исследовательская работа о пользе и вреде карманных денег
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_respubliki_bashkortostan_5.docx | 52.8 КБ |
karmannye_dengi_i_deti.pptx | 2.03 МБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Благовар муниципального района Благоварский район
основная общеобразовательная школа д.Сарайлы
Номинация:
«Финансовая грамотность»
Муниципальный конкурс научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников РБ
Тема работы «Карманные деньги и дети».
Подготовила:
Кашаева Гульназ Ильдусовна
ООШ д.Сарайлы
ученица 9 класса
Руководитель:
Насырова ГалияГелемхатовна,
учитель химии
452732, РБ, Благоварский район
ООШ д.Сарайлы
8 (34747)27-2-45
Е-mail: saraili@bk.ru
2018 год
Содержание.
1. Введение.
2.Основная часть.
1.Что такое деньги.
2.Сущность денег.
3.Функции денег.
4.Карманные деньги школьника: «за» и «против»
5.Обучение школьников рациональному распоряжению карманными деньгами.
6.Карманные деньги в разных странах.
3.Практическая часть.
4.Заключение.
5.Список используемой литературы.
6. Приложение.
1.Введение.
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
В нашей школе у многих ребят имеются карманные деньги. После уроков многие озадачены тем, как их потратить. Я считаю, что проблема рационального расходования карманных денег школьниками является актуальной. От того, насколько грамотно человек тратит денежные средства, во многом зависит, сможет ли он достичь поставленных целей в жизни. Это и определило тему моей работы.
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно. Как же эти проблемы решают родители моих сверстников. Я провела с ними анкетирование.
В своей работе мне бы хотелось определить уровень экономического сознания и поведения сверстников, родителей и бабушек ,т.е. финансовую грамотность детей школы, где я учусь.
И это натолкнуло меня на мысль, изучить проблему глубже.
Цель исследования: изучение финансовой грамотности детей своей школы, и системы выдачи денег родителями.
Задачи исследования:
- найти и изучить материал по теме исследования;
-исследовать отношение школьников к деньгам;
- изучить наличие карманных денег у учащихся школы;
- определить мотивы расходования денег;
- попытаться разобраться в способах выдачи денег на карманные расходы;
Предмет исследования: карманные деньги.
Объект исследования: отношение детей к карманным деньгам, структура их расходования.
Гипотеза:
Я предполагаю, что мои сверстники не рационально могут расходовать карманные деньги.
Источники исследования
- современные книги и журналы;
- интернет;
- домашняя библиотека;
- личные наблюдения;
- воспоминания учителей и родителей;
Методы исследования.
- изучение опубликованных материалов и их анализ;
- сопоставительный, сравнительный методы;
- социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование и наблюдения.
2.Основная часть.
В свободной энциклопедии Википедия мы нашли следующее определение понятия «деньги». Де́ньги — всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счётам.[1]
В учебнике по обществознанию для 7 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой дается следующее определение термину «деньги» - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. [2]
По самой распространённой версии, отраженной в словаре М. Фасмера русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского«теңге» или от хазарского «Тамга» — «тавро», «клеймо», «печать».
Изучив различные источники , мы выяснили, что такое сущность, функции и виды денег.
2. Сущность денег.
Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести.
3.Функции денег.
Рассмотрим основные функции денег, которые они выполняют в повседневной жизни людей.
Мера стоимости - функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых.
Средство обращения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги выполняют роль посредника в обращении товаров.
Средство платежа - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п.
Средство накопления и сбережения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются для накопления.
Мировые деньги - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами.
Виды денег. Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители).
Действительные деньги - деньги, номинальная (обозначенная на них) стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены.
Заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся: - металлические знаки стоимости (мелкие монеты, изготовленные из меди и алюминия); бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги.
Бумажные знаки стоимости:
1.Бумажные деньги (выполняют функции: средство обращения и средство платежа).
2. Кредитные деньги (выполняют функцию платежа). Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
В каждой стране есть своя денежная единица (валюта). Российская валюта – это рубль. [1]
4.Карманные деньги школьника: «за» и «против».
Существует несколько определений понятия «карманные деньги». В нашей работе, мы рассматриваем что, это определенная сумма, выдаваемая родителями ребенку на мелкие расходы.
Мнения специалистов по вопросу выдачи карманных денег школьникам расходятся. Одни убеждены в том, что выдавать наличные детям необходимо, другие придерживаются противоположной точки зрения. Противники карманных денег уверены, что постоянная выдача провоцируют бездумные траты, создает условия для лишних соблазнов и не может научить ценить денежные средства.
В пользу карманных денег отечественные авторы выдвигают следующие аргументы: ребенок чувствует себя полноценной личностью, учится самостоятельно и ответственно тратить свой капитал, рассчитывать свой бюджет, предвидеть последствия своих поступков.
На мой взгляд, наиболее убедительной является то, что карманные деньги школьникам необходимы. Просто родителям при выдаче карманных денег необходимо придерживаться определенных правил:
1. денег должно быть не слишком много, но достаточно для нескольких мелких покупок;
2. давать деньги не крупной купюрой, а комбинацией мелких купюр и мелочи – чтобы ребенок мог часть положить в копилку;
3. всегда интересоваться, на что ребенок собирается тратить деньги;
4. подстегивать желание накопить более крупную сумму на серьезную покупку;
5. не добавлять деньги раньше положенного срока, если ребенок уже потратил их;
6. не требовать отчета о потраченных средствах в ультимативной форме, стараться делать это как можно деликатнее, ведь это личные финансы ребенка.
5.Обучение школьников рациональному распоряжению
карманными деньгами.
Секреты обращения с деньгами необходимо знать не только взрослым, но и детям. Как известно, отношение человека к разным вещам, в значительной степени, формируется в детстве. Поэтому с малых лет необходимо учить детей правильно относиться к деньгам, знать им цену и разумно тратить.
В этом учебном году в нашей школе ввели внеурочную деятельность по финансовой грамотности, где учат школьников финансовой грамотности и финансовому планированию.
Я думаю, что проблема большинства людей, испытывающих финансовые трудности – отсутствие контроля расходов.
Разумные траты – одно из важных правил распоряжения личными финансами. Здесь можно выделить несколько моментов:
1.Не переплачивать.
2.Жить по средствам.
3.Следовать своим целям.
4.Контролировать эмоции.
Для чего необходимы все вышеперечисленные способы управления финансами? Для того, чтобы высвободить свободные финансовые ресурсы и направить их в накопления. Специалисты советуют взрослым сберегать 20% в месяц от полученного заработка, школьникам можно откладывать до 50% карманных денег, так как все ежемесячные обязательные расходы несут за них родители.
6. Карманные деньги в разных странах
Турция
На праздники в Турции детям принято дарить деньги. Обычно их вручают старшие родственники, которым в знак благодарности и уважения ребёнок должен поцеловать руку и приложить её к своему лбу.
Великобритания
Финансовая грамотность — обязательный предмет в британских школах с 2014 года. Ученикам средней школы рассказывают о кредитных и дебетовых картах, займах, кредитах и налогах.
Получать карманные деньги наличными в Британии уже немодно. Родители переводят карманные деньги на онлайн-счета подростков.
Китай
С карманными деньгами у китайского народа связана древняя традиция. Перед Новым годом родители и бабушки-дедушки дарят детям красные конверты с деньгами. По легенде, такие конверты защищают ребёнка и приносят удачу.
Германия
Немецкие чиновники решили урегулировать вопрос карманных денег. Управление по делам несовершеннолетних выпустило рекомендации, какое количество денег правильнее всего давать детям. Детям 10–11 лет — 13–16 евро в месяц и рекомендуют давать полную сумму сразу на месяц, чтобы они учились распределять свои финансы и планировать траты.
США
Большинство американских подростков зарабатывают карманные деньги самостоятельно на каникулах или после школы. Виды подработки и возраст, с которого можно начинать трудиться, закрепляются законодательно в каждом штате. Если дети зарабатывают больше $4 000 в год, они обязаны платить налоги.
Нидерланды
В Нидерландах государство также составило советы, сколько карманных денег выдавать детям и подросткам: детям в возрасте 6–8 лет рекомендуется давать 1–2 евро в неделю, 12- и 13-летним подросткам — 15–20 евро в месяц.
Ни для кого не секрет, что родителям сегодня приходится выдавать деньги ребенку на карманные расходы.
Однако, как я выяснила, многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать ребенку, чтобы учесть его интересы, но в тоже время не слишком баловать.
Здравый смысл в определении размера карманных денег еще никому не помешал.
Материальное положение родителей многих российских школьников позволяет давать детям карманные деньги. И мне кажется, что это правильно, ведь никто не может научиться читать, не имея букваря или азбуки, так же и с деньгами, как можно научиться их тратить, не имея на руках «живых» денег.
Вывод: Деньги – это средство обмена. Чаще всего люди пользуются следующими функциями денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство сбережения. Бумажные деньги, которыми мы пользуемся – это бумажные средства стоимости, они являются заменителями действительных денег. Сам факт получения ребенком карманных денег, не является формулой его будущего финансового успеха. Необходимо, чтобы он научился финансовой ответственности и в этом ему может помочь обучение рациональному использованию карманных денег.
3.Практическая часть.
Для того чтобы выяснить, как школьники управляют своими личными (карманными) деньгами, были составлены следующие анкеты:
1.Анкета «Карманные деньги» для детей 5-9 классов (Приложение №1).
2.Анкета «Обведите ваши ответы» для детей 2-4 классов (Приложение №2)
3.Анкета для родителей. (Приложение №3)
4.Анкета для бабушек. (Приложение №4)
Карманные деньги и школьник.
Я провела анкетирование учащихся 2-9 классов филиала МОБУ СОШ с.Благовар ООШ д.Сарайлы, а так же родителей и бабушек этих детей. В нем участвовало 43 учащихся. 17 учеников 2-4 классов и 26 учеников 5-9 классов, 34 родителя и 15 бабушек. Анкетирование было анонимным.
Учеников начальных классов - 17. Первый вопрос анкеты для начальных классов касался нужны ли детям карманные деньги и дают ли их родители, а второй – желаемой суммы.
Нужны ли детям карманные деньги? Дают ли тебе карманные деньги?
Нужны ли детям карманные деньги? | Дают ли тебе карманные деньги? | |||
Да | Иногда | Нет | Да | Нет |
12 | 1 | 4 | 10 | 7 |
Сколько бы ты хотел иметь денег?
50 руб | 100 руб | 200-300 руб |
6 чел | 9 чел | 2 чел |
Что ты делаешь с карманными деньгами?
трачу на всякие мелочи | откладываю в копилку |
14 | 3 |
На что в первую очередь потратишь карманные деньги:
на книги | на игрушки и диски | на сладости | на поход в театр или кино | на крупную долгожданную покупку |
9 | 1 | 2 | 3 | 2 |
Одалживал ли когда-нибудь кому-нибудь карманные деньги?
да | нет | иногда |
2 | 11 | 4 |
Если тебе не возвращают деньги, как ты поступишь:
попросишь вернуть | скажешь родителям | отберешь силой |
16 | 1 | 0 |
Кому бы ты купил(а) подарок на карманные деньги:
родителям | другу (подруге) | себе |
14 | 2 | 1 |
Что ты пожелаешь себе в первую очередь:
здоровья | иметь карманные деньги | хорошо учиться |
7 | 1 | 9 |
Мы так же прибегли к провокационному вопросу: «Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?»
да | нет | не знаю |
7 | 7 | 3 |
1. Первый вопрос для учеников 5-9 классов написать свой возраст. Были обследованы дети от 11 до 15 лет.
2. Имеешь ли ты карманные деньги?
да | нет | иногда |
15 | 11 |
3.Как часто ты получаешь деньги на карманные расходы?
каждый день | раз в неделю | раз в месяц | когда попрошу | свой вариант |
4 | 2 | 17 | 3 |
4. Какую сумму ты обычно получаешь на карманные расходы?
50-100 руб | 100-200 руб | 200-500 руб | 500-1000 руб | свой вариант |
14 | 8 | 3 | 1 |
5.Ты копишь карманные деньги на какую-нибудь дорогую вещь?
да | нет | иногда |
14 | 5 | 7 |
6. На что ты обычно тратишь карманные деньги?
питание в школе | канцелярские товары | досуг и отдых | подарки | игры, игрушки | свое увлечение | свой вариант |
4 | 8 | 0 | 4 | 0 | 5 | 5 |
7. Карманные деньги даются обычно на определенный период (день, неделю, месяц). Хватает ли тебе карманных денег?
да | нет | не всегда |
17 | 2 | 7 |
8. Подумай, если тебе не хватает карманных денег на определенный период, по какой причине это происходит? Если тебе хватает карманных денег, то на этот вопрос отвечать не нужно.
Родители дают мало денег | Карманные деньги я получаю не регулярно | Я не умею планировать свои покупки | Мне многое хочется купить | Я не сравниваю свои доходы и расходы |
1 | 5 | 1 | 4 | 7 |
8 детей ничего ни отметили.
9.Контролируют ли родители, как ты расходуешь карманные деньги?
да | нет | иногда |
9 | 7 | 10 |
10. Беседуют ли с тобой родители о том, как лучше распорядится деньгами?
да | нет |
18 | 8 |
Заключение: Из анализа проведенной анкеты я убедилась, что им дают и большинство детей школы предпочитают иметь карманные деньги. Многие родители дают деньги по просьбе детей. Сумма карманных денег детей составляет в основном 50-100 рублей. Мы видим, что дети старших классов в отличие от младших делают накопления. Отличается и то, что как они тратят деньги. Начальные классы тратят на книги и на походы в кино, а старшие- на канцелярские товары и на свое увлечение. Но я думаю, что карманных денег им хватает, но лишних денег ни у кого нет, потому что никто никому не одалживают. В основном родители контролируют расходы карманных денег детей и ведут с ними беседы на эту тему.
Отношение родителей к карманным деньгам.
Многие родители считают, что детей не надо баловать деньгами, что деньги могут «испортить» ребёнка. Ведь они и так покупают ему всё необходимое. Другая группа родителей считает, что ребёнок должен получить представление о том, как можно расходовать деньги.
Истина, как обычно, где–то посередине. С того момента, как мы, дети, начинаем испытывать потребность в самостоятельной трате денег, мы должны осознавать, что это такое. Было опрошено 34 родителя нашей школы.
Проведя, анкетирование родителей я получила следующие результаты :
Нужны ли ребенку карманные деньги .
да | нет |
17 | 17 |
Вы даете ребенку деньги на карманные расходы.
да | нет | иногда |
16 | 15 | 3 |
Какую сумму денег вы даете своему ребенку.
меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо | Столько, сколько просит |
24 | 10 |
Надо ли ребенка посвящать в семейный бюджет.
да | нет |
14 | 20 |
Обсуждаете ли вы то, как распорядился деньгами ребенок.
да | нет |
29 | 5 |
Анализ анкетирования родителей показал, что мнение родителей в необходимости выдачи карманных денег разделяется 50х50. На вопрос даете ли вы ребенку деньги большинство ответили - да. Какую сумму денег вы даете своему ребенку- меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо. Многие родители не посвящают своих детей в семейный бюджет. Родители в основном контролируют и обсуждают как их ребенок распорядился деньгами.
Опрашивая наших бабушек, мы задавали им следующие вопросы:
1. Были ли у вас карманные деньги, когда вы были детьми?
2. Зарабатывали ли деньги сами или вам давали деньги родители?
3. На что тратили карманные деньги?
Всего мы опросили 20 бабушек . Анализ анкетирования бабушек показал, что все они зарабатывали деньги сами: пилили и таскали дрова, носили воду, работали на поле, работали в огороде. За эту работу им давали хлеб, зерно, конфеты, пряники, а за более тяжелый труд, им давали немного денег. В основном деньги они отдавали родителям и незначительную часть тратили на кино, сладости, на покупку расчесок, зеркал, духов.
Вывод: родители хотели заработать деньги, но у них не было возможности. Более старшее, поколение много работали физически и помогали тем самым своим родителям.
4.Заключение.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза, что многие школьники не рационально могут расходовать карманные деньги, подтвердилась частично. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Управление личными финансами включает не только вопросы планирования, экономии, накопления денежных средств, но также предполагает защиту от инфляции и инвестирование.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что её результаты легли в основу составленных нами рекомендаций для школьников по разумному расходованию карманных денег. Данный материал может быть использован на тематических классных часах и на внеурочной деятельности.
С простых действий и привычек начинается путь к успеху, поэтому хотелось бы, чтобы у школьников вошло в привычку грамотно распоряжаться деньгами.
5.Список используемых источников и литературы.
1.Викепидия [Электронный ресурс], https://ru.wikipedia.org
2.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся 5-7 классов [Электронный ресурс],- https://fmc.hse.ru/about
3.Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л. Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2017 — 159с.
4.Смирнова Н. Финансовая грамотность для детей и подростков [Электронный ресурс],- http://easyfinance.ru/
5. Материалы сайтов интернет:
6.Приложение.
Приложение №1
Анкета «Карманные деньги»
Дорогие ребята! Просьба помочь мне в сборе данных для участия в школьной научной конференции с проектом «Финансовая грамотность детей». Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Возраст, укажите, сколько вам лет.
11-12
13-14
15-16
17-18
старше 18
2.Имеешь ли ты карманные деньги на мелкие расходы?
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
3.Как часто ты получаешь деньги на карманные расходы?
А) Каждый день
Б) Раз в неделю
В) Раз в месяц
Г) Когда попрошу
Д) Свой вариант________________________________
4. Какую сумму ты обычно получаешь на карманные расходы?
А) 50 -100 рублей
Б) 100 -200 рублей
В) 200 – 500 рублей
Г) 500 -1000 рублей
Д) Свой вариант______________________________
5.Ты копишь карманные деньги на какую-нибудь дорогую вещь?
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
6. На что ты обычно тратишь карманные деньги?
А) Питание в школе
Б) Транспорт
В) Канцелярские товары
Г) Досуг и отдых
Д) Подарки
Е) Игры, игрушки
Ж) Свое увлечение
З) Свой вариант________________________________
7. Карманные деньги даются обычно на определенный период (день, неделю, месяц). Хватает ли тебе карманных денег?
А) Да
Б) Нет
В) Не всегда
8. Подумай, если тебе не хватает карманных денег на определенный период, по какой причине это происходит? Если тебе хватает карманных денег, то на этот вопрос отвечать не нужно.
А) Родители дают мало денег
Б) Карманные деньги я получаю не регулярно
В) Я не умею планировать свои покупки
Г) Мне многое хочется купить
Д) Я не сравниваю свои доходы и расходы
9.Контролируют ли родители, как ты расходуешь карманные деньги?
А) Да
Б) Нет
С) Иногда
10. Беседуют ли с тобой родители о том, как лучше распорядится деньгами?
А) Да
Б) Нет
Приложение №2
ОБВЕДИТЕ ВАШИ ОТВЕТЫ!
Дорогие ребята! Просьба помочь мне в сборе данных для участия в школьной научной конференции с проектом «Финансовая грамотность детей». Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.Нужны ли детям карманные деньги?
Да Нет Не знаю
2.Дают ли тебе карманные деньги?
Да Нет
3.Сколько карманных денег ты хотел бы иметь в неделю?
50руб 100руб 200 и выше рублей
4.Что ты делаешь с карманными деньгами?
Трачу на всякие мелочиОткладываю в копилку
5.На что в первую очередь потратишь карманные деньги:
На книги
На игрушки или диски
На сладости
На поход в театр или кино
На крупную долгожданную покупку
6.Одалживал(а) ли когда-нибудь кому-нибудь карманные деньги?
Да Нет Иногда
7.Если тебе не возвращают деньги, как ты поступишь:
Попросишь вернуть Скажешь родителям Отберешь силой
8.Кому бы ты купил(а) подарок на карманные деньги:
Родителям Другу(подруге) Себе
9.Что ты пожелаешь себе в первую очередь:
Здоровья Иметь карманные деньги Хорошо учиться
10.Ты стал(а) бы лучше учиться, если бы родители платили тебе за хорошие отметки?
Да Нет Не знаю
Приложение№3
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Нужны ли ребёнку карманные деньги?
Да
Нет
2.Вы даёте ребёнку деньги на карманные расходы?
Да
Нет
Иногда
3.Какую сумму денег вы даёте своему ребёнку?
Меньше, чем хочется но, больше, чем жизненно необходимо.
Столько, сколько просит.
4.Надо ли ребёнка посвящать в семейный бюджет?
Да
Нет
5.Обсуждаете ли вы то, как распорядился деньгами ребёнок?
Да
Нет
Приложение №4
Анкета для бабушек и дедушек.
1.Были ли у вас карманные деньги, когда вы были подростками?
2. Зарабатывали ли вы сами деньги или вам давали деньги ваши родители?
3. На что тратили карманные деньги?
Слайд 1
Д.Сарайлы -2018 г Тема : Карманные деньги и дети выполнила ученица 9 класса ООШ д.Сарайлы Кашаева Гульназ ИльдусовнаСлайд 2
« Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
Слайд 3
В нашей школе у многих ребят имеются карманные деньги. После уроков многие озадачены тем , как их потратить. Я считаю, что проблема рационального расходования карманных денег школьниками является актуальной. От того, насколько грамотно человек тратит денежные средства, во многом зависит, сможет ли он достичь поставленных целей в жизни. Это и определило тему моей работы. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Слайд 4
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно. Как же эти проблемы решают родители моих сверстников. Я провела с ними анкетирование . В своей работе мне бы хотелось определить уровень экономического сознания и поведения сверстников, родителей и бабушек , т.е. финансовую грамотность детей школы, где я учусь. И это натолкнуло меня на мысль, изучить проблему глубже.
Слайд 5
Цель исследования: изучение финансовой грамотности детей своей школы, и системы выдачи денег родителями. Задачи исследования: - найти и изучить материал по теме исследования; -исследовать отношение школьников к деньгам; - изучить наличие карманных денег у учащихся школы; - определить мотивы расходования денег; - попытаться разобраться в способах выдачи денег на карманные расходы; Гипотеза: Я предполагаю, что мои сверстники не рационально могут расходовать карманные деньги.
Слайд 6
В свободной энциклопедии Википедия мы нашли следующее определение понятия «деньги». Де́ньги — всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг , способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром , ценной бумагой , знаком стоимости , различными благами или ценностями, записями по счётам .
Слайд 7
Существует несколько определений понятия «карманные деньги». В нашей работе, мы рассматриваем что, это определенная сумма, выдаваемая родителями ребенку на мелкие расходы.
Слайд 8
Одни убеждены в том, что выдавать наличные детям необходимо, другие придерживаются противоположной точки зрения. Противники карманных денег: постоянная выдача провоцируют бездумные траты, создает условия для лишних соблазнов. не может научить ценить денежные средства. Сторонники карманных денег: ребенок чувствует себя полноценной личностью, - учится самостоятельно и ответственно тратить свой капитал и научиться рассчитывать свой бюджет , - предвидеть последствия своих поступков. На мой взгляд, наиболее убедительной является то, что карманные деньги школьникам необходимы.
Слайд 9
Я провела анкетирование учащихся 2-9 классов филиала МОБУ СОШ с.Благовар ООШ д.Сарайлы , а так же родителей и бабушек этих детей. В нем участвовало 43 учащихся: 34 родителя; 15 бабушек. Анкетирование было анонимным.
Слайд 12
Первый вопрос анкеты для школьников: Нужны ли детям карманные деньги и дают ли их родители.
Слайд 13
Сумма карманных денег детей:
Слайд 14
Ты копишь карманные деньги на какую-нибудь дорогую вещь?
Слайд 15
Младшие классы тратят:
Слайд 16
Старшие классы тратят на:
Слайд 17
Одалживал ли когда-нибудь кому-нибудь карманные деньги?
Слайд 18
В основном родители контролируют расходы карманных денег детей и ведут с ними беседы на эту тему.
Слайд 19
Анализ анкетирования родителей показал, что мнение родителей в необходимости выдачи карманных денег разделяется наполовину.
Слайд 20
На вопрос даете ли вы ребенку деньги большинство ответили - да.
Слайд 21
Какую сумму денег вы даете своему ребенку- меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо. Многие родители не посвящают своих детей в семейный бюджет. Родители в основном контролируют и обсуждают как их ребенок распорядился деньгами.
Слайд 22
Опрашивая наших бабушек , мы задавали им следующие вопросы : 1. Были ли у вас карманные деньги, когда вы были детьми? 2. Зарабатывали ли деньги сами или вам давали деньги родители? 3. На что тратили карманные деньги?
Слайд 23
Всего мы опросили 15 бабушек . Анализ анкетирования бабушек показал, что все они зарабатывали деньги сами: пилили и таскали дрова, носили воду, работали на поле, работали в огороде. За эту работу им давали хлеб, зерно, конфеты, пряники, а за более тяжелый труд, им давали немного денег. В основном деньги они отдавали родителям и незначительную часть тратили на кино, сладости, на покупку расчесок, зеркал, духов .
Слайд 24
Таким образом , выдвинутая мною гипотеза, что многие школьники не рационально могут расходовать карманные деньги, подтвердилась частично. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Управление личными финансами включает не только вопросы планирования, экономии, накопления денежных средств, но также предполагает защиту от инфляции и инвестирование.
Слайд 25
Практическая значимость моей работы заключается в том, что её результаты легли в основу составленных нами правил для школьников по разумному расходованию карманных денег. Данный материал может быть использован на тематических классных часах и на внеурочной деятельности .
Слайд 26
Правила управления деньгами для детей: 1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему. 2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться. 3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости . 4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
Слайд 27
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки. 6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. 7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения. 8. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.
Слайд 28
9 . Старайтесь не «брать взаймы». нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит. 1 0 . Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов. 11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом. 12. Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, Интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.
Слайд 29
. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, поэтому хотелось бы, чтобы у школьников вошло в привычку грамотно распоряжаться деньгами.
Слайд 30
Спасибо за внимание!
Иван Васильевич меняет профессию
Голубая лягушка
Повезло! Стихи о счастливой семье
Рисуем пшеничное поле гуашью
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт