Билинни кэмнэ ого оонньообот буолла. Ого бары планшекка, телефонна олорор, кинигэ аахпат. Огону хайдах онтон араарабыт диэн боппуруос тереппуттэр иннилэригэр элбэхтик турар. Дьиэ кэргэнинэн тумсэн олорон "Олонхо дойдутун" оонньооторгут ого билиитэ ханыа, тумсуулээх буолуоххут, бириэмэни туьалаахтык атаарыаххыт. Биллибэтинэн огогут билиигэ тардыьыа, ессе атын оонньууну айарга дьулуьуоххут.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_mir_olonho_cherez_nastolnuyu_igru.docx | 22.74 КБ |
Введение в мир олонхо через настольную игру "Олонхо оонньуута"
Михайлов Д.Г. учащийся Средней общеобразовательной школы №26
рук. Санникова Т.П.
Цель моей работы: Вызвать интерес у сверстников к олонхо. Моя работа состоит из следующих этапов:
Ознакомление с материалами олонхо, изучение содержания олонхо, собирание иллюстрации к олонхо;
Выявление уровня информированности у сверстников об олонхо, изучение их желания узнать об олонхо;
Изготовление настольной игры по мотивам олонхо.
Гипотеза: Если изготовить увлекательную и красочную игру с использованием мотивов олонхо, то у младших школьников независимо от языка общения и уровня знаний в области народного творчества появится интерес к олонхо и к национальной культуре народа саха.
Актуальность:
Олонхо - героический эпос народа саха. ЮНЕСКО признал его как мировой шедевр устной нематериальной культуры человечества.
В нем рассказывается о фантастических приключениях якутских богатырей. Описывается образ жизни наших предков, про темные и светлые силы на Земле, про их противостояние. Он мог бы стать настоящим "учебником жизни" для нашего народа. Об этом много говорят и пишут. А мы, учащиеся младших классов, про олонхо знаем мало. Не хватает подходящей литературы. Серьезные книги, объемные издания не для нас. Слишком сложно и не привлекательно.
Есть проблема: в то время когда весь мир заинтересовался нашим шедевром, у многих моих сверстников нет даже малейшего представления об олонхо. И эту проблему надо решить. У меня появилась идея придумать настольную игру "Олонхо оонньуута", которая помогла бы войти в увлекательный мир Олонхо.
Конечно, мне помогли. Это - моя учительница Санникова Татьяна Петровна и моя мама.
Самое знаменитое произведение олонхо, которого многие знают это "Ньургун Боотур Стремительный". Его написал великий писатель народа Саха Платон Ойунский. Точнее он олонхо воссоздал на основе народных сказаний. Иллюстрации сделали художники Эллэй Сивцев, Владимир Карамзин и Иннокентий Корякин. Эти картины стали своеобразным каноном и художественного изображения олонхо.
Сегодня олонхо становится символом нашей республики. К сожалению, мы якутяне мало еще знаем об олонхо. Русскоязычным людям и детям еще сложнее. чтобы привлечь внимание всех независимо от языка общения, мы придумали такой способ - который бы позволил всем приобщиться к миру олонхо - эта настольная игра "Олонхо оонньуута". В эту игру могут играть все: и взрослые, и дети, школьники и дошкольники.
Идея игры очень простая. Состоит из игрового поля, игровой косточки и фишек. В игре могут участвовать любое количество игроков, только у них должны быть фишки.
Правила тоже простые: участники игры бросают по очереди косточку и делают шаги на выпавшее количество точек.
Игровое поле оформлено в виде миров олонхо:
Верхний мир;
Средний мир;
Нижний мир.
Все поле оформлено сюжетными картинками из олонхо. Чтобы было красочно мы изготовили копии иллюстраций из книги "Нюргун Боотур Стремительный" и из них составили содержание игры.
Игра начинается с рождения Богатыря в Среднем мире. Он начинает героический путь со своего аласа, со своей родной юрты. Дорога по Среднему миру радостная и интересная, по ней Богатырь идет легко. Но на его пути могут встретиться разные приключения. Самая сложная часть игры - прохождение Нижнего мира: тут возвратные ходы, долгие дополнительные круги, пропуски ходов. Если Богатырь не сдается, то обязательно дойдет до конца игры. Если он совершает героические поступки, хорошие дела, то у него появляется возможность сократить свой путь. Например ход 22 - Богатырь спасает Красавицу - ему награда - сокращение пути. Если путь по Нижнему миру труден и опасен, то в Среднем мире он влюбляется в красавицу и женится на ней. Он охотник и рыбак, воин и защитник своей Земли.
Завершающая часть игры - это путь Богатыря по Верхнему миру. В Верхнем мире живут ангелы спасительницы - Удаганы и Боги. Главный Бог - Урунг Аар Тойон, перед которым держит Богатырь ответ за пройденный путь. Если он в пути совершил грехи и недостойные дела, то обеспечен обратный ход, а если он людям помогал, достойно жил, совершал честные поступки, то ему награда - скачок. В конце богатырь благодарит Священный огонь, говорит Алгыс своим детям и возвращается к своим предкам. Тут конец игры.
Для детей 9-10 лет, можно усложнить правила игры и придумать по ходу различные задания. Например:
Как описывается в олонхо отчий дом?
Как описывается красота Туйаарыма Куо?
Кто такой Урунг Уолан? и другие.
Можно так же давать задания по национальной культуре:
Спеть народную песню;
Исполнить скороговорку;
Разгадать загадку и другие
для учителей могу предложить книгу Екатерины Петровны Чехордуной "Мин дойдум - олонхо дойдута"
В заключение хочу сказать следующее:
Наша настольная игра уже прошла апробацию у моих одноклассников. Они в восторге. Мы дома всей семьей играем: папа, мама, братик и я. Многие учителя и воспитатели, которые видели нашу игру, хотят ее приобрести. я мечтаю выпустить серийно и начать свой маленький бизнес.
Моя учительница Татьяна Петровна считает, что такие игры развивают: наглядно-образное мышление, сообразительность, творческие способности, механическую и произвольную память, целостное и зрительное восприятие, произвольное внимание, словесно-логическое мышление. Ребенок учится анализировать последовательность своих действий; расширяет собственные представления о предметах и явлениях окружающего мира; совершенствует описательную, повествовательную и диалогическую речь; приобретает навыки сравнения объектов, а самое главное - приобщает нас к удивительному и волшебному миру олонхо.
Влияние музыкальных физкультминуток на эмоциональное состояние детей
Соргоева А. учащаяся Средней общеобразовательной школы №26
Движение - это жизнь. Двигательная активность полезна для организма человека. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и уже с малых лет надо детей приучить вести активный образ жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки -50-60%, плоскостопием - 30%. Состояние здоровья наших учеников в начале 2004 г. было: 1 группа здоровья - 3 %, 2 группа здоровья - 82%, 3 группа здоровья - 14%. Состояние здоровья наших учеников в конце 2006 г. стало 1 группа здоровья - 0%, 2 группа здоровья - 87%, 3 группа здоровья - 10%, 4 группа здоровья - 3 %. Налицо ухудшение здоровья учеников нашего класса.
Причин плохого здоровья детей множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни. Жома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальным или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а "ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет". А в школе детям приходится долго сидеть за партой. Учебная работа требует сохранения вынужденной позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей.
О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки:
снижение продуктивности учебного труда (увеличиваются число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий);
ослабление внутреннего торможения ( наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
появляется чувство усталости.
Для снятия этих признаков мы рекомендуем провести физкультминутку.
Проведение физкультминуток на уроке - дает возможность для освобождения от напряжения позвоночника, мышц спины, шеи, улучшению кровообращения, работоспособности и улучшению эмоционального состояния детей.
Цель нашей работы: выявить влияние физкультминуток на развитие эмоционального состояния детей.
Гипотеза: Использование музыкальных физкультминуток во время учебных занятий (на перемене) положительно влияет на эмоциональное состояние учеников в течение уроков.
Предмет исследования: эмоциональное состояние детей.
Объект исследования: ученики начальных классов.
Задачи исследования:
Изучить литературу по проблеме.
