Исследовательская работа по окружающему миру.
Вложение | Размер |
---|---|
etot_udivitelnyy_mir_ryb.doc | 422 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Верхние Татышлы
МР Татышлинский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа
Этот удивительный мир рыб
Выполнила:
Ученица 2 класса
Билалова Алина
Альфисовна
Руководитель:
Учитель начальных
классов Габдуллина
Гульшат Халиковна
2013г.
Содержание:
1.Введение
2.Результаты анкеты
3.Строение рыб
4. Питание
5.Размножение
6.Среда обитания
7.Опыт «Определение возраста рыб»
8.Исследование «Сравнение рыб Татышлинского
пруда с рыбами из реки Уфа Свердловской области»
9.Жизнь рыб зимой
10.Заключение
11.Литература
Тезисы
Тема исследовательской работы: «Этот удивительный мир рыб»
Предмет исследования: рыбы.
Цель исследования: собрать информацию о рыбах, обитающих в наших водоемах, выяснить их значение в природе.
Задачи:
1. Провести опрос среди учащихся своего класса по теме исследования.
2. Изучить и анализировать информацию о рыбах, полученную из книг и ресурсов интернета: строение, питание, размножение, среда обитания
4. Провести опыт по определению возраста рыб.
5. Провести сравнение рыб с Татышлинского пруда и рыб из реки Уфа Свердловской области.
Методы исследования: опрос, изучение книг, ознакомление с кино и телефильмами по теме своего исследования, наблюдение, опыт.
Данная исследовательская работа актуальна, так как относится к одной из экологических проблем. Из-за загрязнения водоемов, многие виды рыб, обитающие в наших реках, озерах и прудах, постепенно исчезают. Это, например, хариус, налим и другие. А это, в свою очередь, ведет к уменьшению числа животных и птиц, питающихся рыбами.
Исходя из этого, вытекает гипотеза, что к рыбам, как и к любым другим объектам природы, надо относиться бережно.
Данная работа состоит из четырех этапов.
На первом этапе исследования проводился опрос среди учащихся своего класса по теме исследования. Мнения опрошенных были различными.
На втором этапе были собраны различные энциклопедические материалы из книг и ресурсов Интернета. В ходе изучения этого материала я познакомилась с особенностями этих животных: внешним и внутренним строением, местом обитания, способом питания и размножения.
На третьем этапе проводились наблюдения и был проведен опыт по определению возраста рыб.
На четвертом этапе проводилось сравнение рыб из Татышлинского пруда и из реки Уфа Свердловской области.
Мой дедушка очень любит ловить рыбу. Мне тоже нравится ездить с ним на реки и пруды, наблюдать за рыбами, за их повадками. Этим летом практически каждый день я ходила на наш пруд, чтобы наблюдать за рыбами. Я поставила перед собой цель: более глубоко изучить особенности этих животных.
2. Результаты анкетирования.
Перед началом выполнения своей исследовательской работы, я решила узнать, что знают о рыбах ученики нашего класса. Я задала им вопрос : какие рыбы встречаются в наших водоемах? Вот какие результаты у меня получились:
- щука- 17 человек,
-окунь- 5 человек,
-карась- 6 человек,
-лещ- 3 человека,
-карп- 5 человек.
А были и такие ответы: камбала- 1 человек, скат- 2 человека, и даже
акула- 1 человек. Но никто не назвал таких рыб как налим, линь, хариус, обитающих в наших водоемах.
При ответе на вопрос «Чем питаются рыбы?», тоже были затруднения: в основном назвали водоросли- 15 человек и другими рыбами- 8 человек. Других ответов не было.
ВЫВОД: анализируя ответы проведенной анкеты, я поняла, что ученики нашего класса мало знают о рыбах. Я решила более подробно изучить этих удивительных животных - РЫБ и после окончания своей работы, выступить перед одноклассниками.
Сначала я обратилась за информацией к книгам. Из них я узнала много интересного о строении, питании, размножении и среде обитания рыб.
Изучением рыб занимается ихтиология-наука о рыбах ( по-гречески «ихтис» - рыба, а «логос»-слово, разум).
РЫБЫ - это животные, которые живут в воде. Их тело покрыто чешуей, они дышат жабрами и имеют парные конечности в виде плавников.
Рассмотрим строение рыбы более подробно.
Рыбы и имеют тело, разделяемое на три отдела: голова, туловище, хвост.
Голова заканчивается у костных рыб на уровне заднего края жаберной крышки, у круглоротых- на уровне первого жаберного отверстия. На голове у рыбы есть глаза, ноздри. Глаза рыбы не защищены веками, поэтому она спит с открытыми глазами.
Туловище (обычно его называют телом) у всех рыб заканчивается на уровне анального отверстия.
Хвост состоит из хвостового стебля и хвостового плавника.
Рыбы имеют парные и непарные плавники. К парным плавникам относят грудные и брюшные плавники, к непарным - хвостовой, спинные и анальный плавники и у некоторых рыб жировой плавник, расположенный позади спинного.
Плавники - это образования, состоящие из жестких и мягких лучей, соединенных перепонкой или свободных.
Плавники рыб состоят из колючих (жестких) и ветвистых(мягких)лучей. Колючие лучи могут иметь вид мощных шипов (сомы) или зазубренной пилы (карп).
Хвостовой плавник выполняет роль руля, а грудные и брюшные плавники словно весла.
Спинной плавник служат для равновесия.
ЖАБРЫ поглощают из воды кислород и выделяют в воду углекислый газ аммиак, мочевину и другие продукты жизнедеятельности. У костистых рыб по четыре жаберных дуги на каждой стороне.
Форма тела у рыб связана с условиями обитания.
Рыбы, живущие в толще воды (лосось), имеют, как правило, торпедовидную или стреловидную форму. Донные рыбы чаще всего имеют уплощенную или даже совсем плоскую форму тела, например, камбала. Виды, обитающие среди водных растений, камней и коряг, имеют сильно сжатое с боков тело, как у угря, тело, что обеспечивает им лучшую маневренность.
Тело рыб может быть голым, покрытым слизью, чешуей или панцирем ( игла-рыба). Чешуя растет вместе с рыбой и возраст рыбы можно определить по количеству годовых колец на чешуе.
У рыбы есть жабры, при помощи них она дышит.
Желудок, кишечник, печень и желчный пузырь - органы пищеварения рыбы, но не у всех рыб есть желудок. Вырабатываемая печенью желчь, участвует в процессе пищеварения, играя важную роль в усвоение жиров. А еще для тресковых рыб, в частности налима, печень-место накопления жира.
Есть сердце и спинная аорта, плавательный пузырь, при его помощи рыба может регулировать подъем или опускание, а также он удерживает рыбу на плаву.
Количество пищи, потребляемой рыбой за сутки, у разных видов рыб различно и зависит от качества пищи, физиологического состояния, возраста рыбы и других факторов (температуры, кислорода). Более упитанная рыба питается менее активно, чем истощенная. Наиболее прожорливыми являются растительноядные рыбы.
По питанию всех рыб можно разделить на несколько групп: растительноядные, плотоядные (насекомые, личинки и т.д.), хищные, питающиеся рыбой.
Чисто растительноядных рыб в наших водоемах нет. Плотва, карась, линь наряду с растительной пищей потребляют животную пищу.
5.Размножение рыб.
Рыбы живут в прудах, ручьях, реках, озерах, морях и океанах.
От среды обитания зависит и окраска рыбы. У рыб спинка темная, а брюшко светлое, значит, они будут мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху. А если блестящая серебристая окраска боков и брюшко, то это делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.
6.ОПЫТ
«Определение возраста рыб»
Тело рыбы снаружи покрыто чешуей, которая защищает тело рыбы. На чешуе имеются кольца. Каждое кольцо соответствует одному году жизни рыбы.
Существует несколько способов определения возраста у рыб: по жаберной крышке, по срезу костей и другие. Я определяла возраст рыб по чешуе с помощью микроскопа.
1. Я промыла чешую.
2. Дала ей высохнуть.
3. Отполировала ее наждачной бумагой.
4. Положила на предметное стекло микроскопа и начала разглядывать.
5. Я увидела у рыбы одно большое кольцо и много маленьких, значит , этой рыбе только 1 год.
7.Исследования.
ГИПОТЕЗА: «Считается, что размер водоема ограничивает максимальный размер рыб, который она может достигнуть. Чем больше водоем, тем крупнее в нем обитает рыба»
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
Я решила проверить данную гипотезу и провела исследование.
Летом в нашем пруду я ловила рыб: карася и карпа, они были маленькие длиной 10-15 см., а в реке Уфа Свердловской области мой дедушка поймал больших рыб. Это были щуки. Но в нашем пруду таких больших рыб нет потому, что пока этот пруд маленький и молодой.
ВЫВОД: таким образом, я увидела, что гипотеза оказалась верной. Но вот действительно ли размер рыбы зависит от размера водоема? Я решила за ответом обратиться к энциклопедии и поискать в интернете. Оказалось, что экспериментально доказано, что решающим фактором является, не столько объем водоема, сколько развитие кормовой базы и качество воды. Значит, чем больше в водоеме корма, тем крупнее там может вырасти рыба.
8.Жизнь рыб зимой.
Чтобы зимой наблюдать за рыбами, я у мамы попросила купить мне аквариум. Я и зимой наблюдаю за рыбами.
Мы живем в Башкирии, где довольно суровые зимы. Наши реки покрыты толстым слоем льда. Некоторые рыбы, например, карась, линь, язь и другие, зимой прекращают или резко снижают потребление пищи, почти полностью прекращают двигаться, собираются в глубоких местах, потому что в водоеме резко снижается количество корма. А вот щука, окунь, налим питаются круглый год. И у меня возник вопрос: «А как можно помочь рыбам зимой?» Учительница мне посоветовала, чтобы для рыб поступал воздух, нужно бурлить лунки, а потом в эти лунки кидать корм. Так я и сделала и надеюсь, что помогла хотя бы нескольким рыбкам.
9.Заключение.
Проведя свое исследование, я научилась:
1) определять возраст рыбы;
2) могу рассказать о строении рыбы, месте обитания;
3) узнала интересные факты о размножении рыб.
МОЙ ВЫВОД: рыбы – часть живой природы, это очень интересные и удивительные существа. Они нуждаются в нашей защите. Вода-среда обитания рыб. Без нее не сможет прожить ни одно живое существо. Нужно, чтобы люди не загрязняли водоемы, не вылавливали редких рыб.
10.Литература.
2.« Что ты знаешь о рыбах?» /Заплетная С., Курникова Т./ издательство «Грайлык» ,1991.
3.Аудиоэнциклопедия «Эти удивительные рыбы» .
4. http:// www.aquatis. ru
5. http://www.intelkot.ru
Приложения:
1.Загадки о рыбах.
2.Свои рисунки.
Сторож
Кто грамотней?
Мост Леонардо
Повезло! Стихи о счастливой семье
Вода может клеить?