Значительную часть своего времени человек проводит на работе, в школе, то есть в помещении. Поэтому очень важно следить за экологическим состоянием среды обитания человека, так как это сказывается на его работоспособности, самочучтвии, настроении. В данной исследовательской работе ученица поставила перед собой цель: выяснить, насколько микроклимат кабинетов школы, их искусственная и естественная освещенность соответствуют гигиеническим нормам.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Конкурс учебно-исследовательских
и творческих работ
«Юность в науке»
Естественные науки и современный мир
Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения
Автор: Уляшина Снежана Александровна
8а класс
Научный руководитель: Акулова Ирина Григорьевна,
учитель физики муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»
2016 год
Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения
Аннотация
Значительную часть своего времени человек проводит на работе, в школе, то есть в помещении. Поэтому очень важно следить за экологическим состоянием среды обитания человека, так как это сказывается на его работоспособности, самочувствии, настроении.
Выполняя исследовательскую работу, я поставила перед собой цель:
выяснить, насколько микроклимат кабинетов нашей школы, их искусственная и естественная освещенность соответствует гигиеническим нормам.
При проведении исследования была изучена соответствующая литература и выполнен ряд экспериментов:
1.Определение полезной площади и кубатуры классных комнат.
2.Оценка внутренней отделки помещения.
3. Измерение и оценка параметров микроклимата.
4. Определение естественной освещенности класса.
5.Измерение освещенности в классе методом люксметрии.
По результатам экспериментов были сделаны выводы:
1. Помещения кабинетов соответствуют архитектурным нормам.
2. Площадь и кубатура помещений в пересчете на 1 учащегося за исключением кабинетов 201 и технологии не соответствует гигиеническим требованиям, так как количество посадочных мест превышает нормативы.
3. Окраска стен, пола, потолков соответствует нормам, а их ориентация близка к норме.
4. Температурный режим в кабинетах не соблюдается, температура воздуха выше нормы.
5. Относительная влажность воздуха в большинстве случаев так же превышает предельно допустимые значения 60-65%.
6.Световой коэффициент и коэффициент заглубления соответствует норме только в кабинетах № 303 и технологии для девочек.
7.Коэффициент заглубления, кроме кабинетов № 303 и технологии для девочек, не соответствует норме.
8.Деревья возле левого крыла здания посажены очень близко, что сильно затеняет кабинеты в дневное время.
9. Корпус бассейна, расположенного рядом со школой, возведен без учета архитектурно-строительных норм к возведению зданий.
10. Коэффициент естественного освещения помещений выше нормы. Искусственное освещение кабинетов соответствует нормам освещенности школьных помещений.
Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения
План исследований
Значительную часть своего времени человек проводит на работе, в школе, то есть в помещении. Поэтому очень важно следить за экологическим состоянием среды обитания человека, так как это сказывается на его работоспособности, самочувствии, настроении. Физическое состояние воздушной среды, известное под названием – микроклимат, характеризуется температурой, величиной атмосферного давления, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений.
Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. В них школьники проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования.
Выполняя исследовательскую работу, я поставила перед собой цель:
выяснить, насколько микроклимат кабинетов нашей школы, их искусственная и естественная освещенность соответствует гигиеническим нормам.
Для достижения поставлено цели были выдвинуты задачи:
Учителю в школе отводится важная роль. Он не только осуществляет воспитание и обучение детей, а так же организует всю внутреннюю жизнь, ему необходимо регулировать микроклимат учебных помещений, знать состояние вентиляции, освещения.
Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму, естественному и искусственному освещению ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных 4 августа 1999 г. и введенных с 1 января 2000 г. в действие (СП 2.4.4.782-99).
Гигиенически полноценная воздушная среда содержит 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. Комфортная, то есть физически хорошо воспринимаемая температурная зона для школьных классов зависит от того, в какой географической местности живут люди. В различных климатических поясах микроклимат будет различен, так в жарком климате температура в классе должна быть в жаркое время года 17-18 градусов C°, в умеренном климате 19-20 градусов C°, в холодном климате –21-22 градуса C°.
Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон. Сквозняков в классе быть не должно, а проветривание проводиться во время перемены, класс в это время должен быть пуст.
Влажность воздуха в классе (относительная влажность), при указанных выше температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой 30-50%), она зависит также от влажности климатической зоны. Повышение влажности увеличивает теплоотдачу организма. В теплом климате относительная влажность 30- 40%; в умеренном и холодном может доходить до 65%.
В настоящее время определение в классных помещениях температуры и влажности воздуха производят с помощью статического психрометра (психрометра Августа). Название прибора происходит от греческого слова «психрос» – холодный. Он состоит из двух расположенных рядом термометров. Один из термометров - обычный, называется сухим, измеряет температуру воздуха. Баллончик с расширяющейся жидкостью другого термометра обернут легкой гигроскопической тканью, нижний конец которой опущен в сосуд с водой. Вода по ткани поднимается к баллончику и постоянно смачивает его. С поверхности ткани происходит процесс испарения, который сопровождается затратами энергии. Поэтому влажный термометр показывает более низкую температуру. Зная показания сухого и влажного термометров, и определяя их разность показаний, можно с помощью психрометрической таблицы определить относительную влажность воздуха.
Прибор устанавливается на высоте 1,2 – 1,5 м в зоне дыхания.
В настоящее время согласно СП 2.4.2.782-99 площадь учебных кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м. на одного учащегося при фронтальных формах занятий (например, уроки русского языка, литературы и т.д.) и 3,5 кв. м.– при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. Однако большинство школ отвечают более ранним нормам строительства, но площадь на одно ученическое место должна быть не меньше 1,25 –1,5 кв. м. Ширина класса не должна превышать 6,3 м, т.к. при большей ее величине парты третьего ряда, наиболее далеко отстоящие от окон, оказываются в крайне неудовлетворительных условиях естественного освещения. Длина классов в школах должна составлять 8-8,4 м, а удлинение их размеров до 9 м недопустимо, т.к. это может привести к излишнему напряжению органов зрения и слуха детей. Высота классных комнат должна быть равна 3-3,2 м, в результате чего минимальная кубатура, приходящаяся на одного школьника; достигает 3,75 куб. м.
Санитарное благоустройство классной комнаты также зависит от правильного решения вопроса ее вентилирования, отопления и освещения. Без этого не могут быть достигнуты оптимальные параметры внешней среды, необходимые для нормального физического и умственного развития растущего организма, высокой трудоспособности и успеваемости учащихся. На температурно-влажностный режим помещений также оказывают значительное влияние их ориентация по сторонам света.
Контроль и управление санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков должны осуществляться совместно с врачом школы врачом по гигиене детей и подростков ЦГСЭН.
Световой режим в учреждениях для детей и подростков предусматривает в количественном и качественном отношении всех, но в первую очередь основных – классных помещений. Его нельзя рассматривать в отрыве от проблемы охраны зрения детей и подростков. Важность определяется еще и тем, что по мере роста и развития организма происходит рост глаза, развитие его преломляющей системы, которое заканчивается только к 9-12 годам. В связи с большой лабильностью органа зрения в детском возрасте зрительная работа сопровождается напряжением всех функций зрения и сама по себе может способствовать возникновению зрительных расстройств.
Режим освещенности играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма.
Интенсивность освещенности рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения. При плохом или неправильном освещении снижается умственная работоспособность.
Для оценки естественного освещения определяют световой коэффициент СК, коэффициент заглубления КЗ, коэффициент заслонения, коэффициент естественной освещенности КЕО.
Световой коэффициент СК представляет собой отношение остекленной поверхности окон к площади пола. Выражается он простой дробью, числитель которой – величина остекленной поверхности, знаменатель – площадь пола. Числитель дроби приводится к 1. Для этого числитель и знаменатель делят на величину числителя. Для того, чтобы наиболее точно вычислить коэффициент СК от площади остекленной поверхности окон следует отнять 10 % площади, приходящейся на переплет оконных рам.
Коэффициентом заглубления КЗ называется отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения. Согласно гигиеническим нормам он должен быть равен 1:2, т.е. глубина помещения не должна превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в два раза. Тогда освещенность отдаленных мест помещения будет достаточной.
Коэффициент заслонения - это отношение высоты противостоящего здания к расстоянию между ним и школой.
Чтобы выяснить, не мешают ли проникновению света в кабинет соседние здания и высокие деревья, нужно с мест у внутренней стены оценить, какая часть заслонена ими.
Наилучшая гигиеническая норма коэффициента заслонения должна равняться 1:5 (возможны варианты 1:2 –1:3)
Коэффициент естественной освещенности КЕО – это отношение естественной освещенности в данной точке внутри помещения к освещенности на горизонтальной плоскости под открытым небом, выраженное в процентах.
По современным нормативам КЕО в классных комнатах должен равняться 1,5%.
При оценке естественного освещения обращают внимание на окраску стен. В настоящее время рекомендуются следующие тона для стен: нежный розовый, светло-желтый, бежевый, светло-зеленый. Для мебели (парты, столы, шкафы) предпочтительны цвета от светло до темно-зеленого. Для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый цвета, а для дверей, окон, рам – белый.
В учебных помещениях обязательно боковое левостороннее освещение. Использование в одном помещении люминесцентных ламп и ламп накаливания запрещается. Нормы естественного освещения представлены в таблице.
Виды помещений | КЕО (%) | СК |
Учебные помещения (классы) | Не менее 1,25 –1,5 % | Не менее 1:4 –1:5 |
Оценку освещенности в классе можно провести методом люксметрии с помощью прибора люксметра, который состоит из селенового фотоэлемента, заключенного в специальную оправу. Люксметр градуирован для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания, поэтому при измерении освещенности от других источников необходимо показания шкалы умножить на поправочный коэффициент. Для люминесцентных ламп белого света он равен 1,1, для ламп дневного света – 0,9, для естественного освещения - 0,8.
Нормы освещенности для школы представлены в таблице 1.
Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения
Научная статья
1.Определение полезной площади и кубатуры классных комнат.
1. С помощью рулетки я измерила длину, ширину и высоту классов.
2. Рассчитала площадь пола и кубатуру помещений.
3.Определила площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест.
Результаты измерений представлены в таблице 2.
Таблица 2
Кабинет | Количество посадочных мест | Норма | Площадь класса, м2 | Норма, м2 | Объем класса(кубатура), м3 | Площадь на 1 учащегося, м2 | Норма , м2 | Кубатура на 1 учащегося, м3 | Норма, м3 |
106 | 30 | 25 | 61,6 | 50-54 | 184,80 | 2,05 | 2,5 | 6,16 | 7.5 |
108 | 27 | 60,9 | 182,70 | 2,26 | 6,76 | ||||
т/д | 15 | 41,09 | 123,27 | 2,74 | 8,24 | ||||
т/м | 15 | 25 | 124,85 | 60-72 | 374,55 | 8,32 | 5,4 | 24,97 | 15,9 |
201 | 30 | 82,6 | 50-54 | 247,80 | 2,75 | 2,5 | 8,26 | 7,5 | |
206 | 26 | 25 | 61,6 | 184,80 | 2,37 | 7,10 | |||
212 | 26 | 59,5 | 178.50 | 2,29 | 6,86 | ||||
214 | 27 | 61,25 | 184,75 | 2.27 | 7,06 | ||||
303 | 20 | 15 | 33.35 | 36 | 100,05 | 1,67 | 5,00 | ||
307 | 28 | 25 | 62,09 | 50-54 | 186,27 | 2,22 | 6,65 | ||
308 | 28 | 60,9 | 182,70 | 2,18 | 6,52 | ||||
311 | 26 | 61.6 | 184.80 | 2,37 | 7,10 |
Вывод:
1. Помещения кабинетов соответствуют архитектурным нормам.
2. Площадь и кубатура помещений в пересчете на 1 учащегося за исключением кабинетов 201 и технологии не соответствует гигиеническим требованиям, так как количество посадочных мест превышает нормативы.
2.Оценка внутренней отделки помещения
Стены в помещениях окрашены краской в светло-фиолетовых, светло-персиковых, светло-зеленых оттенков .
Потолок белого цвета.
Пол покрыт линолеумом светло-серого цвета.
Ориентация большинства кабинетов юго-западная (кабинеты: технология для мальчиков (т/м), 212, 311) и северо-восточная (кабинеты: технология для девочек (т/д), 201,303,307). Незначительная доля кабинетов ориентирована на юго-восток (кабинет 214) и северо-запад (кабинеты 108, 206, 308).
Вывод:
1. Окраска стен, пола, потолков соответствует нормам.
2. Ориентация помещений классных комнат близка к норме.
3. Измерение и оценка параметров микроклимата
При помощи статического психрометра Августа я измеряла температуру сухого и влажного термометров. Измерения проводились на переменах после первого, третьего, пятого и шестого уроков. Имея полученные данные, определила по психрометрической таблице относительную влажность воздуха.
Результаты измерений представлены в таблице 3.
Вывод:
1. Из результатов эксперимента следует, что температурный режим в кабинетах не соблюдается, температура воздуха выше нормы 21-22 оС.
2. Относительная влажность воздуха в большинстве случаев так же превышает предельно допустимые значения 60-65%.
4. Определение естественной освещенности класса
Естественное освещение классной комнаты зависит от следующих основных показателей:
- ориентации здания на участке (рекомендуемой ориентацией является юг; юго-восток и восток обеспечивают высокие уровни освещенности, особенно в первую половину дня, во-вторых, создают возможность наиболее ранней аэрации и инсоляции помещений, в отличие от западной ориентации при них не происходит перегрева помещений).
- достаточный коэффициент естественной освещенности (КЕО, СК) (эти показатели зависят от размера окон, конфигурации (формы окон), равномерности освещения).
К естественному освещению предъявляются следующие основные требования:
1) Достаточность.
2) Равномерность.
3) Отсутствие слепимости (блесткости) и теней на рабочем месте.
4) Перегрев помещений.
1. С помощью рулетки измерила высоту и ширину окон.
2. Рассчитала общую площадь окон S.
3. Рассчитала площадь застекленной части окон Sо (10% общей поверхности окон приходится на переплеты).
So = S * 0,9
4. Измерив длину и ширину классов, рассчитала площадь пола S1.
5. Подсчитала световой коэффициент (СК) по формуле:
СК =
S0 – площадь застекленной части окон;
S1 – площадь пола.
6. Определила коэффициент заглубления, то есть отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.
Высота верхнего края окон над полом – 2,8
Ширина большинства классов – 7 м
Ширина кабинетов № 303, т/д – 5 м
Результаты измерений представлены таблице 4.
7. Определила коэффициент заслонения.
С северо-восточной стороны здания школы на расстоянии 15 м расположено здание центра творчества «Этвит». Примерная его высота составляет 9,5-10м.
Для кабинетов 201 , технологии для девочек коэффициент заглубления составляет 1 : 1,6, что не соответствует норме.
Так же с этой стороны напротив кабинета 106 посажены ели, которые достигли на данный момент большой высоты. Деревья сильно мешают естественному освещению этих кабинетов.
С северо-западной стороны школы практически вплотную расположено здание бассейна, что так же сказывается на плохом естественном освещении кабинетов 108, 206.
8. Определила коэффициент естественной освещенности классов КЕО.
КЕО – это отношение естественной освещенности в данной точке внутри помещения к освещенности на горизонтальной плоскости под открытым небом, выраженное в процентах.
По современным нормативам КЕО в классных комнатах должен равняться 1,5%.
В данном случае КЕО определяют с помощью люксметра, а затем вычисляют по следующей формуле:
КЕО=Ев х 100/Ео
Ев – освещенность внутри в люксах
Ео – освещенность снаружи в люксах
Измерение освещенности в кабинетах я проводила с помощью автономного устройства LAB QVEST c датчиком освещенности. Устройство выполняло замеры в течение 10 с и показывало среднее значение измеряемой величины. Полученные значения я умножила на поправочный коэффициент 0,8.
Освещенность снаружи на улице в день снятия показаний составила 5124 люкса. Был ясный солнечный день.
Результаты измерений представлены в таблице 5.
Таблица 5.
№ кабинета | Естественная освещенность, лк | КЕО,% |
106 | 330 | 6 |
108 | 488 | 9,5 |
т/д | 656 | 12 |
т/м | 1153 | 22 |
212 | 326 | 6,3 |
101 | 641 | 12 |
214 | 944 | 18 |
106 | 424 | 8 |
311 | 227 | 4 |
333 | 1235 | 24 |
307 | 1565 | 30,5 |
308 | 929 | 18 |
Вывод:
1.Световой коэффициент и коэффициент заглубления соответствует норме только в кабинетах № 303 и технологии для девочек.
2.Коэффициент заглубления, кроме кабинетов № 303 и технологии для девочек, не соответствует норме.
3.Деревья возле левого крыла здания посажены очень близко, что сильно затеняет кабинеты в дневное время.
4.Корпус бассейна возле школы возведен без учета архитектурно-строительных норм к возведению зданий.
5. Коэффициент естественного освещения помещений выше нормы 1,5%.
5.Измерение освещенности в классе методом люксметрии.
Замеры освещенности производились в отсутствии школьников после занятий вечером в условиях, исключающих естественное освещение.
Измерения производились в 11 точках классной комнаты: 10 на горизонтальной поверхности на уровне 1,8 м от пола (9 на партах и 1 на столе учителя) и 1 в вертикальной плоскости.
Среднее значение освещенности в таблице представлено с учетом поправочного коэффициента для люминесцентных ламп белого света 1,1.
Результаты замеров представлены таблице 6.
Вывод:
Искусственное освещение кабинетов соответствует нормам освещенности школьных помещений.
В заключение своей работы хочу сделать следующие рекомендации.
Рекомендации по улучшению качества среды учебного помещения
1. Контролировать температуру и влажность в помещении в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
2. Классное помещение необходимо проветривать 1 раз в час. Нормы сквозного проветривания представлены в таблице 6. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Таблица 7. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.
Наружная температура, град. C° | Длительность проветривания помещения, мин | |
В малые перемены | В большие перемены и между сменами | |
От.+10 до.+6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до - 5 | 2-5 | 15-25 |
От - 5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
3.В дневное время на окнах открывать жалюзи, чтобы увеличить освещенность кабинетов.
4.При уменьшении освещенности в классе своевременно включать искусственное освещение.
5. Вовремя проводить замену неисправных осветительных приборов.
6. Не расставлять на подоконниках цветы.
Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения
Список литературы и интернет ресурсы
1. www.5ballov.ru.
2. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2013. – 237, [3] с.: ил.
4. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=492437
5. http://sdb.su/svalka/page,2,800-proektirovanie-uchebnyx-pomeshhenij.html
6. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=492437
Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения
Приложения
Таблица 2. Нормы освещенности для школы
Тип помещения | Уровень освещенности, лк |
Класс для занятий | 400 |
Лаборатория | 400 |
Учебная аудитория | 400 |
Кабинет труда для мальчиков | 300 |
Компьютерный класс | 400 |
Коридор, лестница | 150 |
Спортзал | 200 |
Кабинет труда для девочек | 400 |
Актовый зал | 200 |
Кабинет черчения | 500 |
Кабинеты преподавателей | 300 |
Таблица 5. Световые коэффициенты и коэффициенты заглубления кабинетов.
№ кабинета | Площадь окон S, м2 | Площадь пола S1, м2 | Площадь остекления Sо*0,9 , м2 | СК | Норма | КЗ | Норма |
201 | 3,13м2 * 4 =12,52 | 82,6 | 11,262 | 1:7 | 1 : 4 – 1 : 5 | 1 : 2,5 | 1:2 |
106 | 3,13м2 * 3 = 9,39 | 61,6 | 8,451 | ||||
108 | 60,9 | ||||||
212 | 59,5 | ||||||
311 | 61,6 | ||||||
303 | 3,13м2 * 2 = 6,26 | 33,35 | 5,684 | 1:5 | 1 : 1,8 | ||
214 | 3,13м2 *3 = 9,39 | 61.25 | 8,451 | 1 : 7 | 1 : 2,5 | ||
206 | 61,6 | ||||||
307 | 62,09 | ||||||
308 | 60,9 | ||||||
т/д | 3,13м2 * 2 = 6,26 | 41,09 | 5,684 | 1 : 5 | 1 : 1.8 | ||
т/м | 3,13 м2 * 6 = 18,78 | 124,85 | 16,902 | 1 : 7 | 1 : 2,5 |
Таблица 4. Показания температуры и относительной влажности воздуха.
Дата | Кабинет | Урок | t сухого термометра, оС | t влажного термометра, оС | Относительная влажность, % |
25.01.16 | 212 | 1 3 5 6 | 23 24 25 24 | 21 19 19 19 | 84 62 57 62 |
26.01.16 | 311 | 1 3 5 6 | 21.5 24 24 24 | 17 18 18 20 | 67 56 56 69 |
10.02.16 | 303 | 1 3 5 7 | 20 25 20 20.5 | 18 20 20 19 | 83 63 100 91 |
11.02.16 | 106 | 1 3 5 6 | 24 23 21 23 | 19 20 18 18 | 56 76 75 61 |
15.02.16 | 308 | 1 3 5 6 | 22 23 24 25 | 25 20 20 18 | 76 76 68 50 |
17.02.16 | 201 | 1 3 5 6 | 26 25 23 22 | 18 19 19 17 | 46 57 69 61 |
18.02.16 | 307 | 1 3 5 6 | 23 23 24 23 | 20 19 19 19 | 76 69 62 69 |
18.03.16 | 214 | 1 3 5 6 | 23 24 23 23 | 17 18 19 19 | 55 56 69 69 |
18.03.16 | 206 | 1 3 4 | 20 24 25 | 25 20 20 | 59 69 63 |
31.03.16 | т/д | 1 3 5 6 | 22 23 23 22 | 15 17 18 17 | 54 55 61 61 |
31.03.16 | т/м | 1 3 5 6 | 25 26 26 25 | 21 22 22 22 | 70 71 71 77 |
31.03.16 | 108 | 1 3 5 | 22 23 23 | 16 17 18 | 54 55 61 |
Таблица 7. Освещенность кабинетов при искусственном освещении.
№ кабинета | Освещенность ( лк) | ||
201 кабинет физики | 510 | 525 | 460 |
570 | 580 | 580 | |
530 | 570 | 590 | |
205 | 585 | Ср. знач. – 571 | |
206 кабинет русского языка | 650 | 475 | 560 |
730 | 717 | 605 | |
535 | 425 | 620 | |
150 | 210 | Ср. знач. – 568 | |
212 кабинет Начальной школы | 555 | 512 | 542 |
500 | 577 | 548 | |
645 | 380 | 520 | |
340 | 230 | Ср. знач. – 535 | |
214 кабинет биологии | 776 | 418 | 538 |
686 | 540 | 673 | |
574 | 473 | 576 | |
416 | 220 | Ср. знач. – 589 | |
303 кабинет иностранного языка | 505 | 652 | 387 |
646 | 885 | 622 | |
269 | 351 | 656 | |
254 | 168 | Ср. знач. – 539 | |
311 кабинет начальной школы | 616 | 707 | 597 |
610 | 606 | 505 | |
524 | 723 | 835 | |
490 | 174 | Ср. знач. – 638 | |
308 кабинет начальной школы | 734 | 648 | 658 |
670 | 600 | 492 | |
445 | 574 | 655 | |
305 | 151 | Ср. знач. – 593 | |
307 кабинет математики | 636 | 670 | 460 |
600 | 275 | 362 | |
605 | 370 | 305 | |
345 | 115 | Ср. знач. – 474 | |
108 кабинет музыки | 770 | 688 | 650 |
590 | 770 | 770 | |
620 | 750 | 695 | |
417 | 377 | Ср. знач. – 710 | |
106 кабинет русского языка | 702 | 566 | 579 |
745 | 737 | 698 | |
625 | 615 | 602 | |
235 | 315 | Ср. знач. – 694 | |
Слесарно-инструментальная мастерская | 641 | 522 | 524 |
700 | 590 | 728 | |
547 | 585 | 709 | |
473 | 221 | Ср. знач. - 624 | |
Кабинет технологии для девочек | 483 | 456 | 271 |
588 | 557 | 382 | |
517 | 340 | 412 | |
517 | 123 | Ср. знач. - 453 |
Фото 1. Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
Слайд 1
Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения Автор: Уляшина Снежана Александровна 8а класс Научный руководитель: Акулова Ирина Григорьевна Учитель физики, МАОУ СОШ №2 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА ГОРОД ПОКАЧИ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Естественные науки и современный мир 2016 год город ПокачиСлайд 2
Цель работы: выяснить, насколько микроклимат кабинетов нашей школы, их искусственная и естественная освещенность соответствуют гигиеническим нормам .
Слайд 3
задачи изучить по теме исследования соответствующую литературу, ознакомиться с основными требованиями к учебным кабинетам, нормами освещенности; освоить методику выполнения экспериментов по оценке микроклимата помещений и их освещенности, а так же методику выполнения расчетов; провести необходимые измерения и расчеты; сделать по результатам экспериментов выводы и рекомендации.
Слайд 4
Нормы температуры в классе В жарком климате – 17-18 о С В умеренном климате – 19-20 о С В холодном климате – 21-22 о С НОРМЫ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА В теплом климате – 30-40 % В умеренном и холодном климате – до 65%
Слайд 5
Приборы для измерения влажности воздуха
Слайд 6
Норма площади учебных кабинетов на одного учащегося – 2,5 м 2 Минимальная кубатура, приходящаяся на одного учащегося – 3,75 м 3
Слайд 7
Нормы площади учебных кабинетов для теоретического обучения
Слайд 8
Определение полезной площади и кубатуры классных комнат 1. С помощью рулетки я измерила длину, ширину и высоту классов. 2. Рассчитала площадь пола и кубатуру помещений. 3.Определила площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест.
Слайд 9
Определение полезной площади и кубатуры классных комнат Кабинет Количество посадочных мест Норма Площадь класса, м 2 Норма, м 2 Объем класса (кубатура), м 3 Площадь на 1 учащегося, м 2 Норма , м 2 Кубатура на 1 учащегося, м 3 Норма, м 3 106 30 25 61,6 50-54 184,80 2,05 2,5 6,16 7.5 108 27 60,9 182,70 2,26 6,76 т/д 15 41,09 123,27 2,74 8,24 т/м 15 124,85 60-72 374,55 8,32 5,4 24,97 15,9 201 30 82,6 50-54 247,80 2,75 2,5 8,26 7,5 206 26 61,6 184,80 2,37 7,10 212 26 59,5 178.50 2,29 6,86 214 27 61,25 184,75 2.27 7,06 303 20 15 33.35 36 100,05 1,67 5,00 307 28 25 62,09 50-54 186,27 2,22 6,65 308 28 60,9 182,70 2,18 6,52 311 26 61.6 184.80 2,37 7,10
Слайд 10
Вывод 1. Помещения кабинетов соответствуют архитектурным нормам. 2. Площадь и кубатура помещений в пересчете на одного учащегося за исключением кабинетов 201 и технологии не соответствует гигиеническим требованиям, так как количество посадочных мест превышает нормативы.
Слайд 11
Оценка внутренней отделки помещений
Слайд 12
вывод Окраска стен, пола, потолка соответствует санитарным нормам. Ориентация помещений классных комнат близка к норме
Слайд 13
Оценка температуры и влажности воздуха Дата Кабинет Урок t сухого термометра, о С t влажного термометра, о С Относительная влажность, % 25.01.16 212 1 3 5 6 23 24 25 24 21 19 19 19 84 62 57 62 26.01.16 311 1 3 5 6 21.5 24 24 24 17 18 18 20 67 56 56 69 10.02.16 303 1 3 5 7 20 25 20 20.5 18 20 20 19 83 63 100 91 11.02.16 106 1 3 5 6 24 23 21 23 19 20 18 18 56 76 75 61
Слайд 14
Оценка температуры и влажности воздуха Дата Кабинет Урок t сухого термометра, о С t влажного термометра, о С Относительная влажность, % 15.02.16 308 1 3 5 6 22 23 24 25 25 20 20 18 76 76 68 50 17.02.16 201 1 3 5 6 26 25 23 22 18 19 19 17 46 57 69 61 18.02.16 307 1 3 5 6 23 23 24 23 20 19 19 19 76 69 62 69 18.03.16 214 1 3 5 6 23 24 23 23 17 18 19 19 55 56 69 69
Слайд 15
Оценка температуры и влажности воздуха Дата Кабинет Урок t сухого термометра, о С t влажного термометра, о С Относительная влажность, % 18.03.16 206 1 3 4 20 24 25 25 20 20 59 69 63 31.03.16 т/ д 1 3 5 6 22 23 23 22 15 17 18 17 54 55 61 61 31.03.16 т/м 1 3 5 6 25 26 26 25 21 22 22 22 70 71 71 77 31.03.16 108 1 3 5 22 23 24 16 17 18 54 55 56
Слайд 16
вывод 1. Температурный режим в кабинетах не соблюдается, температура воздуха выше нормы 21-22 о С . 2. Относительная влажность воздуха в большинстве случаев так же превышает предельно допустимые значения 60-65%.
Слайд 17
Определение светового коэффициента СК коэффициента заслонения КЗ СК = S 0 – площадь застекленной части окон S 1 – площадь пола Коэффициент заглубления КЗ – это отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса. Высота верхнего края окон над полом – 2,8 м Ширина большинства классов – 7 м Ширина кабинетов № 303, т/ д – 5,8 м
Слайд 18
Определение светового коэффициента СК коэффициента заслонения КЗ № кабинета Площадь окон S , м 2 Площадь пола S 1 , м 2 Площадь остекления S о* 0,9 , м 2 СК Норма КЗ Норма 201 3 , 13 м 2 * 4 =12 , 52 82 , 6 11 , 262 1:7 1 : 4 – 1 : 5 1 : 2,5 1:2 106 3 , 13 м 2 * 3 = 9 , 39 61 , 6 8 , 451 108 60 , 9 212 59 , 5 311 61 , 6 303 3 , 13 м 2 * 2 = 6 , 26 33 , 35 5 , 684 1:5 1 : 2 214 3 , 13 м 2 *3 = 9 , 39 61,25 8 , 451 1 : 7 1 : 2,5 206 61,6 307 62,09 308 60,9 т/д 3 , 13 м 2 * 2 = 6 , 26 41,09 5 , 684 1 : 5 1 : 2 т/м 3 , 13 м 2 * 6 = 18 , 78 124 , 85 16 , 902 1 : 7 1 : 2,5
Слайд 19
Определение коэффициента заслонения
Слайд 20
Определение коэффициента заслонения
Слайд 21
Определение коэффициента естественной освещенности кео КЕО=Е в х 100/ Е о Е в – освещенность внутри в люксах Е о – освещенность снаружи в люксах По современным нормативам КЕО в классных комнатах должен равняться 1,5%.
Слайд 22
Определение коэффициента естественной освещенности кео Освещенность снаружи на улице в день снятия показаний составила 5124 люкса. Был ясный солнечный день. № кабинета Естественная освещенность, лк КЕО,% 106 330 6 108 488 9,5 т/ д 656 12 т/м 1153 22 212 326 6,3 101 641 12 214 944 18 106 424 8 311 227 4 333 1235 24 307 1565 30,5 308 929 18
Слайд 23
вывод 1.Световой коэффициент и коэффициент заглубления соответствует норме только в кабинетах № 303 и технологии для девочек. 2.Коэффициент заглубления, кроме кабинетов № 303 и технологии для девочек, не соответствует норме. 3.Деревья возле левого крыла здания посажены очень близко, что сильно затеняет кабинеты в дневное время.
Слайд 24
вывод 4.Корпус бассейна возле школы возведен без учета архитектурно-строительных норм к возведению зданий. 5. Коэффициент естественного освещения помещений выше нормы 1,5%.
Слайд 25
Определение искусственной освещенности
Слайд 26
Определение искусственной освещенности № кабинета Освещенность ( лк) 201 кабинет физики 510 525 460 570 580 580 530 570 590 205 585 Ср. знач. – 571 206 кабинет русского языка 650 475 560 730 717 605 535 425 620 150 210 Ср. знач. – 568 212 кабинет Начальной школы 555 512 542 500 577 548 645 380 520 340 230 Ср. знач. – 535 214 кабинет биологии 776 418 538 686 540 673 574 473 576 416 220 Ср. знач. – 589
Слайд 27
Определение искусственной освещенности № кабинета Освещенность ( лк) 303 кабинет иностранного языка 505 652 387 646 885 622 269 351 656 254 168 Ср. знач. – 539 311 кабинет начальной школы 616 707 597 610 606 505 524 723 835 490 174 Ср. знач. – 638 308 кабинет начальной школы 734 648 658 670 600 492 445 574 655 305 151 Ср. знач. – 593 307 кабинет математики 636 670 460 600 275 362 605 370 305 345 115 Ср. знач. – 474
Слайд 28
Определение искусственной освещенности № кабинета Освещенность ( лк) 108 кабинет музыки 770 688 650 590 770 770 620 750 695 417 377 Ср. знач. – 710 106 кабинет русского языка 702 566 579 745 737 698 625 615 602 235 315 Ср. знач. – 694 Слесарно-инструментальная мастерская 641 522 524 700 590 728 547 585 709 473 221 Ср. знач. - 624 Кабинет технологии для девочек 483 456 271 588 557 382 517 340 412 517 123 Ср. знач. - 453
Слайд 29
вывод Искусственное освещение кабинетов соответствует нормам освещенности школьных помещений.
Слайд 30
рекомендации 1. Контролировать температуру и влажность в помещении в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. 2. Классное помещение необходимо проветривать 1 раз в час. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Слайд 31
рекомендации 3.В дневное время на окнах открывать жалюзи, чтобы увеличить освещенность кабинетов.
Слайд 32
рекомендации 4.При уменьшении освещенности в классе своевременно включать искусственное освещение. 5. Вовремя проводить замену неисправных осветительных приборов. 6. Не расставлять на подоконниках цветы.
Слайд 33
Спасибо за внимание!
Воздух - музыкант
Филимоновская игрушка
Как я избавился от обидчивости
Лиса-охотница
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский