Работа раскрывает историю поезда "Жигули"
Вложение | Размер |
---|---|
pokatskiy_andrey_issledovanie_istorii_poezda_zhiguli_pervye_shagi_v_nauku.docx | 63.36 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ ПОЕЗДА «ЖИГУЛИ»
Выполнил: Покацкий Андрей
ученик 3 «А» класса
МБОУ Школа «Кадет» №95
Кировский район г.о. Самары
Научный руководитель:
Дементьева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
САМАРА 2016
стр
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.1 Первая железная дорога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Первый пассажирский поезд . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
2.1 История пассажирского поезда «Жигули» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 7
2.2 Пассажирский поезд «Жигули» в настоящее время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.3 Пассажирский поезд «Жигули» к рейсу готов! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..12
3. Пассажиры выбирают поезд «Жигули» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 15
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Приложение 1 Я пассажир поезда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Приложение 2Первый пассажирский поезд в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Приложение 3Пассажирский поезд «Жигули» вчера и сегодня . . . . . . . . . . . . 23
Приложение 4 Подготовка поезда «Жигули» к рейсу . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 37
Приложение 5 Анкета ученика/родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Приложение 6 Результаты анкетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Приложение 7 Буклет поезда №9/10 «Жигули» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Тема о железнодорожном транспорте мне интересна, так как в моей семье большая династия железнодорожников и возможно в будущем я тоже стану железнодорожником. В прошлом году я выполнил исследовательскую работу на тему «Судьба моей семьи в истории Куйбышевской железной дороги» [1]. Выполняя эту работу, я познакомился со многими профессиями железнодорожников и узнал об особенностях работы на железнодорожном транспорте.
В пассажирском поезде я уже ездил много раз (прил. 1, рис. 1,2). Каждый год на летних каникулах я с папой, мамой и сестренкой ездим в отпуск на поезде к бабушке в Иркутск и к дяде в Сочи. Мы ездили в разных поездах. Одни поезда имели названия и мчались очень быстро, почти без остановок. Другие имели просто номер и двигались медленнее, часто останавливаясь на станциях. Вагоны в поездах тоже были разными. Когда я был маленьким, и не было еще сестренки, папа покупал билеты в вагон с купе для двух пассажиров. Один раз мы ехали в вагоне с зеркальными дверями в купе. Я даже ездил в поезде с двухэтажными вагонами (прил. 1, рис. 3).
В этом году мы ехали в Москву на поезде №9 «Жигули» (прил. 1, рис. 4). Наш поезд был таким необычным, и каким-то особенным. Во-первых, он имел не только номер, но и название, а новенькие вагоны поражали своей красотой. Но особенно меня удивило то, что перед отправлением поезда из Самары, по радио объявили поездную бригаду (машиниста и начальника поезда), да и отправлялся он под музыку. Мчался он с такой большой скоростью, как стрела, но в вагоне было очень комфортно. Проезжая мимо станций, я видел из окна, как пассажиры других поездов с интересом смотрели на наш красивый поезд, повторяя: «Смотри, Жигули, это Самара». Я даже гордился что еду в таком поезде! В какой-то момент я понял, что поезд «Жигули» не просто везет пассажиров, а как бы представляет Самару, являясь ее визитной карточкой.
Я решил как можно больше узнать о пассажирском поезде «Жигули».
Целью моей работы является: познакомиться с историей пассажирского поезда «Жигули» и узнать об особенностях работы этого поезда сейчас.
Задачи:
Для этого я должен почитать книги про железную дорогу, посмотреть статьи в интернете и побывать на экскурсии.
Методы исследования:
Продукты проекта:
Гипотеза: если я как можно больше узнаю про пассажирский поезд «Жигули», то я узнаю больше про железную дорогу и ее профессиях.
первый пассажирский поезд в России
Перед тем как познакомиться с историей поезда Жигули, мне захотелось узнать про то, когда появился и каким был первый пассажирский поезд в России. Из источников [2-5] я узнал, что первый пассажирский поезд в России появился с открытием первой железной дороги.
В 1837 г. 30 октября (11 ноября по новому стилю) была открыта первая железнодорожная дорога для пассажирских перевозок от Царского Села до Санкт-Петербурга. Длина дороги составляла 27 км и называлась она Царскосельской. Потом она была продолжена еще и до Павловска (прил. 2, рис 1). А императора Николая І считают основоположником железнодорожного дела.
При сооружении дороги были построены 4 пассажирские станции – Петербург, Московское Шоссе, Царское Село и Павловск.
Первый пассажирский поезд проехал от Петербурга до Царского Села за 35 минут со скоростью 51 км/ч. К моменту открытия первой железной дороги были закуплены в Бельгии и Англии 6 паровозов и 16 вагонов 4 типов. Паровозам дали названия Проворный, Стрела, Слон, Лев, Орел, Богатырь.
Первый пассажирский поезд имел 4 вагона разных классов.
Самыми комфортабельными были вагоны, называвшиеся «Берлинами»: это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями, а на окнах висели красивые бархатные занавески. Эти вагоны относились к первому классу. В них ездили самые важные гости. Вагон 1-го класса мог принять 8 пассажиров (прил. 2, рис. 2).
Вагоны второго класса назывались «Дилижансами». Это были мягкие крытые вагоны. В отличие от вагонов 1 класса они были менее роскошны отделкой и вмещали 10 человек (прил. 2, рис. 3).
Вагоны третьего класса классы были представлены открытыми повозками «линейками» и повозками с крышами «шарабанами». Стены у этих вагонов доходили только до половины кузова (прил. 2, рис. 4).
Вагонами четвертого класса были вагоны без крыши. Эти вагоны назывались — «вагонами». Они отличались от «шарабан» тем, что не имели рессор.
В вагонах 3, и 4-го класса было 12 мест.
Все вагоны не имели отопления и освещения, поэтому в вечернее время пассажиры не могли разглядеть друг друга. Лишь позже закрытые кареты стали освещаться свечами.
Вот так, в моем представлении, согласно, изученных источников, выглядел первый пассажирский поезд (прил. 2, рис. 5). Я его выпилил из фанеры при помощи электролобзика (прил.2 рис 6).
2.1 История пассажирского поезда «Жигули»
Чтобы познакомиться с историей поезда «Жигули» я прочитал материалы на сайте Куйбышевской железной дороги [6] и посетил музей Куйбышевской железной дороги на железнодорожном вокзале станции Самара (прил. 3, рис. 1, 2). Я узнал, что поезду «Жигули» уже больше 50 лет.
Впервые, поезд № 9/10 сообщением Куйбышев — Москва — Куйбышев (так в то время называлась Самара), отправился в путь 16 июня 1964г. Поезд имел нарядный вид: все вагон были окрашены в голубой цвет, а маршрутные доски с надписью «Куйбышев-Москва» оформлены белым цветом с черными буквами (прил. 3, рис. 3).
Первую молодежную бригаду в 1964 году возглавлял начальник поезда Фокин Николай Георгиевич – в последствие, ветеран войны и труда, почетный железнодорожник (прил. 3, рис. 4).
Изначально время в пути от Куйбышева до Москвы составляло 18,5 часов. Ну а так как поезд отправлялся из Куйбышева в Москву только три раза в неделю, достаточного было иметь один состав, чтобы выполнять этот маршрут.
Поезд в этот период имел номер, но названия у него еще не было, потому что не имел статус фирменного.
Для присвоения поезду статуса фирменного он должен был иметь современное оснащение вагонов и неповторимый дизайн, а также, высококлассный сервис и широкий перечень услуг.
Коллектив вагонного участка Куйбышевской железной дороги, и молодежная бригада Фокина Н.Г. приняли обязательство добиться присвоения поезду 9/10 статуса фирменного.
Рационализаторы вагонного участка установили в поезде телефонную связь между бригадиром-механиком и проводниками вагонов. Титаны для приготовления чая в вагонах переоборудовали с угольного отопления на электрическое. В купейных вагонах постелили ковровые дорожки. В каждое купе на столик с белоснежной салфеткой поставили 4 стакана с подстаканниками (прил. 3, рис. 5,6).
В пути следования поездная бригада проявляла вежливость, заботу и внимание к просьбам пассажиров. Через бюро добрых услуг пассажиры получали свежие газеты, журналы, художественную и политическую литературу, справки о проезде и другие услуги.
За год работы этого поезда поездная бригада получила более 500 письменных отзывов, пожеланий, благодарностей от пассажиров, ехавших в этом поезде. Пассажиры дали высокую оценку поезду и выразили глубокую благодарность Министерству путей сообщения.
В ноябре 1965 года поезд был переведен в категорию фирменных. Именно тогда «девятке» было дано имя в честь знаменитого горного массива на берегу Волги в Самарской области. Поезд получил название «ЖИГУЛИ».
В музее Куйбышевской железной дороги я увидел фотографию первой поездной бригады поезда «Жигули», которую возглавлял Фокин Н.Г. (прил. 3, рис. 7).
В 1993 году звание фирменного поезда было еще раз по праву подтверждено приказом Министра путей сообщений с выдачей аттестата. /5/
За годы существования поезда «Жигули» менялась не только внешняя окраска его вагонов, но их комфортабельность (прил. 3, рис. 8, 9). А поездная бригада принимали меры, чтобы достигнутый уровень обслуживания пассажиров в этих составах с каждым годом был еще выше.
В 1996 г. в составе поезда появились вагоны повышенной комфортности (прил. 3, рис. 10), а в 2003 году в составы поезда включены новые штабные вагоны, в которых имелись купе для перевозки людей с ограниченными возможностями, что позволяло им удобно себя чувствовать на всем пути следования.
В 2004 году, на День железнодорожника жители и гости города Самары получили подарок. Фирменный поезд «Жигули» изменил свой стиль. Главную перемену в фирменном поезда пассажиры заметили, даже не заходя в вагон. Вместо привычного зеленого цвета, вагоны состава стали иметь серо-синий цвет (корпоративную палитру ОАО РЖД) (прил. 3, рис. 11). Составы поезда были обновлены новыми плацкартными вагонами с кондиционированием воздуха и микроволновыми печами. В вагонах повышенной комфортности появились плоские жидкокристаллические телевизоры, которые позволяли осуществлять прием четырех каналов телевизоров (прил. 3, рис. 12).
В январе 2009 года в состав фирменного поезда «Жигули» были включены вагоны класса «люкс» (прил. 3, рис. 13). Они отличались от остальных очень красивым убранством и мягкими диванами. Эти вагоны имели 8 купе, в каждом по 2 нижние полки, с общей вместимостью 16 человек.
Из источника [6] я узнал, что в настоящее время поезд «Жигули» - это один из трех фирменных поездов, формируемых на станции Самара.
Ежемесячно поезд перевозит более 20 тысяч пассажиров, отправляясь из Самары и Москвы каждый день. При этом наибольшее число перевозок приходится на летние месяцы (прил.3, рис. 14).
Фирменный поезд «Жигули» отличается от других поездов не только благодаря своим комфортным купе и обученному персоналу, он также является скоростным, что позволяет ему проходить расстояние от Москвы до Самары (1044 км) на несколько часов быстрее других поездов. Сейчас время в пути поезда «Жигули» всего лишь – 15час 10мин. Так, например, поезд №50/49 так же сообщением Самара-Москва проходит этот путь за 18 час 12 мин.
Поезд имеет удобное расписание отправления и прибытия из Самары и Москвы, что очень важно для пассажиров. Поезд отправляется из Москвы в 18:10, прибывает в Самару в 08:50. Отправление из Самары – 17:10, прибытие – 07:55.
Из книги служебного расписания [7], я узнал, что сейчас это два состава, состоящие из 15 вагонов. И также, как и первый пассажирский поезд Царскосельской железной дороги и все пассажирские поезда сегодня, вагоны поезда «Жигули» имеют разный класс и отличаются комфортом и вместимостью.
В настоящее время в составе поезда «Жигули» есть вагон-ресторан, купейный с радиорубкой (штабной), один вагон класса «люкс»(СВМ), пять вагонов «Бизнес-класса» с двухместным купе (СВ), семь вагонов купейных с 4-х местным купе.
Я узнал, что порядок расстановки вагонов разных типов (мягких, купейных, плацкартных, вагона-ресторана, почтово-багажных и других) в составе поезда называется схемой поезда.
Такую схему имеет поезд «Жигули», согласно книги служебного расписания на 2016 год (прил. 3, рис. 15).
Вот так я представил поезд «Жигули» по его схеме (прил. 3, рис. 16).
Чтобы поближе познакомиться с поездом «Жигули» и освежить все в памяти от летней поездки, я решил на осенних каникулах еще раз побывать в нем. Мне повезло! 7 ноября (в последний день моих каникул) мой дедушка на поезде «Жигули» уезжал в командировку. Я, конечно же, отправился провожать его. Чтобы успеть посмотреть все вагоны поезда мы с ним пришли на вокзал заранее (прил.3, рис. 17).
Начальник поезда Богатова Галина Сергеевна, узнав, что я готовлю исследовательскую работу про поезд «Жигули», разрешила мне пройти по вагонам и даже разрешила посидеть на ее рабочем месте (прил. 3, рис 18).
Я дождался отправления поезда, чтобы еще раз услышать музыку (прил. 3, рис 19).
Ну а что я увидел и услышал, посещая поезд «Жигули, я написал ниже.
В вагоне класса «Люкс» (СВМ) купе может трансформироваться в спальную комнату, гостиную или рабочий кабинет. Каждое пассажирское купе оборудовано диван-кроватью, вместительным шкафом для одежды и багажа, сейфом, столом-трансформером, креслом, аудио-видео системой. В каждом купе имеется туалетная комната с душевой кабиной. Новыми услугами, предоставляемыми пассажирам, являются система беспроводного доступа в Интернет - Wi-Fi. В купе может ехать 1 или 2 пассажира. Всего в вагоне 6 таких купе. Вместимость этого вагона 12 человек (прил. 3, рис 20).
В вагоне «бизнес-класса» (СВ) поезда «Жигули» в каждом купе установлены телевизоры. Пассажир по желанию может выбрать понравившийся ему фильм из имеющейся видеотеки (диски лежат на полочке, расположенной над диваном). В каждом купе работает кондиционер. В каждом купе по 2 места, всего 9 купе. Вместимость этого вагона 18 человек (прил. 3, рис 21).
В купейном вагоне поезда «Жигули» есть в каждом купе кондиционеры и радио. Каждое купе для проезда 4 пассажиров. Вместимость этого вагона 36 человека (прил. 3, рис 22).
В поезде «Жигули» есть багажный вагон под номером 7 (прил. 3, рис 23). Это вагон где находится служебное купе начальника поезда. В этом вагоне отдыхают работники вагона-ресторана, поездной электромеханик и охрана поезда. А называется этот вагон багажным, потому, что там есть специальное купе для багажа пассажиров.
Во всех вагонах поезда «Жигули» очень красиво. На полу лежат ковровые дорожки, столики застелены белоснежными скатертями, на окнах висят красивые занавески.
Я узнал, что обслуживают поезд «Жигули» три поездные бригады. Одна из них – это бригада где начальником поезда является Богатова Галина Сергеевна (прил. 3 рис. 24). За свою работу этой поездной бригаде в 2012 г., как бригаде, получившей наибольшее число благодарностей от пассажиров, вручили «паспорт Доверия» (прил. 3 рис. 25).
2.3. Пассажирский поезд «Жигули» к рейсу готов!
Знакомясь с красивыми вагонами поезда «Жигули», я задумался о том, как готовят состав в рейс. Папа мне сказал, что все составы в рейс готовят на пассажирской технической станции (ПТС), которая находится недалеко от здания вокзала. В выходной день я с папой отправился туда на экскурсию.
Столько удивительного и интересного я узнал о поезде «Жигули»!
Оказывается, для подготовки пассажирского поезда в рейс нужно выполнить много технических операций. Некоторые из них.
Я узнал, что весь процесс подготовки состава в рейс занимает около 5 часов. И в этом занято большое количество людей многих профессий.
О некоторых из них я хочу рассказать.
Осмотрщики вагонов - это бригада из 5 человек. Они первыми встречают поезд из рейса, осматривают вагоны снаружи и внутри, а все неисправности помечают мелом и записывают в специальный журнал. Для этого у них есть специальные инструменты и приборы. Их задача заключается в том, чтобы выявить все недостатки в работе поезда. Вот так я увидел их работу (прил. 4 рис. 1).
Электромеханики вагонов, их в бригаде 2 человека, ремонтируют электрооборудование в вагоне (прил. 4 рис. 2). Их задача устранить все неисправности, выявленные осмотрщиками и еще раз проверить работу всего электрооборудования в вагоне. Я узнал, что электрооборудование вагона – это лампочки, розетки, титан в котором кипятят воду и др.
Но больше всего меня поразили служебные купе начальника поезда и проводника вагона. Там я увидел металлические шкафы со множеством кнопок, которые, как я выяснил, нужны для безопасной и комфортной поездки пассажиров (прил. 4 рис. 3). Я запомнил, что там находятся устройства для включения освещения и кондиционеров вагона, устройство пожарной сигнализации и очень много других устройств.
Экипировщики снабжают вагоны постельным бельем, чайной и печатной продукцией, посудой (прил. 4 рис. 4).
Постельное белье поезда стирают, утюжат и упаковывают в прачечном цехе (прил. 4 рис. 5). Этим занято много людей.
А чтобы вагоны были чистыми снаружи, весь состав проходит через вагономоечный комплекс, которым управляет человек с профессией оператора (прил. 4 рис. 6, 7).
Я даже не представлял, что столько много людей занято подготовкой состава. Благодаря их труду наш поезд «Жигули» такой красивый и нарядный. А чтобы нам было комфортно в пути, поезд «Жигули», как, впрочем, и любой пассажирский поезд, сопровождает поездная бригада (начальник поезда, проводники, электромеханик), работники вагона-ресторана, работники транспортной полиции.
3. Пассажиры выбирают поезд «Жигули»
Я решил узнать, ездили ли мои одноклассники в поезде «Жигули» и чем он им запомнился. Если не ездили одноклассники, то возможно ездили их родители. Мне также было интересно узнать, почему они выбрали поездку именно в этом поезде.
На классном часе с помощью нашей учительницы Татьяны Александровны, я провел анкетирование. Для проведения анкетирования мною была составлена анкета (прил. 5).
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм (прил. 6).
Результаты анкетирования меня приятно порадовали. Я увидел, что большинство ребят из класса (85%), ездили в поезде «Жигули». И что удивительно, нет ни одного человека, кому не запомнилась поездка в поезде «Жигули». Наибольшее предпочтение поезду «Жигули» было отдано за скорость поездки (52%). Все бывшие пассажиры поезда «Жигули» запомнили красоту вагонов, комфортность поездки, красивую форму проводников и конечно же музыку, под которую отправляется поезд.
У пассажиров поезда «Жигули» разные цели поездки, всех и не перечислишь: отдых, учеба, посещение экскурсий, деловая поездка и др.
Это он, наш поезд «Жигули», помогает людям осуществить их планы.
Да и развитию туризма, в нашем, Самарском регионе, мы тоже обязаны поезду «Жигули». За полгода 2016 г. поездом «Жигули» перевезено более 50 групп туристов [6].
У понял, что перевозя пассажиров каждый день из Самары в Москву и обратно, пассажирский поезд «Жигули» вносит огромный вклад в развитие нашего региона.
Заключение
Проделав эту работу, я узнал очень много интересного не только о пассажирском поезде «Жигули», но и первом пассажирском поезде в России.
Все то, что я читал и смотрел, было очень интересно.
После всего изученного, я сделал следующие выводы:
После всего изученного и всего услышанного, я уверен, что сегодня поезд №9/10 «Жигули» сообщением Самара-Москва стал настоящей визитной карточкой города Самары.
Я думаю, что теперь мне будет намного интересней быть в поезде «Жигули» пассажиром.
Я решил, что о моих исследованиях должны узнать мои одноклассники. С помощью нашей учительницы Татьяны Александровны, я выступил на классном часе и рассказал ребятам о своих открытиях (приложение 6).
Список используемых источников
Снежная книга
О чем поет Шотландская волынка?
Самый главный и трудный вопрос
Зимняя сказка
"Разделите так, как делили работу..."