Тема моего исследования актуальна: перед началом каждого учебного года я с родителями отправляюсь в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskiy_proekt.doc | 533 КБ |
ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ И СООТВЕТСТВИЕ ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАМ
Автор:
Елина Алина Николаевна
г. Мамадыш
МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш»,
9 В класс
Руководитель:
Ханафеева Роза Махмутовна
учитель биологии
МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш»
№ п/п | Содержание | № стр. |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1.1. | Цель | 3 |
1.2. | Задачи исследования | 3 |
1.2. | Гипотеза | 3 |
2. | НАУЧНАЯ ЧАСТЬ | 4 |
2.1. | Из истории возникновения портфеля 2 | 4 |
2.2. | Мода – «от ранца к ранцу» 5 | 5 |
2.3. | Мнение медицины 6 | 6 |
2.4. | Заглядывая в будущее 8 | 8 |
3. | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 10 |
3.1. | Анкетирование учащихся и результаты анкетирования 2009г 14 | 10 |
3.2. | Конкурс «Портфель будущего» | 12 |
3.3. | Изучение соответствия гигиеническим нормам веса портфеля и результаты исследования | 13 |
3.4. | Рекомендации по выбору портфеля | 14 |
3.5. | Проведение презентации перед родителями будущих первоклассников и одноклассниками | 17 |
3.6. | Сравнительный анализ соответствия гигиеническим нормам портфелей в | 17 |
3.7. | Анализ применения рекомендации по выбору портфеля первоклассниками | 20 |
4. | ВЫВОД | 21 |
5. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 21 |
6. | БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 22 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего исследования актуальна: перед началом каждого учебного года я с родителями отправляюсь в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен.
Но до того момента, когда, проходя медицинский осмотр, у меня обнаружили искривление позвоночника, и мама стала выяснять причины этого заболевания, мы даже не задумывались, как портфель может повлиять на состояние здоровья.
У меня возникло много вопросов. Как и когда появился школьный портфель? Каким гигиеническим нормам он должен соответствовать? Как правильно выбрать портфель? И наконец извечный вопрос : «Сколько должен весить школьный портфель?». Я решила найти ответы на все эти вопросы, так я начала свое исследование.
Цель исследования:
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: все ученики имеют школьный портфель, но не все знают, каким гигиеническим нормам должен соответствовать портфель учащегося.
НАУЧНАЯ ЧАСТЬ
Из истории возникновения портфеля.
Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Но ведь и до появления тетрадей люди на чем-то писали. Портфелей сначала, конечно, не было. Какие портфели, если записывали все нужное прямо на стенках пещер! Сначала только цифры.
Потом уж, конечно, и истории всякие - про охоту, про праздничные пляски...
А если нужно было передать послание куда-нибудь? Тут и пришла первобытным людям в голову мысль писать на костях животных. Лопатка баранья, например, плоская и широкая; много не напишешь, но все-таки хоть самое главное изобразишь острым камнем. А черепаший панцирь - он больше, на нем
много чего можно нацарапать. Самые древние из китайцев ухитрились на них целую библиотеку разместить - двадцать тысяч черепашек пожертвовали своими панцирями, чтобы на них древними иероглифами нацарапали сказки и поучения, медицинские рецепты и правдивые истории... А потом китайцы еще и пронумеровали их все и сложили по темам. В какой портфель может влезть «черепашья» тетрадка?
В Древнем Шумере было легче. Там все записи выдавливали на мокрых глиняных табличках острыми палочками. И понятно, как они до этого додумались. Каждую весну главная река Шумера Евфрат разливалась и покрывала землю слоем вязкого ила. Стоило в него наступить - и след застывал, как камень. "О! - подумали шумеры. - Водой не мочить - так это ж навеки!" И
изобрели письменность на глине. А хранили свои таблички в громадных сундуках и здоровенных глиняных сосудах, - какие уж тут портфели!
Древние египтяне изобрели папирус. Не портится, легкий, тонкий, можно склеивать в длинные свитки. А делать не так уж и трудно: расщепляется тростник-папирус вдоль и из него плетется что-то вроде коврика, как в детском саду. Потом - под пресс, и пиши кисточкой (перья тоже изобрели позже)! Египетские иероглифы хоть и были очень трудные, зато писать ими можно было хоть слева направо, хоть справа налево, хоть сверху вниз. А если очень распишешься - свернул потом длинный папирус в свиток, да спрятал... нет, не в портфель. В специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса.
Китайцы уже в начале нашей эры пожалели бедных черепашек и все-таки изобрели бумагу.
А уж от них бумага попала и в Европу, так примерно лет 800 назад. Все европейцы пришли в восторг от самой бумаги. Им принадлежит заслуга изобретения сумки для ношения бумаги. Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой.
Мода – «от ранца к ранцу».
За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать все это на плечах было весьма удобно.
В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. И в том и в другом случае ни малейшего намека на пару лямок, но про осанку тогда думали в самую последнюю очередь. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия.
В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место. Дабы не вводить родителей в искушение и не развивать в самих школьниках чувство зависти, все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего - томительного темно-коричневого цвета. Однако имелись и варианты - эстеты могли выбрать глубокий синий, колхозники - темно-зеленый. Промышленные дизайнеры утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы, но в действительности в 80-е года не выпускали белых или розовых ранцев по единственной причине: разработчиков
просили сделать так, чтобы было практично и немарко. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам.
В старших классах стало модно иметь кейс - он придавал своему обладателю солидность. Его обклеивали наклейками, а иногда за неимением таковых попросту разрисовывали поверхность дипломата английскими надписями, чтобы хоть как-то угнаться за модой. Девочки постепенно заменяли портфели элегантными сумочками , что в конечном счете сказывалось на их осанке.
Сегодня ассортимент велик. По-прежнему актуальны ранцы - теперь их не только делают из облегченного материала, но и снабжают ортопедическими спинками, колесиками и выдвижными ручками: устав, ребенок может облегчить себе ношу. По рекомендации ГИБДД для предотвращения несчастных случаев на дорогах обязательным элементом стали светоотражатели. Но если присмотреться к мировому опыту, вы поймете: мы, как всегда, безнадежно отстали.
В западных странах уже выпустили бронированные ранцы и рюкзаки, которые защищают даже от пуль.
А в Японии родители покупают своим чадам портфели с GPS-навигацией, чтобы всегда быть в курсе их перемещений.
Что касается моды, то сейчас популярнее всего "почтальонские" сумки - часто холщовые, но встречаются и кожаные. Похожа на нее и одна из самых популярных - матерчатая newsboy bag, сочетающаяся с молодежной одеждой стиля casual (ежедневная). Но, если вам небезразлично здоровье собственных детей, ничего лучше школьного ранца придумать пока никому не удалось.
Мнение медицины.
Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную
нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку.
Американские врачи и учителя приняли решение ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Американцы считают, что их дети должны ходить в школу налегке. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах врачи обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине.
Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10% веса тела. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине, портят осанку и походку.
В августе 1996г. Министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10% от веса тела школьника. Предполагалось, что школьные сумки являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы у детей школьного возраста. Ношение рюкзака признано более эргономичным и менее вредным для здоровья.
А вот это исследование было выполнено специалистами детской больницы Цинциннати. Они использовали информацию более чем о 12 тысячах случаев травм, связанных с ранцами и рюкзаками. В поле зрения ученых попали только те случаи, которые потребовали обращения в травмпункт, но не те, с которыми обращались на прием к обычному врачу. Для анализа были отобраны 247 случаев, когда травмы, связанные с ранцем, получали дети в возрасте от шести до 18 лет. Оказалось, что лишь 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению ученых, это означает, что кроме ограничения веса учебников и изменения дизайна ранца усилия должны быть направлены на то, чтобы обучить детей им пользоваться.
И, наконец, Госсанэпиднадзор России тоже установил нормы в соответствии с европейскими, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника. А в 2003 году установил нормы – как должен выглядеть и сколько весить школьный учебник. Главный детский реабилитолог Министерства здравоохранения и социального обеспечения РФ Евгений Лильин утверждает, что « школьные портфели отрицательно влияют на здоровье детей - все сколиозы и кифозы происходят от них. Ведь помимо учебников бедняжкам приходиться таскать и сумки со сменной обувью, и спортивную форму».Обратите внимание, сколько хлопот со стороны врачей и педагогов о здоровье детей. Я специально привожу вам результаты исследований, пусть даже и не нашего министерства, главное, чтобы родители знали больше, перед тем как покупать рюкзак или ранец.
Возможно, уже не за горами то время, когда дети будут ходить в школу вовсе не с портфелями. На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма. Компьютерная ассоциация ТСА на Тайване придумала электронные ранцы - мини-компьютеры, в которые входит все, чем ныне богаты школьники: учебники, тетради, дневники, ноты и т. д. С помощью такого компьютера можно не только просматривать все учебники, но и полностью изменить учебный процесс: раздавать ученикам индивидуальные задания, тут же проверять их, снабжать авторскими лекциями и необходимыми документами.
О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск - и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.
Мы в этом плане так далеко пока не продвинулись. Но уже и в России запущен проект "Школа информатизации", авторы которого мечтают переводят весь учебный процесс с учебников на компьютеры. Сначала приспособили имеющиеся в школах компьютеры под новую, "информационную образовательную среду". В это странное словосочетание входит идентификатор (электронные карточки для регистрации местонахождения ученика, оплаты еды в столовой и т.д.) коммуникатор ( индивидуальные информационные устройства - например, специальным образом запрограммированные сотовые телефоны для осуществления обратной связи с преподавателем, подсоединения к внешним электронным устройствам) и компьютер, с помощью которого заболевший ученик может следить за всем, что происходит на уроке, не выходя из дома. У каждой школы есть сайт, внутренний Интернет, почтовые ящики для учащихся и учителей. Классный журнал и дневник стали виртуальными, а сведения об успеваемости своих чад родители получают на сотовый телефон либо заходят на нужную страничку во Всемирной паутине.
Компьютерные технологии уже появились во всех школах Татарстана. Кое-где учителя вовсю практикуют, скажем, отправку домашнего задания по электронной почте. Так, например и в нашем лицее №2 уже давно запущена программа «Электронный дневник ».
Наверное, проблему школьного портфеля все-таки надо решать иначе. В Америке, например, уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно - один комплект дома, другой в школе. В Европе облегчают вес портфелей по-своему - детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию. Широко эта практика распространена во Франции, где, собственно, и родилось слово "портфель", образованное от porter - "носить" и feuille - "лист". Как видим, получается листо-, а не книгонос.
Ну что ж! Будем ждать и мы чудо-ранец или новейших компьютерных технологий, а пока мы живем в условиях дня сегодняшнего, предлагаю вам остановить свой выбор на рюкзаке или ранце.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Анкетирование учащихся и результаты анкетирования.
Я провела исследование в своем 9В классе в форме анкетирования учащихся с целью изучения их принципов по выбору школьного портфеля. В моем классе обучается 26 человек, в анкетировании принимало участие 25 человек. Составить вопросы для анкеты мне помогала мама. Учащихся мы попросили заполнить анкету, и вот какие ответы получили:
№ | Вопрос | Варианты ответов | Количество ответов из 25 | % от обще-го числа |
1 | Какой формы и цвета у вас портфель? | прямоугольный | 11 | 44 |
квадратный | 5 | 20 | ||
овальный | 9 | 36 | ||
2 | Кто выбирает вам портфель? | я сам (а) | 2 | 8 |
мама | 3 | 12 | ||
папа | 1 | 4 | ||
вместе с родителями | 19 | 76 | ||
3 | Где покупаете? | в магазине | 16 | 64 |
на рынке | 9 | 36 | ||
4 | Изготовитель? | российский | 18 | 72 |
импортный | 7 | 28 | ||
5 | По каким критериям выбираете? | цвет | 13 | 52 |
форма | 11 | 44 | ||
цена | 2 | 8 | ||
удобство | 25 | 100 | ||
6 | Соответствует имеющийся портфель тому, который нравится? | да | 8 | 32 |
нет | 17 | 68 | ||
7 | Как долго пользуетесь одним портфелем? | 1 год | 15 | 60 |
2 года | 9 | 36 | ||
3 года | 1 | 4 | ||
8 | По какой причине меняете? | Изнашивается, ломаются замки | 9 | 36 |
рвется | 5 | 20 | ||
надоел | 1 | 4 | ||
неудобный | 4 | 16 | ||
теряет внешний вид | 6 | 24 | ||
9 | Каким вы видите портфель школьника в будущем? |
Подводя итоги анкетирования видно, что преобладают портфели прямоугольной формы – 44 %, овальной – 36% и квадратной – 20%.
При покупке портфеля все 100% опрошенных стараются выбрать удобный портфель, затем выбирают цвет портфеля – 56%, форму – 44%. У 68% учащихся приобретенные портфели не соответствуют желаемым параметрам. 60 % носят один и тот же портфель 1 год, 36% - 2 года и 4% - 3 года.
Основная масса учащихся выбирает портфель вместе с родителями, в основном в магазинах – 64% ответов и остальные 36% – на рынке. Предпочтение отдается портфелям российского производства – 72 % ответов и 28 % – импортного.
Основные причины замена портфеля являются поломка замков, потеря внешнего вида, рвутся – 80% - это показатель низкого качества, неудобный – 16% - это говорит о том, что портфель может быть и прочный, но не очень удобен в пользовании, и надоел – 4% - этот показатель как раз таки говорит о том, что портфель прочный, хорошего качества, но уже просто хочется его поменять .
Как мы видим, нет ни одного учащегося ,у которого бы не было претензий к портфелю.
2.Конкурс «Портфель будущего»
На девятый вопрос анкеты, – «каким вы видите портфель школьника в будущем?» - почти все учащиеся ответили в виде сочинения и нарисовали предполагаемый портфель будущего. Портфель будущего в основном все видят электронным, в виде трансформера, с множеством различных функций, программ, с пультом управления, компактный, легкий и удобный.
3.Изучение соответствия гигиеническим нормам веса портфеля учащихся 9В класса и результаты исследования.
Я решила проанализировать, насколько вес портфелей у учеников моего класса соответствует гигиеническим нормам. Взвешивать портфели в рабочем (полном) и пустом виде мне помогала мама. Путем взвешивания на весах, я узнал вес каждого ученика, вес пустого и полного портфеля каждого. Зоя Павловна научила меня вычислять, сколько % составляет вес портфеля от веса ученика. Результаты моей работы в таблице:
№ п/п | Фамилия, Имя | Вес ученика кг | Вес пустого портфеля (в кг) | Вес полного портфеля (в кг) | Сколько процентов от веса ученика составляет вес его полного портфеля |
1 | Архипов Станислав Станиславович | 60 | 1.1 | 4.1 | 13 |
2 | Гафурова Чулпан Равилевна | 47 | 0.6 | 4 | 13 |
3 | Гизатуллин Марс Ильшатович. | 65 | 1.1 | 5.2 | 15 |
4 | Гимранов Ильфат Салаватович | 58 | 0.9 | 4 | 9 |
5 | Гусамова Эвелина Олеговна | 48 | 0.6 | 5.4 | 15 |
6 | Дементьева Карина Александровна | 49 | 0.4 | 4.1 | 14 |
7 | Елина Алина Николаевна. | 45 | 1 | 5.5 | 13 |
8 | Исхаков Альфир Ильхамович. | 49 | 2.3 | 6.1 | 17 |
9 | Исхаков Риф Рифатович | 46 | 0.8 | 3.9 | 12 |
10 | Косенко Ирина Олеговна. | 44 | 0.7 | 5 | 16 |
11 | Кутдусова Руслана Руслановна. | 46 | 0.8 | 3.5 | 11 |
12 | Никифорв Дмитрий Русланович | 55 | 0.4 | 4.8 | 14 |
13 | Петров Камиль Рафилевич | 54 | 0.5 | 5.1 | 16 |
14 | Русецкий Игорь Борисович. | 56 | 1 | 4.5 | 11 |
15 | Маслов Роман Дмитриевич. | 58 | 1.3 | 3 | 6 |
16 | Муслихов Ришат Салаватович. | 58 | 0.6 | 4 | 8 |
17 | Садыков Ислам Алмазович. | 63 | 0.6 | 3.5 | 13 |
18 | Садыков Ильфат Равилевич. | 62 | 1 | 4.5 | 16 |
19 | Сибгатуллин Рустам Фаритович. | 57 | 0.5 | 3.5 | 11 |
20 | Тазиев Инсаф Ильдарович. | 62 | 0.5 | 3.7 | 11 |
21 | Фархуллин Гадель Рифатович | 60 | 0.9 | 5 | 17 |
22 | Фатыхова Зухра Махмутовна. | 45 | 0.5 | 4.4 | 16 |
23 | Шангараев Олег Владимирович. | 59 | 0.3 | 3.9 | 12 |
24 | Шарифуллин Рустам Аленович. | 59 | 0.5 | 5.6 | 16 |
25 | Шакиров Ришат Ринатович. | 58 | 0.5 | 3.5 | 13 |
В классе у 32% учащихся вес пустого портфеля превышает 800 г. Я посоветовала этим ученикам на следующий год при покупке портфеля обратить внимание на вес пустого портфеля. Мой вес 45 кг, вес портфеля с книжками, тетрадями и другими, необходимыми ежедневно школьными принадлежностями – 3,5 кг. Мне тяжело носить свой портфель. Я считаю, что вес портфеля не должен превышать 10% веса ребенка. Исходя из этого, у 88% моих одноклассников вес школьного портфеля превышает допустимые нормы. У Альфира это связано с тем, что вес пустого портфеля гораздо выше нормы, а у Рустама, Зухры и Камилоя портфель весит выше нормы из – за того, что они носят лишние школьные принадлежности. Я посоветовала им не носить в школу лишних вещей. И всего лишь у 12 % учащихся – вес портфеля соответствует гигиеническим нормам.
4. Рекомендации по выбору портфеля.
Ранец - это самая главная покупка к 1 сентября! В супермаркетах, универмагах, рынках и магазинах огромный выбор ярких ранцев. Разбегаются глаза не только у школьников, но и у родителей .
Итак, если вам не безразлично здоровье ваших детей, очень важно не ошибиться в выборе главного атрибута школьника - портфеля.
С чего начать выбор? Если вы не ориентируетесь в качестве и производителях, предлагаю вам разработанную мною пошаговую рекомендацию по выбору школьного портфеля и некоторые рекомендации медиков, которые помогут легко, просто и правильно подобрать портфель.
Посмотрите на полки, где стоят портфели. Выделите наиболее привлекательные для вашего ребенка образцы и приступайте к подбору.
ШАГ 1 – Внешний вид
ШАГ 2 – Вес пустого ранца
ШАГ 3 – Рассматриваем спинку ранца.
На спинке должна быть Алюминиевая рама Ортопедическая задняя стенка
мягкая прокладка из внутри спинки, которая (плотные вставки из пластика,
сетчатой ткани, гарантирует постоянную металла, ткани). Эргономичная
что предотвращает форму рюкзака. спинка должна соответствовать
запотевание спины ребенка линии позвоночника.
ШАГ 4 – Проверяем лямки и ремешки.
ШАГ 5 - Безопасность.
ШАГ 6 – Осматриваем ручки и застежки ранца.
ШАГ 7 – Самая важная часть выбора – ПРИМЕРКА!
примерить ранец, причем не пустым, а с книгами. Только так вы сможете увидеть все недостатки – перекосы швов, неправильное распределение «груза знаний».
СОВЕТЫ АКАДЕМИИ ПЕДИАТРИИ
1-2 класс – 1,5 кг 7-8 класс – 3,5 кг
3-4 класс – 2,5 кг 9-11 класс – до 4 кг
5-6 класс – 3 кг
Вес портфеля не должен превышать 10% веса тела ребенка!
5. Проведение презентации перед родителями будущих первоклассников.
В апреле 2016г. в детском саду «Ляйсан», который я посещала до школы у меня прошли две презентации перед родителями будущих первоклассников. Потом я провела презентацию своих рекомендаций по выбору школьного портфеля на родительском собрании для будущих первоклассников в нашем лицее. В конце 4 четверти я выступила перед своими одноклассниками.
Я рассказала, как правильно надо выбирать портфель при покупке, каким гигиеническим нормам он должен соответствовать и как правильно носить портфель. Раздала рекомендации в печатном виде. (Приложение № II). Получила отзыв о своей работе (Приложение № III).
6.Сравнительный анализ соответствия гигиеническим нормам портфелей
В начале учебного 2016-2017 года я решила продолжить свое исследование и проанализировать, как изменились портфели моих одноклассников, воспользовались ли они рекомендациями по выбору школьного портфеля и контролируют ли они вес портфеля.
Я предложила одноклассникам ответить на вопросы анкеты ( приложение № IV), которые являются основными показателями соответствия портфеля гигиеническим нормам и выяснила, что в этом учебном году ребята и их родители достаточно серьезно подошли к выбору портфеля и вот результат :
№ п/п | Фамилия, Имя | Кол-во ответов из 10 вопросов соответствующих гигиеническим требованиям | Соответствие портфелей гигиеническим требованиям в % |
1 | Архипов Станислав Станиславович | 10 | 100 |
2 | Гафурова Чулпан Равилевна | 10 | 100 |
3 | Гизатуллин Марс Ильшатович. | 8 | 80 |
4 | Гимранов Ильфат Салаватович | 5 | 50 |
5 | Гусамова Эвелина Олеговна | 6,5 | 65 |
6 | Дементьева Карина Александровна | 8 | 80 |
7 | Елина Алина Николаевна. | 8 | 80 |
8 | Исхаков Альфир Ильхамович. | 8 | 80 |
9 | Исхаков Риф Рифатович | 5 | 50 |
10 | Косенко Ирина Олеговна. | 8 | 80 |
11 | Кутдусова Руслана Руслановна. | 5 | 50 |
12 | Никифорв Дмитрий Русланович | 5 | 50 |
13 | Петров Камиль Рафилевич | 9 | 90 |
14 | Русецкий Игорь Борисович. | 8 | 80 |
15 | Маслов Роман Дмитриевич. | 7,5 | 75 |
16 | Муслихов Ришат Салаватович. | 9 | 90 |
17 | Садыков Ислам Алмазович. | 10 | 100 |
18 | Садыков Ильфат Равилевич. | 9,5 | 95 |
19 | Сибгатуллин Рустам Фаритович. | 8 | 80 |
20 | Тазиев Инсаф Ильдарович. | 9 | 90 |
21 | Фархуллин Гадель Рифатович | 8,5 | 85 |
22 | Фатыхова Зухра Махмутовна. | 9 | 90 |
23 | Шангараев Олег Владимирович. | 7 | 70 |
24 | Шарифуллин Рустам Аленович. | 9 | 90 |
25 | Шакиров Ришат Ринатович. | 8 | 80 |
В результате у 12% учащихся – портфель соответствует гигиеническим нормам на 100%, у 60% - на 80-95%, у 28% - на 50-75%.
Соответственно показатели улучшились, что видно из следующей диаграммы:
Так же я провела новые замеры веса портфелей моих одноклассников и выяснила, что по сравнению с прошлым годом показатели значительно улучшились ,
№ п/п | Фамилия, Имя | Вес ученика кг | Вес полного портфеля (в кг) | Сколько процентов от веса ученика составляет вес его полного портфеля |
1 | Архипов Станислав Станиславович | 60 | 3.2 | 10 |
2 | Гафурова Чулпан Равилевна | 47 | 5 | 15 |
3 | Гизатуллин Марс Ильшатович. | 65 | 3.6 | 10 |
4 | Гимранов Ильфат Салаватович | 58 | 4.3 | 9 |
5 | Гусамова Эвелина Олеговна | 48 | 4 | 10 |
6 | Дементьева Карина Александровна | 49 | 4.8 | 16 |
7 | Елина Алина Николаевна. | 45 | 4 | 8 |
8 | Исхаков Альфир Ильхамович. | 49 | 2.7 | 5 |
9 | Исхаков Риф Рифатович | 46 | 2.7 | 9 |
10 | Косенко Ирина Олеговна. | 44 | 4.8 | 15 |
11 | Кутдусова Руслана Руслановна. | 46 | 3.6 | 10 |
12 | Никифорв Дмитрий Русланович | 55 | 3.5 | 10 |
13 | Петров Камиль Рафилевич | 54 | 3.7 | 11 |
14 | Русецкий Игорь Борисович. | 56 | 3.6 | 7 |
15 | Маслов Роман Дмитриевич. | 58 | 4.5 | 8 |
16 | Муслихов Ришат Салаватович. | 58 | 3.5 | 7 |
17 | Садыков Ислам Алмазович. | 63 | 2.8 | 10 |
18 | Садыков Ильфат Равилевич. | 62 | 5 | 15 |
19 | Сибгатуллин Рустам Фаритович. | 57 | 4.5 | 12 |
20 | Тазиев Инсаф Ильдарович. | 62 | 3.6 | 10 |
21 | Фархуллин Гадель Рифатович | 60 | 3.7 | 10 |
22 | Фатыхова Зухра Махмутовна. | 45 | 3.9 | 12 |
23 | Шангараев Олег Владимирович. | 59 | 3.6 | 9 |
24 | Шарифуллин Рустам Аленович. | 59 | 4.4 | 12 |
25 | Шакиров Ришат Ринатович. | 58 | 2.8 | 10 |
В результате у 17 человек вес портфеля соответствует гигиеническим нормам, что составляет – 68% от всех учащихся класса и значительно превышает показатели 2015 года – 12%, а у 8 человек не соответствует, что составляет – 32% учащихся. По-прежнему главной причиной тяжелого портфеля являются лишние предметы.
7. Анализ применения рекомендации по выбору портфеля первоклассниками.
В мае 2016 года я представляла презентацию по выбору школьного портфеля перед родителями будущих первоклассников и раздавала им рекомендации. Теперь уже у первоклассников я так же путем анкетирования изучила, на сколько их портфели соответствуют гигиеническим требованиям. Проанализировав ответы таким же методом как и в своем классе я получила следующие результаты:
В анкетировании приняли участие | Портфель соответствует гигиеническим нормам 100 % | Портфель соответствует гигиеническим нормам 80-95 % | Портфель соответствует гигиеническим нормам 50-75 % |
78 человек | 9 человек | 53 человека | 16 человек |
Изучив мнение врачей, проанализировав ответы учащихся на вопросы анкеты, соответствие портфелей гигиеническим нормам, я выяснила, что никто из ребят не знает, какой должен быть школьный портфель, как его выбрать, и как правильно нужно носить портфель, чтобы не навредить здоровью. Получив рекомендации по выбору школьного портфеля и его гигиеническим нормам, показатели качества портфелей учащихся значительно стали выше, ребята стали контролировать вес своего портфеля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все поставленные задачи исследования выполнены. Мне удалось не только получить ответы на свои вопросы, но и поделиться этими знаниями с родителями будущих первоклассников и со своими сверстниками.
В младшем школьном возрасте у детей в результате ношения неудобного или слишком тяжелого рюкзака появляется нарушение осанки, искривление позвоночника (сколиоз). Эта болезнь сейчас считается одной из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата среди школьников. Поэтому, чтобы избежать этого неприятного заболевания, необходимо выбирать "правильные" рюкзаки и не перегружать их книгами и школьными принадлежностями.
И пока еще не известно, когда же появятся сверхлегкие чудо-ранцы, школьникам не придется носить огромное количество ежедневных школьных принадлежностей , мои рекомендациями по выбору школьного портфеля будут актуальны.
Выступая со своей исследовательской работой в Детском саду «Ляйсан», мне предложили продолжить встречи в 2017 году с родителями будущих первоклассников.
Узнав о моей работе меня, пригласили для проведения презентации в детский сад «Солнышко».
В дальнейшем я так же планирую продолжить свое исследование в лицее и найти способы облегчения веса портфелей учащихся.
Библиографический список.
1.Словарь русского языка. Ожегов С.И. 1983
2.Савенков, Методика исследовательского обучения школьников, А.И.Савенков, М.: Учебная литература, 2008, 205 с.
3.Правда, о школьных портфелях // Сайт «Здоровье»
4.Сколько стоит первый класс?//Домашний очаг.2004.№ 9
6. http://www.intertrade.kz/article-08-09/
7. http://www.azeri.ru/papers/echo-az_info/28500/
8. http://medpill.ru/zdorove-shkolnika/
9. http://sanatate.md/?l=ru&a=news&i=4539
10. www.itogi.ru/ Архив/ № 35 / ОБЩЕСТВО/
11. http://www.izvestia.ru/consumer/article3095742/index/html
12. Копылов Ю.А. Беречь осанку смолоду //Физическая культура в школе. 1994, № 2, с. 16-17.
13. Известия Науки 21-08-2006
14. Конструктор школьных сайтов.
15. Газета «ВРЕМЯ» 2007 – 06 – 08
16. pda.inavka.ru
17. http://www.km.ru
18. http://www.sibmama.ru
19. http://www.go.mail.ru
Приложение II.
Автор : Елина Алина ,9 В класс МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ.
ШАГ 1 – Внешний вид.
Даже если ваш школьник прольет на него сок или уронит в лужу, его можно будет протереть или постирать.
вам рюкзака дно мягкое – вставьте картон или твердую основу по размеру дна).
ШАГ 2 – Вес пустого ранца.
рекомендации по уходу за изделием.
ШАГ 3 – Рассматриваем спинку ранца.
На спинке должна быть Алюминиевая рама Ортопедическая задняя стенка
мягкая прокладка из внутри спинки, которая (плотные вставки из пластика,
сетчатой ткани, гарантирует постоянную металла, ткани). Эргономичная
что предотвращает форму рюкзака. спинка должна соответствовать
запотевание спины ребенка. линии позвоночника.
ШАГ 4 – Проверяем лямки и ремешки.
от одежды и роста ребенка;
элементов.
иметься светящиеся значки или светоотражатели.
ШАГ 6 – Осматриваем ручки и застежки ранца.
острых деталей.
сделано специально, чтобы ребенок не тащил ранец в руках, а надевал его на спину.
расстегиваться и застегиваться.
ШАГ 7 – Самая важная часть выбора – ПРИМЕРКА!
сможете увидеть все недостатки – перекосы швов, неправильное распределение «груза знаний».
а низ – не опускаться ниже бедер. Ширина ранца должна соответствовать ширине плеч ребенка.
СОВЕТЫ АКАДЕМИИ ПЕДИАТРИИ
есть свои гигиенические нормы веса портфеля с ежедневным учебным комплектом и
письменными принадлежностями:
1-2 класс – 1,5 кг
3-4 класс – 2,5 кг
5-6 класс – 3 кг
7-8 класс – 3,5 кг
9-11 класс – до 4 кг
Вес портфеля не должен превышать 10% веса тела ребенка!
покажите! Тяжелые предметы надо класть в рюкзак так, чтобы они оказались внизу и как
можно ближе к спине ребенка– тогда вес будет равномерно распределяться по его лямкам.
что заканчивается развитием сколиоза. Лямки должны быть равны по длине.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В ПРИОБРЕТЕНИИ РАНЦЕВ!!!
Приложение III.
ОТЗЫВ ДОУ№ 10 «Ляйсан»
Наше дошкольное образовательное учреждение ДОУ № 10«Ляйсан» использует в работе ряд технологий, среди них и здоровье сберегающая технология.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Для воспитания здорового ребёнка учитываются индивидуальные особенности воспитанников, создаются условия для укрепления здоровья детей, снижения утомляемости на занятиях, профилактики различных болезней, нарушение осанки и зрения.
За годы учёбы вместе с багажом знаний в школе дети получают большое количество проблем со здоровьем. В их числе нарушение осанки, сколиоз. В начальной школе на осанку стоит обратить особое внимание, ведь позвоночник ребёнка начинает получать довольно серьёзные нагрузки: по 3-4 урока в первые же дни учёбы. Дома на выполнение заданий уходит по часу - полтора. Если ребёнок не умеет правильно сидеть при выполнении уроков, если он напряжён, если парта или письменный стол, школьный ранец неудобны, то он рискует своей осанкой.
Работа нашей воспитанницы Елиной Алины «Рекомендации по выбору школьного портфеля» очень актуальна для родителей будущих первоклассников. Презентация была предложена вниманию родителей двух выпускных подготовительных групп на итоговых родительских собраниях: подготовительная №1, подготовительная № 2.
Ярко, красочно, интересно, в доступном виде, пошагово даны ценные рекомендации по выбору детского портфеля:
Важно то, что автор проекта использовала достоверные источники информации Академии педиатрии РФ с учётом возрастных гигиенических норм веса портфеля.
Родители подготовительных групп сделали для себя вывод, на что стоит обратить внимание при выборе ранца для ребёнка:
Дошкольное образовательное учреждение №10«Ляйсан» благодарит Елину Алину за отличную работу, желает успехов в достижении своих целей и надеется на дальнейшее сотрудничество.
Руководитель методической работы ДОУ №10 «Ляйсан» Белова В.В.
Приложение IV.
2016 год
Уважаемые ученики, ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты и отметьте те варианты ответов, которые соответствуют характеристикам Вашего школьного портфеля
( их может быть несколько) или напишите свой вариант.
АНКЕТА
Ученика(цы) 9 (1) __ класса МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш»
______________________________________(фамилия, имя)
а) рюкзак или ранец; б) портфель без лямок;
в) в виде почтальонской сумки; г) какой-то другой______________;
а) водонепроницаемая; б) кожзаменитель;
в) другая - _______________;
а) жесткое; б) мягкое, бесформенное;
а) яркого ________________________; б) умеренного ___________________;
а) менее 500 гр __________гр; б) 500-800 гр __________гр;
в) более 800 гр __________гр;
а) ортопедическая;
б) имеет мягкую прокладку из сетчатой ткани;
в) имеет каркас для сохранения формы портфеля;
г) не имеет характеристик указанных в пунктах а,б,в;
д) мой портфель не носится на спине;
а) регулируемые по длине; б) ширина лямок 4 и более см;
в) прошитые и прочные; г) какие- то другие
8. Имеет ли Ваш портфель светоотражающие элементы?
а) да; б) нет;
9.Какие ручки и замки у Вашего портфеля?
а) удобные, легко расстегиваются и застегиваются;
б) что-то не устраивает _________________________________________;
10. Какой формы и размера Ваш портфель?
а) форма - ____________________;
б) ширина ранца – соответствует ширине плеч _____(да или нет);
в) высота ранца - не выше плеч и не ниже линии бедер_____(да или нет);
г) другие варианты ___________________________________________;
11. Вам нравится Ваш портфель?
а) да; б) не совсем; в) нет;
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Загадка Бабы-Яги
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Чья проталина?
Прекрасная химия