В работе расмотрен вопрос о компьютерной зависимости учащихся сельской школы. В анкетировании принимали школьники 7-11 классов . Результаты работы были интересны не только членам жюри, а также ребятам ,которые принимали учасие в анкетировании
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_kompyuternoy_zavisimosti_sredi_uchashchihsya_krasnpolyanskoy_sredney_shkoly.docx | 352.79 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснополянская средняя школа»
Компьютерная зависимость среди учащихся школы
Работу выполнил:
Гайцук Максим
Ученик 11 класса
научный руководитель:
Чумак Марина Сергеевна
Учитель математики и информатики
МБОУ»Краснополянская СШ»
Красная Поляна 2017
Введение
Компьютер сравнительно недавно вошел в нашу жизнь и закрепился в ней навсегда. Теперь ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится без компьютерных технологий. А при помощи Интернета можно делать практически все: играть, читать, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться знакомиться, даже делать покупки.
С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой – человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета.
В настоящий момент компьютер – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто мы буквально зависим от работоспособности этих уникальных машин. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли. Польза большая, но есть и весьма существенные «НО».
Большинство детей, большую часть времени проводят за компьютером и становятся зависимыми. Почему возникает компьютерная зависимость? Каковы причины?
Проблема: повышенная увлеченность детей компьютерными играми и интернетом
Задачи:
Методы исследования:
Гипотеза: учащиеся нашей школы подвержены компьютерной зависимости
2.Определение ключевых понятий темы
На мой взгляд, изучение данной проблемы, нужно начать с ключевого понятия – зависимость. Для этого мною были рассмотрены различные источники , в которых даётся определение зависимости.
Так, в толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова под зависимостью понимается подчинение чьей – нибудь воле, обусловленность чего – нибудь поведения волей кого – нибудь.
В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля зависимость – от чего, от кого, быть под властью, под полным влиянием, быть в чьей-либо воле; быть следствием известной причины.
Словарь русского языка С. И. Ожегова даёт нам следующее определение: зависимость – 1. Отношение одного явления к другому как следствия к причине. 2. Подчинённость другим чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.
В 1990 году появился термин «компьютерная зависимость» . В это время развитие компьютерных технологий набрало бешеный темп и дало возможность ребенку погрузиться в свой вымышленный мир, поверить в собственную легенду о себе и настолько сжиться с ней, что становится практически невозможно нормально существовать в реальном мире. Можно сказать, что компьютерная зависимость приводит к раздвоению личности.
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком такой зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и регионах России. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками, а она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений.
Вместе с тем, увлечение компьютером нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.
Таким образом, исследование данной проблемы приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий.
Проведя своё небольшое исследование, мне удалось выяснить, чем же опасна компьютерная зависимость современного школьника.
Таким образом, последствия проблемы – значительный урон психическому и физическому здоровью, социальная изоляция, пренебрежение учёбой, депрессия.
В ходе проведения исследования я изучил много литературы . Анализируя литературу в которой рассмотрены вопросы компьютерной зависимости детей и подростков выделяются общие черты компьютерной зависимости .Сформулирую характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
1. Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2. Невозможность остановиться;
3. Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4. Пренебрежение семьей и друзьями;
5. Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6. Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7. Проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
1. перенапряжение мышц;
2. сухость в глазах;
3. головные боли по типу мигрени;
4. боли в спине;
5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6. пренебрежение личной гигиеной;
7. расстройства сна, изменение режима сна.
Изучим, есть ли эти симптомы среди учащихся нашей школы.
3.Эксперимент и результаты
В ходе работы мною было проведено интерактивное анкетирование учащихся 6-11 классов нашей школы. . (Приложение 1)
В опросе принимали учащиеся, имеющие доступ к сети интернет, всего 49 человек. Возрастная категория разбивается следующим образом:
.
Причем из них 98 % имеют домашний компьютер. И 96% самостоятельно выходят в сеть интернет
среди опрошенных 24 мальчика и 31 девочка:
Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в «досуговой» сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
На основании ответов на вопросы анкеты я выяснил, сколько времени в среднем дети, и подростки проводят за компьютером.
Оказалось, 44,9 % опрошенных проводят за компьютером меньше 1 ч в день , а 55,1%проводят за компьютером большую часть своего свободного времени,
Причем между девочками и мальчиками данное отношение распределяется следующим образом:
Но делать вывод, что дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности еще рано, необходимо выявить цель использования компьютера
Как мы видим, почти половина из опрошенных (42,9%) используют компьютер для получения полезной информации
16,3% - для компьютерных игр
12,2%- для информации развлекательного характера
Почти треть опрошенных ( 28,6%) используют компьютер для интернет общения.
Я также выяснил, какое общение предпочитают учащиеся нашей школы:
59,2%- «Живое» общение с друзьями
16,3%-общение с родителями
10,2%-общение в соц сетях
Это говорит о том, что 75% детей предпочитают живое общение с людьми и не уходить для общения в виртуальный мир, а соц.сети например «ВКонтакте» используются с целью общения с друзьями , когда нет возможности находится вместе .К стати говоря ,для анкетирования , мною также была использована соц.сеть «ВКонтакте» и это способствовало эффективному проведению анкетирования( интерактивная анкета сэкономила время на заполнение анкеты, а также ресурсы: бумага, тонер и прочие расходные материалы) и обработки ответов, (все ответы учащихся при использовании формы автоматически заполнялись в таблицу EXCEL)
А когда у ребят появляется больше свободного времени ( это выходные или каникулы) то 59,8% опрошенных стремятся больше времени проводить с друзьями , 24,% стремятся больше времени проводить с родителями и только 16,3% -с компьютером
Как мы видим, общение имеет большое значение в жизни учащихся, и я уделил особое внимание взаимоотношению родителей и учащихся.
В ходе анкетирования было выяснено, что лишь 12,2% из опрошенных ,не проводят свой досуг с родителями
Иногда проводят -53,1%
Часто (37% )опрошенных свой досуг проводят с родителями
Как я ,выяснил 61,2% родителей опрошенных ежедневно интересуются успехами своих детей в школе
По просьбе родителей 71,4% ребят с легкостью могут оторваться от компьютера и оказать помощь, 28,6 % предпочитают закончить свои дела за компьютером и только потом помочь, но никто из опрошенных ребят не отказывает в помощи родителям
Причем 67,3% опрошенных никогда не обижались или ссорились с родителями в случае запрета включать компьютер и только у 6,1% опрошенных были такие случаи.
При этом необходимо учесть , что родители не устраивают тотальный контроль
Как мы видим психологические симптомы :
отсутствует
Рассмотрим оставшиеся симптомы
Анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что оставшиеся симптомы компьютерной зависимости
Присутствуют частично и незначительно
Визуальные физические симптомы:
у учащихся школы не наблюдаются
Оставшиеся физические факторы :
Присутствуют частично и незначительно, о чем свидетельствуют ответы учащихся школы на вопросы анкеты
Особое внимание в работе я уделил увлечению учащихся моей школы и на основании ответов на вопросы анкеты я выяснил, что увлечения детей разнообразны и не сосредоточены вокруг компьютерных игр и интернета .Основное увлечение –это занятие спортом ( футбол, настольный теннис, волейбол ), на втором месте –увлечение танцами.
В ходе анкетирования я также выяснил, что для обретения чувства уверенности нашим ребятам вовсе не нужен интернет и компьютерные игры.
закончи фразу " я чувствую себя уверенно когда ........ |
рядом с родителями |
Выполнил все домашние задания или хорошо потренировался |
все сделано |
Затрудняюсь ответить |
Когда рядом родители,друзья.. И люди которые мне особенно дороги! |
всё идёт по плану |
Со мной мои родители и родственники |
сделал домашнее задание |
Сделал всю домашнюю работу |
в меня верят родные |
Знаю что к всему готов |
мне доверяют |
Сижу за компьютером |
Когда никого нет рядом и прийдёт не скоро |
не привлекаю к себе внимания |
Общаюсь с друзьями |
Общаюсь с друзьями |
Верю в себя |
Кто-то рядом из родственников |
Сделал все уроки и хорошо закончил тренировку. |
Знаю что я смогу |
Все знаю |
вокруг близкие люди |
Есть интернет |
Хочу |
Знаю что я смогу |
Я смелый |
я в хорошей обстановке |
Когда я гуляю с друзьиями которым могу доверится. |
Мне хорошо |
никто меня не задирает |
рядом близкие |
Провожу время с дорогими мне людьми |
все хорошо |
Меня поддерживают |
убедителен |
Тогда |
родители рядом со мной |
В хорошем настроении |
все хорошо с родными |
Всё сделано! |
Меня поддерживают родители |
когда моя мама рядом |
Рядом с друзьями |
играю в футбол |
сижу за ПК |
Данные ответы делают очевидный тот факт, учащиеся чувствуют себя уверенно когда рядом друзья и родители .
4. Вывод :
По данным нашего исследования мы выявили следующие результаты:
- 90 % опрошенных детей обычные пользователи компьютера не страдающие компьютерной зависимостью.
- 10 % опрошенных учащихся являются компьютеро-зависимыми, Они много времени проводят за компьютером, но могут себя контролировать. Можно сказать слабозависимые
5.Заключение.
Наша гипотеза не подтвердилась. Учащиеся нашей школы не подвержены компьютерной зависимости так критично, как описывают проблему компьютерной зависимости психологи всего мира. Почему возникло такое противоречие?
Я думаю это вызвано тем, что :
6. Профилактика компьютерной зависимости
Моя работа показывает, что зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
-ребенок окружен «красотой» реальности: познает мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
Проблема компьютерной зависимости является актуальной среди подростков, которые обделены родительским вниманием. Не имеют общих интересов со сверстниками или просто чувствуют себя неуверенно в реальном мире. В заключении мне хочется сказать моим сверстникам
Компьютер – действительно источник, как полезной информации, так и способ проведения свободного времени. Однако необходимо понять, что это – всего лишь бездушная машина, которая не даст человеческого тепла и любви, не протянет руку, он не может стать заменой дружеским, романтическим и семейным отношениям, да и личные проблемы сам по себе он вряд ли решит.
7.Список использованной литературы
Приложение 1
(для просмотра перейти по ссылке)
или
приложение 1 .pdf
Сказка "Колосок"
Как нарисовать портрет?
Сказки пластилинового ослика
Волшебные звуки ноктюрна
Сверчок