После экскурсии в СЛб АППО и знакомством с учебниками химии Веховского Вадима Никандровича у Ольги Шинковой появилась идея: сравнить учебники химии, по которым занимаются современные школьники и учебник химии Верховского В.Н. Что из этого получилось?
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 422
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Проект
Учебник химии В.Н. Верховского и его роль для науки
Тип проекта
Информационно-исследовательский
Работу выполнила ученица 8 «А» класса Шинкова Ольга Руководитель: учитель химии Яковлева Надежда Валентиновна |
Санкт-Петербург
2017
Содержание
I.Введение …………………………………………………………… | с. 2 |
II.Основная часть: 2.1. Вступление ……………………………………………………… 2.2. Биография Верховского ……………………………………….. 2.3. Труды В.Н.Верховского ………………………………………. 2.4. Учебник В.Н. Верховского ……………………………………. 2. 5. Учебник О.С. Габриеляна ……………………………………… 2.6. Сравнение учебников …………………………………………… | с. 3 |
III. Заключение ………………………………………………………… IV. Список литературы ………………………………………………… V. Приложение. Электронная презентация | с. 13 |
Цель:
Исследовать первый послереволюционный учебник по химии и сравнить его с современным. Сделать выводы, как изменилось преподавание химии в начале 20 века и в начале 21 века.
Задачи:
Актуальность:В начале учебного года я с одноклассниками под руководством учителя химии Яковлевой Надеждой Валентиновной посетила музей АППО. На экскурсии я познакомилась с историей образованияв дореволюционные и послереволюционные годы, развитием образования в целом и химии в частности. Меня заинтересовала биография и работы профессораученого-химика, создателя первых учебников по химии для простого народа в послереволюционные годы. И в рамках этого проекта я хочу исследовать первый послереволюционный учебник по химии и сравнить его с современным учебником, по которому занимаемся мы.
Объект исследования: Методика преподавания химии.
Предмет исследования: Учебник Верховского и учебник Габриеляна.
В истории русской методики обучения химии В.Н. Верховский – одна из самых крупных фигур.Его идеи актуальны и ныне. Более 40 лет работал Верховский в области педагогики, являлся деятельным членом методических комиссий. Он владел немецким и французским языками, хорошо знал особенности преподавания химии в школах Германии и Франции; критически осмысливал западный и русский опыт преподавания химии в средних учебных заведениях, создавал, апробировал и пропагандировал новое. Взгляды Верховского, его труды являются сплавом всего лучшего, найденного в области методики преподавания на рубеже ХIХ–ХХ вв.
По учебнику Вадима Никандровича в школах СССР учились химии в течение 15 лет (с … по)Он был переведен почти на все национальные языки народов СССР и на многие западноевропейские и восточные языки (всего 20 переводов).
Профессор Верховский оставил нам свои ответы на вопросы: что такое школьный учебник, какова его роль в учебном процессе.
В г. Белом Смоленской губернии 12 ноября (30 октября по новому календарю) 1873 г. родился Вадим Никандрович Верховский.
Отец его – Никандр Иванович – выходец из мещан Костромской губернии – окончил Санкт-Петербургский университет и служил в г. Белом секретарем уездной земской управы.
Мать, Лидия Максимовна Иванова, была дворянкой. У них родилось пятеро детей. Кроме Вадима – Юрий, Владимир, Ольга и Лидия. Это была хорошая, интеллигентная семья, но когда Никандр Иванович умер, Лидия Максимовна осталась с пятью детьми практически без средств к существованию. Она уехала в деревню, купила корову, шила и смогла дать всем пятерым детям прекрасное образование.
Вадим был старшим в семье. Вместе с матерью ему пришлось выводить в люди братьев и сестер. Юрий стал известным переводчиком поэзии, историком литературы пушкинской поры; Владимир – деятелем в области сельского хозяйства; Ольга, получив музыкальное образование, вышла замуж за сокурсника Вадима по университету, посвятившего себя музыке, – Вячеслава Гавриловича Караптыгина, видного музыковеда; Лидия, закончив рисовальную школу «Общества поощрения художников», участвовала в выставках, оформляла детские книги. Богатый архив семейной переписки матери Вадима находится в Центральном государственном архиве литературы и искусства.
В городе, где проходило детство, не было ни одного среднего учебного заведения, поэтому Вадим Никандрович учился в мужской классической гимназии Смоленска, а по её окончании поступил на физико-математический факультет университета в Санкт Петербурге. В 1899 г. он закончил полный курс университета.
Уже в 1902 г. Вадим Никандрович читал лекции в вечерних классах для рабочих – так началась его педагогическая деятельность. В 1905 г. под руководством профессора Сергея Ивановича Созонова (иногда Сазонова) он приступил к работе в должности лаборанта (по-современному – ассистента) на кафедре химии, недавно организованного Императорского Женского педагогического института. Одновременно, в 1906 г. Верховскийстановится штатным преподавателем частного Тенишевского коммерческого училища Химическая лаборатория училища отвечала всем требованиям методики, разрабатываемой Верховским: она была оснащена газопроводом, холодной и горячей водой, вытяжными шкафами. Здесь он проработал 25 лет.
В 1918 г. его пригласили заведовать кафедрой неорганической химии во вновь организованный педагогический институт (в настоящее время это РГПУ имени А.И.Герцена). Здесь он получил звание профессора. В общей сложности он посвятил вопросам техники и методики химического эксперимента 45 лет своей жизни. В 1938 г. по совокупности всех выполненных методических работ Вадиму Никандровичу была присуждена учёная степень доктора педагогических наук без защиты диссертации. Он стал первым российским дипломированным учёным методистом по специальности «теория и методика обучения химии».
В Великую Отечественную войну до декабря 1941 г. Вадим Никандрович оставался в Ленинграде. Он пережил все тяготы ленинградской блокады. Ему удалось эвакуироваться в г. Молотовск (Нолинск) Кировской области, где он редактировал химическую литературу, оказывал методическую помощь учителям школ, принял участие в организации воскресного университета и читал там лекции. В 1943 г. Вадим Никандрович присоединился к коллегам в г. Кыштыме Челябинской области, где находился в это время в эвакуации ЛГПИ им. А. И. Герцена. Помимо основной работы в институте, читал выездные лекции в соседних городах, консультировал по химическим вопросам один из заводов.
Заслуги Вадима Никандровича Верховского перед отечественной наукой получили высокую оценку: в 1940 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки, в 1944 г. он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В. Н. Верховский работал до конца своей жизни.
Последние полтора года он почти не покидал постели из-за тяжёлой болезни и медленно угасал, но продолжал интенсивно работать над рукописью нового учебника по химии для 7-го класса (на специально сделанном столике-пюпитре собственной конструкции). Он общался с коллегами и друзьями, живо интересовался делами Академии педагогических наук, направлял работу кабинета методики химии Ленинградского филиала Академии педагогических наук, писал письма.
Скончался Вадим Никандрович 6 января 1947 г. после тяжёлой продолжительной болезни. Вся его жизнь была посвящена служению науке и просвещению. В день похорон В. Н. Верховского, 9 января, участники конференции химиков, проходившей в те дни в Ленинграде, прервали свою работу и в полном составе проводили своего учителя. Похоронен Вадим Никандрович в Ленинграде наВолковом кладбище, недалеко от могилы Д.И.Менделеева.
Вадим Никандрович был не только талантливым учёным, посвятившим всю жизнь химии, но разносторонне одарённым человеком. К примеру, писал стихи, однако главным делом жизни Верховского была не наука химия, а ее преподавание. Здесь он сделал необычайно много.
Вместе с профессором С. И. Созоновым Верховский отстаивал существование в средней школе самостоятельного курса химии.Ими была создана первая систематическая программа по химии, которая проходила проверку в Тенишевском училище. Они же выпустили руководство «Первые работы по химии» для практических занятий, которое выдержало 10 изданий (последнее – в 1935 г.).
В 1911 г. Верховский и Созонов составили учебник «Элементарный курс химии», который стал основой для совместного создания «Учебника химии», впервые вышедшего в 1915 г. и прошедшего через 11 изданий.
Новая книга В.Н. Верховского «Техника постановки химических опытов. Пособие для преподавателей, лаборантов, а также для лиц, самостоятельно изучающих химию» переиздавалась шесть раз (последнее, посмертное издание опубликовано в 1959–1960 гг.).
Несколько поколений учителей химии нашей страны осваивали химический эксперимент по фундаментальному (70 печатных листов) труду В.Н. Верховского,
В 1922 г. Вадим Никандрович утвержден в звании профессора, а в 1938 г. ему была присуждена на основании совокупности работ без защиты диссертации ученая степень доктора педагогических наук. Он стал первым в истории России доктором педагогических наук по методике обучения химии.
Под руководством В.Н. Верховского была разработана первая советская программа систематического курса химии (1932), им создан первый советский учебник по химии.
В годы преподавания Верховского химию в школе изучали с 7 класса.
В 7 классе изучали темы:
- «Вещества и их превращения»;
- «Вода»;
- «Кислород и водород»;
- «Первое понятие об элементе»;
- «Закон сохранения веса вещества»;
- «Воздух»;
- «Закон постоянства состава»;
- «Атомно-молекулярное учение»;
- «Окисление и восстановление»;
- «Окислы, основания, кислоты и соли»;
Темы 8 класса:
- «Окислы»,
- «Основания»,
- «Кислоты и соли»;
- «Галогены»;
- «Растворы»;
- «Сера»;
- «Азот и фосфор»;
Темы 9 класса:
- «Углерод и кремний»;
- «Понятие о дисперсных системах»;
- «Периодическая система элементов»;
- «Строение атома»;
- «Общие свойства металлов»;
- «Щелочные и щелочноземельные металлы»;
- «Медь» (эта тема была снята из программ во время войны);
- «Алюминий, хром и марганец» (эта тема была также снята во время войны);
- «Железо»;
В 10 классе изучали темы:
- «Предмет органической химии»;
- «Молекулярные формулы и формулы строения»;
- «Углеводороды»;
- «Спирты и фенолы, простые эфиры»;
- «Альдегиды, кетоны, кислоты»;
- «Сложные эфиры, жиры»;
- «Углеводы»;
- «Нитросоединения, амины, аминокислоты, белковые вещества»;
- «Повторение курса химии».
В 1933 г был создан под руководством В.Н. Верховского первый советский стабильный учебник по химии. По этому учебнику российская средняя школа проработала до 1949 г., обучив не одно поколение учеников. По стройности логической схемы и простоте изложения учебник Верховского (под таким названием он вошел в историю педагогики) не имеет себе равных.
Уже в первых главах рассказывалось о роли химии в технике и ее связи с жизнью. В них не приводились ни формулы, ни уравнения химических реакций, не вводились даже символы химических элементов.
Верховский впервые (!) в истории преподавания химии в российских школах привлек педагогическое наследие Д.И.Менделеева. Он выдвинул и глубоко обосновал идею построения учебного курса химии для школы на основе периодической системы Менделеева. «Без понимания сходства элементов никакой химии нет: это будет суррогат химии, алхимия, набор фактов», – писал Вадим Никандрович. Химическое образование (опять-таки впервые в мировой учебной практике) стало основываться не только на теоретических воззрениях, но и на обучающем эксперименте. До сего времени практические лабораторные и экспериментальные контрольные работы, принцип которых был разработан Верховским, остаются неотъемлемой частью школьного курса химии.
Большое место отводилось в учебнике описанию приборов, которые использовались для экспериментов. Отличные рисунки, фотографии с приборами, лабораторной посудой и оборудованием. Большая роль отводилась описанию приборов и самого химического эксперимента. Обучающийся по учебнику Вадима Никандровича легко запоминал материал уроков благодаря повторению дома описания того эксперимента, который проведен был на уроке.
В учебнике возобладает принцип единства теории и практики. «Между теорией и практикой, – писал Верховский, – между теорией и мировоззренческим материалом не должно быть разрыва: только тогда, когда наука в школе будет поднята на высшую ступень, мы достигнем цели, которую ставим себе при преподавании». Впервые именно в России были введены «лабораторные уроки». Классы, где проводились занятия по химии, стали превращаться в подобие химических лабораторий. В учебнике большое значение уделяется практическим лабораторным и экспериментальным контрольным работам.
Систематический учебник В. Н. Верховского заложил основу построения курса химии с ориентацией на систему понятий о веществе. В последнее время в нашей стране и за рубежом учителя все больше отдают предпочтение именно систематическим учебникам.
Современные школьники изучают химию с 8 класса. Мы изучаем химию по учебнику О.С. Габриеляна.
Учебник Олега Сергеевича Габриеляна "Химия. 9 класс" вместе с учебником "Химия. 8 класс" составляет комплекс, который служит полным курсом химии для основной школы. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Предполагается изучение следующих тем:
8 класс:
- «Введение»;
- «Атомы химических элементов»;
- «Простые вещества»;
- «Соединения химических элементов»;
- «Изменения, происходящие с веществами»;
- Химический практикум 1 «Простейшие операции с веществом»;
- «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции»;
- Химический практикум 2 «Свойства электролитов»;
9 класс:
- «Общая характеристика химических элементов и химических реакий»;
- «Металлы»;
- Химический практикум 1 «Свойства металлов и их соединений»;
- «Неметаллы»;
- Химический практикум 2 «Свойства неметаллов и их соединений»;
- «Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации».
10 класс:
- «Введение»;
- «Строение органических соединений»;
- «Реакции органических соединений»;
- «Углеводороды»;
- «Кислородсодержащие соединения»;
- «Углеводы»;
- «Азотсодержащие органические соединения»;
- «Биологически активные соединении»;
- «Химический практикум».
11 класс:
- «Строение атома»;
- «Строение вещества»;
- «Химические реакции»;
- «Вещества и их свойства»;
- «Химия в жизни общества»;
- «Химический практикум».
Красочные иллюстрации, разнообразные вопросы и задания способствуют активному усвоению учебного материала.
Прослеживается связь химии с другими науками, а также необычно описываются химические элементы и процессы.
Этот учебник используют в школах по всей России. Он написан понятным детьми языком, а это самое главное!
Учебник состоит из трёх глав, не включая введение в котором рассказывается характеристика химических элементов, а также знакомят учеников с периодической таблицей Д. И. Менделеева.
В каждой главе представлена теоретическая часть, в которой рассказывается об отдельно взятых химических элементах, простых веществах или химических процессах и реакциях. И весь материал связан с положением элемента в периодической системе Д.И. Менделеева.
После каждой главы автор расположил такой раздел как химический практикум. В этом разделе автор сначала подробно описывает то, что должен сделать ученик, какие предметы приготовить для опыта. Также даются экспериментальные задачи, которые помогают закрепить пройденный материал.
На форзацах учебника расположены полезные для изучения химии таблицы. С передней стороны расположена периодическая таблица Д. И. Менделеева. Это очень удобно. А с задней стороны расположена таблица растворимости гидроксидов и солей в воде при комнатной температуре, электрохимический ряд напряжений металлов и ряд электроотрицательности неметаллов.
Знания учеников по такому предмету как химия очень важны! Они помогают представить истинную картину мира. Учебник Габриеляна очень подробно и понятно описывает азы этой науки. Обучаясь по этому учебнику, мы получаем качественные знания по теории, которые потом закрепляются практикой (заданиями после параграфов). Очень понятный шрифт дает максимально точные правила и определения. Ничего лишнего. Добавлены интересные факты. Ученики имеют возможность познать предмет этой сложной науки!
Учебник О.С. Габриеляна по структуре и содержанию опирается на методы и принципы образования В.Н. Верховского.
Материал в обоих учебниках опирается на знания, полученные школьниками при изучении других естественнонаучных предметов в 5–8 классах.
Содержание учебников основано на понятии «химический элемент»: последовательно раскрываются представления об атомах, простых и сложных веществах.
Оба учебника строятся в соответствии с таблицей Менделеева.
Обучение строится на исследовании, лабораторных и практических работах. Большую роль играет в обучении эксперимент.
Кроме того, последний год обучения предполагает повторение пройденного материала (по учебнику Верховского) и систематизацию и обобщение знаний (по учебнику Габриеляна).
В основу изучения химии в обоих учебниках положены такие принципы (Принципы – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса):
Есть и существенное отличия. Например, в том, в каком порядке изучается элемент, атом и его строение. По учебнику Габриеляна «Первые понятия об элементе» ученик получает сразу на первых уроках, когда рассматривают классификацию веществ (деление на простые и сложные).«Строение атома» изучается сразу в начале всего курса (в 8 классе). А по Верховскому изучение элемента и строения атома проходит во второй половине первого года обучения, когда обучающиеся рассмотрели темы по изучению таких известных веществ и смесей, как кислород, вода, воздух.
По учебнику Габриеляна изучение органических веществ проходит на третьем году изучения (10 класс), а в 11 классе (последний год изучения) на основе уже имеющихся знаний дается сравнительная характеристика органических и неорганических веществ. При этом у ученика происходит повторение, систематизация полученных знаний. Обучающиеся видят, что законы для мира органики и неорганики едины, что границ между органической и неорганической химиями нет. Это единая наука. При изучении последних тем (как, пожалуй, и при изучении всего курса) ученики осознают, что вещества живой и неживой природы взаимосвязаны и важны, что в окружающем нас мире и внутри нас постоянно происходят химические реакции. Познав их, мы сможем управлять ими, и это будет иметь прикладное значение для медицины, при создании лекарств, создании продуктов питания, одежды, обуви, бытовой и другой техники. И каждый имеет возможность осознатьважность этого сложного предмета ХИМИЯ!
Вывод, конечно, учебник Габриеляна подкупает современностью оформления (цветные иллюстрации, ссылки в интернет, наглядные опыты), но учебник Верховского(черно-белый) является основой построения процесса обучения. Он, как в детской пирамидке является стержнем, на который в новом учебнике нанизываются кольца новых открытий в химии и новых технологий в оформлении.
Химия прекрасна, изучение ее доставляет мне немалое удовольствие. Я сама учусь по этому учебнику О.С. Габриеляна и мне пока не пришлось обращаться ни к каким справочникам (ни к ГДЩ, ни к инету). Красочные иллюстрациидополняют каждый параграф. Рисунки и фотографии помогают наглядно увидеть происходящие процессы (можно сказать, что они являются дополнением, ну или комментарием). Но при сравнении двух учебников я пришла к выводу, что в основе построения материала, который раскрывается на уроках и в учебнике лежат принципы (наглядность, доступность, связь теории с практикой и др.) и основы, заложенные В.Н. Верховским.
Я обучаюсь по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник Олега Сергеевича мне нравится. По нему я с удовольствием изучаю курс химии и смогу подготовиться к основному государственному экзамену за 9 класс.
1.Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. М.: БСЭ, 1958,;
2. Верховский Вадим Никандрович. В кн.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1.
3. Коковин А.Н. Памяти профессора В.Н.Верховского. Естествознание в школе, 1947,
4. Коковин А.Н. Биографический очерк о В.Н.Верховском. T. 1. M.: Учпедгиз, 1953;
5. Пак М.С. Методическое наследие В.Н.Верховского и его современное значение (К 120-летию со дня рождения). Химия в школе, 1993.
6. Пак М.С. Дидактика химии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2004.
7. Парменов К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
8. Телешов С.В. От истоков до устья… Ч. 2. СПб., 2002.
9. Фадеев Г.Н., Злотников Э. г. О судьбе химии в школах России: Рыцарь науки преподавать – В.Н. Верховский. Химия (ИД «Первое сентября»), 1999.
10.Проф. В.Н. Верховский Неорганическая химия. Учебник для 8-10 классов средней школы.
11. В.Н. Верховский «Неорганическая химия. Учебник для средней школы» (1935 г. и других лет),
12. В.Н. Верховский «Методика преподавания химии в средней школе» (1934 г.)
13. В.Н. Верховский «Техника и методика химического эксперимента в школе» (1924 г. и других лет).
14 .О.С. Габриелян Химия Учебник 8 класса. Дрофа 2017.
15.О.С. Габриелян Химия Учебник 9 класса. Дрофа 2017.
16. О.С. Габриелян Химия Учебник 10 класса. Дрофа 2004.
17.О.С. Габриелян Химия Учебник 11 класса. Дрофа 2004.
18. https://studfiles.net/preview/2789365/
19. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-obucheniya.html
Слайд 1
Учебник химии В.Н.Верховского , его значение для науки . Работу подготовила ученица 8 «А»класса Шинкова Ольга. Руководитель: Яковлева Надежда Валентиновна. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 422 Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга.Слайд 2
Цель: Исследовать первый учебник по химии и сравнить его с современным. Пронаблюдать, что изменилось. Задачи: Ознакомиться с биографией В.Н.Верховского . Изучить учебник В.Н.Верховского . Изучить учебник О.С.Габриеляна . Сравнить эти два учебника.
Слайд 3
Биография Верховского В г. Белом Смоленской губернии 12 ноября (30 октября) 1873 г. родился Вадим Никандрович Верховский . В семье было пятеро детей. Когда Никандр Иванович умер, Лидия Максимовна осталась с пятью детьми практически без средств к существованию. Она уехала в деревню, купила корову, шила и смогла дать всем пятерым детям прекрасное образование. Вадим был старшим в семье. Вместе с матерью ему пришлось выводить в люди братьев и сестер. В городе не было ни одного среднего учебного заведения, поэтому В.Верховский учился в мужской классической гимназии Смоленска, а по её окончании поступил на физико-математический факультет университета в Санкт Петербурге. В 1899 г. он закончил полный курс университета.
Слайд 4
В 1918 г. его пригласили заведовать кафедрой неорганической химии во вновь организованный педагогический институт (в настоящее время это РГПУ имени А.И . Герцена ). Здесь он получил звание профессора. В общей сложности он посвятил вопросам техники и методики химического эксперимента 45 лет своей жизни. Он лично придумал, разработал, усовершенствовал, проверил множество опытов и приборов.
Слайд 5
Скончался Вадим Никандрович Верховский 6 января 1947 г. после тяжёлой продол - жительной болезни. Вся его жизнь была посвящена служению науке и просвещению. В день похорон В. Н. Верховского , 9 января, участники конференции химиков, проходив- шей в те дни в Ленинграде, прервали свою работу и в полном составе проводили своего учителя. Похоронен В.Н.Верховский . в Ленинграде, похоронен на Волковом кладбище, недалеко от могилы Д.И.Менделеева .
Слайд 6
Учебник Верховского В 1933 г был создан под руководством В.Н. Верховского первый советский стабильный учебник по химии. По этому учебнику российская средняя школа проработала до 1949 г., обучив не одно поколение учеников. По стройности логической схемы и простоте изложения учебник Верховского (под таким названием он вошел в историю педагогики) не имеет себе равных. Уже в первых главах рассказывалось о роли химии в технике и ее связи с жизнью В них не приводились ни формулы, ни уравнения химических реакций, не вводились даже символы химических элементов.
Слайд 7
Учебник Габриэляна Учебник О.С.Г абриеляна " Химия . 9 класс" вместе с учебником "Химия. 8 класс" составляет комплекс, который служит полным курсом химии для основной школы. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации" Красочные иллюстрации, разнообразные вопросы и задания способствуют активному усвоению учебного материала.
Слайд 9
ВЫВОД У чебник О.С.Габриэляна подкупает современностью оформления (цветные иллюстрации, ссылки в интернет, наглядные опыты), но учебник В.Н. Верховского является основой построения процесса обучения. Он как в детской пирамидке является стержнем, на который в новом учебнике нанизываются кольца новых открытий в химии и новых технологий в оформлении.
Весёлые польки для детей
Зимний дуб
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Груз обид
Ветер и Солнце