Индивидуальный творческий проект по технологии
Вложение | Размер |
---|---|
artemeva_18.docx | 541.11 КБ |
Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска
"Средняя общеобразовательная школа №63"
Проект на тему: Муляжный метод проектирования одежды
Выполнила Артемьева Екатерина
8 Б класс
Руководитель Шевелева Наталья Сергеевна
Омск 2018
Содержание
Обоснование темы проекта
Цель и задачи
Теоретическая часть
Практическая часть
Вывод
Интернет- источники
Приложение
Обоснование темы проекта
Одежда и ее отдельные части образуют в готовом виде объемную, пространственную поверхность. Выкраивают детали одежды из плоских материалов. Поэтому одной из основных задач конструирования одежды является получение из плоского материала оболочек тел пространственной формы – построение разверток деталей одежды. При пошиве изделия мы чаще всего берем готовую выкройку из журналов мод, иногда выполняем построение чертежа сами, если шьем несложную вещь. Но ведь раньше, до того, как придумали выкройки, конструировали иначе! Как? Меня заинтересовал этот вопрос. Я решила сшить платье- образец , используя непривычный нам способ проектирования модели. Актуальность данной темы наглядна- если это не сложно, то можно использовать данный способ для пошива различных вещей, не переводя выкройки, не делая чертежи и не выполняя различные расчеты.
Цель: Пошив платья
Задачи:
1.Изучить теоретические сведения о муляжном методе проектирования одежды
2.Научиться делать наколку на манекене
3. Узнать технологические особенности проектирования при методе наколок
Предмет исследования
Изготовление изделия при помощи метода наколок
Объект исследования
Муляжный метод проектирования одежды
Методы исследования
Сбор теоретического материала, практическая работа.
План работы.
1.Сбор теоретического материала
2.Наколка изделия
3.Пошив изделия
4.Выполнение презентации
5.Подведение итогов, демонстрация образца на модели
Теоретическая часть
Понятие конструирования одежды
Конструкция – это чертеж, который наглядно демонстрирует расположение деталей, силуэт, покрой, модельные линии швейного или трикотажного изделия. Качество уже готовой одежды зависит от точности снятых мерок или взятых за основу стандартов, от качества расчетов и от выбранной методики конструирования. Для создания конструкции необходимо тщательно изучить рисунок, проанализировать пропорции и детали. Затем снимаются мерки с фигуры или берутся стандартные параметры, включая и длину изделия, выполняется расчет по формулам и делается построение чертежа.
Для практического применения в современной отечественной и мировой школе кроя используются две принципиальные системы конструирования:
Каждая методика кроя имеет особенности и характеристики.
Расчетные методы
Расчетные методы подразделяются на - расчетно-графические, пропорционально-расчетные, расчетно-аналитические, и клиентоориентированные. Формирование расчетных методов конструирования одежды началось в конце 18 — начале 19 вв. Высококвалифицированные закройщики, обобщив свой опыт работы, стали применять несложные расчеты и графические построения для предварительной разработки чертежей кроя. Известно несколько десятков расчетных методов.
Во второй половине 19 века с появлением сантиметра как общей единицы измерения, появились и системы кроя, которые пытались с помощью формул описать контур фигуры человека. За основу, как правило, принималась условно-типовая фигура определенного размера и, отталкиваясь от нее, пытались описать фигуры других размеров.
Если оценить уровень сложности и точности построения можно сказать, что наиболее сложными и наименее точными были первые расчетно – графические методы кроя.
Расчетно-аналитические методы
С появлением необходимости массового пошива одежды большое распространение получили расчетно-аналитические методы – ЕМКО ЦНИИШП, ЕМКО СЭВ.
С 1959г. ЦНИИШП (Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности) проводил работы по созданию единой методики конструирования мужской, женской и детской одежды (ЕМКО). В основу единой методики был положен расчетно-аналитический метод, по которому чертежи конструкции строят путем геометрических разверток сглаженного контура фигуры человека с припусками на свободное облегание и декоративное оформление. В основу положены таблицы измерений, полученных на базе измерений. Расчетно-аналитический метод, предусматривает единый подход к конструированию мужской, женской и детской одежды. Сложность построения была не только в большом количестве снимаемых мерок и просчитываемых формул, но и в сложной системе прибавок на свободу облеганияЭти припуски выбирались, опираясь на интуицию. Это было трудно не только для начинающего, но и для опытного конструктора. И конструктор, потративший много часов на чертеж, и не получивший должного результата, приходил к выводу, что уж если не избежать примерок и подгонок, удобнее было бы пользоваться упрощенным способом построения первичного чертежа или совершенствовать уже проверенные и отработанные конструкции. Чаще использовали готовые типовые лекала или выполняли подгонку по фигуре методом муляжа на примерке.
Тот, кто никогда не сталкивался с кроем, никогда не задумывался над отличием одной фигуры от другой. Но, тем не менее, каждый из нас приходит в магазин и выбирает себе одежду определенного размера. Но что такое размер? Это, часто, обхват груди, талии, бедер, рост. И мы верим, что, беря, например 44 размер (обхват груди 88см), мы заведомо получаем отлично сидящую вещь. Нет. Ведь, при одном и том же обхвате у человека может быть узкая спина и большая грудь, у другого, при том же обхвате – плоская грудь и широкая спина.
Вот эти – то особенности и не могли учесть расчетно-графические и расчетно-аналитические системы кроя, главным достижением которых является создание методик для массового пошива.
В своем проекте я рассмотрю муляжные методы проектирования.
Метод наколки или макетирование.
Древнейший из способов создания моделей одежды и, тем не менее, актуальный и на сегодняшний день, представляющий неограниченные возможности для творчества профессионалам в области швейного дела и художникам — модельерам…
Муляжный метод изготовления конструкции изделия (метод наколки, макетирования или моделирования на манекене) – это один из способов создания конструкции одежды из бумаги или ткани на манекене или непосредственно на манекенщице с помощью булавок. Этим методом можно увидеть наиболее точное и реальное представление о форме, способствует объёмному восприятию ткани, позволяет прочувствовать пропорциональное расположение всех деталей между собой и во всей форме в целом.
Макетирование позволяет создать заданную форму наглядными приёмами с учетом данной фигуры человека и ее естественных пропорций, грамотно откорректировать на фигуре (манекене) построенную расчетно-графическим методом конструкцию.
Затем контуры и выбранные объемы переносятся на бумагу. Выкроенный материал собирается в изделие с последующей примеркой для уточнения линий на статичной фигуре или манекене.
Этот метод называется также макетным (или методом наколки), так как используется для изготовления макетов первых образцов изделия с помощью булавок.
Во времена бурного развития промышленного производства одежды этот метод оказался на грани исчезновения, но сохранился благодаря передаче этих знаний из поколения в поколение портными индивидуального пошива.
Возрождение этого метода и широкое распространение в нашей стране во многом обязано, в том числе и модельеру Вячеславу Зайцеву.
Муляжный метод применяется в современном конструировании для моделирования:
Достоинство метода макетирования в возможности учесть особенности фигуры и технические характеристики ткани – драпируемость и пластичность. Она дает возможность увидеть форму и пропорции изделия до его сборки без предварительных расчетов. В то же время метод наколки требует особых знаний – принципов зрительного восприятия, основ конструирования и особенности конкретной методики.
Наколка и муляж — очень близкие понятия. Иногда их трудно разграничить.
Метод наколки — метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск объемной формы на манекене или на фигуре человека. Метод наколки учитывает все индивидуальные особенности конкретной фигуры. Этот метод уникален, им можно пользоваться при накалывании не только простых форм одежды, но и сложных форм вечерних туалетов с применением драпировок; при поиске новых форм авангардного направления. Наколкой пользуются также при моделировании на нестандартную фигуру.
Наколка осуществляется на манекене в натуральную величину или на живой фигуре манекенщицы или заказчика. Если наколка производится на живой фигуре, то для удобства и точности посадки формы используют специальные нагрудники или производят наколку на плотно сидящую на теле трикотажную майку или футболку. На манекене, так же как и на живой фигуре, обязательно предварительно прокладывают тесьму или кромки ткани, отмечая конструктивные пояса по окружности шеи, окружности груди по выступающим точкам, окружности талии, окружности бедер по самым выступающим частям ягодиц или на 20 см ниже линии талии (если бедра имеют сглаженную форму), а также линию плеча, середину переда, середину спины, середину бока. Наколку проводят по правой стороне манекена или манекенщицы. Булавки необходимо вкалывать в одном направлении (горизонтальном, вертикальном, диагональном, справа налево или слева направо (для левшей), чтобы в процессе наколки не поранить руку. Для портновских булавок необходимо приготовить браслет для вкалывания булавок. Нельзя булавки брать в рот.
Макетная ткань должна быть четкой структуры, достаточно аппретированной, чтобы наколка не перекашивалась в разных направлениях. Нити основы и нити утка должны хорошо просматриваться. Основное правило наколки — соответствие вертикали направлению нитей основы макетной ткани и соответствие горизонталей направлению нитей утка макетной ткани.
Существует несколько видов наколки:
1.наколка готовой выкройки, полученной расчетным способом; переводной готовой выкройки или с использованием базовых лекал, с последующей подгонкой по фигуре (или по манекену);
2.наколка кусков ткани, размеры которых вычисляются приблизительно. Берутся отдельные куски ткани для переда, для спинки, для рукава и т.д.;
наколка целого куска макетной ткани для создания больших и сложных форм одежды. Сюда относится прием «несшитой» одежды;
3.наколка-примерка, при которой производится посадка на живой фигуре с одновременным устранением дефектов посадки. Такая наколка проводится из ткани модели, а не из макетной ткани.
Сам прием накалывания может выполняться двумя способами:
1) на лицевой поверхности ткани с одновременным убиранием швов, вы
тачек и др. на изнаночную сторону. Это традиционный прием накалывания;
2) «встык», когда все швы, вытачки выводятся на лицевую сторону и ска-
лываются между собой встык, на ребро. Такой метод сравнительно новый, при нем наколка упрощается, так как детали не надо подворачивать. Кроме того, вытачки, заложенные на ребро, в современной моде могут играть декоративную роль.
Метод наколки преследует две цели.
Первая – поиск наиболее оптимальной и выразительной формы одежды через ее объемное изображение, определение наиболее правильного и гармоничного месторасположения конструктивных элементов (пропорции изделия).
Вторая – использование конкретной ткани для получения той или иной объемной формы, нахождение ее пластических свойств.
С помощью наколки можно увидеть «живой эскиз» и образ модели, не говоря уже о том, что данный метод позволяет создавать изделия с идеальной посадкой на фигуре. Следовательно, муляжный метод в проектировании и изготовлении костюма правильнее использовать как средство творческого и гармонического поиска объемных форм изделия, ее деталей; как средство проверки возможности применения материалов с различными пластическими свойствами; как способ изготовления выкроек, найденных объемов и форм; как метод раскроя тканей без предварительно сделанных конструкций.
Однако это достаточно дорогой метод, потому что нужно работать от целого куска ткани, постепенно отрезая все лишнее. На создание модели можно потратить не один день. Со стороны метод наколки кажется простым и доступным, но без определенных знаний, безусловного вкуса и большого профессионального мастерства работать с методом невозможно. И даже при высокой квалификации, точность получения основ одежды наколкой недостаточно высока. Поэтому метод наколки не пригоден для массового изготовления одежды в промышленных условиях, зато с успехом применяется многими дизайнерами для создания необычных форм одежды.
Муляжный метод применяют при изготовлении театральных костюмов, при моделировании и конструировании женской одежды, где могут встречаться детали, вытачки и драпировки сложной формы, при конструировании одежды для фигуры с аномальными отклонениями, при конструировании корсетных изделий.
Практическая часть
Для наколки макета нужны: ткань, булавки, ножницы, тесьма, мел, цветные карандаши, сантиметровая лента, линейка, манекен.
Для выполнения проекта я выбрала модель платья, отрезного по линии талии, плотно облегающего фигуру. Ткань была подобрана в соответствии с требованиями к макетной ткани- плотная, хорошо держащая форму. На манекене были определены основные линии- линия груди, линия талии, линия центра, а на ткани- направление нити основы, которая должна идти строго по вертикали. Макетирование выполнялось от целого куска ткани по правой стороне манекена с последующим симметричным переносом всех линий кроя.
Нижняя часть изделия кроилась в виде прямоугольника с заданной длиной изделия. Но вначале закладывались складки, а затем нижняя и верхняя части скалывались на манекене и подгонялись.
После проведения примерки и подгонки платья на фигуре выполнялась поузловая обработка изделия, притачивание замка молнии, декоративных элементов, влажно- тепловая обработка и окончательная отделка.
Вывод
Таким образом, в результате работы над проектом, я сшила модель платья, используя муляжный метод конструирования. Это позволило мне точно подогнать изделие по фигуре с минимальными изменениями после примерки. Но в этом конкретном случае манекен почти точно соответствовал размерным характеристикам человека, на которого шилось платье. Для удачного эксперимента я решила следующие задачи- изучила теоретические сведения о муляжном методе проектирования одежды, научилась делать наколку на манекене, узнала технологические особенности проектирования при методе наколок.
Интернет- источники
https://uni-mecs.com/sections/history_cutting.shtml
https://portnishka.tv/metodyi-modelirovaniya-odezhdyi/
http://www.studmed.ru/docs/document2978/лекции-моделирование-одежды-методом-наколки
https://lantana-fashion.jimdo.com
pinterest.com
Приложение
Внешний вид наколки переда изделия |
Калитка в сад
Рисуем зимние домики
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Круговорот воды в пакете
Денис-изобретатель (отрывок)