Русская женщина - кто она? В первую очередь, этот образ ассоциируется в сознании с многодетной матерью. Максим Горький однажды сказал следующие слова: «Восславим женщину - МАТЬ, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни!» Почему столь большое внимание нужно уделять русской женщине как матери? И как этот образ влияет на такой исторический термин как «Русский крест»?
Вложение | Размер |
---|---|
matveeva_russkiy_demograficheskiy_krest.docx | 23.42 КБ |
РУССКИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРЕСТ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА
Матвеева Дарья Сергеевна, студентка 2 курса
ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж»
Научный руководитель: Джусоева Ольга Владимировна
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Совсем не случайно в качестве эпиграфа приведен отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Есть женщины в русских селеньях». Русская женщина - кто она? В первую очередь, этот образ ассоциируется в сознании с многодетной матерью. Максим Горький однажды сказал следующие слова: «Восславим женщину - МАТЬ, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни!» Почему столь большое внимание нужно уделять русской женщине как матери? И как этот образ влияет на такой исторический термин как «Русский крест»?
«Русский крест» - это явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности. Название дал график демографической ситуации: кривые рождаемости и смертности, сближаясь, пересекаются и затем снова расходятся наподобие креста. «Русским» крест называют потому, что ни в одной стране мира не было ситуации, когда одновременно и рождаемость падала, и смертность росла, да еще с таким катастрофическим размахом. Показательна точка пересечения этих кривых, соответствует 1992 году. Тема является очень актуальной в наши дни. Так как события «давно минувших дней» угрожают нашему обществу и сегодня.
На основе результатов статистических исследований сформулирована цель исследования: факторный анализ демографической проблемы в России как последствия духовно-нравственного кризиса общества. Для достижения цели определены следующие задачи: изучить литературу и интернет-ресурсы по исследуемой проблематике; провести анализ возникновения и развития духовно-нравственного кризиса в России; сформулировать вывод о влиянии духовно-нравственного кризиса общества на возникновение демографической проблемы в России на современном этапе. Используемые методы: исследовательский, словесный.
Детальный анализ приводит к выводу, что экономический кризис, возможно, и повлиял на рост смертности, но, очевидно, не является главной его причиной. Во-первых, настоящий кризис сверхсмертности разразился в 1990−1994 годах в более обеспеченных и менее экономически пострадавших северных постсоветских странах: России, Украине, Белоруссии и странах Балтии. В то же время в самых бедных странах Закавказья и Центральной Азии, где падение уровня жизни было гораздо существеннее, прирост смертности оказался заметно меньше. Во-вторых, в России от кризиса сверхсмертности больше всего пострадали не беднейшие половозрастные группы (дети, женщины и пенсионеры), а экономически наиболее состоятельные — мужчины среднего возраста. Конечно, связь между уровнем смертности и экономическим развитием, безусловно, есть, однако, как показывает мировая практика, она не линейна.
Следующим фактором, повлиявшим на демографический кризис, является кризис медицины. Ряд показателей свидетельствует о позитивных тенденциях в российской медицине в последние годы — например, наблюдается снижение материнской и младенческой смертности и детской смертности от лейкемии. Все это находится в разительном контрасте с продолжающимся ростом общей смертности россиян. А значит, фактор плохого медицинского обслуживания не может объяснить феномен российской сверхсмертности.
Неблагоприятные демографические тенденции сложились в Советском Союзе еще в середине 1960−х, когда продолжительность жизни мужчин начала снижаться. Выдающийся отечественный демограф Б. Ц. Урланис связал рост разрыва между продолжительностью жизни мужчин и женщин с большим потреблением первыми алкоголя. Связь кажется не вполне прямой, но только на первый взгляд. Дело в том, что и в советские годы, и после перестройки основными источниками сверхсмертности в России были болезни системы кровообращения и внешние причины. Оба класса причин являются алкоголезависимыми. В большинстве случаев наличие алкоголя в крови не фиксируется в официальных актах о смерти, что приводит к колоссальной недооценке алкогольной смертности. И только локальные исследования показывают, в какой степени смертность объясняется алкоголем.
С точки зрения смертоносности наркотики делятся на инъективные наркотики и все остальные. Хотя все наркотики так или иначе разрушают организм человека и увеличивают его шансы умереть рано, смертность от инъективных наркотиков особенно высока. Таким образом, около 5% российской молодежи обречены умереть в молодом возрасте, не оставив детей, только в результате наркомании. В реальности потери выше, т.к. вклад в наркотическую смертность вносят не только инъективные наркотики, но и все остальные.
Ежегодно в России выполняется более 6 млн. абортов. Согласно статистике, аборты в России представляют достаточно серьезную демографическую проблему. На сегодняшний день наша страна занимает одно из первых мест по количеству абортов в процентном отношении к общему числу рожденных детей. В итоге аборты превышают рождаемость в Российской Федерации более чем в 2 раза. Каждый пятый аборт приходится на девушку-подростка в возрасте от 10 до 18 лет. В настоящее время около 7 миллионов россиянок не могут испытать счастья материнства, и причина этого заключается в выполненном ранее ими аборте.
Достаточно распространено предположение о том, что существенный «вклад» в сверхсмертность россиян вносят социальный стресс и неудовлетворенность постсоветской действительностью. Однако социопсихологические исследования показывают, что жители ряда постсоветских и восточноевропейских республик в 1990−е годы были ничуть не более, а зачастую менее счастливы, чем россияне. Однако это не мешало жителям этих стран иметь значительно меньшие показатели смертности. Толчком для развития демографического кризиса в России послужила революция 1917 года. Безусловно, социальные и духовные изменения в стране не могли не оказать влияние на общественные идеалы и нормы. Понятие Бога, как Творца жизни и человека, было упразднено. «Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!» – именно эти лозунги скандировала толпа революционеров. А что же женщины? А женщины откликнулись на этот безумный призыв. И Советские власти столкнулись с проблемой беспризорничества. На этом фоне резко возрастает процент смертности детей.
Нередко на улицах мы слышим такие выражения «Рожать нынче стало не модно». Но разве можно сравнивать рождение ребенка, наивысшую милость Божью, с тенденциями моды? Когда мы отойдем от этих грязных стереотипов, то возможно на многие годы забудем о понятии демографического кризиса. Дело в том, что в России в 1913 году, в рамках празднования 300-летия дома Романовых был созван совет врачей, на котором был узаконен акт аборта.
На мой взгляд, во многом это и послужило толчком для развития демографического кризиса. Перечеркнув в сознании людей существование Бога, а точнее пытаясь искоренить Его, большевика полностью уничтожили понятия духовности и нравственности, тем самым породив источник глубоких социальных проблем. Которые через пару десятков лет послужили факторами возникновения «Русского креста». Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец XX века, говорил: «Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Новогодние гирлянды
Ручей и камень
Алые паруса
Как Дед Мороз сделал себе помощников