Семейные фотоальбомы уходят в прошлое, а ведь это история рода. Разглядывая снимки, мы узнаём или вспоминаем о разных моментах жизни. Возможно ли в наш век высоких технологий хранить и беречь историю своей семьи? Затронув в работе лишь часть истории своей семьи, я поняла, насколько хрупка память о людях и как важно её беречь.
Затронув в работе лишь часть истории своей семьи, я поняла, насколько хрупка память о людях и как важно её беречь.
Вложение | Размер |
---|---|
1pervuhina_valeriya_istoria_moey_semi_1.doc | 120.5 КБ |
История моей семьи в истории моей Родины
(по воспоминаниям моей бабушки)
Выполнила: Валерия Первухина
Руководитель: Людмила Владимировна Мыльникова
Содержание
План мероприятий 4
Ожидаемый результат 5
Аннотация
Тема проекта: «История моей семьи в истории моей Родины» (по воспоминаниям моей бабушки)
Автор: Валерия Первухина
Руководитель: Людмила Владимировна Мыльникова
Актуальность: Семейные фотоальбомы уходят в прошлое, а ведь это история рода. Разглядывая снимки, мы узнаём или вспоминаем о разных моментах жизни. Возможно ли в наш век высоких технологий хранить и беречь историю своей семьи?
Методы работы:
Продукт проекта: телепроект « История моей семьи в истории моей Родины»
Выводы: Затронув в работе лишь часть истории своей семьи, я поняла, насколько хрупка память о людях и как важно её беречь.
Введение
В последнее время все больше людей воссоздают свои старые семейные фотографии. Семейный фотоальбом — это история рода, которую обязательно нужно сохранять, это прекрасная традиция, способствующая укреплению семьи. Рассматривая блеклые от времени фотографии бабушек и дедушек, мы с удивлением находим в себе
общие с ними черты, угадываем по взгляду тяжелый характер прадеда, а по фасону платья замечаем, что прабабушка-то была модницей. Семейная фотография — это наша родословная, которую можно изучать не только по генеалогическому древу.
Для меня фотография — это маленькая история, сохраненная на память.
Разглядывая старые снимки, мы узнаём или вспоминаем о разных моментах жизни.
В своей работе я хочу рассказать и показать визуально, как жили наши семьи, т.е. историю моей семьи в истории нашей Родины.
Но, к сожалению, в нашей семье не сохранилось достаточно сведений и визуальных документов, (фотографий, видеоматериалов) отражающих историю семьи.
Проблема: недостаток материала: фотографий, видеоматериалов, воспоминаний, не позволяет в полной мере воссоздать историю семьи.
Цель: создать телепроект по истории моей семьи.
Задачи:
«История моей семьи в истории моей Родины»
«История моей Родины»
Методическая часть
План мероприятий
№ | Этап. Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный | ||
1 | I этап Изучение информации по истории семьи | 10.10. 2017- 13.10. 2017г. | Изучена информация по истории семьи. | Первухина Валерия Мыльникова Л. В. | ||
1.1. | Создание творческой группы | 10.10.2017 | Создание группы | Первухина Валерия | ||
1.2 | Определение темы и цели и задач проекта. | 10.10.17 | Определена тема и цель проекта | Первухина Валерия | ||
1.3 | Сбор информации по истории семьи у родственников | 11.10. 2017г. 13.10. 2017- | Найдены электронные и документальные источники по теме проекта | Первухина Валерия | ||
2. | IIэтап Проведение интервьюирования | 14.10. 2017-19.10.17 | Проведено интервьюирование | Первухина Валерия | ||
2.1. | Составить вопросы для разговора с членами семьи | 14.10.17 | Составлен список вопросов для общения с членами семьи | Первухина Валерия | ||
2.2. | Разработка плана по работе с информацией | 15.10.17 | Разработан план по систематизации полученной информации | Первухина Валерия Мыльникова Л.В. | ||
2.3. | Согласование времени и встречи с членами семьи | 16.10.17 | Договорились с членами семьи | Первухина Валерия | ||
3 | IIIэтап Создание телепроекта «История моей семьи в истории моей Родины» | 20.10.2017- 20.04.2018 | Создан телепроект «История моей семьи в истории моей Родины» | Первухина Валерия | ||
3.1 | Разработка сценария на основе изученных материалов | 20.10. 2017 г.- 25.10. 2017г. | Разработан сценарий на основе изученных материалов | Первухина Валерия | ||
3.2 | Выбор материала | 25.10. 2017 - 26.10. 2017 | Подобраны фото- и видеоматериалы для проекта | Первухина Валерия | ||
3.3. | Поиск музыкального сопровождения | 28.10.17 | Подобрана музыка | Первухина Валерия | ||
3.4. | Запись озвучки | 29.10.17 | Озвучен закадровый голос | Первухина Валерия | 29.10.17 | Озвучен закадровый голос |
3.5. | Создание телепроекта в видеопрограмме | 31.10.2017-20.04.18 | Создан телепроект | Первухина Валерия, Мыльникова Л.В | ||
4. | IVэтап Представление телепроекта на занятии в фотостудии «История моей Родины» | 10.04.2018-15.04.2018 | Проведено занятие в фотостудии по теме «История моей Родины» | Первухина Валерия, руководитель фотостудии | ||
4.1 | Согласование времени проведения занятия с руководителем | 10.04 2018г. | Проведено занятие | Первухина Валерия, руководитель | ||
4.2 | Разработка сценария занятия | 10.04.2018-11.04.2018 | Разработан сценарий занятия | Первухина Валерия | ||
4.3 | Выступление с итоговым продуктом проекта на классном часе | 15.04.2018 | Презентация проекта перед коллегами - студийцами | Первухина Валерия |
Ожидаемый результат
№ | Название этапа | Результат | Критерии измерения | |
1 | I этап Изучение информации по истории семьи | Создана творческая группа, определена тема и обоснованы задачи проектной работы, изучены электронные ресурсы | Количественные | Качественные |
Отобраны семейные фотографии | Научились собирать команду для работы над проектом, получили опыт постановки этапов проекта, научились ставить задачи. Научились искать нужную информацию | |||
2 | IIэтап Изучить информацию по истории семьи | Изучена информация по истории семьи. | Изучены источники: 1 интервью, 3 статьи в газете «Спектр», 1 фотоархив | Научились работать с историческими текстами. |
3 | IIIэтап Создание телепроекта «История моей семьи в истории моей Родины» | Создан телепроект | Составлен 1 сценарий, подобран визуальный материал: 64 снимка, разработан сценарий медиапроекта | Научились работать в видеоредакторе. Получили опыт работы составления сценария. Научились подбирать музыкальное сопровождение. |
3.1 | IVэтап Проведение занятия в фотостудии по теме «История моей Родины» | Проведено занятие в фотостудии по теме «История моей Родины» Представлен 1 телепроект проект | Подготовлен 1 электронный вариант проекта. Подготовлен 1печатныйпроект. | Научились проводить мероприятия, получили навык оформления проекта. Создана информационная среда для проведения классного часа. |
Основная часть
Отправной точкой к созданию проекта явилась старая фотография. Ведь фотографии семьи это визуальная летопись нашего народа, его история. История моей семьи в истории моей Родины. Я очень люблю рассматривать старые фотографии. На них изображены мои родные, бабушка, дедушка, прадедушка и прабабушка. Наверное, такие фотографии есть у многих, и мы дорожим ими, потому что на них наши близкие.
Мою бабушку зовут Усанова Ольга Юрьевна, она родилась в 1961 году. Её родители, Щавелева Римма Ивановна (10.09.1929) и Щавелев Юрий Михайлович (21.02.1926), познакомились в городе Юрюзани. Прабабушка жила в Юрюзани и работала в сберкассе, а прадедушка в войну был эвакуирован из Тулы.
В сентябре 1941 г. в Юрюзань из Тулы было эвакуировано оборудование патронного завода № 38, вместе с ним приехали сотни эвакуированных туляков со своими семьями. В 1932-39 г.г. тульским заводом освоено производство фрезерных станков и серийно выпускались три модели – универсальные, горизонтальные и вертикальные фрезерные станки. В этот же период на заводе разрабатывались авиационные пулеметы: спаренные ДА-2 и станковые ДС-39 конструкции В.А. Дегтярева, «ШКАС» конструкции Б.Г. Шпитального и И.А. Комарицкого, «ШВАК» Б.Г. Шпитального и С.В. Владимирова.
В декабре 1941 года в связи с успешным наступлением Красной Армии под Москвой перед Тульским патронным заводом была поставлена задача – в короткий срок восстановить производство боеприпасов для нашей армии. Тульские оружейники, эвакуировавшись на Урал, в сжатые сроки наладили производство. А в сражающейся Туле был организован ремонт минометов и стрелкового вооружения.
С целью восстановления производства патронов было демонтировано на предприятиях местной промышленности и завезено на завод около ста единиц металлорежущего и прессового оборудования. С родственных предприятий было отгружено минимальное количество оборудования по производству патронов 7,62 мм, инструмента. К концу 1942 года было выпущено более 100 тысяч патронов, а к концу 1943 года – свыше 388 миллионов патронов.
Вклад в Победу был настолько весом, и за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-морского флота вооружением в годы Великой Отечественной войны Тульский оружейный завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Мои прабабушка и прадедушка детьми отработали на этом заводе немало времени. Дедушке тогда было пятнадцать лет, а бабушке, как мне сейчас, - двенадцать. Я застала её рассказы о том, как каждый день пешком, невзирая на погоду, трудности и усталость, она шла делать патроны, получив от матери на дорожку кусочек хлеба и кувшин молока.
Не нужно быть специалистом, чтобы понять такой факт: развитие вооружения непременно включает в себя развитие патронного дела. Без патрона оружие – лишь мертвое железо. Именно патрон придает ему грозную убойную силу.
В 1950 году в молодой семье родилась дочка Галя, а в 1961 году появилась на свет двойня – мальчик Алёша и девочка Оля. В этом же году семья заехала в город Златоуст-36. Златоуст -36, а ныне Трёхгорный – это ядерный щит державы. Горная уральская тайга, в глубине которой расположился наш город, как по заказу скрывает его от посторонних глаз. Долгое время это место хранило свою тайну - тайну атома. А рождение города было связано с решением советского правительства создать здесь один из секретных объектов атомной промышленности. Не на трёх горах расположился город Трёхгорный, а среди трех гор: Завьялиха, Шуйда и Бархотина. Река Юрюзань связывает три горы, подступаясь к их подножиям. Не на плоскости и сам город. Его улицы то падают к реке, то взбираются на холмы, как, например, улица Кирова, которую венчает поставленный на верхотуру дом-башня. Среди гор расположился Трёхгорный, среди лесов. Кажется, едва ли не любую улицу запирает бронзовая стена соснового леса.
У нас в стране много городов-сирот. Так они, по крайней мере, выглядят: будто ничьи и никому не нужны. Трехгорный - не сирота. Сразу видно, что о нем кто-то заботится. Он ухожен. Он опрятен. Он как-то приукрашен, прибран и, кажется, приласкан.Особенно красив он весной, когда распускаются березы улицы Кирова, когда зацветают сирени улицы Советской, когда от яблонь разрумянивается улица Мира. Трёхгорный дышит чистейшим сосновым воздухом с горных вершин и пьет чистейшую воду из подземелья. Ничто не нарушает покоя города по ночам, здесь даже днём звуки приглушены и ленивы.Если чем-то Трехгорный обижен, то солнцем. Но место под город в своё время выбрали в расчете на облачный покров, под которым сподручно спрятать атомные секреты от небесного дальнозора. Более полувека назад в Трёхгорном был построен приборостроительный завод по серийному выпуску ядерных боеприпасов.
В этот живописный уголок и приехала семья моей бабушки. Им дали квартиру в доме №4 по улице Калинина. Бабушка вспоминает, что тогда в квартирах не было горячей воды, в ванной стоял титан, который топили дровами. Папа и мама работали на заводе. Папа в 25 цехе - мастером. Мама в 14 цехе - контролёром ОТК. Помимо штатных изделий завод тогда выпускал ещё и учебные - для воинских частей. Настрой у работников завода был тогда боевой, все были нацелены на выпуск конечной продукции, себя не щадили. Молодежь уважительно относилась к старшим, не грубила, не огрызалась в ответ. Друг к другу в обиходе работники обращались, конечно, как им было привычно, но к мастеру, к начальнику – всегда по имени-отчеству. Наверное, это было отличительной чертой атомщиков. Они считали себя людьми интеллигентными, все-таки были интеллектуальной элитой советского общества. Престижным считалось выполнить план: «Выполнение плана – долг, перевыполнение – честь!» Не боялись тогда доверять молодым. Карьера делалась быстро. На возраст внимания не обращали. Молодежь посылали на ответственные участки. Верили в неё! Заводчане были готовы к подвигам и горели желанием вершить великие дела.
Бабушка с братом ходили в детский сад «Колокольчик», сейчас в этом доме располагается налоговая инспекция. Город тогда был другой. На улицах Строителей, Островского, Прохача, где сейчас стоят красивые многоэтажки, находились свои дома. Их было довольно много, небольшая деревенька. В таком доме жила бабушка моей бабушки. Они с братом часто навещали её, помогали сажать огород, колоть дрова, зимой – убирать снег. Нередко друзья со двора помогали им ходить за водой к колодцу, мыть полы. Дом бабушки утопал в зелени, весной воздух наполнялся душистым ароматом от цветущих черёмух и яблонь. А зимой по снежным улицам разносился запах дыма топящихся печей. Ещё не было улицы Космонавтов, района «БАМ». Город заканчивался у 112 школы, а дальше был лес. Машин в то время в городе было мало, не каждая семья могла позволить себе такую покупку.
Одежда не была такой разнообразной, как сейчас. Все были похожи друг на друга, носили одинаковые платья, рубашки, шорты. Зимой носили шаровары с начёсом, шубы и мутоновые шапки. Бабушка вспоминает чулки, пристёгнутые на пуговицы (колготок тогда не было), валенки, калоши, резиновые сапоги и сандалии.
С детства в памяти бабушки остался магазин «Гастроном» на площади. Там было несколько отделов: хлебный, молочный, кондитерский, и во всех - изобилие продуктов. Колбасы, масло, молочные продукты, конфеты, печенье. На улицах продавали квас из бочек, за молоком ходили с бидонами. Бабушка очень любила конфеты «Морские камешки», но их у нас в городе не продавали. Заморских фруктов не было, только те, что росли у нас в стране. Мандарины были новогодним лакомством. В 80- е годы ввели карточную систему, и прилавки опустели, продукты покупались по талонам (на каждого человека определённое количество).
В 1968 году бабушка пошла в школу №109, в 1 «Б» класс. Её первая учительница – Анна Дмитриевна Ишутина. В то время в школе были парты с откидными крышками, ученики носили с собой баночки с чернилами, а писали перьевыми ручками. Бабушка училась в одном классе со своим братом-двойняшкой. Он, как и многие мальчишки, озорничал и хулиганил, но дневник свой в школу не носил. И тогда замечания записывали в дневник сестры. Тогда бабушка очень расстраивалась по этому поводу, а сейчас вспоминает об этом со смехом. Моя бабушка была и октябрёнком, и пионеркой, и комсомолкой, часто ездила в пионерские лагеря и до сих пор помнит множество пионерских песен и прибауток. Школа в бабушкиных воспоминаниях связана с дружбой, добротой, честностью и справедливостью.
В настоящее время моя бабушка, как когда-то её родители, тоже работает на Приборостроительном заводе. Девчонкой она пришла в 13 цех, где обучилась профессии монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов, там до сих пор трудится. За свою трудовую деятельность моя бабушка сделала немало, на её счету много грамот и наград, но она не любит рассказывать. Говорит, что просто делает свою работу.
На жизнь каждого поколения всегда приходится какое-либо изобретение или достижение, это своеобразные вехи истории. Моя прабабушка наблюдала появление первых телевизоров после радио, прадедушка наблюдал за полетом первых наших самолетов, маме и папе довелось работать на первых компьютерах, и, конечно, никто не забудет первый полет человека в космос. На моей памяти – появление мобильных телефонов, распространение персональных компьютеров, Интернета и множества других, не столь заметных вещей.
Мои прадеды и прабабушки сделали немало для победы нашего народа в Великой Отечественной Войне. И в настоящее время мои родственники трудятся на благо Родины, куют ядерный щит страны. Я могу гордиться своей семьей, потому что все её члены всегда были верны своей Родине, и чем бы они ни занимались, они делали это настолько хорошо, насколько это было в их силах. Они героически сражались за свою страну, делили с ней все её горести и беды, но в любом случае не теряли надежды и веры в свой народ.
Вывод
Несмотря на то, что в последнее время фамильные фотоархивы несколько утратили свою популярность, семейная фотография имеет огромное значение в нашей жизни. Хороший семейный альбом — это сокровище. Он не только позволяет восстановить в памяти какое-то событие, историю семьи, но и отражает эмоции и внутренний мир людей и даже их отношение к своему прошлому. Если делать такой альбом с любовью, интересным и качественным и по содержанию, и по оформлению, он действительно станет настоящей семейной ценностью и, как мне кажется, даже будет укреплять отношения в семье.
В своей работе я затронула лишь небольшую часть истории моей семьи, использовала, в основном, рассказы родственников, а также те документы, которые они сохранили. К сожалению, большинство из этих бумаг находятся в таком состоянии, что снять с них копию практически невозможно. А поскольку все самые интересные и старинные документы написаны от руки, то встает проблема неразборчивости почерка. Кроме документов, сохранилось множество фотографий, на которых запечатлены портреты моих родственников, но со временем эти фотографии теряют качество. Хорошо, что ещё живы те, кто может рассказать нам о своей нелегкой жизни, поведать во всех подробностях о тех событиях, которые они пережили. Но ниточка, ведущая нас по лабиринтам человеческих судеб, постоянно выскальзывает из рук, запутывается и обрывается. И тогда начинаешь осознавать, как хрупка память о людях и как важно сделать всё возможное, чтобы сберечь её. И именно эта цель стала для меня главной при написании моей работы.
Девочка-Снегурочка
Шум и человек
Невидимое письмо
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Волшебная фортепианная музыка