Составить комплекс музыкальных физкультминуток и комплекс упражнений, снимающих стресс.
Исследовать влияние музыкальных физкультминуток на эмоциональное состояние детей в ходе обучения.
Этапы исследования:
Подготовительный этап. цель: составить комплекс музыкальных физкультминуток.
Основной этап. - Констатирующий эксперимент. Цель: проверить эмоциональное состояние детей. Формирующий эксперимент. Цель: проведение музыкальных физкультминуток во время уроков. Контрольный эксперимент. Цель: проверить эмоциональное состояние.
Заключительный этап. Подведение итогов.
Методы исследования:
- наблюдение;
- ведение дневника эмоционального состояния детей;
- анкетирование.
Опытно-экспериментальная база:
- 4"Е" класс школы №26 г.Якутска;
- 3 класс Национальной гимназии.
Подготовительный этап.
В работе использован комплекс упражнений кандидата психологических наук Сиротюк Аллы Леонидовны, г. Тверь. Составила комплекс музыкальных физкультминуток, к некоторым из них написала музыку и разработала дневник наблюдений.
Музыкальные физкультминутки помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувства ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.
Физкультминутки должны быть простыми по мелодии и ритму.
Это позволяет ребенку быстро запомнить музыкальные физкультминутки, точно организовать свои движения и контролировать их выполнения.
Упражнения для физкультминуток подобраны таким образом, что их можно использовать с детьми разного возраста. Комплекс упражнений учитывает не только задачи по повышению двигательной активности детей, но и воспитательно-образовательные задач.
Комплекс музыкальных физкультминуток направлен на решение следующих задач:
Повышение эмоциональное состояние детей;
Улучшение здоровья детей;
Повышение работоспособности детей;
Развивают чувство ритма и музыкальный слух;
Развивают координацию речи с движением.
Основной этап.
Результаты констатирующего эксперимента: 42% детей - после 4-5 уроков настроение сохраняется, 15 % - улучшается, 44 % - ухудшается.
Основной эксперимент: в течение 10 дней во время уроков проводила физкультминутки. Контрольный этап: каждый день проводила наблюдение за эмоциональным состоянием одноклассников (каждый ребенок до и после уроков выбирал лица, которве соответствовали его эмоциональному состоянию), провела анкетирование.
Заключительный этап.
Результаты наблюдения за эмоциональным состояние учеников 4-е класса школы №26, где проводились физкультминутки:
Стабильное эмоциональное состояние - 67% от общего количества детей;
Нестабильное эмоциональное состояние - 33%.
Результаты наблюдения за эмоциональным состоянием учеников 3-го "Е" класса Саха-гимназии, где не проводились физкультминутки:
Стабильное эмоциональное состояние - 60% от общего количества детей;
Нестабильное состояние - 40%.
Результаты анкетирования:
Нужно ли проводить физкультминутки во время урока?
100% - "да".
Польза физкультминутки.
46% - необходимо для умственного развития и улучшения памяти;
27% - необходимо для общего развития ребенка;
12% - для развития мышц;
12% - для восстановления работоспособности;
12% - снимает усталость;
8% -для улучшения почерка;
4% - для хорошей учебы;
4% - для развития координации.
Поднимает ли физкультминутка ваше настроение?
89% - "да".
Какая физкультминутка тебе понравилась?
48% - "все физкультминутки", 19% - "Если нравится тебе, то делай так", 19% - "Для развития полушарий", 14% - "Разные".
нравится ли тебе музыкальная физкультминутка7
49% - "с музыкой", 22% - "с музыкой и без", 19% - "без музыки".
п/п | Стабильное эмоциональное состояние | Нестабильное эмоциональное состояние | |
1 | Результаты контрольного эксперимента основной группы | 42% | 58% |
2 | Результаты эксперимента основной группы | 67% | 33% |
3 | Результаты контрольной группы | 60% | 40% |
Вывод: Детям нужна физкультминутка, и им нравится музыкальная физкультминутка. Итого наша гипотеза подтвердилась.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
«Течет река Волга»
Муравьиная кухня
Весёлая кукушка
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт