Прикладная направленность математики предполагает тесную связь с жизнью, основами других наук, использование математических знаний в профессиональной деятельности, широкое применение в процессе обучения компьютерных программ.
Вложение | Размер |
---|---|
hasanova.ppt | 1.4 МБ |
Слайд 1
Республиканская с международным участием Конференция исследовательских работ учащихся «Малые Давыдовские чтения» Область науки: математика и информатика Тема: Способы решения прикладных задач в различных областях математики. Хасанова Айзиля Айратовна ученица 10 класса МБОУ «Гимназия №2» Г. Нижнекамск научные руководители: Галиякбарова Ф.Ш. Исламова И.ХСлайд 2
Цели и задачи проекта: Цель моего проекта: найти разные способы решения прикладных задач, изучить их требования. Для достижения данной цели, я поставила следующие задачи: Изучить литературу по теме Решить задачи несколькими способами Найти более удобный вариант для решения прикладных задач в математике Проверить решение с помощью компьютерной программы Сделать выводы
Слайд 3
«Математика есть познание всего сущего» Платон.
Слайд 4
Прикладная направленность математики предполагает тесную связь с жизнью, основами других наук, использование математических знаний в профессиональной деятельности, широкое применение в процессе обучения компьютерных программ.
Слайд 5
Большинство людей еще со школьной скамьи считают, что математика – это абстрактные объекты, уравнения, теоремы и т.д., которым никогда не находят применения в жизни. На самом же деле, они просто не поняли, что математика является тесным сплетением чистой математики и прикладной математики.
Слайд 6
Обратимся к книге “Начала финансовой математики” Г.П. Башарина: «…на первый взгляд финансовая математика сводится к арифметике. Однако ситуация резко усложняется, если речь идет даже о небольших коммерческих операциях, не говоря уже о банковской деятельности.» Без финансовой математики сложно представить современный мир, тем не менее, она демонстрирует лишь некоторую часть прикладной математики.
Слайд 7
Математика и информатика неразрывно связаны между собой. Изучение информатики дало возможность показать решения новыми нестандартными методами: алгоритмизацией решения сложных задач на компьютере, возможностью смоделировать и увидеть наглядно ситуацию. С помощью программ в информатике можно проверить свое решение или же решить саму задачу.
Слайд 8
Задача №1 В бассейн проведены три трубы. Первая труба наливает 30 м 3 воды в час. Вторая труба наливает в час на 3 V м 3 меньше, чем первая (0 < V < 10), а третья труба наливает в час на 10 V м 3 больше первой. Сначала первая и вторая трубы, работая вместе, наливают 30% бассейна, а затем все три трубы, работая вместе, наливают оставшиеся 0,7 бассейна. При каком значении V бассейн быстрее всего наполнится указанным способом?
Слайд 9
Решение Пусть объем бассейна равен A м 3 . Первая и вторая трубы, работая вместе t 1 ч, налили м 3 бассейна, далее все три трубы, работая вместе t 2 ч, налили м 3 бассейна. В результате бассейн был налит полностью.
Слайд 10
Известно, что для любых двух положительных чисел t 1 и t 2 верно неравенство (среднее арифметическое неравенство). Рассмотрим произведение Ясно, что знаменатель полученной дроби имеет наибольшее значение в точке .
Слайд 11
А это значит: имеет наименьшее значение в точке (значение V принадлежит заданному промежутку). Следовательно, выражение также будет иметь аналогичное значение в той же точке При этом:
Слайд 12
Итак, при получим . А это значит, что в точке выражение t 1 + t 2 также примет наименьшее значение . Ответ:
Слайд 13
Решение с производной Примем объем бассейна за 1. Пусть вначале первая и вторая трубы, работая вместе t 1 ч, налили бассейна, далее все три трубы, работая вместе t 2 ч, налили бассейна. Тогда время наполнения бассейна Необходимо найти наименьшее значение этой функции на интервале (0; 10). Найдем производную:
Слайд 14
Решим уравнение используя равносильность или Нетрудно показать, что это точка минимума, в которой функция достигает наименьшего значения на исследуемом промежутке. Ответ:
Слайд 15
Решение с помощью программы
Слайд 16
Задача №2 На каждом из двух заводов работает по 100 человек. На первом заводе один рабочий изготавливает за смену 3 детали А или 1 деталь В . На втором заводе для изготовления t деталей (и А , и В ) требуется t 2 человеко-смен. Оба завода поставляют детали на комбинат, где собирают изделие, причем для его изготовления нужна 1 деталь А и 3 детали В . При этом заводы договариваются между собой изготавливать детали так, чтобы можно было собрать наибольшее количество изделий. Сколько изделий при таких условиях может собрать комбинат за смену?
Слайд 17
Решение Начнём решение с анализа фразы: «на втором заводе для изготовления t деталей (и А , и В ) требуется t 2 человеко-смен». Из этого условия следует, что работающие на заводе 100 человек за смену смогут произвести максимум 10 деталей. Пусть на первом комбинате х рабочих заняты на производстве детали А , а остальные 100 − х рабочих производят детали типа В , и пусть на втором комбинате из 10 деталей производится y деталей типа А и 10 − y деталей типа В . Внесем данные из условия в таблицу.
Слайд 18
Деталь A Деталь B Количество человек Количество деталей Количество человек Количество деталей Первый комбинат Второй комбинат Всего
Слайд 19
Для производства изделий деталей типа B должно быть в три раза больше деталей типа A : Пусть s шт. — количество изделий, оно равно количеству деталей типа А : Будем искать наибольшее возможное значение этого выражения, подставив в него (*): Наибольшему возможному значению s соответствует наибольшее значение при неотрицательных целых значениях y , не больших 10.
Слайд 20
Функция − убывающая. Наибольшее значение на отрезке [0; 10] она принимает при y=0 , при этом x=11 , а Таким образом, максимальное количество изделий за смену будет собрано, если на втором заводе будут изготавливать только детали типа В (100 рабочих изготовят 10 деталей типа В ), а на первом заводе 11 человек изготовят 33 детали типа А , а остальные 89 рабочих изготовят 89 деталей типа В . Итого получим 33 детали типа А и 99 деталей типа В , на производстве которых были заняты все 200 человек. Значит, комбинат сможет собрать за смену 33 изделия. Ответ: 33 изделия.
Слайд 21
Замечание. Вначале мы прочли условие иначе и полагали, что на втором заводе для изготовления t деталей каждого типа (и А , и В независимо друг от друга) требуется t 2 человеко-смен. Приведём решение и примечания к нему для такого понимания условия. Пусть на первом комбинате х рабочих, а на втором комбинате y рабочих заняты на производстве детали А . Внесем данные из условия в таблицу .
Слайд 22
Деталь A Деталь B Количество человек Количество деталей Количество человек Количество деталей Первый комбинат Второй комбинат Всего
Слайд 23
Для производства изделий деталей типа B должно быть в три раза больше деталей типа A : Пусть s шт — количество изделий, оно равно количеству деталей типа А : Будем искать наибольшее возможное значение этого выражения, подставив в него (*):
Слайд 24
Наибольшему возможному значению s соответствует наибольшее значение при натуральных значениях y не больших 100. Имеем: Найдем нули производной:
Слайд 25
В найденной точке производная меняет знак с плюса на минус, поэтому в ней функция достигает максимума, совпадающего с наибольшим значением функции на исследуемой области, равным при этом . Количество деталей должно быть натуральным числом, поэтому рабочие могут произвести, самое большее, 33 детали типа А . Из (*) находим чел. Это означает, что 10 рабочих первого комбината и 10 рабочих второго комбината должны быть заняты на производстве детали А , за сутки они произведут их 33 шт, оставшиеся 90 рабочих первого комбината и 90 рабочих второго комбината должны быть заняты на производстве деталей В , за сутки они произведут их 99 шт. Ответ: 33 изделия.
Слайд 26
Решение с помощью программы:
Слайд 27
Задача №3 Леонид является владельцем двух заводов в разных городах. На заводах производятся абсолютно одинаковые приборы, но на заводе, расположенном во втором городе, используется более совершенное оборудование.
Слайд 28
В результате, если рабочие на заводе, расположенном в первом городе, трудятся суммарно 4 t 3 часов в неделю, то за эту неделю они производят t приборов; если рабочие на заводе, расположенном во втором городе, трудятся суммарно t 3 часов в неделю, они производят t приборов.
Слайд 29
За каждый час работы (на каждом из заводов) Леонид платит рабочему 1 тысячу рублей. Необходимо, чтобы за неделю суммарно производилось 20 приборов. Какую наименьшую сумму придется тратить владельцу заводов еженедельно на оплату труда рабочих?
Слайд 30
Решение Пусть рабочие первого завода за неделю производят x приборов, второго завода — y приборов. И при этом будет выполнено условие. x + y = 20. Тогда доля человеко-часов, затраченных на первом заводе составит 4 x 3 , а на втором — y 3 . Таким образом, Леониду придется запланировать на оплату труда рабочих обоих заводов тысяч рублей за неделю. Так как y = 20 − x , то Найдем наименьшее значение функции S ( x ) = 4 x 3 + (20- x ) 3 на [0;20]
Слайд 32
Положительное значение искомого корня Заметим, что на [0; 20] это единственная точка экстремума. Если она окажется точкой минимума функции, то функция именно в этой точке и достигает наименьшего значения.
Слайд 33
Итак, критическая точка функции точка является точкой минимума функции S ( x ). Поскольку количество изготовленных приборов будет выражаться числом натуральным, то наименьшая сумма, необходимая для выплаты рабочим, будет достигнута либо при x = 6, либо при x = 7. (тысяч руб.); (тысяч руб.) Итак, искомая сумма 3 569 000 рублей. Ответ: 3 569 000 рублей.
Слайд 34
Решение с помощью программы:
Слайд 35
Заключение Использование прикладных задач формирует умения решать прикладные задачи в различных жизненных ситуациях. Решение прикладных задач позволяет лучше понять теоретический материал, приучает пользоваться дополнительным справочным материалом, превращает знания в необходимый элемент практической деятельности. Анализ учебников, тестирование показали актуальность исследования, необходимость систематического включения прикладных задач в процесс обучения математике. Решая прикладные задачи, я оказалась в одной из жизненных ситуаций и научилась отвечать на возникающие вопросы с помощью знаний, полученных на уроках математики.
Слайд 36
Список использованной литературы Мышкис А.Д. Что такое прикладная математика? Вестник высшей школы, 1967, №2 Башарин, Г.П. Начала финансовой математики / Г.П. Башарин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 160 с. Терешин, Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учащихся / Н.А. Терешин. – М: Просвещение, 1990. – 96 с. образовательный портал для подготовки к экзаменам Д.Гущина решу ЕГЭ https :// ege.sdamgia.ru /
Заповеди детства и юности
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Фильм "Золушка"
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
"Морская болезнь" у космонавтов