В работе автор делится опытом организации экологической тропы на территории МОУ Лицей
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.docx | 298.32 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей г.о. Электрогорск
Исследовательский проект
на тему:
«Экологическая тропа на пришкольном участке МОУ Лицей»
Содержание
I. Введение.
1.Актуальность. Проблема. Цель работы.
2. Предмет. Объект. Гипотеза. Задачи. Методы.
II. Основная часть работы
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Химические и физические свойства почв.
III. Заключение.
IV. Приложения.
V. Использованные ресурсы.
Введение
Актуальность
«Одна из сложнейших задач современности — проблемы
замедления процесса уничтожения живой природы…» (Арчи Карр)
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
История организации таких маршрутов в природе насчитывает более 60 лет. Вначале такие тропы возникали на заповедных территориях - в национальных парках Северной Америки, а позднее - и в Западной Европе [1].
Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Наряду с решением задач просвещения, обучения и воспитания, тропы способствуют и охране природы. Они являются регулятором потока посетителей, распределяя его в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, экологическая тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за величиной потока посетителей и выполнением установленных правил. Именно поэтому создание экологических троп актуально в наше время.
Проблема: Усиление воздействия на окружающую среду требует повышения уровня экологической грамотности каждого члена общества. Экологическое воспитание необходимо организовать так, чтобы каждый человек встал на защиту природы, стал о ней заботиться.
Важнейшим средством экологического воспитания и образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде. Данное положение требует создания экологической тропы на территории школьного заведения.
Цель: Доказать, что экологическая тропа создает условия для формирования у школьника элементов экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Предмет исследования: Экологическая тропа.
Объект исследования: Процесс экологического образования детей школьного возраста.
Гипотеза исследования: Создание экологической тропы может способствовать решению вопросов экологического образования и воспитания школьников.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Основная часть
В XXI в. проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина этому – безграмотная деятельность человека в природе, которая приводит к разрушению окружающей среды. Почему же это происходит? Дело в том, что в истории человечества всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, что и привело к тому, что люди используют природу как ресурс, не давая ничего ей взамен. В результате возникли глобальные экологические проблемы: озоновые дыры, глобальное потепление, кислотные дожди, вырубка лесов, которая приводит к исчезновению многих видов животных и растений [2]. Формирование экологического сознания – важнейшая задача в наше время. Каждый, кто однажды принес вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольная и школьная пора – это период развития и начало становления личности. Городской ребенок редко общается с природой, и поэтому наблюдается процесс его отчуждения от неё. А ведь она является одним из основных источников формирования детских ощущений, представлений. В дошкольном и школьном детстве на основе развития интереса к миру природы начинается формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. Понимание специфики разных живых организмов, их неразрывной связи с окружающей средой – составляющая экологического воспитания. Именно по этой причине в нашей школе возникло желание передать облик территории школы за счет создания экологической тропы, отражающей особенности экосистемы родного края.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
Подготовительный этап
Организуя экологическую тропу, я изучила состояние территории школы, результаты работы, выполненной при составлении экологического паспорта. На основе полученных данных составила карту- схему, на которой обозначила видовой состав растений, животных, наличие станций, представляющих интерес для работы с детьми.
Основным критерием выбора маршрута и объектов экологической тропы является включение большого количества разнообразных, привлекающих внимание детей объектов, их доступность для школьников. В качестве объектов экологической тропы были выбраны различные виды культурных растений, деревья, насекомые, птицы, прилетающие на пришкольный участок.
Декоративные цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течении сезона одни цветы сменяли другие, т.е. созданы клумбы непрерывного цветения.
Для детей карта-схема содержит небольшое количество информации в виде рисунков. Все эти рисунки соединены линией, стрелками, указывающими маршрут, по которому они идут от одного объекта к другому.
При описании объектов даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения названия, народные названия, отмечается его роль в жизни людей.
Основной этап
Разработка и составление паспорта всех станций тропинки
Для проведения экскурсий по экологической тропе необходимо было собрать материалы о природных объектах, разработать и составить паспорта всех станций тропинки [3-8].
Станция №1 «Яблоневый сад и его маленькие жильцы»
Цель: создание условий для знакомства учеников с жизненным циклом яблони, ее роли в жизни насекомых.
Объекты станции: яблони, божья коровка, пчела.
Описании станции «Яблоневый сад и его маленькие жильцы»: Яблоня – основная плодовая культура, она занимает большую площадь сада. Все виды — хорошие медоносы, поэтому они приманивают пчел. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок.
Учащиеся знакомятся с яблоней, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды, узнают о ее полезных назначениях.
Станция №2 «Огород»
Цель: создание условий для знакомства учащихся с овощными культурами. Ученики наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая.
Объекты станции: грядка с посаженными овощными культурами (картофель, лук, морковь и др.), деревья (каштаны, клены).
Описание станции «Огород»: Огород - относительно небольшой участок земли, предназначенный преимущественно для выращивания овощей. Он представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают овощные культуры, неприхотливые к условиям обитания. Учащиеся наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая).
Станция №3 «Таёжная сказка»
Информация об объекте
Цель: создание условий для обогащения представлений детей о хвойном лесе, о жизни птиц в данном типе леса.
Объекты станции: ели, лиственницы, дятлы, синицы
Описание станции «Таёжная сказка»: Учащиеся рассматривают все части деревьев (ствол, иголки, шишки). Экскурсовод рассказывает об уникальности вечнозеленых деревьев, об обитателях леса, загадывает загадки о них.
Станция №4: «Цветочная симфония»
Цель: создание условий для обогащения представлений учеников о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста.
Объекты станции: бархатцы, сальвии, петунии, колеусы, астры, циннии, агератумы, георгины «весёлые ребята».
Описание станции «Цветочная симфония»: Учащиеся учатся ухаживать за растениями, наблюдают за их за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой и наслаждаются их ароматом. Происходит беседа с учениками о цветах, их особенностях, которая помогает выделить их общие признаки и различия, учит понимать пользу и значение природы.
Мероприятия с школьниками
После разработки и составления паспорта всех станций тропинки по экологической тропе была проведена экскурсия для школьников 5-8 классов, на которой учащиеся получили информацию о природных объектах. По её окончании школьникам были заданы вопросы для проверки знаний, полученных в течение экскурсии.
Заключение
Я считаю, что экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.
Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках, дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Моё исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, что создание экологической тропы может способствовать решению вопросов экологического образования и воспитания школьников. Я доказала эффективность использования экологической тропы для продуктивного и интересного построения процесса экологического образования школьников.
На основе проведенной работы по формированию знаний о природных объектах на экологической тропе у детей школьного возраста можно сделать следующие выводы:
Моё исследование не исчерпывает возможности организации работы на экологической тропе – дальнейшая работа может быть осуществлена по следующим направлениям: создание экологических троп на территории городских парков; создание новых станций на территории пришкольного участка; разработка мероприятий для школьников на основе экотроп.
Приложение №1
Библиотека:
Мороз Иванович
Эта весёлая планета
Лиса-охотница
Рукавичка
Ветер и Солнце