Исследовательская работа "Древо моей семьи" направлена на формировние у учащихся интереса к истории своей семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_moe_drevo.pptx | 2.24 МБ |
issledovatelskaya_rabota.docx | 500.93 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №50»
Исследовательская работа
Тема: «Способы построения семейного дерева
на примере моей семьи»
Выполнил: Ученица 3 б класса
Заикина Дарина
Руководитель:
Кочеткова Людмила Васильевна
г. Нижний Новгород
2018 г.
Содержание | ||
|
| Стр. |
Введение ............................................................................................... | 3 | |
ГЛАВА 1 Теоретическая часть............................................................ | 5 | |
1.1 Понятия "генеалогия" и "родословная"............................... | 5 | |
1.2 Виды генеалогического древа............................................. | 6 | |
ГЛАВА 2 Практическая часть............................................................ | 8 | |
2.1 Анкетирование....................................................................... | 8 | |
2.2 Этапы работы по составлению родословной ..................... 9 | ||
2.3 Способы сбора и хранения информации моими предками.. | 10 | |
Заключение................................................................................................... | 11 | |
Список используемых источников и литературы ............................ 12 Приложение 1.......................................................................................... 13 Приложение 2.......................................................................................... 14 |
Введение
История собственной семьи вызывает интерес каждого человека. Слушая семейные легенды, люди нередко увлекаются судьбой своих предков, составляют генеалогическое дерево, стараясь узнать о них как можно больше.
Мы часто слышим: «Семья – это семь «Я». А что это значит? Что в семье живёт несколько человек или что-то другое? На мой взгляд, эта фраза имеет более глобальный смысл, и связана она с поколениями наших предков, которых человек должен знать и чтить.
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. «Человек, не помнящий своего рода, обречён на поражение» - так гласит народная мудрость о тех, кто не знает своих корней.
К сожалению, в наше время многие не знают даже своих прабабушек и прадедушек. К таким выводам я пришла, когда просто опросила своих друзей, а затем проанкетировала одноклассников. Но из тех же анкет я поняла, что большинство из них хотели бы знать больше о своих предках и составить семейное древо.
Я всегда знала, что моя мама собирает и хранит много материалов о наших родственниках и предках. Меня заинтересовало зачем она это делает. Оказалось что и моя бабушка была этим увлечена и один из моих прадедов то-же. Поэтому я решила выяснить как и с какой разницей они это делали, составить семейное дерево для себя используя их методы, чтобы показать ребятам пример.
Целью проекта стало создание семейного дерева моей семьи.
Я поставила перед собой задачи:
Объект исследования: родословная семьи Заикиных и Карасевых и все материалы (документы, письма, фотографии) по этим семьям.
Методы проведения исследования:
1.анкетирование моих ровестников;
2. разделение работы по составлению семейного древа на этапы;
3. получить информацию от родственников в ходе беседы с ними;
4. изучить семейный архив: документы и фотографии;
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятия "генеалогия" и "родословная"
Работы по подготовке к проекту я начала с изучения справочников, словарей, материалов из сети Интернет. Я в первую очередь познакомилась не только с понятиями, рекомендациями, но и с родословными знаменитых людей и писателей.
С незапамятных времен наличие родословных или же летописей племен и народов, было обязательно. Выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. Известна родословная великого русского поэта Пушкина до двадцатого поколения, вплоть до тысячного года! Родословная британских монархов до сих пор была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая древняя. Но ученые доказали, что самый древний дворянский род в мире живет в Костромской губернии.
Род Бирюковых – родня русским царям, императорам из Византии и даже Чингиз-хану. Интересно, что корни родословной на 300 лет древнее родословной английской королевы Елизаветы.
Изучением истории семей и родов, как я выяснила, занимается специальная наука – генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословие», т. е. слово о роде.
1.2 Виды генеалогического древа
Есть несколько методов составления родословного древа. Самые распространенные это прямое восходящее и обратное нисходящее
Составляя родословное дерево нужно учитывать линии наследования. Они бывают двух видов:
Прямая ветвь. Цепочка включает, Вас, Ваших родителей, их родителей и т. д.
Боковая ветвь. Она учитывает Ваших братьев и племянников, братьев и сестер дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек и т. д.
Эти схемы – восходящую и нисходящую с прямыми и боковыми ветвями – можно составлять, как смешанную: одновременно для мужчин и женщин своего рода, – так и для отслеживания наследования только по роду отца или матери.
Глава 2. Практическая часть
2. 1. Анкетирование
Чтобы выяснить интересна ли моя тема, и занимался ли кто то еще из моих друзей семейным древом, я провела анкетирование друзей и одноклассников. В общей сложности я проанкетировала 35 человек. В мою анкету были включены 7 вопросов. Приложение 1
Посчитав и сравнив положительные и отрицательные ответы, я поняла что практически всем история своей семьи интересна ,многие составляли схему семейного дерева, а если нет, то собирались. И это не удивительно- это и правда очень интересно. Так например я с огромным интересом продвинулась дальше в своем исследовании и начала просматривать архив собранный родителями.
2.2.Этапы составления родословной
Я узнала что для составления родословной и построения древа нужно проделать работу в несколько этапов
1 этап – опрос родственников; работа с семейным архивом. Результаты опроса родственников, а также сведения, которые позднее будут обнаружены в архивах, необходимо внести в генеалогическую карточку.
2 этап - поиск генеалогической информации в архивах (самый трудный этап). Эти документы находятся в исторических архивах той местности, где раньше проживали ваши предки.
По сети Интернет можно узнать информацию о тех или иных документах, а также воспользоваться рекомендациями специалистов или любителей-генеалогов, можно обмениваться данными.
3 этап - обработка собранных материалов. Построение родословного древа.
4 этап - презентация семейной памяти другим: оформление стенда (плаката) и/или книги (альбома)., создание сайта, посвященного вашей семье. Во всемирной сети Интернет существует множество генеалогических сайтов.
2.3. Способы сбора и хранения информации моими предками
Итак когда я подошла вплотную к изучению моих предков, моей семьи, то столкнулось с очень большим количеством бумаг, документов и фотографий.
Я узнала что мой прадед бережно хранил немногочисленные фотографии своих родных. Он делал заметки на оборотах. Старательно поддерживал связь с разъехавшимися по всей стране и за ее пределы родными с помощью переписки. Письма он сохранил для моей бабушки. В них очень много информации о том где они живут, кем работают, как женятся и как зовут их детей. Скорее всего он прекрасно понимал и знал ценность этого для семьи, воспитал своих детей с интересом к семейной истории, и это дало плоды.
Моя бабушка также старательно поддерживала переписку с родственниками. В советские годы часто ездила в гости и принимала у себя в гостях далеко живущих родных. Так закреплялись старые потерянные связи, появлялись новые-уже ее детей, появлялись все новые фотографии, письма. Но она пошла и дальше… Выезжая к себе на родину, в другие города, она обращалась в городские архивы. Пусть и не много, но находила там сведения о родственниках, сохраняла выписки.
Так моя мама получила уже довольно большой архив. Но в этом архиве ничего не было организовано. Во всех этих письмах, лицах и бумагах было проще запутаться чем разобраться. Она задалась целью, для дальнейшего сбережения всех сведений, организовать и систематизировать архив. Сначала моя мама заполняла на каждого члена семьи карточки (небольшие анкеты). Их было больше 200-т - тоже легко запутаться. Затем она воспользовалась специальной программой «Древо жизни». Это помогло ей и сохранить тексты и изображения, и в любой момент составлять различные схемы, большие и маленькие ветви дерева. Она продолжает вносить туда данные и фотографии, показала как мне работать в этой программе.
