Изучить природные физические явления – гроза и молния. Выяснить, насколько опасны эти явления для человека.
Вложение | Размер |
---|---|
groza_i_molniya_2_klass.docx | 79.81 КБ |
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Основная часть………………………………………………………………3 - 7
1. Откуда берется гроза?………………………………………………………….3
2. Гром и молния.…………………………………………………………………4
3. Исследования ученых физиков…………………………………………….4 - 5
4. Молния – это электрический разряд.……………………………………...5 - 7
II. Практическая часть……………………………………………………………7 1. Эксперименты………………………………………………………………7 - 9
2. Чем опасна молния……………………………………………………… 9 - 10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………………………….…..12
Приложение 1…………………………………………………………………….13
Приложение 2…………………………………………………………………….14
Приложение 3…………………………………………………………………….15
Приложение 4…………………………………………………………………….16
Приложение 5…………………………………………………………………….17
Приложение 6…………………………………………………………………….18
Приложение 7…………………………………………………………………….19
Введение
Актуальность: Приближается летнее время, когда часто бывает гроза. Не следует забывать, что летняя погода изменчива, и ясный летний день может превратиться в пасмурный и дождливый.
Гроза – это загадочное, интересное, но опасное явление природы. Несмотря на то, что изучению молнии и грозы учёные всего мира уделяют огромное внимание, молния может быть совершенно непредсказуемой и вести себя вопреки всем правилам. Поэтому каждым человеком с раннего детства должны быть получены знания об этом явлении природы, для того чтобы защитить свои здоровье и жизнь.
Меня всегда привлекало природное явление гроза. А ещё я посмотрел мультфильм « Новаторы», серию про молнию, мне стало любопытно, что это такое? Интересно, откуда появляются на небе тучи, а потом раскаты грома и сверкает молния. Сильная гроза вызывает страх, но стоит ли бояться грома и молний? И я решил изучить этот вопрос.
Цель: Изучить природные физические явления – гроза и молния. Выяснить, насколько опасны эти явления для человека.
Задачи:
- найти научную информацию о грозе и молнии;
- узнать о событиях, связанных с этим природным явлением;
- провести эксперименты получения электричества;
- обратиться к истории и культуре;
- определить правила безопасного поведения во время грозы.
Гипотеза: Гроза и молния – это природные, атмосферные явления, которые иногда могут быть опасными для человека.
Методы исследования: изучение темы, работа с литературой и компьютером, беседа со взрослыми, наблюдение, проведение экспериментов, обобщение.
I. Основная часть.
Я знаю, что во время грозы очень сильно сверкает молния и гремит гром.
- Однажды мы с ребятами играли на улице. Вдруг налетела большая чёрная туча и закрыла собой всё небо. Огненная стрела без промедления врезалась в землю. Грянул оглушительный гром, от которого содрогнулась земля.
- Гроза!- прокричали ребята, испугавшись. Мы быстро разбежались по домам.
Дома я из окна наблюдал, как сверкает молния и идёт дождь. Мне стало интересно:
- Что такое гроза?
- Почему сверкает молния и гремит гром?
В детской энциклопедии я нашел такую формулировку. Гроза - атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождем, градом и шквальным усилением ветра.
Но как случается гроза? Оказывается, что солнце в летний день нагревает почву, и над ней образуется горячий, влажный слой воздуха. Горячий воздух поднимается, воздушные массы "взбираются" все выше и выше. Образуется теплый воздушный поток, который может подниматься на несколько сот или даже тысяч метров в высоту. Там воздух довольно быстро охлаждается. Он уже больше не может держать влагу, и на небе появляются облака. Приток теплого, быстро охлаждающегося наверху воздуха не прекращается. Облака сгущаются и превращаются в грозовые тучи. Капли дождя или даже кристаллы льда падают из них и проходят сквозь облака. При этом они охлаждают облака. Вследствие этого образуется еще больше капель воды или даже градин. На земле сначала дует холодный ветер - предвестник дождя или града, а потом выпадают осадки.
2. Гром и молния.
Наши далекие предки очень боялись грозы, они думали, что в чем-то провинились и Бог сердится на них. У каждого народа был свой бог грозы, например в Древней Руси был бог грозы Перун, в Древней Греции – Зевс-громовержец, в Древней Индии – бог Индра, а наши предки, когда случалась гроза, считали, что Дух Неба - Тенгри сердится.
Но с тех пор прошло много лет и сейчас мы с помощью науки можем объяснить любое природное явление.
На сайте Site Kid.ru очень понятно объясняется, что такое гром и молния: «Маленькие, положительно заряженные, частички поднимаются в туче наверх, отрицательно заряженные части опускаются вниз. Таким образом, молния - это что-то вроде искры, которая перескакивает от полюса к полюсу (либо от тучи к туче, либо от тучи к земле), и благодаря которой снимается напряжение. Молния нагревает воздух вокруг себя. Из-за этого он расширяется, и при этом происходит взрыв: гремит гром. А так как звук распространяется в воздухе медленнее, чем гаснет свет, то мы слышим гром лишь спустя некоторое время».
3. Исследования ученых физиков
В течение долгих лет ученые исследуют природу молний. Бенджамин Франклин для этого во время грозы запускал воздушный змей, оканчивающийся проволокой и связкой металлических ключей. Этим он вызывал слабые разряды, стекающие вниз по проволоке, и первым доказал, что молния - это отрицательный электрический разряд, стекающий с облаков на землю.
В то же время природу атмосферного электричества изучал русский ученый М. В. Ломоносов. Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере и появлении электрических зарядов на облаках.
Ломоносов построил "громовую машину", представлявшую собой конденсатор, который заряжался атмосферным электричеством через провод, конец которого был поднят над землёй на высоком шесте. Конденсатор находился в кабинете Ломоносова. Во время грозы можно было извлекать искры из конденсатора, когда к нему приближались руками. Эти опыты, как и опыты Франклина, были чрезвычайно опасными. Во время таких опытов в 1753 году на глазах у Ломоносова погиб работавший вместе с ним его друг, немецкий ученый Георг Рихман.
Опыты Ломоносова и Франклина показали, что грозовые облака сильно заряжены электричеством.
4. Молния – это электрический разряд.
Молния - это мощный электрический разряд. Он возникает при сильной электризации туч или земли. Поэтому разряды молнии могут происходить или внутри облака, или между соседними наэлектризованными облаками, или между наэлектризованным облаком и землей. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране. Ток в разряде молнии достигает 10-20 тысяч ампер, поэтому мало кому из людей удается выжить после поражения их молнией.
По виду молнии различаются:
- линейные;
- внутриоблачные;
- наземные;
- жемчужные;
- шаровые
Линейная молния- это искра, которая проскакивает между двумя облаками, заряженными электричеством разных знаков. Похожа на разветвлённые корни разросшегося в поднебесье дерева.
Внутриоблачные молнии: длина внутриоблачной молнии колеблется от 1 до 150 км. Прохождение молнии сопровождается изменениями электрических и магнитных полей.
Наземные молнии: процесс развития наземной молнии: электрическое поле достигает критического значения. Возникают электронные лавины, переходящие в электрические разряды.
Жемчужные молнии: жемчужная молния очень редкое и красивое явление. Появляется сразу после линейной молнии и исчезает постепенно. Молния имеет вид светящихся шаров, напоминая собой жемчуг, нанизанный на нитку. Жемчужная молния может сопровождаться звуковыми эффектами.
Шаровая молния- это светящие шары газовой плазмы. Они медленно двигаются, а иногда стоят на месте. Существуют несколько секунд или минут, а затем исчезают с сильным взрывом. Очень ярко светят. Иногда искрит и вращается.
Электризация, то есть образование сил притяжения электрической природы, всем хорошо знакома из повседневного опыта.
Если расчесать чистые сухие волосы пластмассовой расческой, они начинают притягиваться к ней, или даже искрят. После этого расческа может притягивать и другие мелкие предметы, например, мелкие бумажки. Это явление называется электризация трением.
1.Эксперименты.
Практическая часть моей работы заключается в экспериментах, чтобы ещё раз увидеть, как же получается молния и гром, я решил провести свои исследования.
1 исследование. Я взял два воздушных шарика и шерстяную ткань (ковёр). Потёр шарики об ковёр, не соединяя друг с другом. Воздух, наполняющий их, электризуется. Потом, я стал приближать шарики так, чтобы они не касались друг друга. В этот момент я увидел небольшие искорки. То же самое происходит и с тучами во время грозы. Они притягиваются, поэтому возникает электрический разряд – молния.
2 исследование. В этом случае мне помог папа. Он разобрал зажигалку и вытащил деталь, которая называется «пьеза». Я пьезу поднёс к ножницам и нажал на кнопку. Между ними произошла искра.
Как работает пьеза элемент? После нажатия на кнопку до конца — пружина отодвигает рычажок, на который она опирается. После этого пружина резко распрямляется. На другом конце пружины расположен металлический молоточек, который при раскрытии пружины с огромной скоростью ударяет в кристалл - основная составляющая пьеза элемента. Это пластинка, вырезанная из кварцевого кристалла. На обратной стороне кристалла имеется металлическая подкладка, которая не дает кристаллу сдвинуться от движения молоточка.
В результате получается мгновенный и сильный удар по кристаллу, который вызывает искру.
3 исследование. Мне понадобился широкий противень с низкими бортиками, большой кусок пластилина, полиэтиленовый пакет, монетка. Я взял пластилин, размял его и прилепил к противню посередине, как ручку. Потом поставил противень на пакет и начал сильно тереть. Поднял противень за пластилин и дотронулся до края монеткой и увидел искру и услышал треск.
Я убедился, что электричество имеет звук. Когда идёт гроза, мы нередко слышим звуки грома.
После мною проведённых исследований, мне было интересно, а как эти явления изучают на уроках физики.
1. Я натёр бумагой эбонитовую палочку и докаснулся ей до электроскопа, где увидел, как листики поднимаются. Затем также натерев палочку и докаснувшись ей до электрометра, стрелка на приборе поднялась. Это говорит о том, что при трении происходит электрический разряд, который подтверждают приборы.
2. Также при помощи бумаги, натерев эбонитовую палочку, я приблизил её к султану с бумажными полосками и увидел, как полоски притягивались к палочке.
3. Я крутил ручку в приборе « Электрофорной машины» и увидел между шариками разряд тока, напоминающий молнию.
Вывод: Изучив литературу и, проведя эксперименты, я понял, что в лабораторных условиях молнию получить невозможно. Можно получить не молнию, а электрический разряд, который будет длиться мгновение.
2.Чем опасна молния,
и как избежать неприятностей от молний во время грозы?
Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар. Особенно опасна молния для живых существ. Ее удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания создает для этого благоприятные условия.
Молния всегда движется к земле самым коротким путем. Поэтому молния чаще ударяет в высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты - в тот, который является лучшим проводником. Отсюда следуют меры предосторожности, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от молнии.
Для защиты от молнии создаются молниеотводы, с помощью которых заряд молнии уводится в землю по специально подготовленному безопасному пути.
В классе я рассказал ребятам, что я узнал о грозе и молнии.
Вместе с детьми провели простые эксперименты.
Раздал одноклассникам буклеты, в которых есть правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от молнии.
Заключение
В процессе написания работы я узнал, что гроза – это опасное природное явление. Грозы связаны с развитием кучевых дождевых облаков и со скоплением в них большого количества электричества. Несмотря на то, что изучению молнии и грозы ученые всего мира уделяют огромное внимание, молния может быть совершенно непредсказуемой и вести себя вопреки всем правилам. Таким образом, мы видим, что гроза представляет угрозу для жизни людей, и каждый человек с детства должен получить знания, чтобы защитить свое здоровье и жизнь.
Список используемой литературы.
1. Большая книга экспериментов, «РОСМЕН», 2006
2. Новая энциклопедия увлекательных занятий для мальчиков, «ЭКСМО», 2011
3. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника, «Махаон», 2006г.
4. Энциклопедия чудес. Владимир Мезенцев, Алма-Ата, 1988
5. «Детская энциклопедия», изд. «Арт-Пресс», Москва, 2008 г.
6. Тарасов Л. В. Физика в природе: Кн. для учащихся. М., 1988.;
7. http://webfacts.ru/interesnye-facty/raznoe/interesnye-fakty-o-molniyax.html
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Лепесток и цветок
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Ручей и камень
За чашкой чая