Используя результаты анализа почв пришкольного участка учащиеся МОУ Лицей могут самостоятельно вырастить цветочные однолетние культуры и благоустроить ими пришкольный участок.
Вложение | Размер |
---|---|
landshaftnoe_proektirovanie.docx | 38.7 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Лицей г.о.Электрогорск
Областной конкурс научно - исследовательской и проектной деятельности «Юный исследователь»
Секция: Естественные науки
Тема:
Ландшафтное проектирование пришкольного участка
Работу выполнил:
Ученик 11 класса «Б» МОУ лицей
Лубенец Ярослав Владимирович,
Муниципальное образовательное учреждение
Лицей, г.о. Электрогорск
Руководитель:
Строчкова Оксана Николаевна
учитель географии МОУ Лицей,
г.о. Электрогорск
контактный телефон: 8-49643-32315 (раб.)
8-905-591-68-08 (моб.)
e-mail: Oksana_strochkov@mail.ru
г.о.Электрогорск, 2019 год
Содержание
I. Введение.
1. Цель. Задачи. Приборы и материалы.
2. Актуальность темы.
II. Основное содержание. Теоретическая часть работы.
1. Почва. Состав почвы.
2. Минеральный и механический состав почв.
3. Химические и физические свойства почв.
III. Анализ почв пришкольного участка. Практическая часть работы.
1. Пробоотбор и подготовка к химическому анализу;
2. Приготовление водной вытяжки;
3. Определение актуальной кислотности почвы;
4. Определение гумуса;
5. Определение механического состава почвы.
IV. Из опыта работы по выращиванию однолетних цветочных культур и по благоустройству пришкольного участка.
V. Заключение.
VI. Использованные ресурсы.
VII. Приложения.
1. Цель. Задачи. Приборы и материалы
Гипотеза: Используя результаты анализа почв пришкольного участка учащиеся МОУ Лицей могут самостоятельно вырастить цветочные однолетние культуры и благоустроить ими пришкольный участок.
Цель: Изучить состав и свойства почвы пришкольного участка наиболее часто употребляемыми методами изучения состава почв; применение результатов на практике.
Предмет исследования: почва
Объект исследования: свойства почвы
Место реализации проекта – пришкольный участок МОУ Лицей
Дата реализации проекта– сентябрь 2017 года — август 2018 гг,
Приборы и материалы:
Весы, колбы конические, пробирки, пипетки, воронки, штатив, индикаторная бумага, вода;
2. Актуальность темы.
Актуальность: С ростом города, развитием его промышленности, становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. Благоустройство территории – важная часть создания комфортной для человека среды. Благодаря ей человек находится в безопасности, что способствует его оздоровлению как в физическом, так и психическом плане. Учащиеся проводят в школе более 6 часов день, а в летнем лагере более 8 часов. Растительность, как средовосстанавливающая система, обеспечивает комфортность условий проживания людей в городе, регулирует (в определенных пределах) газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического отдыха людей; она имеет огромное значение для человека. Именно поэтому благоустройство пришкольной территории особенно актуально в наше время.
II. Основное содержание. Теоретическая часть работы.
Почва. Состав почвы.
Почва - поверхностный слой Земли, обладающий плодородием. Почва является результатом взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы Земли. Почва формируется под влиянием климата, рельефа, исходной почвообразующей породы, а также живых организмов. Почва состоит из четырех фаз: твердой, жидкой, газообразной и живой. Твердая часть в свою очередь подразделяется на минеральную и органическую часть и составляет 50 % от общего объема почвы.[1]
Механический состав почвы
Твердая фаза почвы состоит из частиц различной величины, которые называются механическими элементами и могут быть органическими, минеральными и органо-минеральными. Соотношение частиц разного диаметра, выраженное в процентах, называется гранулометрическим (механическим) составом почвы. По гранулометрическому составу почву делят на песчаную, супесчаную, суглинистую, глинистую.
Каждый вид почвы характеризуется своими свойствами и, зная недостатки почв, можно определить мероприятия по их улучшению.
Важнейшей составляющей частью почвы является органическое вещество, которое представляет собой сложное сочетание растительных и животных остатков, находящихся на различных стадиях разложения. [1]
Для питания растений доступны только те питательные вещества, которые находятся в почве в форме соединений, растворимых в воде и слабых кислотах. Переход питательных веществ из труднорастворимых соединений в усвояемую форму постоянно происходит в почве под влиянием биологических, физико-химических и химических процессов.
Почва как многофазная система способна поглощать и удерживать воду. В ней всегда находится определенное количество влаги. Вода поступает в почву в виде атмосферных осадков, грунтовых вод, при конденсации водяных паров из атмосферы, при орошении. Почвенная вода является жизненной основой растений, почвенной фауны и микрофлоры, получающих воду главным образом из почвы. От содержания воды в почве зависят интенсивность протекающих в ней биологических, химических и физико-химических процессов, передвижение веществ и формирование почвенного профиля, водно-воздушный, питательный и тепловой режимы, ее физико-механические свойства, то есть, важнейшие показатели почвенного плодородия. Следовательно, почвенная вода оказывает прямое и косвенное влияние на развитие и урожайность растений.
Газообразная часть, или почвенный воздух, заполняет поры, не занятые водой. Количество и состав почвенного воздуха, в который входят N2, O2, летучие органические соединения и пр., не постоянны и определяются характером множества протекающих в почве химических, биохимических, биологических процессов. [4]
Гумус - наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ, которые, растворяясь в воде, поступают в растение через корни и насыщают его прежде всего азотом. Гумус образуется как результат процессов гумификации продуктов разложения органических остатков, осуществляемого почвенными бактериями и другими микроорганизмами.[3]
Химические и физические свойства почв.
Химические свойства. Химические свойства почвы определяются процессами, происходящими в основном, между ее твердой и жидкой фазами. В почвенной воде растворимы различные соли и кислоты, которые представляют так называемый почвенный раствор. Реакция почвенного раствора создается при взаимодействии почвы с водой или растворами солей. Реакция может быть кислой, щелочной или нейтральной. Физические свойства. Физические свойства почвы это - объемный и удельный вес, пористость, пластичность, липкость, связность, твердость, спелость и др. Вода значительно изменяет физические, химические, тепловые и воздушные свойства почвы. Физические свойства почвы, тесно связанные с другими ее свойствами, изменяются в соответствии с ходом почвообразования, а с изменением свойств изменяется и почвообразование.[2]
III. Практическая часть работы.
Химический анализ почвы.
Химический состав почвы неоднороден и может существенно изменяться в зависимости от территорий. Почва активно подвергается воздействию со стороны хозяйственной и промышленной деятельности человека. Прежде чем приступать к каким либо ландшафтным работам, желательно провести химический анализ почвы. Химический анализ почвы позволяет своевременно выявлять специфические проблемы, связанные с почвой.
Анализ почвы
1. Пробоотбор и подготовка образцов к химическому анализу.
Для проведения физико–химического анализа вначале проводят пробоотбор, используя метод конверта. Почва изымалась с глубины 10 см, по 800-900 мг каждого образца. Затем почва высушивается и измельчается, из нее удаляются посторонние примеси и частицы при помощи набора сит диаметра от 5 до 1 и сокращении массы до 500 гр. Для сокращения пробы использовали метод квартования: измельченный материал тщательно перемешать и рассыпать ровным тонким слоем в виде квадрата, разделили его на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывали, а два оставшихся снова смешивали, после многократных повторений оставшуюся пробу высушили до воздушного состояния для получения водных вытяжек.
2. Приготовление водной вытяжки.
Для приготовления водной вытяжки достаточно 20 г воздушно – сухой просеянной почвы. Почву помещали в колбу на 100 мл, добавляли 50 мл дистиллированной воды и взбалтывали в течение 5–10 минут, а затем фильтровали.
3. Определение актуальной кислотности почвы.
Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов. В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 до 10. Чаще всего кислотность почвы не выходит за пределы 4–8.[2] Кислотность определяют в водной почвенной вытяжке. Для этого необходимо поместить в пробирку или колбу 2 г почвы, добавить 10 мл дистиллированной воды; полученную суспензию хорошо встряхнуть и дать осадку отстояться; в надосадочную жидкость внести полоску индикаторной бумаги и, сравнить её цвет с цветной таблицей, сделать вывод о величине pH почвы. [3]
Полученные результаты занесены в таблицу №2 (см. приложение №2)
Определение гумуса в почве.
Определение гумуса в почве проводится по таблице (см.приложение №3)
Результаты исследования почв:
На участке№1 – малогумусная, малоплодородная;
На участке№2 – малогумусная, среднеплодородная;
На участке№3 – малогумусная, среднеплодородная;
На участке№4 – среднегумусная, среднеплодородная.
Определение механического состава почвы.
Чтобы определить, какой тип почвы на вашем небольшой образец почвы смачивается водой и размешивается до консистенции густого теста – вода из почвы не отжимается, но почва блестит и мажется. Раскатывается на ладони в шнур и сворачивается в колечко. Толщина шнура около 3 мм, а диаметр кольца около 3 см. По признакам, описанным ниже, определяется гранулометрический состав. [1]
• Земля не скатывается в шарик - почва песчаная.
• Скатывается в шарик с трудом, но не раскатывается в жгут - почва супесчаная.
• Скатывается легко в шарик, скатывается в жгут, но не сворачивается – почва легкая суглинистая.
• Кольцо свернулось, но с большими трещинами – среднесуглинистая.
• Если трещины небольшие – тяжелый суглинок.
• Скатывается в шарик, раскатывается в жгут, легко сворачивается в кольцо – глинистая почва.
Результаты исследования почвы:
Проба №1 – супесчаная;
Проба №2 – легкосуглинистая;
Проба №3 – среднесуглинистая;
Проба №4 – среднесуглинистая.
Почвы пришкольного участка имеют слабокислую среду, минеральные составляющие никак не связаны с гумусом, микроорганизмы малоактивны. Такие земельные участки малопригодны для сельскохозяйственного производства. Для использования в сельскохозяйственном производстве данные виды почв нуждаются в улучшении.
IV.Из опыта по выращиванию однолетних цветочных культур и по благоустройству пришкольного учатска.
В сентябре 2017 года были проведены исследования почв пришкольного
участка, которые помогли составить список растений пригодных для благоустройства территории МОУ Лицей. В феврале 2018 года были посеяны семена петунии, сальвии, а в марте цинии, астры, агератума на рассаду. Пикировка и уход за сеянцами осуществлялись членами экологического кружка. Посадка многолетников осуществлялась в период с 1.05 по 15.05 2018 года силами учащихся 8-9-х классов. Высадка рассады однолетников была произведена в период с 15.05 по 15.06 2018 г. учащимися 6-7 -х классов. Уход за клумбами в течение лета осуществляли трудовые бригады, состоящие из учащихся 5-7 классов. Уход заключался в прополке, рыхлении, поливе и подкормке растений.
V.Заключение
В результате проведенных исследований по изучению свойств почвы мною был составлен список однолетних цветочных культур, которые учащиеся МОУ Лицей могут самостоятельно вырастить для благоустройства территории нашей школы. Усилиями учащихся 5-9 классов и педагогического коллектива в феврале – мае было выращено и высажено на территории МОУ Лицей более 2000 тысяч единиц однолетних цветочных культур. В результате реализации этого проекта была благоустроена территория МОУ Лицей и сэкономлено более 50000 тысяч бюджетных рублей.
VI. Использованные ресурсы.
Приложения
Приложение № 1
рН | Степень кислотности почвы |
0-6,9 | кислые |
7 | нейтральные |
7,1-14 | щелочные |
Приложение № 2
Номер пробы | рН | Кислотность |
№1 | 8 | Слабокислая |
№2 | 8 | Слабокислая |
№3 | 9 | Слабокислая |
№4 | 9 | Слабокислая |
Приложение № 3.
Окраска почв | Содержание гумуса, % | Категории |
Очень-черная | 10-15 | очень плодородная |
Черная | 7-10 | плодородная |
Темно-серая | 4-7 | среднеплодородная |
Серая | 2-4 | среднеплодородная |
Светло-серая | 1-2 | малоплодородная |
Две снежинки
Как я избавился от обидчивости
Рукавичка
Весёлые польки для детей
Рисуем подснежники гуашью