Проект на Суворовские чтения
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_suv._chten._partizanskie_budni.docx | 649.94 КБ |
prezentatsiyakonkurs_suv._chten._partizanskie_budni.pptx | 1.58 МБ |
МБОУ СОШ №13
муниципального образования Щербиновский район,
посёлок Щербиновский, кл. Карла Маркса, 12
тел. 3-11-86
Исследовательская работа на тему:
«Партизанские будни»
Автор: Оганов Жан Романович,
ученик 7 класса, 20.02.2005
Руководитель:
Нестеренко Вадим Анатольевич
п. Щербиновский
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |
1. Аннотация ……………………………………………………………… | 3 |
2. Введение………………………………………………………………… | 3 |
3. Основное содержание. Обыденная жизнь и боевая деятельность партизанских отрядов на Кубани..................................................................... | 4 |
3.1 Особенности ведения боевых действий кубанских партизан.................…….................................................................................… | 4 |
3.2 Структура отрядов и организация быта партизан …................... | 4 |
4. Выводы и практические рекомендации…........................……………. | 13 |
5. Заключение...………………………………………...…………………. | 13 |
6. Список использованной литературы ........................…………………. | 14 |
Приложения: № 1 Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич № 2 Партизанские будни 1. АННОТАЦИЯ Великая Отечественная война является одной из самых трагических страниц нашей истории. В силу этого период войны порождает не только повышенный интерес со стороны историков, но и широкое общественное внимание. Для советского народа она была тяжким испытанием. Победа далась ценой жизни миллионов людей, ценой огромных разрушений и экономических потерь. К сложным вопросам прошедшей войны относится и партизанское движение, действовавшее на оккупированной территории СССР. В настоящей работе будет рассмотрено партизанское движение на Кубани. Его история - составляющая часть «Битвы за Кавказ» как одного из наиболее важных сражений Великой Отечественной войны. Проект является частью цикла работ, посвященных изучению партизанского движения на Кубани в период Великой Отечественной войны. Проектная работа подробно рассматривает становление, развитие и деятельность партизанского движения на Кубани. |
2. ВВЕДЕНИЕ
Вид проекта: надпредметный
Тип проекта: поисково-творческий
Продолжительность: 2 недели
Цель проекта:
- изучение повседневного быта в партизанских отрядах на Кубани в период Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
- изучить основные направления и план боевых действий партизанских отрядов на Кубани;
-рассмотреть особенности социального состава партизанских отрядов краснодарского края, их обыденную жизнь, порядок обеспечения и материального снабжения.
- пропаганда общечеловеческих ценностей;
- развитие поисково-творческих умений и способностей;
- приобщение к отечественной истории, культурному и патриотическому наследию края и района через организацию исследовательской деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы.
Проблемы и вопросы проекта:
1. Насколько важно сохранение памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны для русского человека, для кубанца?
2. Необходимо ли человеку знание исторического прошлого своей страны, своей малой родины, своей семьи?
Материалы и оборудование: компьютер, информационное поле (домашние архивы, фонды библиотек, музеев, редакций печатных изданий, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет), оргтехника.
Предполагаемый продукт проекта: поисково-творческий проект, презентация
Этапы работы над проектом:
- вводный этап (организационно-подготовительный);
- поисково-исполнительский этап;
- обобщающий этап;
- заключительный (итоговый) этап.
Содержание и механизм реализации:
1. Выбор проблемы.
2. Разработка плана действий.
3. Сбор информации.
4. Осуществление плана действий.
5. Создание проекта и презентация результатов работы.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ОБЫДЕННАЯ ЖИЗНЬ И БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ НА КУБАНИ
3.1 ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ КУБАНСКИХ ПАРТИЗАН
Приступая к работе над проектом, мы изучили много копий документов из архива, посетили районный музей, прочитали книги с воспоминаниями участников тех далеких событий, их родственников. В книге «Партизанские были» (1975 г.) начальник Центрального штаба партизанского движения генерал-лейтенант Пономаренко следующим образом сформулировал задачи советских партизан: «С самого начала Великой Отечественной войны советские патриоты по призыву И. В. Сталина стали создавать партизанские отряды... диверсионные группы... Их целью было бороться с частями вражеской армии, взрывать дороги, портить телефонную и телеграфную связь, уничтожать склады, базы, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».
Мы решили проверить, как была организована борьба на Кубани, насколько эффективна.
При подборе цели командир партизан должен выбирать более важные объекты для атаки: захват оружия, боеприпасов и провианта, то без чего партизаны не могли осуществлять борьбу. Временами партизаны за сутки производили сотни диверсионных действий на железных дорогах. Нарушение транспортной системы неприятеля требовало опытной организации мероприятий партизан. Бывали случаи, когда партизаны не выдавали себя. Немецкая армия прочувствовала такую тактику в некоторых районах, когда партизаны давали немецким солдатам проявить ощущение абсолютной безопасности , применяя момент неожиданности.
Партизанские отряды достигали фактора внезапности разными средствами, и советские партизаны в совершенстве ими овладели. Мы провели исследование: как партизанским отрядам удавалось действовать внезапно?
- партизаны не носили форму. Исключение составляли случаи, когда они переодевались в германскую или румынскую форму;
- они не носили свободно оружие;
- тщательно проводили разведку;
-партизаны внешне не выделялись из общей массы мирных жителей;
- партизаны хорошо знали территорию;
По воспоминаниям Федора Михайловича Стрельникова «партизанские отряды совершали нападения налегке, чаще под покровом ночи, скрытно. Среди вероятных и доступных объектов мы избирали такие, где могли пользоваться внезапностью и сводили на нет преимущество врага в технике. Мы выбирали участки шоссейных и железных дорог без охраны, нефтеперегонные заводы и электрические станции, телефонные линии и колодцы. Далее плохо охраняемые мосты и склады боеприпасов, автомоторные парки и склады снабжения. Следом шли люди: отдельные часовые, небольшие конвои, расчет отдельного орудия на огневой позиции и так далее. Мы старались избегать прямого столкновения».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, совершая нападения на войска, партизаны постоянно использовали фактор неожиданности и выбирали для этого наиболее подходящие объекты — командира или отряды в тылу.
В задачу разведки партизанских отрядов входило оповещение своих отрядов о расположении войск в зоне их действия, что очень помогало Красной Армии с разведданными. Партизан Г. Печерица в своих воспоминаниях описывает немало случаев добычи сведений, которые передавались командованию Красной Армии. Например, отряд «Тихий» добыл сведения , которые помогли овладеть высотой Шезе, имевшей стратегическое значение в «Битве за Кавказ».
Партизанское движение было весьма ценно как своей разведкой, так и подрывной деятельностью. В связи с этим генерал Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко однажды заявил, что советское партизанское движение «превратилось в одно из важнейших условий разгрома врага». Мы изучили воспоминания бывших партизан Ф. В. Семенова, Ф. А. Москаленко: «Каждый из нас окопался там, где дорога делает крутой поворот, и стал поджидать поезда. В другом месте были заложены мины. Послышался шум приближающегося поезда. Начали трещать пулеметы, и через несколько секунд мимо прошла дрезина. Сразу же услышали, как пыхтит паровоз. Теперь поезд шел там, где были заложены мины. В одно мгновение мы соединили провод и отскочили в сторону. Со страшным скрежетом паровоз встал на дыбы и через мгновение опрокинулся. Вагоны наскакивали один на другой. Снаряды, которыми были нагружены вагоны, начали взрываться с ужасным грохотом».
Другим излюбленным делом партизан был подрыв мостов. По словам одного из партизан вот как это происходило: «С горы Ламбина спускались медленно: вокруг были немцы, мы же сюда попали впервые... Около трех часов дня мы подошли к мостам и залегли в кусты: день для партизанской работы — неподходящее время. К минированию приступили около полуночи... Минирование прошло четко, бесшумно, быстро. Ночь была темная, мы отползли от места диверсии далеко в кусты. На рассвете на шоссе показалась тяжелая семитонная машина с немецкими автоматчиками. Машина скрылась за кустами, взбежала на мост, и кверху взвился без шума столб пламени, взлетели части моста и машины. Еще не успел рассеяться дым от взрыва первой машины, когда на втором мосту взлетел на воздух второй грузовик»
Гитлер часто не понимал, почему его войска в России отступают, и он приказывал им «зарываться в землю». Но тогда он не мог понять значения партизанской войны в СССР. «Партизаны будут безжалостно уничтожаться», - заявил он в приказе о проведении в жизнь «плана Барбаросса». «Смерть нам не страшна», - был их знаменитый ответ. И советские партизаны доказали это на деле.
3.2 СТРУКТУРА ОТРЯДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТА ПАРТИЗАН
Нам было интересно узнать: как был организован быт партизан и структуру отрядов. Изучив материалы по данной теме, мы пришли к выводу:
В составе партизан были: уцелевшие во время боев в окружении офицеры и солдаты Красной армии; сбежавшие из лагерей военнопленные; сотрудники партийных органов и НКВД; комсомольцы; руководители и специалисты, присланные из армейских штабов. Офицеры Красной армии приняли на себя командование этими партизанскими полками. Опытные, имеющие правительственные награды офицеры получили назначение для работы в штабах и стали подчиненными командирами. Через линию фронта направлялись имеющие опыт боевых действий военнослужащие для службы в качестве младших командиров и инструкторов.
Немецкие документы, в которых говорится о социальном происхождении и политической принадлежности партизанских командиров, указывают, что многие из них являлись офицерами Красной армии, а также работниками местных партийных, комсомольских и административных органов, то есть людьми, тесно связанными с советским режимом и потому заинтересованными в его сохранении намного сильнее рядовых партизан. В отрядах были женщины, дети.
Как был устроен быт партизан? Партизаны скрывались в лесах, горах станицах. Хуже всего советским партизанам, вынужденно скрывавшимся в лесах и горах, приходилось зимой. С проблемой холода до этого ни одно партизанское движение в мире не сталкивалось – помимо трудностей выживания добавлялась проблема маскировки. На снегу партизаны оставляли следы, а растительность больше не скрывала их убежища. Зимние жилища часто вредили мобильности партизан, преобладали землянки.
Среди партизан были и женщины – если для немцев, мысливших женщину только на кухне, это было неприемлемо, то Советы всячески агитировали слабый пол к участию в партизанской войне. Женщины-разведчики не попадали под подозрение врагов. Женщины-врачи и радисты помогали при диверсиях, а некоторые даже участвовали в боевых действиях.
4. ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Отдельные положения и результаты работы могут быть применены преподавателями в разработке уроков по истории и кубановедения, уроков мужества, внеклассных мероприятий. Кроме того, материал работы может быть использован в процессе патриотического воспитания молодежи, а также в профессиональной деятельности краеведов и экскурсоводов Краснодарского края.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Партизанские вылазки имели фактор внезапности, что деморализовало противника и заставляло его врасплох. Психологическая составляющая играла большую роль в их операциях. Все диверсионные действия проводились под покровом ночи. Главными целями для нападений были незащищённые, уязвимые объекты или малозащищённые, такие как склады оружия, войска в тылу и т.д.
Партизаны не носили советскую военную форму, имели комплекты военной формы немцев и румын, гражданскую одежду. Всегда были готовы сменить обличие и смешаться с толпой. Партизанские отряды набирались из солдат и офицеров, оказавшихся за линией фронта, руководителей местных партийных органов и мужчин старше 18 лет. Также есть сведения, что в партизанских отрядах участвовали женщины и дети.
Партизаны имели в населенных пунктах своих людей, которые давали нужную информацию, так как работали у немцев. Немецкие войска ожидали от любого советского гражданина диверсии. Настолько велика была их тревога.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература:
1. Партизанские были. Воспоминания кубанцев партизан Великой Отечественной войны. - Краснодар, 1975. С. 149.
2. Минц И. Партизанская война. М.,1941. 30 с.
3. Самсонов Л. М., Курносов Л. А. К изучению истории борьбы советских людей на временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории СССР // Вопросы истории. 1964. № 12. С.106.
4. Партизанское движение на Кубани (1942 1943 гг.) // Исторический архив. 1957. №3. С. 29.
5. Грезин В. И. Народные мстители. Краснодар, 1982. С. 183.
6. Курносов А. А. Собирание документов личного происхождения участников Великой Отечественной войны: тенденции и проблемы // Археографический ежегодник за 1990 год. М., 1992. С. 248.
7. Малая война (Организация и тактика боевых действий малых подразделений). Мн., 2000.512 с.
Источники сети интернет.
ru.wikipedia.org
nsportal.ru/
www.kuban.aif.ru/
www.hrono.ru/
Приложение №1
Приложение №2
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: «Партизанские будни» Автор : Оганов Жан Романович, ученик 7 класса Руководитель: Нестеренко Вадим АнатольевичСлайд 2
- изучение повседневного быта в партизанских отрядах на Кубани в период Великой Отечественной войны. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Слайд 3
- изучить основные направления и план боевых действий партизанских отрядов на Кубани; -рассмотреть особенности социального состава партизанских отрядов краснодарского края, их обыденную жизнь, порядок обеспечения и материального снабжения. - пропаганда общечеловеческих ценностей; - развитие поисково-творческих умений и способностей; - приобщение к отечественной истории, культурному и патриотическому наследию края и района через организацию исследовательской деятельности; - формирование навыков самостоятельной работы. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Слайд 4
Насколько важно сохранение памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны для русского человека, для кубанца? Необходимо ли человеку знание исторического прошлого своей страны, своей малой родины, своей семьи? ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ ПРОЕКТА
Слайд 5
Пономаренко Пантелеймон К ондратьевич
Слайд 6
Деятельность партизан
Слайд 7
Партизаны на разведке
Слайд 8
В ожидании
Слайд 9
Быт партизан
Слайд 10
Быт партизан
Слайд 11
Партизанская вылазка
Слайд 12
Раненые , но не сломленные
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Сорняки
А теперь — мультфильм
Просто так
Сказка "Морозко"
Осенняя паутина