В настоящее время важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности непосредственно в природной среде, в том числе прохождение экологических троп. Большой ущерб окружающей природе наносит экологическое незнание. Экологическое просвещение и образование формируют правильное и ответственное отношения каждого человека к природе [1]. Пропаганда экологических и природоохранительных знаний невозможна без широкого показа охраняемых объектов. Их можно посмотреть, пощупать, понюхать, почувствовать, а что ещё надо детям (школьникам), чтобы их интерес к природе возрос.
История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а часто и уникальным уголкам природы. Учебная экологическая тропа (“музей под открытым небом”) - наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы. Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором отдыхающие получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги) информацию об этих объектах [11].
Памятник природы федерального значения «Калужский городской бор» - это удивительный участок соснового леса с примесью лиственных пород [12], гордость жителей нашего края. Он интересен для любования и изучения.
“Калужский городской бор” богат представителями Царства Растений. Растения — чрезвычайно разнообразны: это и мхи, и папоротники, и хвощи, и семенные растения. Они являются интереснейшим объектом исследований. Растения - важный компонент ценозов любого региона.
Мы считаем актуальным организовывать учебные экологические тропы на территории этого ООПТ, в том числе и ботанические, тем более, что таких троп пока в бору не существует.
Целью исследования было создание экологической тропы “Сказы Калужского бора”.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме;
2) разработать концепцию экологической тропы;
3) изучить современное состояние тропы;
4) оформить рабочий проект тропы;
5) разработать информационный ресурс для прохождения тропы.
В работе использованы следующие методы: библиографический, флористический анализ, маршрутный метод, фотографирование, камеральная обработка, анатомо-морфологический метод, статистический метод обработки данных, иллюстративный метод представления результатов работы.
Произведенное исследование может быть использовано при разработке экологических троп разного уровня. Маршрут тропы удобен для проведения экскурсий в природу. Результаты, полученные в ходе исследования, дополняют сведения о биоразнообразии растений “Калужского городского бора” и Калужской области.
Настоящая работа является частью комплексных исследований памятника природы федерального значения “Калужский городской бор”, начатых учащимися МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги в 2012 году.
Вложение | Размер |
---|---|
sosh26_sokrsokrashchennyy_variant.doc | 216.5 КБ |
Тема: «Моя первая экологическая тропа “Сказы Калужского бора”»
Авторы работы:
Додина Дарья, Додина Валерия 6 класс,
Тесник Софья 4 класс
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калужской области «Областной эколого-биологический центр»
Научный руководитель:
Тесник Ю. В.
учитель химии-экологии,
МБОУ “Средняя общеобразовательная
школа №26” г. Калуги
Алексанов В. В. к. б. н.,
заведующий организационно-массовым
отделом ГБУ ДО КО «ОЭБЦ»
г. Калуга, 2017 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………... |
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛ………………………............ |
1.1. Характеристика района и места исследования………………………………. |
1.2. Материалы и методы……………………………………………………............ |
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ………………………………………………. 2.1. Концепция экскурсионной тропы “Сказы Калужского бора”….....………… 2.2. Оценка современного состояния тропы………………………………………. 2.3. Рабочий проект обустройства трассы тропы…………………………………. 2.4. Информационный ресурс №1 “Сказочные растения экскурсионной тропы (1-7 класс)”….……………………………………………………………..……..
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………… |
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………… |
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение I. Авторские фотографии растений ………………………………….. Приложение II. Информационный ресурс №1 …………………………………………. Приложение III. Мастер-класс “Камешек Удачи” ……………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
«День, проведенный среди лугов и дубрав,
стоит многих недель сидения на школьной
скамье, что даже хорошему педагогу трудно соперничать с воспитателем природой».
Константин Ушинский
В настоящее время важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности непосредственно в природной среде, в том числе прохождение экологических троп. Большой ущерб окружающей природе наносит экологическое незнание. Экологическое просвещение и образование формируют правильное и ответственное отношения каждого человека к природе [1]. Пропаганда экологических и природоохранительных знаний невозможна без широкого показа охраняемых объектов. Их можно посмотреть, пощупать, понюхать, почувствовать, а что ещё надо детям (школьникам), чтобы их интерес к природе возрос.
История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а часто и уникальным уголкам природы. Учебная экологическая тропа (“музей под открытым небом”) - наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы. Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором отдыхающие получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги) информацию об этих объектах [11].
Памятник природы федерального значения «Калужский городской бор» - это удивительный участок соснового леса с примесью лиственных пород [12], гордость жителей нашего края. Он интересен для любования и изучения.
“Калужский городской бор” богат представителями Царства Растений. Растения — чрезвычайно разнообразны: это и мхи, и папоротники, и хвощи, и семенные растения. Они являются интереснейшим объектом исследований. Растения - важный компонент ценозов любого региона.
Мы считаем актуальным организовывать учебные экологические тропы на территории этого ООПТ, в том числе и ботанические, тем более, что таких троп пока в бору не существует.
Целью исследования было создание экологической тропы “Сказы Калужского бора”.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме;
2) разработать концепцию экологической тропы;
3) изучить современное состояние тропы;
4) оформить рабочий проект тропы;
5) разработать информационный ресурс для прохождения тропы.
В работе использованы следующие методы: библиографический, флористический анализ, маршрутный метод, фотографирование, камеральная обработка, анатомо-морфологический метод, статистический метод обработки данных, иллюстративный метод представления результатов работы.
Произведенное исследование может быть использовано при разработке экологических троп разного уровня. Маршрут тропы удобен для проведения экскурсий в природу. Результаты, полученные в ходе исследования, дополняют сведения о биоразнообразии растений “Калужского городского бора” и Калужской области.
Настоящая работа является частью комплексных исследований памятника природы федерального значения “Калужский городской бор”, начатых учащимися МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги в 2012 году.
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛ
1.1. Характеристика района и места исследования
Исследование проводилось на территории памятника природы федерального значения «Калужский городской бор» (рис. 1, 2). Он расположен в западной части территории г. Калуги. Площадь “Калужского Городского бора” 1049 га [9]. Границами бора являются: с восточной стороны — Яченское водохранилище, на юге — пойма р. Ока, на западе - микрорайон Анненки, на северо-западе — граница проходит с Калужским лесхозом, на севере и северо-востоке леса бора граничат с землями ОАО «Карачевская птицефабрика».
Территория бора представляет собой компактный сосновый лесной массив, сохранившийся в своих границах с XVII в. Калужский городской бор разделен на 25 кварталов (рис. 3).
Калужский бор характеризуется господством плоских и пологонаклонных поверхностей с общим уклоном в сторону Яченского водохранилища и реки Оки [9].
Климат района исследований умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом.
Маршрут экотропы проходит по 5, 10, 14 и 24 кварталам (рис. 3). Рельеф территории преимущественно равнинный (рис. 4).
Маршрут тропы проходит по разным типам леса (рис. 4): сосняку (молодой, средневозрастной и спелый), березняку (молодой), смешанному лесу (осина + тополь + ольха серая), осинник - более подробно они описаны в Главе 2.1. Тропа пересекает ручей и поляну, встречаются заросли адвентивных видов растений. Часть тропы проходит по “Жёлтой просеке” (так её назвали спортсмены ориентировщики за ярко-жёлтый цвет на карте) представляет собой узкую полосу (ширина в среднем 11 м 20 см), очищенную от деревьев, которая берет свое начало у Калужского филиала ФГУ "МНТК им. С.Н. Федорова" и ГБУЗ КО "Калужская областная детская больница", и отделена от них бетонной стеной.
Рис. 5. “Жёлтая просека” – часть экотропы.
2.2. Материалы и методы.
При выборе маршрута тропы нами были учтены требования, предъявляемые к экологическим тропам: живописность окружающей природы, уникальные природные объекты, природные достопримечательности, возраст экскурсантов, привлекательность, доступность, информативность [1]. Для разработки информационного ресурса экскурсионной тропы мы сформировали базу растений тропы, исследовали типы леса, встречающиеся на тропе. Материал базы собирался в течение июня - октября 2017 года (отдельные полевые исследования на “Жёлтой просеке” проходили в августе – октябре 2014 г.) во время маршрутных учетов (рис. 7). Сбор сырья производился ручным способом в естественных местах обитания видов. Камеральная обработка (рис. 8) включала в себя разбор материала, определение гербарных образцов, составление базы данных.
Рис. 7. Полевые исследования.
Определение собранных видов проводилось общепринятым анатомо-морфологическим методом [13]. Для определения образцов высших растений использовался “Школьный атлас-определитель высших растений” В. С. Новикова, И. А. Губанова [7], Определитель сосудистых растений центра европейской России Губанова И. А. и др. [2], для определения образцов мхов использовался “Краткий определитель мохообразных Подмосковья” Е.А. Игнатова, М.С. Игнатовой [6]. Семейства высших растений расположены по системе А. Энглера, роды и виды в пределах семейств – по алфавиту. Латинские названия таксонов даны по “Калужской флоре…” [3]. Названия мхов даны по последнему чек-листу М.С. Игнатова с соавт. [14]. Принадлежность к семействам и секциям приводится по Флоре мхов средней части европейской России [6].
Рис. 8. Камеральная обработка собранного материала.
В работе использована карта “План лесонасаждений памятника природы федерального значения “Калужский городской бор””, масштаб 1: 5000 [8]. Построение диаграмм и графиков проводилось в программе Microsoft Excel.
Для оформления аншлагов и стендов использовались следующие понятия:
аборигенные виды - местные растения, произраставшие на территории с доисторических времен;
адвентивные виды - виды, проникшие на территорию с помощью человека;
инвазионные виды – агрессивные виды, распространившиеся в результате деятельности человека, распространение этих видов угрожает биологическому многообразию [15].
Определение типов леса и составление лесотаксационной характеристики выбранных участков проводилось по методике Сукачева С. В. с соавт. [10].
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.
2.1. Концепция экскурсионной тропы.
Экологическая тропа “Сказы Калужского леса” – учебная, ботаническая, линейная, пешеходная. Протяжённость маршрута (рис. 9) - 2км, время на прохождение 1 – 1,5 часа.
Рис. 9. Маршрут экотропы (обозначен голубой линией).
Маршрут тропы рассчитан на прохождение в июне - октябре и предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста, возможно вместе с родителями. Количество экскурсантов составляет 10 человек, чтобы экскурсовод мог контролировать группу и уменьшить уровень антропогенной нагрузки. На протяжении маршрута предусмотрен только пеший способ передвижения.
Маршрут является учебным, с целью изучения природы ООПТ с обучающимися, воспитания у детей любви и бережного отношения к природе.
Перед прохождением маршрута предполагается просмотреть презентацию “Памятник природы федерального значения “Калужский городской бор””.
Маршрут экотропы включает в себя 9 информационных точек и 6 информационных станций (Рис. 13, Приложение I). На протяжении тропы предполагается установка указателей, информационных стендов и аншлагов (Приложение I). Прохождение маршрута осуществляется с экскурсоводом.
Первая информационная точка расположена на входе в бор около остановки “Спорткомплекс Анненки” по ходу автобусного движения из Калуги (Рис. 14). На этой точке экскурсовод знакомит учащихся с указателями на тропе, рассказывает о цели прохождения тропы и правилах поведения, которые необходимо соблюдать на территории ООПТ, показывает карту бора с обозначенным на ней маршрутом и обращает внимание на первый информационный стенд.
На последней информационной точке (начало “Жёлтой просеки” со стороны микрорайона Анненки) школьники должны ответить на вопросы о том, что узнали в процессе прохождения тропы, и экскурсовод показывает детям место, где спрятан клад (камушки). После прохождения тропы предполагается выполнение мастер-класса “Камешек-удачи” (Приложение V).
2.2. Современное состояние экотропы.
Ландшафт тропы преимущественно равнинный, но нами встречены и обозначены на карте и другие его микроэлементы (Рис. 9, 10): заболоченность, чистый лес, среднепроходимый и труднопроходимый лес, полянка, полуоткрытое пространство, воронки, бугорки, капониры, промоина, лощинка, пересыхающий ручей, валун, насыпь. Тропа проходит по хорошо утоптанной тропинке (в начале маршрута – старая асфальтовая дорожка) (Рис. 11).
Рис. 10. Микроэлементы ландшафта тропы.
Рис. 11. Центральная тропа (А – начало пути, старая асфальтовая дорожка; Б – середина тропы к молодняку сосны; С – поворот тропинки).
В ходе настоящего исследования учтено 103 вида растений, относящихся к 51 семейству (Табл. 1). Некоторые авторские фотографии представлены в презентации и Приложении III.
Табл. 1. Список растений экотропы.
Отдел Мхи (Bryophyta) Семейство Политриховые POLYTRICHACEAE 1. Атрихум волнистый Atrichum undulatum 2. Политрихум обыкновенный Polytrichum commune 3. Политрихум можжевельниковидный Polytrichum juniperinum Семейство Дикрановые DICRANACEAE 4. Дикранум горный Dicranum montanum 5. Дикранум метловидный Dicranum scoparium 6. Дикранум многоножковый Dicranum polysetum Семейство Поттиевые POTTIACEAE 7. Синтрихия полевая Syntrichia ruralis Семейсто Ортотриховые ORTHOTRICHACEAE 8. Ортотрихум прекрасный Orthotrichum speciosum Семейство Бриевые BRYACEAE 9. Брий серебристый Bryum argenteum Семейство Мниевые MNIACEAE 10. Плагиомниум лесной Plagiomnium cuspidatum 11. Плагиомниум волнистый Plagiomnium undulatum Семейство Плагиотециевые PLAGIOTHECIACEAE 12. Плагиотециум мелкопильчатый Plagiothecium denticulatum Семейство Гилокомиевые HYLOCOMIACEAE 13. Плеврозиум Шребера Pleurozium schreberi 14. Ритидиадельфус трехгранный Rhytidiadelphus triquetrus Семейство Брахитециевые BRACHYTHECIACEAE 15. Брахитециум шероховатый Brachythecium salebrosum Семейство Скорпидиевые SCORPIDIACEAE 16. Саниония крючковатая Sanionia uncinata Семейство Пилезиевые PYLAISIACEAE 17. Пилезия многоцветковая Pylaisia polyantha Семейство Туидиевые THUIDIACEAE 18. Абиетинелла еловидная Abietinella abietina Отдел Папоротникообразные (Polypodiophyta) Семейство Щитовниковые Dryopteridaceae
Отдел Хвощеобразные (Equsetophyta) Семейство Хвощовые Equisetaceae
Отдел Голосеменные (Gymnospérmae) Семейство Сосновые Pináceae
Семейство Кипарисовые Cupressáceae
Отдел Покрытосеменные или Цветковые (Angiospermae или Magnoliophyta) Семейство Злаки Gramineae (Poaceae)
Семейство Осоковые Cyperaceae
Семейство Лилейные Liliaceae
Семейство Ивовые Salicaceae
Семейство Берёзовые Betulaceae
Семейство Буковые Fagáceae
Семейство Крапивные Urticaceae
Семейство Гвоздичные Caryophyllaceae
Семейство Кутровые Apocynaceae
Семейство Кирказоновые Aristolochiaceae
Семейство Мелантиевые Melanthiaceae
| Семейство Лютиковые Ranunculaceae
50. Ветреница лютичная Anemone ranunculoides 51.Лютик едкий Ranunculus acris 52.Чистяк весенний Ranunculus ficaria Семейство Маковые Papaveraceae
Семейство Розоцветные Rosaceae
Семейство Бобовые Fabaceae
Семейство Гераниевые Geraniaceae
Семейство Кисличные Oxalidaceae
Семейство Береклетовые Celastraceae
Семейство Клёновые Aceráceae
Семейство Бальзаминовые Balsamináceae
Семейство Крушиновые Rhamnaceae
Семейство Зверобоевые Hypericaceae
Семейство Фиалковые Violaceae
Семейство Зонтичные Umbelliferae
Продолжение таблицы 1. Семейство Грушанковые Pyrolaceae
Семейство Вересковые Ericaceae
Семейство Первоцветные Primulaceae
Семейство Маслинные Oleaceae
Семейство Бурачниковые Boraginaceae
Семейство Губоцветные Libiatae (Lamiaceae)
Семейство Норичниковые Scrophulariaceae
Семейство Подорожниковые Plantaginaceae
Семейство Жимолостные Caprifoliáceae
Семейство Тыквенные
Семейство Сложноцветные Compositae (Asteraceae)
|
На всём протяжении тропы нами учтены следующие типы леса (Рис. 12): сосновый (молодняк, среднеспелый, спелый), березняк (среднеспелый), смешанный лес, осинник (молодой, среднеспелый). Подробная лесотаксационная характеристика дана в таблице 2.
Рис. 12. Типы леса тропы.
Особенностью тропы является то, что по разным сторонам тропинки можно увидеть разные типы леса. В начале и конце тропы отмечены небольшие несанкционированные свалки и единичный мусор, по ходу тропы – кострища (3 места), кирпичная кладка, фрагменты бетонных плит.
Характерной особенностью нашей тропы являются заросли некоторых адвентивных видов: пузыреплодника калинолистного, золотарника канадского, снежноягодника белого (Рис. 13).
Рис. 13. Заросли адвентивных видов (А – пузыреплодник калинолистный; Б – золотарник канадский).
Таблица 2. Лесотаксационная характеристика насаждений тропы[1, 10].
№ | Состав древостоя | Подле-сок | Под- рост | Тип леса | Сухос той/ Валеж | Антропогенный фактор | Следы деятель-ности живот- ных | Фаут-ность |
1 | 8Кл2Ив | М | Кл К(я) | Кленарник плантанолистный с примесью ивы с подростом из клёна плантанолистого и ясенелистного малиновый вейниково-разнотравный | -/- | Несанкционирован-ная свалка, единичный мусор, асфальтовая дорожка | - | + |
2 | Пп Ш К(д) | - | Поляна отдельные Кл пузыреплоднико-шиповниковый-карагановый вейниково-вербейниково-разнотравный | -/- | Единичный мусор, асфальтовая дорожка | - | - | |
3 | 7С3Д+ ед. Дк | М | С Д Дк | Сосняк дубовый с единичными красными дубами малиновый вейниково-вербейниково-разнотравный | +/- | Асфальтовая дорожка, обожженные комли | Дупла | + |
4 | Д | Поляна отдельные красные дубы единичные сосны вейниково-разнотравный | -/- | Кострище, асфальто-вая дорожка, обожженные комли | Дупла | - | ||
5 | Ос | Молодняк осины разнотравный | -/- | Асфальтовая дорожка | - | - | ||
6 | 8О2Б | Л | Б | Осинник с примесью берёзы лещиновый папоротниково-снытьево-живучково-будровый | Остатки бетонных плит, асфальтовая дорожка, вырубка | |||
7 | 10О + ед. Д | Л | Ос Д | Осинник с единичным дубом лещиновый осоковый | Асфальтовая дорожка, остатки строительного мусора | Дупла, гнезда | ||
8 | С | Сосняк молодой будрово-жывучково-осоковый | +/+ | Асфальтовая дорожка | - | |||
9 | 8Ос2Ол(с)+ ед. Д | Л | Ос | Осинник ольховый с единичным дубом лещиновый живучково-будровый | +/- | Асфальтовая дорожка, щебень | Дупла, следы питания дятла | |
10 | 7Б3Ос +ед. С | Л Пп Ш | Б Ос | Березняк осиновый с единичными соснами лещиновый шиповниково-пузыреплодниковый | +/- | Асфальтовая дорожка, вырубка | Дупла, гнезда | |
11 | 8С2Е + ед. Д | Л Б(б) | Е | Сосняк с примесью ели единичного дуба еловый бересклетовый лещиновый осоково-зеленчуково-копытневый | +/- | Сеть тропинок, вырубка | Кротовины, дупло | - |
12 | 8С2Е | Л | Е | Сосняк с примесью ели еловый лещиновый осоково-снытьевый-зеленчуково-будрово-жывучковый | +/- | Сеть тропинок, кострище | Кротовины | + |
13 | 6Ос1Ол(с)1Кл1Д+ед. С ед. Р | Л | Ос | Осинник с примесью клёна ясенелистного, ольхи серой, дуба черешчатого, сосны обыкновенной с подростом осины, лещиновый, осоково-зеленчуково-копытневый | +/+ | Единичный мусор, кирпичная кладка | Кротовины | - |
Обозначения: 1) деревья: Б – береза бородавчатая, Д – дуб черешчатый, Дк – дуб красный, И – ива, Кл – клен платанолистный, К(я) – клен ясенелистный, Ол(с) – ольха серая, Ос – осина обыкновенная, Р – рябина обыкновенная 2) кустарники: Б(б) – бересклет бородавчатый, К(д) – карагана древовидная, Л – лещина обыкновенная, М – малина лесная, Ч – черемуха обыкновенная |
2.4. Рабочий проект обустройства трассы тропы.
Рабочий проект тропы включает:
1) топографический план местности, включающий трассу экологической тропы (Рис. 9);
2) генеральный план с указанием размещения остановок, информационных точек, информационных стендов, информационных и вопросительных аншлагов, указателей (Рис. 14);
3) фрагменты отдельных участков экологической тропы в более крупных масштабах (Приложение I);
4) перечень информационных стендов, аншлагов и указателей экологической тропы (Табл. 3).
Табл. 3. Перечень информационных стендов, аншлагов и указателей экологической тропы.
Рис. 14. Генеральный план тропы.
2.3. Информационный ресурс №1 “Сказочные растения бора”.
Из числа учтённых растений нами выбрано 17 видов для информационного ресурса №1: сосна обыкновенная (Pínus sylvéstris), ель обыкновенная (Pícea ábies), дуб обыкновенный (Quércus róbur), осина обыкновенная (Pópulus trémula), бересклет бородавчатый (Euonymus verrucosus), копытень европейский (Ásarum europaéum), чистотел большой (Chelidónium május), сныть обыкновенная (Aegopódium podagrária), кислица обыкновенная (Óxalis acetosélla), первоцвет весенний (Primula vulgaris), хвощ (Equisetum sp.), папоротник (Polypodióphyta sp.), ландыш майский (Convallaria majalis), орешник обыкновенный (Córylus avellána), крапива двудомная (Urtíca dióica), дудник лесной (Angélica sylveśtris), берёза повислая (Bétula péndula).
Выбранные растения распределены по информационным точкам и станциям (Табл. 3, рис. 14). На каждой информационной точке или станции экскурсовод обращает внимание на внешний вид растения (показывает его в природе и на информационном стенде) и рассказывает о нём (Приложение IV).
Заключение
В процессе исследования получены следующие результаты:
Несмотря на результативность проведенной работы, требуются дальнейшие мероприятия по организации экскурсий на тропе: составление паспорта тропы, получение постановления органов власти о создании тропы, обустройство тропы на местности.
Приносим искренние благодарности за ценные консультации и помощь в определении видов растений к. б. н. Шмытову А. А., к. б. н. Телегановой В. В., к. б. н. Решетниковой Н. М.
ЛИТЕРАТУРА
1.Афонин А.В. Экологические тропы России. - М.: ПК Литфонда России, 1993. - 36 с.
2.Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. 2-е изд. – М.: Аргус, 1995
3.Калужская флора: аннотированный список сосудистых растений Калужской области / Н. М. Решетникова, С. Р. Майоров, А. К. Скворцов, А. В. Крылов, Н. В. Воронкина, М. И. Попченко, А. А. Шмытов. - М. : Товарищество науч. изд. КМК, 2010. – 548 с., ил., 212 с.
4.Космоснимок “Калужского Городского бора” URL: http://wikimapia.org/22249822/ru/ (дата обращения: 15.01.2013)
5.Котов Л. Ф. О чем поведал Калужский бор : [Ист.-краевед. Очерки] . – Калуга: Золотая аллея , 1993. – 238 с., ил.
6.Краткий определитель мохообразных Подмосковья / Е.А. Игнатова, М.С. Игнатов, В.Э. Федосов, Н. А., Константинова. - Издательство: КМК, Товарищество научных изданий "КМК", 2011. - 320 с.
7.Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с., ил.
8.План лесонасаждений памятника природы Федерального значения “Калужский Городской бор” (Лесоустройство 2006г.), масштаб 1: 5000
9.Проект организации и ведения лесного хозяйства памятника природы федерального значения “Калужский Городской бор” Городской управы Городского округа города Калуги. Том I: Пояснительная записка, 2006, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГУП “Западное государственное лесоустроительное предприятие”
10.Сукачев С.В. Методические указания к изучению типов леса - М.: Изд-во АН СССР, 1961. –144 с.
11.«Тропа в гармонии с природой». Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М. : «Р. Валент», 2007. - 176 с.
12.Физическая география и природа Калужской области. – Калуга: Изд-во Н. Бочкарёвой, 2003. – 272 с.
13.Щербаков А. В.. Майоров С. Р. Инвентаризация флоры и основы гербарного дела: Учебное пособие. – Калуга: Изд-во Клевер, 2004 – 65 с.
14. Ignatov M.S., Afonina O.M., Ignatova E.A. et al. 2006. Check-list of mosses of East Europe and North Asia. --Arctoa 15: 1-130. URL: http://www.arctoa.ru/ru/ (дата обращения: 1.09.2017)
15. Дедю И.И. "Экологический энциклопедический словарь". - Кишинев, 1990 г. – 406 с. URL: http://www.cnshb.ru/AKDiL/0039/default.shtm (дата обращения: 15.09.2017)
ложение III.
Мастер-класс “Камушек-удачи”.
Само растение клевер издавна нёс в себе магическое значение. В Египте этот символ изображался на зеркалах, в Индии – вышивался на одеждах и платках. Индейцы же чертили лист клевера на скалах, дабы привлечь себе удачу на охоте. И у варягов этот символ прослеживается в прикладном искусстве. Верили в необыкновенную силу клевера и древние христиане. Но, считали наши предки, особой силой растение обладает в лунные ночи, дни солнцестояния. А уж в ночь с 22 июля на 23 — на Ивана Купалу ему, по легенде, и вовсе нет равных! Не столь важно было, где удалось найти четырехлистный клевер, а когда это произошло.В это время в древности собирали и сушили даже трёхлистный клевер, складывали в торбочку или маленький мешочек и носили как талисман на груди. Люди верили, что растение обладает великой силой, отводит беды и хранит счастье того, кто имеет всегда с собой этот чудесный талисман.
Время проведения: после прохождения экотропы.
Место проведения: “СОШ №26” г. Калуга.
Длительность: 30 – 45 минут.
Необходимое оборудование: камни (вымытые и просушенные, выдаются на последней информационной точке тропы), кисти, акриловые краски, простые карандаши, ластики, влажные салфетки, зубочистки, стаканчики с водой, старые газеты, тычки.
Пошаговое описание:
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем "Ночь в лесу"
"Морская болезнь" у космонавтов
Свадьба в Малиновке
Ласточка