Исследовательская работа по определению пользы или вреда лени для человека
Вложение | Размер |
---|---|
len_vred_ili_polza.doc | 643.5 КБ |
Районная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Психология»
«Лень: польза или вред?»
Автор: Пулькин Матвей Русланович,
обучающаяся 1 класса
ГБОУ НШ с. Красноармейское
Руководитель: Великанова Елена Васильевна,
учитель начальных классов высшей категории ГБОУ НШ с. Красноармейское
с. Красноармейское, 2018 год
Содержание Стр.
Введение ………………………………………………………………… 3 - 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯВЛЕНИЯ «ЛЕНЬ»
§1. Понятие «лень» ………………………………………………………….... 5
§2. Виды лени и особенности влияния на человека ……………………. 6 - 9
Глава II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОЛЬЗЫ ИЛИ ВРЕДА ЛЕНИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
§1. Описание выборки и диагностических методик …………… 10
§2. Сравнительный анализ результатов исследовательской работы 10 – 12
Выводы ………………………………………………………………….. 12
Заключение . ……………………….…………………………………… 12
Список использованных источников ………………………………... 13
Приложения ……………………………....…………………………… 14 - 19
ВВЕДЕНИЕ
Глупо думать про лень негативно
И надменно о ней отзываться:
Лень умеет мечтать так активно,
Что мечты начинают сбываться.
Игорь Губерман
Актуальность моей работы не вызывает сомнения, т.к. в наше время лень – это очень частая проблема современных детей. И в школе, и дома нас часто осуждают за то, что мы ленимся, называют обидным словом «лентяи», хотя, это не всегда соответствует истине. В шутку и всерьёз говорят, что лень – это национальная черта русских людей. Учителя часто говорят, что лень – это причина плохой успеваемости.
Однажды, когда мне нужно было пойти в библиотеку, взять книжку и принести на урок, а мне очень не хотелось идти, я решил найти её в интернете и распечатать. Мама меня конечно отругала, и сказала, что если я каждый раз буду лениться и идти у своей лени на поводу, то ничего в жизни я не добьюсь. Я задумался над тем, почему родители и окружающие говорят иногда: «Ну что ты ленишься, это нужно делать и сделать!» Задумался потому, что я не чувствовал себя ленивым. Мне стало интересно выяснить, что же все-таки представляет собой это явление – лень и так ли она вредна? Может быть, лень каким-то образом помогает нам в жизни? Если мы существуем, ленясь, и это - наша особенность, то, может быть, стоит пересмотреть отношение к ней?
Стремление найти решение данных вопросов определило проблему и тему нашего исследования: ««Лень: польза или вред?»
Объект исследования: литературные источники, ученики, учителя.
Предмет исследования: лень, её природа, виды, особенности.
Цель исследования: изучить влияние явления «лень» на человека.
Гипотеза исследования. Если человек будет иметь представление о природе лени как явлении, узнает о её пользе и вреде, поймет причины своей собственной лени, то сможет самосовершенствоваться в жизни.
Для реализации цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературы; анкетирование, опрос; метод обобщения, наглядное представление информации в презентации.
Теоретическая значимость исследования: систематизация и анализ информации о явлении «лень».
Практическая значимость исследования: заключается в изучении и анализе мнения обучающихся и учителей.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯВЛЕНИЯ «ЛЕНЬ»
§1. Понятие «лень»
Знакомясь со значением слова «лень» я просмотрел литературу:
В толковом словаре С.И. Ожегова сказано:
Лень- это отсутствие желания действовать, трудиться. Склонность к безделью.[6]
В словаре Даля дано определение:
Лень - отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к тунеядству. [2]
Другие определения лени:
Лень - качество характера, оправдывающее бездействие человека в отношении чего-либо. [7]
Лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. [5]
Лень - подразумевает отсутствие энергии для того, чтобы заняться какими-то делами. [7]
В психологии:
Лень - это отсутствие мотивации к какому-либо действию. [4]
Что же такое лень? Лень – это противоположность действию. А ведь решать жизненные задачи можно, только решая их, то есть действуя. Конечно, можно сказать, что человек ничего не делает во время отдыха, и значит, он ленится. Но я думаю, что лень и потребность в отдыхе – это разные понятия. Лень – это нежелание, что - либо делать тогда, когда есть и силы, и возможности, и время, и здоровье. Это, то отрицательное, что вставляет нам палки в колеса на пути достижения целей. [7]
Рассмотрев все эти значения, мне кажется, что более верным будет следующее определение:
Лень (от лат. lenus — спокойный, медлительный, вялый) — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение бесполезных действий трудовой деятельности (Википедия). [1]
§2. Виды лени и особенности влияния на человека
Как распознать в себе лень? Можно воспользоваться скрытыми сигналами лени. В это помогут фразы-индикаторы лени.
1. Лень детская «Не хочу!» и «Не буду!» Если эта лень встречается у взрослого человека — фразы обычно такие: «Я просто живу далеко», «К сожалению, мой возраст уже не подходит для прогулок», «Мне мешают вот эти обстоятельства».
Виды лени:
Лень избирательная: запланированным делом заниматься не желаю, но зато с энтузиазмом поcижу за компьютером. И ведь не лень, например, часами проходить сложные уровни какой-нибудь компьютерной игры. Такая лень — наиболее допустимая из всех, особенно когда речь идет не о компьютерных играх, а о делах. Мне сейчас лень делать уроки — я пойду уберу игрушки. Стало лень убирать игрушки — пойду помою посуду. Надоело мыть посуду — займусь уроками. Лень вроде и есть, но не мешает, а даже организовывает.
Лень тотальная: делать не хочется вообще ничего, лежу, смотрю в потолок, думать даже лень. Мотивация нулевая. В результате такой лени рождается скука и желание чтобы кто-то пришел и развлек, потому что мне лень. Так получается паразит.
Лень сознательная: щелкаю математические задачки как семечки, подошли ко мне с просьбой «помоги решить задачку», а я в ответ «Лень!», хотя решить её можно минуты за три не особо напрягаясь.
Лень прогрессирующая: сегодня лень встать пораньше, потом — лень заняться уборкой, лень начать делать уроки… И так по нарастающей.
Лень бестолковая: дело, которое можно сделать за пять минут, откладывается в долгий ящик, потому что — лень! [3]
Традиционно лень расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества.» С другой стороны, лень – это состояние, когда нет желания напрягаться зря. Что, в принципе, и не порок, а один из способов рационально использовать свое время и ресурсы. И как раз именно этот фактор и является в истории человечества одним из главных двигателей прогресса.
Многие из нас считают лень безусловным злом, которое мешает жить. Ведь иногда лень буквально все: вставать по утрам с постели, идти в школу. Приходится заставлять себя заниматься какой-либо полезной деятельностью. Вот почему мы так отчаянно боремся с ленью, порой безуспешно. Но так ли вредна лень? Может быть, лень каким-то образом помогает нам в жизни? Я нашёл и изучил шесть причин считать лень полезной:
Лень – это своеобразная программа сохранения энергии, которая идет бок о бок с инстинктом самосохранения. Лень помогает нам не распыляться попусту, а беречь силы и энергию для действительно важных умственных и физических усилий. Кроме того, она помогает приспособиться к ситуациям, требующим пассивного поведения.
Безделье оказалось необходимым для здоровья мозга. Когда вы позволяете себе ничего не делать и ни о чем не думать, активно работает область мозга, ответственная за творчество. Ведь именно в такие мгновения нас посещают различные озарения. Исследование Стэнфордского университета (США) показало, что неумение хотя бы иногда «отключать» мозг приводит к потере внимательности и неспособности отсеивать ненужную информацию. Поэтому ученые рекомендуют иногда специально «ставить» мозг на «автопилот» - например, глядя в окно или гуляя по улицам (без телефона!) и позволяя себе пойти туда, куда глаза глядят. Вас ждет бонус: прозрения, решение проблем и меньший уровень стресса.
Зачастую лень выступает в роли двигателя прогресса, поскольку стимулирует мыслить творчески людей, не желающих напрягаться физически. Это и позволяет им при минимальных затратах энергии добиваться максимальных результатов. Практически все изобретения и были совершены именно таким способом: не хотел человек копать яму – придумал экскаватор, лень было ему ходить за водой – изобрел водопровод, и т.д. Так что можно сказать и так, что без лени человечество не двигалось бы вперед, а практически топталось бы на месте.
Лень – стимул для каждого человека развиваться. Если, конечно же, использовать свою лень правильно. Ведь желание ничего не делать может привести человека на диван, а может и подтолкнуть на развитие: поиск новых решений в жизни, на изменение себя. Здесь речь идет о желании сделать что-то по-новому, чтобы не идти по уже протоптанной дорожке – найти собственное решение той или иной задачи. Лень стоит воспринимать как толчок к переменам. А какими они будут – это уже зависит от вас: или более результативная работа, или безделье, от которого человек начинает деградировать.
Лень помогает находить легкие пути решения различных задач в жизни, и поэтому она бережет наше тело - как физические, так и моральные силы. И поскольку лень – один из наших инстинктов, когда мы ленимся, мы себя бережем, осознанно мы делаем это или нет. Например, исследования американских кардиологов показали, что люди, которые каждый день позволяют себе вздремнуть, имеют нормальное давление.
Греческие специалисты из Университета Македонии доказали, что родители зря считают бездействие подростков потерянным временем. Нередко они трактуют лень как сигнал, что в будущем сын или дочь станут неудачниками. На самом деле оценка своего здоровья и стрессоустойчивость у таких ребят, как показали опрос и детальное обследование 300 школьников, выше, чем у сверстников, в чьем графике нет места для лени. Но самое главное, что именно у тинейджеров, которые считают ленивыми, выше показатели эмоционального интеллекта (EQ). А именно он помогает достигать успеха в будущем, как показали неоднократные исследования. Ученые объясняют высокие показатели EQ тем, что юные «ленивцы» чаще общаются с друзьями «от нечего делать», без всякой деловой цели. Но именно такая коммуникация учит находить общий язык с другими, темы для разговоров, развивать чувство юмора. [9]
Вывод: Порой лень вовсе не порок, а двигатель прогресса, объединитель нашего «должен» и нашего «хочу», показатель того, что мы делаем что-то не то или не так… Прежде чем бороться с ленью, проанализируй: Очень часто люди боятся всего нового, боятся показаться неумехами, и прячутся за лень, как за оправдание своего бездействия. Когда все же просто лень, то возьмись за любое дело, пусть даже простое, только не давай впасть себе в хандру. К примеру, ты сейчас отдыхаешь дома, есть возможность пойти погулять — иди, гуляй. Если даже лень пойти погулять, и ничего не помогает — объяви себе войну.
Глава II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ПОЛЬЗЫ ИЛИ ВРЕДА ЛЕНИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
§1. Описание выборки и диагностических методик
Исследовательская работа, направленная на выявление влияния лени на человека проводилась на базе ГБОУ НШ с. Красноармейское и заключалась в сравнительном анализе данного опроса обучающихся 1, 2, 3, 4 классов, педагогов и учащихся 11 класса ГБОУ СОШ с. Красноармейское.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу - было проведено два исследования:
1) анкета «Лень и Я» (Приложение 1.) среди обучающихся 1- 4 классов, состоящую из пяти вопросов;
2) социологический опрос «Лень в моём понимании» (Приложение 4.) среди учителей начальной школы и учениками 11 класса ГБОУ СОШ с. Красноармейское, где предлагалось написать своё видение на заданные вопросы.
§2. Сравнительный анализ результатов исследовательской работы.
Исследование проведено с помощью метода анкетирования среди учащихся 1-4 классов. Для эксперимента были созданы группы учащихся 1х, 2х, 3х, 4х классов в количестве по 15 человек. Каждому была роздана анкета «Лень и Я» в которой испытуемым предлагалось по возможности быстро и точно выбрать один из вариантов ответов на пять вопросов:
1. Как только вы пришли домой со школы, вы увидели в раковине горы немытой посуды. Вы её помоете?
2. Убираете ли вы за собой постель, когда просыпаетесь?
3.Вы проснулись от телефонного звонка. Ответите?
4.Друзья позвонили вам по телефону и пригласили погулять. Пойдёте гулять?
6.Считаете ли вы, что лень мешает учёбе?
Были получены следующие ответы:
На первый вопрос - 92% школьников ответили, что приходя из школы моют посуду; а 5% даже не обращают на посуду внимание.
На второй вопрос – 88% ответили, что всегда убирают за собой постель; 12% - никогда не убирают.
На третий вопрос – 83% проснувшись от телефонного звонка побегут отвечать; 17% - будут спать дальше.
На четвёртый вопрос - 93% если их позовут пойдут гулять; 7% - придумают причину, чтобы не идти.
На пятый вопрос – 57% считают, что лень мешает учёбе; 43% ответили лень не мешает учёбе. (Приложение 2.)
Вывод: Исходя из полученных данных видно, что большинство обучающихся нашей школы не ленивы, хотя и считают, что лень не мешает им учиться (Приложение 3.)
3. Социологический опрос
Я провёл опрос на тему «Лень в моём понимании», в котором приняло участие 10 учителей начальной школы и 10 учащихся 11 класса ГБОУ СОШ с. Красноармейское. Каждому было предложено ответить на вопросы:
Получили следующие данные:
Вывод: В результате проведенного опроса выяснилось, что обучающиеся 11 классов в большинстве своём считают себя ленивыми, более чем учителя. Исходя из полученных данных видно, что в явлении лени есть и отрицательные стороны, но есть и положительные. А бороться с ленью всё – таки нужно. (Приложение 6.)
Выводы:
Заключение
В заключении хочу сказать, что каждый из нас вправе выбирать, как прожить свою жизнь: пролежать на диване перед телевизором, с телефоном в руке или с рюкзаком за плечами преодолевать трудности, учиться и идти вперед. Моя гипотеза относительно того, что лень может приносить как вред так и пользу подтвердилась!
Список использованных источников
Приложения
Приложение 1.
Анкета «Лень и Я»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, поставив знак «V» напротив выбранного вами ответа.
1. Как только вы пришли домой со школы, вы увидели в раковине горы немытой посуды. Вы её помоете?
Да, помою всю посуду Нет, даже не обращу на посуду внимания!
2. Убираете ли вы за собой постель, когда просыпаетесь?
Да, всегда убираю Нет, никогда не убираю
3.Вы проснулись от телефонного звонка. Ответите?
Да, побегу отвечать Нет, буду спать дальше
4.Друзья позвонили вам по телефону и пригласили погулять. Пойдёте гулять?
Да, пойду гулять с ними Нет, придумаю какую-нибудь причину, чтобы не идти |
Да Нет
Приложение 2.
Таблица 1. Показатели отражающие явления лени у обучающихся 1-4 классов
№ | Вопросы, ответы | Классы (по 15 человек) | Общее кол-во | Всего (%) | |||
1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | ||||
1. | Как только вы пришли домой со школы, вы увидели в раковине горы немытой посуды. Вы её помоете? | ||||||
Да, помою всю посуду | 13 чел. | 15 чел. | 13 чел. | 14 чел. | 55 чел. | 92% | |
Нет, даже не обращу на посуду внимания! | 2 чел. | - | 2 чел. | 1 чел. | 5 чел. | 8% | |
2. | Убираете ли вы за собой постель, когда просыпаетесь? | ||||||
Да, всегда убираю | 12 чел. | 15 чел. | 12 чел. | 14 чел. | 53 чел. | 88% | |
Нет, никогда не убираю | 3 чел. | - | 3 чел. | 1чел. | 7 чел. | 12% | |
3. | Вы проснулись от телефонного звонка. Ответите? | ||||||
Да, побегу отвечать | 12 чел. | 15 чел. | 12 чел. | 11 чел. | 50 чел. | 83% | |
Нет, буду спать дальше | 3 чел. | - | 3 чел. | 4 чел. | 10 чел. | 17% | |
4. | Друзья позвонили вам по телефону и пригласили погулять. Пойдёте гулять? | ||||||
Да, пойду гулять с ними | 15 чел. | 15 чел. | 11 чел. | 15 чел. | 56 чел. | 93% | |
Нет, придумаю какую-нибудь причину, чтобы не идти | - | - | 4 чел. | - | 4 чел. | 7% | |
5. | Считаете ли вы, что лень мешает учёбе? | ||||||
Да | 10 чел. | 9 чел. | 8 чел. | 7 чел. | 34 чел. | 57% | |
Нет | 5 чел. | 6 чел. | 7 чел. | 8 чел. | 26 чел. | 43% |
Приложение 3.
Приложение 4.
Социологический опрос «Лень в моём понимании»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы так как вы это видите.
Приложение 5.
Таблица 2. Показатели отражающие видение на пользу и вред лени
учителей начальной школы и обучающихся 11 класса
Вопросы, ответы | Учителя начальной школы (10 чел.) | Обучающиеся 11 класса (10 чел.) | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
Считаете ли вы себя ленивым человеком? | ||||
- да | 3 чел. | 30% | 8 чел. | 80% |
- нет | 7 чел. | 70% | 2 чел. | 20% |
Какие у вас ассоциации со словом «лень»? | ||||
- лежать весь день, отдыхать | 7 чел. | 70% | 5 чел. | 50% |
- сидеть в интернете | 3 чел. | 30% | 5 чел. | 50% |
Что отрицательного в лени? | ||||
- мешает развиваться и учиться | 6 чел. | 60% | 7 чел. | 70% |
- теряешь драгоценное время | 2 чел. | 20% | 1 чел. | 10% |
- много невыполненных дел | 2 чел. | 20% | 2чел. | 20% |
Что положительного в лени? | ||||
- человек отдыхает | 6 чел. | 60% | 4 чел. | 40% |
- делаешь работу качественно, чтобы не переделывать | 2 чел. | 20% | 1 чел. | 10% |
- улучшает мозговую деятельность | 1 чел. | 10% | 4 чел. | 40% |
- ничего | 1 чел. | 10% | 1 чел. | 10% |
Как бороться с ленью? | ||||
- развивать силу воли | 1 чел. | 10% | 2 чел. | 20% |
- правильно планировать дела | 3 чел. | 30% | 4 чел. | 40% |
- сказать себе «надо» | 5 чел. | 50% | 2 чел. | 20% |
- бессмысленно бороться | 1 чел. | 10% | 2 чел. | 20% |
Приложение 6.
Диаграммы. Показатели отражающие видение на пользу и вред лени
учителей начальной школы и обучающихся 11 класса
Ласточка
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Петушок из русских сказок
Рисуем пшеничное поле гуашью