Данная работа расскрывает ответы на следующие вопросы:
- Каковы технические особенности танка Т-34?
- Чем был хорош танк Т-34?
- Почему его так боялись немецкие солдаты?
- Почему Т-34 называют «Танком Победы»?
Вложение | Размер |
---|---|
belov_s_t_34.rar | 1.94 МБ |
Исследовательский проект ученика 2 в класса МОУ «Лицей № 47» г. Саратова.
Белова Александра
Тема исследования: «Танк Т-34 – танк Победы».
Объект исследования: танк Т-34
Цели исследования: узнать, как появился танк Т-34 и почему его называют «Танком Победы».
Задачи исследования: разобраться
- Что такое танк?
- Каковы технические особенности танка Т-34?
- Чем был хорош танк Т-34?
- Почему его так боялись немецкие солдаты?
- Почем Т-34 называют «Танком Победы»?
Теоретическая часть
1. Что такое танк?
В начале работы я выяснил, что танк - это боевая машина, сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность. О предшественниках танка можно говорить весьма условно. Идея боевых повозок близка к идее той машины, которую мы теперь называем танком, то есть боевого оружия, сочетающего в себе вооружение, защиту воинов и подвижность.
В начале 20 века было создано много проектов боевых бронированных машин, но необходимыми они стали в годы Первой мировой войны, потому что развитие скорострельного оружия привело к боевому равенству сторон. Выходом из сложившейся ситуации стало появление на поле боя боевой машины - танка. В большей мере танки проявили себя в годы Второй мировой войны.
2. История возникновения танков
История человечества - это история войн, как освободительных, так и захватнических. Борьба за территорию, за источники воды и пищи, за овладение богатствами все время сталкивала людей друг с другом. Это и определило такое огромное внимание к производству и совершенствованию средств нападения и защиты. Чудом 20 века считается изобретение танка.
Ещё в древности у людей возникла необходимость в мощной боевой единице - надо было тащить грузы в дальние походы, передвигаться с хорошей скоростью, подавлять противника напролом. И они подумали, почему бы не использовать для этой цели слонов? Ведь слоны обладали всем необходимым набором замечательных боевых качеств: мощью, массивностью, скоростью, поворотливостью, послушанием и даже умом.
В первой половине I тысячелетия до нашей эры «слоновий» род войск занял ведущее место в армиях государств Индостана (рис. 1).
Слон не только силен, но и достаточно вынослив. С нагруженной боевой башней, вьюками или орудием, он способен размеренным шагом ежедневно проходить 60-80 километров!
Боевые слоны и боевые колесницы порой называют танками древности. Чудо-«танки» выстраивались перед фронтом пехоты и первыми шли в атаку на врага, стремясь нарушить его боевые построения.
Название «танк», взято из английского языка, в переводе означает «бак, цистерна». Во время разработки первых танков оно использовалось для обеспечения секретности. Англичане вели производство боевой машины под видом разработки водяных баков новой конструкции. Любопытно отметить, что для обозначения этого вида боевой техники слово «танк», кроме англоязычных государств и России, больше нигде не используется.
Появление боевых гусеничных машин развитых стран мира связывают с Первой Мировой Войной. Впервые танки использовали на западном фронте в 1916 году.
Но прежде чем боевая машина стала танком, в конце 18 века появляется паровая машина. Затем самодвижущаяся паровая повозка. В это же время создаются паровые колесные тракторы, и начинается их производство на заводах. Стефан Маевский изобретает одногусеничный паровой трактор. Затем появляется двухгусеничный паровой трактор Фёдора Блинова. Далее изобретают двигатель внутреннего сгорания.
Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще. Идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах.
В самом начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машинострои-тельного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. 9 января 1915 года у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета для постройки боевой машины, называемой «Вездеход» (рис. 2). 18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину. При испытании её скорость достигала 25 км/час. Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, на ней не было бронирования и вооружения.
Действительно первым русско-советским танком стал Русский «Рено» — первый советский танк и первый русский танк, запущенный в серийное производство (рис. 3.). Относился к лёгким танкам непосредственной поддержки пехоты. Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17. Этот танк был принят на вооружение Красной Армии в 1920 году, но боевых действиях «Рено-русские» участия не принимали. На вооружении состояли до 1930 года.
В 30-х годах начало быстро развиваться советское танкостроение. В этот период были созданы танковые конструкторские бюро, которые в короткие сроки разработали целое поколение танков всех весовых категорий.
Накануне Великой Отечественной войны в составе Красной Армии было 1392 танка новых типов – Т-34/76 и КВ-1 (рис. 4). Ещё 305 танков было произведено в июне 1941 года. На 22 июня 1941 года по общему количеству танков и штурмовых орудий Красная Армия имела численное превосходство: 15 687 против 4171.
3. Рождение «тридцатьчетвёрки»
В первые дни Великой Отечественной войны войска вермахта уверенно продвигались вглубь нашей страны. Немцы были уверенны в превосходстве своей техники. По данным вражеской разведки на вооружении у Красной армии стояла устаревшая бронетехника. Но к концу первой недели боев в германский генеральный штаб возрастает поток информации о новом танке. Он с лёгкостью поражал танки вермахта на большом расстоянии. При этом немецкие танки не могли нанести ему сильных повреждений. Это был легендарный Т-34.
К концу 30-х годов основным средним танком у советской армии был Т-28 (рис. 4). У танка была слабая броня. Если усилить броню, добавив дополнительные листы, танк становился тяжёлым, медленным и неповоротливым. Необходим был новый танк. 27 февраля 1939 года состоялось заседание Комитета Обороны. На нём были представлены чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны Михаилом Кошкиным. По окончании заседания Кошкину было поручено изготовить оба танка в металле.
Внешне обе машины выглядели одинаково, но сравнительные испытания показали, что у А-32 есть резерв по увеличению веса. Этот резерв был использован на установку дополнительной брони, без изменений других технических характеристик. После чего, 19 декабря 1939 года танк, под обозначением Т-34, решили поставить на вооружение Красной армии и выпускать его серийно (рис. 5).
3.1. Главный конструктор
Михаил Ильич Кошкин — советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавший знаменитый танк Т-34. Он родился 3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье.
В четырнадцать лет подросток уезжает на заработки в Москву. Позже Михаила Кошкина призывают на военную службу в царскую армию и он участвует в Первой мировой войне. В мае 1934 года оканчивает кафедру «Автомобили и тракторы» Ленинградского политехнического института. Это был энергичный и талантливый человек. Он умел организовать работу. К сожалению, в ходе танкового пробега Кошкин простудился и тяжело заболел. В сентябре 1940 года талантливого и энергичного конструктора не стало. Дальнейшие работы по танку были поручены Морозову Александру Александровичу.
3.2. Технические особенности танка Т-34
Технические характеристики:
Боевая масса 28,12 т.
Экипаж 4 чел. (механик-водитель, радист, заряжающий, командир)
Вооружение Пушка 76-мм, два пулемёта
Мощность 400 л.с.
Скорость 55 км/ч
17 марта 1940года два танка Т-34 были представлены Сталину. Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Это будет ласточка в танковых войсках».
Изучая технические особенности конструкции танка Т-34 можно заключить, что это было гармоничное сочетание боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности (рис. 7). Длинноствольная 76 мм пушка могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км. А танки противника не могли пробить броню Т-34 даже с 500 м. Броневые листы корпуса и башни были расположены под такими углами наклона, что снаряды противника рикошетировали от нашего танка. Двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300 км.
Другим преимуществом танка была простота конструкции. Это позволило выпускать их в большом количестве. Кроме того танк можно было легко отремонтировать. Простота конструкции позволяла в быстрые сроки обучать экипажи для танков. Среди танкистов было много женщин.
Важным просчетом немцев стали наши дороги. Разрабатывая тактику захвата Советского Союза, немцы не учли, что наши «шоссейные» дороги очень сильно отличаются от европейских. Поэтому после вторжения немецкие танки «задыхались» в пыли, вязли в болотах, скользили в гололёд.
В ходе боевых действий с обеих сторон захватывались трофейные танки, которые потом могли использоваться в бою. Но и здесь Т-34 был в выигрышном положении. Двигатель у танка дизельный, то есть для его заправки нужна была солярка. Её у противника не было. Двигатель немецких танков работал на бензине.
3.3. Битва под «Прохоровкой»
В битве под Курском участвовало так много техники, что она превзошла Московскую и Сталинградскую битвы. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов.
Битва представляла собой несколько оборонительных и наступательных операций. Среди которых была танковая дуэль под Прохоровкой (рис. 8). Более 1200 танков с обеих сторон в течение всего дня 12 июля 1943 года, вели тяжелейшие бои возле деревни Прохоровка. Против «тигров» (тяжелых танков) шли наши средние танки Т-34 и легкие Т-70 (предназначенные для поддержки пехоты и связи). Величайшая во Второй мировой войне танковая битва под Прохоровкой практически решила исход войны. После неё начался период отступления немецких войск. Победа была близка.
Т-34 участвовал во всех крупных сражения Великой Отечественной войны и первым вошёл в Берлин (рис. 9).
А за всеми этими победами стояли люди. Конструкторы, которые создали это чудо 20 века; командиры, бесстрашно ведущие солдат в бой; генералы, проявлявшие высокое военное искусство; солдаты, геройски сражавшиеся за свою родину.
4. Чем же был хорош Т-34? Почему его так боялись немецкие солдаты?
Главное в конструкции танка было гармоничное сочетание его боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности. Длинноствольная 76 мм пушка могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км. Броневые листы корпуса и башни были расположены под таким углами наклона, что снаряды противника рикошетировали от нашего танка.
К началу войны в Западных военных округах было сосредоточенно 13 тыс.танков. Из них около 900 - Т-34. Достаточно грозная сила. Но решающую роль в начале войны сыграли не число или технические особенности боевых машин. Красная армия была не готова к войне. Действия частей были разрознены, отсутствовала связь между войсковыми частями, не была организованна разведка, не было информации о частях противника, не хватало горючего, боеприпасов. Противник испытывал ожесточенное сопротивление советских войск, но этого было недостаточно. Действия советских танковых войск носили маневренный характер. Наши танки неожиданно атаковывали, в основном из засады, пользуясь внезапностью и отходили. Так в период с 4-11 октября бригада М.Катукова (рис. 10, 11) уничтожила 113 немецких танков, 49 орудий.
Но танков не хватало, их надо было изготавливать больше. И тут проявилось еще одно качество Т-34. Он был прост в изготовлении. В начале 1942 года изменили конструкцию башни, она стала просторнее и напоминала форму гайки (шестигранника).
До 1943 года танк Т-34 превосходил любой танк противника. Появление его на поле боя, как правило, решало исход его в пользу войск Красной армии. Немцы даже выпустили инструкцию для истребителей танков.
Но немецкое командование выпускало не только инструкции по уничтожению наших танков. Они внимательно изучали захваченные наши танки. Т-34 был настолько хорош, что немцы хотели просто скопировать его. Все же при создании новой бронетехники они пошли своим путём. В конце 1942 года полях сражения стали появляться новые танки вермахта. В январе 1943 года под Ленинградом был захвачен немецкий тяжелый танк Т-6, известным нам как «тигр». Исследовав его, конструкторы Т-34 пришли к выводу, что для уничтожения «тигра» 76 мм пушки уже не достаточно. Эти выводы подтвердились в боях под Прохоровкой. В этих боях советские танки вплотную столкнулись с «тиграми». В битве на Курской дуге Красная армия одержала победу. Вместе с тем это заставило быстрее работать конструкторам по изменению танка Т-34. Уже в декабре 1943 года на вооружение был принят Т-34 с новой башней и 85 мм пушкой. Экипаж увеличился до 5 человек - появился наводчик, а командир танка мог управлять боем.
С начала 1944 года на советских заводах стали наращивать производство Т-34/85. Конечно, новый танк не мог тягаться с «тигром», но при умелом руководстве он мог быть достаточно грозной силой. Т-34/85 выигрывал за счет маневренности и хорошей проходимости. Там где тяжёлые вражеские танки застревали, Т-34/85 проходили с легкостью и могли атаковать противника.
Практическая часть
1. Просмотр художественных фильмов по теме исследования
1.1. Художественный фильм «Танки» (2018 г.)
Фильм рассказывает о событиях происходивших на пороге войны с фашистской Германией. Инженер Михаил Кошкин разрабатывает прототип нового инновационного танка Т-34 (рис. 12). Чтобы доказать уникальность боевой машины, Кошкин и его команда отправляются в Москву на танках своим ходом. Но вскоре пробег превращается в непредсказуемую гонку, где бездорожье лишь меньшее из зол… Пройдя череду опасных приключений и благодаря безупречным техническим и боевым качествам новых танков, героям удается одержать верх над преследователями и доказать превосходство Т-34.
Прекрасный фильм о советских людях, их стремлению к победе, о любви к Родине, о верности и предательстве, чувстве долга. Все эти понятия объяснены на простых примерах, понятных подростку (на которых фильм и рассчитан).
1.2. Художественный фильм «Т-34»
Великая Отечественная война, 1941 год. В боях на Волоколамском рубеже младший лейтенант Ивушкина на своем танке уничтожает танковую роту гауптмана Клауса Ягера и оказывается в немецком плену (рис. 13). Спустя три года советский танкист, несмотря на недовольство товарищей и лагерного подполья, внезапно соглашается возглавить группу военнопленных, которым суждено стать «пушечным мясом» на трофейных Т-34. Однако Ивушкин использует учения для дерзкого и тщательно спланированного побега.
Благодаря героизму товарищей и замешательству немцев советские танкисты оказываются на свободе. Впереди – провинциальная и не затронутая войной германская глубинка, до границы с Чехией – 350 километров, а на хвосте у советского экипажа – дюжина «Пантер» во главе с одним из лучших танкистов рейха Клаусом Ягером.
Выводы
1. Т-34 - самый массовый средний танк Великой Отечественной войны, а проведенные в 1942 - 1944 годах мероприятия по изменению танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности.
2. В конструкции танка было всё. Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонтопригодность, хорошая бронезащита, маневренность. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне.
3. Именно они, застыли на постаментах, как символ нашей Победы (рис. 14). За четыре года боев танки Т-34 завоевали себе славу лучших танков Второй мировой войны.
4. Они по праву приняли участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года (рис. 15). Значимость этих танков не забыта и сейчас. Как и много лет назад Т-34 занимают почётное место в парадах Победы на Красной площади.
5. Танк Т-34 является самым известным советским танком. Последняя модификация (Т-34/85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
6. Танк Т-34 вызывает гордость и уважение, как к конструкторам, так и ко всем танкистам, что сгорали вместе с машинами, но стреляли из них до последнего.
7. Я уверен, что Т-34 стал легендой в первую очередь потому, что в него верили те люди, которые садились за рычаги и к его пушкам и пулеметам.
Заключение
Почему я считаю, что эта работа была нужной для меня?
Во-первых, я узнал много нового, интересного и полезного для себя. Для ответа на возникающие вопросы, мне пришлось обратиться к разным источникам информации: книги, энциклопедии, интернет, фильмы.
Во-вторых, я узнал, как появился первый танк, когда изобрели первый Т-34, кто был конструктором, чем был хорош Т-34.
Теперь я знаю, почему наш танк Т-34 боялись немецкие солдаты, знаю технические особенности танка Т-34, и теперь могу сказать, что наш танк Т-34, превосходит все остальные танки мира.
Список использованной литературы
Князев М. Рождение Т-34 //Русские танки Т-34/76:ООО «ДжИФаббри Эдишинз».-М.,2010.- Вып. №6, №13.
МаксаревЮ. Е. и «Тридцатьчетверки»/ http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/maksarev/
Поляков К. Оружие победы. Часть 22. Танк Т-34/ http://warfiles.ru/show-10798-oruzhie-pobedy-sredniy-tank-t-34/
Прохоровское танковое сражение /http://www.prohorovskoe-ole.ru/index.php/disposition/64-pamyatniy-znak.html http://www.museum-t-34.ru/mmenu.php?id=6 –сайт музея танка Т-34
Туманов Д. Рождение танка и его развитие /http://armor.kiev.ua/lib/tank/1-2/t1.php
Шмелев И.Танк Т-34.
Журнал Русские Танки. Т-34/76.
Танковое сражение под Прохоровкой, https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/tankovoie-srazhieniie-pod-prokhorovkoi.
Как зима кончилась
Твёрдое - мягкое
Растрёпанный воробей
Мост из бумаги для Киры и Вики
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?