Значение красивой осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только признаком стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. Формирование осанки – процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_elina_alina_g.mamadysh.doc | 739 КБ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2 г. Мамадыш», Республики Татарстан
Исследовательская работа
Правильная осанка-залог здоровья современного школьника.
Номинация: Здоровье человека.
Елина Алина 10 класс
Направляющая организация:
МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш»
Научный руководитель: учитель биологии высшей кв. категории Ханафеева Р.М.
Мамадыш 2018
Содержание
Введение
Глава I. Цель исследовательской работы
Глава II. Теоретические основы проблемы нарушений осанки у младших школьников
школьного возраста
школьников через лечебную физкультуру и лечебное плавание
Глава III. Экспериментальная работа по диагностике и коррекции уровня нарушений осанки у младших школьников
гимнастические упражнения и плавание
Глава IV. Исследование состояния осанки.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Значение красивой осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только признаком стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. Формирование осанки – процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам.
Хорошую осанку, как и любую другую привычку, можно и нужно воспитывать. Но, без посторонней помощи, без положительного примера, без постоянного контроля со стороны взрослых ребенок вряд ли сможет выработать привычку правильно держать свое тело. Много труда нужно вложить в маленького человека, чтобы он вырос здоровым и красивым, сильным и умным.
За последние десятилетия, в силу особых социально-экономических ситуаций, наблюдается снижение уровня и качества жизни населения. Процессы реформирования затронули все слои общества, разрушили сложившуюся инфраструктуру, резко усилили негативные тенденции в области рождаемости, сохранения здоровья, полноценного образования, воспитания и развития подрастающего поколения. В первую очередь это сказалось на здоровье детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, сутулится, а также страдает различными расстройствами и заболеваниями. И это ухудшение происходит от года к году.
Поэтому, проблема здоровья детей, особенно школьного возраста, стала предметом профессионального интереса широкого круга специалистов, работающих в области медицины, психологии, педагогики, других социальных наук.
По данным российских ученых хронические заболевания у детей школьного возраста прослеживаются от 800 до 1000 случаев на 1000 учащихся и не зависят от места проживания. За период обучения в школе в 1,5-2,0 раза увеличивается число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в 2 раза возрастает количество детей с заболеваниями нервной системы, с близорукостью в 5 раз.
Состояние здоровья школьников Республики Татарстан, а в частности г.Мамадыш имеет типичную для России картину. Систематически проводимыми профосмотрами установлено, что нарушение осанки и сколиоз встречается у 62% детей, нарушение сердечно-сосудистой системы у 24%, близорукость у детей начальной школы составляет 33% и у 60% выпускников. По данным статистики проблема нарушений осанки у детей школьного возраста выходит на первое место.
При заболевании опорно-двигательного аппарата происходит задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связно-мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, имеет место задержка развития двигательных умений и навыков. У многих детей, кроме основного заболевания, ослаблена нервная система, замедляется скорость мыслительных процессов, повышается утомляемость, что напрямую связано с усвоением программного материала в школе. В дальнейшем это грозит таким коварным заболеванием, как остеохондроз, корни которого тянутся с раннего детского возраста.
Причин большого количества детей, имеющих нарушения осанки много. Это и:
Увеличение числа детей и подростков, имеющих нарушения осанки, остается одной из главных проблем в здоровье детей на сегодняшний день. Поэтому тема не теряет своей актуальности
Почему я стала заниматься этим проектом?
На современном этапе актуальной проблемой здоровья у подростков стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих подростков и их родителей. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается в школе, но я считаю, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как сохранить свое здоровье и красивую фигуру на долгие годы.
А между тем, неправильная осанка, особенно в период роста и развития организма способствует возникновению деформации скелета, при этом ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, выделительной и половой системы, повышается утомляемость организма, снижается аппетит. Поэтому необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, систематические занятия спортом и физкультурой, прогулки на свежем воздухе.
Я стала заниматься этим проектом по следующим причинам. В этом году при медицинском осмотре у моего братишки, который учится во втором классе, обнаружили нарушение осанки I степени. Так же и у многих моих одноклассников после осмотра обнаружили сколиоз, нарушение осанки. В связи с этим поставила перед собой цель, найти способы восстановления и сохранения правильной осанки.
Глава I. Цель исследовательской работы
Гимнастические упражнения и плавание, в сочетании с дыхательной гимнастикой, упражнениями по профилактике плоскостопия призваны содействовать формированию, оздоровлению и развитию ребенка, способного к социально-психологической адаптации в дальнейшей жизни. Они способствуют проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и совершенствовании двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме. Динамика коррекции нарушений осанки предусматривает дифференцированный подход и диктует вариативность содержания методических рекомендаций.
Объектом исследовательской работы является ученики младшего школьного возраста (В частности второклассники).
Предмет исследовательской работы – физические упражнения, как средства формирования правильной осанки.
Цель:
Определение влияния комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Актуальность работы заключается в том, что количество детей с нарушениями осанки не уменьшается и меры профилактики с детьми, имеющими такие проблемы, выдвигаются на первый план.
Гипотеза: Если с детьми, имеющими нарушения осанки, проводить комплексные занятия, включающие гимнастические упражнения и плавание, то можно повысить эффективность формирования правильной осанки.
Методы исследования:
Глава II. Теоретические основы проблемы нарушений осанки у младших школьников.
1.Особенности развития опорно-двигательного аппарата
Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связно-мышечного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.
Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:
Нарушения осанки связаны в основном с изменением положения головы, плечевого пояса, позвоночника и таза. Правильно проведенный осмотр ребенка спереди, сбоку и сзади позволяет выявить нарушения осанки и сколиоз. Осмотр проводят при хорошем и равномерном освещении. Ребенку, раздетому до трусов и без обуви предлагается стоять в привычной для него свободной позе.
Деформация грудной клетки и позвоночника выявляются при осмотре во фронтальной плоскости спереди и сзади, при осмотре в профиль и в положении наклона вперед.
При осмотре спереди определяются:
При осмотре в профиль определяются:
При осмотре сзади определяются:
- степень развития мускулатуры;
Дефекты осанки могут наблюдаться в сагитальной и фронтальной плоскостях. Различают следующие виды нарушений осанки в сагитальной плоскости, при которых проявляются изменения правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
Выделяют еще и так называемую вялую осанку.
На фоне нарушений осанки часто развивается сколиотическая болезнь, а также различные деформации грудной клетки. Чаще других нарушений осанки встречается сутулость.
Сутулость часто встречается у детей дошкольного, а еще чаще школьного возраста. Одной из основных причин, приводящих к данному дефекту осанки, является неправильная поза при чтении и письме. Кроме того, частые или хронические заболевания органов грудной клетки закрепляют неправильное положение плечевого пояса и грудной клетки, тем самым способствуют развитию сутулости (например, увеличение грудного кифоза при бронхиальной астме).
С другой стороны, при сутулой спине уменьшается подвижность грудной клетки, снижается жизненная емкость легких, затрудняется работа сердца, что самым неблагоприятным образом сказывается на здоровье ребенка.
Признаки сутулости:
Вялая осанка – это часто первые признаки намечающихся нарушений осанки, это та основа, на которой легче всего образуются более устойчивые формы деформаций костно-мышечного аппарата. Одной из главных причин вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного ребенка, слабого или заболевшего.
Признаки вялой осанки:
Позвоночный столб имеет изгибы в сагитальной и фронтальной
плоскостях: кпереди – лордозы; кзади – кифозы; в сторону, правую или левую – сколиозы. Сначала нарушения осанки не вызывают изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычкой, а причины, способствующие поддержанию правильной позы, не устраняются, то возникают изменения в позвоночнике. Позвоночник начинает искривляться, появляется сколиоз.
Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника (неправильное развитие) – лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние душек и отростков, клиновидные позвонки и др. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма. По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:
от средней линии;
средней линии и начинающимся реберным горбом;
Сколиоз, появляющийся в школьные годы, характеризуется
искривлением грудного отдела позвоночника вправо и поясничного отдела влево. Школьники длительное время находятся в позе, когда правое плечо находится впереди и выше левого, а корпус развернут влево. Эта асимметричная поза в сочетании со слабостью мышц, идущих вдоль позвоночника, и приводит к сколиозу. Для того, чтобы у ребенка не развился сколиоз, ему необходимо как можно более активно двигаться.
Диагноз «сколиоз» можно установить только после рентгеновского обследования. Дети со сколиозом должны находиться на диспансерном учете у врача и получать необходимое лечение. А с помощью специальных упражнений можно исправить и скорректировать этот недуг.
Плоская спина – самый невыгодный для позвоночника тип порочной осанки. Позвоночник лишен физиологической кривизны, приближается в профиль к прямой линии. Грудная клетка узкая, уплощенная и смещена несколько вперед. Лопатки приобретают крыловидную форму и часто выступают под кожей. Мышцы спины развиты слабо, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены назад.
Отсутствие физиологических изгибов приводит к недостатку рессорной функции позвоночника, повышая его ранимость во время бега, прыжков, переноски тяжестей. Этот дефект осанки часто встречается у ослабленных, отстающих в развитии детей, но может наблюдаться и у детей быстрорастущих, мышечная система которых как бы «не успевает» за ростом скелета. Признаком плоской спины является уменьшение всех физиологических изгибов позвоночника, а также опущенные и слегка сдвинутые вперед плечи. Дети с плоской спиной из-за слабости мышц не могут долго удерживать тело в одном положении и быстро устают.
Круглая спина. Тип нарушения осанки со следующими признаками: голова и плечи наклонены вперед, лопатки отходят от позвоночника, спина дугообразная, живот выпячен, ягодицы плоские, ноги слегка согнуты в коленях. Все это связано со слабостью мышечного корсета, которая приводит к увеличению изгиба в грудном отделе позвоночника. При круглой спине грудная клетка впалая, недоразвитая. Это отражается на дыхании. Оно становится поверхностным. Сдавленные легкие не могут обеспечить организм достаточным количеством кислорода. Функции сердца затруднены. Дети с круглой спиной не могут поднять руки вверх до отказа.
Остеохондроз – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. Почти каждый взрослый человек страдает остеохондрозом в той или иной степени. Мало того, это заболевание молодеет с каждым годом. Слабое физическое развитие, гиподинамия, и, как следствие, мышечная атрофия. Это заболевание, в основе которого лежит дегенерация межпозвонкового диска с последующим вовлечением в процесс тел смежных позвонков, а также изменения в межпозвонковых суставах и связочном аппарате. Эти патологические изменения влекут за собой чувствительные и двигательные расстройства, боли, часто отдающие в область сердца, желудка, сопровождающиеся головными болями, ограничением подвижности, сосудистой дистонией.
Отмечается, что нарушение эластичности межпозвонковых дисков приводит к изменению длины позвоночника.
2. Причины нарушений осанки у школьников
Отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к сидячим и компьютерным играм снижают тренированность мышц, приводя к нарушению мышечного тонуса, и как следствие к сколиотическим болезням. Неправильные позы – основная причина нарушений осанки. Стоять следует прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги. При привычной манере отставлять ногу в сторону формируется косое положение таза и искривление позвоночника. Наклон головы вперед или запрокидывание ее назад приводят к изменениям изгибов позвоночника, нарушению устойчивости тела. При ходьбе стопы ног нужно ставить параллельно и удерживать вертикальную ось тела. Разворот стоп носками внутрь или наружу нарушает походку и способствует плоскостопию.
Искривление позвоночника может возникнуть в школьный период, когда окостенение скелета только на 65% и опорно-двигательный аппарат еще пока не сформирован.
В школьный период меняется не только среда, но и образ жизни ребенка. Вместо полной свободы движения его ждет сидение долгими часами в вынужденной позе. Ко всему этому еще присоединяется и умственная работа. Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются. В результате позвонки трутся один о другой и сдавливают нервы, отходящие от спинного мозга, что нарушает нормальную работу организма и может привести к развитию заболеваний.
Поза при сидении имеет большое значение. Нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме и рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и, как следствие, нарушение осанки и сколиоз.
Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях тела и лежит прямо, не провисая, если ребенок спит на боку и сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине. Спать лучше всего на полужесткой опоре, на упругом матраце. Подушка должна быть небольшой и упругой.
Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. В течение исследовательской работы проводилось взвешивание ученических рюкзаков и сумок. Почему такой тяжелый школьный портфель? В нем 5-6 учебников, дневник, рабочие тетради, письменные принадлежности, атлас, альбом. Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.
Нарушение осанки чаще всего встречается у детей длительно и часто болеющих, слабо развитых физически, не занимающихся систематически физической культурой. Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, которое нередко возникает в результате ослабления мышц голени и стопы. Нарушение осанки – это не косметический недостаток. Потенциальный неблагоприятный эффект от прогрессирования искривления позвоночника связан со снижением функциональных возможностей организма, повышенной утомляемостью, с деформацией фигуры.
Учащиеся с плохой осанкой часто болеют, у них затруднена деятельность дыхания, кровообращения, снижены функции пищеварительного аппарата, нарушены окислительно-восстановительные процессы, страдает нервная система.
Известно, что правильная осанка имеет огромное значение в деятельности человека, способствуя рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. Значит, формирование правильной осанки относится к числу основных задач в физическом воспитании детей, особенно младшего школьного возраста.
3. Способы формирования правильной осанки у детей младшего
школьного возраста
Формы работы по формированию правильной осанки делятся на профилактические мероприятия и специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию определенного вида нарушений осанки.
Что необходимо для достижения хорошей осанки школьника? Немаловажную роль играет доброжелательный климат в семье, разнообразное качественное питание, правильная постель, достаточный сон и скорректированная физическая нагрузка по возрасту. Особенно
важно, как организовано место, где ребенок проводит большую часть своего времени. К организации «рабочего» места школьника, особенно мебели, предъявляются довольно большие требования. Желательно, чтобы это была парта, которая соответствует росту ребенка. Спинка сиденья парты обеспечивает дополнительную точку опоры тела в пояснично-кресцовой области. Брусок спинки сиденья должен быть на уровне поясничного изгиба позвоночника и соответствовать ему по высоте. Дистанцией спинки парты называется расстояние от края крышки стола до спинки сидения. Правильная дистанция соответствует диаметру туловища школьника с прибавлением 3-5см. Высота сидения над полом должна соответствовать длине голени до подколенной впадины с прибавлением 2см и с учетом высоты каблука. Дистанцией сидения называется расстояние от крышки стола до переднего края сидения. Рекомендуется дистанция, при которой передний край сидения заходит на 2-3 см за край крышки стола, это исключает искривление позвоночника и нарушение зрения. Дифференцией парты называется разница между высотой края крышки стола и высотой сидения. Она должна равняться расстоянию от сидения до локтя руки, прижатой к туловищу с прибавлением 2-2,5см. Наклон крышки стола в 14-15º необходим для нормальных условий для зрения при письме и чтении. На крышке стола парты должна свободно размещаться книга или тетрадь.
Наиболее рациональное соотношение роста детей и рабочего места: при росте 110-119см высота стола должна быть 51см; высота сидения – 30см; глубина сидения - 24-25см, а затем на каждые 10см увеличения роста соответствующие размеры увеличиваются на 4см, 3см и 2см, а начиная 150-159см роста глубина сидения увеличивается на 4см.
Правильная посадка за партой – прямое положение туловища с незначительным наклоном головы вперед, опора на спинку сидения (без опоры грудью о край крышки парты), ноги согнуты под прямым или несколько большим (100-110º) углом с опорой на пол или подножку парты.
Даже при соответствии учебной парты или стола для занятий росту ребенка продолжительное сидение в течение дня вызывает ухудшение легочной вентиляции, затрудняет кровообращение, ослабляет мышцы, формирующие правильную осанку. Поэтому для младших школьников очень важны физкультминутки во время занятий, проведение специальных комплексов физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки. Они могут быть представлены в виде трех групп.
Одна из них – упражнения для развития двигательных навыков и укрепление мышечного корсета. Очень полезны подвижные игры, танцы, плавание, лазание, ползание, кувыркание, бег. Все это направлено на развитие силы и укрепление мышечного корсета. Вторая группа – упражнения для формирования правильной осанки. К ним относятся упражнения с предметами на голове, хождение по наклонной плоскости с балансированием и другие. Упражнения третьей группы носят двойной характер. Это упражнения, которые могут предупредить ухудшение осанки (например, напряжение и расслабление мышц, удерживающих тело в позе сидя с целью снятия утомления), а также специальные корригирующие упражнения, которые назначаются при уже имеющихся нарушениях осанки.
4.Формы работы по формированию правильной осанки у младших школьников через лечебную физкультуру и лечебное плавание
Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим факторами коррекции образа жизни человека. Если необходимо, по назначению врача вводится лечебная физкультура. В лечебной физкультуре различают тренировку общую и тренировку специальную.
Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма, она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих упражнений.
В процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата, направленной на формирование правильной осанки, решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений:
1. Формирование навыка правильной осанки мышечно-двигательных
представлений о ней;
выносливости мышц;
функциональных возможностей дыхательной системы;
Как двигательный навык, осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путем длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и в движении. Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умению принимать и сохранять положение правильной осанки.
На первом этапе необходимо создать у занимающихся целостное представление о красивой осанке. Следует обеспечить всестороннее восприятие правильного положения тела и его отдельных частей в пространстве, оказывая воздействие на все основные анализаторы – зрительный, слуховой, двигательный. Необходимо учитывать, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, использовать различные ракурсы, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела. Имеющиеся наглядные пособия и иллюстрации правильной и неправильной осанки также помогают сформировать у детей соответствующие представления. При повторном показе иногда возникает необходимость подчеркнуть те или иные элементы упражнения; в этом случае показ может сопровождаться пояснениями. При этом выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание. Например, взрослый говорит: «Посмотрите, дети, спина прямая». После этого дети самостоятельно производят двигательное действие. По ходу выполнения упражнения даются яркие дополнительные образные указания, помогающие детям быстрее освоить технику его выполнения. Например: «Голову поднять, чтобы шея стала длинной, гордой и красивой, как у жирафа». При разучивании можно также использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими. Например: «Чтобы шея стала длинной и красивой, нужно сильно-сильно потянуться макушкой вверх, а руками вниз».
В дальнейшем, наряду с показом целесообразно применять словесное описание правильного положения тела в пространстве. Для детей характерна неточность выполнения движений, поэтому в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки, соответствующих правильной осанке, мышечно-двигательных ощущений в качестве зрительного ориентира используют зеркало, дети контролируют положение тела и его частей в пространстве, стоя лицом и боком к нему. Эффективны ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, а также с удержанием на голове предмета, например, мешочка с песком, деревянного или резинового кольца.
На занятиях с детьми школьного возраста применяется взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом.
Используемые на первом этапе методы и приемы обучения должны способствовать сознательному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, объединяя их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.
На втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения отдельных деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, поэтому навыки ребенка сначала недостаточно прочны. Для образования двигательных навыков и их закрепления требуется высокая степень повторяемости и точная последовательность применения физических упражнений. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки, включая их в содержание занятий по физической культуре, утренней зарядки, физкультминуток, домашних заданий.
Каждое занятие по физической культуре должно начинаться и заканчиваться упражнениями, способствующими формированию навыка правильной осанки. В течение всего занятия при выполнении различных упражнений необходимо добиваться от детей сохранения положения правильной осанки. Необходимо подчеркнуть, что выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят во время выполнения различных упражнений (строевых, общеразвивающих, вольных), при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. Стиль выполнения гимнастических упражнений и требований к технике движений дают основание рассматривать гимнастику, как своего рода «школу осанки». При использовании строевых упражнений для сохранения интереса детей желательно использовать игровые методы, образные сравнения, музыкальное сопровождение. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания мышечной силы необходимо чаще применять упражнения с предметами (гимнастической палкой, мячом, обручем).
Большое значение для закрепления навыка правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержание позвоночника в прямом положении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.
На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. На данном этапе ребенок должен быть готов к самостоятельному использованию усвоенного навыка в повседневной жизни. После освоения двигательного действия с целью закрепления рекомендуется повторять его в игровой форме, в усложненных условиях (в различных вариантах; с закрытыми глазами; на узкой рейке гимнастической скамьи; в сочетании с другими упражнениями). Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных условиях, и в непривычных.
Таким образом, формирование у детей навыка правильной осанки происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных между собой ступеней на протяжении трех этапов обучения, каждая из которых предусматривает использование средств и методов физического воспитания, согласно поставленным задачам.
Наряду с занятиями лечебной физкультурой неоценимую пользу в коррекции нарушений осанки у школьников приносит лечебное плавание. Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактики нарушений осанки.
Характер мышечной деятельности при плавании обеспечивает равномерное укрепление всех мышечных групп туловища и конечностей, выравнивая возникший в мышцах дисбаланс, что способствует укреплению мышечного корсета.
Необходимо учесть, что дети, имеющие нарушения осанки и сколиоз, обычно имеют не только слабый костно-мышечный аппарат и связанную с этим задержку развития двигательных навыков, но и сопутствующие заболевания, отрицательно влияющие на физическое развитие и соматическое состояние ребенка. Лечебное плавание направлено на оздоровление организма в целом, на повышение его функциональных возможностей. Благодаря систематическому воздействию на организм водной среды у школьников развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа внутренних органов.
Однако, главное заключается в том, что занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьшению и стабилизации деформации. Следует отметить, что выполнение упражнений в более плотной, чем воздух, водной среде требует больших усилий, в связи с чем тренировка мышц и всех систем организма происходит более интенсивно. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении, то есть в положении максимальной разгрузки позвоночника, уменьшая его искривление. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и, тем самым отлично развивает эти мышцы. Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки.
Важным является температурное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Постепенное понижение температуры в течение курса лечебного плавания служит закаливающим фактором.
Положительный эмоциональный фон, обычно сопровождающий водные процедуры, оказывает благотворное влияние на психофизическое состояние детей.
Плавание с лечебными целями рекомендуется при нарушениях осанки и сколиозах. Ведущая роль лечебного плавания – сочетание лечения с формированием у учащихся необходимых навыков поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных оздоровительных процедур как одного из компонентов здорового образа жизни.
При лечебном плавании реализуется несколько групп задач, позволяющие осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в коррекции нарушений осанки.
1 группа – лечебные задачи:
условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
2 группа – задачи коррекционно-развивающие:
3 группа – образовательные задачи:
пространства;
4 группа – валеологические задачи:
5 группа – психологические задачи:
В соответствии с перечисленными задачами в занятия лечебным плаванием включаются: теоретические сведения, подготовительные упражнения и обучение технике, формирование практических навыков плавания, специальные корригирующие упражнения, игры и развлечения на воде. Большое значение уделяется дыхательным упражнениям, которые необходимо включать в любой комплекс лечебного плавания независимо от формы деформации позвоночника, чередуя их со специальными упражнениями.
Дыхательные упражнения направлены на укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких. Для укрепления дыхательной мускулатуры предлагаются разнообразные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения в дыхании с легким сопротивлением при вдохе и выдохе, чередование плавного и толчкообразного вдоха и выдоха, глубокое медленное дыхание с удлиненным форсированным выдохом.
В настоящее время общепризнанно, что при нарушениях осанки и сколиозе рекомендуется, в основном, плавание брассом на груди и спине, так как движения при этом симметричны, выполняются в одной плоскости, исключаются колебания позвоночника. Плавание брассом при помощи рук способствует улучшению дыхательной функции, укреплению мышц грудной клетки, плечевого пояса, спины. При плавании брассом ногами активно участвуют сгибательно-разгибательные мышцы нижних конечностей, что способствует укреплению мышечного корсета в целом. Плавание брассом на груди целесообразно начинать при всех типах нарушений осанки и всех степенях искривления позвоночника. Необходимо акцентировать внимание на удлинении паузы в фазе скольжения.
Дополнительно назначается плавание при помощи ног кролем на груди и спине, скольжение на груди и спине. Этими движениями тело поддерживается у поверхности воды, выравнивается мышечный дисбаланс, уменьшается угол наклона и его перекос.
Плавание кролем на груди в полной координации противопоказано, так как вращательные движения в грудном и поясничном отделах позвоночника, возникающие при работе рук и ног, могут привести к мобильности позвоночника и прогрессированию искривления.
Модель двигательного режима школьников для формирования навыка правильной осанки
№ п/п | Виды занятий | Особенности организации |
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно, желательно на свежем воздухе |
2 | Двигательная разминка | Ежедневно, во время большого перерыва между уроками |
3 | Физкультминутка | Ежедневно, на каждом уроке |
4 | Физические упражнения на прогулке | В любое время года |
5 | Оздоровительная ходьба | Ежедневно |
6 | Уроки физической культуры | 3 раза в неделю |
7 | Спортивные кружки, секции | 2-3 раза в неделю |
8 | Дни здоровья | 1-2 раза в месяц |
9 | Домашние задания | Определяется учителем |
10 | Плавание | 1-2 раза в неделю |
11 | Участие вместе с родителями в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | По особому плану |
Глава III. Экспериментальная работа по диагностике и коррекции
уровня нарушений осанки у младших школьников
Эксперимент проводился с учащимися 2 «В», 2 «Б» классов МОУ «Лицей №2 г.Мамадыш» Республики Татарстан, имеющих нарушения осанки. В эксперименте были задействованы две группы учащихся: контрольная и экспериментальная, по десять человек в каждой.
На этапе констатирующего эксперимента были изучены медицинские карточки учащихся, собраны и проанализированы аналитические данные на каждого ребенка для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода. Для обследования учащихся на предмет осанки использовался метод осмотра, наблюдения, анализа.
Цель констатирующего эксперимента: выявление учащихся, имеющих нарушения осанки и определение степени нарушения. В данной работе для диагностики нарушений осанки у школьников были использованы специальные методики и тесты. Вместе со специалистом врачебного контроля школьного отделения, который наблюдает учащихся, был проведен осмотр учащихся 2 «В», 2 «Б» классов. Осмотр учащихся проводился при расположении тела с разных сторон: (спереди, сбоку сзади), а также дополнительная серия тестов.
При оценке положения тела спереди голова должна располагаться по центру, без наклона в какую-либо сторону. Надплечия, подмышечные впадины, гребни подвздошных костей должны быть симметричны; треугольники талии (пространства между боковыми поверхностями туловища и свободно опущенными руками) должны быть одинаковыми.
Оценивается также симметричность надколенников, лодыжек и вертикальных осей нижних конечностей.
Затем оцениваем положение тела сбоку. Вертикальная ось тела – это условная линия, которая в норме проходит от макушки головы через наружное отверстие слухового прохода, по заднему краю нижней челюсти, по переднему плечевому суставу, через тазобедренный сустав, по переднему краю коленного сустава и спереди от наружной лодыжки.
В норме позвоночник имеет умеренно выраженные изгибы (шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовый кифоз). Ноги должны быть выпрямлены в коленных суставах, но недопустимо их переразгибание.
В последнюю очередь оцениваем положение тела сзади. Голова должна располагаться по центру; надплечия, подмышечные впадины, гребни подвздошных костей, лопатки должны быть симметричны, должны располагаться на одном уровне и на одинаковом расстоянии от позвоночника; треугольники талии – одинаковы; положение позвоночника определяется по остистым отросткам позвонков, они должны располагаться строго по средней линии. Для того, чтобы остистые отростки были видны лучше, ребенок должен наклониться вперед.
На этапе констатирующего эксперимента была использована дополнительная серия тестов, определяющих нарушения осанки.
1. Необходимо прощупать у основания шеи, выпирающий остистый отросток седьмого шейного позвонка. Взять любой грузик на ниточке (отвес) и, приложив к этому выступающему месту, посмотреть: если отвес проходит ровно вдоль позвоночника и далее между ягодичной складкой – то все в порядке. При деформации отвес, как правило, проходит мимо ягодичной складки. Это признак нарушения осанки, который может прогрессировать.
2. Необходимо попросить ребенка нагнуться и посмотреть сзади – не выпирает ли одна из лопаток и не формируется ли реберный горб.
3. Если есть сомнения (особенно при незначительной деформации), необходимо проверить приемом при помощи зеркала. В том же положении, что и п.2 необходимо рассмотреть ребенка в зеркале. Деформация, если она есть, сразу станет заметной.
4. В положении лежа у ребенка спина ровная, а если встанет – кривится или одно плечо выше другого.
Для изучения влияния физических упражнений на формирование осанки учащимся было предложено выполнить ряд заданий. Обследование включало пять видов упражнений.
2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
При проведении констатирующего эксперимента, целью которого являлось обследование учащихся на предмет нарушений осанки, выяснилось: у учащихся 2 «В» класса, которые вошли в контрольную группу, отмечалась сутулость и вялая осанка. У учащихся 2 «Б» класса, которые вошли в экспериментальную группу, наблюдалась сутулость и плоская спина. Кроме этого в экспериментальной группе у двух учащихся наблюдалась нечеткость движений и у трех учащихся – повышенная утомляемость.
В результате эксперимента выяснилось, что наиболее распространенное нарушение осанки – сутулость, которая составляет более 50%. В экспериментальной группе сутулая осанка у 7 учащихся; вялая – у 3.
3. Коррекция нарушений осанки у младших школьников через
гимнастические упражнения и плавание
На базе полученных данных констатирующего эксперимента строилась работа формирующего эксперимента, цель которого – коррекция нарушений осанки у младших школьников через физические упражнения в гимнастическом зале и плавательном бассейне. Педагогическое воздействие в целях коррекции нарушений осанки предполагает использование специальной системы физических упражнений. Экспериментальное исследование проводилось на уроках физической культуры, при проведении динамических пауз, на занятиях в группе здоровья, включающие гимнастические упражнения и плавание.
Для формирования правильной осанки в гимнастическом зале были использованы следующие упражнения:
А) Для укрепления мышц шеи, рук и плечевого пояса:
Б) Для укрепления мышц туловища:
В) Для укрепления мышц ног:
Г) Для укрепления мышц стопы:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
І. Упражнения около стены (без плинтуса).
Исходное положение (И.П.) Стоя спиной к стене, касаться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Сохраняя это положение:
ІІ Ходьба с различными положениями рук:
ІІІ Ходьба: на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп с различными положениями рук (в стороны, за голову, вверх, вперед).
ІV Ходьба с палкой:
V Обучение детей правильной осанке перед зеркалом:
(стоя лицом к зеркалу, проверяется положение головы, плечевого пояса,
ног; стоя боком – положение спины, живота).
УПРАЖНЕНИЯ В ИСХОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ «ЛЕЖА НА СПИНЕ»
При выполнении упражнения в исходном положении «лежа на спине» преимущественно укрепляются мышцы живота.
8. И.П. То же. «Велосипед».
УПРАЖНЕНИЯ В ИСХОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ «СИДЯ, СТОЯ НА КОЛЕНЯХ, СТОЯ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ»
- поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на палку;
- сесть на пятки, руки опустить;
- поднять руки вверх и подняться на колени,
- вернуться в исходное положение.
5. И.П. То же:
- поднять руки вверх;
- повернуть туловище направо;
- повернуть туловище налево;
- вернуться в исходное положение.
УПРАЖНЕНИЯ В ИСХОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ «СИДЯ» И «СТОЯ»
Примечание: Упражнения в ходьбе и лазании по гимнастической стенке и доске, а так же упражнения с захватыванием пальцами ног предметов, выполняется ТОЛЬКО БОСЯКОМ.
ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
вернуться в И.П. Повторить 6-8 раз.
сохраняя в пояснице то же положение напряжения, что и в положении лежа. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнения в ходьбе (И.П. – стоя):
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ВО ФРОНТАЛЬНОЙ И САГИТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТЯХ
Для мышц спины:
Упражнения 1-6 можно усложнять, используя отягощение и сопротивление.
На счет «два» - присоединить к ней левую ногу.
На счет «три – четыре» - удерживать на весу обе ноги.
На счет «пять» - опустить правую ногу.
На счет «шесть» - опустить левую ногу.
Темп медленный. Повторить 4 -6 раз.
Первый этап – удержание мяча в вытянутых руках. Повторить 6 – 8 раз.
Второй этап – перекатывание мяча партнеру, при сохранении приподнятого положения головы и плеч. Повторить 6 – 8 раз.
Для мышц брюшного пресса:
спину прямой. Опуститься в И.П., расслабиться. Медленно повторить 6 – 8 раз.
Для боковых мышц туловища:
Повторить 4 – 6 раз (упражнение выполняется на правом и левом боку).
И.П. – то же. Упражнение, аналогичное предыдущему, но с несколько усложненным заданием. Принять положение, описанное в предыдущем упражнении, и покачаться вперед – назад. Повторить 4 – 6 раз.
Для формирования правильной осанки в плавательном бассейне были использованы следующие упражнения:
Упражнения по обучению правильному дыханию при плавании:
1. Подготовка к выдоху в воду.
И.П. – стоя на дне бассейна, ноги врозь, набрать в ладони воду, сложить губы «трубочкой», подуть на воду. Глаза не закрывать следить за осанкой. Повторить 4-6 раз.
2. Развитие силы выдоха.
И.П. – то же. Положить подбородок на воду, подуть в воду, чтобы образовалась ямка. Повторить 4-6 раз.
3. Тренировка внешнего дыхания.
И.П. – стоя на дне бассейна, ноги врозь, руки на поясе. Вдохнуть, закрыть глаза, присесть в воде, задержать дыхание на 3,5,10,15сек., встать – выдох, открыть глаза. Повторить 4-6 раз.
4. Развитие дыхательной мускулатуры и увеличение жизненной емкости
легких.
И.П. – стоя в воде по шею. Надувание резиновых игрушек. Берутся игрушки разного размера. После 2-3 выдохов – пауза 15-20 сек. Повторить 4-6 раз.
5. Совершенствование дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
И.П. – лежа на воде. Выполнение плавательных упражнений с дозированной задержкой дыхания (выдох в воду) на 4 счета. Повторить 4-6 раз.
Эффективным способом плавания при всех типах нарушений осанки и всех степенях искривления позвоночника является плавание способом «брасс». Акцентируется внимание на удлинении паузы в фазе скольжения. При сутулости рекомендуется плавание на спине, большую роль играют упражнения, способствующие расширению грудной клетки. К ним относятся вытягивание рук вверх, сгибание рук за головой. Дополнительно назначается плавание ногами кролем на груди и спине, скольжение на груди и спине. Движения ногами осуществляются свободно, непринужденно при полном разгибании тазобедренного сустава, амплитуда движений 20-25º. Этими движениями тело поддерживается у поверхности воды, выравнивается мышечный дисбаланс, уменьшается угол наклона таза и его перекос.
Комплекс упражнений лечебного плавания для детей с нарушением осанки
Цель | Описание | Методические указания |
Самовытяжение,разгрузка и коррекция позвоночника | Скольжение в поло-жении на груди, руки вверх. Скольжение в положении на спине, руки вверх | Для выполнения пра- вильного скольжения необходимо сильно от- толкнуться, выпрямить ноги и оттянуть носки, вытянуть руки, сколь-зить до полной останов- ки |
Коррекция и искрив- ления позвоночника | Скольжение в поло-жении на груди, пла-вание брассом с аси- мметричным поло-жением рук | Рука противоположная искривлению – вверх |
Коррекция искрив-ления позвоночника. Улучшение дыха-тельной мускулату-ры | Скольжение на груди с доской в вытянутых руках | При хорошем освоении увеличить метраж и равномерно дозировать ускорение |
Разгрузка, коррек-ция позвоночника. Развитие мышц ту-ловища, улучшение кровообращения | Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, движение ног кролем | Плечевой пояс и таз не опускать. Следить за коррекцией |
Коррекция искрив-ления позвоночника. Развитие мышечно-го корсета, дыха- тельной мускулату- ры | Плавание брассом в полной координации | В начале гребка руками-
конце гребка – выдох. Сгибание ног начинает-ся с разведением рук в стороны |
4. Анализ результатов экспериментального исследования
Исследование проводилось в течение 19 недель с 10 сентября по 20 января 2013-2014 года по комплексной программе, включающей специально разработанные физические упражнения в гимнастическом зале и плавательном бассейне. После проведенной экспериментальной работы по коррекции нарушений осанки, было проведено повторное констатирующее исследование учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Констатирующее исследование контрольной группы не выявило существенной динамики в коррекции осанки, так как на уроках физической культуры не проводится целенаправленная работа в данном направлении.
Результаты исследования экспериментальной группы выявили положительную динамику в коррекции нарушений осанки. К концу проведенного исследования дети отличались большей двигательной активностью, стремились к самостоятельности, появилась уверенность в выполнении ходьбы, бега, упражнений лежа, упражнений с предметами. Дети научились согласовывать элементы движений в единое двигательное действие, которое производится целенаправленно. Общеразвивающие и специальные упражнения способствовали формированию навыка правильной осанки и коррекции этого недуга.
Говорить о полном устранении изменений в деформации позвоночника не приходится, так как это процесс длительный, требует времени и терпения. Но занятия с детьми в течение 19 недель показали динамику в сторону улучшения на 18%, у остальных учащихся наблюдалась стабилизация, и что очень важно – ухудшения не наблюдалось, о чем свидетельствуют прилагаемые гистограммы. Анализ показателей проведенного эксперимента определил эффективность проделанной работы.
Параллельно с исследованием второго класса я вела работу с учащимися, педагогами и родителями нашего лицея:
Глава IV. Исследование состояния осанки.
Микроисследование №1.
Мониторинг: «Изучение данных медицинских осмотров»
Методом выявления патологического сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр производиться врачами при хорошем освещении, при различном положении ребенка, при достаточной степени обнажения тела ребенка. Осмотр производится медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа.
Для ознакомления с тем, как часто встречается нарушенная осанка у обучающихся Лицея №2 была проанализирована информация медицинских карт учащихся за 2013/2014 учебный год, на основании которой удалось подсчитать частоту встречаемости искривлений позвоночника у школьников. Эти данные сведены в таблицу № 1:
Год рождения | Кол-во уч-ся | класс | Заболевания | |||
сколиоз | лордоз | кифоз |
всего | |||
2006-2007 | 85 | 1 | - | - | 1 | 1 |
2004-2005 | 86 | 2 | 5 | - | 2 | 7 |
2003-2004 | 75 | 3 | 3 | - | - | 3 |
2002-2003 | 80 | 4 | 1 | 1 | - | 2 |
2001-2002 | 71 | 5 | 4 | - | - | 4 |
2000-2001 | 68 | 6 | 3 | - | 2 | 5 |
1999-2000 | 79 | 7 | 4 | 1 | - | 5 |
1998-1999 | 74 | 8 | 4 | - | 2 | 6 |
1997-1998 | 80 | 9 | 3 | - | 1 | 4 |
1996-1997 | 52 | 10 | 1 | 1 | - | 2 |
1995-1996 | 49 | 11 | 2 | - | - | 2 |
Всего | 799 | 33 | 30 | 3 | 8 | 41 |
Анализ полученных результатов показал, что число учащихся с искривлением позвоночника (нарушение осанки и сколиоз) равно 41 человекам, что составляет 6 % от общего числа учащихся нашего лицея.
Микроисследование № 2
«Тестовый опрос учащихся младших классов
о степени двигательной активности»
Известный французский врач Тиссо писал: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Последнее время часто встречаются такие понятия, как двигательный голод и гиподинамия. Ограничение двигательной активности – это безусловное следствие прогрессивного развития телекоммуникаций, телефонизации и компьютеризации. Всё больше школьников проводят свободное время у телевизора, в общении с компьютером, вынуждая свой организм испытывать двигательный голод. Монотонное длительное (часто многочасовое) пребывание в положении сидя вовсе не способствует формированию правильной осанки, особенно, если отсутствует самоконтроль позы у ребенка или контроль извне (учителями, родителями).
Я провела тестовый опрос учащихся младшего звена (3Б, 3В), чтобы выяснить, активному или пассивному образу жизни они отдают предпочтение. Результаты анкеты были сведены в таблицу № 2:
Вопрос. Варианты ответов. | 3Б | 3В |
1.Знаете ли вы как нужно правильно сидеть за партой, столом? а) Да б) Нет | 98% 2% | 100% 0% |
2. Сколько времени тратите на выполнение домашнего задания? а) до 30 мин. б) до 1 часа в) от 1 часа до 1,5 часов г) от 1,5 часов до 2 и более | 35% 42% 12% 11% | 52% 23% 18% 7% |
3. Сколько времени тратите на просмотр телевизора, работу с компьютером, чтение книг? а) до 1 часа б) от 1 часа до 2 часов в) от 2 часов до 3 часов г) до 4 часов и более | 33% 27% 23% 17% | 42% 17% 20% 21% |
Итого: Суммарное количество часов пассивного времяпрепровождения в сутки. а) 1-2 часа б) 2-3,5 часа в) 4-6 часов г) свыше 6 часов | 39% 33% 11% 17% | 47% 20% 21% 12% |
Оказалось, что учащихся, ведущих активный образ жизни в 3Б – 39% (от общего числа учеников в классе), в 3В – 47%. В 3Б классе пассивных учащихся – 17%– это те, кто более 6 часов в день (исключая занятия в школе) проводит в положении сидя, в 3В – 12 учащихся. Выявлено, что 50% опрошенных учащихся разумно сочетают пассивное и активное времяпрепровождение (в 3Б – 44%, в 3В – 41%).
Микроисследование № 3
«Мониторинг посадки учащихся младшего звена»
Соблюдение правильной осанки – главный фактор в профилактике искривлений позвоночника и в лечении сколиоза.
Нами были проведены наблюдения за учащимися 3Б, 3В классов на первом и последнем уроках. Объектом исследований выбраны учащиеся младшего звена, так как именно в первые годы обучения в школе формируются правила посадки за партой.
Многолетние исследования ученых показали, что если в начальной школе у учащихся выработаны стойкие навыки правильной посадки за партой, то эти навыки сохраняются в среднем и даже старшем звене.
Данные проведенных нами наблюдений, были сведены в таблицу № 3:
Класс | Первый урок | Последний урок | ||
Правильно сидящие. % | Неправильно сидящие. % | Правильно сидящие. % | Неправильно сидящие. % | |
3Б | 76 | 24 | 71 | 29 |
3В | 73 | 27 | 77 | 23 |
Анализируя данные таблицы, мы видим, что количество учащихся с неправильной посадкой увеличивается на последнем уроке в сравнении с первым. Уже в начале первого урока в каждом классе есть неправильно сидящие дети, причем их количество в течение урока, как правило, не меняется. Я полагаю, что это те дети, у которых не сформирован навык правильной осанки. А увеличение количества неправильно сидящих детей на последнем уроке – результат физического утомления мышц шеи и спины.
Следует отметить, что в 3 В классе, по сравнению с другими классами младшего звена, наибольшее количество правильно сидящих детей: 73% - на первом уроке и 77% - на последнем. Учитель настойчиво в течение урока не только уделяет внимание, но и поправляет неправильно сидящих учеников. Видимо, поэтому у основной массы учеников этого класса навыки правильного положения тела к концу учебного дня доводятся до автоматизма.
Микроисследование № 4
«Динамика нарушения осанки учащихся»
Анализируя результаты медицинских осмотров за последние четыре года, я пришла к выводу, что количество школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата снижается с 2011-2012 учебного года с 20,7% до 20,4%. Результаты исследования отражены в таблице №4:
2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год | |
Нарушение осанки и сколиоз ( %) (от общего числа учащихся) | 19,5% | 20,3% | 20,7 % | 20,4 % |
Положительная динамика снижения учащихся страдающих нарушением осанки отчетлива видна. Данный факт говорит о правильно выбранной и проводимой в гимназии политике по использованию здоровьесберегающих технологий.
Однако не стоит останавливаться на достигнутом. Необходимо не только продолжать использование комплекса мер по профилактике заболеваний позвоночника, но и формировать у учащихся потребность в физическом самосовершенствовании, в содержание которой входят потребности развитии своих двигательных способностей, совершенствовании своего телосложения и т.д.
Заключение
Анализ литературных источников и статистические данные кабинета врачебного контроля показали, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста.
Проведенное констатирующее исследование выявило учащихся вторых классов, имеющих нарушения осанки. На основе анализа констатирующего эксперимента были изучены виды нарушений осанки у школьников, подобраны комплексы общеразвивающих и специальных упражнений для их коррекции, которые были включены в комплексные занятия по лечебной гимнастике и лечебному плаванию.
По окончании эксперимента у всех учащихся наблюдается повышение результативности по всем показателям. Занятия с детьми показали положительную динамику в коррекции осанки, что говорит о правильности подобранных физических упражнений. Учащиеся овладели умениями и навыками в применении комплекса упражнений по коррекции нарушений осанки, профилактике плоскостопия, дыхательной гимнастики.
Кроме этого у них сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, с целью его сохранения и укрепления, а также потребность в здоровом образе жизни. Появились более углубленные знания о культуре здоровья и его бережном отношении.
Литература
1. Сосина В.,Фабиан Э. Корригирующая гимнастика при нарушениях осанки,
Спорт в школе. – 1999. - № 21-22, 29-30, 35-36
2. Детский сколиоз. Будь здоров! – 1995. - № 5
3. Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф., Денисенко Е.Я. Библиотека «Школы здоровья»
1999-2000. - №№ - 4,11,12,15,17,18,21,22,26,33 – 40.
4. Глухова М.Е. Оздоровительные виды гимнастики. Барнаул, 1996
5. Вессингхаге Томас. «Утиным шагом… к инвалидности». Физкультура и
спорт. – 1994. №8
6. Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. К здоровью через движение. Барнаул, 2003
7. Хендерсон Л. Если болит спина. С-Пб. Норит, 2002
8. Брязгунов И.П. Научите детей не болеть. М., Владос, 2004
9. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.
М., Владос, 2002
10.Абаскалова Н. Здоровью надо учить. Новосибирск, 2000
11.Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. М., Астрель, 2003
12.Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию. М.,ВШ, 1990
13.Халемский Г.А. Коррекция нарушений осанки у школьников. С-Пб. 2000
14.Велитченко В.К. Учителю об остеохондрозе. Физкультура в школе.
№ 4, 2000
15.Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Дыхательная гимнастика, профилактика
плоскостопия. Физкультура в школе. № 6,2002
16. Лукьяненко В.П. Телосложение и его формирование. Физкультура в школе. № 1, 2002
17.Лях В.И. Физическое воспитание учащихся. М.,Просвещение, 1998
18.Литвинов Е.Н.,Мейксон Г.Б. Как стать сильным и выносливым.
М., Просвещение, 1994
19.Колесов Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников. М., 1993
20.Халемский Г.А. Лечебное плавание, как эффективное средство коррекции
нарушений осанки. Методические рекомендации. С-Пб. 2000
21.Смирнов Н. Комплекс упражнений для физкультминуток. Здоровье детей,
№ 1, 2005
22.Якушева Е. Будущее нации в цифрах и фактах. Здоровье детей. №8, 2005
23.Белковский С. Школа будущего: гармония во всем. Здоровье детей.
Приложение
Таблица № 1
Экспериментальная группа – до эксперимента
Ф.И. | Ходьба | Упражнения стоя у стены | Упражнения, лежа на спине | Упражнения, лежа на животе | Упражнения, стоя на коленях, опираясь ладонями об пол |
Айрат Н. | + | 0 | - | 0 | 0 |
Резеда Г. | 0 | + | - | 0 | 0 |
Ляйсан К. | 0 | 0 | 0 | - | 0 |
Артур М. | + | - | 0 | + | + |
Саша Г. | 0 | + | + | 0 | + |
Ильфат Х. | + | 0 | 0 | + | 0 |
Условные обозначения:
+ выполняет упражнение правильно
0 в упражнении допускает ошибки
- выполняет упражнение плохо
Таблица № 2
Экспериментальная группа – после эксперимента
Ф.И. | Ходьба | Упражнения стоя у стены | Упражнения, лежа на спине | Упражнения, лежа на животе | Упражнения, стоя на коленях опираясь ладонями об пол |
Айрат Н. | + | + | 0 | 0 | 0 |
Резеда Г. | + | + | 0 | 0 | 0 |
Ляйсан К. | + | 0 | + | 0 | + |
Артур М. | + | 0 | 0 | + | + |
Саша Г. | + | + | + | + | + |
Ильфат Х. | + | + | + | + | 0 |
Условные обозначения:
+ выполняет упражнение правильно
0 в упражнении допускает ошибки
- выполняет упражнение плохо
Таблица № 1
Контрольная группа – до эксперимента
Ф.И. | Ходьба | Упражнения стоя у стены | Упражнения, лежа на спине | Упражнения, лежа на животе | Упражнения, стоя на коленях опираясь ладонями об пол |
Талип М. | + | 0 | + | 0 | 0 |
Илья И. | - | - | 0 | 0 | + |
Гульназ Н. | 0 | 0 | - | 0 | - |
Вика П. | 0 | - | 0 | 0 | 0 |
Никита Т. | + | 0 | 0 | + | - |
Булат Р. | + | + | 0 | 0 | 0 |
Условные обозначения:
+ выполняет упражнение правильно
0 в упражнении допускает ошибки
- выполняет упражнение плохо
Таблица № 2
Контрольная группа – после эксперимента
Ф.И. | Ходьба | Упражнения стоя у стены | Упражнения, лежа на спине | Упражнения, лежа на животе | Упражнения, стоя на коленях опираясь ладонями об пол |
Талип М. | + | 0 | + | 0 | 0 |
Илья И. | + | + | + | 0 | + |
Гульназ Н. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Вика П. | 0 | 0 | + | 0 | 0 |
Никита Т. | + | 0 | 0 | + | 0 |
Булат Р. | + | + | 0 | 0 | 0 |
Условные обозначения:
+ выполняет упражнения правильно
0 в упражнениях допускает ошибки
- выполняет упражнения плохо
Рис. 1 Гистограмма упражнений при ходьбе
Экспериментальная группа - выполняет упражнения
1 - до эксперимента правильно
2 - после эксперимента - в упражнениях допускает
Контрольная группа ошибки
3 - до эксперимента - выполняет упражнения
4 - после эксперимента плохо
Рис. 2 Гистограмма упражнений стоя у стены
Экспериментальная группа - выполняет упражнения
1 - до эксперимента правильно
2 - после эксперимента - в упражнениях допускает
Контрольная группа ошибки
3 - до эксперимента - выполняет упражнения
4 - после эксперимента плохо
Рис. 3 Гистограмма упражнений лежа на спине
Экспериментальная группа - выполняет упражнения
1 - до эксперимента правильно
2 - после эксперимента - в упражнениях допускает
Контрольная группа ошибки
3 - до эксперимента - выполняет упражнения
4 - после эксперимента плохо
Рис. 4 Гистограмма упражнений лежа на животе
Экспериментальная группа - выполняет упражнения
1 - до эксперимента правильно
2 - после эксперимента - в упражнениях допускает
Контрольная группа ошибки
3 - до эксперимента - выполняет упражнения
4 - после эксперимента плохо
Рис. 5 Гистограмма упражнений стоя на коленях, опираясь ладонями об пол
Экспериментальная группа - выполняет упражнения
1 - до эксперимента правильно
2 - после эксперимента - в упражнениях допускает
Контрольная группа ошибки
3 - до эксперимента - выполняет упражнения
4 - после эксперимента плохо
Соответствие школьной мебели нормам СанПина
Группа мебели | Группа роста школьников в мм. | Высота заднего края стола над полом в мм. | Высота переднего края стула над полом в мм. | Цветовая маркировка |
1 | 1000-1150 | 460 | 260 | Оранжевый |
2 | 1150-1300 | 520 | 300 | Фиолетовый |
3 | 1300-1450 | 580 | 340 | Желтый |
4 | 1450-1600 | 640 | 380 | Красный |
5 | 1600-1750 | 700 | 420 | Зеленый |
6 | Свыше 1750 | 760 | 460 | Голубой |
ГОСТ 11015-93 ГОСТ 11016-93
Признаки сколиоза
Степени сколиоза
a - 1-я степень; б - 2-я степень; в - 3-я степень; г - 4-я степень
Взаимосвязь позвоночника и состояние здоровья
Обоз-наче-ние поз-вонка | Органы и части тела, функция которых зависит от правильного положения позвонка | Симптомы и патологические состояния, возникающие при неправильном положении позвонка | |||
С1 | Гипофиз, внутреннее ухо, мозг, симпатическая нервная система | Головные боли, нервозность, повышенное артериальное давление, мигрени, проблемы со сном | |||
С2 | Глаза, зрительный и слуховой нервы, височные кости | Заболевания глаз, аллергии, снижение слуха, обмороки | |||
С3 | Щеки, внешнее ухо, лицевой нерв, зубы | Невралгии, нефриты, угри | |||
С4 | Нос, губы, рот, евстахиева труба | Нарушение слуха, увеличенные аденоиды | |||
С5 | Голосовые связки | Боль в горле, тонзиллит, ларингит | |||
С6 | Мышцы шеи, надплечья | Боли в шее, в плечах, в затылке | |||
С7 | Щитовидная железа, плечевой сустав, локтевой сустав | Гипотиреоз, нарушение подвижности в плечах и локте | |||
D1 | Руки, запястья и ладони, пищевод и трахеи | Астма, кашель, боли в руках и ладонях | |||
D2 | Сердце, перикард, коронарные артерии | Аритмии, боли за грудиной, ишемическая болезнь | |||
D3 | Бронхи, легкие, плевра, грудь и соски | Бронхиты, астма, плевриты, пневмонии | |||
D4 | Желчный пузырь, общий желчный проток | Камни в желчном пузыре, желтуха, нарушение усвоения жиров | |||
D5 | Печень, солнечное сплетение | Расстройства работы печени, желтуха, нарушение свертываемости крови | |||
D6 | Желудок | Гастриты, язвы, нарушения пищеварения | |||
D7 | Поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка | Диабет, язвы, расстройства пищеварения и стула | |||
D8 | Селезенка, диафрагма | Расстройства пищеварения, икота, нарушение дыхания | |||
D9 | Надпочечники | Аллергические реакции, слабость иммунной системы | |||
D10 | Почки | Болезни почек, усталость, слабость | |||
D11 | Почки, мочеточники | Расстройства мочеиспускания, хронические заболевания почек | |||
D12 | Тонкая и толстая кишки, паховые кольца, фаллопиевы трубы | Нарушения пищеварения, заболевания женских половых органов, бесплодие | |||
L1 | Аппендикс, брюшная полость, слепая кишка, верх бедра | Грыжи, запоры, колит, диарея | |||
L2 | Аппендикс, брюшная полость, слепая кишка, верх бедра | Аппендицит, кишечные колики, боли в бедре и паху | |||
L3 | Половые органы, мочевой пузырь, колено | Расстройство мочевого пузыря, импотенция, боли в коленях | |||
L4 | Предстательная железа, голени, стопы | Боли в голенях, стопах, ишиас, люмбалгия, нарушения мочеиспускания | |||
L5 | Голени, стопы, пальцы ног | Отеки, боли в лодыжках, плоскостопие | |||
Крестец | Бедренные кости, ягодицы | Боли в крестце | |||
Копчик | Прямая кишка, задний проход | Геморрой, нарушение функции тазовых органов |
Осанка. Профилактика сколиоза
(классный час-беседа с пятиклассниками)
Самое ценное, что есть у человека,- это жизнь, но самое главное в его жизни - ЗДОРОВЬЕ за которое необходимо бороться всеми силами.
Цели классного часа:
-сформировать представление о правильной осанке;
-выявить причины нарушений осанки;
- дать рекомендации по профилактике нарушений осанки
Ход классного часа
Основные требования к правильной осанке.
Правильная осанка характеризуется следующими признаками:
- Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить "индикатором" нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание.
Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение.
- Ребята, назовите причины неправильной осанки?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)
- Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета - прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.
Позвоночник школьника еще формируется, и окрепнет только к подростковому возрасту. А к 6-7 годам, когда ребенок идет в школу, его позвоночник пока гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой.
В противном случае это грозит следующими осложнениями:
Какие же виды нарушений осанки нужно знать?
Сколиоз (искривление позвоночника в левую или правую сторону), сутулость, впалая грудь и некоторые другие. На доске на рисунке показаны типичные виды нарушений осанки, которые встречаются у младшего школьника. Обратим внимание, что представлены явные нарушения.
Это основные нарушения, но их разновидностей может быть очень много и они не всегда могут быть определены "на глазок". Редко встречается один вид нарушений осанки, чаще одновременно возникает несколько ее видов: сутулость и впалая грудь, сколиоз и сутулость. Это происходит потому, что причины нарушений осанки примерно одинаковы. Если мышцы живота, поясницы и спины недостаточно тренированы, то можно ожидать самых разных нарушений осанки. Как говорит пословица, "Где тонко - там и рвется".
Рис. 1. Типичные виды нарушения осанки: а - сколиоз, б - лордоз, в - кифоз, г - правильная осанка
- Как же выяснить правильная осанка или нет?
Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки.
Как правильно сидеть за школьной партой:
Компьютер: практически в каждой семье сейчас есть компьютер, а дети с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, забывая о правильной осанке.
2. -Ребята, мы рассмотрели с вами что такое правильная осанка, причины нарушений осанки, а также осложнения при нарушении осанки. Скажите какие меры нужно принимать, чтобы не произошло нарушения осанки?
(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)
Правильная поза учащегося во время занятий
за столом (партой)
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.
при письме
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
при чтении
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15 .
стоя
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.
Положение тела
Правильно
Голова поднята, плечи отведены назад, живот втянут, спина опирается на спинку сиденья, ноги опираются на сиденье.
Неправильно
Туловище/голова наклонены, голова выдвинута/втянута, плечи опущены, спина/поясница согнуты.
Правильно
Голова смотрит прямо, плечи подняты,грудь выставлена вперед, живот втянут, спина опирается на спинку стула
Неправильно
Голова/туловище наклонены, голова выставлена вперед, голова втянута, плечи опущены вниз, спина/поясница согнуты.
На спине
Сон на спине. При сне на спине положите под голову и плечи мягкую подушку, а под шею свернутое полотенце. Под колени также положите подушку. Это позволит избежать искривления позвоночника.
На боку
При сне на боку положите под голову подушку для поддержки Вашей шеи и выравнивания уровня головы с уровнем Вашего позвоночника. Между колен положите подушку, согните их и расположите Ваши бедра перпендикулярно матрацу. Это позволит снять с позвоночника излишнюю нагрузку. | ||
Воздух - музыкант
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Твёрдое - мягкое
Именинный пирог
Сорняки