Экологический мониторинг учебных помещений (по нескольним критериям) позволяет выявить нарушения условий окружающей среды школьника и выявить рекомендации по их устранению.
Вложение | Размер |
---|---|
Среда жизни современного школьника | 191 КБ |
Областная научно-практическая конференция
«Диалог культур»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Лицей № 3 »
«Среда жизни современного школьника»
Автор:
Дьячкова Полина, ученица 10 х/б класса
Руководитель: учитель биологии
Димитриева Нина Павловна
Братск 2014
Рецензия
Актуальность темы исследовательской работы автора определяется приоритетной программой нашего государства – забота о здоровье подрастающего поколения.
Исследовательская работа «Среда жизни современного школьника» состоит из двух основных разделов – теоретическая и практическая часть. В теоретической части автор дает четкое описание факторов внешней среды обучающихся в условиях современной школы, указывая их влияние на здоровье обучающихся. Микроисследование среды жизни современного школьника касается анализа санитарно-гигиенических норм учебных кабинетов (СанПиН 2.4.2.2821-10). Практическая часть исследовательской работы посвящена изучению показателей экологических факторов (санитарно-гигиенических норм) в трех кабинетах, где автор и его одноклассники проводят большую часть учебного времени. Результатом экологического мониторинга являются выводы и рекомендации по устранению нарушений. Структура работы полностью соответствует целям и задачам проекта.
Данная исследовательская работа имеет не только научную, но и практическую направленность. Полученные результаты исследования могут стать основой для реализации экологической программы образовательного учреждения.
Значимость работы для ученического сообщества определяется практической направленностью: изучая экологические показатели школьных помещений, у обучающихся появляется более трепетное отношение к собственному здоровью и к охране окружающей среды.
Серьёзных недостатков в работе не обнаружено.
Работа заслуживает высокой оценки
Руководитель: Димитриева Н.П.
Аннотация
На сегодняшний день здоровье подрастающего поколения – одна из приоритетных программ нашего государства. Значительную часть времени ученик проводит в школьных помещениях, посещает уроки, факультативы, занимается в различных кружках и объединениях. Среда жизни современного школьника – учебные кабинеты, к которые предъявляются определённые требования санитарно-гигиенических норм. Данные требования и составляют в своей совокупности набор экологических факторов, которые в значительной мере определяют здоровье обучающихся. Экологический мониторинг учебных помещений позволяет выявить нарушения условий окружающей среды школьника и выявить рекомендации по их устранению. Совокупность выполнения данных рекомендаций обеспечит создание благоприятной среды жизни школьника, что благотворно отразится на здоровье обучающихся.
Содержание
Стр. | |
Введение | 2 |
| 4 |
Микроисследование среды жизни современного школьника | 4 |
| 4 |
| 5 |
| 5 |
| 7 |
| 7 |
Заключение | 8 |
| 9 |
Характеристика района исследования | 9 |
| 9 |
| 10 |
| 10 |
| 10 |
| 11 |
| 11 |
| 11 |
Список источников информации | 12 |
Приложение | 13 |
Введение
В последнее время сохранение здоровья людей занимает значительное место в жизни общества. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Ни для кого не секрет, что наше здоровье лишь на 50% зависят от наследственности, остальные 50% приходятся на влияние экологических факторов (условий окружающей среды).
В современных условиях практически повсеместно состояние окружающей среды вызывает особую тревогу за ее дальнейшее существование. Эта проблема не обошла стороной и наш город Братск, по заключению экологической экспертизы и коллегии Минприроды России, относится к зоне чрезвычайной экологической ситуации. Поэтому здоровье горожан вызывает серьезные опасения.
На сегодняшний день здоровье подрастающего поколения – одна из приоритетных программ нашего государства. Исследования последних лет выявили неблагополучие в состоянии здоровья школьников. По данным осмотров педиатров и узких специалистов, лишь 14% детей можно считать здоровыми, а у остальных 86% отклонения или хронические заболевания. Актуальность данной проблемы заключается в том, что признаки болезни распознаются в раннем возрасте, поэтому профилактика должна начинаться уже у детей дошкольного и школьного возраста.
