Данная работа была представлена на НОУ "Поиск" и награждена дипломом лауреата
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебный мир предметной анимации, а я в нём - волшебник | 491.5 КБ |
Омский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук
Омское региональное отделение
Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
Научное общество учащихся «Поиск»
МБОУ «Суховская СОШ»
«Волшебный мир предметной анимации, а я в нём - волшебник»
(или анимация из всего)
Научная практическая работа
Секция - технология
Выполнил:
ученик 4 класса
Будзинский Кирилл Дмитриевич
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Будзинская Ольга Сергеевна,
Омск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
| 3 |
| 6 |
| 6 |
| 8 |
| 11 |
| 11 |
| 14 |
| 21 |
| 23 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 24 |
ВВЕДЕНИЕ
Трудно быть Богом? Да, нелегко… Нелегко быть Творцом! Но возможно ли? Возможно ли обыкновенному человеку стать Богом? Да, возможно. И возможно только в одном случае – если заняться искусством анимации.
И.П.Иванов-Вано
Все дети любят мультфильмы. Добрые мультики учат детей нравственности и добру. Развивающие мультфильмы направлены на развитие интеллектуальных способностей. Сейчас появилось множество развивающих мультфильмов («Барбарики», «Уроки тетушки совы»). А кто делает мультфильмы? Волшебники, которые называются «художники-аниматоры». Они могут оживить нарисованного зайца, и он побежит, пластилиновая ворона взлетит и закаркает, а простой кубик поедет сам собой. Как же они это делают? Можно ли научиться такому волшебству? Да!
Придумать свою сказку и оживить главных героев теперь может любой маленький волшебник! Достаточно только овладеть нехитрыми, но чудесными технологиями. Пластилиновая или предметная анимация – вот простой ответ на вопрос: «откуда берутся мультики».
Известно, что у человека хорошо получается то дело, которое его сильно увлекает. Поэтому у всех может получиться сделать мультфильм.
Всего каких-нибудь 20 лет назад мультипликация была делом совершенно недоступным для обычных людей. Только для специальных небожителей – высоких и далёких профессионалов – МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ. Сегодня любой человек может создать фильм и через Интернет показать его всему миру. У меня возник вопрос: а могу ли я тоже, без каких-то специальных сложных приспособлений, сделать свой собственный мультфильм из реальных бытовых предметов и показать его всем друзьям и знакомым.
Я решил проверить и выдвинул следующую гипотезу моей проектной работы.
Гипотеза – качественные мультфильмы, создаваемые профессиональными мультипликаторами, можно создавать самому в домашних условиях, используя предметы, окружающие нас в обычной жизни и фотоаппарат.
Мне это стало интересно, и я поставил перед собой цель: узнать, как в разные времена оживляли всевозможные предметы и самостоятельно создать свой мультфильм, используя технику предметной анимации.
Объект исследования: предметная анимация.
Предмет: способы создания мультфильмов.
Для достижения цели были выделены следующие задачи:
План работы над проектом:
Методы и приемы, используемые в работе над проектом - сбор, обобщение и сравнительный анализ информации, экскурсии, беседы, наблюдение, работа с компьютером, просмотр телевизионных программ, покадровая съемка, компьютерная обработка отснятого материала, наложение музыкального сопровождения и текста.
Анима́ция (от фр. animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология.
Таким образом, мультипликацией или созданием анимации называют покадровую съемку отдельных рисунков или используя кукол, пластилин, бумагу, и всякие подручные средства.
В чем же заключается секрет «оживания предметов»?
В проекторе за секунду пробегает 24 кадра, и для глаза все они сливаются в одно движущееся изображение. Значит, для «оживления» нужно сделать множество рисунков одного и того же объекта, на каждом из которых он изображается чуть-чуть по-другому. Вот почему этот вид кинематографа получил название «мультипликация». В переводе с латинского это слово означает «умножение», а первые художники как раз тем и занимались, что размножали сделанные заранее рисунки.
Предметная анимация превращает неодушевленные вещи в персонифицированные, причем часто применяют бытовые вещи — часы, подсвечники и т.д., и изображения или фотографии.
