Посвещено году экологии.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_ekologiya1.docx | 141.89 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №5» ОП № 3
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия по теме:
«От глобального к локальному»
Разработали: Эрендженова Н.Г.
Мустафаева М.Г.
Москва, 2017- 18г.
Методическая разработка предназначена для преподавателя при проведении внеаудиторного мероприятия по экологии, рассматривающего проблемы современного состояния мирового океана, лесов, утилизации мусора. Может быть использована для развития познавательного интереса студентов при изучении раздела «Биосфера» в биологии; обобщения и систематизации полученных знаний в рамках данной темы; формирования навыков научно – исследовательской работы.
Методическая разработка создана на базе практического опыта преподавателей биологии и химии.
Авторы:
Эрендженова Наталья Геннадьевна – преподаватель дисциплины «Биология» высшей квалификационной категории; тел 8925-848-14-37.
Мустафаева Мирвари Гумбат кызы – преподаватель дисциплины «Химия» высшей квалификационной категории; тел 8926-121-53-84.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Организационно-методический блок:
- актуализация темы
- цели
- используемая литература
- методические рекомендации преподавателю
II. Приложение 1
- фотоконкурс 1 часть;
- фотоконкурс 2 часть
III. Приложение 2
- презентации
IV. Приложение 3
- стихи
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Пояснительная записка.
Ушедший год объявлен годом «Экологии». Проблемы экологии в нашей стране, да и в мире в целом становятся все более значимыми, при этом проблемы окружающей среды должны решать не только профессиональные экологи, на сегодня можно говорить, что проблемы столь актуальны, что решение возможно только при формировании экологического мировоззрения населения. И конечно, центральным звеном получения экологических знаний считается и является школа, колледж. Здесь мы знакомим учащихся с известным выражением: «Думать глобально, действовать локально». Учащиеся анализируют состояние окружающей среды не только сточки зрения удобства для существования, но и задумываются над тем, как они нарушают гармонию природы. Формируется умение выделять и прогнозировать тенденции развития экосистемы, умение точно определять источник загрязнения воздуха, воды и почвы, а также выявлять оптимальные способы решения по уменьшению негативных явлений.
Экология не может оставаться набором знаний получаемых на занятиях по биологии и экологии, важно перейти к формированию идеологии космического человека, не властелина мира, а творца своего бытия. Уже В.И. Вернадский писал о переходе биосферы в управляемое человеческим сознанием состояние – ноосферу. Каждый человек должен осознавать свою ответственность за состояние планеты, материка, страны, города, ближайшего парк, пруда, озера……
В содержании экологического образования есть несколько аспектов:
-научный: развитие познавательный отношения к окружающей среде;
– деятельностный: формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, учит проявлять активность в решении экологических проблем;
- ценностный: формирует нравственное отношение к окружающей среде, учит не только видеть красоту окружающего мира, но и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.
Наше мероприятие проводится в форме конференции, использование презентаций делает его наглядным, информативным.
Мы предлагаем подход, основанный на преподавании ряда интегрированных тем, которые будут способствовать развитию ключевых компетенций субъектов совместной образовательной деятельности.
Главная проблема, с которой сталкиваются преподаватели, разрабатывающие интегрированные подходы в обучении, следующая: как структурировать учебный материал так, чтобы студенты, во-первых, успешно ориентировались в новой межпредметной ситуации, во-вторых, научились локальному переносу уже имеющихся у них знаний. Автоматически, без помощи преподавателя этого не происходит. Имея достаточно глубокие знания по какому-то конкретному предмету, и, даже обладая устойчивыми навыками, студент, как правило, теряется, если возникает потребность применять их в данной учебной ситуации.
Наш подход к решению описанных выше проблем связан с построением инновационной интегрированной системы преподавания, полностью сохранившей внутри себя традиционные предметы, так как на первом этапе изменять структуру образовательного процесса и отказываться от стандартных учебных программ не целесообразно.
Объект нашего исследования – логическая структура учебного материала курсов химии и биологии, обладающая высоким потенциалом к интеграции и способствующая развитию ключевых компетенций субъектов совместной образовательной деятельности.
На интегрированном мероприятии используются необходимые методы и технологии.
Методы:
Метод проблемного обучения
Метод проектов
Метод эвристического исследования.
Репродуктивные методы
Технологии:
Педагогика сотрудничества, предполагающая переход от педагогики требований к педагогике отношений, основанной на гуманно-личностном подходе к ребёнку.
Групповые технологии.
Технология свободного труда.
Технология мастерских
Таким образом, межпредметная интеграция позволяет расширить знания в той или иной области, осуществить переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции, что способствует успешному развитию ключевых компетенций субъектов совместной образовательной деятельности
Цели:
1.1. Образовательные:
Привлечь учащихся к активному анализу причин возникновения и решению экологических проблем.
1.2. Развивающие
1.4. Методические:
II. Методы:
2.1. Метод формирования интереса:
2.2. Метод упражнений:
2.3. Метод использования ТСО:
усиление предлагаемой информации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ
Эпиграф: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев.
При подготовке и проведении мероприятия, для достижения поставленных целей мы придерживались определенных установок:
1. В ходе мероприятия у студентов должны сформироваться определенное отношение к исследуемой теме;
2. В подготовку мероприятия вовлекается максимальное количество студентов.
3. Мероприятие должно быть интересным по используемому материалу и наглядным.
4. Мероприятие не должно быть перегруженным информацией (часто нам хочется рассказать обо всех ньюансах исследуемой темы), и затянутым.
5. Мероприятие должно быть развивающим: материал презентаций должен расширять объем учебника.
Подготовка к мероприятию.
Конференция была логическим завершением раздела «Экология». При подготовке к мероприятию были проведены следующие работы:
1. Фотоконкурс «Земля - наш общий дом».
Участвовали студенты 1 и 2 курсов.
Выбор победителей проводился интернет голосованием (работы были выставлены в группе, каждый имел право выбрать три лучшие работы).
Требование к выполнению работы:
- фотографии должны быть выполнены студентами;
- нельзя пользоваться интернет ресурсами;
- тема «Моя малая Родина», «Любимый уголок», «Красота в привычном»
2. Для студентов 1 курса были объявлены темы рефератов по выбору:
- Экологические проблемы мирового океана;
- Экологические проблемы Аральского моря и Байкала;
- Значение лесов. Экологические проблемы тропических и таежных лесов;
- Проблема современности – утилизация мусора.
На основе лучших рефератов составлялись презентации.
3. Выводы по каждой теме предлагались и обсуждались учащимися на занятиях.
4. Была проведена исследовательская работа состава воды из разных районов Москвы и Подмосковья.
Алгоритм выполнения работы:
1.Ознакомится с предлагаемой тематикой исследования.
2.Ознакомление с литературой:
3.Предложить направления по которым предлагается оценить качество воды;
4. Продумать качественные реакции;
5. Под руководством преподавателя провести химический анализ.
6.Оформить работу и подготовить презентации под руководством преподавателей.
На заметку
1. Темы рефератов необходимо озвучить за месяц:
- не менее недели на написание работы студентами;
- неделю на проверку работ преподавателем (в моем случае – это 75 работ), отбор лучших, по которым будут готовиться презентации;
- неделя на составление презентаций;
- неделя на подготовку конференции.
2. Тема фотоконкурса была объявлена также за месяц до конференции. За 10 дней до мероприятия прием работ был закончен, после чего в течение 3 дней отобраны победители.
Сценарный план мероприятия.
Перед началом конференции демонстрируются фото участвующие в фотоконкурсе.
1. Вступительное слово
2. Выступление чтеца со стихотворением «Русская природа»
3. Презентация «Мировой океан»
4. Перед презентацией «Экологические проблемы Арала» выступает следующий студент со стихотворением «Монолог Аральского моря»
5. Презентация «Арал».
6. Перед презентацией «Экологические проблемы Байкала» выступает студент со стихотворением «Спасите Байкал»
7. Презентация «Экологические проблемы Байкала»
8. Презентация научно – исследовательской работы «Анализ качества питьевой воды и методы ее очистки».
9. Презентация «Влияние микроэлементов воды на организм человека»
10 . Выступление чтеца «Унылый гражданин» Сергей Михалков.
11. Презентация «Экологические проблемы тропических и таежных лесов».
12. Выступление чтеца «Утром вышла девчонкой из дома» Рождественский.
13. Подведение итогов:
а) озвучены победители конкурса фотографий;
б) выбираются лучшие в конкурсе чтецов
Приложение
Приложение 3
Вступительное слово
С самого начала своего возникновения биосфера представляла собой биологическую систему, в которой происходящие круговороты веществ и потоки энергии поддерживали существование и развитие жизни от низших форм к высшим. На определенном этапе эволюции в биосфере появился человек, который стал играть в ней важнейшую биогеохимическую роль.
На ранних этапах эволюционного развития у человека была своя функция в биосфере, но позднее она была утрачена.
Существует также мнение, что у человека есть своя эволюционно обусловленная биосферная роль – поддержание упорядоченности и устойчивости живой оболочки нашей планеты.
Негативные последствия, сопровождающие деятельность человека на этапе присваивающего хозяйства, имели незначительный масштаб. С появлением и развитием социального способа производства пищи, одежды, орудий, т.е. производящего хозяйства, отрицательные последствия человеческой деятельности вышли на первый план. Главный вопрос в настоящее время состоит в следующем: способна ли биосфера сохранить саму себя при постоянно из года в год возрастающих антропогенных воздействиях или функцию сохранения биосферы необходимо взять на себя человеку?
Эволюционные изменения в биосфере происходят гораздо медленнее антропогенных, поэтому самосохранение биосферы на основе естественных механизмов регуляции предоставляется маловероятным.
Накопленное в земной коре биогенное вещество, которое ранее не вовлекалось в круговорот элементов и в поток энергии, было искусственно введено в них человеком. В результате биосфера перестала быть только природной экосистемой, а превратилась по существу, в антропобиосферу.
Степень влияния человека на природу мы и попробуем оценить в ходе сегодняшнего мероприятия.
Стихотворение читает Андреева Евгения
«Русская природа». Всеволод Рождественский.
Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.
Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?
В тебе величье моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
Гляжусь в твое лицо – и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и покое,
Как сердце материнское, зову.
И знаю, в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
2. Перед презентацией «Экологические проблемы Арала» выступает следующий студент
«Монолог Аральского моря» Виктор Калитин.
Я Арал, слывший издавна морем,
Но сегодня в соленой пыли
С перерезанным насухо горлом
Исчезаю с лика Земли.
В летний зной я пытаюсь цепляться
За соломинки на берегах.
Но мои ослабевшие пальцы
Обгорают в каленых песках.
Я зимою воплю, я зубами
Удержать жажду каждый рубеж,
Но в прибрежье, усыпанном льдами
Лишь теряю осколки надежд.
У кормилицы снежные груди,
Где-то там, среди гор, далеко
По долинам текло изумрудным
Направляясь ко мне, молоко.
Я вбирал его ширью лакавшей,
Растворяя весеннюю синь
Опрокинутой утренней чаши
Колыбельного неба пустынь.
Моя мать – вся земная природа,
Но меня умертвили глупцы,
Те, кто против родного народа,
Те, кому не указчик отцы…
Я исчез, мне не выдержать долго,
Чей за мною наступупает черед?..
Я Байкал…
Я Чернобыль…
Я Волга…
Я Россия…
Так что же нас ждет?
3. Перед презентацией по теме «Байкал» выступает студент со стихотворением «Спасите Байкал»
«Озеро» Андрей Вознесенский (Спасите Байкал)
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мертвое море - священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
будто я моря убийца и вор.
Слышу - не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты - хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал - заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер посвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
«Эти, Байкал загубили которые»?
Надо вывешивать бюллетень,
как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа -
совесть народа должна быть чистой,
чтоб заповедником стало озеро,
чтоб его воды не целлюлозило,
чтобы никто никогда не сказал:
«Мертвое море - священный Байкал».
Рождественский «Утром вышла девчонкой из дома»
Утром вышла девчонкой из дому,
а вернулась рощею, травой.
По живому топчем, по живому —
по живой!
Вскрикнет тополь под ножом знакомо —
по живому!
По тебе, выходит, бьют патроны,
тебя травят химией в затонах,
от нее, сестра твоя и ровня,
речка извивается жаровней.
Сжалась церковь под железным ломом
по живому,
жгут для съемок рыжую корову,
как с глазами синими солому, —
по живому!
Мучат не пейзажную картинку —
мучат человека, Катеринку.
«Лес, пусти ее хоть к маме на каникулы!
«Ну, а вы детей моих умыкивали?
Сами режут рощу уголовно,
как под сердце жеребенку луговому —
по живому!»
Плачет мое слово по-земному,
по живому, но еще живому.
Список литературы
«Русская природа». Всеволод Рождественский.
«Монолог Аральского моря» Виктор Калитин.
«Озеро» Андрей Вознесенский (Спасите Байкал)
«Унылый гражданин» Сергей Михалков
«Утром вышла девчонкой из дома» Рождественский
«Биология» А.В.Теремов, Р.А. Петросова
«Основы экологии»Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов
Загадочная система из шести экзопланет
Рисуют дети водопад
Одна беседа. Лев Кассиль
Эта весёлая планета
Сочини стихи, Машина