Проектная работа содержит теоретичсеский и практический материал по проблеме, прилагаются рекомендации по уместному употреблению жестов в различных странах и жизненных ситуациях.
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_zhestov.docx | 688.12 КБ |
Оглавление:
1.Введение. Понятие и роль жеста…………………………….
2.История жестового языка….……………………………………
3.Наука, изучающая жесты………………………………………………..
4.Классификация жестов……………………………………………….
5.Виды разговорных жестов………………………………..………..
6.Профессиональные жесты………………………………………
7.Жесты разных стран……………………………………………….
8.Жестовый язык глухих людей…………………..
9.Анализ наблюдений за языком жестов школьников и учителей…………………………………………………..
10.Анализ тестирования школьников………………………….
11.Советы школьникам…………………………………………….
12.Практическая часть (создание справочника «Человек
и мир жестов»……………………………………………….
13. Заключение…………………….
14.Список используемой литературы……………………………
15. Приложение…………………………………….
Цель проекта: выяснить, нужно ли человеку знать язык жестов и почему?
Задачи проекта:
Почему я выбрала эту тему:
Наша жизнь порой жестока по отношению к тем, чью болезнь окружение
не способно понять. Это слабослышащие и глухие люди. Больно осознавать,
что рядом с нами живут те, кому никогда НЕ УСЛЫШАТЬ пение птиц, шум
моря, голос мамы, музыку, шум дождя… Я захотела разобраться в языке
жестов глухих, и этим показать, что мне не безразличны такие люди.
Одновременно, я поняла, что и слышащие люди, понимают далеко не
все жесты, которые они наблюдают вокруг себя. Ведь порой меня не пони-
мают окружающие, и я тоже не всегда могу понять кого-то правильно.
И еще одна причина моего выбора – это научиться понимать жесты
других культур. Ведь, в наше время почти каждый отдыхал или собирается
отдыхать за пределами России. А значение какого-либо жеста в других
странах может абсолютно отличаться от нашего. Поэтому я решила создать ещё и справочник в помощь туристу.
1. Каждый из нас на протяжении всей жизни встречает огромное
количество людей, с которыми хочет или вынужден общаться – в школе, во
дворе, в общественных местах. Одной из целей общения, есть понимание
друг друга и достижение обоюдовыгодного согласия. Общение может быть
вербальным (речевым) и невербальным (безречевым). Я в своём проекте
буду рассматривать только невербальное общение, для которого человек
использует движение тела или части тела, именуемое жестом.
У каждого жеста есть свой смысл. Жестами человек выражает свое наст-
роение, намерения. Одна и та же фраза, сопровождаемая разными жестами
может иметь разное значение. Однажды, я поинтересовалась у одноклассника: «Как, твои дела?». Он ответил, что «очень хорошо». Но я обратила внимание на его движения и позу - голова была наклонена в бок, взгляд направлен «в пол», одной ногой он чертил по полу какие-то линии. Все эти телодвижения подсказали мне, что он сказал неправду.
Жестом можно поблагодарить, одобрить, оскорбить, обидеть. Ученые
давно выяснили, что лишь 20-40% нужной информации передается через
слова, а от невербального общения зависит 60% успеха. Главная задача
«разгадывателя» жестов – определить точное значение не одного отдельно-
го жеста, а совокупности сигналов, подаваемых одновременно – это мимика, поза. Например, почесывание затылка, может обозначать не только забывчивость, ложь, неуверенность, но и жару, и перхоть.
Также в определении значения жеста большую роль играет ситуация, в
которой находится человек. Например, на перемене я увидела одноклассника, сидевшего скрестив ноги и руки, голова была опущена, руки скрещены на груди. Я поняла, что он выражает протест, несогласие с чем-то, замкнут или его кто-то обидел. А по дороге домой я увидела на автобусной остановке
человека, сидевшего точно в такой же позе, как и мой одноклассник
сегодня. Но…Было очень холодно, и было очевидно, что человек сидит в
такой позе от того, что замёрз. Значит, один и тот же жест в разных ситуациях
может иметь разное значение.
Ну, а если рассмотреть жест – улыбка?! Сколько разных значений может он
иметь!!!
Улыбка может быть:
Я считаю, что в курс школьного предмета Окружающий мир
нужно включить изучение языка жестов. Ведь очень часто люди, а особенно дети, попадают в сложные ситуации. Они доверяются людям, которые
опасны для общества, и это часто приводит к трагическим последствиям.
И, может быть, именно «разгадывание» улыбки, уберегло бы кого-то от
беды.
Особое значение, я считаю, играет жестовый язык при чрезвычайных
ситуациях, допустим, во время пожара в школе. Здесь очень важно не
паниковать и внимательно следить за жестами учителя. Ведь от этого может
зависеть и моя жизнь, и жизнь одноклассников.
2.Язык жестов и телодвижений – самое древнее, и наиболее используемое средство общения, которое понятно и доступно людям всех стран и континентов.
Сначала был жест, а затем слово, рисунок, дым от костров и другие
нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда. Жесты использовали народы, находившиеся на первобытной стадии
развития. В юго-западной Африке бушмены при помощи жестов «разговаривали» во время охоты. Для каждого животного был свой знак, и даже для самца и самки. Когда люди научились разговаривать словами, они вовсе не забросили свой прежний язык жестов. Новый способ общения – «говорить и слушать», уживался со старым способом — «показывать и смотреть».
Ныне, например, в молодой африканской республике Камерун говорят на нескольких разных языках. Так что язык жестов часто выручает тамошних жителей. Так бывало когда-то и в высокогорных труднодоступных районах Кавказа, где бок о бок уживается великое множество совсем разных языков.
Всем известен жест древних римлян – поднятый вверх или опущенный
вниз большой палец, был знаком императора – оставляет он жизнь глади-
атору или нет (рис.4)
Рис.4
В течение многих веков считалось, что если кто-то при нас чешет голову
или теребит одежду, то выражает свое пренебрежение к нам. Китайцы в ста-
рые времена при приветствии пожимали руки сами себе (рис.5)
а эскимосы легонько стучат другого по голове (рис.6), лапландцы трутся
носами.
Египтяне же прикладывали ко лбу ладонь, как нынешние военные (рис.7)
Рис.7 Рис.8
В некоторых странах Африки передают тыкву. Держат ее в правой руке, а
левой поддерживают правый локоть – это знак уважения (рис.8).
3. Наука, которая помогает общаться людям, говорящим на разных
языках или не слышащим людям, называется кинесика. Она изучает жесты,
позы тела, взгляды и движения глаз, выражения лица. Другими словами ее
можно назвать – «языком тела и чувств». Приведу примеры некоторых жес-
тов и их объяснение с точки зрения кинесики:
4. По жестам можно определить национальность собеседника, харак-
тер, темперамент, эмоциональное состояние в данный момент, отношение
к собеседнику. Языком жестов мы привлекаем или отталкиваем людей. Че-
ловек должен знать,- где и когда можно применить тот или иной жест.
Используется жестовый язык для различных целей: для иллюстрации,
подчеркивания, указания, объяснения, прерывания и т. д., показывают отно-
шение к собеседнику или событию.
Все жесты я поделила на 4 группы:
легко распознаваемые значения, характерны для разных культур.
Например, кивок головой – знак согласия, прижатая к животу рука -
сытость, вытянутая рука с поднятой кистью – «стоп», движение кистью
к себе – «иди сюда», прижатый указательный палец к губам – «тише»,
кулак с поднятым вверх большим пальцем – «здорово», «мы за рок» и т.д.
«большой»)
улыбка, поклон и т. д.)
5. В ходе разговора каждый человек использует свойственные только ему
жесты. В спокойствии он демонстрирует одни жесты. Его напугали – он
среагирует по-другому. Он будет счастлив – проявятся совершенно другие
движения. Т.е. выбор жеста зависит от состояния человека и от степени его
воспитанности.
Мы используем жесты для:
Жесты, которые уместны дома, в общении с близкими, знакомыми
людьми, называются разговорными.
Разговорные жесты бывают:
полняются обычно двумя руками)вульгарные (оскорбительные жесты)
Также существуют жесты-паразиты, которые очень часто повторяются и
не несут в себе никакой смысловой нагрузки. Например, потирание носа, за-
тылка, подбородка, приведение прически в порядок, приподнимание очков
на переносице, верчение какого-то предмета в руках, стряхивание невиди-
мых пылинок с одежды и другие. Если собеседник чешет затылок, теребит
одежду, ходит взад-вперёд, трясёт ногой, и всё это происходит вне контекста
речи, то такой человек ни на кого не произведёт хорошего впечатления.
Жесты-паразиты отвлекают внимание и портят впечатление о собеседни-
ке. Они говорят о том, что человек очень плохо контролирует своё тело, руки
его не слушаются, «живут сами по себе».
Наверняка, каждый из вас заметил какой-то жест и за собой. Дайте им
отпор!
6. Порой мы употребляем жесты вслед за нашими предками по привыч-
ке, без особой нужды. Но иногда без жестового языка не обойтись.
Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг дру-
га и судью, так как говорят на разных языках. К тому же им мешает шум на
стадионе. Для таких случаев придумали профессиональные жесты.
А иногда человек не может даже рта раскрыть, например, под водой (рис. ). От знания подводных жестов может зависеть жизнь водолаза. Многие профессиональныежесты стали международными, например, если сложить два пальца (большой и указательный) в «щепотку»,поднести к губам и при этом причмокнуть губами, то это означает «пальчики оближешь». Есть профессии, которые без жестов не могут существовать: регулировщик дви-
жения, пантомим, дирижер, спортивный арбитр и другие.
Профессиональные жесты применяются при: необходимости соблюдения
тишины (например, жесты в военной разведке, при общении в условиях
сильного шума (завод, самолёт), при наличии большого расстояния (строи-
тельство, флот), при недостаточном знании звукового языка собеседника.
Я также поинтересовалась у взрослых, служившихт в армии о том, чему их обучали в армии. Например, то,что разведчик должен следить не только за движениями, жестами, мане-
рой говорить и мимикой других людей, но и за собой. У него должно быть
лицо, с которого нельзя «считать» информацию. В каждой стране строго свои военные сигналы.
На флоте же существует семафор-
ная азбука. Ее изобрёл в
1895году Степан Осипович Мака-
ров. Сигнальщик флажками –
(ночью белыми или желтыми, а
днем – черными или красными) по-
казывает слова, составленные из
букв-знаков, нужному объекту.
Ну и не могу сказать о танцах искусстве души и тела . Через танцевальные жесты можно выразить очень много эмоций. Особое значение придают танцу в Индии, считают его чем-то возвышенным.
Королева Англии постоянно меняет туалеты, шляпки, туфли, парики,
драгоценности. При этом неизменно остается только ее не модная сумочка,
которую королева носит в руке. Эта сумочка – источник легенд почти трех
поколений англичан. Но, в конце концов, тайна стала явной.
Оказывается, сумочка для Елизаветы – своеобразная сигнальная система.
Если во время великосветского приема сумочка с правой стороны, значит
королеву что-то беспокоит, и ей спешат на
помощь. Если сумочку вешают на левую
руку, то это сигнал, чтобы кто-нибудь из
свиты заблокировал прилипчивого
почитателя.
В 1824 году появилась очень нужная профессия – сурдопереводчик.
Это посредник, по сути, между глухими людьми и остальным миром. Если бы
у глухих не было своих переводчиков, то слабая ниточка понимания, которая
тянется от таких людей к тем, кто здоров, и вовсе бы оборвалась.
7. Насколько различаются профессиональные жесты, настолько же могут
отличаться жесты общения в разных странах.
Отправляясь в путешествие, мы стараемся как можно больше узнать о
пункте нашего назначения, о погоде, о политической обстановке, берём с
собой разговорник, но даже подготовившись, приходим в замешательство,
когда неверно истолковываем чьи-то жесты.
Многие отдыхают в Турции и интересно понаблюдать за поведением людей из других стран. Они тоже используют много жестов, но языковой барьер не даёт возможности понимать, о чем они говорят. Можно только наблюдать за их мимикой и жестами. И вот опираясь на мимику, я попробовала понять хорошее значение у этого жеста или плохое.
Рассмотрим наиболее распространенные жесты-символы:
А) Кулак с поднятым большим пальцем (фото 16).
Как я уже указывала выше, жест берет начало с гладиаторских боев (рис.2)
В США, России, Украине и
многих европейских странах этот
жест означает « все отлично».
В Германии – цифру 1, в Колумбии, Португалии, Бразилии, - приносит удачу. А вот в Аргентине, Турции, мусульманских странах – это очень неприличный жест, в Уругвае и Иране – означает угрозу насилия. В Греции же означает «замолчи», а в Саудовской Аравии, если сделать вращательное движение пальцем,- «катись
отсюда».
Б) Указательный и большой пальцы соединены, остальные пальцы вверх
( иначе - «ОК») (фото 17)
В России, Украине, США – «все по пла-
ну», «все нормально», во Франции,
Германии – «ноль», но по отношению
к человеку может быть оскорбитель-
ным, в Португалии, Уругвае, Парагвае,
Бразилии - неприличный жест. В Тунисе
– « я тебя убью», в Сирии – «иди к
чёрту». Ну а в Японии он означает - «деньги».
В) Указательный палец и мизинец подняты вверх (так называемая «коза»)
Этому жесту можно посвятить целый раздел. Популярным его сделал
рок-певец Ронни Джеймс Дио. Теперь
«коза» - жест рокеров и металлистов В Европе и Азии он считается « защитой
от дурного глаза».
В России, так называемые «новые
русские», использовали этот жест для угрозы, слегка согнув указательный
палец и мизинец. Ну, и, конечно же, всем с детства знакома игра «коза бодатая, коза рогатая».
Г) Указательный и средний пальцы подняты вверх (« victory - победа »).
Одна из версий появления – начальная буква английского слова «victory».
Другая версия – историческая. Во время столетней Англо –Французской
войны французы пленили английских и валлийских лучников и отрубали им
именно эти два пальца, чтобы они не могли больше стрелять из лука. Таким образом, показанные пальцы означали: «бойтесь, враги!». Французы воспринимали этот жест, как оскорбление.
В Англии, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии такой жест, направлен-
ный на человека, означает «замолчи!» или «отстань!».
В большинстве европейских стран и России он значит - «победа».
Если повернуть кисть к себе, то означает цифру «2».
Д) Между указательным и средним пальцами находится большой палец («фига», «дуля», «шиш», «кукиш»).
В России – это детский жест, означает «отказ в чем-либо». В Португалии используется против сглаза, а в Бразилии - это пожелание доброй удачи.
В Китае же, Корее, Японии этот жест имеет крайне неприличное значение.
В Турции, арабских странах – это жесточайшее оскорбление. В Германии –
непристойное предложение.
На Руси «кукиш» применяли от «нечистой силы».
Предлагаю вам познакомиться с русской забайкальской сказкой, в которой
используется понятие «кукиш»:
Кузнец и черт.
Жил был кузнец. Характером он был вредный-вредный. У себя в кузнице
повесил икону. А на двери нарисовал чёрта. Утром придет на работу –
Богу помолится, а чёрту кукиш поставит. Вечером уходит домой – опеть
так жо: Богу помолится, а чёрту кукиш поставит, да ишо плюнет в рожу-
то.
Но и вот. Как-то к нему приходит парень средних лет и говорит:
- Ты, батюшка, возьми меня в молотобойцы!
Парень такой проворный, верткий, веселый. Кузнец и согласился, взял его
в молотобойцы. Начали работать. Верно! В работе парень до того про-
ворный! Где надо угля подсыпать, где каку сложну работу отковать – он
ужо готово! Все понимает. Вот один раз как-то подъезжает колясочка.
кучер соскочил, побежал в кузницу:
- Ребята, вот тако и тако дело – коренной у нас расковался. Сделайте
по-быстрому, будьте добры!
- Выпрягай!
Кучер коренника выпряг, в станок завел, не успел оглянуться – ужо гото-
во всё! И подкову отковали мужики-то, и на весь круг подтянули.
- Готово. Запрягай!
А в коляске старик сидел, седоком-то. Молотобоец подошел к старику и
говорит:
- Давай-ка, дед, мы тебя перекуем на молодого!? (Старик-то он почти
совсем недвижимый был, дряхлый)
Старик слова сказать не успел. Этот молотобоец взял его на руки, и
в кузницу-раз! В горно забросил.
Он раскалился, этот старик. Молотобоец кричит кузнецу:
- Хватай его клещами! Тащи, батюшка, на наковальню!
И давай они хлестать этого старика, в молодого перековывать. И пере-
ковали. Вместо старика вышел молодой парень. Радый. Много денег им
тогда дал.
А кузнец ничё понять не может. А когда стали деньги-то делить, его
жадность одолела: он все деньги себе забрал, молотобойца выгнал.
Но выгнал – выгнал. Молотобоец посмеивается, руки в брюки – и ушел.
А он же и был чёрт, которому кузнец-то кукиши ставил. Он видно, так и
хотел, ему этого кузнеца подвести надо было, проучить.
Ладно. Опеть к кузнице подъехал барин. Седой, старый. Кузнец ишо решил
подзаработать и говорит:
- Давай, барин, я тебя на молодого перекую.
Барин согласился. Кузнец-то его в горно! Только дым пошел – барин-то
сжарился, сгорел весь. Тут кузнеца схватили и потащили в суд. А молото-
боец, чёрт-то, незаметно подглядывал, как там дело пойдёт, видел всё:
как этот барин седой сгорел, как хозяина в суд поволокли. Он тоже следом
пошёл.
Вот идет суд. Судья спрашивает кузнеца:
-Как же это ты догадался человека живьём в горно затолкать?
- Да так… Но чё он скажет?
Тут подходит молотобоец и говорит судье:
- Мы же доброе дело делали – старика в молодого перековывали. А тут ,
видите, барин попался. А барское тело, как говорится, не иёет в дело. Да-
вайте проверим – увидите, как это получается.
Судья говорит:
- Но давайте, попробуемте.
Привели какого-то простенького, бедненького старикашку в кузницу.
Молотобоец ( а он проучил кузнеца, а теперь решил выручить) этого
деда - в горно. Раскалили и перековали в молодого. Вот ловко! И оправдали
кузнеца. А чёрт после этого и говорит кузнецу:
- Вот так вот, батюшка, ты Богу-то молись, а чёрта не обижай! Хоть
ты мне и кукиши ставил и в рожу плевал, а я – видишь – тебя спас!
Е ) Приветствие (рукопожатие)
Самый традиционный, символический жест – это рукопожатие. Он известен как минимум со 2 века до нашей эры. В прошлом считалось, что этим демонстрируются дружеские намерения – в руке нет оружия
В спорте – это равенство и уважение к сопернику.
Существует мировой рекорд по количеству рукопожатий. Он принад-
лежит мэру города Нью-Джерси Джозефу Лазарону. Он пожал в течение
одного дня 11.000 рук.
Русский писатель А.Куприн говорил о рукопожатии:
« По рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и
все о его характере. Например, подать два пальца – высокомерное приветст-
вие, протянуть руку «лодочкой» - человек смущён, долго жать руку – дру-
жеский интерес к человеку.»
По сей день самыми забавными остаются приветствия африканских пле-
мен. Например, представитель племени Акамба в Кении, в знак глубокого
уважения плюёт на встречного, а представитель племени Масаи при встрече
сначала сплевывает, а потом плюёт на свою кисть руки и только потом поз-
воляет пожать себе руку.
На Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс, арабы скрещивают
руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава, китайцы делают поклон с вытянутыми вдоль тела руками. У абхазов рукопожатиями обмениваются только близкие знакомые и родственники. Таджики складывают обе руки чуть ниже груди при наклоне корпуса вперед.
Затем, не убирая рук от груди, человек подходит к приветствуемому, говорит: « Ассолом – алейкум» и протягивает обе руки. У некоторых индейских племён было принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится. Затем они подбегали друг к другу и терлись носами.
В других же индейских племенах приветствовали вытянутой вперед рукой с направленной на человека ладонью. Тибетцы при встрече снимают головной
убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо, а еще высовывают язык. А аборигены Самоа при встрече обнюхивают друг друга. У японцев для приветствия применяется три вида поклонов. У гренландцев отсутствует формальное приветствие, но при встрече они произносят: «Хорошая погода!».
Латино-американцы обнимаются, а французы целуют друг друга в щеку.
Наши предки русичи издревле, завидев друг друга, «ломали шапку»-
приподнимали или снимали ее, «били челом» - кланялись слегка или до Земли, сообразно положению встречного в обществе. Ну и, конечно говорили: « Здоров буде!» или « Здоровья вам в хату!». Как считают историки, европейский обычай снимать при встрече головной убор, проникший и в Россию, зародился во времена средневековья, когда
рыцари в тяжелых доспехах, приветствуя друг друга, приподнимали забрало шлема. Прошло время. Дамы и господа оделись в шляпы, а обычай приподнимать или снимать головной убор просуществовал вплоть до середины прошлого века.
Происхождение ритуала воинского приветствия, связывают с приветствием
охотника, поднимающего руку без оружия. Это приветствие раньше исполнялось как правой, так и левой рукой, а также двумя руками одновременно. В наши дни этот жест военные делают только правой рукой.
Я описала вам наиболее популярные жесты. Но существует еще очень
много индивидуальных, специфических жестов для каждой страны. По-
этому дополнительно я создала справочник «Человек и мир жестов», в
который включила жесты некоторых стран.
Работая над поисками жестов для справочника, я поняла, что чем южнее
находится страна, тем оживленнее люди жестикулируют, тем богаче их
мимика и язык жестов.
Примерно рассчитано, что в Европе больше всего жестов используют
французы - 120 жестов в час, но зато, англичанин – ни одного. Русский – 40,
финн – один, итальянец - 80, а вот мексиканец – 180 жестов!
8. Если считать, что в ближайшее время население Земли достигнет
четырёх с половиной миллиардов человек, то число людей всех возрас-
тов с дефектами слуха, составит огромную цифру – 225 миллионов. Она
равна численности населения такой страны, как Соединённые Штаты
Америки. Кстати, в США открыт единственный в мире университет, где
учатся глухие и слабослышащие люди. Там они могут получить степень
бакалавра и магистра по 40 разным специальностям.
. В настоящее время в России глухие люди тоже не чувствуют себя
ущербными. Они имеют обязательное среднее образование и профес-
сиональные технические навыки, говорят на двух языках: русском и
жестовом.
Но в жизни всё же сталкиваются со стереотипом неполноценности
глухого, который в одиночку преодолевать трудно. Ведь, зачастую, таких
людей незаслуженно обижают и недооценивают.
Как вести себя при общении со слабослышащим
человеком. Важно - взять долю ответственности на себя. Ведь даже при
использовании слухового аппарата, человек не может полностью слышать
все звуки. Сейчас основной акцент при обучении таких людей делается на
«чтение по губам». И для этого им нужно использовать и другие средства
коммуникации – зрение, осязание и интуицию.
Поэтому важно при общении с глухими:
Я начала изучать язык жестов и сделала вывод: родственные слова
зависят от главного слова. Например, «рыба» - главное слово. Родственные
слова «рыбак», «рыбалка», «рыбный суп», «рыбная икра» - показываются с
добавлением какого-то знака. То есть в их жестовом языке есть логика. Я
всегда думала, что глухонемые своими жестами показывают не буквы, а
изображающие предметы и действия. Но я узнала о том, что помимо жестового языка глухонемые люди пользуются азбукой глухих (рис.10).смотреть ниже
Эту азбуку изобрел в 16 веке итальянский врач Джером Кардан. Он очень
хотел хоть чем-нибудь помочь больным людям и веривший, что глухонемых
можно научить пользоваться специальными знаками.
Я ошибалась в том, что слабослышащий человек из России легко поймет
такого же человека из другой страны. Оказывается, ручная азбука всех наро-
дов различна. В русской азбуке глухих 33 буквы. В основном ручной азбукой
пользуются при назывании имен, фамилий, географических мест и других
имен собственных. Я выучила несколько букв-знаков, попробовала составлять слова и почувствовал себя годовалым ребенком, который только учится говорить. Все получалось медленно, пальцы не слушались. Ещё я решила посмотреть незнакомый мне фильм, при этом отключив звук.
И, к моему удивлению, я поняла сюжет этого фильма процентов на 70.
Рекомендую и вам так проверить свою интуицию и знания жестового языка.
А после ответить себе на вопросы:
Если это телевизионное шоу:
Если это кинофильм:
Я узнала, что в Москве для глухих людей существует Театр Мимики и
Жеста. Наверное, их спектакли очень интересно смотреть, причем, в пол-
ной тишине.
Валерий Тодоровский в 1996 году создал художественный фильм «Стра-
на глухих» (фото 15). Ну, а чешский мультфильм про Крота и русский «Ну,по-
годи!» с удовольствием смотрят все дети – они понятны любому.
Во время подготовки проекта мы с мамой нашли одну латышскую народную
сказку. Вот как она звучит в переводе:
Как-то раз, один священник изобрел язык жестов, и решил он отпра-
виться по свету, посмотреть, слышал ли народ о его изобретении.
Нашел он школу, в которой языкам первое место отведено, и письмом
у директора спрашивает:
- Изучается, ли у вас мой язык?
-Конечно, изучается! – хвастается директор. А сам про себя думает: «Что
за язык такой? Первый раз слышу! »
-Тогда в гости ждите. Поговорю с вашими учениками, посмотрю, как им
учеба дается.
Растерялся директор, пошел учеников спрашивать…Никто языка не
знает. Пошел родителей спрашивать… Никто языком не владеет.
лишь один человек, молодой одноглазый кузнец , что-то слыхал.
Вот его учеником переодели, да на встречу повели.
Приехал священник. Сели двое в пустом классе, и начался разговор…
Священник показал кузнецу один палец. Кузнец показал два пальца.
Священник показал три пальца. Кузнец показал кулак. На том разговор и
завершился.
Вышел священник из класса, его директор спрашивает:
-Как беседа прошла?
-Знаете, чудо, как хорошо! Я показал один палец, сказав, что Бог на Земле
один. Ваш ученик не согласился, показав два пальца, мол, на Земле больше
Богов. Я удивился и спросил: «Не трое ли их, на ваш взгляд?» И показал три
пальца. На что ваш ученик показал кулак, заявив, что эти трое, как один.
Прекрасная беседа!
Выходит из класса кузнец. Директор и его спрашивает:
-Как разговор прошел?
-Ужасно! В жизни таких нахалов не видел! Не успел я войти, как этот че-
ловек мне один палец показывает, мол, у меня только один глаз! Я ему два
показываю, говоря, что своим одним, я не хуже, чем он двумя вижу! А он
свое гнуть! Показывает три пальца, мол, в сумме на троих у нас все равно
только три глаза получается. Ну, я тут разозлился и показал ему кулак!
Он меня правильно понял, быстро разговор закончил!
Вот так прошла беседа на языке жестов, но каждый ее понял по-своему…
Прочитав эту сказку, я сделала вывод: чтобы правильно понять человека,
понимать его истинные намерения,- нужно знать язык жестов!
9. В общении школьников между собой я заметила намного больше эмоций, чем в общении учитель-ученик. Мы выражаем свои чувства мимикой, междометиями, нередко толкаемся, прыгаем, кричим, кривляемся. Мои наблюдения показали, что школьники (и я, конечно же, в том числе) вместо слов используют жесты: для знакомства, благодарности, просьбы, извинения, похвалы и т.д.
Наблюдения на переменах:
Во время перемен школьники мало контролируют свое поведение. Все
свои эмоции мы выражаем в основном при помощи жестов. На это влияет
еще и то, что мы плохо умеем заменять жесты словами. Лучше всего пони-
маются жесты-символы, ведь они формируются раньше, чем слова.
В последнее время я начала замечать, что некоторые старшеклассники
применяют при встрече поцелуй или объятие. Этот способ приветствия,
скорее всего, заимствован из зарубежных сериалов. У мальчиков - руко-
пожатие, осложнённое игровыми элементами: постукиваниями кулачками,
нажатием с целью накренить руку другого в сторону.
Восторг и радость же выражают так: делают резкое движение согнутой
в локте и поднятой вверх рукой, кисть – в кулак. При движении руки вниз,
кисть – на уровень груди. Для усиления жеста поднимается противополож-
ное колено.
Один из жестов, который мне не нравится – имитировать выстрел указа-
тельным пальцем в голову – означает «надоело» или «устал». Так же этот
жест некоторые делают в сторону другого человека.
Учеников-«зубрил» дразнят, показывая, что бьются головой об вообра-
жаемую книгу, которую держат руками.
А если кулак плотно сжат, поднят к лицу и развёрнут в бок, то это означает-
«мы сделали это», т.е. жест победы.
Жест просьбы – пальцы вытянуты, как при молитве, ладони соединены в
локтях, кисти прижаты к груди. Часто добавляется слово «please», т.е.
«пожалуйста».
Особое место занимает тайный алфавит учеников (чтобы учитель не до-
гадался!). По результатам тестов, секретные знаки и жесты есть в каждом
классе и школе, но везде они свои и неповторимые (хотя встречаются и те,
которые передаются из поколения в поколение). Один тайный жест может
означать как одну букву, так и целое слово или призыв к действию.
Вот некоторые жесты, которые я наблюдала в нашей школе:
поддерживаю»)
к уху («позвони»)
(«ещё круче»)
при обмане)
(дразнилка)
Наблюдения на уроках:
Учитель при помощи жестов выражает свои эмоции, демонстрирует
какие-то процессы, выражает свою оценку какой-либо ситуации или отноше-
ние к поступку ученика. Мы же, пытаемся «читать» поведение и настроение
учителя. Поэтому наш учитель всегда старается грамотно подать себя, чтобы
мы его правильно поняли. Жесты учителя показывают его отношение к уче-
никам, для лучшего усвоения учебного материала, для усиления внимания к
новой теме.
Безусловно, без вербального общения в школе не обойтись. А если один
из них – учитель, а другой – ученик, так это вообще отдельная тема для ис-
следования. Помимо специальных знаков учителя ученику и для общения
между учащимися, есть ещё много жестов, которые являются частью профес-
сии. Наблюдая за учителями и учениками, я собрал «словарик» жестов из
школьной жизни.
Жесты учителя и их значение в моем понимании:
мысли в кулак»)
Жесты помогают учителю:
Стимулировать действия:
Подчеркивать слова, мысли;
Усиливать слова, впечатление:
Передавать информацию:
Оживлять изложение: сопровождение жестами действий героев при передаче содержания рассказа, сказки и т.п.
Оценивать действия, предметы, поступки, передавать отношения к чему-либо, выражать эмоции и чувства:
Задавать темп: использование руки при работе с хором, отработке модели, образца, отбивая такт, показывая падение и повышение интонации и скорость произнесения фразы.
Пояснять, показывать, изображать: действие (поскакал, уползла, открыл), качества предмета (маленький, большой, тонкий).
Заменять знаки, слова, числа:
Привлекать внимание:
Регулировать, управлять поведением учащихся, ориентировкой в пространстве:
10. Школьники широко используют язык жестов. Но всё ли они
истолковывают верно? Этот вопрос я решила проверить тестированием.
Тестирование – это способ получения информации. Я провел два
тестирования в своём классе, общей численностью 18 человек.
Первый тест содержал только движения рук и тела, которые я показывала
ученикам. Его я провела для того, чтобы узнать, могут ли они по жестам и
мимике определить настроение собеседника, отношение его к тебе.
Движения сопровождались мимикой лица. Было показано 20 жестов.
Правильно определили значения всех жестов 70 % учащихся.
Во втором тесте было задание: «Представьте, что вы выясняете реакцию
какого-либо человека на вашу идею». Содержал тест 9 вопросов (вопросы
теста прилагаются в приложении). По результатам мне нужно было опреде-
лить, насколько дети наблюдательны, как развита у них интуиция (чутье,
проницательность).
11. Проведя наблюдения в школе и проанализировав результаты
тестирования, мне хотелось бы дать несколько рекомендаций и советов как
вести себя во время разговора:
Из всех этих нехитрых советов я сделала буклет-памятку:
«Жесты - паразиты».
Ну а тем, кто хочет научиться лучше понимать язык жестов, я советую
поиграть в игры:
Правила игры: Все делятся на две команды. Одна из команд даёт
задание игроку из команды соперников изобразить какой-то пред-
мет, действие или что-либо другое только при помощи жестов.
Команда соперников должна отгадать задание.
Правила игры: Жестами ведущему нужно изобразить: благодарность,
просьбу, знакомство, Предложение, отказ, согласие, поддержку,
извинение, предложение Помощи, удивление, одобрение, страх,
угрозу, злость, восхищение, Радость и т.д.. Остальные участники
должны угадать показанную эмоцию или состояние.
Немного истории. Эта игра – всемирно известное средство решения
любых споров. Она изобретена в Китае военачальниками эпохи
поздней династии Хань и носила название «шоушилин» ( кит. –
«команды рукой »). Сейчас по этой игре проводятся чемпионаты мира
со значительным призовым фондом.)
Фото Фото Фото
Правила игры:
Игроки считаю вместе: « Камень (фо -
то), ножницы (фото), бумага (фо-
то) раз, два, три », одновременно
качая кулаками. На счет «три» показы-
вают при помощи рук один из трех
знаков: камень, ножницы или бумагу.
Победитель определяется по следующим правилам:
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра
переигрывается. В классическом варианте играют вдвоем, но возможна
игра и большего количества участников.
В Болгарии жест «да» - это по нашему «нет». Ведущий задает вопросы,
а вы должны отвечать на них по-болгарски.
Играть могут любое количество человек.
Ведущий «на ушко» называет одному игроку какой-либо предмет. Этот игрок
при помощи жестов объясняет второму игроку, то что ему сказали «на ушко».
Затем второй игрок объясняет третьему, третий – четвёртому и так далее.
Последний игрок должен назвать предмет, который был загадан.
щую, что жестовый язык помогает лучшему усвоению материала. Я пригла-
сила для участия в эксперименте четырех одноклассников с одинаковым
уровнем интеллекта:
Участникам №1 и №2 зачитывался текст, с применением жестов. Затем я
попросила их повторить прочитанный мною текст. Участникам №3 и №4 зачитывался тот же текст, но уже без применения жестов. В результате вы-
яснилось, что участники №1 и №2 значительно лучше повторили содержа-
ние услышанного. То есть, это ещё раз подтверждает, что жестовый язык
помогает лучшему запоминанию новой информации.
Текст, предложенный для эксперимента: « Окружность называется
описанной около треугольника, если она проходит через все его вершины».
12. Скоро летние каникулы и многие из нас поедут отдыхать в разные
страны. И чтобы отпуск запомнился только хорошими эмоциями, всем нам
нужно понимать жесты других народов. Ведь самый безобидный жест у нас
может оказаться очень обидным для иностранца.
Работая над поисками жестов для справочника, я поняла, что чем южнее
находится страна, тем оживленнее люди жестикулируют, тем богаче их
мимика и язык жестов.
Подсчитано, что в Европе больше всего жестов используют французы-120
жестов в час, но зато, англичанин – ни одного, русский – 40, финн – один,
итальянец - 80, а вот мексиканец – 180 жестов!
Надеюсь, что мой справочник поможет вам замечательно провести своё
путешествие!
Источники информации:
Приложение:
Тест № 1:
Определить значение жестов, которые я буду вам показывать:
или «замёрз»)
другими)
Тест №2:
Представьте, что вы выясняете реакцию человека на ваши идеи. Ответьте на
вопросы теста и вы узнаете, насколько правильно вы читаете его жесты.
(Помните, что правильных ответов может быть несколько):
1. Ваш собеседник сидит, откинувшись на спинку стула, скрестив руки на груди, кулаки сжаты. Он:
A. защищается;
B. неудобно сидит на стуле;
C. понемногу начинает злиться на вас.
Вариант A. Ваш слушатель бессознательно установил защитный барьер. Он отвергает то, что вы ему говорите.
2. Ваш собеседник, похоже, расслабился, он вас почти не слушает. Пока вы говорите, он цепляется ногой за ножку стула. Он:
A. засыпает и пытается победить дремоту;
B. воодушевлен ваши предложением;
C. равнодушен к вашим словам.
Вариант C. Такие движения — явный признак равнодушия. Ему совершенно не интересно, что вы говорите, и он старается устроиться удобней.
3. Внезапно Ваш собеседник вскакивает, хватает другой складной стул и садится на него верхом. Он использует стул в качестве:
A. щита;
B. средства обороны;
C. с его помощью он как бы «взвешивает» ваше предложение.
Вариант A. Стул служит щитом. Можно считать, что собеседник не принимает ваше предложение. Попробуйте другой подход.
4. Ваш собеседник подпирает рукой подбородок, охватив ладонью щеку и поставив указательный палец на висок. Он:
A. устал;
B. оценивает ваше предложение;
C. скучает.
Вариант B. Хороший признак. Он серьезно обдумывает ваше предложение. Он явно заинтересован.
5. Ваш собеседник вас слушает, а потом поворачивается на стуле так, что его тело и ноги оказались обращены к двери. Он хочет:
A. посмотреть в окно;
B. размяться;
C. чтобы беседа поскорее закончилась.
Вариант C. Он хочет, чтобы встреча закончилась как можно быстрее. Он потерял к вам интерес.
6. Вы заметили, что глаза вашего собеседника блуждают по комнате, останавливаясь то на картине, то на окне. Это признак того, что:
A. ему неудобно;
B. на него произвела впечатление обстановка конторы;
C. ему уже не интересно.
Вариант C. Еще один знак, что собеседнику не интересно. Если человек не хочет смотреть вам в глаза, это обычно считается признаком равнодушия.
7. Ваш собеседник наклонился вперед, он практически сидит на краю стула. Это значит, что:
A. Вам пора закругляться;
B. собеседник очень заинтересован;
C. ему неудобно сидеть.
Вариант B. Он очень хочет сотрудничать с вами.
8. Ваш собеседник расстегивает пиджак. Это значит, что:
A. ему жарко;
B. он нервничает;
C. он расположен к вам и испытывает к вам симпатию.
Вариант C. Это значит, что ваш собеседник расположен к вам и испытывает дружеские чувства.
9. Ваш слушатель снимает очки и покусывает дужку. В то же время он хлопает себя по подбородку, встает и начинает ходить по комнате. Он смотрит перед собой, но не рассматривает отдельные предметы. Это значит, что:
A. он принимает решение;
B. он взвешивает разные возможности;
C. он хочет уйти.
Варианты A и B. Собеседник задумался. Лучшее, что вы можете сделать в этот момент, это дать ему возможность подумать над вашим предложением, и не отвлекать его. Он достаточно заинтересован, чтобы принять серьезное решение.
Спасибо тебе, дедушка!
Сказка на ночь про Снеговика
«Течет река Волга»
Зимний лес в вашем доме
Лепесток и цветок