Роль А.Леонова в освоении космоса
Вложение | Размер |
---|---|
rol_a.leonova_v_osovenii_kosmosa.doc | 129.5 КБ |
МАОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция «Гагаринские чтения»
«Роль Алексея Леонова
в освоении космоса»
Выполнила: Лодонова Юмжид, ученица 7 класса.
Руководитель: Нимаева Д.Г.,
учитель физики.
2018
Оглавление.
2.1. Анкетирование. _________________________________________5
2.2. Биография А. Леонова. ___________________________________6
2.3. Выход в открытый космос и нештатные ситуации на борту _____7
космического корабля «Восход - 2»
2.4 Роль А. Леонова в освоении космоса. ______________________
3.Заключение.________________________________________________ 12
4. Список источников и использованной литературы ______________ 13
5. Приложения_______________________________________________ 14
Введение.
Освоение космического пространства как среды активной деятельности людей явилось величайшим достижением всего человечества. С момента запуска 4 октября 1957года первого искусственного спутника Земли, все высокоразвитые страны стремились вложить свой интеллектуальный и технологический потенциал в развитие космической науки и техники.
В апреле 2017 года в кинотеатрах страны начался показ фильма «Время первых». Фильм рассказывает о космической гонке между СССР и США – кто первым выйдет в открытый космос. Фильм основан на реальных исторических событиях. В нём рассказывается о полёте космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова в 1965 году на корабле «Восход – 2».Они рискнули жизнью, чтобы наша страна была первой в космической гонке. ( 2 )
После просмотра фильма я решила поближе познакомиться с биографией этих космонавтов и узнала, что А. Леонов ещё и первый человек, который вышел в открытый космос. И моя работа «Роль А. Леонова в освоении космоса» посвящена именно этому космонавту.
Актуальность темы определяется тем, что мы живем в такое время, когда возможны туристические полёты в космос, хотя это посильно только миллионерам, ведь каждый человек , полетевший в космос будет испытывать те же чувства, что и Леонов когда-то: страх, интерес и гордость.
Цель работы: познакомившись с судьбой Леонова Алексея Архиповича, изучив его трудовой путь, познакомившись с его профессиональными качествами, узнав его как человека с художественным талантом, я хочу показать значимость и величие его достижений для развития космонавтики в целом в мире и для нашей страны.
Для этого поставила перед собой следующие задачи:
1) Изучить литературу по данной теме.
2) Анализ существующих фактов;
3) Выстроить хронологию событий первого полёта в открытый космос.
4) Провести опрос среди учеников по Приложению №2
Гипотеза исследования: современный уровень развития исследования космоса был бы не возможен без исследований, проводимых космонавтами в открытом космосе.
Объект исследования: космонавтика.
Предмет исследования: Алексей Архипович Леонов-первый человек в открытом космосе.
В проведении исследования были использованы методы:
Методические рекомендации: данный материал может быть использован в качестве дополнительного материала на занятиях кружков; в качестве источника информации для подготовки сообщений учащимися.
2.Основная часть.
“Человечество не останется вечно на Земле,
но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.
/К.Э. Циолковский/
2.1. Практическая часть. Анкетирование.
В начале своей исследовательской работы я пообщалась со своими одноклассниками, с целью выяснить, что они знают о первом выходе человека в открытый космос, и выяснилось, что знают они не много. Тогда я решила провести анкетирование среди учащихся 6-8 классов, в котором приняли участие 31человек. Анкетирование показало, что 68% уч-ся знают о том, что первый выход в открытый космос совершил наш соотечественник Алексей Леонов, о том, сколько времени побывал, как называется корабль, когда полетел, с кем. О нештатных ситуациях, возникших во время выхода Леонова в космос, ребята практически ничего не знают ( Приложение 1)
Анкета
«Что я знаю о первом выходе человека в открытый космос»
для учащихся 6 – 8 классов
№ | Вопросы | «да» | «нет» |
1 | Знаешь ли, кто первым побывал в открытом космосе? | 21 | 10 |
2 | Сколько времени он побывал там? | 2 | 29 |
3 | Как называется космический корабль, на котором он полетел? | 13 | 18 |
4 | В каком году совершён этот полёт? | 6 | 25 |
Опрошено всего: 31 учащихся
Вывод:
Диаграмма анкетирования. (приложение 3)
Вывод:
Поэтому я решила, что со своей работой я познакомлю своих сверстников на классных часах, на мероприятиях, посвящённых Дню космонавтики. Я хочу, чтобы о таких людях как А. Леонов знали как можно больше ребят.
2.2 Биография А. Леонова.
А. А. Леонов родился 30 мая 1934 года в сибирском селе Листвянка, что в 600 километрах от Кемерово. Сюда сослали его деда за участие в революции 1905 г. Затем с Донбасса перебрались и родители Алексея Архиповича. Отец - донецкий шахтер, заслужил в селе большой авторитет и был назначен председателем сельсовета. В 1936 году он стал жертвой репрессий, а в 1939 году был реабилитирован. Мать Алексея Архиповича была учительницей.
Алексей Архипович был восьмым ребенком в семье.[8] В 1938 году он вместе с матерью переехал из села в город Кемерово, где в 9 лет пошел в начальную школу. Спустя 4 года семья Леоновых из Сибири переехала по месту работы отца в город Калининград.
Ещё в школе Алексей Леонов интересовался авиатехникой и внимательно изучал устройство самолётов, основы теории полёта. В 1953 году юный Алексей окончил среднюю школу, получив хороший аттестат, он без особого труда поступил в школу летчиков, которая находилась в Кременчуге. После неё обучался в высшем училище летчиков-истребителей в Чугуеве на Украине. В период с 1957 по 1959 год Алексей Архипович летал в боевых полках.[9]
В 1960 году Алексей Леонов выдержал жёсткий отбор и был зачислен в отряд космонавтов. (приложение2)
После полёта А. А. Леонов стал активно продвигаться по карьерной лестнице. В период с 1967 по 1970 он возглавлял лунную группу космонавтов: готовились к полёту на Луну. Но после внезапной смерти Генерального конструктора Сергея Павловича Королёва эту программу закрыли. Было принято решение, что для изучения Луны достаточно автоматических луноходов.
В начале 1973 года перед Академией наук СССР и НАСА (США) встала серьёзная проблема – необходимо было отобрать космонавтов для основных и дублирующих экипажей кораблей "Союз-19" и "Аполлон". Кандидаты должны были соответствовать следующим критериям: отличное знание космической техники, а также умение работать с системами и оборудованием кораблей, знание иностранных языков, высокая профессиональная квалификация, готовность к проведению широкой программы научных экспериментов и наблюдений.
Каждая страна сама строила в условиях строгой секретности свои космические корабли и всё оборудование для обеспечения космических полётов. Поэтому, случись на орбите авария космического корабля, «чужой» корабль мог бы только подойти поближе, чтобы снаружи описывать происходящее – пристыковаться к терпящему бедствию кораблю «чужак» бы не смог по причине несоответствия стыковочных узлов и систем сближения. Даже атмосфера внутри советских и американских кораблей была разной: наши космонавты дышали смесью кислорода и азота под повышенным давлением, а американские астронавты дышали чистым кислородом при нормальном давлении. При слишком быстром переходе из «Союза» в «Аполлон» наши космонавты могли получить кессонную болезнь, как при быстром всплытии аквалангиста! Поэтому переход из корабля в корабль был возможен только через специальную шлюзовую камеру.
Для выполнения программы стыковки советского космического корабля «Союз-19» и американского «Аполлона» была разработана специальная шлюзовая камера. Она имела совместимые стыковочные узлы: с одной стороны шлюзовой камеры пристыковывался «Союз-19» к люку своего размера, с другой, к своему люку, – «Аполлон». В этой же камере космонавты и астронавты адаптировались к чужой атмосфере и потом переплывали в гости к коллегам.
