сайте http://nsportal.ru/marina-vladimirovna-novoselova, где все желающие могут оставить свои комментарии.
Использованная литература:
Слайд 1
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев » В.А. СухомлинскийСлайд 2
Проект по математике на тему: « Абакус как средство развития устного счета и мелкой моторики детей дошкольного возраста.» Выполнил: Забурдаев Максим ученик 6 класса Руководитель проекта: учитель математики и информатики Новоселова М.В. МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» п. Визимьяры , 2019
Слайд 3
Объект исследования: приемы, тренирующие вычислительные навыки и сочетающие развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста. Предмет исследования: абакус как средство развития устного счета и мелкой моторики. Метод исследования: сбор и анализ информации.
Слайд 4
Цель проекта: Овладение навыками работы с абакусом и создание книжки для детей дошкольного возраста «Твой друг АБАКУС. Знакомство с цифрами.».
Слайд 5
Задачи : Определить источники получения информации. Рассмотреть использование ментальной математики, а именно работу с абакусом, для развития мелкой моторики. Овладеть приемами работы с абакусом: выставление чисел, сложение и вычитание чисел. Проанализировать собранную информацию и сделать выводы. Оформить по собранным материалам книжку для детей дошкольного возраста «Твой друг АБАКУС. Знакомство с цифрами.» Представить результаты работы заинтересованной аудитории и распространить созданный продукт.
Слайд 6
Гипотеза : освоение навыков устного счета может сочетаться с развитием мелкой моторики .
Слайд 7
Источники информации Для поиска информации мы используем учебники по математике, педагогике, Интернет и опыт взрослых.
Слайд 8
Ментальная математика (арифметика) – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абак ( абакус,соробан ).
Слайд 9
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Слайд 10
Как развивать мелкую моторику Массаж кистей рук, п альчиковая гимнастика, физкультминутки. Пальчиковые игры, п альчиковый театр. Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала. Рисование кистью, пальцем, зубной щеткой. Конструирование. Аппликация. Лабиринты . Дидактические игры . И др.
Слайд 11
Средства развития мелкой моторики:
Слайд 12
Вывод: Исследования показали, что освоение навыков устного счета может сочетаться с развитием мелкой моторики. Реализовывать это помогает счетное устройство абакус . Гипотеза подтвердилась .
Слайд 14
Календарный план по освоению работы с абакусом. Сентябрь – октябрь: сбор информации об устройстве и его характеристиках. Ноябрь - декабрь: освоение техникой работы с абакусом (выставление чисел; приемы сложения). Январь : освоение техникой вычитания двузначных чисел. Февраль - Март: закрепление полученных навыков. Оформление книжки для детей дошкольного возраста «Твой друг АБАКУС. Знакомство с цифрами.». Участие в форуме «Мой первый шаг в науку». Апрель: представление информации по проекту на школьной конференции.
Слайд 15
А бакус состоит из : рамки; поперечной перекладины ; спиц , проходящих сквозь перекладину ; косточек , нанизанных на спицы.
Слайд 16
Правильная техника перемещения бусин:
Слайд 17
Оформление результатов, получение обратной связи. Чтобы информация, собранная в процессе работы над проектом, была доступна как можно более широкой аудитории, мы решили выступить на VII Поволжском научно-образовательном форуме «Мой первый шаг в науку» и на школьной конференции. С информацией по проекту можно будет ознакомиться на сайте http://nsportal.ru/marina-vladimirovna-novoselova . Также все желающие могут оставить там свои комментарии.
Слайд 18
Благодарю за внимание!
УДК 51-7
Забурдаев М., ученик 6 класса
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Килемарского муниципального района, РМЭ
Руководитель Новоселова М.В., учитель математики
АБАКУС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОГО СЧЕТА
И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность выбранной темы заключается в том, что вычислительные навыки необходимы нам, как в освоении школьных предметов, так и в повседневной жизни. Прививая интерес к устному счету с детского возраста, мы развиваем познавательную активность ребенка в области изучения математики. Еще в детском саду ребенок знакомится с цифрами и числами. В процессе игры закладываются азы быстрого устного счёта детей дошкольного возраста.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», поэтому мы решили выяснить, а можно ли развитие навыков устного счета связать с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
Цель проекта: овладение навыками работы с абакусом и создание книжки для детей дошкольного возраста «Твой друг АБАКУС. Знакомство с цифрами».
Задачи:
Объект исследования: приемы, тренирующие вычислительные навыки и сочетающие развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: абакус как средство развития устного счета и мелкой моторики.
Гипотеза: освоение навыков устного счета может сочетаться с развитием мелкой моторики.
Метод исследования: сбор и анализ информации.
Мы выяснили, что всё большую популярность среди дошкольников и учащихся начальных классов набирает так называемая ментальная математика. Занятия проходят на специальных счетных досках — абак (абакус, соробан). Освоив навык сложения и вычитания на абакусе, можно производить вычисления в уме. Суть работы заключается в правильном передвижении косточек для счета. Таким образом, счет представляет собой один из способов, с помощью которого развиваются мелкая моторика и умственные способности человека.
У детей дошкольного возраста, на определенном этапе обучения, происходит знакомство с цифрами, и это знакомство мы предлагаем совместить с развитием мелкой моторики и освоением работы с абакусом. Поэтому мы оформили книжку «Твой друг АБАКУС. Знакомство с цифрами». Для проведения занятий с детьми дошкольного возраста ее можно использовать при изучении цифр.
Опыт, полученный в результате реализации проекта, может способствовать внедрению новых подходов для обучения и развития моторики детей, с которыми работает воспитатель детского сада.
Использованная литература:
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Круговорот воды в пакете
Усатый нянь
Пчёлки на разведках