Учебно-исследовательская работа ученика 4 класса. В работе изучаются история возникновения фокусов и выдающиеся иллюзионисты всех времён, анализируются основные принципы и приёмы работы фокусников. В ходе исследования проводится анкетирование и эксперименты по созданию реквизитов фокусника и выполнению различных фокусов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nou_posledniy_variant.doc | 554 КБ |
Тема: «Иллюзия и фокус:
чудо или парадокс зрения?»
Учебно-исследовательская работа
Выполнил:
ученик 4 класса
МБОУ Ключевская СОШ
Омского района
Литвинов Егор Артемович
Научный руководитель:
учитель начальных классов
МБОУ Ключевская СОШ
Омского района
Мещерякова Любава Борисовна
Омск - 2017
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….…3
Глава I. Обзор литературы……………………………………………………….5
1.1 История возникновения фокусов………………………………………….…5
1.2 Выдающиеся иллюзионисты всех времен………..…………………………6
1.3 Основные принципы фокусников……………………………………………7
Глава II. Проведение исследования ..……………………………………………9
2.1 Анкетирование на тему «Всё о фокусе» и его результаты ……..………..9
2.2 Эксперимент дома……………………………………………………..…….11
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы ……….…………………………………………………….18
Приложения ..………………………………………………………………..…..19
2
Введение
Среди множества профессий есть одна, которая занимает особое место – удивлять людей. Главными действующими лицами в ней выступают фокусники. Они дарят нам ощущение того, что чудо возможно, что волшебство повсюду и в любой момент самый серьезный человек на свете может превратиться в маленького ребенка с горящими глазами.
В минувший 2016 год, объявленный в России Годом кино, с экранов телевизоров, наряду с другими фильмами, транслировалось множество кинолент, посвященных фокусникам и их искусству.
Благодаря этим фильмам, каждый человек может погрузиться в мир магии и хитроумных трюков, познакомится с фокусниками различных стран и времен.
Мне тоже захотелось попробовать себя в качестве фокусника, чтобы удивить окружающих. Так появилась тема моего исследования: Иллюзия и фокус: чудо или парадокс зрения?
Цель: раскрытие секретов фокусов и их демонстрация.
Задачи исследования:
Объект исследования: фокус.
Предмет исследования: секреты фокусников.
Методы исследования: Изучение литературы, сравнение, анкетирование, опыт, эксперимент, анализ и обобщение.
3
Гипотеза: Мы предполагаем, что фокус – это не чудо, не волшебство, а парадокс зрения. И у каждого фокусника есть свой секрет, невидимый для человека, не посвященного в тайны иллюзии.
План работы:
4
Глава 1. Обзор литературы
Принято считать, что искусство фокусов принадлежит египтянам, и оно насчитывает примерно пять тысяч лет.[1,3]
В переводе с древнегреческого слово «магия» – это чародейство, волшебство, а «магос» означает чародей, фокусник, иллюзионист, предсказатель, однако словарь русского языка Даля трактует фокус как шутка, фиглярство, непонятное явление, отвод глаз. В его основе лежит искусство притворства.[6]
Основными действиями фокусников древних времен было появление и исчезновение драгоценностей, обезглавливание гусей. Также фокусники часто обращались к статуям богов, в некоторых случаях зрители видели, как эти статуи плачут.
Все действия древнегреческих фокусников расценивались как магия, или силы тьмы.
Перенесемся в средневековую Европу. Здесь над фокусниками могли учинить суд, лишив их жизни, потому что считалось, что иллюзионисты – выходцы из ада.
В начале XVIII века в Германии и Голландии большой популярностью пользовался фокусник, который называл себя Охес Бохес. При этом отмечается, что он впервые стал использовать «магические слова»: фокус-покус-тонус-талонус-вадэ-целитер, для того, чтобы отвлечь внимание зрителем. Впоследствии ловкий трюк фокусника был подхвачен и другими иллюзионистами.[7]
Начиная с деятельности вышеуказанного фокусника, в Европе иллюзионисты получают право заниматься этим делом в обществе. К началу XIX века сотни людей занимаются профессионально фокусной деятельностью. Становятся модными и приобретают бешеную популярность так называемые «научные» фокусы.
5
Так, в 1837 году в Англии открывается первый цирк фокусов, который просуществовал еще 40 лет.
Вывод: изучив историю возникновения фокуса, мы выяснили, что фокусы относятся к древним искусствам. Сначала они служили для того, чтобы запугать зрителей, много позже – для развлечения людей. Также мы выяснили, что фокусы можно показывать везде: в цирке, в театре, на различных игровых площадках.
1.2 Выдающиеся иллюзионисты всех времен
Мы уже упомянули фокусников, которые считаются основателями такого искусства как иллюзионизм.
Сейчас мы расскажем о некоторых, самых известных фокусниках всех времен и народов.
Итак, в XX веке на сцену выходят такие люди как Гарри Гудини, Дэвид Копперфилд, братья Сафроновы.
Американец Гарри Гудини (настоящее имя – Эрик Вайс) прославился сложными трюками, связанными с побегами и освобождениями. Был мастером показывать карточные фокусы. Очень любил выступать на публике, показывая сверхопасные трюки. Вот некоторые из них: однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками.[8]
Американец Дэвид Копперфилд (настоящее имя Дэвид Сет Коткин) прославился как гипнотизер. Отмечается, что маленький Дэвид обладал супер-памятью, запоминал все на ходу. Ему было 4 года, когда дедушка показал карточный фокус, мальчик сразу же его повторил. В более взрослом возрасте выполнял такие иллюзии: перелёт через Большой Каньон,
6
прохождение сквозь Великую Китайскую стену, побег из известной своей надёжностью тюрьмы — Алькатраса, путешествие в Бермудский треугольник, побег из взрывающегося здания, падение с Ниагарского водопада, исчезновение вагона Восточного экспресса и другие.
Россияне братья Сафроновы - трио родных братьев – Илья, Сергей и Андрей. Как иллюзионисты работают с 2002 года, приобрели широкую популярность, благодаря теле-шоу «Битва экстрасенсов» на ТНТ.[10]
Также на другом телеканале – М1 – у братьев есть своя передача, где они обучают телезрителей самым простым фокусам. В 2015 году на Первом канале приняли участие в передаче, в которой повторили все известные трюки Гарри Гудини.
Принято считать, что главный принцип фокусника – это отвод глаз.
Владимир Даль в своем определении слова «фокус» верно подметил то, что «фокус» – это отвод глаз, отвлечение внимания. Это основное правило в работе фокусника-иллюзиониста. Самое главное для фокусника – суметь заговорить зрителя, отвлечь его внимание. Если говорить о древних фокусниках, то тогда они еще не понимали, что это один из основных принципов успеха фокуса.
Известно, что мозг человека устроен так, что он не успевает следить за несколькими действиями оппонента сразу, поэтому фокусник должен в совершенстве уметь делать ряд нескоординированных движений в один момент. Если вам приходилось присутствовать на представлении, устроенном фокусником, то вы знаете, что все действия мага на виду у публики, при этом он так умело концентрирует их внимания на одном, отвлекая от другого, что многие потом говорят о неких неуловимых движениях иллюзиониста.[4]
Например, некоторым фокусникам присущ такой маневр –
7
манипулирование руками или различными предметами во время выступления, другие же, наоборот, смотрят зрителя прямо в глаза, словно гипнотизируют – и то и другое действо отвлекает внимание зрителя от тайны фокуса.
Вывод: мы прекрасно понимаем, что действия иллюзиониста – это ничто иное, как обман, иллюзия зрения, но, тем не менее, продолжаем верить, что фокусники – люди, обладающие сверхсилой, и продолжаем посещать их представления снова и снова.[2] С другой стороны, мы не отвергаем мнение, что для того, чтобы стать настоящим фокусником или иллюзионистом, необходимо долго и упорно тренироваться, приобретать новые навыки и умения, развивать в себе различные качества, таки как, например, ловкость рук, память, умение заставить человека поверить в действия фокусника.
8
Глава II. Проведение исследования
Увлекаться фокусами я начал еще в детстве, когда мне было 5 лет. Тогда мне, маленькому, казалось, что каждый фокусник – это человек, обладающий какими-то сверхсилами, волшебник. Чтобы доказать себе обратное, я попросил взрослых научить меня самым простым фокусам. На помощь пришла воспитатель Новологиновского детского сада, который я посещал на тот момент времени, Амельченко Ольга Дмитриевна. Именно она рассказала мне, что фокусники – это обычные люди, но они очень много занимаются, чтобы стать настоящими волшебниками.
Интересно, а что мои одноклассники знают о фокусах? Я решил провести среди ребят опрос.
2.1 Анкетирование на тему «Всё о фокусе» и его результаты
В опросе «Всё о фокусе» принимали участие 24 респондента. Все они – учащиеся 4 «Б» класса МБОУ «Ключевская СОШ» Омского района. На вопрос анкеты ответили 11- девочек и 13-мальчиков.
Итоги анкетирования представлены в диаграммах. ( Приложение I)
Результаты вопроса «Знаешь ли ты что такое фокус?»:
78% респондентов, или 19 человек ответили утвердительно; 11%, или 2 человека не знают, что такое фокус; ещё 11% (2 человек) не знают, но догадываются.
25% (или 6 человек) респондентов уверены, что фокус это волшебство, при этом 71% 4 «Б» класса утверждают, что фокус - это подготовленный номер; 4%, или 1 человек считают, фокус нечто неизведанным.
На вопрос «Нравится ли тебе фокус?» 96% (или 23 человека) ответили «да», однако 1 человеку фокус не нравится.
Половина респондентов (50% - 12 человек) присутствовали на показе фокусов; 29% (7 человек) никогда его не видели; 21% (5 чел.) не видели, но очень бы хотели увидеть настоящий фокус.
9
84% одноклассников уверены, что у каждого фокуса есть свой секрет; 8% (2 чел.) думают, что никаких тайн у фокусников нет; 8% об этом не задумывались.
Для того чтобы стать настоящим фокусником, нужно много тренироваться:
-да - 71% (17 человек);
-нет -13% (3 человека);
- не знаю, не думал об этом 16% (4 человека).
Ответы респондентов на вопрос о специальном образовании для фокусников распределились следующим образом:
Чуть меньше половины респондентов 37% (9 человек) знают о существование специальных учебных заведений, где обучают фокусников. В свою очередь, 13% (3 человека) о таких заведениях не слышали. Половина респондентов (50% - 12 человек) сомневаются в существование специальных школ и ВУЗов для фокусников.
17 человек (71%) считают, что научиться делать самостоятельно фокус – сложно. Для 8% (2 чел.) не представляет сложности. 21% (5 чел.) не знают, сложно или нет.
Результаты ответов на 13 вопрос анкеты:
Половина четвероклассников (50% - 12 человек) уверены, что фокусники обманывают своих зрителей, но 37% (9 человек) не видят в действиях фокусников никакого обмана. При этом 13% (3 человека) сомневаются в правдивости фокусников.
10
На вопрос «Как ты думаешь, фокусник и иллюзионист – это одно и то же?» четверть респондентов (25% - 6 человек) ответили утвердительно. 54% (13 человек) думают, что разница между фокусником и иллюзионистом есть. 21% (5 человек) сомневаются в том, что есть отличие фокусника от иллюзиониста.
37% (9 человек) знают имена и фамилии знаменитых фокусников, а такое же количество четвероклассников (37% - 9 человек) не знают ни фокусников, ни иллюзионистов. 26% (6 человек) затрудняются ответить.
Итак, подводя итоги нашего опроса, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, большая часть моих одноклассников знают, что такое фокусы, некоторые из них даже присутствовали на представлениях фокусников. Многие четвероклассники уверены, что у каждого фокусника есть свои секреты, но, тем не менее, некоторые считают, что фокусники нас обманывают. Также многие уверены, что для того, чтобы стать настоящим фокусником нужно много тренироваться и получать специальное образование. И, в заключении, мои одноклассники не знают фокусников прошлых лет и нашей современности (именно им посвящена первая глава моей исследовательской работы).
2.2 Эксперимент дома
Я уже упомянул, что фокусы заинтересовали меня еще в раннем детстве. В моем «багаже фокусов» есть немало приемов, которые я с удовольствием показываю своим родственникам во время семейных мероприятий. Сегодня я хотел бы продемонстрировать один из них. Этот фокус является с одной стороны простым, с другой стороны – секретным. Посмотрим, что у меня получилось.
На этом примере «детского фокуса» я постараюсь доказать, что даже простой человек (независимо от возраста и пола) может стать фокусником и
11
при этом удивлять зрителей. Стоит отметить, что этот фокус я впервые продемонстрировал дома, своим родителям, потом позже мои действия уже на большой сцене оценило жюри, когда наша семья принимала участие в областном семейном конкурсе «Семья года», проходившем в п. Чернолучье в 2011 году.
Чтобы зрители были полностью уверены в волшебных силах фокусника, сначала нужно тщательно подготовить реквизит.
Первым делом выбираем рабочее место фокусника. В нашем случае – это может быть обыкновенный стол. На стол ставим три прозрачные баночки (можно неодинакового размера) обязательно с крышками. В каждую из них мы наливаем воду (можно полные, а можно и половину).
Берем «магический» платок (можно любой кусок материала, но он должен быть обязательно «магическим»!!!).
12
Взяв в руки первую баночку и накрыв ее «магическим» платком произносим заклинание:
«Ты, вода - водица, прозрачная, как иней, стань, вода - водица, не простой, а синей!»
Снимаем платок, и…вода в баночке стала СИНЯЯ!!!
13
Далее берем вторую баночку, накрываем ее тем же самым «магическим» платком и произносим:
«Ты вода – водица, друг ты мой студёный, стань вода - водица, не простой - зелёной!»
И снова волшебство – вода в баночке стала – ЗЕЛЁНОЙ!!!
В третий раз накрываем баночку платком и говорим:
«Ты, вода - водица, друг ты мой прекрасный, стань вода - водица, не простой, а красной».
И снова магия – вода в баночке – КРАСНАЯ!!!
14
Что это волшебство, спросите вы? Но для вас у меня есть простой ответ: «нет, не волшебство – это просто хорошо отрепетированный номер и использованием различных предметов».
Крышки от каждой баночки до начала фокуса были предварительно выкрашены в красный, зеленый и синий цвета обыкновенной краской-гуашью. При взаимодействии с водой краска растворилась, соответственно, вода приняла тот цвет, который был на крышке баночки.
Выводы: В нашем фокусе присутствуют такие приемы фокусников, как ловкость рук, заклинания, воздействие на зрительные качества оппонентов.
Этот пример фокуса еще раз доказывает, что при специальной подготовке реквизита, усиленной тренировке и хорошей памяти можно воздействовать на зрителей, удивляя их происходящим на сцене или в зрительном зале.
Познакомившись с различными видами фокусов и их секретами, мне захотелось самому изготовить реквизиты для своих трюков. Я выбрал такие предметы, которые можно изготовить из доступных материалов в домашних условиях. Итак, «Магическая мастерская» открыта! (Приложение III)
Волшебная шляпа. Раскрыв главный секрет «Волшебной шляпы»- двойное дно с откидывающимся клапаном, - я приступил к её изготовлению. Для этого мне понадобились: картон (плотная бумага), ножницы, клей. Я изготовил цилиндр, затем основу по размерам и форме дна цилиндра. Вырезал поля и вклеил их. А вот секрет двойного дна: лепесток плотно прилегает своими краями к стенкам и свободно откидывается во время трюка. Немного усилий, и шляпа готова!
Волшебный кувшин. Секрет заключается в использовании ёмкости с двойной стенкой на одной стороне так, что воду можно перелить внутри кувшина в тайную камеру. Для изготовления я использовал бутылку с широким горлышком. Обернув её фольгой, превратил в непрозрачный кувшин. Внутрь вклеил пластиковую бутылочку из-под соуса.
15
Заключение.
Проведя наше исследование мы:
В заключении сделали вывод: чтобы фокусник выглядел настоящим волшебником, нужно тщательно подготовиться, а также много тренироваться.
Моя гипотеза подтвердилась: фокус – это парадокс зрения. У каждого фокусника есть свой секрет, невидимый для человека, не посвященного в тайны иллюзии.
По результатам исследований, я выяснил, что при тщательной подготовке рабочего места фокусника, а также соответствующих реквизитов, в том числе предметов, всевозможных заклинаний, стать настоящим фокусником можно. Нам кажется, что ставить фокусы, пусть даже и самые простые, даже полезно. Во-первых, это развивает мышление человека, во-вторых, позволяет проникнуть и познать тайны настоящих фокусников и иллюзионистов. Существует множество приемов, которыми пользуются фокусники и иллюзионисты, но у каждого они особенные и раскрывать тайны фокусники никогда не станут. В этом и есть тайна фокуса.
16
В своей работе я использовал методы, не требующие материальных затрат и физических усилий. В будущем планирую изучить оптические иллюзии, над созданием которых трудился еще Сальвадор Дали.
17
Список литературы
Литература
Интернет-ресурсы
18
Приложение I
Опрос по теме «Все о фокусе»
1.Укажи свой пол
А) Жен (46%)
Б) Муж (54%)
2.Знаешь ли ты, что такое фокус?
А) Да (78%)
Б) Нет (11%)
В) Не знаю, но догадываюсь.(11%)
3. По-твоему, фокус – это:
А) Волшебство (25%)
Б) Приготовленный номер (71%)
В) нечто неизведанное (4%)
19
4. Нравятся ли тебе фокусы?
А) Да (96%)
Б) нет (4%)
5. Видел(а) ли ты, как действует настоящий фокусник?
А) да (50%)
Б) нет (29%)
В) нет, но очень бы хотел(а).(21%)
6. Пробовал(а) ли ты сделать самостоятельно фокус?
А) Да, пробовал(а). (50%)
Б) Нет (29%)
В) Нет, но очень бы хотел(а). (21%)
20
7. Думаешь, фокуснику трудно делать фокусы?
А) Да (21%)
Б) нет (29%)
В) нет, потому что он много тренируется. (50%)
8. Как ты считаешь, у каждого фокусника есть свои тайны?
А) Да (84%)
Б) нет (8%)
В) не задумывался(лась) об этом. (8%)
9. Чтобы стать настоящим фокусником, нужно много тренироваться?
А) Да (71%)
Б) Нет (13%)
В) не знаю, не думал(а) об этом. (16%)
21
10. Настоящие фокусники получают специальное образование?
А) Да (50%)
Б) нет (13%)
В) не задумывался(лась) над этим. (37%)
11. Как ты думаешь, существуют школы или ВУЗы, где обучают фокусам?
А) Да (37%)
Б) нет (13%)
В) не знаю (50%)
12. Научиться делать самим фокусы – сложно?
А) Да (71%)
Б) Нет (8%)
В) не знаю (21%)
22
13. Считаешь, что фокусники нас обманывают?
А) да (50%)
Б) Нет (37%)
В) Затрудняюсь ответить (13%)
14. Как ты думаешь, фокусник и иллюзионист – это одно и то же?
А) Да (25%)
Б) Нет (54%)
В) Не знаю (21%)
23
15. Знаешь ли ты знаменитых фокусников и иллюзионистов?
А) Да (37%)
Б) Нет (37%)
В) затрудняюсь ответить (26%)
24
Приложение II
25
Приложение III
Изготовление реквизита
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Фокус-покус! Раз, два,три!
Как Снегурочке раскатать тесто?
Большое - маленькое
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"