исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
raitskaya_i_mistryukova_kuragino_3.rar | 2.83 МБ |
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ КУРАГИНСКОГО РАЙОНА»
Полное название темы работы | Как можно подсчитать, сколько горошин может войти в стакан? | |
Направление | В царстве точных наук Исследовательская работа | |
Фамилия, имя коллектива авторов | Раицкая Лидия Алексеевна Мистрюкова Софья Евгеньевна | |
Фото авторов | ||
Территория, населенный пункт | п. Курагино | |
Наименование образовательного учреждения | МБОУ Курагинская СОШ№3 | |
Класс | 6А | |
Место выполнения работы | МБОУ Курагинская СОШ№3 | |
Руководитель | Доронина Нина Николаевна |
Введение
Люди стали считать с того уже времени, как составились сообщества; они, без сомнения, знали число членов своих семейств, считали дни, годы своей жизни, вели счет стадам, производили между собой разделы и прочее.
Буняковский В.Я.
С детских лет нам прививают навыки счета. Мы начинаем считать раньше, чем писать. Во всех сказках идет счет, есть детские игры – считалочки, а так же мультфильмы, в которых показано умение считать. Например, «Козленок, который умел считать до десяти». В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с цифрами и подсчётами: многие ребята считают сдачу в магазине, количество шагов по дороге в школу, производят различные действия по номерам встречных машин, тем самым тренируя навыки устного счета. Кто-то любит различные головоломки с числами, ребусы и так далее. Хорошо развитые навыки устного счета - одно из условий хорошей успеваемости.
Однажды в математической викторине нам встретился вопрос: «Сколько горошин может войти в стакан?» Ответ, конечно, шутливый: «Нисколько, потому что они ходить не умеют». А что, если сформулировать этот вопрос немного иначе: сколько же горошин может поместиться в стакане, и существуют ли способы подсчета их количества?
Цель: Рассмотреть различные способы подсчёта количества горошин в стакане.
Задачи:
1.Изучить формулы для вычислений;
2. Представить различные способы измерения;
3.Выявить значимость счета и вычислений в повседневной жизни учащихся.
Предмет исследования: горох, как счетная величина.
Методы исследования:
Обобщение и систематизация полученных результатов;
Проведение экспериментов и сравнительного анализа.
Гипотеза: Зная размер одной горошины, можно определить их количество в стакане.
Проблема нашего исследования заключается в том, что в нынешнее время многие ребята не владеют навыками не только устного счёта, но и не выполняют вычисления письменно. Всё это негативно отражается на развитии их мышления, памяти, а значит, и успеваемости. В устных вычислениях развивается память, сосредоточенность, быстрота реакции.
Устный счет развивает внимание, сообразительность. Для развития и закрепления умений различных приемов счета можно использовать материал из книг «Логические головоломки или акробатика для мозгов» Адама, «Живая математика» Я.Перельмана, «Занимательная математика» Т.Гавриловой, «Математическая смекалка» и «Удивительный мир чисел» Б.А.Кордемского, «Тысяча и одна задача по математике» А.В.Спивак.
Глава I
«Измеряй все доступное измерению
и делай доступным все недоступное ему»
Г.Галилей
В начале нашего исследования мы решили пойти простым путём, а именно: купили пакет цельного гороха, и просто сосчитали количество горошин, бросая их по одной в стакан. Ведь как говорил И.Песталоцци: «Счет и вычисления - основа порядка в голове». Оказалось, что в стакан вошло 1090 горошин. Нам стало интересно, существуют ли другие способы подсчета количества горошин в стакане? Мы поступили следующим образом:
1.Взяли маленький стакан, так как в нем быстрее сосчитать количество горошин, и стали пересыпать в большой стакан цилиндрической формы, считая их количество. В маленьком стакане поместилось 217 горошин. В большой стакан вошло 5 маленьких. Умножив количество горошин маленького стакана на количество стаканов, мы узнали примерное количество горошин в большом стакане.
217х5=1085 горошин.
2.Для определения размеров малых тел применяется «метод рядов».
Мы использовали этот метод для определения диаметра одной горошины. Взяли n=10 горошин, приложили их в ряд вдоль линейки, измерили их общую длину L= 6,4см, и по формуле d=L:n вычислили диаметр одной горошины. d=6,4:10=0,64см
По формуле объема шара V= 1/6Пd3вычислили объем горошины. Объем стакана 150 см3. Разделив объем стакана на объем одной горошины, получили примерное количество горошин n=1071.
3.Потом мы стали искать другой способ подсчёта количества горошин.
Положили горошины, чтобы они закрыли дно маленького стакана одним слоем. Подсчитали количество горошин, а=31.Зная диаметр одной горошины d=0,64см, и высоту стакана h=4см, можно сказать, сколько будет слоев в стакане N= h/а=4:0,64=6,25.т.е.7слоев. n=aN=31х7=217 горошин в маленьком стакане. Значит, в большом 217х5=1085горошин. Дно большого стакана закрыли 83 горошины. Высота стакана 8см. Получилось 13слоев. n=aN=83х13=1079 горошин.
4.Еще один способ измерения - теоретический. Если горошину считать как кубик, а не шар, то объем одной горошины V=а3 =0,63=0,216см3 Объем стакана 150см 3. n= 150:0,216=695горошин. Или так: в 1см 3 примерно 5горошин (1: 0,216=5). 150х5=750 (горошин). Как оказалось, это самый неточный способ.
Проведя сравнительный анализ результатов, и, считая механический способ за эталон, то ближе всех к нему оказался результат подсчета по количеству маленьких стаканов и по слоям в маленьком стакане.
(Приложение 1)
Результаты измерений не совпадают, т.к. горошины имеют форму шара, и в стакане остается пустое пространство. Мы вычислили погрешности результатов. (Приложение 2)
«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры» Д.И.Менделеев
Нам стало интересно, если все горошины выложить в один ряд, какой будет его длина? Мы составили такие задачи.
1.Если 10 горошин занимают в ряд 6,4см, то какую длину будет иметь ряд из 1071горошины? Решив эту задачу с помощью пропорции, получим 685см. Это почти 7м.
2.Диаметр одной горошины 0,64см. Число горошин 1071. Если все горошины выложить в один ряд, какой будет его длина?
Глава II
Среди учащихся было проведено анкетирование:
По результатам опроса оказалось, что у большинства ребят плохо развит глазомер и прикидка результата. Так, например, в маленьком стакане называли 50, а в большом-150.
56% ответили, что часто используют,
40%- редко используют,
4%-никогда не используют.
Ответ – всегда помогают - 68%
редко помогают - 23%
никогда не помогают -9% (Приложение 3)
Вывод:
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что многие ребята, как и мы, используют устный счет и вычислительные действия в повседневной жизни.
А наша гипотеза, что по одной горошине можно подсчитать общее их количество в стакане, подтвердилась.
«Счет является, правда, низкой, но уже идеальной деятельностью человека, и с помощью него столь многое осуществляется в обыденной жизни». И.Гёте.
Литература
1. «Школьникам о математике и математиках» М.М.Лиман /
М. Просвещение1981г.
2. «Удивительный мир чисел» Б.А.Кордемский /М.Просвещение 1986г.
3. «Тысяча и одна задача по математике» А.В.Спивак / М.Просвещение 2010г.
4. «Логические головоломки или акробатика для мозгов» Адам/ М.АСТ 2008г.
5. «Математическая смекалка» Б.А.Кордемский М.ОНИКС 2005г.
Приложение 1
Сравнительный анализ результатов
способ | количество |
Механический пересчет горошин в большом стакане | 1090 |
По количеству маленьких стаканов | 1085 |
«Метод рядов» | 1071 |
По слоям в маленьком стакане | 1085 |
По слоям в большом стакане | 1079 |
Считая горошину кубиком | 695 |
В 1см3 5 горошин | 750 |
Приложение 3
Кто более точно ответит, сколько горошин в маленьком и сколько в большом стакане?
Используют ли устные подсчеты в повседневной жизни?
Помогают ли школьные знания в жизненных ситуациях, связанных с измерениями?
Приложение 2
Вычисление погрешности
способ | количество | точность | погрешность |
Механический пересчет горошин в большом стакане | 1090 | 100% | 0% |
По количеству маленьких стаканов | 1085 | 99% | 1% |
«Метод рядов» | 1071 | 98,3% | 1,7% |
По слоям в маленьком стакане | 1085 | 99% | 1% |
По слоям в большом стакане | 1079 | 98,9% | 1,1% |
Считая горошину кубиком | 695 | 63,8% | 36,2% |
В 1см3 5 горошин | 750 | 68,8% | 31,2% |
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Заяц-хваста
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Шелковая горка
Как напиться обезьяне?