В настоящее время люди с. Ярославка стали больше уделять внимания состоянию территории, прилегающей к постройкам. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, регулярно проводим субботники. Чтобы было красиво, выращиваем цветы на клумбах. Для получения цветущего сада, мы тщательно ухаживаем за цветами: перекапываем, удобряем, рыхлим почву, высаживаем семена, рассаду, уничтожаем сорняки и т. д.
Практическая значимость заключается в том, что данные, полученные в работе, могут быть использованы при выращивании различных культур на пришкольном участке, имеется возможность провести сравнительный анализ почв разных отделов нашего пришкольного участка. При научном подходе при работе с землей хорошая питательная почва с нормальной кислотностью является основой для получения высокого, стабильного урожая культур и дизайна цветковых растений.
Вложение | Размер |
---|---|
nominatsiya_yunye_issledovateli.doc | 385.5 КБ |
Ярославский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
« Определение пригодности почв пришкольной территории
для выращивания декоративных культурных растений»
(Номинация «Юные исследователи»)
Выполнил работу:
Дегтярёв Егор Александрович,
ученик 7 класса
Руководитель:
Дегтярёва Елена Николаевна,
учитель химии и биологии
с. Ярославка, 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. | 3 |
ГЛАВА 1. КИСЛОТНОСТЬ ПОЧВЫ И ЕЁ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАСТЕНИЙ……………………………………………………………………. | 5 |
1.1. Кислотность почв…………………………………………..………………….… | 5 |
1.2. Экологическое значение кислотности для растений…………………………. | 5 |
1.3. Как восстановить нейтральный уровень кислотности почвы………………… | 6 |
1.4. Декоративные растения и кислотность………………………………………… | 7 |
1.5. История открытия природных индикаторов…………………………………… | 9 |
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………. | 10 |
2.1. Методика определения кислотности…………………………………………… | 10 |
2.2. Практическая часть …………………….……………………………………….. | 10 |
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………… | 13 |
3.1. Описание участка исследования…………………...…………………………… | 13 |
3.2. Результаты исследования…………………………............................................. | 13 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................ | 14 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВЫ …………….. | 15 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………… | 17 |
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................ | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
Издавна цветочно-декоративные растения привлекали внимание человека. Во время путешествий люди не могли пройти мимо декоративных растений чужих стран и, возвращаясь на родину, привозили семена, луковицы и сами цветочные растения. Так к нам из Америки попали георгины, флоксы; из Азии – сирень, из Южной Америки – бегония, из Китая и Японии – азалия и т. д. Начиная с глубокой древности, люди использовали цветы для украшения храмов и дворцов.
В настоящее время люди с. Ярославка стали больше уделять внимания состоянию территории, прилегающей к постройкам. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, регулярно проводим субботники. Чтобы было красиво, выращиваем цветы на клумбах. Для получения цветущего сада, мы тщательно ухаживаем за цветами: перекапываем, удобряем, рыхлим почву, высаживаем семена, рассаду, уничтожаем сорняки и т. д. В последнее время нами было замечено, что цветы стали расти хуже. Часто случается, что на цветочных клумбах из одних и тех же семян растения развиваются по-разному: некоторые имеют мелкие цветы и листья, плохо растут, выглядят слабыми и недостаточно красивыми. Одной из причин может являться изменение кислотности почвы. Поэтому мы решили выяснить: насколько пришкольные почвы, на которых выращиваются декоративные растения, пригодны для этих целей. Для проведения исследования была изучена литература, подобраны химические реактивы и оборудование. Также мы обратились к интернет – ресурсам.
Актуальность данной работы: исследование почвы в данной местности никем не проводилось.
Практическая значимость заключается в том, что данные, полученные в работе, могут быть использованы при выращивании различных культур на пришкольном участке, имеется возможность провести сравнительный анализ почв разных отделов нашего пришкольного участка. При научном подходе при работе с землей хорошая питательная почва с нормальной кислотностью является основой для получения высокого, стабильного урожая культур и дизайна цветковых растений. Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема весьма актуальна, наш пришкольный участок достоин этого.
