Говориться о моем маленьком селе - Саратан.
Контрольный текст экскурсовода
Добрый день дорогие участники конкурса, члены жюри.Позвольте представить вашему вниманию путешествие в страну гор и лесов, неповторимых и незабываемых впечатлений, в прекраснейший уголок нашей республики – село Саратан.
Сегодня мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию по маршруту Улаган – Саратан. Пройдемся по заповедным и легендарным уголкам моей малой родины. Сядьте поудобнее, пристегните ремни.Начнем мы поход с выезда с Улагана, где кончается дорога с асфальтированным покрытием и начинается грунтовая дорога, которая продлиться до самого Саратана.
Вот мы проезжаем по просторам урочища «Кызыл-Мааны», название этого места раньше было «АныйУлаган», а новое название дали, когда создали колхоз «Кызыл-Мааны», что означает Красное Знамя. На восьмом километре начинаем восхождение на перевал «Бурее» откуда и начинается территория земли саратанской. Само название территории «Бурее» означает «каменистая, крутая» местность. На перевале сделаем нашу первую остановку,обратите внимание, на правой стороне дороги возвышается небольшое дерево, где по древнему обычаю повязывают ленты белого либо голубого цвета, в знак почитания и уважения природе и духу Алтая, это своего рода олицетворение неба, рек и гор данной местности. Таких мест на нашей земле не так уж много лишь в самых почитаемых местах, на перевалах, на границах окрестностей территории сел или районов. У разных народов, даже у жителей одной республикиподобные места называют по разному, ну к примеру наши соседи в Кош-Агачском районе говорят «Уле». Даже некоторые атрибуты обрядов на «Уле»отличаются.
Кинув последний взор на долину реки Башкаус, где открывается пейзаж из живописнейших красок мы двинем дальше. Немного проехав, замечаем развилку дороги которая ведет в гору. Здесь все огорожено, так как это частное владение «покос». Ну а если взойти на эту гору именуемой Кабак – Тайга, то здесь можно наткнуться на цепочку источников Аржан-Суу, о которых можно рассказывать и рассказывать. Существуют множество легенд о возникновении этих целебных источников. Вот одна из них: когда-то давно один охотник подстрелил и ранил оленя, но придя по следам он обнаружил как окровавленное животное валялось на какой то лужице и пришел в изумление, ведь он раньше такого никогда не видывал, а олень немного полежав и придя в себя, продолжил свой путь бегством, таким образом и появились сооружения на аржан-суу которые и отличали от других источников. Кстати такие источники по назначению бывают очень разныминапример – некоторые улучшают работу сердца, некоторые для зрения хороши, а другие вовсе от всех болезней.
А вот уже подъезжаем к месту под названием «Азалу» спустившись вниз у источника мы сделаем следующую остановку.Существует легенда, а быть может это просто выдумки, о том что в здешних местах обитает призрак или дух называемый «Аза», что в переводе с тувинского означает «Черт», «кормосту». Здесь, же, напротив родника находится постоялая стоянка, совсем недавно владельцы стоянки оборудовали один из своих аилов и открыли музей. В этом маленьком заведении представлены экспонаты демонстрирующие обычаи, предметы быта, одежда, кухонная утварь, охотничьи и промысловые предметы и многое другое.
Давайте, пройдем в автобус и продолжим свой путь далее по извилистым дорогам. В урочище «Межелик»мы уже почти проехали половину пути. Можно это место называть «Боочи» или «Боом» так в переводе с тувинского «Межелик» означает холм.
Теперь мы подъезжаем к месту«Атыр-Кол», где перебравшись черезмаленький мост, сделаем нашу очередная остановкуи неслучайно, потому что это еще один из достопримечательных мест Саратана. Атыр-кол (с тувинского языка «атыр» – «меткий», «кол» – «рука», т.е меткая рука) . Название этих мест исходит с имени человека, который жил в этой местности и был метким охотником – Аткыр-Кол. Если пройтись немного вверх по течению речки Атыр-Кол можно выйти на водопад, а это излюбленное место местным населением, куда приходят в поход всей семьей, а выпускники здесь встречают рассвет…..Поехали дальше ……..Кстатидороги здесь не самые благоприятные поэтому большинство населения пользуется автомобилями повышенной проходимости.
Из окон нашего автобуса можно наблюдать на каком участке дороги мы сейчас находимся (едем) - это Кызык-Таш –«Кызык» - означает узкий «таш»- камень – местность с нагромождениями огромных камней в старину, через которую очень трудно было проходить на лошадях. Это один из неблагоприятных участков дороги, но зато, какой вид открывается вниз на Башкаус.
На двадцать четвертом километре мы постепенно подъезжаем к урочище Кожоо-Таш, где нашему взору открывается стоячие камни или каменные изваяния. Про это место и про эти камни много различных легенд – сейчас я поведаю об одном из них – когда- тодавно на горе «Баатыр-Кол» два богатыря (выясняли между собой кто сильнее) мерились своими силами – кидали камни. Вот один из них разбежался и кинул настолько сильно что, пролетев 5 слишком километров вонзился в землю здесьи в последствии это место стали называть в честь камня.
Вот проезжаем у подножия горы Ат-Бажы, с вершины которой открывается отличный вид в сторону Саратана, и село как на ладони. Есть про эту местность одна интересная легенда– у речки Ат-Баажы была раздавлена лиственница, считали что там спрятана голова лошади «Аргымак», что дословно лошадиная голова.
Поехали далее, вот уже подъезжаем к селу, видим эмблему названия села, где алтайскими буквами сказано отрывок из стихотворения (Сурна Белешевой). Село расположено на высоте около полтора километра, между горами Баатыр-Кол и Кара-Кая, в долине реки Башкаус.
Ну а о названии села ходит такая легенда: «В давние времена вниз по течению реки Башкаус проходил отряд тувинцев. В устье реки Саратан у них умер священный верблюд, которого они называли «сарыатан», и после этого это место они решили назвать в честь умершего верблюда. Со временем это слово превратилось в более созвучное Саратан. Практически все места вдоль течения р.Башкауса были названы тувинцами».
На этомНаша экскурсия постепенно подходит к завершению, а далее нам предстоитобратный путь…….
Спасибо за внимание
Для написания данной работы использовали такие источники как музейные архивы, рассказы старожил, интернет ресурсами, в частности фотографии делали сами, ну конечно же желание и мотивация.
Образование села это спорный вопрос, но по некоторым данным считается что это год 1929 так как именно в это время была создана коммуна «Jаныjол», хотя первые дома стали строиться еще в 1924 году.
В последующем планируем расширять проект, углубленно изучать и подбирать преумножать материалы, собирать данные об окрестностях, истории, легендах. Возможно в будущем разработка организация экскурсии внутри села.
Снегири и коты
Рисуем тыкву
Есть в осени первоначальной...
Мастер-класс "Корзиночка"
Про пингвинов