Школьный двор - это лицо учебного заведения и огромное пространство для создания творческих проектов. Насколько ухоженной и красивой будет территория школьного двора – зависит от нас. Если в школе множество зеленых насаждений, цветущих растений, то это способствует экологическому воспитанию. Цель проекта: создание экологически благоприятной среды вокруг школы, озеленение и благоустройство школьного двора.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_kazhdomu_ugolku_zemli-_ekologicheskuyu_zabotu.docx | 887.3 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Навашино
Муниципальный конкурс проектных и творческих
работ школьников
«Нам жить в России!»
Практико-ориентированный проект
«КАЖДОМУ УГОЛКУ ЗЕМЛИ - ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАБОТУ»
Выполнили
Морозова Яна,
Макарова Дарья,
Живова Екатерина,
Рукавишникова Оксана,
Штырева Анастасия
обучающиеся 8б класса
МБОУ СОШ №4
Руководитель:
Монахова Н.Н.
учитель биологии
МБОУ СОШ №4
2015
г.Навашино
Содержание
1.Введение 3
2. Теоретическая часть 5
1)Роль зеленых насаждений в охране окружающей среды 5
2) Изучение видового состава древесных пород на территории пришкольного участка 7
3.Практическая часть 8
4. Результаты 9
5.Заключение 9
6.Литература 10
Введение
Если каждый человек
На кусочке своей земли
Сделал бы всё, что он может,
Как прекрасна была бы земля наша.
А.П.Чехов
Школа для нас – не только место, где мы приобретаем знания, но и место, где мы учимся общаться, переживаем горести и радости самого прекрасного периода в жизни человека – детства. Лучшие друзья, первая любовь, первые успехи и победы познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах.
Школьный двор - это лицо учебного заведения и огромное пространство для создания творческих проектов. Насколько ухоженной и красивой будет территория школьного двора – зависит от нас. Если в школе множество зеленых насаждений, цветущих растений, то это способствует экологическому воспитанию.
Правильно подобранные деревья, кустарники, цветы, которые размещены с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроения людей, придают двору своеобразный колорит.
Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет глубокое экологическое значение. По существующим санитарным нормам каждое учебное учреждение должно иметь выраженную зелёную зону, ограждающую этот особый по своему назначению объект от загазованной окружающей среды. Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурномассовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.
Красивый участок у школы вызывает положительные эмоции, поднимает настроение, повышает мотивацию жителей к благоустройству своих придомовых территорий.
Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит не таким каким бы мы хотели его видеть: недостаточно деревьев с левой стороны от школы. Кустарники потеряли свой эстетический вид. Нет стилевого единства в оформлении клумбы.
Анкетирование обучающихся, работников школы показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью улучшения эстетической функции пришкольного участка.
Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека, красиво устроенная клумба, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоприятный микроклимат.
Цель проекта: создание экологически благоприятной среды вокруг школы, озеленение и благоустройство школьного двора.
Задачи проекта:
Этапы проекта:
1этап: изучение литературы и других источников о роли зеленых насаждений в
охране окружающей среды.
2этап: изучение видового и количественного состава древесных пород
3этап: посадка деревьев и кустарников, уборка территории.
Теоретическая часть.
1.Роль зеленых насаждений в охране окружающей среды.
Растения - это прекрасное украшение, они также имеют огромное значение в биосфере. Мы знаем, что воздух городов загрязняется целым комплексом различных химических веществ. Зеленые насаждения способны поглощать многие вещества, тем самым выполняя задачу живых фильтров. Разные виды растений по-разному поглощают вещества. Многие токсические газы поглощаются листьями, а часть веществ накапливается в побегах, плодах, клубнях, корнях, луковицах.
Растения в населенных пунктах можно назвать и своеобразными «пылесосами», так как они во многих случаях очень эффективно очищают воздух от пыли, особенно летом.
Весьма перспективен в этом отношении тополь. Конечно, много хлопот доставляет «тополиный снег», но сегодня есть способы различения мужских и женских особей (тополь, как вы знаете, двудомное растение), и можно сажать только мужские экземпляры.
Ни в коем случае нельзя увлекаться стрижкой деревьев. Чем дерево выше, чем шире его крона, тем лучше оно выполняет функцию очистки воздуха.
Весьма различаются по своей способности поглощать пыль хвойные и лиственные породы. Например, у хвойных пород на единицу веса хвои оседает в 1,5 раза больше пыли, чем на единицу веса листьев. К тому же пылезащитные свойства у хвойных сохраняются круглый год.
Актуальна также проблема загрязнения среды тяжелыми металлами. Одним из широко распространенных в городской среде тяжелых металлов является свинец. Он активно поглощается сорными растениями. Эти растения, кроме того что выделяют кислород в атмосферу, поглощают из нее загрязнения.
Одуванчик, к примеру, - рекордсмен по накоплению свинца, который попадает в атмосферу при использовании в автомобилях этилированного бензина. Если скашивать одуванчик и вывозить его биомассу для захоронения в овраги близ города или поселка, то почва на скошенных местах будет очищаться от этого ядовитого металла. Ведь около половины свинцовой пыли попадает в легкие, а затем переходит в кровь и частично откладывается в костях. Последствия нарушения синтеза гемоглобина, мышечная слабость, разрушение структуры и функции печени, почек, мозга.
Поглощают свинец и древовидная карагана (желтая акация), липа, береза.
Среди видов растений, наиболее выносливых к загрязнению, специалисты отмечают тополь канадский, иву белую, клен американский, белую акацию, березу бородавчатую, вяз, ель колючую, лиственицу даурскую, черемуху пенсильванскую, некоторые виды яблонь, сирень, кизильник блестящий, смородину золотистую, спирею среднюю, снежноягодник белый и другие.
Оздоровительная роль растений в городе проявляется прежде всего в том, что они выделяют специфические вещества - фитонциды. Эти вещества могут подавлять развитие вредных болезнетворных бактерий, микроорганизмов. Летом воздух парков содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. Известно более 500 растений, которые обладают фитонцидными свойствами. Среди них - дуб, можжевельник обыкновенный и казачий, виды сосны, ель обыкновенная, черемуха, рябина, туя, акация белая, барбарис обыкновенный, ива плакучая, каштан конский, лиственица сибирская, липа мелколистная, осина, тополь серебристый, чубушник, райграс пастбищный и ряд других видов. Например, туя уменьшает загрязненность воздуха болезнетворными микроорганизмами на 67 %.
Растения в городе могут создавать и более благоприятные для человека микроклиматические условия. Считается, что оптимальная влажность воздуха для человека составляет 30-70 %. С поверхности растений испаряется много влаги. Это оказывает значительное воздействие и на влажность, и на температуру воздуха.
Интересно, что повышение относительной влажности воздуха почти всегда (за исключением дней с очень высокой температурой) воспринимается человеком как некоторое уменьшение температуры. Зеленые насаждения как бы регулируют влажность воздуха. Зеленые насаждения оказывают влияние и на температурные условия Зеленые насаждения понижают температуру, увеличивают скорость движения воздуха. Это благоприятно действует на организм человека, особенно в условиях жаркого лета.
Мы выяснили, что наиболее пригодными для оформления пришкольных территорий являются березы, липы, рябины, клены, ели. Кустарники желательно подбирать с таким расчетом, чтобы основная масса их цвела в апреле-июне и выглядела привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев. Желтые листья растений красиво смотрятся на зеленых газонах.
2.Изучение видового состава древесных пород на территории пришкольного участка
Наша школа окружена деревьями, которые защищают ее от пыли и ветра. В тени деревьев можно спрятаться от палящего солнца в жаркую летнюю погоду или укрыться от дождя.
Но деревьев на территории школы недостаточно с левой стороны пришкольного участка.
Был определен основной видовой состав деревьев и кустарников. Древесная растительность представлена в основном следующими видами: берёза пови́слая, тополь чёрный, клен американский, липа мелколистная, сосна обыкновенная. Из кустарников растут сирень, акация .
Виды деревьев | количество |
Береза пови́слая | 12 |
Тополь черный | 8 |
Клен американский | 23 |
Липа мелколистная | 9 |
Сосна обыкновенная | 5 |
Сирень | 3 |
Акация желтая | 15 |
Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет еще важную санитарно – гигиеническую роль.
По результатам исследования было выяснено, что на территории пришкольного участка встречаются древесные породы, обладающие фитонцидными свойствами (береза, сосна, сирень ). Они размещены ,защищая школу от грязи, пыли и вредных микроорганизмов.
Большой ценностью для участка является тополь – самое устойчивое к загрязнению растение. Он удерживает большие концентрации выхлопных газов и производственных выхлопов. Но самая большая ценность тополя состоит в очищении воздуха от пыли.
Установлено следующее количественное соотношение видов древесных пород Таблица 1. Количественное соотношение видов древесных пород
Деревья | Кустарники |
5видов | 2 вида |
Вывод: большая часть древесных пород правильно высажена на территории участка с учетом главной цели защиты от грязи, пыли и вредных микроорганизмов.
Практическая часть.
Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год – осенью и весной. В ней участвуют учителя и ученики 1-11 классов.
При озеленении решено использовать как можно больше растений, которые лучше очищают воздух и положительно воздействуют на эмоциональное и физическое самочувствие человека, его настроение, деловую активность, и, в конечном итоге, на состояние его здоровья.
В итоге было посажено древесных пород:
Породы деревьев и кустарников | количество |
Сирень | 2 |
Ель | 1 |
Береза пови́слая | 15 |
Результаты:
Заключение.
Наш проект - результат совместной деятельности детей и взрослых для решения важных экологических вопросов.
На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия, общешкольные линейки, спортивные соревнования.
В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности.
Зеленые насаждения улучшают микроклимат, улавливают пыль, газы, благотворно влияют на психическое состояние человека. Растения, в том числе и цветы, имеют большое эстетическое и декоративное значение.
« Наш школьный двор так хорош и прекрасен,
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг.
Наш школьный двор цветами украшен,
Он создан трудами маленьких рук.
В нём каждый цветочек к солнцу стремится,
Искрящийся смех раздастся здесь вдруг,
Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,
Когда всё красивым будет вокруг!»
Литература
1. Анастасова А.П. Человек и окружающая среда- М «Просвещение» 1977
2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды -М «Аспект-пресс» 1995
3. Сивоглазов В.И. Экология России- М «Просвещение» 1988
4. Чернова Н.М Экология -М «Просвещение» 1995
5.Горышина, Т. К. Растения в городе -Л.: Ленинградский университет, 1991.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Любимое яичко
Весёлая кукушка
Самодельный телефон
Басня "Две подруги"
Как нарисовать небо акварелью