Гипотеза: мы предположили, что не вся почва на пришкольных участках пригодна для выращивания декоративных культур.
Объект исследований: почва пришкольной территории Ярославского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
Соответственно цель нашей работы - определить пригодность почв пришкольной территории для выращивания декоративных культурных растений.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Используемые методы:
1. Анализ литературы по теме.
2. Эксперимент.
3. Наблюдение и сравнение.
4. Обобщение полученных данных.
5. Разработка рекомендаций.
И если каждый человек даже на маленьком участке сможет создать благоприятные условия для сохранения и приумножения природных богатств, то мы изменим наш дом и сделаем его безопасным для будущих поколений.
ГЛАВА 1. КИСЛОТНОСТЬ ПОЧВЫ И ЕЁ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАСТЕНИЙ
1.1. Кислотность почв
Кислотность почвы - важный экологический фактор, определяющий условия
жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений, а также аккумуляцию и подвижность загрязнителей в почве (в первую очередь металлов) при высокой кислотности угнетается рост и развитие многих сельскохозяйственных культур, подавляется жизнедеятельность микроорганизмов. При высокой кислотности почвы необходимо проводить известкование.
Кислотность почвы определяют, измеряя величину рН солевой вытяжки. рН - это водородный показатель, благодаря которому можно определить сколько свободных водородов содержится в водном растворе. По нему почвы делят на: сильнокислые (рН 4,0 - 4,5), среднекислые (рН 4,6 - 5,0), слабокислые (рН 5,1 - 5,5), близкие к нейтральной почвы (рН 5,6 - 6,8), нейтральные (рН 6,9 – 7,3), слабощелочные (рН 7,4 – 8,0), щелочные (рН 8,1 – 8,5) и сильнощелочные (рН 8,6 – 9,1 и более) [8].
Изменение кислотности почвы в результате поступления в почву загрязняющих химических веществ в сторону уменьшения рН называется подкислением почвы, а в сторону увеличения рН- подщелачиванием почвы, при этом подразумевается прежде всего техногенное происхождение загрязняющих веществ. Изменение кислотности может иметь как техногенный, так и естественный характер, поэтому процесс приобретения почвой повышенной кислотности часто называют закислением.
1.2. Экологическое значение кислотности для растений
Определение кислотности почвы необходимо для того, чтобы узнать, какие растения наиболее подходят для выращивания на вашем приусадебном участке. Одни саженцы предпочитают сильнокислые почвы, другие – нейтральные, третьи - слабокислые, и каждому из них для активного роста нужно создать определенные условия.
Кислотность почвы на садовом участке имеет решающее значение. Большинство растений требуют для правильного роста и развития нейтральную или слабокислую кислотно-щелочную среду. Этот показатель зависит от количества извести в субстрате. [6].
Известь (СаСО3) в достаточном количестве способствует усвоению растениями питательных веществ, в том числе жизненно необходимых для плодоношения и цветения калия и азота.
Если извести недостаточно, т. е. кислотность повышена, растения недополучают полезные вещества, отчего усилия, прилагаемые для выращивания полноценного сада, пропадают впустую.
Однако избыток извести также не принесет пользы. Щелочная почва обычно неплодородная, тяжелая, плохо впитывает и отдает влагу и питательные вещества. Поэтому важно не переборщить с известкованием. Лучший способ восстановить баланс в щелочной почве — добавить в нее кислую или нейтральную почву, перекопать и прорыхлить, чтобы они хорошо перемешались[6].
