Интерактивная экологическая игра
«Байкальские приключения»
для младшего школьного возраста
Введение
Мы живем в удивительном регионе нашей необъятной страны Республике Бурятия, с необыкновенно красивой природой, уникальным водным объектом оз. Байкал.
Байкал – самое
• глубокое,
• старое,
• чистое,
•большое по запасам пресной воды озеро в мире.
В 1996 году Байкал был включен в список всемирного природного наследия по решению 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Озеро Байкал – отвечает всем 4 критериям объекта всемирного природного наследия:
За свою уникальность озеро Байкал, по праву занял свое место в списке «Семи чудес России», согласно голосованию, проведенному в 2008 году.
Уникальность озера всегда привлекала отдыхающих, в связи с этим на побережье Байкала создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», созданная на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года, площадь которой составляет 3283га.
С открытием "Байкальской гавани" правительство Бурятии ожидает увеличение притока туристов в четыре раза: с 500 тысяч до 2 миллионов не только из нашей республики, но из других регионов нашей страны и иностранных туристов, а, как правило, родители отдыхают на Байкале вместе со своими детьми.
В связи с этим возникла необходимость об информационном обеспечении, о Байкале не только взрослых, но и детей. Поэтому информационный центр «Грань» РБ запустил в школы Республики проект «Байкальский сундучок», цель которого в доступных для детей школьного возраста формах познакомить с природой Байкала. В этом проекте принял участие и автор данной работы вместе с учителем биологии. Проанализировав всю имеющеюся информацию о байкальском регионе, которая вызовет интерес у туристов мы пришли к выводу, что отдых на Байкале может быть не только полезным, но и опасным для здоровья отдыхающих. Особую опасность в этом плане таят в себе обитающие на данной территории ядовитые живые организмы, которых надо знать в «лицо».
В рамках данного проекта мы решили создать интерактивную экологическую познавательную игру «Байкальские приключения», целью которой является ознакомление детей с ядовитыми растениями, грибами, животными которые могут стать угрозой здоровью детей на байкальской территории.
Гипотеза: Если разработанная нами игра «Байкальские приключения» будет интересна для детей, то получив необходимую информацию, дети улучшат свою экологическую грамотность при общении с живой природой.
Разработанная нами игра выполняет следующие задачи:
Метод проведения – интерактивная игра
Форма проведения - групповая
Оборудование для проведения игры:
Целевая аудитория, для которой разработана игра:
Актуальность разработки образовательного продукта:
Путешествуя по разным уголкам нашей Республики, знакомясь с уникальной природой региона, в частности с природой Байкала, туристы часто даже не подозревают о том, что она таит в себе опасности. Эта опасность может быть и в лице живых организмов (животных, растений, грибов), которые здесь обитают, так как среди них есть ядовитые организмы, которые могут стать угрозой их здоровью. Особо это касается маленьких детей, у которых очень низкий порог опасности.
Поэтому разработанная нами игра, в ходе совершаемого заочного путешествия по родному краю на игровом поле знакомит будущих туристов Байкала с опасными для них живыми организмами. Дает возможность узнать их отличительные особенности и степень опасности для здоровья. В ходе игры школьники приобретают навыки по защите своего организма от их влияния и оказания первой доврачебной помощи.
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении обоснован выбор темы работы, определены ее цели, обозначены задачи образовательного продукта игры «Байкальские приключения», ее целевая аудитория, актуальность разработки, дан перечень оборудования для проведения игры.
Основная часть посвящена изложению содержания правил проведения игры для детей.
В заключении обобщены результаты разработки образовательного продукта и сделаны соответствующие выводы.
Список использованной литературы включает 3 наименования работ и интернет – ресурсы.
Основная часть.
При проведении игры ее участники могут играть единолично или поделившись на команды (2 или 3), исходя из количества играющих. Во время игры участники продвигаются по игровому полю с помощью фишки своей команды, в зависимости от числа очков выпавших на верхней стороне кубике. Каждая команда ведет по игровому полю одного из участников путешествия (девочка и мальчики) – это фишки команд. Первый участник каждой команды берет одну фишку и ставит ее в кружок с надписью «Старт». Отсюда начинается путешествие. Закончится путешествие на кружке «Финиш».
На игровом поле фишка учащихся может попасть на кружки четырех цветов:
Перед игрой или в том случае если участник игры дает неправильный ответ, можно с помощью, прилагающейся к игре компьютерной презентации, более подробно познакомиться с опасными для здоровья живыми организмами Байкальского региона, которые они могут встретить во время путешествия.
При отравлении у пострадавшего наблюдается жжение во рту, рвота, понос, судороги, головокружение, общая слабость. Отравление даже при своевременно начатом лечении может закончиться смертью.
Ядовито все растение. При отравлении наблюдается сухость во рту, лицо краснеет, расширяются зрачки, возникает сильное возбуждение и бред, слабый пульс, затрудненное дыхание. При тяжелой форме отравления смерть наступает в течение первых суток от паралича дыхания.
Оба растения ядовиты, особенно незрелые плоды - ягоды. При отравлении наблюдается головокружение, слюнотечение, тошнота, рвота, понос. При сильном отравлении нарушается пульс, затрудняется дыхание, человек теряет сознание
Эфирное масло багульника легко летуче. В теплую безветренную погоду оно накапливается над зарослями. Пребывание среди зарослей багульника вызывает у человека сильную головную боль, сонливость, тошноту, головокружение, потерю сознания.
70 см. Окраска черная с характерным зигзагообразным рисунком на спине вдоль хребта.
В летнее время часто греется на солнце, в остальное время прячется под старыми пнями, в расщелинах и т. п. Змея неагрессивная, и при приближении человека старается использовать свою камуфлированную окраску настолько, насколько это возможно, либо удалиться. Только в случае неожиданного появления человека либо в случае провокации с его стороны она может попытаться его укусить. Такое осторожное поведение объясняется тем, что ей требуется много энергии для воспроизводства яда в условиях меняющихся температур. Питается в основном грызунами, земноводными и ящерицами, хотя иногда употребляет в пищу птиц и их яйца.
Обыкновенная гадюка смертельно ядовита, и ее яд схож с ядом гремучих змей. Однако она вырабатывает гораздо меньшее количество яда по сравнению с последними, и по этой причине считается менее опасной. Укус редко приводит к смертельному исходу. Тем не менее, укушенный человек должен немедленно обратиться за медицинской помощью.
В результате укуса возникают отёк тканей и их омертвение, всасывание яда в кровь сопровождается головокружением, вялостью, головной болью, тошнотой, одышкой. В дальнейшем развивается шок. В тяжелых случаях наступают изменения в печени и почках. Весной яд гадюки более токсичен, чем летом.
В качестве убежищ змеи выбирают расщелины между камнями, норы песчаных сусликов и других грызунов, нередко они поселяются в развалинах, по обрывам рек. Пища состоит из мелких грызунов, ящериц, птиц, беспозвоночных. На охоту щитомордники выходят обычно после захода солнца и бывают, активны до утра. Укус щитомордника для человека весьма болезнен, но через 5—7 дней наступает полное выздоровление. Смертельных исходов от укуса этой змеи почти неизвестно. Как метко писал в свое время А. А. Емельянов, «если домашние или соседи не вмешиваются со своими способами и средствами лечения, то последствия укусов проходят довольно скоро и без каких-либо осложнений.
Длина самки 3-4 мм в голодном состоянии (увеличивается до 10 мм у насосавшейся самки, цвет которой меняется с коричневого на светло-серый). Самцы до 2,5 мм.
Правила игры для школьников.
Р Е Б Я Т А!
Вы живете в удивительном регионе нашей страны, с необыкновенно красивой природой, уникальным водным объектом оз. Байкал. Часто вы путешествуете по разным уголкам нашей Республики, знакомитесь с животным и растительным миром, собираете растения, грибы и даже не подозреваете о том, что среди них есть организмы, которые могут стать угрозой вашему здоровью.
Мы предлагаем вам совершить заочное путешествие по родному краю на игровом поле, в ходе которого вы познакомитесь с опасными для человека живыми организмами, узнаете их отличительные особенности, их степень опасности для вашего здоровья и приобретете навыки по защите своего организма от их влияния.
Итак, начнем игру!
Правила игры
Все приключения, которые могут произойти с участниками путешествия по байкальскому региону, нарисованы на игровом поле. Путешественники – это фишки для продвижения по игровому полю (мальчики и девочка). Играть вы можете командами (2-3), в зависимости от числа участников. Каждая команда ведет по игровому полю одного участника путешествия. Первый участник каждой команды берет одну фишку и ставит ее в кружок с надписью «Старт». Отсюда вы начнете свое путешествие. Договоритесь, какая команда начнет игру первой, второй, третьей.
Отсюда вы начнете свое путешествие. Договоритесь, какая команда начнет игру первой, второй, третьей.
Тот, кто начинает игру, бросает кубик и передвигает свою фишку по игровому полю на столько клеток вперед, сколько очков окажется на верхней стороне кубика.
В пути, путешественников, ожидают самые необычайные приключения. Одни из них ускорят их продвижение к цели, другие задержат в пути, а третьих даже заставят вернуться назад.
Но эти маленькие неудачи не смогут остановить вооруженных знаниями, для преодоления преград, путешественников.
Отправляясь в путешествие, вам надо помнить, что если фишка остановится на
кружке красного цвета - это означает опасность для путешественника. Остановившись на этих клетках игрового поля, члены команд должны определить либо ядовитое растение, либо ядовитый гриб, либо опасное для человека животное, нарисованное на игровом поле. Если участник команды правильно называет изображенный объект, то ему дается право продвинуться еще на один ход вперед по игровому полю. Если же ответ неверный, то играющий возвращается назад на два хода.
Фишка команды может оказаться на кружке зеленого цвета (окажи помощь), что предполагает оказание первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, при укусах ядовитых змей и таежных клещей. Если участник игры правильно называет правила оказания первой доврачебной помощи, то он делает еще один ход вперед, если ответ неверный или ответа нет, то путешественник делает один ход назад.
При остановке фишки на кружке синего цвета (назови правила) участник игры должен назвать правила сбора грибов, правила по защите человека от укусов таежных клещей и ядовитых змей. При остановке хода на клетках синего цвета, игрок называет необходимое правило. При правильном ответе он делает еще один игровой ход, определив число очков движения по игровому полю с помощью кубика.
Если фишка участника игры попала на кружок желтого цвета (общение с живой природой) - это означает, что участник игры должен пропустить ход. На данном участке пути у путешественников есть возможность познакомиться с другими объектами природы, которые не угрожают его жизни.
Игра заканчивается, когда одна из команд первой придет к конечному пункту своего путешествия - «Финиш».
Желаем успеха в увлекательном путешествии!
Для того чтобы определить является ли разработанная нами игра эффективным образовательным продуктом в области экологического образования, мы провели анкетирование среди младших школьников нашей школы, так как данная игра используется учителями на уроках «Окружающий мир» и на внеклассных мероприятиях по экологии. Перечень вопросов, предложенных учащимся, прилагается в таблице приложения. (Т1)
Выводы
Результаты проведенного анкетирования среди младших школьников нашей школы, позволяет сделать следующие выводы (Т2 приложения):
Заключение.
Данная работа имеет практическое значение, так как формирует экологическую культуру, здоровый и безопасный образ жизни при общении с природой в родном крае.
Поэтому может быть рекомендована для использования во всех общеобразовательных школах республики Бурятия на уроках «Окружающий мир» в начальной школе, экологии, на классных часах по ЗОЖ, во внеклассной работе учителя предметниками: биологии, экологии, географии.
Как нарисовать ветку ели?
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Растрёпанный воробей
Что общего у травы и собаки?
Чайковский П.И. "Детский альбом"