От Родителей я узнала, что архивы теперь есть и в электронном виде в сети Интернет. Что появляются все новые и новые базы данных на участников Великой Отечественной войны, сайты знаменитых дворянских, а теперь еще и мещанских родов, и даже сайты отдельных семей, которые находятся в поиске родни. Узнала, что теперь с дальними родственниками можно более полно поддерживать связь через социальные сети в той же Интернет-сети.
Заключение
Итак я выяснила что же такое генеалогия. Еще одной моей задачей было исследовать как именно собирали и хранили информацию о роде раньше и как это можно сделать сейчас. Сравнила три поколения “хранителей” памяти моей семьи. Мой прадет лишь записывал на бумаге короткие данные и хранил письма и фотографии. У него была лишь такая возможность, но это уже очень много. Моя бабушка шагнула дальше, она оьращалась в архивы, собирала больше информации, у нее была возможность больше общаться с большим количеством родственников, так как уже появился телефон. Но то что она собрала и накопила она никак не оформила и даже не систематизировала. У моей мамы был не только уже большой архив нашей семьи, контакты для связи с родственниками, но и компьютер, специальные программы для хранения хрупкой старой бумаги в электронном виде и уже систематизированно. Моя мама разложила все так сказать по полочкам- по веточкам. Выйдя замуж она по крупицам собрала семейное древо моего папы, чтобы соединить родословные для своих детей. У меня и моих родителей есть уже возможность оформить семейное дерево и презентовать его близким- то есть завершить этапы построения родословной.
Так в ходе моего исследования подтвердилась и моя гипотеза: составить родословную и построить дерево сложно, но в наше время при помощи сети Интернет, специальных программ и специальных сайтов это сделать значительно проще и быстрее.
Я выбрала для себя самое распространенное прямое семейное дерево от предка к потомкам, с небольшими боковыми ветвями моих теть и дядь, двоюродных братьев и сестер. Приложение 2
Я решила не останавливаться на своем исследовании, а продолжить изучать эту тему и дальше. У меня есть возможность, которой не было у моих предков. Я могу со временем даже создать собственный сайт своей семьи, и так искать новых родственников- пополнять свое древо.
В ходе изучения семейного архива я поняла, что этим можно заниматься годами, а можно и всю свою жизнь, как мои родные.
Список используемых источников и литературы
Семейных архив семьи Заикиных;
Семейных архив семьи Карасёвых;
Электронная схема семей Заикиных и Карасёвых на базе программы «Древо жизни»;
Интернет сайт Википедия свободная энциклопедия;
Большая иллюстрированная энциклопедия в 32 томах (т. 7), г.Москва , «Издательство АСТ Астрель»,501 стр., 2010 г.;
Занимательная генеалогия для детей всех возрастов. Вып. 1 / Союз Возрождения Родослов. традиций ; сост. Е.В. Бибикова. - Ярославль : Ремдер, 20 стр. 2006 г.
Приложение 1
АНКЕТА
1. Знаешь ли ты имена своих прабабушек и прадедушек?
Да- 14; Нет -21.
2. Знаешь ли откуда они были родом и чем занимались?
Нет -18 человек;
Да ,только откуда они -10 человек;
Да, и откуда они и занятия, профессии -7 человек.
3. Строил ли ты когда – ни будь свое семейное дерево?
Да -16 человек; Нет - 6 человек; Собирался -13 человек.
4.Если уже строил, то как?
Чертил, рисовал, аппликацией – 8 человек;
В электронном виде - 7 человек.
5. Сохранил ли ты это дерево?
Да - 8 человек ; Нет - 8 человек.
6. Как ты думаешь, как можно хранить память и информацию о своей семье ? (ответы в произвольной форме)
Записывать – половина опрошенных
В электронном виде – 10 человек;
Фотографии- 5 человек;
Запоминать самому- 5 человек;
Не знаю – половина опрошенных.
7. Как ты думаешь, знать свою родословную это важно и поучительно?
Да- 33 человека; Нет- 2 человека.
Приложение 2
Как нарисовать лимон акварелью
Эта весёлая планета
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Музыка космоса