Долгие годы многие материалы о советской космонавтике находились под грифом «секретно». И только спустя много лет мы узнаем её секреты. Одним из глубоко засекреченных теоретиков космонавтики, посвятившим свою жизнь космонавтике был Келдыш Мстислав Всеволодович.
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_sovetskoy_kosmonavtiki_keldysh_point.pptx | 1.22 МБ |
sekrety_sovetskoy_kosmonavtiki_keldysh.docx | 48.99 КБ |
Слайд 1
Секреты советской космонавтики Автор работы: Ноздрачёва Юлия Место выполнения работы: г.Ставрополь МОУ СОШ №32 10 класс Научный руководитель: Кривокора А.С., учитель математики и физики 2011г.Слайд 2
Келдыш Мстислав Всеволодович «Думаю, вообще очень не многое может быть сравнено с тем чувством, которое овладевает человеком, когда он сделал научное открытие. Это напоминает мне Грига. Он шел по полю и услышал, что простая деревенская девушка поёт песню на его мелодию. И он понял, что его музыка стала частью её души. Его творение вошло в народную душу. Вот такая же радость овладевает и исследователем, когда он видит, что его открытие преобразует жизнь»,- Мстислав Келдыш. (1911-1978)
Слайд 3
Келдыш Мстислав Всеволодович. Советский ученый в области математики, механики, космической науки и техники, государственный деятель, организатор науки. Ему принадлежит большое число фундаментальных исследований в области математики, вычислительной математики, аэрогидродинамики, теории колебаний. Он внёс выдающийся вклад в развитие вычислительной и машинной математики в СССР, создание эффективных методов расчёта задач атомной и космической техники, развёртывание и проведение космических исследований.
Слайд 4
Родился Келдыш Мстислав Всеволодович 29 января 1911 в Риге в семье крупного инженера-строителя. Отец - Келдыш Всеволод Михайлович (1878 -1965) - ученый в области железобетонных конструкций. Мать - Мария Александровна - домохозяйка. Заслуга родителей, в том, что они не принуждали детей в выборе профессии. Старшая сестра Людмила была известным математиком. Старший брат Александр увлекался театром. Младший брат Михаил аспирант исторического факультета. Любовь пошла по стопам отца. Вера – математик. Брат Юрий – доктор искусствоведения, профессора Московской консерватории.
Слайд 5
Начало пути. В Иваново Мстислав начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях у матери Марии Александровны. По возвращении в Москву (1923) учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. Склонность к математике у Келдыша проявилась еще в 7-8-м классах, учителя уже тогда отличали его незаурядные способности к точным наукам.
Слайд 6
В 1927 окончил школу, однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет (всего 16). По совету старшей сестры Людмилы, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета, он поступает на тот же факультет МГУ. С весны 1930 он одновременно с учебой начал работать ассистентом в Электромашиностроительном институте, затем еще и в Станко инструментальном институте (СТАНКИН). По окончании МГУ в 1931 по рекомендации академика А.И.Некрасова Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 сначала инженером, затем - старшим инженером, начальником группы, а с 1941- начальником отдела динамической прочности. С 1942 по 1953 Келдыш - профессор МГУ. Большой период жизни Келдыша связан с его деятельностью в Президиуме Академии наук СССР, начавшейся в октябре 1953 и продолжавшейся до конца его жизни.
Слайд 7
Репрессии 1930-х не обошли стороной семью Келдышей. В 1935 несколько дней в заключении провела Мария Александровна, в стране проходила компания по изъятию у населения золота. В 1936 был арестован брат Михаил, в то время аспирант исторического факультета университета, изучавший средневековую Германию. Он получил 10 лет без права переписки (как установлено впоследствии, был расстрелян весной 1937). В 1938 по обвинению в шпионаже был арестован брат Александр, затем обвинение было изменено на антисемитизм. В суде, тем не менее, обвинения были сняты, и он вышел на свободу.
Слайд 8
Начальный период работы Келдыша в ЦАГИ связан с исследованиями нелинейных задач обтекания(1934) и строгим обоснованием теории винта Жуковского (1935) (выполненных в соавторстве с Ф.И. Франклем), с теорией колеблющегося крыла (1935, совместно с М.А.Лаврентьевым) впервые было строго рассмотрено влияние сжимаемости среды на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и обобщена известная теорема Жуковского о подъемной силе; впервые установлено, что при определенных режимах колебаний крыла возникает тяга. Он занимался теорией удара тела о жидкость и движением тел под поверхностью жидкости (поплавок гидросамолета, подводное крыло).
Слайд 9
В октябре 1941 Келдыш с женой Станиславой Валериановной и тремя детьми в числе других сотрудников ЦАГИ был эвакуирован в Казань. Война призвала его к битве на фронте научных и инженерных идей. Учёный совет ЦАГИ стал военным советом. Он боролся против фашизма вместе с конструкторами: Ильюшиным и Лавочкиным, Поликарповым и Яковлевым. Его теоретические расчеты, работы по доводке машин прямо на авиационных заводах приближали 9 мая 1945. Исследования авиационных колебаний и флаттера, исследования устойчивости переднего колеса трехколесного шасси, позволившие предложить целесообразные и простые конструктивные мероприятия для устранения шиммирования колеса самолета при взлете или посадке, которое приводило к разрушению переднего шасси самолета. По имеющимся данным, в германской авиации в период 1935-1943 зафиксировано 146 аварий из-за флаттера и более 150 аварий, связанных с "шимми" . В отечественной — ни одной.
Слайд 10
В конце 1946 Келдыш избран действительным членом АН СССР по Отделению технических наук. Начался новый период его деятельности, связанный с именами "трех К": И.В.Курчатова, С.П.Королева и М.В.Келдыша. Сразу после избрания академиком он назначен начальником (с августа 1950- научным руководителем) головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, ныне Центр имени М.В.Келдыша), занимавшегося прикладными задачами ракетостроения. С этого времени основное направление деятельности Келдыша связано с ракетной техникой. Первая в мире межконтинентальная ракета была запущена в СССР уже 21 августа 1957.
Слайд 11
Велик его вклад в становление и развитие таких научных направлений, как механика космического полета и космическая навигация. С 1953 в Математическом институте АН СССР велись работы по решению задач выведения на орбиту Земли искусственного спутника, увенчавшиеся 4 октября 1957 его успешным запуском и выводом на орбиту. Решающую роль Келдыш сыграл в создании относительно дешевой ракеты -носителя для выведения на орбиту спутников по научным программам (спутники семейства "Космос").
Слайд 12
Руководя "Лунной" программой, Келдыш смог понять причину первых трех катастроф (ракеты Р -7, успешно выведшие на орбиту Земли искусственные спутники, взрывались в полете) — развитие колебаний в топливной системе ракеты. Первый аппарат к Луне был отправлен 2 января 1959. 4 октября 1959 были получены снимки обратной стороны Луны (с аппарата "Луна-3"). В 1966 совершена мягкая посадка на поверхность Луны, а на ее орбиту выведен искусственный спутник ("Луна-10"). В октябре 1970 стартовала "Луна-16", доставившая образцы лунного грунта на Землю, затем старт автоматической станции "Луна-17" с самоходным аппаратом "Луноход-1"; всего к 1976 запущены 34 аппарата серии "Луна".
Слайд 13
Не менее эффективно участие Келдыша в программе исследования Венеры, связанной с автоматическими станциями семейства "Венера" (начиная с "Венеры-4", 1967), аппарат "Венера-7" (1970) показал, что давление на поверхности Венеры составляет 100 земных атмосфер, температура 400° С. Велика роль Келдыша при исследованиях Марса. В 1960 при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу Келдыш предложил испытывать приборы, предназначенные к изучению Марса, в земных условиях. Это позволило выявить неэффективную аппаратуру и дало экономию в десятки килограммов веса станции.
Слайд 14
Выезжал на полигоны и космодромы при подготовке и запуске космических аппаратов, входил в различные комиссии по космическим проблемам, был председателем экспертных комиссий, комиссий по разбору причин аварий, в частности, был председателем аварийной комиссии по выяснению причин гибели экипажа космического аппарата "Союз-11" (космонавты Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И. Пацаев (1971).
Слайд 15
18 марта 1965 впервые был осуществлен выход человека в открытый космос (космонавт Алексей Леонов). Огромный вклад внес Келдыш в осуществление совместного советско-американского космического полета "Союз-Апполон" (1975) и развитие полетов по программе "Интеркосмос". Был одним из инициаторов создания в 1951 Московского физико-технического института (в г.Долгопрудном Московской области) и некоторое время читал лекции, долгое время был заведующим кафедрой.
Слайд 16
Выявление новых научных и технических задач, развитие космической техники, формирование комплексных научно-технических программ, вопросы управления полетами — далеко не полный перечень проблем, входивших в круг деятельности Келдыша. В 1961 за особые заслуги в развитии ракетной техники, создании и успешном запуске 12 апреля 1961 первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту он был второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Слайд 18
Возглавляя Академию наук СССР с 1961 по 1975, оказывал всемерную поддержку развитию в нашей стране не только математики и механики, но и новых направлений современной науки, таких, как кибернетика, квантовая электроника, молекулярная биология и генетика. В 1962 Президиум Академии наук СССР принял решение о строительстве комплекса биологических институтов в г. Пущино. При Келдыше состоялась комплексная проверка деятельности Т.Д.Лысенко, позволившая разоблачить псевдонаучные концепции "лысенковщины", отрицавшей генетику. В списках действительных членов Академии был посмертно восстановлен Н.И.Вавилов, получили подтверждение его заслуги в биологии и сельскохозяйственных науках. Годы, когда пост президента Академии наук СССР занимал Келдыш, были периодом наиболее быстрого роста Академии, превращения ее в крупнейший центр фундаментальной науки.
Слайд 19
«Надо помнить, что всё в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследования природы должно идти комплексно, так, чтобы не нарушать этих связей» М.В. Келдыш
Слайд 20
Большую работу вел Келдыш в Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники, возглавляя его с 1961 до своей кончины. Его рецензии на представленные работы имеют самостоятельный научный интерес. Всемерно поддерживал переход на массовое машинное производство, облегчающее труд. Высоко оценивал внедрение хлопкоуборочных и чаеуборочных машин. В последние годы жизни Келдыш интересовался проблемой создания солнечных электростанций на космической орбите. 10 января 1973 Келдыш перенес операцию на кровеносных сосудах, выполненную американским профессором М. Де Бекки (отказавшимся от гонорара за операцию и выразившим благодарность за честь оперировать Келдыша). Умер 24 июня 1978. Урна с прахом Келдыша захоронена в Кремлевской стене у Красной площади в Москве.
Слайд 21
Награды СССР Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971) 7 орденов Ленина 3 ордена Трудового Красного Знамени Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1972) Большая золотая медаль им. М. В. Ломоносова АН СССР (1975)
Слайд 22
Иностранные награды и звания 1961 год : действительный член Монгольской академии наук 1962 год : действительный член Польской академии наук действительный член Чехословацкой академии наук 1963 год : золотая медаль «За заслуги перед наукой и человечеством» Чехословацкой академии наук 1964 год : почётный доктор Вроцлавского университета им. Б. Берута (Польша) член Американского математического общества член Международной академии астронавтики 1965 год : член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (ГДР) лауреат премии имени Гуггенгейма Международной академии астронавтики почётный член Академии Социалистической Республики Румынии 1966 год : почётный член Болгарской академии наук иностранный член Саксонской академии наук в Лейпциге(ГДР) иностранный член Академии наук ГДР почётный член Американской академии искусств и наук в Бостоне (США) серебряная медаль имени А. Бельо Чилийского университета
Слайд 23
В 1978 году АН СССР учредила золотую медаль им. М. В. Келдыша «3а выдающиеся научные работы в области прикладной математики и механики, а также теоретические исследования по освоению космического пространства».
Слайд 24
В Риге и Москве (на Аллее космонавтов) сооружены памятники учёному, создан кабинет-музей в ИПМ РАН. На зданиях этого института, МГУ и на доме, где жил Келдыш установлены мемориальные доски.
Слайд 25
В МГУ учреждена стипендия им. М. В. Келдыша. Его имя носят ИПМ РАН, площадь в Москве, улица в Риге, научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», кратер на Луне, малая планета 2186 Keldysh. В 1981 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Келдышу.
Слайд 26
«На наших глазах не узнаваемо изменилась жизнь на Земле. Планета, как бы стала теснее, меньше, и человечество смогло осознать себя именно как человечество в целом. Это изменение внесено новыми достижениями науки, свидетелями которых мы были. Надо видеть в науке силу, которая преобразует мир» Мстислав Всеволодович Келдыш.
Слайд 27
Литература. Космонавтика. Энциклопедия / В. П. Глушко. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 528 с. — 75000 экз. Корнеев С. Г. Советские учёные — почётные члены научных организаций зарубежных стран. М.: Издательство «Наука», 1981 «Мстислав Келдыш». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ). 1980. 60 минут. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Мстислав Всеволодович Келдыш (к шестидесятилетию со дня рождения), "Успехи математических наук", 1971, т. 26, в. 4 (160), с. 3—14.
Слайд 28
Спасибо за внимание!
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32.
СЕКРЕТЫ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
Келдыш Мстислав Всеволодович
Авторы работы: | Ноздрачева Юлия, ученица 11 класса |
Научный руководитель: | Кривокора А.С., учитель физики и математики. |
Ставрополь, 2011
Содержание: | 2 |
Введение. | 3 |
1. Биография: | |
1.1 Семейные корни. | 4 |
1.2 Начало пути. | 4 |
2. Основные труды в области теоретической и прикладной математики. | 6 |
3. Научные достижения в области космонавтики. | 9 |
4. Окончание земного пути. | 12 |
5. Награды. | 12 |
Заключение. | 13 |
Литература. | 14 |
Введение.
Долгие годы многие материалы о советской космонавтике находились под грифом «секретно». И только спустя много лет мы узнаем её секреты.
Одним из глубоко засекреченных теоретиков космонавтики, посвятившим свою жизнь космонавтике был Келдыш Мстислав Всеволодович. Советский ученый в области математики, механики, космической науки и техники, государственный деятель, организатор науки.
«Думаю, вообще очень не многое может быть сравнено с тем чувством, которое овладевает человеком, когда он сделал научное открытие. Это напоминает мне Грига. Он шел по полю и услышал, что простая деревенская девушка поёт песню на его мелодию. И он понял, что его музыка стала частью её души. Его творение вошло в народную душу. Вот такая же радость овладевает и исследователем, когда он видит, что его открытие преобразует жизнь»,- Мстислав Келдыш.
Келдышу принадлежит большое число фундаментальных исследований в области математики, вычислительной математики, аэрогидродинамики, теории колебаний. Большой цикл его работ посвящен колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций. В них была разработана теория флаттера самолета, созданы методы численного расчета этого явления и его моделирования в эродинамических трубах и предложены практические меры борьбы с ними. Им было также изучено явление шимми — самовозбуждающихся колебаний носового колеса шасси самолета и найдены простые конструктивные решения для его устранения. В области аэрогидродинамики Келдыш впервые исследовано влияние сжимаемости среды на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и обобщена Жуковского теорема о подъёмной силе. Мстиславу Всеволодовичу принадлежат фундаментальные результаты по гидродинамике движения тела под поверхностью жидкости и волнового сопротивления, теории удара тела о жидкость, теории колеблющегося крыла и теории винта.
Основные математические работы Мстислава Келдыша посвящены теории функций действительного и комплексного переменного, уравнениям с частными производными, функциональному анализу. Мстислав Всеволодович поставил и разрешил основные вопросы устойчивости решений задачи Дирихле для уравнения Лапласа. Для эллиптических уравнений, вырождающихся на границе области, им были впервые найдены корректные постановки краевых задач, в зависимости от характера вырождения. Важные результаты получены им в области теории функций комплексного переменного и её приложений к гидродинамике. Им решена задача о равномерном приближении функций в замкнутой области многочленами и изучена задача об аппроксимации в среднем. Он впервые доказал полноту системы собственных и присоединенных функций для несамосопряженных операторов с частными производными. Келдыш внёс выдающийся вклад в развитие вычислительной и машинной математики в СССР, создание эффективных методов расчёта задач атомной и космической техники, развёртывание и проведение космических исследований.
1.Биография:
1.1 Семейные корни.
Родился Келдыш Мстислав Всеволодович 29 января 1911 в Риге в семье крупного инженера-строителя (впоследствии академика архитектуры) Всеволода Михайловича Келдыша. Отец - Келдыш Всеволод Михайлович (1878 -1965) - ученый в области железобетонных конструкций. Один из основоположников методов расчета железобетонных конструкций по предельным состояниям, ведущий участник разработок норм по железобетону в СССР, проектирования и приемки канала имени Москвы, Московского метрополитена и других важнейших строек.
Мать — Мария Александровна (урожденная Скворцова) — домохозяйка. В 1915 семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву.
Семья была большая. Семь человек детей. Заслуга родителей, в том, что они не принуждали детей в выборе профессии. Старшая сестра Людмила была известным математиком. Старший брат Александр увлекался театром. Младший брат Михаил аспирант исторического факультета. Любовь пошла по стопам отца. Вера – математик. Юрия Всеволодовича Келдыша, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории.
Дед со стороны матери был военный и дослужился до кнтр-генерала артиллерии. Дед со стороны отца закончил семинарию и поступил в Петербурге в военно-медицинскую академию. Дослужился до звания генерал-майора медицинской службы.
В 1919-1923 Келдыш жил в Иваново, где отец преподавал в политехническом институте, организованном по инициативе М.В.Фрунзе.
1.2 Начало пути.
В Иваново начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях у Марии Александровны. По возвращении в Москву (1923) учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. Склонность к математике у Келдыша проявилась еще в 7-8-м классах, учителя уже тогда отличали его незаурядные способности к точным наукам.
В 1927 окончил школу и хотел получить нравившуюся ему отцовскую профессию инженера-строителя, однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет (всего 16). По совету старшей сестры Людмилы, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета, занимавшейся математикой под научным руководством-Н.Н.Лузина, он поступает на тот же факультет МГУ. Во время учебы в университете Келдыш завязал научные контакты с М.А.Лаврентьевым, переросшие потом в многолетнее научное сотрудничество и дружбу.
С весны 1930 он одновременно с учебой начал работать ассистентом в Электромашиностроительном институте, затем еще и в Станко инструментальном институте (СТАНКИН).
По окончании МГУ в 1931 по рекомендации академика А.И.Некрасова Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял С.А.Чаплыгин, под его руководством регулярно проводился семинар. Участниками семинара были также М.А.Лаврентьев, Н.Е.Кочин, Л.С.Лейбензон, А.И.Некрасов, Г.И.Петров, Л.И.Седов, Л.Н.Сретенский, Ф.И.Франкль, С.А.Христианович; многие из них впоследствии стали известными учеными-механиками.
В те годы было принято решение, что все способные по состоянию здоровья ведущие инженеры и учённые ЦАГИ должны попробовать, что такое реальный полет, научиться пилотировать легкомоторный учебной самолет. Многие из них показывали довольно большие успехи, в том числе и Келдыш.
Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 сначала инженером, затем — старшим инженером, начальником группы, а с 1941 — начальником отдела динамической прочности.
2. Основные труды в области теоретической и прикладной математики.
Начальный период работы Келдыша в ЦАГИ связан с исследованиями нелинейных задач обтекания. В работах этого цикла Внешняя задача Неймана для нелинейных эллиптических уравнений с приложением к теории крыла в сжимаемом газе (1934) и Строгое обоснование теории винта Жуковского (1935) (выполненных в соавторстве с Ф.И.Франклем). К теории колеблющегося крыла (1935, совместно с М.А.Лаврентьевым) впервые было строго рассмотрено влияние сжимаемости среды на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и обобщена известная теорема Жуковского о подъемной силе; впервые установлено, что при определенных режимах колебаний крыла возникает тяга. Он занимался теорией удара тела о жидкость и движением тел под поверхностью жидкости (поплавок гидросамолета, подводное крыло.
Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш поступил осенью 1934 в аспирантуру (дополненную затем двухлетней докторантурой) Математического института имени В.А.Стеклова АН СССР к Лаврентьеву, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 ему без защиты присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 — степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика". 26 января 1938 им была защищена докторская диссертация на тему: «О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций».
Репрессии 1930-х не обошли стороной семью Келдышей. В 1935 несколько дней в заключении провела Мария Александровна, в стране проходила компания по изъятию у населения золота. В 1936 был арестован брат Михаил, в то время аспирант исторического факультета университета, изучавший средневековую Германию. Он получил 10 лет без права переписки (как установлено впоследствии, был расстрелян весной 1937). В 1938 по обвинению в шпионаже был арестован брат Александр, затем обвинение было изменено на антисемитизм. В суде, тем не менее, обвинения были сняты, и он вышел на свободу.
В середине тридцатых годов во всех ведущих в техническом отношении стран мира прокатилась серия катастроф, поначалу не объяснимых. Казалось, что самолеты просто взрывались в воздухе. Оказалось, что это вибрации, которым дали название флаттера. Флаттер - сильные колебания крыльев самолета, возникавшие при определенных скоростях движения самолета и приводившие к его разрушению.
Серьёзные технические журналы того времени печатали статьи с такими заголовками: «Флаттер … Что делать?».
Цикл работ Келдыша и его сотрудников предвоенных и военных лет посвящен колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций. Его исследования заложили основы методов численного расчета и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера. Результаты Келдыша не только привели к разработке простых и надежных мер предотвращения флаттера, но и стали основой нового раздела науки о прочности авиационных конструкций. Известно, что в германской авиации в период 1935-1943 зафиксировано 146 аварий из-за флаттера. В процессе работы группе Келдыша пришлось выдержать напряженную полемику, оппоненты обращались в высокие инстанции (вплоть до ЦК ВКП (б)).
Результаты работы Келдыша сыграли большую роль в создании скоростной авиации в нашей стране.
В октябре 1941 Келдыш с женой Станиславой Валериановной и тремя детьми в числе других сотрудников ЦАГИ был эвакуирован в Казань, где продолжил работу. Война призвала его к битве на фронте научных и инженерных идей. Учёный совет ЦАГИ стал военным советом. Он боролся против фашизма вместе с конструкторами: Ильюшиным и Лавочкиным, Поликарповым и Яковлевым. Его теоретические расчеты, работы по доводке машин прямо на авиационных заводах приближали 9 мая 45 года.
К исследованиям авиационных колебаний и флаттера тесно примыкают его исследования устойчивости переднего колеса трехколесного шасси, позволившие предложить целесообразные и простые конструктивные мероприятия для устранения шиммирования (самовозбуждающихся поворотов и смещений) колеса самолета при взлете или посадке, которое приводило к разрушению переднего шасси самолета. По имеющимся данным, в немецкой авиации было более 150 аварий, связанных с "шимми", в отечественной — ни одной.
Успех прикладных работ Келдыша обусловлен не только его глубокой интуицией инженера-механика и экспериментатора, но и выдающимся талантом математика, тонкого теоретика и творца вычислительных алгоритмов и методов. И наоборот, многие его фундаментальные математические исследования имеют своим истоком проблемы, возникшие из его работ по механике. Как математик Келдыш внес свой вклад в теорию функций, теорию потенциала, дифференциальные уравнения, функциональный анализ. Большое значение имеют результаты Келдыша в механике, охватывающие гидродинамику, аэродинамику, газовую динамику, механику самолетных конструкций. Многому научился Келдыш в общении с конструкторами самолетов, в первую очередь, С.А.Лавочкиным и А.Н.Туполевым.
В сентябре 1943 Келдыш избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук. В июне 1944 стал заведующим незадолго перед тем созданным отделом механики в Математическом институте АН СССР и оставался в этой должности до 1953. При отделе работал научный семинар, объединивший специалистов по аэромеханике. Одновременно возобновил преподавательскую деятельность в МГУ, начавшуюся в 1932, он читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, заведовал кафедрой термодинамики, руководил научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 по 1953 Келдыш — профессор МГУ. Многие из его учеников того времени стали видными учеными, среди них академики А.А.Гончар, Д.Е. Охоцимский, Т.М.Энеев.
В послевоенные годы Келдыш занимался решением проблем атомной энергетики и вычислительной математики. Потребовались новые методы исследования, прежде всего эффективные методы и средства математического расчета. Необходимость их создания вызвала в области вычислительной математике революцию, коренным образом изменившую ее общенаучное значение. Келдыш одним из первых сумел предугадать роль вычислительной математики в повышении эффективности научно-технического поиска.
Познакомившись с создателями первой отечественной ЭВМ М.А.Лесечко и Ю.Я.Базилевским, он стал специалистом в этой области. В 1953 он стал основателем Института прикладной математики АН СССР и его бессменным директором. С деятельностью этого института, носящего ныне его имя, во многом связано становление современной вычислительной математики в нашей стране.
В работах по созданию ракетно-ядерного щита Келдыш принимал участие и как руководитель больших коллективов и как автор многих научно-технических идей и вычислительных методов. В это время им опубликованы работы по оценке последствий ядерного взрыва: Об оценке действия взрыва на больших высотах (1950, совместно с Л.И.Седовым) и Точечный взрыв в атмосфере (1955, совместно с Д.Е. Охоцимским и др.)
3. Научные достижения в области космонавтики.
Он внес выдающийся вклад в развитие советской космической науки и техники. Начав работать по космической тематике в 1946 в творческом сотрудничестве с С.П.Королевым, он явился одним из инициаторов широкого развертывания работ по изучению и освоению космоса. С начала 1956 возглавил один из ведущих участков в их проведении.
В конце 1946 Келдыш избран действительным членом АН СССР по Отделению технических наук. Начался новый период его деятельности, связанный с именами "трех К": И.В.Курчатова, С.П.Королева и М.В.Келдыша. Сразу после избрания академиком он назначен начальником головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, ныне Центр имени М.В.Келдыша), занимавшегося прикладными задачами ракетостроения. С этого времени основное направление деятельности Келдыша связано с ракетной техникой. Первая в мире межконтинентальная ракета была запущена в СССР уже 21 августа 1957.
Велик его вклад в становление и успешное развитие таких научных направлений, как механика космического полета и космическая навигация. С 1953 в Математическом институте АН СССР велись работы по решению задач выведения на орбиту Земли искусственного спутника, увенчавшиеся 4 октября 1957 его успешным запуском и выводом на орбиту. Решающую роль Келдыш сыграл в создании относительно дешевой ракеты - носителя для выведения на орбиту спутников по научным программам (спутники семейства "Космос").
Руководил "Лунной" программой, включая полеты автоматических станций семейства "Луна", направлялась Келдышем. Привлекал к участию в программе научные коллективы, руководил совещаниями и семинарами по обсуждению результатов исследований и принятию дальнейших планов. Первый аппарат к Луне был отправлен 2 января 1959. 4 октября 1959 были получены снимки обратной стороны Луны (с аппарата "Луна-3"). В 1966 совершена мягкая посадка на поверхность Луны, а на ее орбиту выведен искусственный спутник ("Луна-10"). В октябре 1970 стартовала "Луна-16", доставившая образцы лунного грунта на Землю, затем старт автоматической станции "Луна-17" с самоходным аппаратом "Луноход-1"; всего к 1976 запущены 34 аппарата серии "Луна". Первые три запуска космических аппаратов к Луне закончились катастрофами: ракеты Р -7, успешно выведшие на орбиту Земли искусственные спутники, взрывались в полете. Келдыш смог понять причину катастроф — развитие колебаний в топливной системе ракеты.
Не менее эффективно участие Келдыша в программе исследования Венеры, связанной с автоматическими станциями семейства "Венера" (начиная с "Венеры-4", 1967), аппарат "Венера-7" (1970) показал, что давление на поверхности Венеры составляет 100 земных атмосфер, температура 400° С.
Велика роль Келдыша при исследованиях Марса. В 1960 при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу Келдыш предложил испытывать приборы, предназначенные к изучению Марса, в земных условиях. Это позволило выявить неэффективную аппаратуру и дало экономию в десятки килограммов веса автоматической станции. Выезжал на полигоны и космодромы при подготовке и запуске космических аппаратов. Входил в различные комиссии по космическим проблемам. Был председателем экспертных комиссий и комиссий по разбору причин аварий. В частности, был председателем аварийной комиссии по выяснению причин гибели экипажа космического аппарата "Союз-11" (космонавты Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И. Пацаев (1971).
Выявление новых научных и технических задач, развитие космической техники, формирование комплексных научно-технических программ, вопросы управления полетами — далеко не полный перечень проблем, входивших в круг деятельности Келдыша.
18 марта 1965 впервые был осуществлен выход человека в открытый космос (космонавт Алексей Леонов). Огромный вклад внес Келдыш в осуществление совместного советско-американского космического полета "Союз-Апполон" (1975) и развитие полетов по программе "Интеркосмос".
Был одним из инициаторов создания в 1951 Московского физико-технического института (в г.Долгопрудном Московской области) и некоторое время читал лекции, долгое время был заведующим кафедрой.
Большой период жизни Келдыша связан с его деятельностью в Президиуме Академии наук СССР, начавшейся в октябре 1953 и продолжавшейся до конца его жизни. С 1953 он академик-секретарь Отделения математики Академии наук. В 1960 избран вице-президентом, а в мае 1961 — президентом Академии наук СССР.
Во время работы Келдыша на посту президента Академии наук строились институты и академические городки, научные центры. Всё, что делалось для науки в эти годы, так или иначе связано с его именем. Одной из строек, во время его президентства была Зеленчукская обсерватория. Уже после смерти Келдыша был построен радиотелескоп. Строительство стало самым большим капиталовложением в радиотелескопостроение. Надо было обладать смелостью, чтобы принять решение строительство, которое не дает сразу выгоду в экономику страны, но обеспечивало далекое будущее. Были построены цехи специальные в Ленинграде для отливки зеркала, его полировки. Надо было создать целую кооперацию для исследовательских, проектных институтов. Построить дорогу для перевозки деталей телескопа, вес которых превышал 100тонн.
Возглавляя Академию наук СССР с 1961 по 1975, оказывал всемерную поддержку развитию в нашей стране не только математики и механики, но и новых направлений современной науки, таких, как кибернетика, квантовая электроника, молекулярная биология и генетика. В 1062 Президиум Академии наук СССР принял решение о строительстве комплекса биологических институтов в г. Пущино. При Келдыше, состоялась комплексная проверка деятельности Т.Д.Лысенко, позволившая разоблачить псевдонаучные концепции "лысенковщины", отрицавшей генетику. В списках действительных членов Академии был посмертно восстановлен Н.И.Вавилов, получили подтверждение его заслуги в биологии и сельскохозяйственных науках.
«Надо помнить, что всё в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследования природы должно идти комплексно, так, чтобы не нарушать этих связей», - говорил М.В. Келдыш.
Годы, когда пост президента Академии наук СССР занимал Келдыш, были периодом наиболее быстрого роста Академии, превращения ее в крупнейший центр фундаментальной науки.
Среди его званий: академик Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина" (ГДР, 1961); академик Академии наук Монголии (1961); академик Академии наук Польши (1962); академик Академии наук Чехословакии (1962); почетный член Академии наук Румынии (1965); почетный иностранный член Академии наук Болгарии (1966); почетный иностранный член Американской Академии наук и искусств в Бостоне (1966); член-корреспондент Германской Академии наук в Берлине (1966); почетный член Королевского общества в Эдинбурге (1968), почетный член Академии наук Венгрии (1970), почетный член Академии Финляндии (1974); почетный доктор Делийского университета (1967), почетный доктор Будапештского университета (1967), почетный доктор Лагосского университета (Нигерия, 1968), почетный доктор Карлова университета в Праге (Чехословакия, 1974), почетный доктор Индийского статистического института (1974).
Большую работу вел Келдыш в Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники, возглавляя его с 1961 до своей кончины. Его рецензии на представленные работы имеют самостоятельный научный интерес. Всемерно поддерживал переход на массовое машинное производство, облегчающее труд. Высоко оценивал внедрение хлопкоуборочных и чаеуборочных машин. В последние годы жизни Келдыш интересовался проблемой создания солнечных электростанций на космической орбите. Изучал проекты создания станций по улавливанию солнечной энергии в космосе и передачи её на Землю. Он думал этой энергией заменить топливо, сделать чище атмосферу, лучше жизнь.
Но когда не стало сил выдерживать нагрузки, он оставил пост президента. Он весь вернулся к математике в свой институт. В последние месяцы жизни он доказал несколько теорем, что не успел в молодости.
4. Окончание земного пути.
10 января 1973 Келдыш перенес операцию на кровеносных сосудах, выполненную американским профессором М. Де Бекки (отказавшимся от гонорара за операцию и выразившим благодарность за честь оперировать Келдыша).
Умер 24 июня 1978. Тело М. В. Келдыша было найдено в автомобиле марки «Волга», находившемся в гараже на его даче. Официальное сообщение гласило, что смерть наступила в результате сердечного приступа. В то же время широко распространена версия о том, что он покончил жизнь самоубийством, отравившись выхлопными газами автомобильного двигателя. Некоторые источники утверждают, что в последние месяцы жизни Келдыш тяжело болел и пребывал в глубокой депрессии.
Урна с прахом Мстислава Всеволодовича Келдыша установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
5. Награды.
В апреле 1942 ему была присуждена Сталинская премия II степени за научные работы по предупреждению разрушения самолетов. В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы. Свой первый орден – орден Трудового Красного Знамени он получил в 1943 году. В 1945 году его наградили орденом Ленина. В 1944 Келдыш был награжден медалью "За оборону Москвы".
В 1946 за исследования устойчивости переднего колеса трехколесного шасси ему вторично присуждена Сталинская премия II степени.
В 1956 ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1957 его научные достижения отмечены Ленинской премией.
В 1961 за особые заслуги в развитии ракетной техники, создании и успешном запуске 12 апреля 1961 первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту он был второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1971 за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с 60-летием Келдыш стал трижды Героем Социалистического Труда (одиннадцатым по счету трижды Героем за все время присуждения этого звания).
Награжден орденами Ленина (1945, дважды 1954, 1956, 1961, 1967, 1975), Трудового Красного Знамени (1943, 1945, 1953), медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945), "800 лет Москвы" (1947), "20 лет Победы" (1965), "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина" (1970), "30 лет Победы" (1975). Кавалер ордена "Почетного Легиона (Командор)" (1971), высших орденов ряда других стран.
Золотая медаль имени М.В.Ломоносова АН СССР (1976).
После смерти в Москве в память о математике и механике Мстиславе Всеволодовиче Келдыше названа в 1978 г. площадь Академика Келдыша, ЮЗАО, р-ны Коньково, Обручевский; на пересечении ул. Обручева и Профсоюзной.
В 1978 году АН СССР учредила золотую медаль им. М. В. Келдыша «3а выдающиеся научные работы в области прикладной математики и механики, а также теоретические исследования по освоению космического пространства».
В Москве на Аллее Космонавтов 25 декабря 1981 года открыт памятник Мстиславу Келдышу. Создан кабинет-музей в ИПМ РАН. На зданиях этого института, МГУ и на доме, где жил Келдыш установлены мемориальные доски. В Риге сооружен бюст М. В. Келдыша.
В МГУ учреждена стипендия им. М. В. Келдыша.
Его имя носят ИПМ РАН, площадь в Москве, улица в Риге, научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», кратер на Луне, малая планета 2186 Keldysh.
В 1981 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Келдышу.
Заключение.
Мстислав Всеволодович Келдыш отдал жизнь науке. Всемерно развивал международное научное сотрудничество и координацию научных исследований. С научными визитами посетил Германию и Англию (1965), Чехословакию (1963, 1970), Японию (1964), Польшу (1964, 1973), Францию (1965,1967), Румынию (1966), Болгарию (1966, 1969), Венгрию (1967), Канаду (1967), Италию (1969), Швецию (1969), Испанию (1970), США (первый официальный визит отечественной Академии наук за все время ее существования, 1972). Келдыш свободно говорил на немецком и французском языках. Читал на итальянском языке, уже в зрелом возрасте (после 50) стал изучать английский. И мыслил он космическими масштабами.
«На наших глазах не узнаваемо изменилась жизнь на Земле. Планета, как бы стала теснее, меньше, и человечество смогло осознать себя именно как человечество в целом. Это изменение внесено новыми достижениями науки, свидетелями которых мы были. Надо видеть в науке силу, которая преобразует мир», - Мстислав Всеволодович Келдыш.
Его заслуги получили международное признание. Его по праву можно считать Человеком Мира. Его заслуги ставят его в один ряд с такими учеными как: Эдуард Константинович Циолковский и Альберт Эйнштейн.
Литература.
Лупленый бочок
Снежный всадник
Рисуем акварельное мороженое
Отчего синичка развеселилась
Сказка про Серого Зайку