Реферат
(На научно – практическую конференцию)
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 13.5 КБ |
pushkin_5_klass.ppt | 583 КБ |
referat.doc | 111 КБ |
soderzhanie.doc | 23.5 КБ |
spisok_literatury.doc | 20.5 КБ |
Введение
Гениальность А.С. Пушкина состоит не только в созданном им творческом наследии. Значимость его таланта созвучна с той великой ролью, которая отведена в мировой истории России. Он не мог не появиться. Без него не было бы и России.
Прослеживается неразрывная связь Пушкина с математикой. Первые знания по математике Пушкин получил, скорее всего, в детстве от часто сменяющихся французов-гувернеров. Судя по всему, математическая подготовка этих гувернеров была весьма слабая. Вот поэтому по результатам вступительных экзаменов, он знал арифметику “ до тройного правила”. В лицее математику изучали основательно: в программу математики входили арифметика, геометрия, прикладная математика, чистая математика, даже математика с дифференциалами и интегралами. Но, Пушкин в лицее “ленился и отставал”. Тем не менее, Пушкин получил неплохую математическую подготовку. Поэтому впоследствии в его творчестве я нахожу некоторые интересные моменты, связанные с математикой. Во многих произведениях Пушкина присутствует соответствие золотому сечению и числам Фибоначчи, симметрия и асимметрия. Об этом также свидетельствуют Крылатые слова Пушкина: “Поверил я алгеброй гармонию”, “В поэзии вдохновение нужно как в геометрии”.
Цель данной работы – изучение роли А.С. Пушкина в математической науке.
Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи: рассмотреть отношение А.С. Пушкина к математике; охарактеризовать роль математических знаний в творчестве А.С. Пушкина.
Практическая значимость этого реферата заключается в том, что данный материал может использоваться как дополнительный источник для изучения творчества А.С.Пушкина.
Слайд 1
А.С.Пушкин и математика Бегеев Александр 6 «А» класс Яя 2014Слайд 2
Цель данной работы – состоит в вычислении частоты появления согласных и гласных букв в стихотворениях А.С. Пушкина «Няне», «Зимняя дорога». Задачи: рассмотреть отношение А.С. Пушкина к математике; охарактеризовать роль математических знаний в творчестве А.С. Пушкина. Практическая значимость этого реферата заключается в том, что данный материал может использоваться как дополнительный источник для изучения творчества А.С.Пушкина.
Слайд 3
Пушкин в лицее
Слайд 4
«Учитель физики и математики Яков Иванович вызвал Пушкина к доске решать алгебраическую задачу. Переминаясь с ноги на ногу, Пушкин молча делал на доске какие-то записи чисел. На вопрос Учителя : «Ну, что же у Вас получилось? Чему равняется икс?»- ученик улыбнулся и ответил: «Нулю!». «Хорошо,- подытожил Карцев,- У Вас, Пушкин, все в моем классе кончается нулем. Садитесь на место и пишите лучше стихи». Иван Пущин
Слайд 5
«Проверил я алгеброй гармонию» Моцарт Сальери
Слайд 6
А.С. Пушкин
Слайд 7
«Няне» Подруга дней моих суровых, 22 буквы – 9 гласных Голубка дряхлая моя! 17-8 Одна в глуши лесов сосновых 23-9 Давно, давно ты ждешь меня. 21-8 Ты под окном своей светлицы 23-9 Горюешь, будто на часах, 19-8 И медлят поминутно спицы 21-9 В твоих наморщенных руках. 22-8 Глядишь в забытые вороты 21-9 На черный отдаленный путь: 22-8 Тоска, предчувствия, заботы 23-9 Теснят твою всечасно грудь. 23-8 То чудится тебе... 13-6
Слайд 8
Теория вероятностей Относительной частотой случайного события в серии испытаний называется отношение числа испытаний , в которых это событие наступило, к числу всех испытаний. Р( n )= n / m , где n -число испытаний , при которых произошло событие; m - общее число испытаний.
Слайд 9
«Няне» Всего букв Согласные Гласные «А» «О» «У» «И» «Е» «Ы» «Э» «Ю» «Я» 270 162 108 17 29 9 9 17 13 2 9 Проценты 60 40 6/15 11/27 3/8 3/8 6/16 5/12 - 0,7/2 3/8
Слайд 10
Вывод В ходе работы с источниками, проведения исследования, мною был получен следующий ответ на основополагающий вопрос: разносторонними были интересы А.С.Пушкина.
Глава 1. А. С. Пушкин и математика
Широко распространено мнение, что А. С. Пушкин был не совсем в ладах с математикой. На самом деле, из воспоминаний старшей сестры Ольги мы узнаем, что в детстве он плакал над задачами по арифметике. По результатам вступительных экзаменов в лицей об Александре Пушкине записано, что «в познании языков: российского – очень хорошо, французского – хорошо, немецкого – не учился, в арифметике – знает до тройного правела, в познании общих свойств тел – хорошо, в начальных основаниях географии и начальных основаниях истории – имеет сведения».
В воспоминаниях об учебе в лицее «первый друг» и «друг бесценный» Иван Пущин рассказывал о том, как однажды их учитель по физике и математике Яков Иванович Карцов вызвал к Пушкина к доске решать алгебраическую задачу. Переминаясь с ноги на ногу, Пушкин молча сделал на доске какие- то записи чисел. На вопрос учителя: «Ну, что же у Вас получилось? Чему равно икс» - ученик улыбнулся и ответил: «Нулю!». «Хорошо, - подытожил Карцов. – У вас, Пушкин, все в моем классе кончается нулем. Садитесь на место и пишите стихи». С. Д. Комовский вспомнил: «… Вообще он жил в мире фантазии. Набрасывая же свои мысли на бумагу, везде, где мог, а чаще всего во время математических уроков, от нетерпения он грыз перо и, насупя брови, надувши губы, с огненным взором читал про себя написанное» [1,с. 74]. В «Дневнике» поэта за 1 января 1834 года находим запись: « Меня спрашивали, доволен ли я моим камер - юнкерством. Доволен, потому что государь имел намерение отличить меня, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер-пажи, только бы не заставили учиться французским вокабулам и арифметике».
К 150-летию со дня рождения поэта Институт русской литературы (Пушкинский дом) издал «Словарь языка Пушкина» в четырех томах по 800 страниц. «Словарь…» содержит 16 000 слов в алфавитном порядке с указанием числа раз встречающихся слов и ссылками на полное собрание сочинений. Например: алгебра встречается три раза, геометрия – три, математика – три, физика – один, астролог – один, наука – 75, любить -614, любовь – 630. На страницах гениальных творений Пушкина нашли отражения математические понятия, термины и идеи. Связи поэта с современной ему математикой весьма многообразны.
Глава 2.«Проверил я алгеброй гармонию»
Поистине крылатыми стали слова Пушкина: «Проверил я алгеброй гармонию». Сальери из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» (1830) в первой сцене говорит:
Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
[8, т.2, стр.442]. Считается, что фраза проводит разделение между искусством и Моцарта и ремесленничеством Сальери и сводится к противопоставлению искусства и науки.
«Няне»
Подруга дней моих суровых, 22 буквы – 9 гласных
Голубка дряхлая моя! 17-8
Одна в глуши лесов сосновых 23-9
Давно, давно ты ждешь меня. 21-8
Ты под окном своей светлицы 23-9
Горюешь, будто на часах, 19-8
И медлят поминутно спицы 21-9
В твоих наморщенных руках. 22-8
Глядишь в забытые вороты 21-9
На черный отдаленный путь: 22-8
Тоска, предчувствия, заботы 23-9
Теснят твою всечасно грудь. 23-8
То чудится тебе... 13-6
Закономерности случайных событий изучает специальный раздел математики, который называется теорией вероятностей. Методы теории вероятностей применим в нашей работе.
Относительной частотой случайного события в серии испытаний называется отношение числа испытаний , в которых это событие наступило, к числу всех испытаний.
Р(n)= n/m, где n-число испытаний , при которых произошло событие; m- общее число испытаний.
Всего букв | Согласные | Гласные | «А» | «О» | «У» | «И» | «Е» | «Ы» | «Э» | «Ю» | «Я» |
270 | 162 | 108 | 17 | 29 | 9 | 9 | 17 | 13 | 2 | 9 | |
Проценты | 60 | 40 | 6/15 | 11/27 | 3/8 | 3/8 | 6/16 | 5/12 | - | 0,7/2 | 3/8 |
Из расчета видим , что А.С. Пушкин чаще использует гласные «О» и «А», «Е».
ЗИМНЯЯ ДОРОГА.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Скучно, грустно..... завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Всего букв | Согласные | Гласные | «А» | «О» | «У» | «И» | «Е» | «Ы» | «Э» | «Ю» | «Я» |
535 | 310 | 225 | 39 | 66 | 29 | 26 | 33 | 12 | 1 | 19 | |
Проценты | 58 | 42 | 8/17 | 12/29 | 5/13 | 5/12 | 6/15 | 2/5 | - | 0,1/0,4 | 3/8 |
Видим , что в стихотворении «ЗИМНЯЯ ДОРОГА
» А.С. Пушкин чаще использует гласные «О» и «А», «Е».
Заключение
Как видно, в лицейские годы чистая и прикладная математика юным Александром Пушкиным не воспринимались как «как милые предметы». Зато в последствии, он писал о своем стремлении «в просвещении стать с веком наравне», поэт, несомненно, проявлял большой интерес к математике, что нашло отражение в его гениальных творениях. Друг поэта П.А. Вяземский (1792-1878) писал о Пушкине, что тот был «страстен и к наукам естественным и особенно математическим, которые составляли значительный капитал его познаний и были до конца любимым предметом его ученых знаний и глубоких исследований».
Список литературы
1. Воспоминания И. И. Пущина // Об учебе в Царскосельском лицеи. – М., 1989
2. П. П. Вяземский. Александр Сергеевич Пушкин по документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям, 1826—1837", СПБ, 1880
3. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. — М.: Гослитиздат, 1959. — Т. 1.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. А.С. Пушкин и математика………………………………………..4
Глава 2. «Проверил алгеброй гармонию»…………..………………………7
Заключение…………………………………………………………………....10
Список литературы…………………………………………………………….11
Список литературы
1. Воспоминания И. И. Пущина // Об учебе в Царскосельском лицеи. – М., 1989
2. П. П. Вяземский. Александр Сергеевич Пушкин по документам Остафьевского архива и личным воспоминаниям, 1826—1837", СПБ, 1880
3. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. — М.: Гослитиздат, 1959. — Т. 1.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Сочные помидорки
«Течет река Волга»
Чайковский П.И. "Детский альбом"