Формирование банка математических задач для 1-4 классов с использованием сказочных персонажей
Вложение | Размер |
---|---|
karachentseva._gotovo.docx | 44.45 КБ |
prezentatsiya_po_zadacham_so_skazochnym_syuzhetom.ppt | 1.58 МБ |
Математика в игрушке «Кубик Рубика»
Караченцева Виолетта Михайловна
Россия, Краснодарский край
Муниципальное образование Динской район
Станица Динская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Александра Васильевича Суворова»
Краткая аннотация
В данной работе представлена разработка банка задач по теме «Сказочные герои в математике» для учащихся 1 – 3 классов. Исследование процесса изучения математических основ с применением литературных образов.
Математика в игрушке «Кубик Рубика»
Караченцева Виолетта Михайловна
Россия, Краснодарский край
Муниципальное образование Динской район
Станица Динская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Александра Васильевича Суворова»
Аннотация
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения и желания учиться.
Нас заинтересовала тема «Сказочные герои в математике» потому что, зачастую младшие школьники не могут понять суть предложенной задачи, не владеют терминами, встречающимися в тексте, из – за чего трудность решения возрастает. Как нам кажется, язык сказок более близок детям в возрасте 6-9 лет и помогает успешней справляться с поставленной задачей.
Цель проекта: формирование банка задач «Сказочные герои в математике».
Задачи исследовательской работы:
• исследовать основные темы, изучаемые в 1-3 классах по математике;
• провести анализ задач, изучаемых в 1-3 классе по математике;
• классифицировать задачи по уровню сложности и тематике;
• придумать задачи по созданной классификации на тему «Герои сказок в математике».
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
- практические (классификация, создание сборника задач)
Задачи со сказочным сюжетом очень нравятся детям. Являясь занимательными по форме, они помогут пробудить и развить у детей интерес к математике, углубить и расширить их математические знания, осознать силу и практическую значимость математики, а также усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребенка решать проблему, вызывают желание помочь полюбившимся героям.
Математика в игрушке «Кубик Рубика»
Караченцева Виолетта Михайловна
Россия, Краснодарский край
Муниципальное образование Динской район
Станица Динская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Александра Васильевича Суворова»
Содержание
1. Анализ учебников по математике………………………………………………5
Вывод……………………………………………………………………………….12
Список использованных источников…………………………………………….13
Приложение №1……………………………………………………………………14
1. Анализ учебников по математике
В ходе работы, нами были проанализированы учебники по математики 1- 3 классов Моро М.И. и др. «Математика». На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 132 часа. В первом классе изучается два главных раздела : «Нумерация» и «Сложение и вычитание натуральных чисел». Во втором классе эти разделы продолжают изучаться более углубленно, также добавляется новая тема : «Умножение и деление чисел». В третьем классе отрабатываются навыки вычислений в столбик.
Нами были проанализированы также несколько интернет ресурсов и составлен перечень задач, в которых встречаются различные герои, способствующие визуализации жизненных ситуаций. В сказках добро побеждает зло, отрицательные качества высмеиваются и осуждаются. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей.
1. «Старик и волк».
«У старика со старухой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой – жеребец». Сколько всего живых существ было у старика со старухой?
О т в е т: 10.
2. «По щучьему веленью».
«Глянь – плывут по воде 12 уток и селезень – одно перо золотое, другое серебряное…» Сколько всего птиц плыло по воде?
О т в е т: 13.
3. «Кот – серый лоб, козел да баран».
«Стали они вчетвером делить темную ночь: медведь – под стогом, кот – серый лоб – на стогу, а козел с бараном – у костра. Вдруг идут 7 серых волков и 1 белый, и – прямо к стогу». Сколько всего было волков? На сколько серых волков больше, чем белых?
О т в е т: 8; 6.
5. «Свет – Луна».
«Встал Иван-богатырь, а тот дал ему есть 7 бочек еды да спать повалил на 6 месяцев. Через 6 месяцев разбудил: «Вставай, Иван-богатырь, обедать». Дал ему 3 бочки съесть и спать повалил на 3 месяца». Сколько всего месяцев спал Иван-богатырь? Сколько бочек еды съел он во время бодрствования?
О т в е т: 9; 10.
6. «Была не была».
«„Лошадей“ было много: 6 кошек езжалых, 12 котов стоялых, 1 жеребец бойкий – кот сибирский был на цепь прикован возле печки к столбу». Сколько всего «лошадей» было у сказочника?
О т в е т: 19.
7. «Иван – русский богатырь».
«Смотрит Настасья Прекрасная, что он (Иван) прожил неделю, прожил две, прожил три – и все нет его. А она все ждет». Сколько дней ждала Ивана-богатыря Настасья Прекрасная?
О т в е т: 21.
8. «Волшебное кольцо».
«Вишь, старик-то оставил им 200 рублев: больно не хотелось ей начинать кубышку, одначе сколько ни крепились, а начинать нужно – не с голоду же помирать! Отсчитала 100 рублев и говорит сыну: „Ну, Мартынка, вот тебе 100 целковиков…“» Сколько денег осталось у матери Мартынки?
О т в е т: 100 р.
9. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
«Вылетает чудо-юдо 12-головое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем-пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду 3 головы». Сколько голов осталось у чуда-юда? Во сколько раз у чуда-юда осталось больше голов, чем их срубил Иван?
О т в е т: 9; 3.
10. «Василиса Прекрасная».
«Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз». Во сколько раз число рук, уносивших пшеницу, больше, чем число рук у Василисы Прекрасной?
О т в е т: 3.
11. «Петр Великий и кузнец».
«Кузнец сделал 4 подковы и подковал. Петр Первый и спрашивает: „Сколько тебе за подкову?“ – „Четыре рубля“». Сколько всего рублей запросил кузнец у царя?
О т в е т: 16.
12. «В 1903 году я это слышал. Почти 70 лет прошло…» В каком году рассказана сказка?
О т в е т: в 1973 году.
13. Кто победил Змея Горыныча?
– Змей Горыныч побежден! – такая молва дошла до Микулы Селяниновича. Он знал, что это мог сделать кто-то из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле Селяниновичу сообщили:
а) Змея горыныча победил не Илья Муромец;
б) Змея Горыныча победил Алеша Попович.
Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений неверное, а другое верное.
Догадайся, кто из трех богатырей победил Змея Горыныча.
О т в е т. Змея Горыныча победил Добрыня Никитич. Предположим, что Змея Горыныча победил Илья Муромец. Тогда оба сообщения неверные – результат не соответствует условию задачи. Предположим, что Змея Горыныча победил Алеша Попович. Тогда оба сообщения верные. И этот результат условию задачи не соответствует. Предположим, что Змея Горыныча победил Добрыня Никитич. Тогда первое сообщение верное,
а второе – неверное. Результат соответствует условию задачи.
14. Режим дня попрыгуньи Стрекозы.
Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?
О т в е т. В течение суток Стрекоза ни часу не готовилась к зиме. В сутках 24 часа. Из них Стрекоза спала 24 : 2 = 12 (ч), танцевала 24 : 3 = 8 (ч), пела 24 : 6 = 4 (ч). Всего она на эти дела тратила 12 + 8 + 4 = 24 (ч в сутки). Так что на подготовку к зиме у Стрекозы не хватило времени.
15. «Винни-Пух и Пятачок идут в гости».
Винни-Пух с Пятачком отправились к Сове на день рождения. Сова жила на высоком-превысоком дубе. Пятачок нес в подарок 5 одинаковых баночек меда, а Винни-Пух – воздушный шарик. Этот шарик может за один раз поднять либо Винни-Пуха и 2 баночки меда, либо Пятачка и 3 баночки меда, либо 5 баночек меда (больше этого груза шарик не может поднять).
Когда друзья подошли к дубу, Винни-Пух сказал: «Шарик не может нас поднять с банками меда. Давай-ка подарим Сове лишь воздушный шарик! Кстати, скоро у меня день рождения…» Пятачок вежливо спросил: «А может ли воздушный шарик поднять нас обоих за один раз?»
Как бы ты ответил на этот вопрос?
О т в е т. Да, может. Масса Винни-Пуха не больше массы 5 – 2 = 3 (баночек меда). Масса Пятачка не больше массы 5 – 3 = 2 (баночек меда). Масса Винни-Пуха и Пятачка не больше 3 + 2 = 5 (баночек меда). Значит, шарик может поднять Винни-Пуха и Пятачка.
16. «Хитрая лиса».
«Наловил дед рыбы полный воз. Рыба – крупные лещи. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел, а лисичка не шелохнется. Дед решил, что лиса мертвая. «Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу». Взял он лису и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Сначала лиса действовала осторожно, а затем смелее. В первую минуту она выбросила лишь одного леща, во вторую – двух лещей, в третью – четырех и так далее: в каждую следующую минуту она выбрасывала вдвое больше лещей. Через 7 минут лиса выбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла». Сколько лещей досталось хитрой лисе?
О т в е т. Лисе досталось 127 лещей. Для решения достаточно записать выражение: 1 + 2 + 4 + 8 + 16 + 32 + 64.
17. «Стойкий оловянный солдатик».
«Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, которых сделали из старой оловянной ложки массой 123 грамма. 24 солдатика были одинаковыми: друг от друга не отличались. Но 25-й солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило». Какова масса последнего солдатика?
О т в е т. Масса солдатика 3 грамма.
123 : 24 = 5 (ост 3).
Получается, что масса каждого солдатика 5 граммов. Оставшиеся 3 грамма – масса последнего солдатика.
18. «Маленький Мук и королевский скороход».
Маленький Мук и королевский скороход соревновались в беге по дорожке длиной 30 км, которая шла вокруг большого луга. По условиям соревнования выигрывает тот, кто обгонит другого, пробежав на круг больше. Скороход делает круг за 10 минут, а маленький Мук – за 6 минут. Оба бегут равномерно. Через сколько минут Маленький Мук обгонит скорохода?
О т в е т. Маленький Мук обгонит скорохода через 15 минут. Скорость Маленького Мука 30 : 6 = 5 (км/мин), скорохода – 30 :10 = 3 (км/мин). Когда соревнующиеся начали двигаться, то Маленький Мук стал обгонять скорохода на 5 – 3 = 2 (км/мин). Следовательно, Маленький Мук обгонит скорохода через 30 : 2 = 15 (мин).
19. «Чебурашка и Крокодил Гена»
Чебурашка и Крокодил Гена идут навстречу друг другу. Сейчас между ними расстояние 1 км 950 м. Через сколько минут они встретятся, если Чебурашка идет со скоростью 70 м/мин, а Крокодил Гена – со скоростью 60 м/мин?
О т в е т: через 15 минут.
20. «Незнайка». Незнайка стал догонять Шпунтика, когда расстояние между ними было равно 1 км 80 м. Незнайка бежал со скоростью 170 м/мин, а Шпунтик шел со скоростью 80 м/ мин. Через сколько минут Незнайка догонит Шпунтика?
О т в е т: через 12 минут.
21.Мышке Джерри до норки 20 шагов. Коту Тому до мышки 5 прыжков. За один прыжок кота мышка делает 3 шага. Один прыжок кота Тома равен 10 шагам мышки Джерри. Догонит ли Том Джерри?
О т в е т. Джерри успеет убежать в норку.
20 : 10 = 2 (прыжка) коту от мышки до норки.
5 + 2 = 7 (прыжков) коту.
3 · 7 = 21 (шаг) мышке до норки.
22.Маленький Мук был на службе у жестокой госпожи Агавци. Мук был очень опечален, что здесь ему не довелось найти свое счастье, и задумал бросить службу у любительницы кошек. Он решил убежать от нее в другой город, который находился в 48 км от города, где жила Агавца. Первую половину пути он бежал в туфлях-скороходах, а затем шел босиком, затратив на весь путь 8 часов. Скорость бега в туфлях-скороходах в 3 раза больше, чем пешего хода босиком. Сколько часов Маленький Мук бы сэкономил, если бы весь путь бежал в туфлях-скороходах?
О т в е т: 4 часа.
23. Карлик Нос у старухи-колдуньи был в числе слуг, что собирали питьевую воду скорлупками лесных орехов. Он вместе с другими слугами вычерпывал росу из роз – она-то и служила водой для полива яблонь и слив в саду. Воды требовалось много, поэтому водоносам приходилось весьма трудно. В день водоносы поливали 8 яблонь и 4 сливы и приносили по 140 ведер воды. Сколько ведер воды вылили под яблони, сколько под сливы? На полив одной яблони уходит воды в 3 раза больше, чем на полив одной сливы.
О т в е т: 120 ведер воды на полив яблонь и 20 ведер воды на полив слив.
24.Маленький Мук собрал для короля в волшебном саду чудесные спелые фиги: 12 корзин с фигами, от которых вырастают длинные уши и мясистый длинный нос, и 14 корзин с фигами, от которых исчезают длинные уши и безобразный нос. Причем вес одной корзины с фигами, от которых исчезают длинные уши и безобразный нос, на 10 кг меньше веса одной корзины с фигами, от которых вырастают длинные уши и нос. Сколько весят по отдельности одна корзина фигов для обезображивания головы и одна корзина спасительных фигов?
О т в е т: 32 кг – 1 корзина с фигами, от которых вырастают длинные уши и безобразный нос, 22 кг – 1 корзина с фигами, от которых исчезают длинные уши и безобразный нос.
25. Почтальон Печкин 29 декабря разнес 18 поздравительных открыток с Новым годом жителям Простоквашино, 30 декабря – на 5 открыток меньше, а 31декабря – в 2 раза больше, чем 29 декабря. Сколько поздравительных открыток с Новым годом разнес почтальон Печкин жителям Простоквашино за 3 дня?
О т в е т: 67 поздравительных открыток.
26.Красная Шапочка понесла пирожки бабушке по лесной дорожке со скоростью 2 км/ч. Навстречу ей шел волк со скоростью 3 км/ч. Сейчас между ними расстояние 10 км. Встретятся ли Красная Шапочка с волком через 2 часа?
О т в е т. Встретятся.
27. Пончик испек большой пирог с цветочным вареньем и угостил им своих друзей малышей-коротышек. Масса пирога с разносом составляла 9 кг. Когда коротышки съели половину сладкого пирога, то разнос с оставшимся пирогом составил массу 5 кг. Сколько килограммов весил пирог, когда его испекли?
О т в е т: 9 – 5 = 4 (кг) – съеденная половина пирога.
4 · 2 = 8 (кг) – масса пирога после выпечки.
28. Купили псу Шарику фоторужье. Выдалось прекрасное солнечное утро в Простоквашино, и Шарик пошел в лес на фотоохоту. Фотоохота была удачной, он сделал 30 снимков. 1/3 часть всех снимков составляли зайцы, 1/5 часть – белки, 1/6 часть – бобры, а остальные были птицы. Найди число фотоснимков с зайцами, белками, бобрами и птицами.
О т в е т: 10 снимков с зайцами, 6 снимков с белками, 5 – с бобрами, 9 – с птицами.
29.Сова подарила Винни-Пуху и Пятачку вместе 9 баночек с медом. Помогите посчитать сказочным героям, сколько баночек с медом у каждого, если у Пятачка несколько баночек с медом, а у Винни-Пуха их в 2 раза больше?
О т в е т. У Пятачка – 3 баночки с медом, а у Винни Пуха 6 баночек с медом.
30. Сестрица Аленушка и братец Иванушка убегали от гусей-лебедей. На пути им встретилась яблонька, на которой росло 14 яблочек. «Яблонька, яблонька, спаси нас от гусей-лебедей, они хотят нас поймать и отнести к Бабе-Яге», – говорит Аленушка. А яблонька отвечает: «Съешьте моих яблочек, и я вас спрячу под своими ветками». Дети согласились. Иванушка съел 2 яблока, а Аленушка в 2 раза больше. Сколько яблочек осталось на яблоньке?
О т в е т: 8 яблочек.
31.Добежала Аленушка с братцем Иванушкой до печки и попросила у нее помощи: «Печенька, матушка, спрячь нас!» А печь отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу». Девочка съела пирожок и залезла в печь со своим братцем: гуси пролетели мимо. Вылезла Аленушка из печки, взяла Иванушку на руки и пустилась домой во весь дух со скоростью 5 км/ч. Увидали гуси сестрицу Аленушку с братцем Иванушкой и полетели, когда расстояние между ними было 2 км, со скоростью 6800 м/ч. Догонят ли гуси Аленушку с братцем Иванушкой?
О т в е т. Не догонят. Останется 200 м.
32. Мышонок Пик, чтобы спрятаться от врагов, построил себе жилище из трех ходов. Какова общая длина всех ходов, если первый ход был протяженностью 1 м 16 см, второй – на 78 см длиннее первого, а третий – на 2 м 21 см длиннее суммы первых двух ходов?
О т в е т: 8 м 41 см.
33.Коротышки из Цветочного города решили отправиться в путешествие на воздушном шаре. Шар поднимался все выше и выше, и весь Цветочный город был виден как на ладони. Скоро воздушный шар поднялся выше и полетел над облаками. Но скоро все коротышки заметили, что шар стал опускаться… Корзина с силой ударилась о землю и перевернулась. Воздушное путешествие окончилось. Сколько времени воздушный шар спускался вниз, если он пробыл в воздухе 1 час 3 минуты, а 2/7 части этого времени было потрачено на спуск?
О т в е т: 18 минут.
ВЫВОД
При использовании сказок в процессе обучения математике акцент делается не на запоминание учебной информации, а на глубокое ее понимание. Использование сказок в обучении повышает мотивацию школьников. Еще В.А. Сухомлинский писал : «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и создания сказок».
Проведя исследование мы выяснили, что в школе сказки достаточно редко используются в математическом образовании. Нами были выявлены условия, обеспечивающие их эффективное включение в учебный процесс:
- соответствие возрастным особенностям школьников;
- использование личного опыта учащихся;
- сочинение дидактических сказок- задач учениками вместе с учителем.
Таким образом, использование сказок в математических задачах, содержательно дополняет их. Изучение математики через сказку доступно всем детям, проходит легко и гармонично. Сказка — это поистине удивительное сокровище, имеющее огромный потенциал для обучения и развития ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Моро М.И. и др. «Математика». 1 кл. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2012. ФГОС.
2. Моро М.И. и др. «Математика». 2 кл. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2012. ФГОС
3. Моро М.И. и др. «Математика». 3 кл. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2012. ФГОС.
4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «2500 задач по математике»
5. http://vytvoryandia.ru/matematika-v-skazkax-izuchaem-osnovy-predmeta-po-detskim-proizvedeniyam/
6. http://s-mol.k-edu.ru/sites/s-mol.k-edu.ru/files/spisok_uchebnikov_1-4_kl_2016.pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Банк задач «Герои сказок в математике».
Сложение и вычитание чисел
1. Багира ползла к добыче по траве 17 м и 9 м по песку. Потом она пробежала 24 метра. На сколько меньше она ползла, чем бежала
2.Элли шла по волшебному лесу 7 дней, плыла по подземной реке 5 дней, а шла по дороге из жёлтого кирпича столько, сколько занял путь по лесу и реке вместе. На сколько больше длился путь по дороге из кирпича, чем путь по реке?
3. В альбоме у Мишки 80 марок. Из них 36 с животными, а остальные с самолётами. На сколько больше марок с самолётами?
4 .Рассеянный с улицы Бассейной потерял 6 носков и 9 перчаток. На сколько больше Рассеянный потерял перчаток, чем носков?
5. Тюбик нарисовал летом 8 портретов малышей, а осенью - на 4 портрета меньше. Сколько портретов нарисовал Тюбик осенью?
6. Домовёнок Кузька начистил ночью 10 пар туфлей, а сапог - на 4 пары больше. Сколько пар сапог начистил домовёнок Кузька за ночь?
7. Садко придумал для подводного царя 7 песен и 12 сказок. На сколько больше сочинил Садко сказок, чем песен?
8. Царевна-Несмеяна наплакала утром 6 литров слёз, а вечером - на 10 литров больше. Сколько литров слёз наплакала Царевна-Несмеяна вечером?
9. Пятачок собрал под дубом 19 желудей, а Винни-Пух на 4 желудя меньше. Сколько желудей собрал Винни-Пух?
10. Тигра прыгнул в высоту 7 метров, а крошка Ру – на 5 метров выше. Сколько прыгнул в высоту крошка Ру?
11. Карлсон съел в гостях у Малыша 9 колбасок, и у себя на крыше 4 колбаски . Сколько колбасок съел Карлсон всего?
12.Обезьянка Анфиса разбила в детском саду 7 чашек и 5 тарелок. Сколько посуды разбила Анфиса всего в саду?
13. Старик Хоттабыч съел 25 порций шоколадного пломбира, а земляничного на 4 порции меньше. Сколько порций земляничного пломбира съел Старик Хоттабыч?
14. В жёлтом чемоданчике у доктора лежали 30 таблеток от страха. Когда чемоданчик открылся, 7 таблеток выпали . Сколько таблеток осталось в чемоданчике у доктора?
15. Доктор Айболит приютил 26 зверей. Его злая сестра Варвара выгнала на улицу всех, кроме шести зверят, которые спрятались. Скольких зверят придётся искать на улице Доктору Айболиту?
(Не будьте такими, как Варвара!)
16. Шапокляк запланировала за ночь разбить в подъездах 17 лампочек. Когда закончилась ночь, ей осталось разбить 7 лампочек. Сколько лампочек Шапокляк разбила в подъездах?
(Не поступайте как Шапокляк!)
17. Бабушка Капа испела для Лунтика 45 медовых лепёшек. После того,как Лунтик с друзьями позавтракали, осталось 15 лепёшек. Сколько лепёшек съели за завтраком друзья?
18. Хома принёс с поля за правой щекой 12 горошин, а за левой - на 4 горошины больше. Сколько горошин принёс Хома за левой щекой?
19. Домовёнок Кузя съел 8 пирожков с капустой и 5 пирожков
с картошкой. Сколько всего пирожков съел Кузя?
20. Алёнушка сорвала с яблони 6 красных яблок, а жёлтых - на 7 штук больше, чем красных. Сколько жёлтых яблок сорвала Алёнушка с яблони?
21. К Золушке прилетели 18 голубей. Из них серых было 8 птиц, а остальные - белые. Сколько белых голубей прилетели к Золушке?
22. С Маугли играли 5 волчат и 9 медвежат Сколько детёнышей зверей играли с Маугли?
23. Мойдодыр позвал мыть Грязнулю 9 мочалок и 8 кусочков мыла. Сколько помощников оказалось у Мойдодыра?
24. С Федорой в пустом доме остались 18 тараканов. Из них 6 были рыжие, а остальные - чёрные. Сколько чёрных тараканов составили компанию Федоре?
25. Страшила забыл утром 20 слов, а вечером - 12 слов. Сколько всего слов забыл Страшила за день?
26. Царевне-Лягушке помогали ткать ковёр 17 помощниц. Из них - 6 белочек, а остальные - мышки. Сколько мышек помогали Царевне-Несмеяне?
27. Урфин Джюс изготовил из дерева 18 солдатов. Из них 9 солдатов были синего цвета, а остальные - зелёные. Сколько солдатов зелёного цвета изготовил Урфин Джюс?
28. У Сиропчика было 46 черешен. Авоське он дал 15 черешен, а Небоське - 10 черешен. Сколько черешен осталось у Сиропчика?
29. Мама испекла 30 пирожков с капустой и 24 с вареньем. Красная шапочка отнесла бабушке, и их осталось 42. Сколько пирожков отнесла внучке бабушке?
30. В коробке у Золушки было 40 красных и 24 синих пуговицы. После того, как мышки принесли ей ещё несколько, в коробке стало 70 пуговиц. Сколько пуговиц принесли мышки?
31. У Русалочки в коллекции было 16 больших вилок и 25 маленьких. После того, как сёстры для неё нашли ещё несколько, в коллекции стало вилки. Сколько предметов нашли сёстры для Русалочки?
32. Буратино обхитрил 15 полицейских, 27 шпионов и несколько гончих псов. Сколько гончих псов обхитрил Буратино, если всего он провёл 54 преследователя?
33. На лекции Звездочкина сидели 24 малышки и 16 малышей. Потом 28 коротышек ушли. Сколько коротышек остались слушать лекцию?
34. Воспитательница в детском саду поставила на стол 36 стаканов и 14 чашек. Обезьянка Анфиса разбила 19 предметов. Сколько предметов осталось целыми?
35. Для праздника жители Солнечного города поставили на одной аллее 15 скамеек, а на другой 22 скамейки. Унесли в зал 6 скамеек. Сколько скамеек осталось?
Умножение и деление чисел
1. Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, с грибами и с капустой. Пирожков с капустой - наибольшее количество. Причем, их вдвое больше, чем пирожков с мясом.
Сколько пирожков с грибами?
Решение: пусть пирожков с мясом 2, тогда с капустой 2x2 = 4 (пирожка). Следовательно, с грибами 14 - (2 + 4) = 8 (пирожков). Но в этом случае пирожков с капустой не наибольшее количество.
Пусть пирожков с мясом 3, тогда с капустой 3x2 = 6 (пирожков). Следовательно, с грибами 14 - (3 + 6) = 5 (пирожков). Этот результат соответствует условию задачи.
Ответ: Красная Шапочка несла 5 пирожков с грибами.
2. Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь.
- Это поле чудес: если закопаешь золотые монеты, наутро вырастет дерево, на котором будет в 3 раза больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю, и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Мы можем посторожить ночыо эти монеты.
В награду за услуги лиса и кот потребовали отдавать им после каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Он заявил, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит.
Сколько золотых монет было у Буратино?
Решение: второй урожай дает 9 монет. Значит, во второй раз Буратино посадит 9:3 = 3 (монеты). Первый урожай даст 3+9=12 (монет). Следовательно, в первый раз Буратино посадит 12:3 = 4 (монеты).
Ответ: у Буратино было 4 золотые монеты.
3. Возраст старика Хоттабыча записывается числом с различными цифрами. Об этом числе известно следующее:
1) Если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получится двузначное число, которое при сумме цифр, равной 13, является наибольшим.
2) Первая цифра больше последней в 4 раза.
Сколько лет старику Хоттабычу?
Решение: наибольшим двузначным числом с суммой цифр, равной 13, является 94.
Пусть последняя цифра 1, тогда первая цифра 1 х 4 = 4. Но такая цифра в числе уже есть, а по условию все цифры должны быть разными.
Пусть последняя цифра 2, тогда первая цифра 2 х 4 = 8. В этом случае все цифры различные.
Ответ: старику Хоттабычу 8942 года.
4. Два медвежонка нашли головку сыра. Они долго спорили, как ее поделить, но никто не хотел уступать. Мимо пробегала лиса. Узнав, о чем спор, она предложила помочь, разломив головку сыра на 2 части так, чтобы одна из них была полкилограмма, а другая меньше. Затем она спросила, усмехаясь:
- Куски равны?
Жадные медвежата дали отрицательный ответ. Тогда лиса откусила от большей части, но так, чтобы от нее остался кусок меньше, чем другая часть, и повторила вопрос. И на этот раз медвежата сообщили, что получились неравные части. После этого лиса повторила откусывание еще 9 раз, каждый раз откусывая одинаковое количество сыра. В результате остались маленькие кусочки, причем один из них оказался на 20 граммов больше другого. Лиса заявила, что медвежатам трудно угодить. Она отправила оба кусочка в рот и, вильнув хвостом, скрылась в кустах. Какова была масса головки сыра?
Решение: лиса всего откусила 10 раз - от каждой части поочередно по 5 раз. Значит, от каждой части откушено одинаковое количество сыра, то есть вторая часть содержит сыра на 20 граммов меньше, чем первая.
Первоначальная масса головки сыра была:
500 + (500-20) = 980 (г)
Ответ: масса головки сыра 980 граммов.
5. Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика 6 минут. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?
Решение: волку бежать до домика Наф-Нафа 4 + 6:2 = 7 (минут). 6 < 7, значит, поросята успевают добежать до домика Наф- Нафа.
Ответ: успевают.
6. Буратино, Мальвина и Пьеро, спасаясь от Карабаса Барабаса, выбежали на берег озера. Мальвина и Пьеро сели на черепаху Тортилу. Буратино же места не хватило, поэтому он бросился вплавь. Буратино может переплыть озеро за 30 минут, а Тортила - в 3 раза быстрее (с грузом или без). Карабас Барабас побежал вокруг озера, и на это ему потребуется 30 минут. Как быстрее переплыть озеро всем беглецам? На противоположном берегу Мальвина и Пьеро дожидались Буратино: они не знали, куда бежать. Успеют ли Буратино и его друзья убежать от Карабаса Бара- баса. Папа Карло находится в 18 минутах бега от Буратино и его Друзей. Карабас Барабас бежит в 2 раза быстрее, чем Буратино и его друзья.
Решение: когда Буратино доплывет до середины озера, то Тортила успеет там встретить Буратино - ведь черепаха плывет в 3 раза быстрее, чем Буратино. На середине озера Буратино будет через 30 : 2 = 15 (минут). Следовательно, Буратино с помощью Тортилы достигнет берега через 15 + 15 :3 = 20 (минут).
Через 30 - 20 = 10 (минут) после этого на место высадки беглецов подбежит Карабас Барабас. В это время беглецы будут от папы Карло в 18 - 10 = 8 (минутах) бега. Карабасу Барабасу бежать до папы Карло 18:2 = 9 (минут). 8 < 9, то есть Буратино и его друзья успевают убежать от Карабаса Барабаса.
Ответ: успевают.
7. Муравьишка ходил в гости в соседний муравейник. Туда он шел пешком, а обратно ехал. Первую половину пути он ехал на Гусенице - ехал в 2 раза медленнее, чем шел пешком. А вторую половину пути он ехал на Кузнечике, ехал в 5 раз быстрее, чем шел пешком. На какой путь Муравьишка затратил времени меньше: в гости или обратно?
Решение: на половину пути верхом на Гусенице Муравьишка затратил столько же времени, сколько на весь путь пешком. Скорость Муравьишки пешком в 2 раза больше, чем скорость его на Гусенице. Значит, Муравьишка затратил времени на путь в гости меньше, чем обратно.
Ответ: Муравьишка затратил времени меньше на путь в гости.
8. Маленький Мук и королевский скороход соревновались в беге по дорожке длиной - 30 километров, которая шла вокруг леса. По условиям соревнования выигрывает тот, кто обгонит другого, пробежав на круг больше. Скороход делает круг за 10 минут, а Маленький Мук за 6 минут. Оба бегут равномерно. Через сколько минут Маленький Мук обгонит скорохода?
Решение: за каждую минуту Маленький Мук пробегает 30 : 6 = 5 (км), а скороход 30: 10 = 3 (км). Когда соревнующиеся начали двигаться от старта А, то Маленький Мук начал удаляться от скорохода. Если принять, что Маленький Мук должен пробежать на круг больше, чем скороход, то можно считать, что первый будет догонять второго. За одну минуту они сближаются на 5 - 3 = 2 (км). Но Маленький Мук будет догонять скорохода на расстоянии 30 километров. Следовательно, Маленький Мук обгонит скорохода через 30 : 2= 15 (мин).
Слайд 1
Автор: Караченцева Виолетта Михайловна ученица 6 А класса БОУ СОШ №2 МО Динской район Научный руководитель: Глушко Виктория Юрьевна, учитель математики БОУ СОШ №2 МО Динской район Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани Секция: Математика Герои сказок в математикеСлайд 2
Актуальность Еще В.А. Сухомлинский писал : «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и создания сказок».
Слайд 3
Цель проекта формирование банка задач «Сказочные герои в математике».
Слайд 4
Задачи исследовательской работы: - исследовать основные темы, изучаемые в 1-3 классах по математике; - провести анализ задач, изучаемых в 1-3 классе по математике; - классифицировать задачи по уровню сложности и тематике; - придумать задачи по созданной классификации на тему «Герои сказок в математике».
Слайд 5
Методы исследования - теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); - практические (классификация, создание сборника задач)
Слайд 6
На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 132 часа. В первом классе изучается два главных раздела : «Нумерация» и «Сложение и вычитание натуральных чисел». Во втором классе эти разделы продолжают изучаться более углубленно, также добавляется новая тема : «Умножение и деление чисел». В третьем классе отрабатываются навыки вычислений в столбик.
Слайд 7
Задача №1. Однажды незнайка со своими друзьями собирал яблоки. Нарвали они очень много-меньше шестидесяти , но и немало-больше пятидесяти. Разделили все яблоки поровну.
Слайд 8
продолжение Вдруг видят – Чебурашка к ним бежит. Не беда , что из другой сказки. Надо и его яблочком угостить. Каждый коротышка отдал Чебурашке одно яблоко , и оказалось , что у всех опять яблок поровну . Сколько было всего коротышек? Сколько яблок они собрали? По скольку яблок досталось каждому?
Слайд 9
Ответ. Общее число яблок должно делиться на два соседних натуральных числа ( на число всех коротышек и на это число , увеличенное на единицу ).Среди чисел больших 50 , но меньших 60 этому условию удовлетворяет только число 56.
Слайд 10
Задача № 2. У Карабаса – Барабаса имеются двое песочных часов : на 7 минут и на 11 минут . Каша должна вариться 15 минут . Как её сварить Карабасу – Барабасу , перевернув часы минимальное количество раз?
Слайд 11
Ответ. 15=(11-7)+11. Одновременно перевернём часы , через 7 минут начинаем варить кашу .После 4 минут (песок в часах на 11 минут закончится)вновь перевернём часы на 11 минут .
Слайд 12
Задача № 3. Царевна-лягушка прыгала вдоль прямой и вернулась в исходную точку (длина прыжка 1 м). Докажите , что она сделала чётное число прыжков.
Слайд 13
Ответ. Так как после каждого прыжка расстояние меняется с нечётного на чётное , причём расстояние будет чётным после чётного числа прыжков, то в начало Царевна-Лягушка должна вернуться после чётного числа прыжков.
Слайд 14
Задача № 4. Бился Иван –царевич со Змеем Горынычем , трёхглавым и трёххвостым. Одним ударом он мог срубить либо одну голову, либо один хвост, либо две головы, либо два хвоста. Но если срубить один хвост, то вырастут два; если срубить два хвоста- вырастет голова; если срубить голову, то вырастет новая голова; а если срубить две головы, то не вырастет ничего. Объясните, как должен действовать Иван-царевич, чтобы срубить Змею все головы и все хвосты как можно быстрее.
Слайд 15
Ответ. Так как рубить головы по одной не имеет смысла ,а при рубке хвостов рано или поздно появляются новые головы, то Иван- царевич должен действовать так ,чтобы у Змея не осталось хвостов ,а количество голов стало чётным. Для этого надо сначала три раза срубить по одному хвосту ,и их будет шесть . Затем три раза срубить по два хвоста , и у Змея станет шесть голов, а потом три раза срубить по две головы, и тогда у Змея не останется ни хвостов, ни голов.
Слайд 16
Задача № 5. Перед Бабой-ягой и Кощеем Бессмертным лежат две кучи мухоморов , в одной 100 штук ,а в другой 150 штук. Они по очереди берут грибы из куч, за один раз можно взять любое ненулевое число грибов из одной кучи. Пропускать ход нельзя , выигрывает тот , после хода которого грибов не останется . Первой ходит Баба-яга. Кто из игроков выиграет при правильной игре?
Слайд 17
Ответ. Победит Баба-яга с помощью следующей стратегии . Каждым своим ходом она уравнивает число грибов в кучах , имеющихся к её ходу.
Слайд 18
Задача № 6. Алёша Попович и Добрыня Никитич воюют с девятиглавым змеем. Они по очереди ходят к его пещере и отрубают 1 , 2 или 3 головы . Как начинающему бой Алёше обрести славу победителя змея (то есть отрубить последнюю голову)?
Слайд 19
Ответ. Рассуждаем с конца. Чтобы победить Алёше , перед его последним ударом у змея должно остаться не более 3 голов . Значит, при последнем ударе Добрыни у змея должно быть 4 головы. Тогда , срубив любое число голов , Добрыня проигрывает. До этого удара вместе они срубили 5 голов : два раза рубил Алёша и один раз – Добрыня. Тогда стратегия Алёши будет такой : первым ударом он срубает 1 голову , а вторым – в зависимости от того, сколько голов срубил Добрыня .(Добрыня- 1 , Алёша- 3; Добрыня – 2 , Алёша – 2; Добрыня – 3 , Алёша – 1).
Слайд 20
Задача № 7 Из пунктов А и B одновременно навстречу друг другу вышли Буратино и Мальвина , каждый со своей, но постоянной скоростью, и встретились через час. После этого они, не останавливаясь , пошли дальше и ,дойдя до пунктов В и А , повернули обратно , после чего снова встретились . Сколько времени пройдёт между первой их встречей и второй?
Слайд 21
Ответ. 2 часа.
Слайд 22
Задача № 8. Бременские музыканты в первый день прошли 20 % всего пусть и 2 км. Во второй прошли 50 % остатка и ещё 1 км . В третий день – 25% оставшегося пути и ещё 3 км . Остальные 18 км пути они прошли в четвёртый день . Какова длина пути ,пройденного Бременскими музыкантами?
Слайд 23
Ответ. Если S км – весь путь Бременских музыкантов , то в первый день они прошли ( 0,2 S +2) км , во второй – 0,4 S км , в третий ( 0,1 S + 2,5) км , в четвёртый – 18 км , поэтому : 0,2 S + 2 + 0 , 4 S + 0,1 S + 2 ,5 + 18 = S . Откуда находим S =75(км).
Слайд 24
Задача № 9. Красная Шапочка шла в гору со скоростью V км/ч , а с горы – 2 v км/ч .Какова средняя скорость Красной Шапочки , если она поднималась в гору и возвращалась в исходный пункт у подножия горы по одной и той же тропинке?
Слайд 25
Ответ. Обозначим за S км расстояние , пройденное Красной Шапочкой в одном направлении , тогда S : V ч – время , затраченное на подъём, а S : 2V ч – время затраченное путницей на спуск. Тогда время , затраченное на подъём и спуск , будет равно S : V + S : 2V ( ч) , а пройдённое расстояние – 2 S км. Тогда средняя скорость Красной Шапочки будет равна 2 S : ( S : V + S : 2 V )= 4V : 3 (км/ч).
Слайд 26
ИССЛЕДОВАНИЕ
Слайд 27
ВЫВОД B школе сказки достаточно редко используются в математическом образовании. использование сказок в математических задачах, содержательно дополняет их. Изучение математики через сказку доступно всем детям, проходит легко и гармонично. Сказка — это поистине удивительное сокровище, имеющее огромный потенциал для обучения и развития ребенк а.
Слайд 28
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рисуем "Ночь в лесу"
Груз обид
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Голубая лягушка
Солнечная система. Взгляд со стороны