Я начал заниматься шахматами с 6 лет. Меня очень увлекла эта игра. Через месяц занятий на своем первом областном турнире я занял 16 место. Я был не доволен своим результатом. Это меня подстегнуло к дальнейшему углубленному изучению шахмат. Я стал анализировать шахматные партии с тренером, решать задачи. В этом же году я пошел в первый класс. У меня появилось домашнее задание. Я заметил, что на изучение нового правила или стихотворения я трачу меньше времени, чем раньше. Математические задачи также стали решаться быстрее. Я решил провести научно-исследовательскую работу и определить действительно ли шахматы влияют на мышление человека, на его память и логику.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 852 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №12 Краснооктябрьского района Волгограда»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ «ПЛАНЕТА ИДЕЙ
Секция «В математике есть своя красота как в живописи и поэзии»
Роль шахмат в развитии мышления
Выполнил:
ученик 3 «Б» класса
МОУ гимназии № 12
Топчиев Максим Борисович
Учитель:
Коваленко Людмила Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Волгоград 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения шахмат …………………………………………4
Глава 2. Влияние шахмат на развитие мышления, памяти, логики человека.....6
Глава 3. Роль шахмат в моей жизни………………………………………………10
3.1. Мои достижения в шахматах……………………………………………10
3.2. Классный час «Мир шахмат» …………………………………………..13 Заключение………………………………………………………………………….15
Список изученной литературы….............................................................................16
Приложение ………………………………………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Я начал заниматься шахматами с 6 лет. Меня очень увлекла эта игра. Через месяц занятий на своем первом областном турнире я занял 16 место. Я был не доволен своим результатом. Это меня подстегнуло к дальнейшему углубленному изучению шахмат. Я стал анализировать шахматные партии с тренером, решать задачи. В этом же году я пошел в первый класс. У меня появилось домашнее задание. Я заметил, что на изучение нового правила или стихотворения я трачу меньше времени, чем раньше. Математические задачи также стали решаться быстрее. Я решил провести научно-исследовательскую работу и определить действительно ли шахматы влияют на мышление человека, на его память и логику.
Объект исследования: шахматы.
Предмет исследования: влияние шахмат на мышление. Основу гипотезы моей исследовательской работы составили предположения о том, что люди достигли успеха в карьере, используя навыки игры в шахматы.
Цель работы: определить влияние шахмат на развитие мышление человека и привлечь интерес детей и взрослых к игре в шахматы
Для достижения этой цели, мне необходимо было решить следующие задачи:
Актуальность исследования объясняется тем, что Министерство образования Российской Федерации настаивает на введение занятий по шахматам в школах.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- анализ литературы по изучаемой тематике;
- анализ информации по изучаемой теме, взятой из глобальной сети Интернет;
- анализ просмотренных видео материалов по изучаемой теме.
Практическая значимость моего исследования состоит в том, чтобы вызвать интерес у сверстников к игре в шахматы и научить их играть в эту игру.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШАХМАТ
Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) – игра, которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом, не причинив своему войску ни единой царапинки. Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
История появления шахмат протянулась долгие века и многие страны.
Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), которая возникла в Центральной Азии в конце 5 — начале 6 веков. Игра имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля — фарзина; играли два соперника. Цель игры — поставить мат королю соперника.
В 8-9 веках шатранг распространился из Центральной Азии на Восток и 3апад, где стал известен под арабским названием шатрандж. В шатрандже (9-15 века) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. В то время исламом запрещались изображения живых существ, арабы стали использовать миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление, способствовало распространению игры. Игра развивалась медленно, так как только ладья, король и конь ходили по современным правилам, движения других фигур были крайне ограничены. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.
Первым официальным упоминанием о шахматах является книга, в которой подробным образом расписывается процесс проникновения шахмат из Индии в Персию. Индийцы своими подношениями пытались задобрить персидского царя Хосрова I Ануширавана (правившего Ираном с 531 до 579 года). В книге подробно описывается абсолютно все, что касается шахмат. Особое внимание уделяется терминологии, а также возможностям каждой из фигур. Следующим письменным документом, описывающим шахматы, является поэма известнейшего персидского поэта Фирдоуси. В своей поэме он детально описывал диковинную вещь, подаренную персидскому царю благодарным индийским народом. Такой вещью является «довольно занимательная игра». Вот, что писал сам Фирдоуси: «Среди подарков, подносимых персидскому царю, была вещь довольно занимательная. Это была игра. Она воспроизводила сражение двух армий: черной и белой».
В период раннего средневековья шатрандж проник в Европу — Испанию, Италию, позднее в Англию, Германию, Францию. В Византии, на Руси, в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 веках. С арабским периодом связано и появление так называемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий. Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, а затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.
Современные правила игры сложились в основном в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), хотя полное их единообразие установилось лишь около 100 лет назад.
В связи с реформой правил игры для шахмат наступил период нового расцвета. Решающее значение здесь приобрели растущая популярность шахмат среди народных масс и изобретение книгопечатания, способствовавшее развитию шахматной литературы.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ШАХМАТ НА РАВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, ЛОГИКИ ЧЕЛОВЕКА
В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.
При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.
Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того, тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.
Рассмотрим конкретное влияние шахмат на аспекты мышления человека.
Общая тренировка
Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.
Логика
Шахматы - логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.
Анализ и планирование
Одна из главных составляющих шахмат - анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.
Память
Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память - и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память. Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре. Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.
Концентрация и внимание
Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты. Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать. Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.
Выработка воли и характера
Конечная цель любой шахматной партии - победа. А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение - все это и есть воспитание характера и силы воли. Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером. Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке. Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично - наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.
Развитие целеустремленности
Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. И для его появления совсем необязательно ставить для себя цель стать чемпионом мира, хотя такой подход вызывает всяческое уважение. Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.
Развитие способности к обучению
Никому не нравится постоянно проигрывать. Однако если, например, в домино вам вряд ли придет в голову искать учебник по забиванию всем известного животного, то в случае с шахматами начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в умной книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты - как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой, ничем не уступающей хорошему институтскому курсу.
Развитие творческих возможностей
Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство - вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент - пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг начинает казаться, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто. Типичный пример. У вас грозная позиция. Все фигуры сконцентрировались напротив вражеского короля. Требуется найти всего один ход, смертельный удар, приводящий к разгрому противника. Однако напряженный поиск не дает результата, и мыслительный процесс постепенно переходит из разряда приятного в категорию мучительного. Но неожиданно, как озарение, вспышка - ход найден! А за ним, как будто сами собой, сыплются убийственные варианты, не оставляющие ни одного шанса сопернику. В этот момент вы становитесь творцом, человеком, способным решить любую задачу. И такое случается в шахматных партиях очень часто. Соответственно, ваше творческое начало получает постоянную тренировку.
Умение мыслить системно и нестандартно
Неорганизованность мыслительного процесса - вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Хотим мы этого или нет, но регулярные шахматные баталии выработают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят вас от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач. Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки. Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии. А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.
Ученые особенно отмечали важную роль шахмат в развитии аналитических способностей, логического мышления. Многие часы проводили за черно-белой доской Михаил Ломоносов и Дмитрий Менделеев, Галилео Галилей и Исаак Ньютон, Бенедикт Спиноза и Иммануил Кант, Леонард Эйлер и Готфрид Вильгельм Лейбниц, Жан-Жак Руссо и Дени Дидро.
Дмитрий Менделеев писал: «Для меня наука - как игра в шахматы». А немецкий философ и кибернетик Георг Клаус заметил: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики».Шахматы незаменимы в тренинге принятия решений и умения управлять. По этой причине мудрой игре отдавали свой досуг правители и полководцы: Иван Грозный и Борис Годунов, Петр I и Екатерина II, Наполеон I и Карл XII, Тамерлан и Александр Суворов.
Прежде чем сделать шаг, следует обдумать его так же, как и ход в шахматной партии, чтобы он не оказался ошибочным. Не зря же в народе о шахматистах говорят так: «Шахматисты редко ошибаются, так как они умеют считать на несколько ходов вперед». Мне кажется, что это мнение довольно объективное. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба.
В подтверждение сказанному приведу пример, что первый заместитель Председателя Госдумы РФ Александр Жуков является кандидатом в мастера спорта по шахматам, он же является и президентом Федерации шахмат России. Многократный чемпион мира Михаил Ботвинник был выдающимся ученым, доктором технических наук.
ГЛАВА 3. РОЛЬ ШАХМАТ В МОЕЙ ЖИЗНИ
3.1. Мои достижения в шахматах
Иоганн Вольфганг Гете: «Шахматы –
пробный камень человеческого ума».
Первый раз я побывал в Небуге на первенстве Южного Федерального округа по шахматам среди мальчиков до 9 лет. Там я занял 23 место из 51. Это был мой первый серьезный турнир.
После этих соревнований мне захотелось достигнуть больших успехов в шахматах. Я стал заниматься с тренером, решать задачи, анализировать партии.
Летом 2017 года я ездил на соревнования в Астрахань. Там я получил почетные грамоты за две ничьи с мастером в сеансе одновременной игры.
В 2017 году я стал чемпионом города Волгограда по быстрым шахматам и занял 2 место по блицу среди мальчиков до 11 лет.
Также наша шахматная школа заняла первое место в командных соревнованиях среди ребят до 11 лет.
Но самым большим своим достижением я считаю 3 место на первенстве Южного Федерального округа по быстрым шахматам в ноябре 2017 года
3.2. Классный час на тему «Мир шахмат»
В результате своей исследовательской работы, я понял, какое влияние оказывают шахматы на интеллект человека, особенно в раннем возрасте Мне захотелось научить своих одноклассников этой замечательной игре. Я провел для ребят классный час на тему «Мир шахмат»
Сначала мы с ребятами посмотрели видео из серии мультфильмов про Фиксиков, где рассказывалось об истории возникновения шахмат и правилах игры.
Затем среди своих одноклассников я провел шахматную викторину. Ребята отвечали на вопросы. Некоторые вопросы оказались для сложными, но видно было, что ребятам очень интересно.
После викторины я провёл с ребятами упражнения для тренировки памяти и внимания.
Упражнение для тренировки памяти.
На шахматную доску ставится король и несколько фигур. Следует запомнить расположение фигур на доске, затем отвернуться. Каждый из участвующих по очереди называет направление, куда должен пойти король: вправо, влево, вверх, вниз. Король при этом будет ходить на одну клетку. Задача, состоит в том, чтобы король не вышел за край доски и не столкнулся с другими фигурами.
Ребята внимательно слушали и выполняли задание. Иногда приходили на помощь друг другу.
Упражнение для тренировки внимания.
Следует смотреть на секундную стрелку часов в течение двух минут, сосредоточиться и думать только стрелке. Если в голове появляются посторонние мысли, то нужно повторить это упражнение снова. Затем время таких тренировок увеличивают.
Ребятам все задания очень понравились. Они с удовольствие отвечали на все вопросы. А В конце классного часа самые активные ребята получили значки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.
Подводя итог своей исследовательской работы, я сделал следующие выводы:
1. Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявляет себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами.
2.Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. 3. Многие великие люди нашего времени, а также жившие давно, отдавали свое предпочтение игре в шахматы, т.к. считали шахматы лучшим средством развития мышления
В ходе исследовательской работы я достиг следующих результатов:
я понял, что игра в шахматы помогает мне повысить успеваемость в школе, развивает мышление, тренирует память и логику. Я всем ребятам советую начать играть в шахматы, ведь это поспособствует развитию их мышления и интеллекта.
Повстречались в чистом поле Армии двух королей
Бой случился на просторе…
Черный? Белый? Кто сильней?
Это битва не простая,
Кулаки здесь не нужны!
Память, логику включая -
Так побед достигнешь ты!
Пусть раздоры, войны, споры
Прекращаются вовек
В шахматах не пострадают
Ни дома, ни человек.
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Приложение1.
ВИКТОРИНА
На шахматной доске расставлены фигуры. Внизу видны латинские буквы: А, В, С, D, E, F, G, H; слева – цифры от 1 до 8. Один из ребят называет, глядя на доску, цифру и букву, на пересечении которых стоит фигура с вопросом. Вы отвечаете на вопрос. Если ответ неправильный, то помогает другой ученик.
А) Король Б) Ферзь В) Ладья
9. Какая фигура, кроме пешки, может начинать шахматную партию?
10. Кто является действующим чемпионом мира по шахматам?
11. Положение в партии, при котором при своей очереди хода одна из сторон не может ходить, а король не находится под шахом?
12. Какая шахматная фигура ходит только по диагонали?
13. Сколько фигур на шахматной доске?
14. Как называется начальная фаза игры?
15. Как называется позиция, когда на короля совершено нападение и ему некуда ходить и нет возможности закрыться другой фигурой?
16. Как называется позиция, когда на короля совершено нападение, но он имеет возможность и закрыться другой фигурой или отойти?
Мост из бумаги для Киры и Вики
Где спят снеговики?
Рисуем кактусы акварелью
Смекалка против Змея-Горыныча
Соленая снежинка