Научно-исследовательская работа "Загрязнение окружающей среды" выполнил Нищих Даниил, ученик 4 "б" класса МОУ СОШ №3
Вложение | Размер |
---|---|
nishchih_daniil._issledovatelskaya_rabota.doc | 433.5 КБ |
zagryaznenie_okruzhayushchey_sredy_-_kopiya.pdf | 1.3 МБ |
zashchitnoe_slovo.doc | 32 КБ |
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ "ШАГ В БУДУЩЕЕ - СОЗВЕЗДИЕ НТТМ"
----------------------------------------
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НТТМ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ XXI ВЕКА»
Загрязнение окружающей среды
Исследовательская работа на Южно-Уральский
молодежный интеллектуальный форум "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ"
(секция 1.3 «Экология техносферы»)
Автор:
Нищих Даниил Александрович,
Челябинская область, г. Кыштым,
МОУ СОШ №3, класс 4
Научный руководитель:
Миляева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
Кыштым – 2018
Содержание
Введение 3
Окружающая среда. Источники загрязнения 5
Что необходимо каждому человеку и как защитить природу? 5
Анкетирование. Результаты анкетирования 8
Заключение 9
Список литературы 10
Приложения 11
Введение
Актуальность. С каждым годом проблема загрязнения окружающей среды становится все актуальнее. Как часто мы слышим слова: загрязнение, потребительское отношение, экологическая катастрофа. Люди предпринимают меры для защиты природы, но их недостаточно. На уроках окружающего мира мы очень много говорим об экологии, с раннего детства нас учат правилам поведения по отношению к природе. Именно защите природы посвящена наша исследовательская работа.
Проект поднимает проблему загрязнения окружающей среды.
Объект исследования: окружающая среда.
Предмет исследования: окружающая среда и ее загрязнение.
На основе актуальности проблемы нами определена тема исследования: Загрязнение окружающей среды.
Цели исследования – изучить проблему загрязнения окружающей среды и найти посильные для школьников пути ее решения.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
Гипотеза исследования: если изучить проблему и привлечь внимание учащихся для ее решения, то ученики начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по улучшению экологической ситуации в нашем городе.
Основные этапы исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что презентация может быть использована на классных часах с учениками начальной школы, а разработанный план мероприятий в работе актива класса.
Окружающая среда. Источники загрязнения
«Окружающая среда – внешняя среда, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, человека и их взаимодействие.» [3]
Источники загрязнения окружающей среды в Челябинской области:
Крупнейшей отраслью промышленности Челябинской области считается металлургия, которая загрязняет природу тяжелыми металлами и токсическими веществами: ртутью, свинцом, марганцем, хромом, сажей.
В Челябинской области есть много предприятий атомной промышленности, и крупнейшее из них – ФГУ ПО «Маяк». На этих объектах изучают и испытывают материалы атомной индустрии, утилизируют и перерабатывают ядерное топливо. В результате в атмосферу поступают радиоактивные вещества.
В Челябинской области недостаточно предприятий по переработке мусора и отходов, а места свалок неблагоприятно сказываются на окружающей среде.
Что необходимо каждому человеку и как защитить природу?
С младших классов нас учат, что человек и природа едины, что нельзя отделить одного от другого. Мы познаем развитие нашей планеты, особенности ее строения и устройства. Атмосфера, почва, вода – это, пожалуй, самые главные составляющие нормальной жизни человека. Но почему тогда каждый год загрязнение окружающей среды идет все дальше и выходит на все большие масштабы? Давайте рассмотрим основные проблемы окружающей среды.
Вода. Всем растениям и животным для существования нужна чистая вода. Одни пьют её, другие живут в ней. Понимание важности воды для людей не мешает человеку загрязнять важный источник жизни нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами, стоками и синтетическими удобрениями.
В загрязненной воде содержится большое количество ксенобиотиков — веществ, чуждых организму человека или животного. Если такая вода попадает в пищевую цепочку, это может привести к серьезным пищевым отравлениям и даже летальному исходу всех участников цепи.
С появлением ядерных исследований природе нанесен довольно значительный вред во всех сферах, в том числе и воде. Сточные воды заводов, суда с ядерными реакторами и просто дождь или снег в зоне проведения ядерных испытаний могут привести к заражению воды продуктами разложения.
Канализационные стоки, несущие в себе множество мусора: моющие средства, остатки пищи, мелкие бытовые отходы способствуют размножению другим патогенным организмам, которые дают ряд заболеваний.
«При первом взгляде на карту Челябинской области кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если ее не очищать. Только в Челябинске в 1999 году в воду реки Миасс было сброшено 58 тыс. куб. метров загрязненных стоков.
Такому же загрязнению подвергаются реки Уй, Урал, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами.
Дополнительным источникам загрязнения природных вод являются удобрения и ядохимикаты.
Проблема качества воды очень остро ощущается в южных и юго-восточных районах нашей области, где пользуются подземными водами.» [1]
Решение:
Почва. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Загрязнение почвы — это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах.
Основные источники загрязнения почвы:
В первом случае загрязнение почвы происходит из-за обычного мусора, который выбрасывается в неположенных местах. Но главной причиной следует назвать именно свалки. Сжигаемые отходы ведут к засорению больших территорий, а продукты горения портят почву безвозвратно, засоряя всю окружающую среду.
Промышленные предприятия выбрасывают множество токсичных веществ, тяжелых металлов и химических соединений. Именно этот источник загрязнения ведет к техногенному загрязнению почвы.
Чрезмерное выпахивание земли, пестициды, ядохимикаты и удобрения приводят к значительной эрозии почвы и опустыниванию.
Сегодня хоронят в земле до 98% радиоактивных отходов атомных станций, что ведет к деградации и истощению земельных ресурсов. Именно от состояния почвы зависит рост растений, так как листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества фитонциды, они очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют огромное количество кислорода.
Очень много бытовых отходов вывозят за пределы города. Сжигание мусора на городских свалках сопровождается выделением ядовитых веществ, которые оседают на поверхность почв и трудно смываются дождями.
«Богатые природные условия и особое географическое положение поставили Челябинскую область в условия, при которых природа используется варварски.
Недра истощаются уже два с половиной века. При этом плодородная земля уничтожается, засыпаясь карьерами и отвалами. В нашей области загрязнено более половины почвенного покрова. Особенно сильно загрязнена почва вокруг Челябинска, Магнитогорска и Карабаша.
Деятельность предприятий приводит к нарушению почвенного слоя – промышленной эрозии почв.
В Каслинском и Кунашакском районах около 23 тысяч квадратных километров земли загрязнены радиоактивными отходами после ядерной аварии 1957 года. На этих почвах нельзя ничего выращивать еще 350 лет.» [1]
Решение:
Атмосфера в виде газообразной оболочки Земли имеет большую ценность, поскольку защищает планету от космической радиации, воздействует на рельеф, определяет климат Земли и ее тепловой фон.
Основными загрязнителями в данном случае выступают химические заводы, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и автомобили. Они приводят к появлению в составе воздуха меди, ртути, свинца и других металлов.
Теплоэлектростанции несут в наши дома свет и тепло, однако, параллельно они выбрасывают огромное количество углекислого газа, пыль и сажу в атмосферу. Причиной кислотных дождей являются отходы, выбрасываемые с химических заводов.
Решение:
Анкетирование. Результаты анкетирования
Для достоверности исследования мы решили узнать, насколько хорошо ученики начальной школы знают правила поведения в окружающей среде, а главное, соблюдаются ли эти правила на практике.
Нами была разработана анкета (Приложение 1). Для начала мы поинтересовались, знают ли ученики что такое окружающая среда и на что больше всегда влияет загрязнение. Во втором блоке вопросов ребята должны были оценить свое поведение по отношению к природе.
Опрос проводился среди учеников 3 и 4 классов, для достоверности мы сделали анкету анонимной. Следует отметить, что уже на этапе опроса ученики проявляли интерес к проблеме нашего исследования, активно обсуждали вопросы и свой выбор, задумывались над ответами и анализировали свое поведение по отношению к природе.
После проведения анкетирования мы подвели результаты (Приложение 2). Как видно из диаграммы, почти все ученики знают что такое окружающая среда и какие ее составляющие больше всего страдают от загрязнения. Поведение по отношению к окружающей среде, к сожалению, не было верным у многих учеников.
Проанализировав результаты анкеты мы пришли к выводу: нужно создать презентацию на тему «Загрязнение окружающей среды. Что можем сделать мы?» и провести классный час на эту тему для привлечения внимания к проблеме нашей природы.
На основе выводов нами была подготовлена презентация на тему: «Загрязнение окружающей среды. Что можем сделать мы?», которая была представлена на классном часе ученикам 4 «Б» класса. В процессе мероприятия мы рассмотрели проблемы окружающей среды, обсудили пути их решения. Далее мы разработали план мероприятий для нашего класса, которые помогут сберечь природу (Приложение 3).
Заключение
В процессе нашего исследования мы выяснили, что деятельность человека негативно сказывается на состоянии окружающей среды, а значит и на самого человека. Мы должны помнить, что необходимо помогать природе, иначе нас ждет экологическая катастрофа.
Сохраним природу вместе!
Список литературы
Приложение 1
Анкетирование «Загрязнение окружающей среды»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите 3 составляющих неживой природы, на которые сильнее всего влияет загрязнение.
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
3. По 5-бальной шкале оцените, насколько часто вы можете бросить мусор в неположенном месте?
1 – никогда,
2 – довольно редко/если долго нести до мусорного ведра,
3 – от случая к случаю,
4 – часто,
5 – почти всегда. _______
4. По 5-бальной шкале оцените, насколько часто вы с родителями принимаете участие в субботниках?
1 – никогда,
2 – был 1 раз,
3 – от случая к случаю,
4 – почти всегда,
5 – посещаем каждый субботник.______
5. По 5-бальной шкале оцените, насколько часто вы пользуетесь аэрозолями (освежители воздуха, дезодоранты, лак для волос, репелленты)?
1 – никогда,
2 – очень редко,
3 – от случая к случаю,
4 – часто (почти каждый день),
5 – очень часто (каждый день).
Приложение 2
Результаты анкетирования
Приложение 3
План экологических мероприятий
Ежедневно:
Следить за чистотой класса и фойе.
Не бросать мусор в неположенных местах.
Систематизировать мусор (в нашем городе есть специальные мусорные баки).
Сократить использование аэрозолей.
Для экономии воды грамотно ее использовать.
Следить за своим досугом на берегу водоемов: нельзя загрязнять берега вокруг водоемов и сами водоемы мусором.
Ежемесячно:
Делать поделки из бросового материала.
Обновлять уголок природы (плакаты, рисунки, поделки).
1 раз в четверть:
Собирать макулатуру для переработки.
Собирать батарейки
Май:
Озеленять территорию города (с классным руководителем организовать посадку саженцев дуба).
Осенью и весной:
Принимать участие в субботниках (дополнительно об этом известит классный руководитель).
Решение:
Озеленять территорию города.
Защитное слово
1 слайд. Здравствуйте, меня зовут Нищих Даниил и я хочу представить проект «Загрязнение окружающей среды».
2 слайд. С каждым годом проблема загрязнения окружающей среды становится все актуальнее. Как часто мы слышим слова: загрязнение, потребительское отношение, экологическая катастрофа. Люди предпринимают меры для защиты природы, но их недостаточно. На уроках окружающего мира мы очень много говорим об экологии, с раннего детства нас учат правилам поведения по отношению к природе. Именно защите природы посвящена наша исследовательская работа.
3 слайд. Цели и задачи нашей работы вы можете увидеть на слайде.
4 слайд. Окружающая среда – внешняя среда, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, человека и их взаимодействие.
5 слайд. Крупнейшей отраслью промышленности Челябинской области считается металлургия, которая загрязняет природу тяжелыми металлами и токсическими веществами.
На объектах атомной промышленности изучают и испытывают материалы атомной индустрии, утилизируют и перерабатывают ядерное топливо. В результате в атмосферу поступают радиоактивные вещества.
В Челябинской области недостаточно предприятий по переработке мусора и отходов, а места свалок неблагоприятно сказываются на окружающей среде.
6 слайд. С младших классов нас учат, что человек и природа едины, что нельзя отделить одного от другого. Мы познаем развитие нашей планеты, особенности ее строения и устройства. Атмосфера, почва, вода – это, пожалуй, самые главные составляющие нормальной жизни человека. Но почему тогда каждый год загрязнение окружающей среды идет все дальше и выходит на все большие масштабы?
7 слайд. Всем растениям и животным для существования нужна чистая вода, но ее становится все меньше. Сточные воды заводов, суда с ядерными реакторами, канализационные стоки загрязняют воду. В загрязненной воде содержится большое количество ксенобиотиков. Если такая вода попадает в пищевую цепочку, это может привести к серьезным пищевым отравлениям и даже летальному исходу всех участников цепи.
8 слайд. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Загрязнение почвы — это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах.
9 слайд. Атмосфера в виде газообразной оболочки Земли имеет большую ценность, поскольку защищает планету от космической радиации, воздействует на рельеф, определяет климат Земли и ее тепловой фон. Загрязнение атмосферы приводит к появлению в составе воздуха меди, ртути, свинца и других металлов.
10 слайд. После изучения проблемы мы решили узнать, насколько хорошо ученики начальной школы знают правила поведения в окружающей среде, а главное, соблюдаются ли эти правила на практике.
Нами была разработана анкета. Для начала мы поинтересовались, знают ли ученики что такое окружающая среда и на что больше всегда влияет загрязнение.
11 слайд. Во втором блоке вопросов ребята должны были оценить свое поведение по отношению к природе.
12 слайд. После проведения анкетирования мы подвели результаты. Как видно из диаграммы, почти все ученики знают что такое окружающая среда и какие ее составляющие больше всего страдают от загрязнения.
13, 14 слайд. Поведение по отношению к окружающей среде, к сожалению, не было верным у многих учеников.
15 слайд. На основе выводов нами была подготовлена презентация на тему: «Загрязнение окружающей среды. Что можем сделать мы?», которая была представлена на классном часе ученикам 4 «Б» класса. В процессе мероприятия мы рассмотрели проблемы окружающей среды, обсудили пути их решения.
16 слайд. Далее мы разработали план мероприятий для нашего класса, которые помогут сберечь природу .
17 слайд. В процессе нашего исследования мы выяснили, что деятельность человека негативно сказывается на состоянии окружающей среды, а значит и на самого человека. Мы должны помнить, что необходимо помогать природе, иначе нас ждет экологическая катастрофа.
Сохраним природу вместе!
Почему Уран и Нептун разного цвета
Простые новогодние шары из бумаги
Мальчик и колокольчики ландышей
Рисуем пшеничное поле гуашью
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)