За время обучения в школе примерно в 1,5 раза увеличивается число детей с отклонениями в состоянии здоровья, при этом почти в 3 раза становится больше детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств (особенно часто снижение остроты зрения), в 1,2 раза – пищеварительной системы, в 3 раза – бронхо-легочной системы, в 5 раз опорно-двигательного аппарата.
Эта неутешительная картина диктует необходимость создания нового направления школьной медицины, которое будет изучать влияние «школьных» экологических факторов на здоровье учащихся и займется разработкой и реализацией специальной программы «Экология школьника».
Чтобы понять, как экологические факторы влияют на здоровье школьника, необходимо экологический мониторинг учебных помещений, на соотвествие санитарно-гигиеническим требованиям.
На протяжении 10 лет автор данной работы обучается в Лицее № 3 города Братска, где наряду с базовой программой углубленно изучает биологию и химию на специальных курсах. Таким образом, автор значительную часть времени проводит в лицее и как многие обучающиеся, их родители, педагоги обеспокоена проблемой снижения уровня здоровья современных школьников. В каких условиях школьники занимаются: насколько тепло и светло в помещениях, удобно ли сидеть за партами, каким воздухом они дышит? Данные вопросы подвигли автора изучить санитарно-гигиеническое состояние школьной среды.
Цель работы:
Задачи:
В своей работе автор использовала методы:
Исследовательская работа проводилась в ноябре-декабре 2013г. в здании МБОУ «Лицей №3». Для исследования применялась методика, рекомендуемая в научно-практическом журнале «Школьные технологии» и элективном курсе «Здоровье человека и окружающая среда» (Мансурова С.Е. Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: «5 за знания», 2007).
Работа имеет практическое значение, так как направлена не только на выявление недостатков, но и на их устранение и создание благоприятной среды школьника.
Микроисследование среды жизни современного школьника
Значительную часть времени ученик проводит в школьных помещениях, посещает уроки, факультативы, занимается в различных кружках и объединениях. Экологическая обстановка оказывает большое влияние на эмоциональное, физическое и духовное состояние человека, поэтому ученику важно знать в какой окружающей среде он находится.
Учебный день современного школьника включает 5-6 уроков, плюс факультативы с углубленным изучением профильных предметов. Следовательно, средой жизни современно школьника являются учебные кабинеты.
Экологические факторы подразделяют на абиотические и биотические. К абиотическим факторам относят факторы неживой природы. Применимо к «школьной» среде обитания – это освещенность, влажность, запыленность, вентиляция и др. «Школьными» биотическими факторами можно назвать взаимоотношения между участниками учебного процесса.
Абиотические экологические факторы школьной среды определяются как требования санитарно-гигиенических норм, которые имеют четкие критерии. Чтобы понять, как экологические факторы влияют на здоровье школьника, необходимо провести мониторинг учебных помещений на соответствие требованиям санитарно-гигиенических норм (СанПиН 2.4.2.2821-10) .
За время учебы у школьника сильнее всего страдают глаза и это не удивительно, ведь 80% всей информации об окружающей среде человек получает благодаря органам зрения. Поэтому очень важна освещенность учебных кабинетов.
Санитарно-гигиенические требования к освещенности (СанПиН 2.4.2.2821-10) учебных кабинетов:
Воздушная среда влияет на здоровье (главным образом на дыхательные органы), общее самочувствие учащихся, их работоспособность на уроках.
В течение учебного дня в помещениях изменяется химический состав воздуха: уменьшается количество кислорода, увеличивается количество углекислого газа (от 0,03 до 1,84%), увеличивается содержание водяных паров, а также растет концентрация положительных ионов, количество бактерий, повышается запыленность и температура воздуха, в воздухе появляются органические примеси, аммиак, сероводород.
О качестве воздуха в помещении принято судить по содержанию в нем углекислого газа. Установлено, что человек чувствует себя комфортно, если оно не превышает 0,1%. При высоте помещения 3,5 метра кубических на одного ученика приходится примерно 4,4 метра кубических воздуха. За один урок через легкие ребенка 15-16 лет проходит 12,5 метра кубических воздуха. В идеальных условиях в школьном кабинете в течение одного урока должна быть выполнена троекратная смена объема воздуха за счет вентиляции.
Санитарно-гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму (СанПиН 2.4.2.2821-10) учебных кабинетов:
В современном мире в повышении эффективности процесса обучения очень важную роль играет грамотно подобранная школьная мебель. Требования к школьной мебели просты: она должна соответствовать всем стандартам качества, быть функциональной и удобной для учеников.
В первую очередь, это связано с тем, что ребенок большую часть своего времени проводит в стенах учебного заведения, поэтому важно, чтобы ему было комфортно в процессе обучения. Рабочее место влияет не только на физическое здоровье ученика, например, способствует формированию правильной осанки, сохранению зрения, но и тесно связано с его эмоциональным состоянием. Правильно оформленное место будет радовать глаз ученика, повышать его настроение.
Если же ученик испытывает дискомфорт, вызванный неправильным подбором мебели, то он будет постоянно отвлекаться, что отрицательно скажется на понимании изучаемого материала, запоминании его. Кроме того, такая ситуация приведет к самым разнообразным проблемам со здоровьем – ухудшению зрения, искривлению позвоночника.
Санитарно-гигиенические требования к расстановке школьной мебели (СанПиН 2.4.2.2821-10):
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах (Приложение. Таблица 4):
Классные доски (высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90 см) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
Важную роль в создании благоприятного эмоционального фона играют декоративные растения. Они не только улучшают эстетичный вид помещения, но и способствует оздоровления микроклимата, благоприятно воздействуют на психику человека.
В хорошо освещенных кабинетах растения создают свое собственное тело, используя воду, солнечный свет, а также углекислый газ, который мы вдыхаем. В результате процесса фотосинтеза растения в атмосферу школьного кабинета выделяют кислород, так необходимый для нашего дыхания. Но это только в хорошо освещенных кабинетах! Если же освещения недостаточно, а растений в кабинете много, то среди находящихся в кабинете живых организмов происходит конкуренция за кислород, результатом которой является увеличение концентрации углекислого газа.
Потому при озеленении школьного кабинета нельзя забывать про освещенность помещения, а также о вентиляции и влажной уборке.
Растения в помещения могут располагаться на подставках – цветочницах (высотой 65-70см от пола), или в подвесных кашпо в простенках окон. На подоконниках расставлять цветы не рекомендуют (цветы высотой не более 10-12см). Также нельзя развешивать цветы на светоотражающей стене, так как они поглощают большое количество основного естественного потока света.
Постоянная визуальная среда – её видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию. Сформировалось новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, - видеоэкология. В настоящее время до 80% увеличилась доля визуального общения с неприродными объектами, требующими особого отношения. Эти изменения напрямую касаются и образовательной среды школы.
Человеческий организм реагирует на цвет. Желтый цвет вызывает веселье, радостное настроение. Синий и фиолетовый цвета сумрачность и неуверенность. Зеленый цвет успокаивает нас, а красный выражает силу и активность. Психологические исследования детей показали, что они отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста (Приложение. Таблица 5).
Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона.
Существуют требования санитарно-гигиенических норм (СанПиН 2.4.2.2821-10), согласно которым:
Характеристика района исследования
МБОУ «Лицей №3» расположен в одном учебном трехэтажном здании. На каждом этаже множество учебных кабинетов, в которых занимаются ребята, переходя от одного кабинета в другой. Обучаясь в химико-биологическом классе, я и мои одноклассники большую часть времени проводим в кабинетах химии, биологии, русского языка и литературы.
Экологический мониторинг проводился в трех кабинетах, расположенных на разных этажах.
Для экологического исследования я выбрала основные параметры (экологические факторы среды обитания школьника):
Кабинет русского языка и литературы.
Кабинет прямоугольной формы, находится на третьем этаже. На передней стене расположена классная доска темно-зеленого цвета. Над доской и по всему периметру висят люминесцентные лампы. Естественное освещение левостороннее, окна большие и занимают почти всю стену. На окнах расположены тканевые жалюзи. Стены окрашены краской бледно-зеленого цвета. Пол покрыт ДВП и окрашен коричневой краской. В центре кабинета находятся учебные столы в три ряда , не загромождая проходы. Перед ними стол учителя.
Кабинет химии.
Кабинет прямоугольной формы, находится на втором этаже. На передней стене расположена классная доска темно-зеленого цвета и интерактивная доска. Над доской и по всему периметру висят люминесцентные лампы. Естественное освещение левостороннее, окна большие и занимают почти всю стену. На окнах висят тканевые жалюзи. Стены окрашены пепельно-серой краской. Вдоль задней стене стоят шкафы с методической литературой и наглядным материалом. Пол покрыт линолеумом. В центре кабинета находятся учебные столы в три ряда, не загромождая проходы. Перед доской находится кафедра, на которой расположены демонстрационные столы и стол учителя.
Кабинет биологии.
Кабинет прямоугольной формы, находится на втором этаже. На передней стене расположена классная доска темно-зеленого цвета и экран для мультимедийного проектора. Над доской и по всему периметру висят люминесцентные лампы. Естественное освещение левостороннее, окна большие и занимают почти всю стену. На окнах висят тканевые жалюзи. Стены сверху до середины окрашены в бледно-зеленой краской, а остальная часть оформлена стеновыми панелями под цвет дерева. Перед доской находится стол учителя. Пол покрыт ДВП и окрашен коричневой краской. В центре кабинета находятся учебные столы в три ряда, не загромождая проходы.
Оборудование: рулетка.
Выполнение работы:
СК = S0/S,
где S0 – площадь застекленной части окон;
S – площадь пола
Вывод: Световой коэффициент в исследуемых кабинетах соответствует санитарно-гигиеническим нормам (не ниже 0,16%). Тканевые жалюзи не препятствуют потоку естественного освещения, т.к. хорошо регулируются.
Оборудование: рулетка.
Выполнение работы:
КА= S1/s,
где S1- площадь всех вентиляционных отверстий:
S- площадь пола.
Результаты исследования занесла в таблицу (Приложение. Таблица 7).
Вывод: Коэффициент аэрации в исследуемых кабинетах соответствует санитарно-гигиеническим нормам (не ниже 0,02 %). В зимний период открываются только по одной фрамуге. Проветривание проводит учитель на переменах при отсутствии детей в помещении.
Оборудование: картон, скотч.
Выполнение работы: из картона я изготовила «ловушки для пыли» – вырезала прямоугольники 10*15см. в прямоугольниках проделала кошки и заклеила их липкой лентой (скотчем) с одной стороны. «Ловушки для пыли» были развешаны в трех исследуемых кабинетах на 6 часов (во время I смены), т.к. в это время в школе находится наибольшее количество обучающихся. По окончании опытов, исследуемые экземпляры были рассмотрены под микроскопом.
Результаты исследования занесла в таблицу (Приложение. Таблица 8)
Вывод: в результате проведенного эксперимента было выявлено незначительное превышение запыленности в кабинетах русского языка и химии. Это может быть связано с недостаточным проветриванием кабинетов. Влажная уборка проводится после окончания смен и на момент эксперимента она только предстояла. В кабинете биологии запыленность в пределах нормы, что объясняется не столько регулярным проветриванием (в зимний период в виду погодных условий оно ограничено во времени), сколько наличием большого количества цветковых растений, которые поглощают часть пылевых частиц.
Рекомендации: обеспечит регулярную влажную уборку и проветривание учебных кабинетов.
Оборудование: рулетка.
Выполнение работы: Вооружившись рулеткой, я измерила: интервалы между рядами, расстояние между пастами и стенами, а также расстояния между доской и партами. Результаты исследований сведены в таблицу (Приложение. Таблица 4).
Вывод: в результате проведенного исследования были выявлены незначительные отклонения при расстановке школьной мебели в кабинете русского языка.
Рекомендации: В кабинете русского языка необходимо увеличить расстояние от наружной стены до первого ряда, чуть уменьшив интервалы между рядами.
Оборудование: рулетка.
Выполнение работы: вооружившись рулеткой, я измерила высоту столов и стульев.
Результаты исследований сведены в таблицу (Приложение. Таблица 9).
Вывод: в результате проведенного исследования выявлено главное нарушение – подбор мебели в каждом кабинете не учитывает разные возрастные группы обучающихся.
Рекомендации: необходимо приобрести мебель недостающих групп и расставить соответственно требованиям каждого возраста учащегося. (Приложение. Таблица 2,3)
Выполнение работы: я подсчитала, сколько всего цветковых растений находится в каждом кабинете, и определила их место положения.
Результаты исследований:
Вывод: обнаружено избыточное озеленение в кабинете биологии, которое может повлиять на снижение освещенности кабинета
Рекомендации: озеленение кабинета биологии привести в рамки санитарно-гигиенических норм.
Выполнение работы: визуальный анализ исследуемых кабинетов на соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Результаты исследований сведены в таблицу (Приложение. Таблица 10).
Вывод: при выполнении ремонта учитывались требования санитарно–гигиенических норм по цветовому оформлению кабинетов.
Заключение
Несомненно, школа оказывает большое влияние на развитие творческих способностей и интеллектуального уровня учащихся. В тоже время не надо забывать о нагрузке на здоровье школьника. В результате исследования было установлено, что экологическая обстановка в исследуемых кабинетах в целом положительна, так как освещенность, аэрация соответствуют нормам экологического мониторинга. Однако, уровень запыленности, расстановка и подбор мебели для обучающихся не всегда соответствует нормам СанПиН.
В учебных кабинетах необходимо провести подбор учебной мебели разных возрастных групп, регулярно проветривать кабинет и производить влажную уборку. По мнению автора, в лицее необходимо создание и реализация программы «Экология школьника», которая бы способствовала оптимальной реализации требований санитарно-гигиенических норм и рекомендаций медицинских работников.
Совокупность выполнения данных рекомендаций обеспечит создание благоприятной среды жизни школьника, что благотворно отразится на здоровье обучающихся.
Список источников информации
http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
Приложение
Таблица 1
Длительность проветривания помещений в зависимости от погодных условий
Наружная температура | Длительность проветривания помещения (мин.) | |
В малые перемены | В большие перемены | |
От +10С до +6С | 4-10 | 25-35 |
От +5С до 0С | 3-7 | 20-30 |
От 0С до -5С | 2-5 | 15-25 |
От -5С до -10С | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10С | 1-1,5 | 5-10 |
Таблица 2
Размеры парт, ученических столов и стульев
№ ме- бели | Группа мебели | Группа роста | Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см) | Высота переднего края сиденья (над полом, в см) | Цветовая маркировка | |||
№ стола | Группа столов | № стульев | Группа стульев | № мебели | Группа мебели | |||
1 | - | 100-115 | 46 | - | 26 | - | Оранжевый | - |
2 | А | 115-130 | 52 | 54 | 30 | 32 | Фиолетовый | Желтый |
3 | Б | 130-145 | 58 | 60 | 34 | 36 | желтый | Красный |
4 | В | 145-160 | 64 | 66 | 38 | 40 | красный | голубой |
5 | Г | 160-175 | 70 | 72 | 42 | 44 | зеленый | Зеленый |
6 | Д | От 175 | 76 | 78 | 46 | 48 | голубой | - |
Таблица 3
Распределение мебели по классам
Класс | № мебели | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
5 | 1 | 8 | 11 | - | - |
6 | - | 13 | 6 | 1 | - |
7 | - | 6 | 12 | 2 | - |
8 | - | 2 | 11 | 6 | 1 |
9 | - | - | 10 | 8 | 2 |
10 | - | - | 5 | 10 | 5 |
11 | - | - | 4 | 8 | 8 |
Таблица 4
Размещение мебели в учебных кабинетах
параметры | Русский язык | Химия | Биология | норма |
От наружной стены до первого ряда | 0.2м | 0.8м | 0.5м | Не менее 0.5м |
От внутренней стены до третьего ряда | 0.9м | 0.4м | 0.4м | Не менее 0.5м |
От задней стены до последней парты | 1.5м | 2,5 м | 2 м | Не менее 0.7м |
От первой парты до учебной доски - | 3м | 3,5м | 2,7м | Не менее 2,4м |
От последней парты до учебной доски | 7м | 7,8м | 7,2м | Не более 8м |
Между рядами | 0,7 | 0,5 | 0,6 | Не менее 0.6м |
Таблица 5
Цветопсихологические исследования детей разного возраста
Возраст (лет) | Предпочитаемые цвета | Цвет, вызывающий отрицательное отношение |
4-10 | Красный, пурпурный, розовый, бирюзовый | Черный, темно-коричневый, серый |
11-12 | Зеленый, желтый, красный | Оливковый, пастельно-зеленый, лиловый |
13-16 | Ультрамарин, оранжевый, зеленый | Фиолетовый, лиловый |
17-19 | Красно-оранжевый | Пурпурный, розовый |
Таблица 6
Световой коэффициент
учебный кабинет | Ширина, м | Высота, м | Площадь окна, м2 | Общая площадь окон, Sобщ , м2 | Площадь застекленной части окон, Sзаст , м2 | Площадь пола, S, м2 | Световой коэффициент, СК (не менее 0,16%.) |
Русский язык | 2,8 | 2,7 | 7,56 | 30, 24 | 27,21 | 68 | 0,40 |
Химия | 2,8 | 2,7 | 7,56 | 30, 24 | 27,21 | 72 | 0,37 |
Биология | 2,8 | 2,7 | 7,56 | 30, 24 | 27,21 | 72 | 0,37 |
Таблица 7
Коэффициент аэрации
Длина, м | Ширина, м | Площадь вент. отвер., м2 | Площадь пола, м2 | Коэффициент аэрации КА (не менее 0,02%.) | |
Русский язык | 2,1 | 1,7 | 3,75 | 68 | 0,05 |
Химия | 2,2 | 1,6 | 3,52 | 72 | 0,04 |
Биология | 2,2 | 1,6 | 3,52 | 72 | 0,04 |
Таблица 8
Запыленность
норма | Кабинет литературы и русского языка | Кабинет химии | Кабинет биологии |
15-20 пылинок | 22 пылинки | 21 пылинка | 20 пылинок |
Таблица 9
Расстановка мебели в кабинетах
Кабинет | Высота стола, см | Высота стула, см | Группа мебели | № мебели |
Русский язык | 75см | 46 | Д | 6 |
Химия | 70 | 42 | Г | 5 |
Биология | 69 | 40 | В | 4 |
Таблица10
Цветовое оформление школьных кабинетов
параметры | Кабинет Литературы и русского языка | Кабинет химии | Кабинет биологии |
Цвет боковых и задней стены | Светло-зеленые | Пепельно-серые | Верхняя часть -бледно-зеленая краска, нижняя - стеновые панели под цвет дерева. |
Цвет классной доски | Темно-зеленая | Темно-зеленая | Темно-зеленая |
Цвет передней стены | Светло-зеленая | Пепельно-серая | Верхняя часть -бледно-зеленая краска, нижняя - стеновые панели |
Окраска рам и двери | белая | белая | Белая |
Цвет учебной мебели | Натуральное дерево | Натуральное дерево | Натуральное дерево |
Фокус-покус! Раз, два,три!
Сочини стихи, Машина
Сорняки
Привередница
Флейта и Ветер