Словно мысли, не редея
Созревают в нас идеи
Мы идём все дружно к цели
К инновациям вперёд!
Мы, внедрив Стандарт науки,
Создаём такие штуки
Крепко взяв детей за руки,
Мы идём одним путём.
Герасимова Светлана Рудольфовна
Вложение | Размер |
---|---|
matveeva_renovatsiitezisy.docx | 23.44 КБ |
РЕНОВАЦИИ И ИННОВАЦИИ: ПУТЬ К УСПЕХУ
Матвеева Дарья Сергеевна, студентка 3 курса
ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж»
Научный руководитель: Джусоева Ольга Владимировна
Словно мысли, не редея
Созревают в нас идеи
Мы идём все дружно к цели
К инновациям вперёд!
Мы, внедрив Стандарт науки,
Создаём такие штуки
Крепко взяв детей за руки,
Мы идём одним путём.
Герасимова Светлана Рудольфовна
Так каким же путём мы идем, а главное куда? На сегодняшний день понятие инновации в образовании рассматривается как обновление и нововведение. Какова цель этого процесса? Безусловно, все, что создается в системе образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения и воспитания. Вспоминается пословица «Всё новое – это хорошо забытое старое». Так ли это?
Ещё 20-30 лет назад многие педагоги дошкольного и начального школьного образования отмечали неподдельный интерес и стремление к знаниям у детей. Для многих не секрет, что знание таблицы умножения и беглое чтение в начальной школе это показатель хорошей подготовки ребенка к школе. Но как проходит эта подготовка, не всем известно. Исследования московских социологов в системе начального школьного образования показали, что за последние 5 лет многие родители предпочитают доверять обучение своих детей развивающим детским телевизионным программам. Но не каждый родитель понимает, что некоторые детские программы способствуют деградации их чада.
Экспертный совет при Центре творческого развития русского языка, в который входят известные писатели, филологи, журналисты, философы, объявили 10 самых популярных слов, фраз и выражений 2017 года. На первом месте оказалось слово реновация – процесс улучшения, реконструкция, реставрация без разрушения целостности структуры. Термин скорее технический, чем гуманитарный; но вот парадокс – он очень точно отражает процесс современного образования.
Детское вещание в России началось в январе 1939 г. передачей «С новым годом». Первая детская передача, а точнее новогодний спектакль «Зайкин дом», показана на советском телевидении в 1940 году. В 1951 году появился первый детский журнал «Юный пионер», задуманный как калейдоскоп самых разных тем. После 1955 года, появилась идея создать специальные передачи для детей. И одной из первых стала телепередача «Спокойной ночи, малыши!» – главный долгожитель наших телеэкранов. 1 сентября 1964 года на экраны вышел ее первый выпуск. Задумывалась передача как «Сказка на ночь». И сразу у программы появился свой голос, своя уникальная песенка «Спят усталые игрушки», убаюкивающая малышей. Большой популярностью в юных зрителей 70-80-х годов пользовалась передача «В гостях у сказки», первый выпуск которой датируется 1976 годом. Она транслировалась в течение всего учебного года, а летом вместе со школьниками уходила на каникулы. Детский научно-популярный киножурнал «Хочу всё знать»: год создания 1957, год закрытия 2003, длительность журнала - 10 минут, обычно показывался перед сеансами в кинотеатрах. Журнал простым языком, доступным каждому школьнику, рассказывал о тайнах Вселенной, о загадках окружающего мира, различных научных открытиях, освещал новинки технического прогресса, об обитателях земного шара, о мире растений, о строении человека. «АБВГДейка» - научно-познавательная передача для дошколят, вышла на экраны в 1975 году. В «АБВГДейке» в форме игры, учительница и клоуны обучают ребят алфавиту и правописанию. Прообразом «АБВГДейки» послужила американская детская образовательная передача «Улица Сезам».
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран около 4 часов в день. Это «безобидное» занятие вполне устраивает родителей: ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это «безобидное» и «безопасное» занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом.
Телевизионные передачи, которые смотрят дети, - не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе с родителями смотрят все подряд - рекламу, боевики, ужастики, «мыльные оперы». Сейчас, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся очевидными. Ученые и социологи выделяют патологии, возникающие у детей в результате чрезмерного просмотра компьютера и телевизора: отставание в развитии речи; неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом; многим детям трудно воспринимать информацию на слух; резкое снижение фантазии и творческой активности детей; повышение детской жестокости и агрессивности.
Больше всего программ для детей и подростков на канале СТС: развивающая «Галилео», игровая «Кто умнее пятиклассника?», интеллектуальная «Самый умный», «Детские шалости». Кроме того, СТС транслирует достаточно большой объем мультфильмов, в основном иностранных. Необходимо заметить, что многие каналы транслируют мультфильмы в самое неудобное для детей время. ТВЦ показывает отечественные мультфильмы в 5:15 утра, НТВ по выходным в 6:50, другие каналы зачастую действуют аналогично. Видно нежелание руководства телеканалов занимать эфирное время нерейтинговыми и некоммерческими детскими передачами. Детское телевещание находится в глубоком кризисе. Для того чтобы понять это, достаточно изучить программу передач. Некоторые каналы пытаются выполнить требование закона, заполняя эфир дешевыми и некачественными мультфильмами зарубежного производства, однако ни о какой воспитательной и образовательной функции здесь речи не идет. Дети лишены национального телевещания, имеющего глубокие культурные традиции, вынужденно смотрят взрослые передачи и постигают мир не с той стороны. Детальный анализ по изучению эфирного времени на «Первом канале» повергает в ужас: основное количество эфирного времени занято художественными фильмами, рекламой и анонсами, новостными и развлекательными передачами, сериалами. На детское вещание остается лишь 0,3 %, это как минимум втрое ниже требуемого объёма. Главные государственные каналы не могут опираться в своей политике вещания на погоню за рекламой или потаканием «массовому зрителю». Государство должно опираться на целенаправленную образовательную политику – формирование целевых образов жизни, поведения, окружающей людей информации, которые должны составлять будущую желаемую культуру общества. В этом смысле государственное телевидение должно поднимать уровень «массового зрителя», а не опускаться.
Изменению сложившейся ситуации может способствовать метод реновации. Именно в таком направлении работает сейчас «Детское радио». Понимая, что вопросы духовно-нравственного воспитания необходимо обсуждать, начиная с детского возраста, «Детское радио» пускает в эфир «Детскую христианскую аудиоэнциклопедию» - проект издательского дома «Фома» и радио «Вера», который называется «Вопросы Веры и Фомы». В этой передаче юные зрители находят ответы на вечные вопросы: кто такой Господь, кто создал человечество, знакомятся с православными традициями и праздниками. Но сегодня мало кому известно, что эта радиопередача возникла не на пустом месте, подобная уже существовала на радиоканале «Радонеж» в 1991 году - «Детский час». Ребята со всех уголков нашей страны писали письма в редакцию, звонили во время прямого эфира и задавали глубокие православные вопросы.
Дети 21 века обречены на деградацию и разложение личности. Кто и как будет формировать в их детских душах духовно-нравственные ценности, если на сегодняшний день, в эпоху компьютеризации и технических открытий, сознание детей затуманивают взрослые и разлагающие человека изнутри телепрограммы? Проблема настолько серьезна, что молчать нельзя. Всё самое ценное, что можно взрастить в человеческой душе, закладывается с детства. А взрослые доверяют души и сознание своих чад компьютерным и экранным монстрам, способствуя засорению душевного сада детей. Метод реновации может послужить толчком для выхода из кризиса детского телевидения, с внедрением инновационных технологий на уже созданной доброй почве любимых героев известных сказок, сможет актуализировать вопросы воспитания, развития и формирования духовно-нравственных ценностей.
"Портрет". Н.В. Гоголь
Позвольте, я вам помогу
Золотая хохлома
Два морехода
Дерево в снегу