Исследовательская работа ученицы 8 класса "Пальмовое масло:за и против" посвящена проблеме использования в продуктах жиров, имеющих высокую температуру плавления и негативно влияющих на организм человека.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 имени А.А.Перфильева
Исследовательская работа:
Ядовитые комнатные растения и их влияние на человека
Работу выполнила:
Мухина Ксения Алексеевна,
ученица 9Б класса МБОУ СОШ №14
Руководитель:
Соболева Ольга Юрьевна,
учитель географии
Александров
2017-2018 уч.год
Содержание
Введение стр. 3
Обзор информационных источников стр.4
Разнообразие комнатных ядовитых растений.
Классификация ядовитых комнатных растений.
Влияние ядовитых растений на здоровье человека.
Практическая часть стр.6
Социологический опрос учителей и учащихся МБОУ СОШ №14
Определение преобладающих видов комнатных ядовитых
растений в школе №14
Определение наличия щавелевой кислоты в соке комнатных растений.
Влияние сока комнатных растений на простейших .
Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении растениями.
Выводы и рекомендации. стр. 9
Заключение стр. 10
Библиографический список. стр. 11
Приложения. стр. 12
Введение
Цветы с давних пор украшают жизнь человека. Комнатные растения оказывают на нас эмоциональное воздействие и успокаивают нервную систему, улучшая при этом настроение. Комнатные растения разнообразны декоративными свойствами и биологическими особенностям. Но многие из нас даже и не подозревают, что комнатные растения бывают ядовитыми и могут нанести вред здоровью. Зачастую происходит так, что почитатели комнатных растений не задумываются о том, какое воздействие оказывает на человеческое здоровье тот или иной излюбленный цветок. Далеко не все представители флоры могут украшать кабинеты школ и квартир, так как среди них встречаются и ядовитые комнатные растения.
Последствия постоянного контакта с такими растениями бывают самыми непредсказуемыми. Многие ядовитые домашние цветы выделяют токсичные вещества, которые при контакте с кожей, слизистыми и дыхательной системой могут спровоцировать сильные аллергические реакции, одышку, дерматиты, ожоги, зуд и покраснение. Интоксикация ядовитым соком некоторых комнатных цветов может привести не только к расстройству желудка. Но и к поражению ЦНС или даже к остановке сердца.
Конечно же, опытный флорист знает, какие цветы могут находиться вблизи людей, а какие представляют опасность. Среди самых ядовитых и опасных растений можно выделить несколько семейств. Весьма любопытно, но многие из них украшают чуть ли не каждый второй кабинет школы.
Актуальность: Несмотря на то, что о вреде сока некоторых комнатных растений говорит немало источников, их продолжают выращивать в школьных кабинетах.
Гипотеза исследования: Ядовитые комнатные растения могут негативно влиять на здоровье человека.
Цель: Исследовать комнатные растения на содержание в них веществ, возможно негативно влияющих на организм человека.
Для изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: Школьные кабинеты МБОУ СОШ №14.
Предмет исследования: Ядовитые комнатные растения.
Методы исследования, применяемые в работе:
теоретический метод; социологический опрос; эксперимент, статистический метод, наблюдение.
Теоретическая значимость исследования: обобщение, систематизация теоретических знаний о
ядовитых комнатных растениях и их влиянии на организм человека..
Практическая значимость исследования: на основании полученных данных в ходе исследования, доказать, что сок ядовитых комнатных растений опасен для человека.
Работу можно использовать на уроках географии при изучении темы «Природные зоны материков»,а также на уроках биологии.
Обзор информационных источников.
Обилие комнатных растений, благоухающие бурным цветением подоконники создают неповторимый колорит жилища. Однако список ядовитых растений поражает своей длиной. Многие из нас живут в домах, где имеются много комнатных растений, ядовитых и крайне вредных для нашего организма. Даже вода, в которой стоят эти растения, становится ядовитой настолько, что способна погубить не только животное, но даже маленького ребенка, поэтому надо быть крайне осторожными с этими растениями.
Классификация ядовитых комнатных растений.
Существуют различные классификации ядовитых растений, основанные главным образом на специфике состава или токсического действия биологически активных веществ. Среди всего многообразия ядовитых растений выделяются: безусловно ядовитые растения (с подгруппой особо ядовитых) и условно ядовитые (токсичные лишь в определенных местообитаниях или при неправильном хранении сырья, ферментативном воздействии грибов, микроорганизмов).
Ядовитыми принято считать те растения, которые вырабатывают токсические вещества (фитотоксины), даже в незначительных количествах вызывающие смерть и поражение организма человека и животных.
Можно выделить следующие семейства ядовитых растений:
Семейство Ароидные.
Ядовиты почти все представители этого семейства. Из ароидных можно отметить такие растения как аглаонема, алоказия, диффенбахия, антуриум, монстера, калла (слабо ядовита), сингониум, филлодендрон.
Семейство Амариллисовые.
Представители этого семейства содержат ядовитый клеточный сок, который может стать причиной тошноты, рвоты и поноса. Ядовиты такие широко распространенные цветы, как тюльпан, нарцисс, гиацинт, гиппеаструм. Из комнатных амариллисовых особенно ядовит кринум. Среди слабо ядовитых комнатных представителей семейства можно назвать шпрекелию, зефирантес, эухарис, гименокаллис, валотту пурпурную, гемантус («олений язык»), кливию киноварную.
Семейство Аралиевые.
К слабоядовитым представителям семейства относятся дизиготека изящная и шеффлера. Сильно проявляются токсичные свойства у плюща и фатсии японской.
Семейство Кутровые.
Одно из самых ядовитых семейств. К нему принадлежит адениум, который часто называют самым ядовитым растением. К счастью, в нашем регионе это растение пока не распространено и встречается в основном в коллекциях профессиональных цветоводов. Также в это семейство входят: олеандр, пахиподиум, алламанда, барвинок розовый, дипладения. Основное действие ядов растений этого семейства направлено на ослабление сердечной деятельности.
Семейство Молочайных.
К нему принадлежат такие растения как молочай и молочай блестящий. Ядовитым является сок этих растений.
Влияние ядовитых растений на здоровье человека.
Основные действующие вещества ядовитых растений - алкалоиды, гликозиды (в том числе сапонины), эфирные масла, органические кислоты и др.
Они содержатся обычно во всех частях растений, но часто в неодинаковых количествах, и при общей токсичности всего растения одни части бывают более ядовиты, чем другие. Эти вещества могут быть и ядами, и лекарствами. В одних случаях данное вещество — яд, в других — лекарство. Очень многое зависит от дозы вещества попадающего в организм, в малых дозах лечит, в больших может стать ядом.
К наиболее распространенным последствиям влияния ядовитых комнатных растений на здоровье человека относятся:
1. Желудочно-кишечные расстройства;
2. Контактные дерматиты, воспаление кожи;
3. Раздражение слизистых оболочек;
4.Диарея;
5.Нарушения со стороны центральной нервной системы и сердечного ритма.
Все представители ядовитых комнатных растений семейства ароидных имеют разные органы, содержащие вещества, которые могут нанести вред здоровью человека. Ядовитый сок этого семейства вызовет отек гортани и слизистой рта, а при попадании в глаза - конъюнктивит и необратимые изменения роговицы. Другие органы могут привести к воспалению кожи, нарушению сердечного ритма, повреждению центральной нервной системы, к желудочно-кишечному расстройству, контактному дерматиту и другим последствиям. В семействе молочайных содержится сок, который вызывает ожоги. Другие части растения рвоту диарею коллапс, головную боль, повреждение почек, раздражение желудка и т.д. В листьях, цветоносах и чешуях луковиц большинства семейства амариллисовых образуются полости, содержащие большое количество слизи, вытекающей при повреждении. Последствия: повреждение почек, расстройство желудка, диарея. Еще одна группа растений, опасная наличием млечного сока, - это кутровые. Попадание в организм может вызвать нарушение сердечной деятельности и нервной регуляции. Зная данные последствия, человеку необходимо уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Практическая часть
Социологический опрос учителей и учащихся школы №14
С целью выяснить что известно учителям и ученикам нашей школы о комнатных растениях и их возможном вреде мною был проведён опрос.
Респондентам предлагалось ответить на три вопроса
-Есть ли в Ваших классных комнатах и домах комнатные растения?
-Необходимы ли растения в школьных кабинетах?
-Знаете ли Вы, что среди комнатных растений есть ядовитые?
Результаты опроса показали, что 87% респондентов разводят комнатные растения, 97% считают, что комнатные цветы нужны в школьных кабинетах и только 11 % знают, что среди комнатных цветов есть ядовитые. Полученные результаты представлены в виде диаграмм (приложение 1-3).
Я пришла к выводу, что учащиеся и учителя нашей школы плохо информированы о вреде, который могут нанести ядовитые комнатные растения человеку. Поэтому был проведён ещё один опрос, с целью выяснить, известны ли респондентам виды ядовитых растений, ведь «врага» необходимо знать в лицо.
Предлагалось ответить на следующий вопрос:
- Какие ядовитые растения есть в вашем классе?
Ответы распределились следующим образом: 5% назвали диффенбахию,
3% - монстеру, 3% - молочай, 89 % ответили «не знаю»(приложение 4).
Определение видов комнатных ядовитых растений в школе.
Мною были обследованы кабинеты младшей и старшей школы и получены следующие результаты:
Таблица 1
МБОУ СОШ № 14 | ||
начальная | старшая | |
Всего | 371 | 407 |
Ядовитые | 19 | 34 |
В школе наиболее распространенные следующие виды комнатных ядовитых растений:
7. Герань
8. Плющ
Определение щавелевой кислоты в соке комнатных растений.
( качественная реакция на щавелевую кислоту).
Чтобы определить есть ли в соке комнатных растений щавелевая кислота, отжали при помощи взрослых сок из листьев диффенбахии (образец 1), монстеры (образец 2), молочая обыкновенного (образец 3). Соки отфильтровали. Слабоокрашенные соки после фильтрации непосредственно использовали для анализа, добавив к ним
раствор медного купороса. Получили осадок белого цвета, что говорит о наличии в соке растений щавелевой кислоты, которая может вызывать жжение, раздражение кожи, ожоги слизистых оболочек. (приложение 5).
Влияние сока исследуемых ядовитых растений на простейших.
Взяла пипеткой каплю воды из аквариума, нанесла ее на предметное стекло и накрыла покровным стеклом. Просмотрела препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением микроскопа. Я увидела движение простейших.(приложение 6)
Добавила под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев растений.
Наблюдала за движением простейших в течение 1 минуты. Записала результаты наблюдений в таблицу.
Таблица №2
Вид растений | Время обездвижения простейших |
1.Диффенбахия | 30секунд |
2.Монстера косая | 30секунд |
3.Молочай обыкновенный | 60секунд |
Сделала вывод сок вышеперечисленных растений губит простейших.
Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми растениями.
Выводы и рекомендации.
Озеленение школы– это не только красота и уют помещений, но и здоровый микроклимат. Однако часть растений вредна для здоровья. В проверенных мною кабинетах обнаружено несколько видов ядовитых растений, которые находятся в местах, легко доступных для детей.
Кроме того, большинство учащихся учителей не знали, что такие растения как диффенбахия, молочай и монстера являются ядовитыми и могут вызывать различные виды отравлений и ожогов у детей.
Мною были даны следующие рекомендации:
1. Опасные растения должны находиться в недоступных для детей местах (закреплены на безопасной высоте);
Заключение.
В результате своего исследования я узнала много интересных фактов о комнатных растениях, и о их влиянии на наш организм. в ходе исследовательской работы я подтвердила гипотезу о содержании в соке некоторых растений ядовитых веществ. Моя работа показала, что учителя и ученики нашей школы плохо информированы о вреде, который могут нанести человеку ядовитые растения.
Библиографический список
1. Воронцов В.В. «Все комнатные растения или 2000 цветов от А до Я», М; Деловая литература, 2005г.
2. И. Тимошин, «Цветы в вашем доме», М. , 2002г.
Приложения
Приложение 1.
Диаграмма 1
Приложение 2.
Диаграмма 3
Слайд 1
Альтернативные источники энергии Работа учеников 8 «Г» кл. МБОУ СОШ № 14 Акимова Артёма и Семёнова Максима Научный руководитель: Соболева Ольга ЮрьевнаСлайд 2
Цели и методы работы. Основные цели моей работы: 1) рассмотреть основные методы альтернативного получение энергии, 2) определить положительные и отрицательные качества каждого метода получения энергии, 3) рассмотреть возможность применения каждого из этих методов для России, 4) сделать выводы о возможности применения и развития альтернативных способов энергии в будущем. Методы исследования: 1) изучение книг и статей по теме исследования, 2) обобщение информации полученной из различных источников, 3) сравнение изученных методов получения альтернативной энергии, 4) изучение возможности применения этих методов для России с использованием специализированных карт.
Слайд 4
Альтернативные источники энергии: Солнечная энергия; Энергия ветра; Энергия малых рек; Энергия мирового океана; Термальная энергия земли; Энергия биомассы; Водородная энергетика; Управляемый термоядерный синтез.
Слайд 5
Солнечная энергия Солнечная энергетика — непосредственное использование солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде.
Слайд 6
Принцип работы
Слайд 7
Энергия ветра Ветроэнергетика — отрасль энергетики, специализирующаяся на использовании энергии ветра — кинетической энергии воздушных масс в атмосфере.
Слайд 8
Принцип работы
Слайд 9
Энергия малых рек Малая гидроэнергетика - получение электрической энергии за счет энергии движения воды в небольших реках.
Слайд 10
Принцип работы
Слайд 11
Энергия волн Эне́ргия волн — энергия, переносимая волнами на поверхности океана. Может использоваться для совершения полезной работы — генерации электроэнергии, опреснения воды и перекачки воды в резервуары.
Слайд 12
Принцип работы
Слайд 13
Энергия течений Неисчерпаемые запасы кинетической энергии морских течений, накопленные в океанах и морях, можно превращать в механическую и электрическую энергию с помощью турбин, погруженных в воду (подобно ветряным мельницам, «погруженным» в атмосферу).
Слайд 14
Принцип работы
Слайд 15
Энергия приливов Прили́вная электроста́нция (ПЭС) — особый вид гидроэлектростанции, использующий энергию приливов, а фактически кинетическую энергию вращения Земли. Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды.
Слайд 16
Принцип работы
Слайд 17
Термальная энергия земли Геотермальная энергия – это энергия, получаемая из природного тепла Земли. Достичь этого тепла можно с помощью скважин.
Слайд 18
Принцип работы
Слайд 19
Энергия биомассы Биотопливо — это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки стеблей сахарного тростника или семян рапса, кукурузы, сои. Существуют также проекты разной степени проработанности, направленные на получение биотоплива из целлюлозы и различного типа органических отходов.
Слайд 20
Принцип работы
Слайд 21
Сравнительная характеристика источников энергии Положительные стороны Отрицательные стороны ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Энергия солнца 1. Дешевая эксплуатация. 2. Автономность. 1. Малые мощности. 2. Большие капиталовложения. 3. Зависимость от внешних факторов. 4. Занятие больших площадей. В летний период практически на всей территории страны. Энергия ветра На территориях со средней скоростью ветра на высоте 50 метров более 4м/с. Энергия малых рек Дешевая эксплуатация. Автономность. Нет необходимости затопления больших плодородных территорий земли. Сохранение рыбной популяции. 1. Малые мощности. 2. Зависимость от внешних факторов. Повсеместно при наличии рек с перепадами высот или достаточно сильным течением. Энергия волн Автономность. 1. Малые мощности. 2. Зависимость от внешних факторов. 3. Наличие агрессивной морской среды. Черное море
Слайд 22
Сравнительная характеристика источников энергии Положительные стороны Отрицательные стороны ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Энергия течений Автономность. 1. Малые мощности. 2. Большие капитальные затраты. 3. Наличие агрессивной морской среды. Курильское течение около Курильских островов и только летом. Энергия приливов Автономность. 1. Малые мощности. 2. Большие капиталовложения. 3. Необходимость перегораживать устья рек, пригодные для нереста рыб. 4. Наличие агрессивной морской среды Северные моря России Энергия Земли Автономность. Дешевая эксплуатация. 1. Малые мощности. 2. Большие капиталовложения. 3. Наличие агрессивной водной среды Дальний Восток и Южные регионы страны. Энергия биомассы Автономность. Получение побочных продуктов используемых в сельском хозяйстве. 1. Малые мощности. 2. Наличие необходимого количества в шаговой доступности. Повсеместно.
Слайд 23
Программа развития АИЭ в России
Слайд 24
Использование энергии солнца
Слайд 25
Использование энергии ветра
Слайд 26
Использование энергии рек
Слайд 27
Использование энергии мирового океана
Слайд 28
Использование термальной энергии земли
Слайд 29
Использование энергии биомасс
Слайд 30
Выводы: Общими плюсами для альтернативных источников энергии является возобновляемость и меньший урон экологии от большинства из них. Минусами являются дороговизна, привязанность к определенным типам местности и относительно малая мощность. Поскольку установки, использующие возобновляемые источники энергии относительно маломощны, привязаны к определенным типам местности и довольно дороги, то пока возможно только комбинированное использование альтернативных и традиционных источников энергии. Это позволит снизить потребности в нефти, угле и газе, уменьшить или просто остановить рост темпов их добычи, что отсрочит энергетический и экологический кризис.
Слайд 31
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ручей и камень
Басня "Две подруги"
Четыре художника. Осень
Как нарисовать небо акварелью
Пока бьют часы