Цель работы: выявить особенности географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок; показать взаимосвязь предметов, изучаемых в школе, с литературными произведениямиГипотеза: в сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения… Актуальность: сказки – это азы будущих знаний географии, астрономии, биологии и других наук.
Вложение | Размер |
---|---|
kamentseva5askazochnaya_geografiya.docx | 836.97 КБ |
dlya_zashchity_prezentatsii.doc | 70.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1
«Естественнонаучная кафедра»
Исследовательская работа
тема: «Сказочная география».
Автор работы:
Каменцева Ксения Дмитриевна,
5 А класс.
Руководитель:
Телегина Надежда Ивановна, учитель
Научный руководитель:
Карнаух Людмила Викторовна, учитель.
ст. Егорлыкская
1. Введение. | 3 |
2. Основная часть. 2.1. Что такое топоним и топонимика | 4 4 |
2.1.1. Топоним: это что такое?2.1. 2. Что такое топонимика 2.2. Топонимы в сказках. | 4 4 5 |
2.2.1. Сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок»-флюгер | 5 |
2.2.2. Сказка «Гуси –лебеди»-план местности. | 6 |
2.2.3. Сказочный «герой» - это волшебный клубок ниток 2.2.4. Сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане»-цунами 2.2.5.Стихии в сказке про Иван-царевича-гром, молния 2.2.6.Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы. 2.2.7. Сказки Бажова-минеральные ресурсы 2.2.8.Сказка «Снегурочка»- «Круговорот воды в природе». 2.3. Взаимоотношение человека и природы в сказках. 2.3.1. Заповедники. 2.3.2. Проблемы рационального природопользования 3. Практическая часть. | 7 8 9 9 9 10 10 10 10 12 |
4. Заключение. | 15 |
5. Выводы и рекомендации. 6. Литература. | 15 16 |
7. Приложения | |
1. Викторина1. | 17 |
2. Викторина 2. 3. Конкурс. | 17 18 |
1.Введение
Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказки, то есть было фантастически
Есть удивительная наука – география. Но первое знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в пятый класс. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам. Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географической знаниями. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказки с реальными научными данными. В своей работе приведу несколько таких примеров. Сегодня в век, когда мы не можем представить свою жизнь без компьютера, часто забываем дорогу в библиотеку, а сказки начинают занимать второй план.
Цель работы – выявить особенности географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок; показать взаимосвязь предметов, изучаемых в школе, с литературными произведениями
Задачи проекта:
Гипотеза: в сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения…
Актуальность: сказки – это азы будущих знаний географии, астрономии, биологии и других наук.
Предмет исследования: сказки.
Методами исследования являются:
2. Основная часть
2.1. Что такое топоним и топонимика
2.1.1.Топоним: это что такое?
На протяжении всей нашей жизни, от момента рождения и до самой кончины, различные географические наименования сопутствуют нам. Мы живем на Евразийском континенте, в России, в определенной области или крае, в городе, поселке, селе и деревне, и каждый из перечисленных объектов имеет собственное имя.
Топо́ним (от др.-греч. τόπος (topos) — «место», и ὄνομα (onoma) — «имя, название») имя собственное, обозначающее название (идентификатор) географического объекта. В дословном переводе с греческого, топоним это «имя места», то есть название того или иного географического объекта: континента, материка, горы и океана, моря и страны, города и улицы, природных объектов. Основное их назначение – фиксация «привязка» того или иного места на поверхности Земли. Кроме того, топонимы для исторической науки это непросто имя какого-либо географического объекта, а исторический след на карте, у которого есть собственная история возникновения, языковое происхождение и смысловое значение.
Таким образом, топоним - это название континентов и океанов, стран и географических областей, городов и улиц в них, рек и озер, природных объектов и садов. Происхождение и смысловое наполнение, исторические корни и изменение на протяжении веков произношения и написания названий географических объектов изучает специальная наука – топонимика.
Слово «топонимика» произошло от двух греческих слов: topos - место и onyma - имя. Эта научная дисциплина является отраслью ономастики – раздела лингвистики, изучающего имена собственные.
Топонимика является интегральной наукой, функционирующей на стыке языкознания, географии и истории.
Географические названия не возникают на «пустом» месте: подмечая те или иные особенности рельефа и природы, люди, жившие поблизости, называли их, подчеркивая характерные особенности. Со временем менялись народы, жившие в том или ином регионе, но вот названия сохранялись и использовались теми, кто пришел на смену. Основной единицей для изучения топонимики является топоним. Наименования городов и рек, деревень и станиц, озер и лесов, полей и ручьев – все это топонимы России, очень разнообразные как по времени появления, так и по своим культурным и языковым корням.
2.2. Топонимы в сказках
В разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа Бабы – яги, летающий конек –горбунок, сапоги скороходы, ковер – самолет, объединяет их все способность летать, большая скоростью, удобство в использовании.
Возможно, в далеком будущем, будут существовать и аналогичные виды, а в настоящее время эти предметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта.
2.2.1.Всем известна сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок». Здесь главный герой указывал на приближающуюся опасность.
В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра - флюгер.
В России до XVIII века употреблялись слова прапор, прапорица . Флюгер представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.
Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Флюгер часто служит декоративным элементом — для украшения дома.
Он может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания.
Часто садоводы применяют флюгер с пропеллером для избавления от кротов, землероек и прочих подобных вредителей.
Вибрации, передающиеся в землю от вращения пропеллера, отпугивают грызунов, и они покидают участок.
2.2.2. Давайте вспомним, сказку «Гуси –лебеди» и составим план местности, обозначив на нем маршрут движения девочки в поисках братца.
При изучении темы, мы знакомимся и с условными знаками, с их помощью и составим и план местности данной сказки. Объекты которые мы будем изображать: лес, река, поле, дерево и придуманные знаки - печка, избушка .
В русских народных сказках, главные герои прибегают к помощи волшебной тарелочки для того, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке. Это волшебное приспособление имеет некоторые общие признаки с географическим изобретением, который был создан около 150 л. до н.э. Кратетом Малльским.
Сравнивая волшебную тарелочку с глобусом, можно выделить следующие общие черты:
- форма (круглая);
- движение (совершают движение);
- назначение (показывает объекты).
А в настоящее время –это ipad.
Блюдо серебряное, на котором города, леса, моря и горы видны.
Блюдо серебряное:
2.2.3.Следующий сказочный «герой» - это волшебный клубок ниток. Он как правило хранится у Бабы – Яги, которая помогает главному герою в поисках нужного пути, так как клубок бежит по лесной тропинке в нужном направлении. Это чудо приспособление, по моему мнению, явно дальний родственник, известный каждому школьнику прибору.
Конечно, это компас, устройство, облегчающее ориентирование на местности. И так же как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.
2.2.4.В замечательной сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане», которая имеет глубокий смысл, рассмотрим следующий момент:
…Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами.
Цунами - длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу на расстояние до 10 км.
Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник.
Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, возникающий в кучево–дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, в виде облачного рукава диаметром в десятки и сотни метров. и распространяющийся вниз, в виде облачного рукава диаметром в десятки и сотни метров. Слово «смерч» происходит от древнерусского смьрчь, смърчь — «облако».
2.2.5.При изучении атмосферы: сказка про Иван-царевича.
Вот мчится Иван – царевич на своём быстром и могучем коне:
“Конь бежит, земля дрожит.
Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят”.
– Какие стихии изображены в могучем коне? (гром, молния и ветер)
2.2.6. Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы.
И это явление сумел реалистично описать Пушкин. Несколько строк он посвятил извержению вулкана Везувий, которое произошло в Италии в 79 году нашей эры.
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон.
2.2.7. Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце».
2.2.8.Любимая нами с детства сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы.
В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом.
2.3.Особое внимание в сказках уделяется взаимоотношению человека и природы. Здесь можно выделить целый блок сказок. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок героем сказки, печальные последствия ждали героев, к счастью в сказке добро побеждает зло.А ведь это заповедник.
В жизни мы имеем более печальные последствия, ряд растений занесен в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. Другой сказочный цветок «Цветик семицветик», обладает волшебными свойствами, его лепестки были потрачены героиней напрасно, и только последний принес пользу, он был потрачен на благое дело и благодаря этому, цветок был сохранен.
2.3.1.В наше время, когда природа подвергается сильнейшими натиску цивилизации, естественных участков практически не остаётся. Уникальный мир сохраняется на специально отведенных участках.
2.3.2.Проблемы рациоанального природопользования рассматриваются и в таких сказках как: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна лягушка», по моему мнению, подводят к тому, что природа очень щедрая, она дает нам свои богатства, которыми человек может пользоваться в полной мере, но пользование это должно быть рациональным, без ущерба для самой природы. Иначе человечество рискует «остаться у разбитого корыта».
Обратимся в очередной раз к сказкам А.С. Пушкина.
… У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….
Там чудеса там леший бродит
Русалка на ветвях сидит
Там на невиданных дорожках следы невиданных зверей…
Так описывает это волшебное место автор.
3. Практическая часть.
Практический этап часть моей работы включает:
1. Уточнение аппарата исследования.
2. Проведение опытно-практической работе, в дальнейшем ОПР.
3. Проведены конкурсов и викторины по сказкам (см. Приложение1,2,3)
В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Приложение 4), т. к. он способствует накоплению массового эмпирического материала, представлению состояния дел в практике одной взятой школы в общем виде.
Анкетирование – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогики, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов (В.Г. Рындак).
Цель проведения анкеты – выявить, какие географические знания получили учащиеся из сказок, сделать вывод об их умении выделять сходство с географическими объектами.
Анализ результатов опроса
В контрольную группу входило 25 учеников моего 5а класса
Результаты опроса помещены в таблицы 1.
Таблица1
Результаты анкетирования
№п\п | Название сказки | Географический объект | Назвали | % назвавших |
1 | Указать средства передвижения в сказках :ступа Бабы – яги, летающий конек –горбунок, сапоги скороходы, ковер – самолет | воздушные виды транспорта | 25 | 100 |
2 | Прибор, описанный в сказке А.С. Пушкина «Золотой петушок» | Флюгер | 20 | 80 |
3. | С помощью какого прибора был найден брат из сказки «Гуси –лебеди» | Глобус | 10 | 40 |
4. | Сказочный «герой» - это волшебный клубок ниток | Компас, ipad. | 23 | 92 |
5. | Грозное природное явление, описанное в сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане», | Цунами, | 19 | 76 |
6. | Природное явление,которое вызывал свист Соловья – разбойника | Атмосферный вихрь смерч | 19 | 76 |
7. | Стихии в сказке про Иван-царевича | гром, молния и ветер | 24 | 96 |
8. | Грозное и страшное явление природы, описанное Пушкиным Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя, Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом, Под каменным дождём бежит из града вон | Вулкан | 24 | 96 |
9. | Какое природное богатство описано в сказкахБажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце». | минеральные ресурсы | 24 | 96 |
10 | С каким природным процессом нас знакомит сказка «Снегурочка» | Круговорот воды в природе | 19 | 76 |
11. | Какая проблема взаимоотношения человека и природы поднята в сказке «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик» | растения занесены в Красную книгу | 19 | 76 |
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что большинство учащихся смогли определить географические объекты (95%).
Можно сделать вывод, что учащимся интересны как сказки, так предмет география
4.Заключение
В предложенном исследовательском проекте по географии на тему "Сказочная география" я сопоставила возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с географической информацией и составила описание сравниваемых объектов.
Результаты проведенной работы позволяют сделать следующий вывод:
1.Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географической информацией. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказки с реальными научными данными, т.е. мною было доказано, что география неразрывно связана с литературой и другими науками.
2.Кроме этого, читая сказки можно научиться - бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде - источнику всего живого, научить любить свой край познавать окружающий мир;
воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты
5.Выводы и рекомендации.
1. Цель работы достигнута, мы провели исследование и узнали особенности географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок; показать взаимосвязь предметов, изучаемых в школе, с литературными произведениями
2.Что изучать историю своего народа и географию страны можно по сказкам. И это очень интересно!
3.Наша гипотеза о том, что в сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения…подтвердилась.
4.Данная исследовательская работа может быть использована на уроках географии, литературы, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях.
5.Тема исследования интересна, но до конца не исследована мною. Продолжу работу в следующем году.
6.Список литературы
1. Бердышев С.Н. Большая энциклопедия природы 12 томов, Москва.: Мир книги 2003г.
2. Летягин А.А. Начальный курс: 6 класс: учебник.: Вентана – Граф, 2012
3. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки.: Москва Просвещение 1983 г.
4. Пушкин А.С. Сказки.
5. Ершов П. Конек Горбунок., М.: Просвещение 2011
6. рисунки, фотографии, использованные для создания презентации – ресурсы интернет.
Приложение1
Викторина
1.Как называется одно из стихотворений Бориса Заходера?
«География всмятку»
2. Упоминание о какой реке встречается в русской народной сказке «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике»?
Смородина
3. В каком направлении плыли корабельщики в сказке А. С. Пушкина «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»?
на восток
4. На берегу какого моря жил столяр Джузеппе из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
Средиземного
Приложение 2
Конкурс «Узнай сказочную страну».
1.«С высокого холма открывался вид на удивительный город
4.На каких островах происходят такие чудеса:
«… Ходят все на головах!
Там живет трехголовый кашалот,
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!»?
На Горизонтских островах. Б. Заходер
5.«С высокого холма открывался вид на удивительный город
8.На каких островах происходят такие чудеса:
«… Ходят все на головах!
Там живет трехголовый кашалот,
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!»?
На Горизонтских островах. Б. Заходер
Приложение 3
Конкурс «Как попасть в волшебную страну»?
1.Кто из героев воспользовался этими средствами передвижения, чтобы попасть в сказочную страну?
(В страну Чуланию Вася Неумыткин. А.Моисеев «Приключения Васи Неумыткина в стране Чулании»).
(Незнайка в Солнечный город. Н. Носов).
(Элли в Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»).
(Дядя Федор и кот Матроскин в деревню Простоквашино. Э Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
Для защиты презентации «Сказочная география»
№2 | Добрый день уважаемые слушатели. Есть удивительная наука – география. Но первое знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в пятый класс. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам. Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географической знаниями. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказки с реальными научными данными. В своей работе приведу несколько таких примеров. Сегодня в век, когда мы не можем представить свою жизнь без компьютера, часто забываем дорогу в библиотеку, а сказки начинают занимать второй план. Тема работы«Сказочная география» |
№3 | На мой вопрос «знаете ли Вы, географические объекты, процессы, приборы по средствам сказок?» редкий респондент дал ответ сразу. Вот почему целью моего исследования стало выявить раскрытие особенностей географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок Мне предстояло решить следующие задачи: Задачи проекта:
|
№4 | Гипотеза: в сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения… Актуальность: сказки – это азы будущих знаний географии, астрономии, биологии и других наук. Предмет исследования: сказки Методами исследования являются:
метод анализа и обобщения |
№5 | Эпиграфом к работе я взяла слова Философа И.Ильина Сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. |
№6 | На протяжении всей нашей жизни, от момента рождения и до самой кончины, различные географические наименования сопутствуют нам В дословном переводе с греческого, топоним это «имя места», то есть название того или иного географического объекта: континента, материка, горы и океана, моря и другое |
№7 | И так, давайте рассмотрим топонимы в сказках . В разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа Бабы –яги, летающий конек –горбунок, сапоги скороходы, ковер – самолет, объединяет их все способность летать, большая скоростью, удобство в использовании. эти предметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта |
№8 | Всем известна сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок». Здесь главный герой указывал на приближающуюся опасность. В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра- флюгер. |
№9 | Давайте вспомним, сказку «Гуси –лебеди» и составим план местности, обозначив на нем маршрут движения девочки в поисках братца. При изучении темы, мы знакомимся и с условными знаками, с их помощью и составим и план местности данной сказки |
№10 | Также составляется План местности по сказке «Красная шапочка» |
№11 | В русских народных сказках, главные герои прибегают к помощи волшебной тарелочки для того, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке. Это волшебное приспособление имеет некоторые общие признаки с географическим изобретением, который был создан около 150 л. до н.э. Кратетом Малльским. |
№12 | Сравнивая волшебную тарелочку с глобусом, можно выделить следующие общие черты: - форма (круглая); - движение (совершают движение); - назначение (показывает объекты). А в настоящее время –это ipad. Блюдо серебряное, на котором города, леса, моря и горы видны |
№13 | Следующий сказочный «герой» - это волшебный клубок ниток. Он как правило хранится у Бабы – Яги. Это чудо приспособление, по моему мнению, явно дальний родственник, известный каждому школьнику прибору. Конечно, это компас, |
№14. | В замечательной сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане», которая имеет глубокий смысл, мы рассмотрим следующий момент: Как вы думаете какое это грозное явление? Конечно цунами. |
№15 | Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник. |
№16 | Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Ак называется этот ветер- «смерч |
№17 | При изучении атмосферы : сказка про Иван-царевича. Вот мчится Иван – царевич на своём быстром и могучем коне: “Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят”. – Какие стихии изображены в могучем коне? гром, молния и ветер |
№18 | Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя, Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом, Под каменным дождём бежит из града вон Это начал извергаться вулкан |
№19 | Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова |
№20 | Сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». |
№21 | Особое внимание в сказках уделяется взаимоотношению человека и природы. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок героем сказки, печальные последствия ждали героев, к счастью в сказке добро побеждает зло. В жизни мы имеем более печальные последствия, ряд растений занесен в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. |
№22 | Обратимся в очередной раз к сказкам А.С. Пушкина. У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом…. Там чудеса там леший бродит Русалка на ветвях сидит Там на невиданных дорожках следы невиданных зверей… Так описывает это волшебное место автор природный заповедник |
№23 | Проблемы рационального природопользования рассматриваются и в таких сказках как: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина Пользование природы должно быть рациональным, без ущерба для самой природы. Иначе человечество рискует «остаться у разбитого корыта» |
№24 | Практическая часть. Практический этап часть моей работы включает: 1. Уточнение аппарата исследования. 2. Проведение опытно-практической работе, в дальнейшем ОПР. 3. Проведены конкурсов и викторины по сказкам В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Приложение 4), Цель проведения анкеты – выявить, какие географические знания получили учащиеся из сказок, сделать вывод об их умении выделять сходство с географическими объектами. |
№25 | Анализ результатов опроса В контрольную группу входило 25 учеников моего 5а класса
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что 1.Большинство учащихся смогли определить географические объекты (95%). 2.Учащимся интересны как сказки, так предмет география |
№26-27-28 | Учащиеся участвовали в викторинах. |
№ 29-30 | Выводы и рекомендации Цель работы достигнута, мы провели исследование и узнали особенности географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок; показать взаимосвязь предметов, изучаемых в школе, с литературными произведениями
2.Что изучать историю своего народа и географию страны можно по сказкам. И это очень интересно!
3.Наша гипотеза о том, что в сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения…подтвердилась.
4.Данная исследовательская работа может быть использована на уроках географии, литературы, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях.
5.Тема исследования интересна, но до конца не исследована мною. Продолжу работу в следующем году. |
№31 | Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок. |
32 | Спасибо за внимание! |
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Снежная книга
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
"Морская болезнь" у космонавтов
Нас с братом в деревню отправили к деду...