проектная работа по окружающему миру
Вложение | Размер |
---|---|
belikov_prohor_vliyanie_multfilmov.docx | 59.9 КБ |
Федеральное государственное казённое
общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №151»
(ФГКОУ «СОШ №151»)
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ
Проектная работа по окружающему миру
обучающегося 2 «А» класса
Беликова Прохора
Руководитель: Карпова Ангелина Сергеевна
Учитель начальный классов
Оленегорск-2, 2018
Оглавление.
Глава I. Теоретические основы исследования 4
1.1. Характеристика содержания отечественных мультфильмов 4
1.2. Особенности содержания американских мультфильмов 6
1.3. Персонажи современных мультфильмов 8
Глава II. Влияние мультфильмов на развитие детей школьного возраста 16
2.1. Последствия просмотра мультфильма у дошкольников 16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Прогресс современного общества повлиял на возникновение большого количества мультфильмов для детей, сделав их более интеллектуальными, интересными, красочными. Появились новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.) Все дети, без исключения, любят смотреть мультфильмы, и я в том числе. Но родители ограничивают меня и моего брата в их выборе, поясняя это тем, что они вредны для восприятия и оказывают отрицательное влияние на несформировавшуюся детскую психику. Поэтому, я посчитал нужным, разобраться в этой теме.
Цель: Выяснить, как влияют мультфильмы на психику детей.
Задачи:
Гипотеза исследования: Можно предположить, что некоторые особенности отечественных и зарубежных мультфильмов влияют на развитие ребёнка, о которых мне предстоит узнать в ходе исследовательской работы.
Объект исследования: Развитие и воспитание детей.
Предмет исследования: Влияние мультфильмов на развитие и психику детей.
Методы исследования: Теоретический анализ литературы по теме исследования, поисково-исследовательский, социологический.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мультфильмы любят смотреть не только дети, но и взрослые. На полнометражные мультипликационные фильмы с удовольствием идут в кинотеатры семьи, родители со своими маленькими детьми и подростками. Возможно, именно поэтому, перед создателями мультфильмов, стоит задача сделать так, чтобы мультфильм стал интересен широкому кругу зрителей, и не ограничивался возрастными рамками.
В связи с этим, в мультфильмах можно наблюдать много различных тем, шуток и тонкостей, которые понятны только взрослым. Возникает вопрос: что из всего этого выносят дети, которые с такой любовью относятся к мультикам и могут смотреть их бесконечно? На что они обращают внимание? И какие делают выводы?
В силу возраста, развития и восприятия, каждый человек обращает внимание на разные моменты, которые важны именно для него. Если это взрослый человек, то он реагирует в силу своего эмоционального интеллекта. А если это ребенок, то именно с помощью мультфильмов он может развивать и обогащать свой чувственный опыт, переживая за героев, осуждая, или сочувствуя им. Хорошо, если у ребенка возникают какие-то вопросы, которые он сможет прояснить со взрослыми, в этом случае он сможет сделать много новых открытий и пополнить свой интеллектуальный багаж.
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
Не все это знают, но в советские времена все мультфильмы проходили жесткий контроль, и каждый кадр рассматривался «под лупой», в том числе и с точки зрения его воздействия на ребенка. Позиции цензоров того времени кажутся поучительными, а многие советские мультфильмы — слишком примитивными. И все же у советской анимации не отнять того, что она была комфортна для детской психики, учила прекрасному, доброму, вечному и порой оформляла эти уроки в самобытной авторской манере — просмотр мультфильма часто становился для ребенка первой встречей с искусством.
В 50-60 годы в Советском союзе популярны были мультфильмы, нарисованные по мотивам сказок или рассказов детских писателей. Много было пропаганды советского образа жизни и строя. Мультфильмы о Ленине и героях революции.
В 70-е годы патриотических мультиков стало ещё больше, но зато появились «Ну, погоди», «Приключения Винни Пуха», «Чебурашка».
В 80-е годы «Приключения капитана Врунгеля». Стали появляться мультфильмы для взрослых с пропагандой здорового образа жизни, высмеиванием человеческих пороков.
В 90-2000- ые годы всё туманно и не системно.
С 10-ых годов 21 века пошла волна мультиков с неизвестными ранее героями и существами. Винтики, водоросли, слизняки, фиксики - вот неполный перечень главных героев детских мультфильмов. Причем началось с Карапузиков, предназначенных для самой юной аудитории.
Обратите внимание, что раньше мультфильмы были короткими, и длились по 10-15 мин. Это тот период времени, в который маленькие дети могут удерживать концентрацию своего внимания и воспринимать информацию. Дальше наступает переутомление. Так, например, детям 6- 7 лет в первом классе сложно высидеть урок 40-45 минут без отдыха. У ребенка наступает рассеянное внимание, новая информация воспринимается с трудом.
При этом, если говорить о мультфильмах, длящихся 1,5 -2 часа, мы наблюдаем, что дети их смотрят один за другим, и говорят, что не устают. Возникает вопрос: сколько именно информации они могут воспринять в момент просмотра? Способны ли они удерживать логическую цепочку происходящих событий, или они обращают внимание на отдельные моменты и воспринимают фильм кусками?
Возможно, именно для того, чтобы удержать внимание зрителей, создатели мультфильмов включают в них так много ярких зрительных эмоционально заряженных эпизодов, когда что-то взрывается, горит, разрушается, происходит драка со сверхъестественными способностями героев, и так далее. В эти моменты происходит некий отдых, эмоциональная разрядка, сброс накопившегося напряжения, что помогает зрителю смотреть мультфильм дальше.
В 2012 г. детскими психологами был исследован воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов. Советские мультфильмы в подавляющем большинстве, как уже было отмечено, носили зачастую откровенно поучительный характер. Современные же не отличаются строгой моралью. Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. К примеру, такие мультфильмы как «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Дед Мороз и серый волк» призваны научить маленького ребенка личностным границам, дать конкретную позитивную установку «Мой дом – моя крепость».
1.2. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ АМЕРИКАНСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
В последние два десятилетия ситуация в мультипликации изменилась. В настоящий момент отсутствуют научно обоснованные рекомендации по применению возрастных ограничений к мультфильмам, а также для отбора мультфильмов, созданных в целях воспитания и образования ребенка. Сегодняшняя западная мультипликация зачастую сделана дешево и безвкусно, без всякого учета возможностей и потребностей ребенка. Мультипликаторы не всегда учитывают особенности детского восприятия. В результате дети получают несортированный поток анимационного зрелища, в котором жестокость уживается с сентиментальностью и дурным вкусом, сюжеты лишены эстетичности, а герои лишены даже намека на индивидуальность
Мультфильмы развиваются в ногу со временем. В связи с актуальными темами, существующими в обществе, создатели зарубежных мультфильмов с помощью мультипликации стараются передать детям свои главные ценности, затрагивают очень важные темы, не предусмотренные для возраста ребёнка, ведущими из которых становятся следующие:
Хочется обратить внимание на то, что героями мультфильмов чаще становятся не маленькие дети, а подростки или взрослые, не зависимо от того, в каком воплощении они представлены. В момент просмотра дети отождествляют себя с каким-либо из героев, и именно это помогает зрителям проживать вместе с героями различные эмоции. Детям школьного возраста, будет сложно представить себя намного старше, и успевать за тем ходом мыслей, которые возникают у героев мультфильмов, тем более, что в современных мультфильмах события развиваются очень стремительно.
Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи.
Американский мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле.
1.3. ПЕРСОНАЖИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Современные мультфильмы отличаются от фильмов, которые смотрели Ваши мамы, бабушки. Наши дети наряду с познавательными мультфильмами смотрят фильмы о насилии, жесткости, лишенные смысла и глубины, не имеющие поучительной роли. Однако действие одного и того же мультфильма на разных детей различно. Если ребенок растет в жестокости, то просмотр жесткого мультфильма только убеждает его в том, что мир жесток. Если мультфильм не несет поучительного начала и родители ребенка не могут его ничему научить, то ребенок не будет стремиться к познанию. В мультфильмах, которые смотрят дети много фраз, которые несут негативное начало. При наложении негатива полученного из мультфильма на негатив, имеющийся около ребенка, тот воспринимает его как обычное явление и учится жить в негативе.
По своему первоначальному замыслу мультфильм предназначен для развития сознания ребенка, воспитания и обучения. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы близки по своим развивающим и воспитательным возможностям - сказке или даже игровой деятельности. Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируя первичные представления о моральных и смысловых ценностях, устанавливают в сознании ребенка эталоны хорошего и плохого поведения. Сюжеты мультфильмов позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение на доступном и интересном ребенку языке.
Но все ли родители, включая своему ребенку тот или иной мультфильм, задаются целью развития, воспитания или обучения? Мама включает мультфильм для того, чтобы спокойно выполнить какие-то дела по дому, приготовить ужин; папа – «посидеть» в Интернете, почитать журнал, не отвлекаться от управления автомобилем; старший брат или сестра – да просто потому, что с младшим не так интересно проводить время. Взрослые включают ребенку мультфильм при любом удобном случае, часто не преследуя никаких воспитательных или развивающих целей, а порой даже предварительно не просматривая и не зная о чем он, что может привести к весьма нежелательным последствиям, поскольку просмотр мультфильмов зачастую становится неконтролируем и нецеленаправлен.
Очень часто современный ребенок может проводить наедине с мультфильмами по несколько часов в день, которые заменяют дошкольнику читаемые ему взрослыми сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой, совместные игры со старшими. Без вмешательства взрослых в «мультипликационный» рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус. Американской академией ребенка и юной психиатрии был проведен эксперимент с шестилетними детьми. Детям дали возможность смотреть мультфильмы в течение трех часов - с 9 до 12. В этот период исследователи наблюдали, как изменяется их поведение в результате просмотра мультфильмов. Большинство детей не ели и не пили в течение этого времени, их поведение не изменялось, только время от времени они меняли свое положение, пересаживаясь с одного места на другое. Мимика лица зачастую изменялась, в какой-то момент они выглядели серьезными, иногда улыбались, а иногда задумывались. После трех часов просмотра мультфильмов в поведении детей была выявлена закономерность - ребенок начал вести себя, как персонаж из мультфильма, он начинал кричать, воображал себя героем мультфильма. Ребенок считал, что такое поведение правильно, и что так и должно быть. Он не мог увидеть границу между реальностью и вымыслом. Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они - реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи - лесные чудища. Прочитать - значит понять, увидеть же - значит поверить в реальность происходящего по ту сторону «голубого» экрана. Эксперимент показывает, что дети, когда они подвергаются воздействию мультфильмов, также пытаются проецировать аналогичное мультипликационным героям поведение, в том числе и агрессивное поведение – драки, жесты и мимику и даже сквернословие. В результате длительного просмотра ребенок теряет социальное взаимодействие, его внимание сосредотачивается на мультфильме.
Признаком современной семьи, где есть ребенок, является наличие в доме большого количества DVD-дисков с мультфильмами различного жанра; мультфильмы «закачены» на все имеющиеся гаджеты – планшеты, смартфоны, домашние кинотеатры, автомобильные навигаторы и медиа-устройства, настольные компьютеры. О постоянном наличии мультфильмов в кинопрокате на любой вкус и цвет даже не стоит упоминать. Но проходят ли современные «шедевры» мультипликации соответствующий строжайший цензурный отбор как в советское время? Может ли не так давно принятый закон о цензуре в полной мере оградить ребенка от негативного эмоционального влияния (страха, агрессии, искажения ценностей и др.) некоторых современных мультфильмов?
Предлагаю познакомиться с наиболее популярными мультфильмами, которые дети очень любят и смотрят!
Детектив Миретта: Молодая девушка – детектив, занимается расследованием. У неё есть помощник кот Жан Пэт. Хотелось бы сказать об этом персонаже несколько слов: плаксивый, не приспособленный к жизни кот, закатывает истерики и падает в обморок – в случае возникшей трудности. ( данное поведение учит детей закатывать истерики, как средство в достижении цели) В одной из серий сама девушка лазает по деревьям лучше кота…
Свинка Пеппа: Любимый мультфильм детей! Веселая задорная семья свиней с плоскими мордами. Сама свинка периодически в мультфильмах критикует папу: потому что у тебя толстый живот?! Глупенький папа!..(урон родительского авторитета, папа в этой семье объект насмешек и критики) В свою очередь папа, после еды смачно отрыгивает, достаточно рассеян - над чем смеется вся семья. И что тоже подвергается критике со стороны дочери.
Приключения Бена и Холли: Королевство эльфов и фей…казалось бы сказочная страна, где божья коровка – Гостон – является ригидной собакой, она лает, есть протухшую еду и отрыгивает. (У детей ломаются границы между миром насекомых и животных, происходит искажение, иллюзия восприятия)
Буба: Озорной домовенок! Который катастрофически рушит и съедает все, что ему попадается… Неуправляемый, дикий, издающий громкие, однотипные звуки… настроение после просмотра у детей формируется… как вы думаете какое?
Маша и медведь: Инфантильная, эгоистичная, невоспитанная маленькая девочка живет у медведя в доме и постоянно создает ему проблемы, рушит дом, попадает в неприятные ситуации, все лесное зверье от неё в шоке…(Дети очень любят этот мультфильм, но копируют Машу!)
Моланг: Оказывается это заяц! Который говорит быстро и бессвязно, непонятными слогами… Сюжет малопонятен, его дети собственно не могут пересказать. После просмотра нескольких серий в таком режиме дети становятся гиперактивными, плаксивыми, капризными…
Monk: Озорной щенок! Издает громкие непонятные звуки. Поведение импульсивное, непредсказуем. Облик животного достаточно агрессивный.
Это далеко не всё! Но проанализировав часть детских мультфильмов можно сделать вывод, что нам прививают нервозность, гиперактивность, западный менталитет и демонстрацию животных инстинктов, ограничивают диапазон эмоционально – волевой сферы, и блокируют аналитическую деятельность. На мой взгляд, эти мультфильмы носят разрушительный характер.
Бесспорно, есть хорошие современные мультфильмы. Вот некоторые из них:
Барбоскины: Семья собак, где родители ходят на работу. Щенки – дети в основном дружны, в мультфильме отражаются моменты детских споров, ссор, совместных игр. Мультфильм носит воспитательно–познавательный характер.
Белка, стрелка и озорная семейка: Семья собак, где мать Белка - первая собака полетевшая в космос, отец – тренирует космонавтов, в семье 3 щенка – девочка и 2 мальчика, которые попадают в различные интересные ситуации, и благодаря сплоченности, смекалке побеждают несправделивость.
Мимимишки: 2 медвежонка: Иннокентий и Тучка, и их подружка лисичка. Мультфильм лёгкий, добрый, позитивный, с героями случаются интересные приключения. Мультфильм учит детей соблюдать гигиену, любить свою родину, соблюдать свои традиции, вести здоровый образ жизни.
Фиксики: Человечки, которые живут в технике, и ремонтируют её изнутри, следят за исправным состоянием. Дружат с одним лишь мальчиком. В целом познавательный мультфильм, сами персонажи интересно и доступно рассказывают, как устроена техника, и как за ней ухаживать.
Советские мультфильмы всегда носили познавательный характер, и “чему - то” нас учили!
В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др. (например, смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля-жабы («Шрек 3»); азартные игры на деньги, «выбивание» карточных долгов («Добрыня Никитич и Змей Горыныч»), множественные сцены убийств, насилия и агрессии, («Реальные монстры», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек-паук», «Дикая семейка Торнберри», «Губка Боб квадратные штаны», «Как говорит Джинжер», «Эй, Арнольд», «Скуби Ду», «Том и Джерри» и др.). Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. И мы уже имеем дело с «роботизированным ребенком», захваченным мультипликацией, привязанным к экрану, подавляющим собственное «я», восхищающимся непобедимыми и всемогущими героями мультфильмов.
Не обойдена вниманием и женская составляющая. Один из российских телеканалов снял фильм «Влияние мультфильмов на детей», в котором очень хорошо продемонстрировано искажение ценностей, в частности искажение образов-эталонов женщины и матери на примере Белоснежки и Феоны из Шрека. Девочки с малолетства получают сценарий женского поведения из таких мультфильмов и затем бессознательно или сознательно реализуют его в реальности. А этот сценарий – это набор качеств «истинной женщины»: агрессивность (в том числе и словесная), развязность, эмоциональная холодность, цинизм. Образ женщины лишается романтики и тайн, идет наделение его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются традиционные для российского общества женские качества, те самые, которые поставляют наши отечественные добрые мультфильмы - это целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Практически всегда эти качества скрыты, разбавлены разноообразием сюжетно-ролевых ходов, и вы не всегда их уловите, но они подобно 25-му кадру очень легко записываются нашим бессознательным, разрушая систему истинных ценностей.
Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») — невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») — назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») — самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») — трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») — эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает как должное. В отличие от советских мультфильмов, в которых герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.
Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведения. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Причем подробности такого поведения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». А в советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.
Эстетическая составляющая современной анимации тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие. Тот же Шрек — разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя, а смурфики, бакуганы или гипертрофированные феи Винкс с неимоверно тонкими талиями и нереально большими глазами? Героями же практически всех советских мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам.
Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад»; в сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др. Но кроме этого, в современной анимации часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка» («Шрек»). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой. Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.
Однако на сегодняшний день, помимо старых добрых советских мультфильмов, выпускается еще множество развивающих и обучающих мультфильмов для детей (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). В качестве положительного примера можно привести американскую «Историю игрушек», где движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы, или упомянуть «Чучу» Гарри Бардина, которая, с точки зрения психологов, содержит важные и актуальные для ребенка образы и переживания. Но самое главное - никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается!
Прогресс современного общества повлиял на создание мультфильмов для детей, сделав их более интеллектуальными, интересными, красочными. Но некоторые моменты оказывают отрицательное влияние на несформировавшуюся детскую психику. Ребенок подсознательно копирует поведение главного героя. Рассмотрим некоторые эпизоды мультфильма « Маша и медведь» :
-можно портить чужие вещи, прыгать на чужой кровати;
- мешать другому спать;
- Орать, если вещь положили на место(пример с елочной игрушкой);
-надкусить все яблоки ;
- устроить пожар;
-устроить деду морозу аварию.
А самое главное, что тебе за это ничего не будет. И даже слова не скажут, что это плохие поступки. А как Маше узнать, что они плохие?
Вот, например, в старом мультфильме «Крокодил Гена и Чебурашка» главные герои критично относятся к поступкам Шапокляк. В этом мультфильме главные герои учат бережно относиться к природе (пример с загрязнением реки), помогать друг другу- именно помогать, когда это надо, а не потакать капризам. Какой печальный момент, когда медведь идет понуро в лес за елкой, которую испортила Маша и она при этом восседает у него на плечах. Значит ей можно так себя вести.
ГЛАВА II . ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОСМОТРА МУЛЬТФИЛЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ
В сознании большинства людей мультфильм – это что-то милое и безопасное, то, что предназначено для детей. Но всё больше родителей испытывают сомнения и гнетущую тревогу по поводу безопасности и полезности новых мультфильмов. Ведь сказка – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы женщины и мужчины, матери и отца, друга и врага, добра и зла – всего того, на что он будет ориентироваться в своей жизни.
Не так давно главными занятиями школьников были игры, рисование, лепка, слушание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, официально разрешенные дошкольникам Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Мультфильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.
Огромный рост популярности видео-просмотров на домашних DVD-проигрывателях, а также в режиме онлайн объясняется простотой и доступностью этого занятия для большинства семей. Прилавки магазинов заполнены многочисленными сборниками мультфильмов всех видов и жанров. В Интернет-сети выложено десятки тысяч мультфильмов, что предоставляет свободу их выбора, времени и длительности просмотра. Дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мультфильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка.
Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрослые» по форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие.
В этой связи возникает необходимость проанализировать мультфильмы для школьников. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с принятым законом о защите детей от вредной информации. Как известно, этот закон ограничивает доступ к информации, которая приносит «вред здоровью и развитию детей». К такой информации относятся социально неодобряемые действия, влекущие вред для физического, психического и нравственного развития ребенка (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.)
Однако влияние детских мультфильмов не сводится к вопросу о «вредных» действиях героев. Такая экспертиза предполагает анализ соответствия фильма возрастным особенностям детей. При этом речь идет не о выяснении художественных достоинств мультфильмов, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей моего возраста.
Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит — если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста.
Однако в школьном возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности. Это период интенсивного психического развития, когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.
Кроме того, мультфильмы демонстрируют модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания.
Таким образом, персонажи мультфильмов могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа.
Как определить, насколько тот или иной мультфильм может быть уместен для просмотра ребёнком? Для этого можно воспользоваться классификацией признаков вредного мультфильма:
В этом мире куча разных вредностей, вот мухоморы тоже вредны, даже смертельно вредны. Вопрос в том, почему наши дети впадают в зависимость от мультфильмов, от компьютерных игр-стрелялок и т.д.
Я решил исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники. Для этого я провел анкетирование среди учащихся 2-х классов. Анализ анкет показал, что учащиеся 100% любят смотреть мультфильмы. Причем 75% предпочитают зарубежные мультфильмы. И 15% – российские мультфильмы. Данные результата я представил в виде диаграммы.
На вопрос «Назови любимый мультфильм» были названы:
1. Преимущественно зарубежные мультфильмы - 75%, российские - 15%.
2. При выборе любимого мультфильма критериями явились: добро побеждает зло – 60%, веселый и забавный – 8%, смешной – 12%, познавательный – 20%.
3. Среди российских любимым чаще назван мультфильм – «Ну, погоди!» и «Смешарики», среди зарубежных – «Человек паук», «Гравити Фолз», «Гадкий Я».
На вопрос о нелюбимом мультфильме были названы:
1. 100% респондентов имеют мультфильм, который им не нравится.
2. Чаще всего назван мультфильм «Свинка Пеппа», «Томас и его друзья» и другие зарубежные по причине того, что они неинтересные и непонятные.
3. Названы старые советские мультфильмы («Простоквашино», «Колобок») по причине, того, что неинтересны.
Таким образом, при выборе нелюбимого мультфильма критериями явились:
старые- 15%, неинтересные – 42%, непонятные – 43%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей школьного возраста. С одной стороны, — это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями школьник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно — добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.
Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.
В ходе исследования, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие детей школьного возраста, поставленная нами цель достигнута.
Список литературы:
1. Абраменкова В., Богатырева А., «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., - с.28 -31
2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, - 2006 г., - с.32
3. Большой энциклопедический словарь. -М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», -1998г., -с.1434
4. Глушкова Е. «Телевидение и здоровье детей». // Воспитание школьников
-1989 г., - с.88-91
5. Гундарева И. «О последствиях восприятия телевизионной информации». // Воспитание школьников, - 2005 г., - с. 45-54
Интернет-ресурсы:
6.https://www.b17.ru/article/myltiki/
7.https://www.b17.ru/article/74787/
8.https://www.b17.ru/article/55847/
9.https://www.b17.ru/article/30147/
10.https://www.b17.ru/article/13994/
11.https://www.b17.ru/article/13957/
12.https://www.b17.ru/article/30148/
Сорняки
Горка
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Фокус-покус! Раз, два,три!
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"