СССР представляли летчики-космонавты А. А. Леонов и В. Н. Кубасов. Со стороны США - астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон. В июле 1975 года был осуществлен совместный полет. Командиром корабля "Союз" был назначен Алексей Архипович Леонов. Все население планеты Земля с упоением наблюдало за уникальным экспериментом в космосе - совместным полетом советского корабля "Союз-19" и американского "Аполлона". [9]
Подготовка по первой международной программе была сложнее обычной, ведь теперь надо было научиться отвечать не только за себя, но и «за того парня». Кстати, готовясь к этому полёту, Алексей Леонов выучил английский язык за один год «с нуля»! Ведь переводчика с собой в космос не возьмёшь, а в школе Леонов учил немецкий.
Впервые в истории была произведена стыковка космических кораблей, а также было проведено множество астрофизических, медико-биологических, технологических и геофизических экспериментов.
За годы научно-практической работы и во время космических полетов А. А. Леонов произвёл огромное количество исследований и экспериментов. Особенно значимыми среди них являются: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос (1967), влияние факторов космического полета на остроту зрения пилота комплекса "Буран" (1980), разработка гидролаборатории (использование гидросферы как аналога невесомости, 1966), создание скафандра для работы в гидросфере. Алексей Архипович принимал активное участие в научных конференциях и международных конгрессах, сделал около 30 докладов.
Он дважды удостаивался высокого звания Героя Советского Союза (1965, 1975), а также званий лауреата Государственной премии СССР (1981) и лауреата премии Ленинского комсомола. А. А.Леонов награждён двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда Болгарии, Героя Труда Социалистической Республики Вьетнам. Он награждён также большой золотой медалью "За заслуги в развитии науки и перед человечеством", двумя большими золотыми медалями "Космос", золотой медалью имени Ю. А. Гагарина, большой золотой медалью имени К.Э.Циолковского и многими другими иностранными орденами и медалями. Ему присужден Международный авиационный приз имени К.Хармона. Он является почётным гражданином 30 городов мира: Вологда, Калининград, Кемерово, Пермь, Чугуев, Кременчуг и др. Именем А. А. Леонова назван один из кратеров на Луне.[13]
Алексей Архипович избран действительным членом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии астронавтики, сопредседателем Международной ассоциации участников космических полетов (1985-1999), имеет ученую степень кандидата технических наук.
Ещё в детстве Алексей Архипович увлекался живописью. Он видел этот мир по-своему и написал более 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь). А. А. Леонов вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым создал серию почтовых марок.[6] (приложение 7)
Помимо увлечения живописью Алексей Архипович является автором книг и монографий. Наиболее известными являются: "Пешеход космоса" (1967), "Солнечный ветер" (1969), "Выхожу в открытый космос" (1970), "Восприятие пространства и времени в космосе" (Леонов, Лебедев; 1966), "Особенности психологической подготовки космонавтов" (Леонов, Лебедев; 1967).
В отставку А. А. Леонов вышел в звании генерал-майора авиации. С 1992 по 2000 год был президентом специализированного инвестиционного фонда "Альфа-капитал". С 2000 года - вице-президент Альфа-банка.[9]
2.3. Выход в открытый космос и их опасности.
Выходы в открытый космос могут выполняться по-разному. В первом случае космонавт связан с космическим кораблём специальным страховочным тросом- фалом, иногда объединённым со шлангом подачи кислорода (в этом случае его называют «пуповиной»), при этом для возвращения на корабль достаточно просто мышечных усилий космонавта. Другой вариант—полностью автономный полёт в космическом пространстве. В этом случае необходимо обеспечить возможность возвращения к космическому кораблю при помощи специальной технической системы.
Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин:
- это возможность столкновения с космическим мусором;
- это проблемы и неисправности во время полёта;
- так же опасность выходов в открытый космос ведёт к эмоциональному давлению на космонавтов;
- опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит удушьем и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль (10)
Почему же всё-таки Королёв выбрал именно Леонова?
- почему Леонов полетел?
- что помогло ему в достижении цели?
Характер | Целеустремлённость, выдержка, беспредельная смелость, исполнительность, собранность, дисциплинированность, непреклонное стремление к поставленной цели. |
Здоровье | Космическое, безупречное |
Физическая подготовленность | Превосходная спортивная подготовка, выносливость |
Образование | Высшая военно-воздушная инженерная академия + диплом |
Вывод:
1.А. Леонов был достойным, одним из наиболее подготовленным космонавтом для этого полёта.
2.Выходы в открытый космос рискованны и опасны. (Приложение 2)
Свой первый космический полет Алексей Леонов совершил в экипаже с Павлом Беляевым на космическом корабле «Восход-2».
Целью данного космического полёта было осуществление выхода человека в открытый космос для проведения ряд исследований, главным образом медико-биологического характера. Кроме этого планировалось наблюдение за земной атмосферой.
Это космическое путешествие длилось 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире совершил выход в открытый космос. 12 минут 9 секунд провел Алексей Архипович вне корабля «Восход-2». Вначале Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами. Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей.[3] Не всем известно, что, став первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, Алексей Леонов чуть было не стал первым космонавтом, погибшим в открытом космическом пространстве. Дело в том, что, выходя из шлюзовой камеры, Леонов забыл пристегнуть страховочный трос, и если бы его напарник Павел Беляев не поймал его за ногу, космонавт навсегда остался бы на околоземной орбите.
С борта корабля за космонавтом постоянно следили две телевизионные камеры. Пять раз Алексей Архипович улетал от корабля и возвращался. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность то разогревалась на солнце до +60°С, то охлаждалась в тени до -100°С.
Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но сделать это оказалось непросто. После выхода в открытый космос, скафандр раздулся из-за избыточного давления. «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — рассказывал потом Леонов. Это значит, что он находился внутри скафандра, надутого, как воздушный шарик, во «взвешенном» состоянии! И в таком положении ему надо было двигаться и работать! Алексей прикинул, что с момента, как он «закрыл скафандр» прошёл уже час, и рискнул уменьшить давление в скафандре, не спросив разрешения у специалистов и даже не доложив об этом на Землю. Этим он нарушил важное правило: космонавт на любые действия должен спрашивать разрешение у Центра управления полетом. Но спрашивать было некогда: пока бы они там думали, у него закончился бы кислород, которого и так оставалось лишь на 20 минут! Алексей Архипович рассказывал: «И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот — и все… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места». Когда скафандр «сдулся» и снова стал нужного размера, сразу стало легче, можно было двигаться и работать с фотоаппаратом и кинокамерой. [4]
Но когда пришло время возвращаться в корабль возникла новая не штатная ситуация – Алексей Архипович не смог зайти в люк вперед ногами (как требовала того инструкция). «У меня было продумано, что делать, если вход не получится, — говорит Леонов. — На Земле при тренировках состояние невесомости длилось самое больше 25 секунд, и сил, чтобы справиться со скафандром, хватало. Здесь же получилось, что я боролся со скафандром уже 20 минут, и силы были совсем на исходе. Сделав несколько попыток, понял, что в шлюз не войду. Надо что-то новое придумывать. Бросить кинокамеру? Но уж очень жалко — такой материал пропадет!» Тогда он сунул кинокамеру в шлюз, развернулся головой, ухватился руками за край люка и «пропихнул» себя в шлюз. Вот здесь была самая большая нагрузка, и пульс дошел у космонавта до 190 ударов в минуту.
Беда не приходит одна — после отстрела шлюзовой камеры корабль начал вращаться со скоростью 18 оборотов в минуту! Леонов вспоминает: «Три иллюминатора, в глазах все мелькает. А если закрыть шторки — ничего не будет видно». Включить систему ручной ориентации, чтобы успокоить корабль, не решились: уже горело табло «Спуск-1». Наконец наступил момент, когда система ориентации включилась автоматически. Они облегченно — в который уже раз! — вздохнули, но опять оказалось, что рано: устойчивой ориентации не получилось, корабль продолжал вращаться. Значит, будет ручная посадка — впервые в истории нашей космонавтики... «Мы искали место для посадки, где поменьше заселено, больше всего боялись задеть линии электропередач», — рассказывал Леонов.
Парашютная система сработала нормально, и они приземлились. Приземление произошло в совершенно безлюдном месте.
На этом космические приключения закончились и начались приключения земные. Космонавты двое суток просидели в снегу: они приземлились в глухой тайге в Пермской области. В истории нашей космонавтики это был первый случай приземления в «незаданном» районе. Спасатели попытались пробиться к ним на машинах, но безуспешно, и тогда выбросили десант и принялись (по пояс в снегу) вырубать лес под посадочную площадку для вертолетов.
«Когда мы приземлились, - вспоминает А. Леонов, - нас нашли не сразу... Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено воды, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну, все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем вспороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально» [7]
А после полёта космонавтов ждали обследования медиков и разбор нештатных ситуаций. И снова – тренировки, занятия, подготовка к следующим полётам.
Вывод:
В результате работы над исследованием «Роль А.Леонова в освоении космоса», можно сделать выводы:
Однажды А.Леонов выступая перед студентами, спросил: «У кого с собой есть мобильный телефон?». Все подняли руки. И тогда космонавт обратил внимание, что ещё 10-15 лет назад в стране была проблема со связью, что о сотовой связи никто и не мечтал, а в очередь на стационарный телефон люди стояли годами. «Не было бы у вас телефонов, если бы не спутники. А без космонавтики не было бы этих спутников. И это только самая малая часть того, что даёт людям космос». ( Приложение 4)
Заключение
Выход человека в космос - важный поворот в истории развития человеческого общества. Он расширяет сферу разума, сферу взаимодействия природы и общества. Несомненно, что в будущем человек еще больше освоит космическое пространство, включая все небесные тела Солнечной системы.
Алексей Леонов своим мужеством и профессионализмом доказал, что выход в открытый космос возможен в космосе можно вести физические работы, проводить научные наблюдения, ставить эксперименты.
Я горжусь тем, что я живу в великой стране. В стране, которая одержала Победу над фашистской Германией. В стране, которая первой в мире покорила космическое пространство. Я верю, как Алексей Леонов был первым, вышедшим в открытый космос, так и наша страна будет первой во всем. А нам, молодому поколению есть на кого равняться, ставить перед собой цели и идти к ним, учиться, защищать свою Родину, совершать открытия на благо Отчизны.
Опыт исследовательской работы мне пригодится в будущем, данные материала можно использовать для проведения классных часов, для бесед со сверстниками. Свою работу я планирую разместить на школьном сайте.
Список источников и использованной литературы
1.Большая энциклопедия (Электронный ресурс) / ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
2.Кинодокумент, арх. № 1591. РГАНТД. телепередачи «Человек. Земля. Вселенная» , «Время первых»
3. Леонов А., Лебедев В. Восприятие пространства и времени в космосе .– М.: Наука, 1968.
4.Леонов А., Лебедев В. Выхожу в космос . М: Малыш. 1980
5.Леонов А., Соколов А. Жизнь среди звёзд . М.: Молодая гвардия, 1981.
6.Леонов А. Земная и космическая живопись. М.: 2004.
7.Материалы личной встречи А. Тихоновой с Леоновым А.А. (18.03.2010 г.)
8.Новая эра: космоплавание ("Восход-2"). Эпизоды космонавтики.– «Огонек», 1965 г. №12, с. 1 – 4
9. Интернет ресурсы.
Приложение 1 Анкета
«Что я знаю о первом выходе человека в открытый космос»
для учащихся 6 – 8 классов
№ | Вопросы | «да» | «нет» |
1 | Знаешь ли, кто первым побывал в открытом космосе? | 21 | 10 |
2 | Сколько времени он побывал там? | 2 | 29 |
3 | Как называется космический корабль, на котором он полетел? | 13 | 18 |
4 | В каком году совершён этот полёт? | 6 | 25 |
Почему Леонов? Приложение 2
Характер | Целеустремлённость, выдержка, беспредельная смелость, исполнительность, собранность, дисциплинированность, непреклонное стремление к поставленной цели. |
Здоровье | Космическое, безупречное |
Физическая подготовленность | Превосходная спортивная подготовка, выносливость |
Образование | Высшая военно-воздушная инженерная академия + диплом |
Приложение 3
Анкета « Что я знаю о выходе человека в открытый космос»
Приложение 4
Калитка в сад
Кто грамотней?
Крутильный маятник своими руками
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Мост из бумаги для Киры и Вики