Исследовательская деятельность о научном материале в русских народных сказках
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность | 60.93 КБ |
презентация сказки | 1.88 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №3
Нижегородская область г.Бор
Исследовательская работа
«Народные сказки- древний учебный материал»
Выполнил: ученик 2 «а» класса
Ушаковв Олег
Руководитель:
Ковалева Оксана Вячеславовна
2018
Введение
Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Много веков назад, когда не было интернета, телевидения, радио, а книги были огромной редкостью, от тяжёлых условий жизни, от скуки и для обучения народ занимали сказители. Они развлекали, наставляли, поучали, вкладывали в сказки мудрость, накопленную предками. Чаще всего это была самая старая бабка в селе или наоборот, профессиональный сказитель-путешественник, кочующий по миру и собирающий фольклор. Люди охотно слушали сказочников, а особо талантливым платили деньги.
Читая народные сказки, то и дело натыкаешься на странные загадки - Поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что; Отдай то, что у тебя уже есть, но чего ты ещё не знаешь. Иногда герои должны найти смерть Кащееву в абсолютно абсурдных местах: в яйце, утке, зайце, ларце. Если начать разбираться, то оказывается наши далёкие предки очень любили загадки и символику, в этом была их жизнь. Они ни чего не делали бессмысленно: если украшение, то оберег; если одежда, то по погоде; если загадка, то для ума; если сказка, то для поучения. Как-то раз мы с мамой отгадывали загадки и нашли очень древнюю: Выросло дерево от земли до неба. На том дереве 12 сучков, на каждом сучке по 4 кошеля, а на каждом - по 7 яиц, а седьмое - красное. Что это? Дерево - год, 12 сучков - месяцы, 4 кошеля - недели, 7 яиц - дни, а красное - это выходной день - воскресенье. Эта загадка побудила меня к изучению данной темы.
Я предположил, что раз сказка пришла к нам из глубины веков, когда люди видели во всём определённый смысл, значит и у неё есть скрытый подтекст. А вот какой? И как его увидеть? В этом я и решил разобраться, проведя исследование!
Цель исследовательской работы:
Доказать, что народные сказки - древний учебный материал.
Задачи исследования:
1. Изучить информацию по выбранной теме
2. Узнать, что такое сказка и зачем она нужна
3. Провести исследование документальных материалов, чтобы найти скрытый подтекст
4. Проанализировать и сделать выводы на основании полученных результатов
Гипотеза исследовательской работы:
Я думаю, в народных сказках скрыт учебный материал.
1.Изучение литературы
1.1. История происхождения слова «сказка» .
Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать". Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Слово "сказка" ведёт своё начало от слова "казАть", то есть дать чему-либо точное описание. Но появилось оно около XVII века, а до того времени использовалось слово "басня", "побасенка". Современное значение приобрело лишь в XIX веке.
Согласно сухому языку словарей (Ожегова, Ушакова, Энциклопедического и пр.), народная сказка - это один из жанров фольклора, записанный в прозе или в виде песни о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил.
А вот писатели - люди, которых не зря называют совестью и душой народа, считают по-другому: "Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа!" (А. Н. Толстой)
1.2 История народной сказки.
"Нет лучше тех сказок, которые создаёт сама жизнь." (Г.-Х. Андерсен).
В давние времена окружающий мир сильно пугал людей. Они не могли объяснить погодные явления, смену времён года, не понимали от чего зависит продолжительность жизни, урожайность и объясняли всё это сами себе, как могли, веря в могущественные волшебные силы. Так рождались мифы. А когда любопытный и созидательный народ начал находить новые объяснения для понимания мира, то мифы стали не нужны. Однако в памяти народа они сохранились. За долгое время, в зависимости от рассказчика, они начали обрастать дополнительными волшебными подробностями. Для чего? Для рекламы. Для "красного словца". Ведь более интересную и захватывающую историю будут чаще рассказывать, а значит надолго запомнят. Так миф потерял силу и превратился в сказку.
И всё же время беспощадно - "авторская" литература начала вытеснять устное народное творчество. Но ценители этого жанра во время спохватились и спасли его, впоследствии издав в печатном виде. Так братья Якоб и Вильгельм Гримм собирали немецкие сказки, а Шарль Перро записывал французский фольклор. В России самым известным собирателем народных сказок стал Александр Николаевич Афанасьев.
1.3.Особенности русских народных сказок.
Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Образность - важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.
Что касается героев русских народных сказов, то один из самых любимых - Иван-царевич, Иван - дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Царевна или Синеглазка.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.
2. практическая часть
2.1 Анкетирование
В ходе написания работы, было проведено анкетирование учащихся начальной школы. Ребятам было предложено ответить на вопросы. После обработки результатов были получены следующие данные. Было опрошено 110 человек с 7 до 10 лет
Оказалось, 70 человек считают, что это выдуманные истории, а 40 - что в сказке отражены какие-то реальные события.
Из 110 человек, 68 человек считают, что для развлечения, 42 человек - для того, чтобы научиться доброте и хорошим манерам.
31 голос получила сказка "Колобок", 25 - "Репка",12 голосов "Гуси-лебеди" и 17 голосов - за "Волк и козлята". 15 – другие сказки. Среди других сказок дети называли Крошечка Ховрошечка, Зимовье, Заюшкина избушка, три медведя, Маша и медведь.
Для своего исследования я выбрал самые популярные сказки. Эти сказки одни из самых древних. Мне хотелось узнать чему же учат эти сказки и какой учебный материал скрыт в каждой из них. Ведь раньше маленький детей и даже взрослых учили именно по сказкам.
2.2.Исследование сказок
2.2.1 Исследование сказки «Колобок»
Напомню сюжет: Хвастливый круглый хлебушек убежал из дома посмотреть мир, обхитрил множество животных, желающих его съесть, но в конце концов нашёлся более хитрый зверь, который его и съел.
Видимый смысл: нельзя убегать из дома, нельзя быть хвастливым и самонадеянным, нужно слушаться старших.
А теперь заглянем глубже, сквозь века, в славянскую мифологию и символику. "Коло" - это круг, "бок" - это вероятнее бог - изменилась лишь последняя буква... игра звуков - "г" и "к". Получаем "круг-бог", иными словами "божественный круг". Что это? Солнце.
То есть это получается астрологическая сказка. Колобок-Солнце бежит по тропинке-небу, встретившиеся ему звери - это время суток, а Лиса - Ночь. Она съела солнце-колобка и наступило тёмное время суток.
Однако есть ещё одна версия, похожая на предыдущую, но колобок в ней - ночное солнце, то есть Луна. Был найден один интересный текст:
Попросил Тарх Дживу испечь колобок.
Она по Амбарам по Сварожьим помела
По Сусекам по Чертожьим поскребла
Испекла колобок, да на окошко остывать положила.
Ан пошел звёздный дождь, колобка опрокинул,
И покатился он
По Перунову Пути,
Да по Древнему пути.
Вепрь кусочек отхватил...
Вран отклевал...
Медведь бок примял...
Волк часть съел...
Пока Лиса совсем не съела.
Что этот текст значит? Славяне верили, что миром правят боги, и их много, да и имён у одних и тех же богов может быть несколько. Сварог - это бог-кузнец, который создал мир. Тарх - это его сын. Джива - жена Тарха. Звёздный дождь - звездопад, ну, или правильней след, оставленный от кометы. Древний Перунов Путь - Млечный Путь. Славяне были в курсе существования зодиакального круга, но в нём было не 12 знаков, а 16. И именовались не знаками, а чертогами, то есть домами. Это были Чертог Дживы, Вепря, Щуки, Лебеди, Змея, Ворона, Медведя, Бусла, Волка, Лисы, Тура, Лося, Финиста, Коня, Орла и Тарха.
Итак, вначале идёт "замес" колобка, в результате которго люди наблюдают полнолуние. Затем от колобка-Луны звери-знаки Зодиака "откусывают" кусочки, т.е. на небе видят постепенно убывающую Луну. И вот, когда от неё остаётся лишь слабенький серп-Месяц, его "съедает" Лиса. Наступает новолуние. И снова начинается всё сначала - идёт "замес" по зодиакальным славянским чертогам.
2.2.2. Исследование сказки «Репка»
Краткое содержание: Однажды в огороде вырос гигантский овощ - репа, и чтобы достать его из земли потребовались силы всей семьи, включая домашних животных.
Какой же смысл вкладывали в эту сказку?
На первый взгляд, это взаимопомощь. Так ответит ребёнок 3-4 лет.
Ребенок 8-9 лет добавит, что здесь вложена не только готовность прийти на помощь в трудной ситуации, а ещё и готовность попросить её у тех, кто не должен бы помогать. Так Дедушке пришлось попросить Бабушку помочь, а ведь она пожилая и слабая женщина. Бабушка в свою очередь позвала маленького ребёнка на помощь, Собака - Кошку, а ведь они - враги, так же как и Кошка с Мышкой. Но все они работали сообща и поэтому вытащили репку.
А теперь обратимся к данным об исследованиях славянской культуры и словарям символов, чтобы узнать другие версии. Кстати, считается, что в изначальном варианте сказки ещё и отец с матерью были.
Первая: астрологическая.
Репка - это Луна. Репку-нарастающий месяц тянут из земли, она становится всё больше, проходя через знаки зодиака и в конце концов вытягивают репку-уже Луну. В это время на небе наблюдается полнолуние.
Вторая: философская.
Здесь показана семья и жизнь в ней. Дед - олицетворение мудрости, Бабка - семейные традиций, Отец - защита и опора, Мать - любовь и забота, Внучка - продолжение рода, Жучка - охрана достатка, Кошка - мир и уют, Мышка - достаток (мыши живут только там, где есть еда). То есть полноценная семья - это та, где имеются все действующие лица.
2.2.3. Исследование сказки «Петушок золотой гребешок» и «Заюшкина избушка»
Сюжет сказки: Кот и Петушок живут вместе в домике у леса. Лиса постоянно пытается выкрасть Петушка и однажды ей это удаётся, но Кот приходит на помощь и спасает друга.
Видимый смысл: мир полон опасностей, нельзя доверять незнакомцам и нужно слушаться старших.
А вот как эту сказку можно рассмотреть с точки зрения славянской символики: петух - птица, олицетворяющая Солнце (ведь с криком петуха начинается восход, и у многих древних народов, не только славян, петух был посвящён богу солнца. У этих богов были разные имена, но птица, посвящённая им, была всегда одна и та же). Лиса - символ хитрости и коварства, здесь Ночь, а кот - олицетворяет Утро.
Итак, кот-Утро уходит, объясняя петуху-Солнцу, что пока он в избушке-Небе, то в безопасности. Однако, лиса-Ночь умудряется похитить петушка-Солнце и уносит его за тёмные леса и высокие горы, то есть в подземный мир (славяне верили, что ночью солнце оказывается под землёй, поэтому и не светит). Так наступает тёмное время суток. А затем приходит кот-Утро и спасает Солнце, возвращая его на небо.
То есть это астрологическая сказка о смене дня и ночи.
Почему сюда же я отнёс и сказку "Заюшкина избушка"?
Потому что, согласно исследователям славянской культуры, это тоже астрологическая сказка, но о смене времён года.
В ней лиса - это холодное время года, поэтому и живёт в ледяной избушке, а заяц - это тёплое время года. После зимних холодов наступает временная оттепель (в сказке это время, когда ледяная избушка растаяла), а затем снова холода (это время, когда лиса заселяется в избушку зайчика). И только когда петух-Солнце изгоняет лису-Зиму, заяц-Лето полноправно вступает в свои права, заселяясь в деревянную избушку (дерево в виде символа цветущей природы).
2.2.4 Исследование сказки «Гуси - лебеди»
Сюжет: Родители оставляют старшую дочь присматривать за младшим сыном, а сами уезжают. Девочка заигрывается и не досматривает за братиком, которого похищают и уносят к Бабе-Яге гуси-лебеди. Девочка проходит множество испытаний, но возвращает братца к возвращению родителей.
Видимый смысл: быть вежливыми, тогда обязательно помогут, ну и конечно, слушаться родителей.
А теперь заглянем в исторические документы о жизни славян. В те времена, перейти из категории "дети" в категорию "взрослые" можно было лишь после успешной сдачи "экзамена", т.е. пройти обряд инициации. Мальчиков отправляли в лес без оружия и им нужно было выжить и добыть пропитание. А иначе как они станут главой семьи? Девочки же должны были доказать, что они готовы стать матерями и жёнами, то есть уметь готовить еду, заготавливать её впрок, а также сохранить потомство. В этой сказке как раз отражён такой "экзамен" для девочки: она показала, что умеет "договариваться" с печкой, яблонькой и молочной рекой, и готова на самопожертование лишь бы спасти ребёнка.
2.2.5 Исследование сказки "Волк и козлята".
Сюжет: мама-Коза, чтобы добыть пропитание, вынуждена уходить из дома и оставлять своих детей одних. Она запрещает им впускать в дом чужих. Но однажды Волк обманывает козлят, врывается в дом и съедает почти всех козлят. Спасшийся козлёнок рассказывает маме о случившемся и она спасает детей, наказав злодея.
Вот эта сказка более поздняя, созданная в период христианства, и считается, что она "обрусела" после выхода сборника братьев Гримм. Кстати, аналогичная сказка есть и в английском фольклоре, но называется она "Волк и котята".
Здесь подтекст сказки не особо скрыт. Волк - это зло, он обладает такими грехами, как обжорство, воровство, злоба, враньё, хитрость. Мама-Коза, наоборот, состоит из одних добродетелей: любовь, трудолюбие, готовность прийти на помощь, находчивость, воздаяние по заслугам.
И смысл этой сказки прост: дом и родители - это надёжность и спасение, а всё что за его пределами - это опасность для жизни, а значит нужно слушаться родителей и не верить чужим.
3.Вывод
"В мире нет ничего, что не может быть поучительным, - нет и сказок, которые не заключали бы в себе поучения." (М. Горький)
На основании вышеизложенных исследований (изучении толковых словарей, словарей символики, материалов славянской мифологии), делаем вывод, что сказка - это не просто история для развлечения, а древний способ донести до последующих поколений знания об окружающем мире, а также способ сохранить обряды. Более поздние сказки - это предостережения от необдуманных поступков.
В ходе исследования удалось определить, что дети относятся к сказкам, как к развлекательному материалу, который преподносится им в шутливой форме. Мне удалось определить, что сказки помогали детям и взрослым познавать окружающий мир, запоминать что в природе есть смена времен года, смена дней недели. Сказки учили быть смелыми, ответственными. В тоже время, они предупреждали об опасностях вокруг. Объясняли о недопустимости посещения лесов, болот в одиночку, заведомо рассказывая о мифических жителях, Кикиморе, Лешим, Бабе-Яге. Корректировали поведение детей, о недопустимости непослушания в форме запугивания, т.к дети часто были в доме одни. Родители не могли постоянно контролировать их действия. Сказки предостерегали и оберегали детей от неприятностей. Сказки учили детей в легкой ненавязчивой форме.
Значит гипотеза, что народные сказки - древний учебный материал, подтверждена. В сказках есть скрытый подтекст.
Закончить свой доклад хочу известной сказочной фразой: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!" Надеюсь, мне удалось донести урок о сказках.
1. Народная Русь. - М.: Белый город, 2007. - 592 с.: ил.
2. Русские народные сказки. Полное издание в одном томе. - М.: Альфа-книга, 2007. -1087 с.
3. Семёнова М. Мы - славяне. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 560 с.: ил.
4. Сказки русских писателей. - М.: Детская литература, 1980. - 688 с.
5. Материалы сайта http://helga-216.livejournal.com/1635.html
6. Материалы сайта http://www.bayushki.ru/tales_interpretation.htm
7. Материалы сайта http://karvin.ru/mif/rashnmif/kolobok/
8. Материалы сайта https://ss69100.livejournal.com/3041778.html
9. Материалы сайта https://znaxar.net/stati/rus/tainyi-smysl-russkih-narodnyh-skazok.html
10. Материалы сайта https://ru.wikiquote.org/wiki Викицитатник. Сказка.
11. Толковый словарь живаго великорускаго языка. Владiмира Даля. http://slovardalja.net/
12. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. http://slovarozhegova.ru/
13. Большой толковый словарь русского языка Ушакова Д. Н. http://ushakovdictionary.ru/
14. Материалы сайта https://russianitaly.wordpress.com/
15. Материалы сайта http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/skazka/?q=458&n=209
16. Материалы сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 Википедия. Сказка.
17. Материалы сайта http://www.symbolarium.ru
18. Материалы сайта http://godsbay.ru/slavs/
19. Материалы сайта http://slavyans.myfhology.info
20. Материалы сайта http://www.vokrugsveta.ru
Слайд 1
Народные сказки-древний учебный материал Выполнил: Ушаков Олег, ученик 2 «А» класса МБОУ СШ №3 Руководитель:Ковалева О.В.Слайд 2
Цель: Доказать, что народные сказки – древний учебный материал Задачи: 1. Изучить информацию по выбранной теме 2. Узнать, что такое сказка и зачем она нужна 3. Провести исследование документальных материалов, чтобы найти скрытый подтекст в русских народных сказках.
Слайд 3
Гипотеза исследовательской работы Я думаю, в народных сказках скрыт учебный материал
Слайд 4
История происхождения слова «Сказка» Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать. Народная сказка - это один из жанров фольклора, записанный в прозе или в виде песни о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил.
Слайд 5
История народной сказки
Слайд 6
Особенности русских народных сказок
Слайд 7
Анкетирование
Слайд 10
Исследование сказки «Колобок»
Слайд 11
Исследование сказки «Петушок золотой гребешок»
Слайд 12
Исследование сказки «Заюшкина избушка»
Слайд 13
Исследование сказки «Гуси – лебеди»
Слайд 14
Вывод Сказка - это не просто история для развлечения, а древний способ донести до последующих поколений знания об окружающем мире, а также способ сохранить обряды. Более поздние сказки - это предостережения от необдуманных поступков.
Можно от Солнца уйти...
Хрюк на ёлке
Хризантема и Луковица
Сверчок
Сочные помидорки