Цель работы: Выяснить почему у моркови родятся уродливые, т.е. из одного основания растет более двух верхушек (корешков). Изучить на конкретном примере особенности учебно-опытного участка как экосистемы; выявить взаимосвязь компонентов окружающей среды.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 643.5 КБ |
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся
«Экология и жизнь»
в номинации: «Юный исследователь»
Исследовательская работа на тему:
«Почему у «моркошки» кривые ножки?»
Работу выполнила: Марусина Диана, 8 класс (14лет)
Руководитель: учитель биологии
Абакумова Валентина Петровна.
Алексеевский муниципальный район РТ
МБОУ Куркульская средняя общеобразовательная школа
контактный телефон : 84341(24401), 89178831535
Адрес электронной почты: aleksaumov@gmail.com
Цель проекта: Выяснить почему у моркови родятся уродливые, т.е. из одного основания растет более двух верхушек (корешков). Изучить на конкретном примере особенности учебно-опытного участка как экосистемы; выявить взаимосвязь компонентов окружающей среды.
Метод: Изучение специальной литературы; проведение исследований, с последующим анализом и обобщением полученных данных.
Общее содержание:
В настоящее время происходят глобальные влияния человека на биосферу. Проблемы экологии волнуют все человечество. Главная задача — убедить в недопустимости дальнейшего развития человечества по пути истощения природных богатств и загрязнения окружающей среды, улучшить экологическую ситуацию. Экономическая жизнь определяется взаимоотношениями в сфере производства и обмена товаров. Товар должен иметь не только определенные вкусовые качества, сроки хранения, но и внешний вид, безвредность для употребления в пищу человеком, т. е. экологически чистым. Поэтому я решил выяснить причину «нетоварного» вида овощей на примере моркови.
Участок расположен вблизи школы, в центре села, граничит с участками жилых домов. Расстояние до внутрирайонной автодороги около 500 м, магазин находится на расстоянии 150 м, мельница 300 м, механические мастерские, животноводческие фермы более 500 м. Проезд транспорта мимо школьного участка ограничен, возможен только с южной стороны, что составляет около 1 автотехники в час.
Культурные виды – это плодово-ягодные растения (кустарники), травянистые однолетние и многолетние культуры (овощи), деревья. Их состав остается довольно постоянным. По всему участку растут сорняки, с которыми мы боремся в основном вручную. Состав сорняков зависит от мер, которые принимаются в борьбе с ними и от вносимого в почву навоза. Например, после внесения перегноя на грядках в большом количестве появились новые сорные виды – одуванчик, молочай и др. На участке представлены разные жизненные формы растений: деревья (береза – 30 растений, ели – 2, яблони - 5, груша - 5, слива - 5, вишня – 10, около одного дерева на ученика), кустарники (смородина, малина), травы (данные растения, расположенные по всему участку, способны задержать на листовой поверхности около одной тонны пыли!).
В растительном сообществе пришкольного участка можно выделить ярусы, что создает условия для проживания здесь самых разных животных (жуки-навозники, дождевые черви, слизни, бабочки, пчелы, мыши, тля, воробьи, скворцы, ежи, жабы, пауки, стрекозы, божья коровка и т.д.). Кроме того, существование на участке разнообразных видов
растений, тоже способствует разнообразию животного мира. Растительность участка это и место обитания и пища для животных.
Почему на участке преобладают насекомые? Вероятно, это связано с большим количеством разных растений. К тому же многие культурные виды менее устойчивы по отношению к насекомым, чем дикорастущие. Вот уже несколько лет на участке используются ядохимикаты, т.е. ведем борьбу с нежелательными насекомыми. Количество колорадского жука с каждым годом увеличивается, так как он быстро привыкает к ядохимикатам.
Важную роль в поддержании равновесия в экосистеме играют птицы. Они гнездятся, но в малом количестве. По-видимому, им мешает шум, обработка растений ядохимикатами. Прилетающих птиц больше, они едят семена, плоды растений и насекомых. Насекомоядных птиц стараемся привлекать – делаем кормушки и скворечники. На влажных участках можно встретить жаб, лягушек.
Экосистема – это совокупность живых организмов с неживыми компонентами среды. Мы уже рассмотрели растительный и животный мир участка. Они тесно связаны с компонентами неживой природы: почвой, влагой и состоянием атмосферного воздуха. Основным источником энергии является солнечная энергия. Дополнительных источников энергии нет.
Почвы на территории – чернозёмы. На участке имеется почвенный срез до 1 метра. Участок очень засорен строительным материалом, оставленным при строительстве школы. Ежегодно его приходится удалять, выносить (стекло, кирпич) до 200 кг. Таким образом приходится расплачиваться за экологическую безграмотность строителей. Используется севооборот, ежегодно вносятся органические удобрения (минеральные не используются) – при анализе корнеплодов пять лет назад было обнаружено излишество нитратов.
На участке кроме естественных осадков используется искусственный полив. В основном в нашем районе осадки бывают нейтральные и слабокислые. Была взята проба снега на содержание пыли и других примесей, когда воду отфильтровали, в нем оказалось присутствие пыли и органических веществ. Использование ядохимикатов, удобрений загрязняет окружающую среду, попадая в почву, растения, в грунтовые воды. Не даром в овощах особенно в свекле и обнаружены соединения азота больше, чем норма.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: запыленность воздуха над участком низкая (10 – 15 кг в сутки), зеленые насаждения способны защищать в значительной мере от пыли и шума; необходимо использовать биологические способы борьбы с вредными насекомыми т.к. ядохимикаты убивают не только животных-вредителей, но и птиц, отравляют почву и подземные воды, верхний слой которых располагается близко к поверхности. Сжигая растительные отходы, загрязняет воздух, поэтому необходимо делать компосты. Это поможет вырастить хороший безопасные для здоровья урожай. Компост это отличное удобрение и прекрасный способ безотходного производства. Не беспокоить животных участка, оставлять им уголки естественных условий, это поможет привлечь птиц, они, уничтожая большое количество насекомых, не нарушают экологического равновесия на участке.
Биологические особенности культуры:
Двулетнее растение семейства зонтичные.
Первый год - розетка листьев и утолщенный корень, второй год - цветоносный побег и семена. Холодостойкое растение. Прорастает медленно. При раннем посеве всходы появляются лишь через 20 дней. Вначале листья растут медленно (растет корень), засухоустойчивая культура, наиболее требовательна к влажности почвы сразу после посева и в первый период вегетации. Корнеплоды хорошо разрастаются только в рыхлой почве. Лучшие предшественники моркови - ранняя капуста, ранний картофель, многолетняя трава; предъявляет повышенные требования к обработке почвы и засоренности сорняками (почва должна быть чистой).
Морковь заслуженно стала одним из любимейших овощей. Считается, что наши предки выращивали ее еще во II тысячелетии до н. э. В древнюю Русь морковь пришла в VII-IX веках. По содержанию каротина (провитамина А) она лишь немного уступает сладкому перцу и превосходит все другие овощи. Кроме того в ней содержатся витамины группы В, РР, С, Е и другие. В ней прекрасный набор полезных минеральных солей, которые благотворно действуют при сердечно-сосудистых заболеваниях. Богата она сахарами, эфирными маслами.
Корнеплоды хорошо развиваются только в рыхлых почвах. Требовательна она и к свету. Проводить отбор семян, промывая их в 3-процентном растворе поваренной соли). Высаживать нужно после таких предшественников как капуста, огурцы. Тщательно перекапывать почву, очищая ее от растительных остатков и камней. Посев проводить во влажную почву, ранние сроки. Регулярно проводить обработку посевов (рыхление и прополку), соблюдая меры осторожности.
В изреженных посевах корни моркови перерастают, грубеют и растрескиваются, а в загущенных — не достигают нормальной величины и получаются уродливыми.
ИТОГ:
"Портрет". Н.В. Гоголь
Позвольте, я вам помогу
Сказка об осеннем ветре
Юрий Алексеевич Гагарин
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками