Интерес к исследованию с. Нуху-Нур обусловлен тем, что в условиях повышения роли городов, жизни многих деревень угасают. В работе мы ответили на волнующий вопрос: "Возможно ли возрождение села?"
На окружной НПК "Земля предков" работа отмечена Дипломом I степени
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_moego_sela.docx | 56.8 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАЯНДАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. М.Б. УБОДОЕВА»
СУДЬБА МОЕГО СЕЛА
(НА МАТЕРИАЛАХ С. НУХУ-НУР)
Исследовательский проект
Выполнила: Бутуханова Надежда,
ученица 10 класса
Руководитель: Найманова С.А.,
учитель истории
Баяндай 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Обычаи, непрерывно передающиеся из поколения в поколение. Поля, уходящие в горизонт. Место, где даже лучи солнца спешат согреть своим теплом славные домишки, построенные добротными руками местных мастеров. Звуки, разносящиеся в окрестностях села. Пение утренних пташек в созвучии с журчащей речкой и топотом скачущих куда-то в даль резвых, но при этом изящных жеребцов. Самый красивый закат, уходящий во что-то необыкновенно живописное... Вот, что приходит мне в голову, когда я слышу слово «родина». Моя Родина - Нуху-Нур. С этого истока бьет свое начало мой род, моя история...
Интерес к исследованию с. Нуху-Нур обусловлен тем, что в условиях повышения роли городов, жизни многих деревень угасают. В связи с недостатком рабочих мест в с. Нуху-Нур совсем мало людей молодого поколения, мало и детей. Дети школьного возраста каждый день вынуждены ездить в соседнее село на учебу. После окончания школы в большинстве случаев они покидают Родину навсегда или изредка навещают деревню проездом «в гости». Подобным образом, многие административные точки исчезают с карты нашей страны. К сожалению, эта проблема существует почти во всех субъектах Российской Федерации. Люди стремятся жить в городах, совсем не подозревая о том, что это вызывает риск исчезновения из памяти людей их собственной культуры, быта и истории.
Проблема исследовательского проекта: возможно ли возрождение села?
Цель проекта: через призму истории села определить перспективы развития с. Нуху-Нур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Теоретическое исследование проблемы осуществлялось в ходе изучения литературных источников. Получение практических результатов обеспечили такие методы, как: беседа с краеведами и интервьюирование со старожилами.
На основе материалов исследовательского проекта я хочу показать своему поколению, что в наших силах и возможностях сохранить и передать в будущее истории целых поколений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Нуху-Нур является небольшим селом Баяндаевского района Иркутской области, численность населения села на 2016-й год составляет 125 человек, которые проживают в 28 дворах. А ведь раньше численность населения села была гораздо выше, но после расформирования совхоза в 90-ые годы ХХ в., численность резко упала, а в 2010 году закрыли школу. [1]
На территории села имеются дом фольклора, сельская администрация, школа на консервации и детская площадка. Основной деятельностью местных жителей является сельское хозяйство, некоторые занимаются предпринимательством, имеют фермерские хозяйства.
А как появилось село? Нам известно, что родовая общность эхиритов обосновалась в XXVIII в. У единственного сына Эхирита Зонхи было четыре сына: Худаг-Саган, Шоно, Хэнгэлдэр и Алагтай. У последнего род назван по имени жены Абызай. Алагтай и Абызай имели двоих детей: Амара и Абая. Потомки Амара образовали Ехэ (что в переводе с бурятского языка «большой») Абызаевский род, а Абая, соответственно, - Бага («малый») Абызаевский род.
Сыновья Абая расселились в окрестностях хахойской долины, один из них разместил свой родовой стан вокруг глубокого озера, обнаружив его целебные свойства, которые описываются как в легендах, сохранившихся до наших дней, так и в научных доказательствах, выведенных совсем недавно в научных центрах городов Москва, Иркутск и Новосибирск.
Так, «Нуху-Нур» с бурятского языка переводится как «глубокая яма».[2]
В легенде о «двух жеребцах» описываются лечебные свойства грязи так: «В давние времена были два вольных жеребца, один - слепой, другой - хромой. Хромой водил слепого к Нухэ-Нууру, после нескольких походов к озеру у обоих исчезли недуги». Другие легенды ведают о таинственности озера. Например, легенда о сиамских жеребцах гласит: «Однажды родился необыкновенный жеребенок у одного из жителей деревни. Животное имело две головы, увидев такое чудо и испугавшись, хозяин выбросил его в озеро. Через какое-то время труп бедного необычного жеребенка всплыл в Ординском озере, что находится в Эхирит-Булагатском районе, километрах в шестидесяти от Нухэ-Нуура». Местные жители утверждают, что существует подводное сообщение названных водоемов - подземная река.
Существует много подобных легенд, но единственная разница между ними - это главные герои и эпические отступы. Еще один вариант легенды об озере гласит, что когда-то, около ста лет назад, а может быть, и раньше, в озере утонул двухгодовалый жеребенок. Очевидцы утверждали, что животное, желая напиться, скользнуло в воду и уже не появилось из нее. Однако через несколько дней жеребенка, целого и невредимого, обнаружили в Ордынском озере неподалеку от Бозоя. Как он оказался в пятидесяти километрах от Нуху-нура, было полной загадкой.
В более поздние времена высказывалось мнение о пространственно-временном континууме, о проявлении в этом месте «эффекта бермудского треугольника», когда предметы и существа попадают как бы в другое измерение. Это мнение подпитывалось тем фактом, что и Бермуды, и Нуху-нур находятся в месте разлома земной коры, где, как правило, и наблюдаются необъяснимые явления. В том, что Нуху-нур связан с подземным миром никто из старожилов не сомневался.
Озеру поклонялись с тех пор, как на его берегах поселился человек и до сих пор, чтобы добыть грязь из Нухэ-Нура, нужно провести особый обряд в присутствии местного шамана. Использованная грязь возвращается обратно в озеро – и это тоже своего рода ритуал.
Анализ показал, что грязь озера Нухэ-нуур по большинству показателей идентична, а по некоторым даже превосходит целебные грязи знаменитых курортов южного берега Крыма. Химический состав грязи: сероводород, сернистое железо, марганец, медь, титан, кремний, растворимые соли, полезные микроэлементы. Площадь водоема составляет 150 кв. м. В 1996 году, по инициативе Имедоева Павла Михайловича, в Нагалыке открылся санаторий, основывающийся на грязелечении. В то время еще была проблема посещаемости, приезжало очень малое количество людей. Ну, а сейчас у санатория существует свой сайт в интернете, выпущены буклеты и люди проинформированы. [3]
Официальное название - ОГБУЗ санаторий “Нагалык”, в год сюда приезжают около 2-х тысяч человек. На базе лечебного заведения здесь предлагаются такие услуги, как: циркулярный душ Шарко, массаж, уколы с витаминами, физиотерапия и, непосредственно, грязевые аппликации. Пациенты приезжают сюда со всех концов России. Пациентка Ян Сомбок говорит, что уже не впервые проходит лечение в профилактории, а результатом очень довольна, отмечает хорошую работу персонала и медецинских сестер, лишь в шутку жалуется на скрипучую кровать.
В настоящее время озеро огорожено изгородью, для того, чтобы берега и вода оставались чистыми.
Но не только озеро является главным достоянием Нуху-Нура. Основная ценность села - это его люди, выходцы деревни, записавшие свое славное имя в истории и села и страны. Его имя знают в каждой Нухунурской семье, это имя принадлежит Янхаеву Павлу Степанович. Будучи молодым, ему в голову пришла идея - построить в родном улусе школу. Он собрал местных энтузиастов, и вместе они собрали школу из старых кулацких домов. [4]
Первый корпус начальной школы образовался в 1933 году, желающих получить хоть какое-то образование было довольно-таки много, поэтому уже 1-го сентября 1941 года открылась 8-летняя школа.[5]
Отличница народного просвещения Янхаева Светлана Ильинична вспоминает: «Это была третья школа, построенная в Баяндаевском районе, после Баяндаевской и Хоготовской. Павел Степанович обладал свойством воспитывать в людях чувство любви к Родине, а для других являлся большим примером для подражания.
Однако самым главным примером он был для своего сына Петра, который получил достойное образование, после чего посвятил 30 лет, работая врачом-хирургом и главным врачом тогда еще Баяндаевской ЦРБ (ныне РБ). Петр Павлович является почетным гражданином Баяндаевского района, а также ветераном труда». [6]
Благодаря Павлу Степановичу Нуху-Нур славится своими выходцами, такими как:
Хочется отметить, что это лишь малая часть имен, присвоивших негласный почет селу... Из-за ограниченного времени подготовки проекта не удалось точно определить звания и награды известных выходцев Нуху-Нура.
В 1985 году, к 50-летию Победы в Великой Отечественной Войне в деревне установили обелиск с именами фронтовиков, не пришедших с войны. Нухунурцам повезло, что многих направили воевать на Восточный фронт и большинство вернулось с военного поля.
Мандарханов Прокопий Манданович родился 14 января 1922 года. В июле 1941 года после второго курса сельхозтехникума был призван в ряды Советской армии и зачислен курсантом Черниговского военно-инженерного училища в г. Иркутск по специальности сапера-подрывника. В августе 1942 года после окончания училища в звании лейтенанта был направлен на Калининский фронт и назначен командиром саперного взвода. В декабре 1942 года получил первое боевое крещение в затяжных боях по освобождению городов и сел Смоленщины, с группой бойцов под покровом ночи пробрался в неприятельский тыл в районе дер. Александровка и взорвал железнодорожный мост. За блестящее выполнение боевого задания, проявленную смелость и отвагу был награжден первым боевым орденом Красной Звезды.
До самого конца войны его боевые дороги проходили по переднему краю, минным полям, в разведке, в полевых госпиталях, на нескольких фронтах. За три года непрерывных боев получил пять тяжелых ранений и всякий раз возвращался в строй в другие воинские части.
Прокопий Манданович участвовал в битве на Курской дуге, принимал участие в освобождении украинских сел и деревень на Западной Украине, ликвидации банды бандеровцев, участвовал в наступательных операциях по освобождению Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. Вторым орденом Красной Звезды он награжден за то, что в боях за Чехословакию в декабре 1944 года с тремя саперами пробрался в тыл противника, заминировал мост, тем самым остановив контрнаступление немецких танков, на обратном пути лично захватил двух пленных. В марте 1945 года в районе Новы-Замки в Чехословакии разминировал мост, что дало возможность подразделениям полка и частям дивизии форсировать канал и выполнить боевую задачу. За выполненное задание был награжден третьим орденом Красной Звезды. В апреле 1945 награжден орденом Отечественной войны II степени за проявленную смелость и отвагу при переправе через реки Ваг и Морава на территории Чехословакии.
День Победы он встретил в г. Братиславе на госпитальной койке. В декабре 1945 года израненный капитан Мандарханов П.М. из госпиталя вернулся в родные края. В 1985 году к 40-летию Победы за активное участие в разгроме немецко-фашистских войск во второй мировой войне награжден вторым орденом Отечественной войны I степени. В 1951 году окончил историко-филологический факультет и работал преподавателем истории Иркутского государственного университета в Байтогской средней школе Эхирит-Булагатского района Иркутской области.
