Исследовательская работа по математике учащихся 5 класса по теме: "38 попугаев или как измерить свой рост?"
Вложение | Размер |
---|---|
rost-noga.docx | 52.77 КБ |
Полное название темы работы |
ИЛИ КАК ИЗМЕРИТЬ СВОЙ РОСТ? |
Направление | В царстве точных наук (математика, физика) |
Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов) | Терещенко Ксения Вячеславовна, Балаева Анастасия Дмитриевна. |
Фото автора (коллектива авторов) размером 5х4 см | |
Территория, населенный пункт | Г. Назарово |
Наименование образовательного учреждения | МАОУ «Лицей №8» |
Класс | 5В |
Место выполнения работы | МАОУ «Лицей №8» |
Руководитель | Дубская Светлана Алексеевна |
Содержание
1.Вступление……………………………………………………………….3
2.Основная часть…………………………………………………………..6
А) Как измеряли в древности…………………………………………….6
Б) Старые русские меры…………………………………………………..6
В) Метрическая система мер……………………………………………...7
3.Исследовательский блок………………………………………………..7
4. Заключение………………………………………………………..…...12
5. Литература……………………………………………………..………13
Вступление
1. Предметом исследования
являются единицы измерения длины, рост одноклассников и длины их стоп.
2. Актуальность исследования.
Актуальностью данного исследования является проблема в сфере борьбы с преступностью. Раскрытие и расследование преступления предполагает, прежде всего, установление и розыск лица, его совершившего.
3. Выбор темы обусловлен следующими факторами:
1) Данная проблема еще недостаточна изучена.
2) По данным МВД России, количество нераскрытых реступлений сокращаются, но при этом более половины возбужденных уголовных дел остаются нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подозреваемого в совершении преступления.
4. Основная цель нашего исследования.
В своей работе мы измерим рост и длины стоп одноклассников, сделаем сравнительный анализ полученных данных и установим закономерность отношения между длиной стопы и ростом у одноклассников.
Из сформулированной цели нашего исследования вытекают следующие
Задачи:
1) Проследить историю развития единиц измерения длины.
2) Измерить рост одноклассников и длину их стоп.
3) Найти отношение роста к длине стопы.
4) Вывести формулы зависимости длины стопы от роста у девочек и мальчиков.
5. Материал исследования.
В данной работе мы изучили и проанализировали литературу по темам: «Измерения в древности, старые русские меры длины» и «Метрическая система мер», а так же физиологические характеристики человека (рост и длина стопы)
6. Методы :
В ходе работы основными методами были наблюдение, измерение, описание, сравнение.
7. Новизна исследования:
В данной работе нами впервые была предпринята попытка установить зависимость между ростом человека и длиной его стопы на примере учеников нашего класса.
8. Практическое применение работы:
Основные принципы и материалы данной работы с использованием социологических данных могут найти применение:
Атак же:
Исследование:
Когда древний человек попытался найти для себя пещеру, он был вынужден соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом.
«Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!», - говорил Марсилио Сичино.
А что значит измерить рост? Любые измерения производят в определенных единицах. Измерить рост – значит сравнить его с единицей измерения длины.
Герои известного мультфильма «38 попугаев» измеряли длину удава.
- Твой рост 38 попугаев, или 5 мартышек, или 2 слоненка, - сказал Попугай Удаву.
После просмотра мультфильма мы задумались, а есть ли закономерность между ростом и длиной стопы.
Но такие единицы длины ничего не скажут тем людям, которые никогда не видели попугаев, мартышек и слонят.
Как измеряли в древности
На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для определенной местности, страны или даже времени.
Какими же единицами длины пользовались в той или иной стране ранее?
Для измерения небольших расстояний употреблялась длина сустава большого пальца - ДЮЙМ, что означает на голландском языке «большой палец».
Англичане до сих пор пользуются королевским ФУТОМ, равным длине ступни короля (в переводе с английского «фут» означает «нога»).
Английский король Генрих I ввел в качестве единиц длины ЯРД – расстояние от кончика своего носа до большого пальца вытянутой руки.
Строители египетских пирамид эталоном длины считали ЛОКОТЬ (расстояние от локтя до конца среднего пальца).А древние арабы - ВОЛОС ИЗ ОСЛИНОЙ МОРДЫ.
Старые русские меры
В Древней Руси существовали свои единицы измерения длины.
ЛОКОТЬ - длина от локтя до переднего сустава среднего пальца, которая равнялась половине английского ярда.
МАХОВАЯ САЖЕНЬ — расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук.
КОСАЯ САЖЕНЬ— расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.
МАЛАЯ ПЯДЬ равнялась расстоянию между концами растянутых пальцев, большего и указательного, БОЛЬШАЯ ПЯДЬ – расстояние между раздвинутым большим пальцем и мизинцем и др.
Метрическая система мер
Соотношения между единицами мер были самыми разнообразными. У всех народов складывалась сложная и запутанная система. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей, особенно в торговле.
А можно ли по росту человека хотя бы приблизительно определить размер его стопы? Мы попробовали ответить на этот вопрос, измерив рост и длину стопы своих одноклассников.
В качестве инструментов применялись ростомер и рулетка.
Измерения показали, что отношение роста к длине стопы не является величиной постоянной, а изменяется от 6 до 7.
С учетом полученных данных мы вывели следующие формулы:
для вычисления длины стопы у мальчиков Дм = Рм :6,
для вычисления стопы у девочек Дд = Рд :7.
Народная мудрость гласит о том, что по росту человека нельзя судить о его умственных или физических достоинствах и недостатках.
В своей работе мы показали, что по росту человека можно установить размер его стопы.
Приложение 1.
Замеры роста: Девочки
№ | Фамилия | Стопа |
1 | Агеева д. | 18 |
2 | Балаева А. | 24 |
3 | Быкова А. | 24 |
4 | Вергазова П. | 21 |
5 | Козлова А. | 24 |
6 | Корохова Д. | 20 |
7 | Назарько Р. | 18 |
8 | Потехина С. | 20 |
9 | Почекутова Е. | 20 |
10 | Терещенко К. | 25 |
11 | Тормоса Я. | 23 |
12 | Чубыкина Ю. | 21 |
Средний размер стопы у девочек 22см
Мальчики
№ | Фамилия | Стопа |
1 | Васютин Д. | 23 |
2 | Глинко А. | 22 |
3 | Голочев Д. | 20 |
4 | Горобец Р. | 26 |
5 | Золотухин С. | 26 |
6 | Каминский И. | 22 |
7 | Караваев А. | 24 |
8 | Лагуткин Н. | 23 |
9 | Максимов К. | 23 |
10 | Олейник А. | 23 |
11 | Шепелев А. | 22 |
Средний размер стопы у мальчиков 23 см
Приложение 2.
Замеры роста
Девочки
№ | Фамилия | Рост, см |
1 | Агеева д. | 132 |
2 | Балаева А. | 136 |
3 | Быкова А. | 137 |
4 | Вергазова П. | 150 |
5 | Козлова А. | 152 |
6 | Корохова Д. | 144 |
7 | Назарько Р. | 143 |
8 | Потехина С. | 142 |
9 | Почекутова Е. | 146 |
10 | Терещенко К. | 149 |
11 | Тормоса Я. | 153 |
12 | Чубыкина Ю. | 140 |
Средний рост у девочек 143 см
Мальчики
№ | Фамилия | Рост, см |
1 | Васютин Д. | 143 |
2 | Глинко А. | 144 |
3 | Голочев Д. | 142 |
4 | Горобец Р. | 153 |
5 | Золотухин С. | 163 |
6 | Каминский И. | 155 |
7 | Караваев А. | 154 |
8 | Лагуткин Н. | 145 |
9 | Максимов К. | 140 |
10 | Олейник А. | 139 |
11 | Шепелев А. | 144 |
Средний рост у мальчиков 147 см
Приложение 3.
Девочки:
Отношение роста к длине стопы: К=7
№ | Фамилия | К | Рост | Стопа |
1 | Агеева д. | 7 | 132 | 18 |
2 | Балаева А. | 6 | 136 | 24 |
3 | Быкова А. | 6 | 137 | 24 |
4 | Вергазова П. | 7 | 150 | 21 |
5 | Козлова А. | 6 | 152 | 24 |
6 | Корохова Д. | 7 | 144 | 20 |
7 | Назарько Р. | 8 | 143 | 18 |
8 | Потехина С. | 7 | 142 | 20 |
9 | Почекутова Е. | 7 | 146 | 20 |
10 | Терещенко К. | 6 | 149 | 25 |
11 | Тормоса Я. | 7 | 153 | 23 |
12 | Чубыкина Ю. | 7 | 140 | 21 |
Мальчики: среднее К=6
№ | Фамилия | Рост | К | Стопа |
1 | Васютин Д. | 143 | 6 | 23 |
2 | Глинко А. | 144 | 6 | 22 |
3 | Голочев Д. | 142 | 7 | 20 |
4 | Горобец Р. | 153 | 6 | 26 |
5 | Золотухин С. | 163 | 6 | 26 |
6 | Каминский И. | 155 | 7 | 22 |
7 | Караваев А. | 154 | 6 | 24 |
8 | Лагуткин Н. | 145 | 6 | 23 |
9 | Максимов К. | 140 | 6 | 23 |
10 | Олейник А. | 139 | 6 | 23 |
11 | Шепелев А. | 144 | 6 | 22 |
Вывод:
Заключение
В данной работе была изучена и проанализирована литература по теме измерения в древности, старые русские меры и метрическая система мер.
В своей работе мы:
В результате мы пришли к следующим выводам:
Литература
1. Виленкин Н. Я. «Математика 5», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений. Москва «Сайтком», 2000
2. Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Просвещение»,1989
3. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8.
М.: Правда, 1978
4. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985
5. Шарыгин И. Ф. « Наглядная геометрия 5 – 6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002
Карандаши в пакете
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем пшеничное поле гуашью
Одна беседа. Лев Кассиль
Свадьба в Малиновке