Исследовательская работа - сравнительный анализ содержания "Арифметики" Киселёва А.П. 1951 года издания и современных учебников "Математика" для 5 и 6 классов Виленкина Н.Я.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ot_arifmetiki_kiselyova_do_nashih_dney.docx | 25.21 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu_ot_arifmetiki_kiselyova_do_nashih_dney.pptx | 2.09 МБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа №6
имени Героя Советского Союза И.А. Омельченко
«От «Арифметики» Киселёва А.П. до наших дней»
Каждый учебный год в стенах нашей школы традиционно проходят предметные недели. В этом учебном году открытие недели математики, физики и информатики совпало с проведением заседания методического объединения учителей математики школ города. Гости нашей школы присутствовали на торжественной линейке и стали свидетелями увлекательного представления – сказки «Математика – царица и служанка всех наук!» Во время проведения недели каждый ученик смог проявить себя в различных конкурсах и мероприятиях.
Открытию предметной недели математики, физики и информатики предшествовала серьёзная подготовительная работа. Основополагающими принципами проведения недели явилось её своевременное планирование, массовость и подведение итогов.
Одним из долгожданных мероприятий этой недели был конкурс-выставка учебников математики, алгебры и геометрии прошлых лет, о проведении которого было объявлено задолго до открытия недели.
Я, как и многие мои одноклассники, увлеклась поисковой работой на самый старый учебник. И мне посчастливилось стать победительницей конкурса-выставки с учебником Андрея Петровича Киселёва «Арифметика» 1951 года выпуска.
Но конкурс завершился, итоги подведены, а что дальше?..
А дальше мне очень захотелось узнать как можно больше и об авторе этого учебника, и о том, как учились по нему ровесники моей бабушки, и что общего он имеет с современными учебниками математики, и в чём его отличие.
Объект исследования: учебник «Арифметика» А.П. Киселёва, 1951 г.
Предмет исследования: содержание учебника на предмет отличия и сходства учебного материала с современными учебниками математики.
Цель – показать возможности применения учебника «Арифметика» А.П. Киселёва как дополнительного средства в освоении математики.
Задачи:
- изучить биографию автора учебника;
- познакомиться с историей написания учебника;
- выявить сходства и отличия в изложении учебного материала;
- создать презентацию;
- выступить с результатами работы перед учащимися класса, школы, города.
Родился Андрей Петрович 30 ноября (по старому стилю 12 декабря) 1852 г. в г. Мценске Орловской губернии. Он был последним ребёнком в бедной мещанской семье.
В Орловскую гимназию он был принят сразу во второй класс после окончания уездного училища в Мценске.
В 1871 году он окончил её с золотой медалью и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.
В студенческие годы он вобрал в себя всё лучшее, что мог дать Петербургский университет — один из крупнейших в Европе. Тогда же он сделал первые шаги в собственном математическом творчестве.
После окончания (1875 г.) Петербургского университета со степенью кандидата по математическому разряду, работал (до июля 1891 года) преподавателем математики, механики и черчения в только что открывшемся Воронежском реальном училище.
В 1901 году он вышел в отставку и стал заниматься главным образом литературной работой.
В 1918—1921 годах преподавал математику в Воронежском институте народного образования, педагогических курсах, высших командных курсах. С 1922 года жил и работал в Ленинграде, где преподавал до 1925 года.
Похоронен Андрей Петрович Киселёв в Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой Д. И. Менделеева.
Первый школьный учебник по арифметике Киселёва А.П. вышел в свет в 1884 г.
В 1938 г. он был утвержден в качестве учебника арифметики для 5-6 классов средней школы; в 1955 г. вышло его 17-е издание.
В наше время книги Киселева стали библиографической редкостью.
Однако невозможно в России найти представителя старшего поколения, кто не знал бы фамилию Киселёва. Именно с ней в наибольшей степени ассоциируются воспоминания о школьных учебниках далекой юности. «Стабильные» учебники по арифметике, алгебре и геометрии А.П. Киселева, по которым учились многие миллионы россиян в первую половину XX века, обозначали собой целый период отечественного математического образования, определяли развитие методики преподавания математики в школе. С 50-х годов прошлого века началась смена декораций. Один за другим стали появляться новые (далеко не всегда оригинальные и далеко не всегда удачные) «утвержденные» учебники, имена авторов которых сегодня помнят разве что специалисты по истории образования.
В ходе работы мною был проведён сравнительный анализ учебного материала учебников «Арифметика» для 5 и 6 классов Андрея Петровича Киселёва и «Математика» для 5 и 6 классов Виленкина Наума Яковлевича.
Результатом моей проделанной работы явились следующие выводы о сходстве и отличие учебников.
Знакомство с учебниками начнём с оглавлений.
«Арифметика» Киселёва А.П. состоит из шести отделов, каждый из которых разделён на параграфы. Сам учебник напоминает некоторое теоретическое руководство без практических задач. Во времена Киселёва у учителей и учеников был ещё задачник.
Современные учебники математики содержат и теоретический материал, и практический. Учебники Виленкина Н.Я. состоят из глав, разделённых на параграфы, которые в свою очередь состоят из нескольких пунктов.
Хотелось бы отметить, что в обоих учебниках в оглавлении используются римские цифры, которые в современном школьном курсе не изучаются как система счисления.
Так же в учебник Киселёва А.П. вошли некоторые сведения, не относящиеся к арифметике: о мерах длины, площади и т.д., об измерении времени, календаре и летосчислении.
Содержание учебного материала и в тех, и в других учебниках схоже. Однако, в учебнике «Арифметика» изложены дополнительно к традиционным для 5 и 6 классов такие темы, как «Различные системы счисления. Римские цифры», «Знаки действий. Знаки равенства и неравенства. Скобки», «Признаки делимости на 4, 8, 6, 12, 15»
Весь этот обширный материал изложен сжато, чётко и доступно для детского восприятия, ясным и понятным языком.
Приведу пример.
§ 111. Меры времени.
Есть две основные меры времени: сутки и год. Сутки представляют (приблизительно) то время, в течение которого Земля совершает полный оборот около своей оси; они разделяются на 24 часа. За начало суток принимают полночь. В настоящее время в практике путей сообщения, почт, телеграфов и радиовещания принято считать часы от 0 до 24 (чтобы избежать излишнего добавления слов: «после полудня», «после полуночи»). Так, вместо «2 часа дня» говорят «14 часов», вместо «7 часов вечера» говорят «19 часов». Сутки подразделяются так:
сутки = 24 часам,
час = 60 минутам,
минута = 60 секундам.
Год представляет собой (приблизительно) то время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Принято считать каждые 3 последовательных года по 365 дней, а следующий за ними четвертый — в 366 дней. Год, содержащий в себе 366 дней, называется високосным, а годы, содержащие по 365 дней, — простыми. К четвертому году добавляют один лишний день по следующей причине. Время обращения Земли вокруг Солнца содержит в себе не ровно 365 суток, а 365 суток и 6 часов (приблизительно). Год разделяется на 12 неравных частей, называемых месяцами. Летоисчисление, по которому 3 года считаются в 365 дней, а четвертый в 366, было установлено римским диктатором Юлием Цезарем (в 46 г. до нашей эры) и потому называется юлианским, или старым стилем. Оно было до революции принято в России, но после Великой Октябрьской социалистической революции заменено международным новым стилем, или грегорианским летосчислением (названным так по имени римского папы Григория ХШ, введшего это счисление в 1582 г.). По этому счислению счет времени в XX в. идет на 13 дней впереди старого стиля; так, когда по старому стилю, положим, 10 декабря, то по новому стилю считают 23 декабря. Таким образом, чтобы от нового стиля перейти к старому, надо от даты нового стиля отсчитать 13 дней.
К настоящему времени «Арифметика» Киселёва А.П. стала большой редкостью. Между тем она представляет не только исторический интерес: всё её содержание и сейчас входит в школьную программу, а используемые в ней способы изложения никак нельзя считать устаревшими.
И еще интересный факт: в школах Израиля до сих пор обучают алгебре по хрестоматийному учебнику Киселева.
Своё выступление хочется закончить словами Л. Н. Аверьянова, заместителя директора Государственной научной педагогической библиотеки имени К. Д. Ушинского:
«А. П. Киселев — это эпоха в педагогике и преподавании математики в средней школе. Его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в отечественной школе, и на многие десятилетия определили уровень математической подготовки нескольких поколений граждан нашей страны».
Слайд 1
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа №6 имени Героя Советского Союза И.А. Омельченко ОТ «АРИФМЕТИКИ» КИСЕЛЁВА А.П. ДО НАШИХ ДНЕЙ г. Гуково 27.03.2018 г. А втор: Зайцева Елизавета, ученица 8 б класса Руководитель: Байдак Т.А., учитель математикиСлайд 2
Математика – царица и служанка всех наук!
Слайд 3
Неделя математики, физики и информатики
Слайд 4
Конкурс – выставка учебников прошлых лет
Слайд 5
Объект исследования : учебник «Арифметика» А.П. Киселёва, 1951 г. Предмет исследования: содержание учебника на предмет отличия и сходства учебного материала с современными учебниками математики . Цель – показать возможности применения учебника «Арифметика» А.П. Киселёва как дополнительного средства в освоении математики. «От «Арифметики» Киселёва до наших дней»
Слайд 6
Задачи: изучить биографию автора учебника; познакомиться с историей написания учебника ; выявить сходства и отличия в изложении учебного материала; создать презентацию; выступить с результатами работы перед учащимися класса, школы, города. «От «Арифметики» Киселёва до наших дней»
Слайд 7
Андрей Петрович Киселёв Дата рождения : 30 ноября (12 декабря) 1852 г. Место рождения : г. Мценск Орловская губерния, Российская империя Дата смерти : 8 ноября 1940 г. (87 лет) Научная сфера : математика Образование : Петербургский университет Известен как автор самых популярных учебников по математике
Слайд 8
Учебники Киселёва А.П.
Слайд 9
содержание учебного материала содержание учебного материала; учебник Виленкина Н.Я. содержит как теоретический материал, так и практический, а учебник Киселёва А.П. – только теорию; изложение материала в учебнике Киселёва А.П. предложено на очень доступном и понятном ученику языке Сходства Отличия Учебники Киселёва А.П. и Виленкина Н.Я.
Слайд 10
§ 111. Меры времени. СУТКИ сутки = 24 часам, час = 60 минутам, минута = 60 секундам Год представляет собой (приблизительно) то время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Каждые 3 последовательных года по 365 дней, а следующий за ними четвертый — в 366 дней. Год, содержащий в себе 366 дней, называется високосным, а годы, содержащие по 365 дней, — простыми.
Слайд 11
«А . П. Киселев — это эпоха в педагогике и преподавании математики в средней школе. Его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в отечественной школе, и на многие десятилетия определили уровень математической подготовки нескольких поколений граждан нашей страны» Л. Н. Аверьянова, заместитель директора Государственной научной педагогической библиотеки имени К. Д. Ушинского
Слайд 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
О чем поет Шотландская волынка?
Попробуем на вкус солёность моря?
Круговорот воды в пакете
Галка в чужих перьях
Осенняя паутина