Предметная (объемная) анимация - снимают любые объемные предметы, «оживленные» художником. Часто ее неточно называют кукольной, хотя далеко не всегда в фильмах действуют собственно куклы. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Иногда режиссеры, работающие в объемной анимации, берут вместо специально сделанных кукол настоящие предметы, и тогда они могут использовать свойства материалов, из которых эти предметы изготовлены. («Каменный цветок», «Приключение домовенка Кузи», «Бурёнка из Маслёнкина», «Серый волк энд Красная Шапочка»). При этом куклы создаются из самого разнообразного материала: ткань, дерево, стекло, камень, пластилин («Пластилиновая ворона» Александра Татарского), бумага, нитки, вата, соломка, металл, пластик.
К предметной (объемной) анимации можно отнести и пластилиновую. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с изменением (этих объектов) в промежутках между кадрами. С пластилином каждый режиссер работает по-своему. («Падал прошлогодний снег», «Пластилиновая ворона»).
Предметная анимация, или анимация из всего – это игра. Героев такой анимации можно делать из спичек, из ниток, мелких деталей: бус, пуговиц, собственных фото, гвоздей, молотка и т.д. В анимации из всего, сцена - это обычные, бытовые условия: полка, стол уставленный тарелками, цветочный горшок и т.д.. Ставить сцену специально не нужно, нужно только внимательно оглядеться и найти ее.
Создание фильмов из бытовых предметов, которые оживают и действуют без человеческой помощи, было модно среди режиссеров уже на заре анимации. В разные времена аниматоры одушевляли обувь, веревочки, спички, пуговицы, куски мяса и кухонную посуду, разыгрывая между ними драмы, трагедии и комедии.
В 2015 году отмечается 103-летие российской анимации. Первый отечественный кукольный мультфильм был создан в 1912 году Владиславом Старевичем. Он назывался «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами», и в нем впервые была применена техника покадровой съемки кукол.
Популярность мультипликации росла с каждым годом, и уже в1936 году была основана студия «Союзмультфильм», где с 1937 года начали сниматься цветные мультфильмы. На «Союзмультфильме» работали такие мастера анимации как Вячеслав Котеночкин, Федор Хитрук, Андрей Хржановский, Юрий Норштейн и другие.
Предметную (кукольную) мультипликацию открыл для публики бывший морской офицер — американец Стюарт Блектон.
Первый русский мультипликатор Владислав Александрович Старевич в 1910-х годах создал объемно-мультипликационные фильмы. "Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами" и другой под названием "Авиационная неделя насекомых". В этих фильмах участвовали специально разработанные Старевичем куклы различных насекомых, которые на основе мягкой проволочной конструкции могли перемещаться, видоизменять свою форму, принимать различные позы и производить разнообразные движения. Его куклы совершали характерные действия, в процессе которых стремились показать человеческие чувства, донося до зрителей своим поведением и поступками идею, содержание и сюжет фильма. В 1913 г. В.А.Старевич создает мультипликационный фильм: "Стрекоза и муравей". Это произведение, сделанное по известной басне Крылова, имело огромный успех и принесло ему мировую известность. Помимо кукольной мультипликации В.А.Старевич, первый из кинематографистов России, занимался и рисованной мультипликацией. В 1913 г. он делает мультипликационную вставку в фильм "Ночь перед рождеством" по повести Н.В.Гоголя. В ней было показано, как Черт и Солоха вылетают на метле из трубы хаты, путешествуют по звездному небу, крадут месяц и возвращаются домой. После Октябрьского переворота в 1917 году Старевич уехал во Францию.
Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей жизни работал в машиностроении. Когда он вошёл в отдел кукольной анимации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих механических амбиций, а также художественных.
Он стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер» (1935). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта в более коммунистическое направление. Он смешал в одном кадре кукольную анимацию и актерскую игру. В фильме есть удивительно массовые сцены с сотнями кукол, очень выразительная анимация, а также очень хорошая кинематографическая работа. Птушко стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм», но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее, даже в более поздних фильмах он использовал объёмную анимацию для спецэффектов, например в фильме «Илья Муромец» (1956).
Набирает силу объёмная анимация (Варежка (1967), объединение кукольных фильмов при Союзмультфильме образовано в 1953 году
Кроме "Союзмультфильма", анимацией в России занимаются "студия Экран" и Свердловская киностудия.
В 1981 году на студию «Экран» (впоследствии «Мульттелефильм») пришёл украинский аниматор Александр Татарский, который начал с экспериментов с пластилином («Пластилиновая ворона» (1981), «Падал прошлогодний снег» (1983))
Съемочный процесс включает:
• придумывание и обсуждение сюжета;
• создание персонажей и декораций;
• съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий);
∙ монтаж отснятого мультфильма в видеоредакторе.
Мультфильм из разных бытовых предметов может быть выполнен в различных техниках:
• пластилиновая анимация (лепим из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация);
• предметная анимация (используем готовые игрушки: лего, кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать.
• пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.) Может участвовать до 10 человек (большее количество участников - обсуждаемо). Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.
Техники могут смешанными.
Вовсе не обязательно уметь красиво рисовать. Достаточно взять плоские фигурки, положить их под объектив цифрового фотоаппарата, начать двигать их шаг за шагом, после каждого маленького движения, делая щелчок камерой.
"Волшебной" выглядит анимация предметов. Песчинки размножаются и строят песчаный замок, ручки сами пишут, из кирпичей вырастает дом. Больше других видов искусства анимация основывается на легендах и сказках.
Убираясь на рабочем столе, переставляя горшки с цветами на подоконнике, мы даже и не подозреваем, что все эти вещи могут стать героями мультфильма. А мы – его великим создателем. Можно художественно двигать вещи, создавая волшебство мультфильма. Простой кусочек пластилина легко может стать котенком, деревом или даже целым замком. Коробка с кубиками может стать великолепным замком, а клубок ниток – прекрасной картиной. Нужно только немного пофантазировать. А если добавить в эту фантазию еще и занимательную историю, то наверняка получится красивый мультфильм с интересным сюжетом.
Создание собственного мультфильма – невероятное занятие, которое нравится и детям и взрослым.
Сейчас техника достигла такого уровня, что каждый может сделать мультфильм в домашних условиях. Из оборудования необходим цифровой фотоаппарат, штатив (хотя есть способы обойтись без него) и компьютер (для монтажа).
С чего начать работу над фильмом? Обычно её начинают со сценария. Для съемки понадобится фотоаппарат, штатив, хорошее освещение (лампа) и, собственно, то, что вы собираетесь снимать, и фон для этого. И это может быть практически все, что угодно.
Штатив нужно закрепить, установить свет, выстроить кадр. Для фона понадобится подходящий лист или ткань. Если персонажи объемные, то нужны либо декорации, либо подходящий фон. Фон, как правило, тоже нужно закрепить, особенно относительно штатива. Это можно сделать с помощью бумажного скотча, булавок и т.п. Можно начинать съемку.
Когда все отснято, время переходить ко второй части процесса - монтажу. Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере сразу есть Windows Movie Maker. Монтаж мультфильма более подробно описан в следующем параграфе.
Изучив технологию создания анимации с использованием подручных материалов, я решил без каких-то специальных сложных приспособлений, сделать свой собственный мультфильм и показать его всем друзьям и знакомым. Сюжет моего мультфильма: ожившие картины из пряжи по мотивам стихотворения «Мой вязанный мир». Это красивый мир без войны, где живут добрые люди, они радуются и солнцу, и дереву, и птице. Им ничего больше для счастья не надо, всё у них есть, а главное: МИР!
Свою работу я спланировал следующим образом: на начальном этапе определился с сценарием. Нашёл стихотворение, которое мне очень понравилось.
Мой вязаный мир,
Он родился в мой день рождения!
И я вас приглашаю всех туда,
Где нет войны,
Где только вдохновение
И только собираются друзья!
Мой Мир-его вяжу я часто,
Не думая про горе страх и боль!
Мой Мир-в нем всё всегда прекрасно,
Лишь только красота, узоры и любовь!
В нем спицы есть, крючки и нитки,
А больше мне не надо ничего,
Чтоб сотворить свой Мир ⎯
Связать из нити, все что в душе моей
Живет давно!
Затем подобрал песню, которая будет являться продолжением сценария – «Из чего наш мир состоит».
Следующий этап моей работы – подготовка к съёмке фильма, изготовление персонажей, декораций и фона из пряжи и ткани. Для этого я приготовил имеющуюся дома разного цвета пряжу и купил недостающие цвета, подобрал салфетки (основные фоны) (рис.1) (Приложение 1)
рис.1
Третий этап – съёмка мультфильма. Закрепил аппарат, чтобы снимать кадры с одной и той же точки – лучше всего это сделать с помощью фото-штатива. У меня штатива нет, поэтому я закрепил фотоаппарат, используя подручные средства (прикрутил к ножкам перевёрнутой табуретки лист поликарбоната с отверстием для объектива, а сам фотоаппарат прикрепил скотчем).
Буду снимать на одну секунду фильма 6 кадров. Это не так уж много – в профессиональной мультипликации обычная частота кадров 12 или 24 кадра в секунду. Фотоаппарат закреплён. Штатив не шевелится. Можно приступать с съёмке. (Рис. 2) (Приложение 2)
Рис.2
Я выстраивал картинку сюжета, фотографировал на цифровой фотоаппарат, затем менял действие и снова фотографировал. Двигал фигуры "по чуть-чуть". Чтобы движение в фильме "прочиталось" надо каждого персонажа двигать в кадре на небольшое расстояние и в нужную сторону. Для моего трёхминутного мультфильма было отснято более 600 кадров. Ведь для того, чтобы движение персонажа казалось плавным, требуется очень быстрая смена кадров – 24-30 в секунду. (рис. 3) (Приложение 2)
Рис. 3
Четвёртый этап – компьютерный монтаж мультфильма. Полученные снимки обрабатывались на компьютере с помощью специальной программы (Windows Movie Maker), где я:
И вот мой собственный мультфильм готов! (Рис.4) (Приложение 3)
Рис.4
Выполняя проект по созданию мультфильма, я действовал по следующему алгоритму:
Секрет успеха: Создавая декорации, надо следить за тем, чтобы передний план был открыт и декорации не загораживали основных персонажей.
5. Съёмка мультфильма – анимация (оператор занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а режиссёр осуществляет действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом) В моём случае, я был и оператором и режиссёром.
Секрет успеха:
6.Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются). Открываем программу, переносим фотографии на полосу раскадровки, изменяем свойства.
Секрет успеха:
7. Затем записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре.
Секрет успеха:
8. Добавить музыкальное сопровождение, титры.
9. Из отснятого фотоматериала можно создать свою книгу или архив (диск) мультфильмов, авторами которых будете вы сами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом были получены следующие результаты:
Информацию о возникновении, истории развития и технологиях изготовления мультипликационных фильмов черпал из разных источников (книги, словари, познавательные телепередачи «Студия Мульти-Пульти», видеофильмы, Интернет). Лично мной только за время проведения исследования было просмотрено около 30 мультипликационных фильмов различного содержания, уделяя внимание пластилиновым мультфильмам, кукольным и из бытовых предметов.
Работая над проектом, я пришёл к выводу, что качественные мультфильмы, создаваемые профессиональными мультипликаторами, можно создавать самому в домашних условиях, используя предметы, окружающие нас в обычной жизни и фотоаппарат.
Из подручных материалов был сделан монтажный стол, для декораций и главных действующих лиц была использована самая обычная пряжа. Сюжет прост: картины из пряжи оживают в руках маленького мастера, который хочет видеть мир красочным, солнечным, дружным добрым. Для создания 3-минутного мультфильма потребовалось более 600 фотокадров, которые потом монтировались в видеоредакторе с определенной скоростью (0,05 с).
Мультфильм из пряжи совсем недорогой, прост и эффективен в построении анимации, в отличие от других техник, где требуются особые творческие и профессиональные умения.
Моя гипотеза подтвердилась. Теперь я тоже попал в славный цех самодельных мультипликаторов, так как принял личное участие в создании совсем ещё молодого общечеловеческого языка - языка мультипликации.
Процесс создания мультфильма - целая отдельная и интересная жизнь. Я был и сценаристом, и режиссером, и художником-мультипликатором, и оформителем, и дизайнером, и диктором, и звукорежиссером, видео- и фотооператором, и даже продюсером… Помимо увлекательного (хотя и непростого) процесса, у меня есть результат, который останется навсегда, и его можно пересматривать и всем отправлять.
В будущем я хотел бы продолжить исследование технологий создания мультипликационных фильмов, искать множество идей и решений для создания новых мультиков.
А теперь я знаю точно, что только в анимации можно изобразить и оживить то, что видишь, придумать самую неожиданную историю, или создать бессюжетное завораживающее действие, создать пространство нового мира, и все это одушевить. И все, что возникнет и будет жить в нем – абсолютно в вашей воле!
Анимация — целый мир, в котором каждый из нас может создать свою страну или город, потому что двери в нее открыты для всех. Но этим искусством нельзя овладеть сразу. Ему сначала нужно учиться, а потом совершенствоваться – всю жизнь.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Домик зимней ночью
Зимний дуб
Мост Леонардо
Лавовая лампа
Денис-изобретатель (отрывок)