1.3. Как восстановить нейтральный уровень кислотности почвы
Перед тем как менять кислотность на участке, постарайтесь разграничить
территорию под посадку растений, на те, которые любят кислую почву и те, которые предпочитают нейтральную или щелочную [8]. При высокой кислотности почвы для оптимального её использования в сельскохозяйственных целях проводят известкование. Известкование является приёмом химической мелиорации почв и проводится в тех случаях, когда почва имеет избыточную кислотность по сравнению с оптимальной для
выращиваемых культур. При экстремально высокой кислотности, вызванной
кислотным загрязнением, почва не может быть восстановлена естественным образом или путём известкования. В таких случаях почву механически удаляют или заменяют качественной, привезённой из других мест. При пониженной кислотности, т.е. при защелачивании почвы, применяют другой метод химической мелиорации – гипсование [2].
Как правило, в естественной среде кислотнощелочной баланс нарушается в сторону повышения кислотности. Это объяснимо, ведь известь постепенно вымывается из верхних слоев почвы. Чтобы восстановить нормальный уровень pH, в почву вносят молотый мел, доломитовую муку, известняк, гашеную известь, древесную золу. При
известковании почвы не рекомендуется одновременно использовать навоз для подкормки, особенно совместно с гашеной известью[6]. Одним из лучших известковых материалов является печная зола (дровяная). В ней в 2 раза больше кальция чем у торфяной золы (всего 15-20%), зола хвойных пород содержит до 35 % кальция в окисной форме, а лиственных пород до 30%. Помимо кальция дровяная зола содержит целый ряд микроэлементов: фосфор, калий и т.п., поэтому считается хорошим удобрением [8]. Можно известковать почву в момент посадки растений, внося необходимые вещества в посадочные лунки. Очень важно учитывать тип почвы в зависимости от механического
состава и количество внесённого известкового материала. В приложении 3 приведены примерные дозы внесения извести для разных типов почв.
Периодичность известкования — один раз в 6-8 лет, столько обычно известь задерживается в верхнем слое земли.
По истечении этого срока кислотность почвы надо снова проверить и при необходимости повторить процедуру восстановления нейтрального уровня pH [6].
1.4. Декоративные растения и кислотность
По отношению к кислотности почвы растения делятся на следующие экологические группы: ацидофилы (Ацидофильные растения), предпочитающие кислые почвы, нейтрофилы - растения почв с нейтральной реакцией, базифилы - растения щелочных почв, индифферентные виды - растения с широкой экологической амплитудой, живущие в широком диапазоне кислотности (сосна обыкновенная, ландыш майский, дуб черешчатый и др.) [1].
Среди неиндифферентных растений выделяют 4 группы культур, в зависимости от их отношения к этому фактору:
Значительная часть декоративных и плодово - овощных культур предпочитает нейтральную или слабощелочную среду.
Соответствующие значения рН для разных культур приведены в приложении 1 (табл.1). А что делать, если обширный участок имеет кислую почву, и нет возможности провести известкование по всей площади сразу. Есть вариант- засадить часть участка растениями, которые прекрасно себя чувствуют в кислой почве. Например, лютик едкий обитает на сильнокислотных почвах. Это ядовитое растение. Для букетов не подойдет, так как его сок может вызывать тошноту и раздражение слизистых, но на клумбе он смотрится отлично.
Вереск— небольшой кустарник или кустарничек. Растет на кислых почвах, поэтому часто в природе встречается вблизи торфяников и болот.
Виола болотная, не только растет на кислой почве, но более того — не может существовать на почве нормальной кислотности! А такие виды, как фиалка трехцветная или собачья — любители среднекислой реакции почвы. На неподходящей почве цветки сильно мельчают, а потом и вовсе вырождаются.
Мох— самый главный любитель кислой почвы.
Калина— это небольшой листопадный кустарник, иногда маленькое деревце. Для этого растения оптимальной будет слабокислая почва, слишком кислая не подойдет.
Гортензия черешковая, метельчатая, пепельная или серая, древовидная, Бретшнейдера и многие другие виды хорошо растут на слабокислых почвах, а гортензия крупнолистная прекрасно себя чувствует уже при 4 pH.
Помимо того что люпины хорошо себя чувствуют в слабокислой почве, они также являются прекрасными сидератами, улучшающими качество почвы.
Ландыши прекрасно адаптирован к почвам средней кислотности, но больше предпочитают слабокислую почву.
Бадан— любитель самых кислых почв. Все чаще это красивое и лечебное растение украшает каменные сады, горки и местность вокруг водоема.
Живучка ползучая, азиатские лилии, красивый папоротник предпочитают слабокислую почву.
Конечно, выбор не ограничивается перечисленными растениями, и хотя их разнообразие не так велико, но и из них можно придумать удачные композиции, которые будут радовать не один год. Помимо этого на сегодняшний день существуют растения, специально выведенные для почв с кислой реакцией. [5]
1.5. История открытия природных индикаторов
Впервые вещества, меняющие свой цвет в зависимости от среды, обнаружил в 17 веке английский химик и физик Роберт Бойль. Чтобы понять, как устроен мир, Бойль провел тысячи опытов. Вот один из них.
В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати зашел садовник. Он принес корзину с фиалками. Бойль очень любил цветы, но предстояло начать опыт. Он взял несколько цветков, понюхал и положил их на стол. Опыт начался, открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Когда же опыт кончился, Бойль случайно взглянул на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса - фиалки, их темно- фиолетовые лепестки, стали красными. Случайный опыт? Случайная находка? Роберт Бойль не был бы настоящим ученым, если бы прошел мимо такого случая. Ученый велел готовить помощнику растворы, которые потом переливали в стаканы и в каждый опустили по цветку. В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. Наконец, ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества содержатся в растворе. Затем Бойль заинтересовался, что покажут не фиалки, а другие растения. Эксперименты следовали один за другим. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Тогда Бойль опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их. Эти хитрые бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель», так как они указывают на среду раствора. Индикаторы (от английского indicate-указывать) - это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. С помощью индикаторов качественно определяют реакцию среды.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методика определения кислотности почвы
Для определения кислотности почвы использовался тест комплект «Кислотность почвы» производства «Крисмас+». Данный комплект предназначен для экспрессного определения кислотности почвы и определения количества известковых удобрений, необходимых для внесения в почву с целью повышения ее плодородия.
Принцип действия тест-комплекта.
Кислотность почвы определяется в солевой вытяжке. Для этого небольшое количество сухой почвы обрабатывается раствором соли (хлорида калия). К отфильтрованной почвенной вытяжке прикапывают раствор индикатора, в результате чего вытяжка приобретает окраску. Окраску вытяжки сравнивают со шкалой и определяют кислотность.
Проведение анализа.
1.Отберите немного почвы (около 20-50 мл) с глубиной не более 20 см от поверхности из интересующего места. Почва не должна содержать камней, посторонних предметов (мусора), червей и т. п. Если почва увлажненная, подсушите ее до состояния, при котором она легко рассыпается от прикосновения.
2. Поместите высушенную почву в приборку до нижней метки и слегка уплотните ее.
3. Налейте в пробирку раствор хлорида калия до верхней метки и несколько раз встряхните пробирку для перемешивания. Оставьте пробирку на 5 минут.
4.Отфильтруйте отстоявшийся раствор через бумажный фильтр с использованием воронки, собирая отфильтрованную вытяжку в другую пробирку.
5.Добавьте к отфильтрованной вытяжке пипеткой-капельницей 4-5 капель раствора индикатора и встряхните пробирку для перемешивания. Обратите внимание; раствор приобретает окраску.
6. Сравните окраску раствора со шкалой в таблице, определите кислотность почвы и необходимость внесения известковых удобрений в зависимости от типа почвы [3]
2.2. Практическая часть
Для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья.
Исходным сырьём для получения отваров природных индикаторов могут служить цветки герани, лепестки пиона, ириса, тёмные тюльпаны, анютины глазки, ягоды черноплодной рябины, клюквы, сок вишни, краснокочанная капуста, моркови и т.д.
Эти природные материалы содержат окрашенные вещества антоцианы, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. Попадая в кислотную или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.
Для создания шкалы индикаторов я приготовил растворы и соки с разным значением рH (приложение 2).
Приготовление природных индикаторов
Сырье для получения растворов индикаторов:
Оборудование: ступка и пестик, химические стаканы, спиртовка, воронка, фильтровальная бумага, штативы, стеклянные палочки, колбы, водяная баня.
Ход работы:
Выводы по результатам опыта:
Исследование окраски полученных растительных индикаторов в кислой и щелочной средах
Оборудование: пробирки, стеклянные палочки, индикаторная бумага.
Реактивы: готовые растворы отваров ягод и овощей, растворы кислоты и щелочи.
Ход работы:
Выводы по результатам опыта:
Определения кислотности почвы
Ход работы
Для определения кислотности почвы я взял соки и отвары ягод и овощей: черники, клюквы, черной смородины, моркови, свеклы.
Отобрал образцы почвы с пришкольного участка.
Приготовил пробы. Для этого я выкопал яму глубиной 30 – 35 см. (именно на такой глубине расположены всасывающие корешки большинства растений), с вертикальной стенки ямы в четырех местах взял почву, тщательно перемешал ее. По 0,3 кг. почвы, высыпал на лист бумаги и пинцетом выбрал корешки. Затем высушил почву. Взвесил 20 г. подготовленной почвы и залил ее 50 мл. 7,5 % раствора хлорида калия. (Водородные ионы содержатся в почвах обычно в абсорбированном виде – в почвенных катионитах. Поэтому для выявления кислотности почвы химическим путем, с помощью индикатора, почва взбалтывается не с чистой водой, а с раствором хлористого калия, катионы которого вытесняют ионы водорода из катионитов.)
Колбу с почвой взболтал и оставил стоять 5 мин. Затем осторожно, чтобы не замутить смесь, пипеткой отобрал немного верхнего раствора и исследовал его на рН.
Почва с пришкольного участка имеет нейтральную рН = 6-7, так как природные индикаторы не изменили свой цвет (Приложение 4).
Выводы по результатам опыта:
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1.Описание участка исследования
Определение пригодности почв для выращивания декоративных культурных растений проводилось на пришкольной территории Ярославского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1». Школа находится на ул. Криворотченко, д.153 в с. Ярославка, Никифоровского района Тамбовской области. Вокруг школы располагаются цветники, клумбы и есть пришкольный участок для опытных работ по растениеводству. В 2016 году пробы почвы были взяты и исследованы с участка, предназначенного для выращивания сельскохозяйственных культур и опытных работ по сельскому хозяйству. В
2017-2018 учебном году планируется исследование остальных участков.
На участке, предназначенного для выращивания сельскохозяйственных культур и опытных работ по сельскому хозяйству, пробы были взяты 17 июня 2016г, в 10.00, на глубине 20 см. Характер метеорологических условий в день отбора пробы: солнечная погода, без осадков, температура 23° С, облачность 30%. Участок в данный момент времени был хорошо освещен. Свалок, мусора и сточных канав рядом с участком не обнаружено.
С помощью тест комплекта «Кислотность почвы» производства «Крисмас+» была сделана почвенная соляная вытяжка, у которой определялась величина рН.
В результате исследования получились следующие результаты: пробы №1 имеет рН=7,5, что соответствует слабощелочной почве. Проба №2 имеет рН=7-почва нейтральная, проба№3 - рН=6,5 -почва близкая к нейтральной. Используя таблицу 4, Приложение 3 мы определили, что большая часть участка в известковании не нуждается.
Необходимо лишь точечное известкование почвы в районе взятия проб №2 и 3 в объеме 500 г. извести на 1 метр квадратный. Для выращивания на данном участке подойдут все декоративные культуры. Почва на данном участке очень благоприятна по кислотности для выращивания большинства сельскохозяйственных культур кроме льна, чая, люпина (по данным таблицы 1, приложение1).
Таким образом, можно сделать вывод, что участок пригоден как для выращивания основных сельскохозяйственных пищевых культур, так и для большинства декоративных культур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почва – это одно из важнейших богатств, которым располагает человек. Все мы зависим, в конечном счёте, от её плодородия. Плодородие почвы обуславливается её определёнными физико-химическими свойствами. Такими свойствами, определяющими её экологическое состояние, являются: плотность, механический состав, структура, кислотность и засолённость.
Таким образом, в результате исследований были достигнуты следующие результаты и сформулированы выводы:
В 2017-2018г. учащимися нашей школы планируется более подробное исследование остальных участков пришкольной территории Ярославского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1», для определения их пригодности для выращивания преимущественно декоративных культур.
Для улучшения плодородия почвы пришкольного участка были составлены рекомендации, учитывая их, наши клумбы будут радовать нас пышным ростом, красивым цветением весь летний сезон.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВЫ
По итогам исследования нами были разработаны рекомендации по рациональному использованию почвы, которые способствуют повышению урожайности:
• Улучшение газообмена почвы. С этой целью применять глубокую вспашку на глубину 30- 35 см., своевременно рыхлить почву. Рыхление проводить после дождя или полива на глубину 2 – 3 см в зависимости от культуры. Поверхность почвы после рыхления должна быть выровнена.
• Внесение органических и минеральных удобрений. Внесение органических удобрений, в особенности навоза, способствует улучшению питательного режима, физико-химических, водных, воздушных и тепловых свойств почв. Если трудно достать органические удобрения, можно использовать компосты. Компостные кучи лучше устраивать в тени деревьев.
Длина компостной кучи произвольная, ширина в основании – 2 м, по верхнему краю – 60 см, высота – 1,2 м. Только при этом условии идет хорошее проветривание и нормально протекают микробиологические процессы.
Чтобы получить хороший компост, растительные остатки переслаивают известью через каждые 20-30 см, из расчета 1 кг извести на 1 куб. м. растительных остатков. Компост вносят в почву из расчета 6-10 кг на 1 кв. м.
• Обработка почвы в состоянии «физической спелости», т. е. при оптимальной влажности. Готовность почвы можно определить следующим образом; взять с глубины 10 см ком почвы, сжать его, а затем бросить с высоты 1 м. Если ком распадается на части, почва готова к обработке. Если сплющивается, но не распадается, обрабатывать рано, если рассыпается на мелкие частички и пылит, почва пересохла.
• Введение и строгое соблюдение правильных севооборотов с посевом многолетних трав. Сеять в севооборотах бобовые культуры.
Подготовка почвы для посадки цветочных растений.
Основную обработку почвы (перекопку) рекомендуется проводить осенью (на глубину 30- 35 см), а для посадки луковичных культур – летом, за 1,5 – 2 месяца до посадки. При перекопке участок, выбранный под цветочные культуры, удобряется. На 1 кв. м площади вносится около 0,5 – 1 ведра хорошо перепревшего навоза или компоста. Перед посадкой растений или посевом семян (осенью или весной) следует внести полное минеральное удобрение, от 45 до 90 г на 1 кв. м, а для луковичных культур при перекопке вносится ведро перегноя, 150 – 200 г золы, суперфосфата и калийного удобрения, по 50 г каждого. Азотные удобрения (сульфат аммония) вносятся при посадке луковиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кузнецов, В.Н. Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы./ под ред. Карповой Т.В. –М.: Вентана-Граф, 2007 г.
2. Муравьёв, А.Г. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство. Муравьёв. А.Г., Каррыев Б.Б.,Лянлзберг А.Р. /под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва.-СПб.: Крисмас+, 2015г.
3. Химический анализ почвы. Руководство по применению почвенных лабораторий и тест-комплектов /Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва.-СПб.:Крисмас+, 2015 г.
4. Экологический практикум: Учебно пособие с комплектом карт-инструкций /Под ред. к. х. н. А.Г. Муравьёва. -СПб.: "Кристмас+", 2014г.
5. 16 декоративных растений для кислых почв. [Электронный ресурс].URL:
http://www.7dach.ru/SilVA/15-rasteniy-dlya-kislyh-pochv-6605.html (дата обращения:
17.09.2015).
6. Как восстановить нормальный уровень рН. Интернет -журнал «Декоративный сад». [Электронный ресурс].URL:http://www.udec.ru/uchastok/kislotnost-pochvy.php (дата обращения: 10.09.2015).
7. Что такое рН? [Электронный ресурс].URL:
http://svetisad.ru/poleznaya_informaciya/article_post/chto-takoe-ph
(дата обращения: 10.09.2015).
8. Что такое кислотность почвы: определение и регулирование pH. [Электронный ресурс].URL: https://voodland.com/chto-takoe-kislotnostpochvy-opredelenie-i-regulirovanie-ph/ (дата обращения: 15.09.2015).16
9.http://www.planetseed.com/ru
10.Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/ap/libraru/)
11.Фотогалерея (http://sayanskoe.cheredu.ru/index)
Приложение 1
Оптимальный диапазон рН для овощных культур
Таблица 1
Культура | Оптимальный диапазон рН | Культура | Оптимальный диапазон рН |
Баклажан | 6,4-6,7 | Перец | 6,3-6,7 |
Бобы | 6,0-6,5 | Петрушка | 5,5-7,0 |
Горох | 6,2-7,5 | Редис | 5,5-7,0 |
Дыня | 6,4-7,0 | Салат | 6,0-6,5 |
Кабачок, патиссон | 6,0-7,0 | Свекла | 6,5-7,5 |
Капуста | 6,2-7,5 | Сельдерей | 5,5-7,0 |
Картофель | 5,5-6,3 | Томат | 6,3-6,7 |
Кукуруза | 6,0-7,0 | Укроп | 6,0-7,0 |
Лук | 6,4-7,9 | Фасоль | 6,0-7,0 |
Морковь | 5,5-7,0 | Щавель | 5,0-6,0 |
Огурец | 6,4-7,0 |
|
Приложение 2
Результаты испытания растворов природных индикаторов
Таблица 2
Сырье для приготовления индикаторов | Естественный цвет индикатора | Цвет раствора | |
в кислой среде рН < 7 | в щелочной среде рН > 7 | ||
Черника (ягоды) | Светло-фиолетовый | Малиновый | Грязно-зеленый, болотный |
Клюква (ягоды) | Малиново-розовый | Розовый | Темно-желтый |
Свекла (плоды) | Рубиновый | Бордовый | Желтый |
Черная смородина (ягоды) | Бордовый | Красный | Изумрудный |
Морковный сок | Оранжевый | Немного обесцветилась | Не изменилась |
Окраска растворов индикаторов в зависимости от значения рН
Таблица 3
Природный индикатор | Естественный цвет | Почвенный раствор с участка |
Сок черной смородины | Фиолетово-бордовый | Фиолетово-бордовый |
Отвар черной смородины | Фиолетово-бордовый | Фиолетово-бордовый |
Сок черники | Бордовый | Бордовый |
Отвар черники | Фиолетовый | Фиолетовый |
Сок клюквы | Светло-малиновый | Светло-малиновый |
Отвар клюквы | Светло-розовый | Светло-розовый |
Сок свежей свеклы | Рубиновый | Рубиновый |
Отвар свеклы | Светло-рубиновый | Светло-рубиновый |
Сок моркови | Оранжевый | Оранжевый |
Приложение 3
Таблица 4
Приложение 4
Определение кислотности почвы
Сказка "Узнай-зеркала"
Кто грамотней?
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Сладость для сердца
Вода может клеить?