В 1963 году переехал в Улан-Удэ, был приглашен на работу в органы МВД, где он посвятил себя делу исправления и перевоспитания осужденных. Вскоре он становится одним из лучших начальников отрядов республики. Фотография Прокопия Мандановича висит на доске почета МВД Республики Бурятия. Награжден Почетной грамотой МВД России, знаком «За отличную службу в органах МВД», медалями за безупречную службу всех трех степеней. В 1981 году ему присвоено звание подполковника внутренней службы, а 25 сентября 2000 года присвоено звание полковника внутренней службы. [11]
Шабаев Роман Дахеевич родился в 1952 году. В 1966 году закончил Нухунурскую 8 - летнюю школу, а в 1968 году - Баяндаевскую среднюю школу. После школы поступил в Иркутское военное авиационное училище, которое закончил с отличием и был направлен в звании лейтенанта для дальнейшего прохождения службы в г. Иваново на должность старшего авиационного техника. В дальнейшем переведен на должность старшего авиационного бортового техника на транспортный военный самолет АН-12. В 1979 году принимал транспортный военный самолет АН-12. Принимал участие в боевых действиях в Афганистане. С 1980 года переведен на должность инженера отряда, затем начальником отдела. За рационализаторскую деятельность имеет звание «Рационализатор СА». В 1992 году с отличием закончил Ивановскую текстильную академию с присвоением квалификации инженер-экономист и переведен на должность начальника военной лаборатории Улан-Удэнского военного гарнизона «Сосновый бор». С 1993 года начальник метрологической службы авиационной транспортной дивизии по Сибири и Дальнему Востоку. Имеет звания майора в отставке, ветерана Вооруженных сил. Награжден медалями «За безупречную службу в Вооруженных силах» I, II и III степеней, двумя медалями «Ветеран ВС», медалью «За Афганистан» и другими медалями.
Шабаев Егор Дахеевич родился в 1953 году. В 1971 году закончил Баяндаевскую среднюю школу. Затем был призван в ряды Советской армии. Служил в городах Чита, Улан-Удэ в танковых войсках. В 1979 году окончил Иркутский политехнический институт, электротехнический факультет. Начал трудовую деятельность инженером-электриком в мастерской комплексного проектирования проектного института «Якутгражданпроект» и проработал до 1983 года. С 1983 по 2007 годы - служба в органах внутренних дел республики Саха (Якутия) в отделе боевой и мобилизационной готовности Штаба МВД России по Республике Саха (Якутия). В феврале 2007 года уволился на пенсию в должности начальника службы Штаба МВД России по Республике Саха (Якутия) в звании полковник внутренней службы. Имеет звание «специалист 1 класса-наставник». За профессионализм и безупречное выполнение служебных обязанностей имеет многочисленные благодарности и награды: медаль «За безупречную службу» III, II, I степени; знак «За отличную службу в МВД»; медаль «Маршал Советского союза Жуков»; знак «За верность долгу»; Почетная грамота МВД России и другие.
Манжуев Фрунзе Халапханович родился в 1948 году. В 1963 году закончил Нухунурскую 8-летнюю школу, в 1966 году Баяндаевскую среднюю школу. После окончания школы поступил в высшее военное общевойсковое командное училище им. К.К. Рокоссовского в г. Благовещенске. В 1970 после окончания училища по направлению попал служить в Монгольскую Народную Республику в должности командира взвода, в 1972 повышен в должность командира мотострелковой роты. В 1975 году был направлен на должность начальника штаба мотострелкового батальона в Одесский военный округ в город-герой Керчь. В 1979 году в должности командира мотострелкового батальона направлен в Центральную группу войск в дружественную Чехословакию. Принимал активное участие в крупных учениях стран Варшавского договора под кодовым названием «Дружба». 1984 год – город Тирасполь, заместитель начальника оперативного отдела дивизии. 1986 – город Сали Крымской области, заместитель военного комиссара. 1988 – военный комиссар объединенного комиссариата Тункинского и Окинского районов Республики Бурятия. В 1994 году уволен в запас в звании полковника. Стаж военной службы -28 лет и 8 месяцев. Награжден медалями «За безупречную службу в Вооруженных силах» всех трех степеней, медалью «Ветеран Вооруженных сил», а также многими юбилейными медалями. [12]
В каждой Нухунурской семье есть своя гордость (или даже несколько), на которую ровняется подрастающее поколение, также и я, подобно своим землякам, ровняюсь на своих предков. Самая главная гордость нашей семьи - это, конечно, наш прадед - Бутуханов Мантахай Бутуханович. Он обладал очень сильным характером и имел такие черты, как гордость, ответственность за свою семью, трудолюбие, строгое отношение к вещам, сдержанность, при всем этом наш прадед всегда был добр, любил шутить и улыбаться всем трудностям.
В первую мировую он был мобилизован в трудовую армию в числе многих бурят, выходцев Иркутской, Читинской областей и Республики Бурятия. Согласно царской политики в отношении инородцев, буряты в основном направлялись на тяжелые тыловые работы. Те, в числе которых был наш прадед, строили железную дорогу к порту Архангельск. Многие не вернулись домой. Лишь после февральской революции 1917 года, мобилизованные буряты вернулись в свои родные края на крышах товарных поездов. В период Великой Отечественной войны Мантахай Бутуханович служил на Восточном фронте и вернулся домой в конце 1945 года. Женился, вырастил пятерых детей: Марию, Владимира, Григория, Николая и Бориса.
Старшая дочь Мантахая Бутухановича Мария родилась в сентябре 1918 года. В 1932 году из-за необоснованных обвинений, предъявленных отцу семейства, работавшему в то время председателем сельского совета, семья выехала из улуса, взяв с собой Марию и сына Владимира, родившегося 9 мая 1927 года. Они отправились на рыбные промыслы Дальнего Востока (Берингов пролив). Родители с совсем еще юной Машей работали до изнеможения сил, а для пятилетнего мальчика - это было целое приключение. По воспоминания дедушки Володи: «На корабле были люди самых разных национальностей, но лишь их семья была бурятской. В пути японские моряки, видя меня полуголодного, уводили в свои каюты и угощали рисовой кашей, а на возвращение накладывали полный кошелек крупы для моих родителей и сестры. Японцы с большой любовью относились к нашей семье…»
После Дальнего Востока семья отправилась в Алданский район Якутской АССР, там Мария окончила 10-летнюю школу, после чего поступила Иркутскую 2-х годичную юридическую школу, которую окончила по каким-то случайным обстоятельствам именно 22 июня 1941 года. Тут пути столь близких друг другу людей разошлись. В этом же году Владимир начал работать в шахтах золотодобывающей промышленности Алданского района. Отец отправился служить в Забайкалье, мать с двумя сыновьями: с Григорием и Борисом, вернулась на Родину и трудилась во имя фронта...
После войны произошло счастливое воссоединение семьи, но совместная радость до того измученной семьи длилась совсем недолго. Видимо, такова судьба. В 1945-ом Владимир Мантахаевич отправился проходить срочную службу на Тихоокеанском флоте, которая длилась в течении шести лет, далее он пять лет служил офицером в начальстве политработника. За эти годы он выучился во 2-ой школе сержантского состава Тихоокеанского флота на острове Русский, учился в партийных школах партийно-комсомольского актива, позже выучился в университете марксизма-ленинизма в г. Владивостоке, освоил специализацию сапера, также получил более 30 благодарственных писем от командования части. После долгой службы вернулся обратно на Родину и до 80-ти лет работал на высокопоставленных должностях. Имеет звания:
Награжден:
Что может быть в жизни дороже родной семьи и любящей жены? Ничего, поэтому самой главной наградой в жизни являются дети. У Владимира Мантахаевича их четверо: сын Володя, закончивший Иркутский институт народного хозяйства; дочь Татьяна, обладающая тремя дипломами высшего образования; еще одна дочь, которую зовут Любовь и младший сын Александр - профессор, кандидат экономических наук, доцент, декан Высшей Школы Экономики в г. Санкт-Петербург, член Ассамблеи по экономике евро-азиатских стран. Владимир Мантахаевич умер в возрасте 90 лет, в феврале 2017-го года...
Дальнейший же путь Марии сложился так: после окончания учебы работала в районных судах Иркутской области, обеспечивала маму и двух маленьких братьев. Дождавшись возвращения отца, она была уверена, что заботу о семье можно оставить, ведь в крепких руках и под чутким вниманием Мантахая Бутухановича семья находится в безопасности. В 1946-ом году она начала строить свою собственную жизнь. Первым делом, Мария Мантахаевна вышла замуж за Бадуева Бориса Борисовича. В 1948 году переехала в Республику Бурятия. Здесь прошел путь жизни - члена комиссии адвокатов РБ. Она работала председателем народных судов различных районов РБ. Бадуева Мария Михайловна счастливая мать троих детей, бабушка, прабабушка. Умерла в возрасте 96-ти лет в 2014-ом году. Но ее мы никогда не забудем, так как еще долго у нас на слуху будут ее награды, призвания, образ первой женщины, вышедших из улуса и получивших высшее образование...
Другие члены нашей семьи хоть и не вошли в историю крупного масштаба, но они честно и добросовестно трудились в тени нашего Великого Отечества, способствовали развитию села, района и округа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы часто задаемся вопросами: что будет в будущем, каким оно будет, кто за ним стоит… Я думаю, что будущее страны – в молодежи, ведь это сырье современной науки, спорта и культуры. Стоит довериться молодым и перспективным! Возможно, следующее имя в истории Нуху-Нура будет именно мое, но пока оставляю этот вопрос на много лет открытым. А сейчас смело вписываю сюда имена юных дарований моей малой Родины. Мои земляки очень любят заниматься спортом, и добиваются в нем успехов, например: сестры Юлия и Инна Буиновы имеют 1-ый взрослый разряд в спортивном ориентировании, они являются участниками всероссийского уровня. Есть у нас и лучники, выполнившие нормативы КМС, - это Сабаданов Филипп, Белованов Михаил, Алексеев Павел и Шапхарова Ляонелла. Они принимают участие в соревнованиях от районного до международного уровней, зачастую приезжают с призовыми местами, трофеями и грамотами.
Цель проекта заключалась в определении перспектив развития села. Прежде всего, это:
Что же ограничивает реализацию вышеупомянутых перспектив? По мнению местных жителей, к которому я присоединяюсь, главная проблема - это отсутствие какой-либо инфраструктуры и всеобщее желание быть горожанином.
Вот так сложилась судьба моего родного села. Казалось бы, годы войны очень ужасное время, но наша страна настолько большая, что где-то было то самое, хоть и обремененное войной, хоть и маленькое сокровенное, счастье, именно в годы войны и послевоенное время Нуху-Нурская школа гремела своими «умами», а сейчас, когда мы живем в спокойное время, когда у нас масса возможностей, когда, как говорится, стоит только захотеть, то былое стремление и хватка постепенно уходят на дно событий. Несмотря на нынешнее состояние деревни, я искренне верю в ее ближайшее восстановление, в ее расцвет, не постареет духом старенькая деревушка! Когда-нибудь Нуху-Нур вновь начнет выпускать своих «Платонов»!
Возможно ли возрождение села? С уверенностью в поддержке своих сверстников и старшего поколения я заявляю: ДА! Нуху-Нур - это моя Родина, это мой выбор!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ
[1] Данные Администрации МО «Нагалык»
[2] Озеро Нуху-Нур/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sib-guide.ru/siberia/di/350 (Дата обращения - 19.02.2017)
[3] Баяндай. Биография продолжается/ ред.: Глушков А.Я. – Иркутск, 2013 г. – С. 138
[4] Ушедшие в легенду/ ред. Номогоев В.В. – Баяндай, 2014 г. – С. 237
[5] Баяндай. Биография продолжается/ ред.: Глушков А.Я. – Иркутск, 2013 г. – С. 141
[6] Баяндай. Биография продолжается/ ред.: Глушков А.Я. – Иркутск, 2013 г. – С. 252
[7] Баяндай. Биография продолжается/ ред.: Глушков А.Я. – Иркутск, 2013 г. – С. 207
[8] Баяндай. Биография продолжается/ ред.: Глушков А.Я. – Иркутск, 2013 г. – С. 196
[9] Баяндай. Биография продолжается/ ред.: Глушков А.Я. – Иркутск, 2013 г. – С. 227
[10] Баяндай. Биография продолжается/ ред.: Глушков А.Я. – Иркутск, 2013 г. – С. 195
[11] Ушедшие в легенду/ ред. Номогоев В.В. – Баяндай, 2014 г. – С. 131
[12] Белованов Г. Военные сыны Нухунура: исследовательский проект/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/nagalykproekt/voennye-syny-nuhunura (Дата обращения - 20.02.2017)
Ночная стрельба
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Зимний дуб
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью