Исследовательская работа посвящена использованию статистики в школьной жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
kudryashova_statistika.doc | 206 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ
Межрегиональная научно-практическая конференция школьников
«Наука и общество: взгляд молодых исследователей»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Статистика в школьной жизни»
Кудряшова Вероника Семёновна,
ученица 7 класса
Руководитель: Курмашева Ануза Азгаровна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
2018
Оглавление
Статистика………………………………………………………..4 стр.
Статистические исследования…………………………………..5 стр.
I.Введение
Математическая статистика стремительно врывается в нашу жизнь. Люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия.
Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире. В том числе мы решили в масштабе нашей школы, используя свои знания по математической статистике, провести исследование и выяснить среднестатистический портрет обучающегося МБОУ « Азбабинская СОШ»
Гипотеза: Какими качествами обладает среднестатистический обучающийся Азбабинской СОШ?
Объектом исследования мы выбрали обучающихся МБОУ «Азбабинская СОШ»
Предмет исследования:
-использование статистических методов
-опрос общественного мнения
- статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана,
размах;
- интерпретация статистических характеристик;
- наглядное представление информации.
Цель исследования:
-ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения; -выяснить, как собираются и группируются статистические данные, как можно наглядно представить статистическую информацию.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Собрать информацию для подтверждения статистических характеристик.
3. Обработать данную информацию.
4. Интерпретировать результаты статистических исследований.
5. Наглядно представить полученную информацию.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, статистический опрос, статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение полученных результатов.
Этапы работы:
1. Анализ учебной и дополнительной литературы по данному вопросу.
2. Проведение анкетирования среди учащихся МБОУ «Азбабинская СОШ»
3. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм.
План работы (исследования):
1. Анализ учебной и дополнительной литературы по данному вопросу.
2. Проведение анкетирования, опроса среди учащихся МБОУ «Азбабинская СОШ».
3. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм.
4. Анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.
Методика и материалы.
1. Составление анкет для опроса общественного мнения.
2. Сбор материала по исследуемой теме.
3. Анализ собранного материала.
4. Интерпретация статистических результатов.
5. Наглядное представление результатов статистических исследований.
II. Основная часть.
1.Статистика.
Статистика (от латинского status) –раздел математики, посвящённый математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов[1 ].
Математическая статистика как наука начинается с работ знаменитого немецкого математика Карла Фридриха Гаусса (1777-1855), который на основе теории вероятностей исследовал и обосновал метод наименьших квадратов, созданный им в 1795 г. и примененный для обработки астрономических данных. Термин "статистика" появился в середине 18 века в трудах Я. Бернулли, П. Лапласа и С. Пуассона. В конце XIX в. – начале ХХ в. крупный вклад в математическую статистику внесли английские исследователи, прежде всего К.Пирсон (1857-1936) и Р.А.Фишер (1890-1962). В России методы математической статистики в применении к демографии страховому делу развивал на основе теории вероятностей В.Я Буняковский. Большой вклад внесли в развитие математической статистики советские математики академик А.Н. Колмогоров (1903-1987) и член-корреспондент АН СССР Н.В.Смирнов (1900-1966) [2]
Виды статистики
Виды статистики: финансовая, биологическая, экономическая, медицинская, налоговая, метеорологическая, демографическая. Математическая статистика – раздел математики, изучающий математические методы обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. Статистические характеристики
Основными статистическими характеристиками являются среднее арифметическое, мода, размах, медиана.[3]
Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество.
Модой обычно называется число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Мода - это величина признака (варианта), наиболее часто повторяющаяся в изучаемой совокупности.
Размах – это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных.
Медианой ряда, состоящего из нечетного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если этот ряд упорядочить[4].
2.Статистические исследования
Краткая характеристика учащихся
Цель исследования: выяснить соотношение мальчиков и девочек в школе
Ход работы: в анкетировании участвовали ученики со 2 по 9 класс. В опросе участвовали 47 ученикfв, из них 24 девочки и 23 мальчика. Вывод: в результате получили следующие данные:
Соотношение мальчиков и девочек показано на диаграмме 1. [5]Соотношение мальчиков и девочек
Статистическое исследование «Рейтинг имён»
Цель исследования: выяснить самое распространенное имя среди мальчиков и девочек.
Ход работы: провели анкетирование среди учащихся с 2 по 9 классы. ( см. приложение, вопрос 1)
Вывод: Самое распространенное имя среди мальчиков –Саша (4,4%), а среди девочек – Айгуль (6,6%).
Диаграмма 2
Соотношение имён
Статистическое исследование «Мы растем».
Цель работы: определение среднего роста ученика
Ход работы: в исследование участвовали учащиеся со 2 по 11 класс в количестве 47 человек(100%). Совместно с фельдшером Азбабинского ФАП были произведены измерения роста учащихся. Полученные показатели роста обработаны и проведена сравнительная характеристика данных (см. таблица 1, диаграмму 3) и рассчитали
Таблица 1. Мы растем
РОСТ (СМ) | КОЛИЧЕСТВО | ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА(%) |
120-130 | 5 | 10,6 |
130-140 | 9 | 19,1 |
140-150 | 6 | 12,8 |
150-160 | 8 | 17 |
160-170 | 10 | 21,4 |
170-180 | 7 | 14,9 |
180-190 | 2 | 4,2 |
Диаграмма 3
Результаты исследования показали:
Количество учащихся - 86 чел.(100%);
Рост120-130см – 5 чел. (11 %);
Рост130-140см - 9 чел. (19%);
Рост140-150см – 6 чел. (13%);
Рост150-160см - 8 чел. (17 %);
Рост 160-170см - 10 чел. (21%);
Рост170-180см. - 7чел. (15%);
Рост 180-190см - 2чел. (4%).
Размах: 189-120= 69
Мода: 150.
Медиана: 150
Среднее арифметическое (средний рост) - 152см
Вывод: 21% учащихся имеют рост 160-170см.
Статистическое исследование «Любимый школьный предмет».
Цель работы: выяснить любимый школьный предмет
Ход работы: провели анкетирование среди учащихся со 2 по 11 классы (см. приложение, вопрос 3) . Полученные данные приведены в диаграмме 4.
Диаграмма 4
Ваш любимый школьный предмет
Результаты анкетирования показали:
Количество учащихся - 47 чел.(100%);
Вывод: Статистика показывает, что любимым предметом у
38 % учащихся является физкультура.
Статистическое исследование «Занятость в кружках и секциях».
Цель работы: выяснить занятость в кружках и секциях.
Ход работы: : провели анкетирование среди учащихся со 2 по 11 классы ( см. приложение, вопрос4) . Полученные данные приведены в диаграмме 5.
Диаграмма 5
Занятость в кружках и секциях
Результаты анкетирования показали:
Количество учащихся – 47 чел.(100%);
Вывод: 100% учащихся посещают кружки и секции. Из них 26%- лыжные гонки.
Статистическое исследование «Вредные привычки».
Цель работы: выяснить наличие вредных привычек у учащихся.
Ход работы: провели анкетирование среди учащихся со 2 по 9 классы ( см. приложение, вопрос 5) . Полученные данные приведены в диаграмме 6.
Диаграмма 6
Вредные привычки
Результаты анкетирования показали:
Количество учащихся – 47 чел.(100%);
Вывод: 92% -учащиеся ведущие здоровый образ жизни.
Статистическое исследование «Свободное время»
Цель работы: выяснить, чем занимаются учащиеся в свободное время.
Ход работы: провели анкетирование среди учащихся со 2 по 9 классы ( см. приложение, вопрос 6) . Полученные данные приведены в диаграмма 7.
Диаграмма 7 Свободное время
Результаты анкетирования показали:
Количество учащихся – 47 чел.(100%);
Вывод: в свободное время ученики занимаются домашними делами(30%)
Статистическое исследование « Школьная форма».
Цель работы: выяснить, какую форму предпочитают носить ученики нашей школы.
Ход работы: провели анкетирование среди учащихся со 2 по 9 классы (см. приложение, вопрос 7) . Полученные данные приведены в диаграмма 8.
Диаграмма 8 Школьная форма
Результаты анкетирования показали:
Количество учащихся -47чел.(100%)
Вывод: 68% учащихся нашей школы предпочитают носить свободную форму, а 32 % хотят носить школьную форму.
III. Заключение.
На основании исследовательской работы мы получили среднестатистический портрет ученика МБОУ «Азбабинская СОШ» со следующими характеристиками:
1. Пол – женский
2. Имя – Айгуль
3. Рост – 150 см
4. Любимый школьный предмет- физкультура
5. Ведет здоровый образ жизни
6. Увлекается лыжными гонками
7. Предпочитает свободную форму
Таким образом, при проведении данного исследования, мы выяснили, что статистическое наблюдение – интересная и занимательная область математики, которое можно успешно применять в школьной жизни. Я научилась применять на практике знания, полученные на уроках математики, при выполнении данной исследовательской работы. Очевидно, что математическая статистика- очень интересная и увлекательная наука, развивающая статистическое мышление , а также способность к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире. Поэтому мы хотели бы продолжить работу в данном направлении.
Литература
Приложение
Анкета
1.Ваше имя.
2.Ваш рост.
3.Назовите Ваш любимый школьный предмет.
4.Какие кружки и секции вы посещаете?
5. У Вас есть вредные привычки?
6 . Как Вы проводите свободное время.
7. Какую форму Вы хотите носить: школьную или свободную?
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Сила слова
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Круговорот воды в пакете
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт