Ученическая исследовательская работа на тему сохранности витамина С при различных видах термической обработки.
Вложение | Размер |
---|---|
ir_vitaminy.docx | 1.04 МБ |
ir_vitaminy.pptx | 2.98 МБ |
ir_vitaminy_vystuplenie.docx | 17.48 КБ |
ir_vitaminy_tezisy.docx | 18.15 КБ |
Слайд 1
Научная конференция «Золотые россыпи» МОУ Ерденевская СОШ Выполнила ученица 9 класса Спирина Ангелина. Руководитель: Щербакова Анастасия Никитична, учитель химии. Культура кулинарии. Витамины .Слайд 2
Авитаминоз.
Слайд 3
Объект исследования: витамины. Предмет: измерение количества витамина в продуктах. Гипотеза: повышение температуры и увеличение времени приготовления продуктов приводит к уменьшению количества витаминов в них.
Слайд 4
Цель : Узнать, максимальное и минимальное количество витамина С в продукте. Задачи 1) при помощи литературы и практических исследований изучить, как термическая обработка влияет на витамины; 2) экспериментально проверить, как количественно изменяется содержание витамина С в продуктах, приготовленных разными способами.
Слайд 5
План : Теоретическая часть: 1. что такое витамины. 2. роль витаминов в организме. 3. факторы разрушения витаминов. Практическая часть: 1. методы количественное определение витамина С йодометрическим титрованием . 2. приготовление титранта и его испытание на точность. 3. количественное определение витамина С в болгарском перце. 4. количественное определение витамина С в яблоке.
Слайд 6
Витами́ны (от лат. vita — «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений простого строения и разнообразной химической природы.
Слайд 9
Витамины необходимы!
Слайд 10
Факторы, разрушающие структуру витаминов: 1)высокая температура; 2) окисление кислородом 3) воздействие щелочей; 4) окисление его при контакте с посудой, сделанной из железа или меди; 5) фермент аскорбиназа , содержащаяся во всех продуктах растительного происхождения (кроме лимона, брюквы, турнепса).
Слайд 11
Практическая часть. Метод исследования: титрический анализ. Оборудование: бюретка, штатив, мерные мензурки и стаканы, колбы, весы ступка с пестиком. Реактивы: растворы йода и соляной кислоты ( HCl ) , коллоидный раствор крахмала , вода, перцы, яблоки.
Слайд 14
С 6 Н 4 О 2 (ОН) 4 + I 2 = C 6 H 4 O 4 (OH) 2 + 2HI. m = 0.88 * V * 20, m – масса витамина в мг, V – объём J 2 , ушедшего на титрование.
Слайд 15
Итоги расчетов Варёный 40 минут мелкими кусочками Свежий Раствор йода в мл: Раствор йода в мл: 1 раз: 1,5 1раз: 4,5 2 раз: 1,2 2 раз: 4,6 3 раз: 1,5 3 раз: 4,6 Показатель объема в мл: 1,4 Расчет: 1,4*0,88*20 = 24,64 Количество витамина в мг: 24,64 Количество витамина в мг: 80,96 Показатель объёма в мл: 4,6 Расчет: 4,6*0,88*20 = 80,96
Слайд 16
Титрование яблок
Слайд 17
Итог расчетов Свежее с толщи мякоти 0,8 0,7 0,8 0,8 0,8*0,88*20= 14,08 14,08 Растворы показатель Кол-во йода объёма Расчет витамина в мг в мг Отвар из крупных кусков 5 минут 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1*0,88*20 = 1,8 1,8
Слайд 18
Спасибо за внимание! Не забывайте о витаминах!!!
Здравствуйте, уважаемые жюри и участники конференции. Я, Спирина Ангелина, ученица 9 класса, представляю вашему вниманию исследовательскую работу «… Витамины».
Наверняка вы часто слышите такие фразы: «Ешьте побольше фрукты, там много витаминов».
Дома мы часто видим, как мама варит мясо, тушит овощи, варит компот. Возникает вопрос: «Что происходит с витаминами, когда продукты готовят? Где больше всего витаминов содержится: в свежих или приготовленных продуктах?» Попытаемся ответить на эти вопросы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что весной проявляется авитаминоз (нехватка витаминов). Особенно витамина С. Стоит вспомнить, что удовлетворить эту потребность можно и без дорогостоящих лекарств.
Объектом нашего исследования стали витамины (Для экспериментов мы выбрали витамин С, т.к. для практической части это самый безопасный вариант.)
А предметом - измерение количества витамина в продуктах.
Мы выдвинули гипотезу о том, что если повышать температуру и увеличивать время приготовления продуктов - то количество витаминов в них уменьшается.
Для доказательства гипотезы были поставлены цель и задачи:
Цель :Узнать, максимальное и минимальное количество витамина С в продукте.
Задачи:
1) при помощи литературы и практических исследований изучить, как термическая обработка влияет на витамины;
2) экспериментально проверить, как количественно изменяется содержание витамина С в продуктах, приготовленных разными способами.
Исследования мы проводили согласно составленному плану:
Теоретическая часть:
1. что такое витамины
2. роль витаминов в организме
3. факторы разрушения витаминов (температурные)
Практическая часть:
1. Методы: количественное определение витамина С йодометрическим титрованием (описание метода)
2. приготовление титранта и его испытание на точность
3. количественное определение витамина С в болгарском перце
4. количественное определение витамина С в яблоке.
Что же такое витамины? Витами́ны (от лат. vita — «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Они подразделяются на водорастворимые и жирорастворимые. К первой группе относятся витамины С, В1, В2 и др. К жирорастворимым витаминам относятся витамины А, Е, D, К. Неужели их ничтожное количество в организме так необходимо? Представьте, до конца 19 века многие люди даже и не знали о таком понятии, как витамины. Они не просто страдали от недостатка полезных веществ, но и тяжело заболевали, и нередко умирали (например мореплаватели от цинги). Как произошло открытие витаминов?
Впервые в 1881 г. русским врачом Н. И. Луниным была доказана необходимость витаминов для нормального развития организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи — белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли.
Содержащиеся на этом рационе животные гибли. К этой пище добавлялось натуральное молоко, и они выживали. Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то очень важные для жизни вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название — витамин, соединив латинское слово «вита», что означает «жизнь», и греческое «амин», указывающее на их отношение к аминокислотам.
Витамины действительно необходимы организму. Их дефицит может привести к тяжелейшим заболеваниям. После механической обработки шлифованный рис уже не содержит витамина В1, поэтому, если такой рис составляет основу питания, развивается тяжелая болезнь бери-бери, при которой больной теряет вес, у него появляется слабость в мышцах. Отсутствие витамина D в пище приводит к развитию у детей рахита (отставание в росте, деформация костей). Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота», различные болезненные изменения кожи; при дефиците витамина К нарушается свертываемость крови, и это может привести к тяжелым кровотечениям. Поэтому еще с детства наши мамы и бабушки заботились о правильном питании, чтобы дети достаточно находились на солнце.
Нельзя сказать, что витамины нерушимы. Есть ряд факторов, разрушающих их структуру:
1)высокая температура (инактивирует аскорбиновую кислоту);
2) окисление кислородом (при неправильном хранении и приготовлении пищи);
3) воздействие щелочей;
4) окисление его при контакте с посудой, сделанной из железа или меди;
Практическая часть.
Неужели после термической обработки в продукте совсем не остаётся витамина С? Проведём эксперимент.
Для измерения количества витамина С в продукте применяют титриметрический анализ (титрование) — метод количественного и массового анализа.
Оборудование и реактивы представлены на слайде.
Для титрования я использовала перцы и яблоки. Ведь они богаты витамином С и их можно сварить, зажарить, запечь.
В молекуле витамина С нет карбоксильной группы – носителя кислотных свойств в органической химии. Кислотные свойства этого вещества обусловлены лёгкой подвижностью водорода. В природных продуктах содержится огромное количество органических кислот, поэтому определять витамин C методом нейтрализации нельзя. При определении витамина С резонно воспользоваться легкой окисляемостью этого вещества. При окислении аскорбиновая кислота переходит в дигидроаскорбиновую, которая уже не проявляет витаминных свойств. В качестве окислителя в данном методе используется раствор йода. Схема реакции представлена на слайде. Приступим к эксперименту. Для проведения анализа необходимо растереть в ступке навеску продукта (1г), добавить 5 мл дистиллированной воды, крахмальный клейстер и несколько капель соляной кислоты. Далее жидкую фазу следует титровать раствором йода до появления устойчивого синего окрашивания. Как только такое окрашивание появилось замерить объём израсходованного титранта. Данные занесли в таблицу. Количество витамина определяется по следующей формуле, представленной на слайде.
В итоге, больше всего витамина С содержится в свежем перце, а меньше всего в варёном 40 минут мелкими кусочками.
Таким же методом мы воспользовались при измерении кол-ва витамина С у яблок. Стоит заметить, что на титрование яблок ушло меньше йодного раствора, чем при титровании перцев. Значит, болгарский перец значительно богаче витамином С, чем яблоко.
Больше витамина С содержится в свежем яблоке, меньше всего, в вареном крупными кусками
Я подготовила для вас небольшие брошюры, чтобы вы не забывали о важности витаминов в продуктах, о правильном приготовлении и хранении пищи. И помните, витамины нужны как детям, так и взрослым. Спасибо за внимание!
Культура кулинарии. Сохранность витаминов
Спирина Ангелина, 10 класс
Наверняка вы часто слышите такие фразы: «Ешьте побольше фруктов, там много витаминов». Дома мы часто видим, как мама варит мясо, тушит овощи, варит компот. Возникает вопрос: «Что происходит с витаминами, когда продукты готовят? Где больше всего витаминов содержится: в свежих или приготовленных продуктах?» На данный вопрос мы и попытались найти ответ.
Актуальность: в зимне-весенний период проявляется авитаминоз. Стоит вспомнить, что удовлетворить эту потребность можно и без дорогостоящих лекарств.
Объект исследования: витамин С.
Предмет: количественный анализ содержания витамина С в продуктах питания.
Гипотеза: если повышать температуру и увеличивать время приготовления продуктов – то количество витаминов в них уменьшается.
Цель: узнать максимальное и минимальное количество витамина С в продукте.
Задачи:
1) при помощи литературы и практических исследований изучить, как термическая обработка влияет на витамины;
2) экспериментально проверить, как количественно изменяется содержание витамина С в продуктах, приготовленных разными способами.
Методы: теоретические, эмпирические, расчётные.
Витамины (от лат. vita — «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Они действительно необходимы организму. Их дефицит может привести к тяжелейшим заболеваниям.
Нельзя сказать, что витамины нерушимы. Есть ряд факторов, разрушающих их структуру:
1) высокая температура (инактивирует аскорбиновую кислоту);
2) окисление кислородом (при неправильном хранении и приготовлении пищи);
3) воздействие щелочей;
4) окисление его при контакте с посудой, сделанной из железа или меди;
Для количественного анализа содержания витамина С удобно применять метод иодометрического титрования. Для титрования мы использовали перцы и яблоки, так как они богаты витамином С и их можно сварить, зажарить, запечь. Для проведения исследований использовались следующие категории: свежий продукт, варёный, жареный, запечённый. Для каждой категории использовалась разная продолжительность термической обработки (быстрая, долгая) и так же разная степень измельчённости продукта.
В природных продуктах содержится огромное количество органических кислот, поэтому определять витамин C методом нейтрализации нельзя. При определении витамина С резонно воспользоваться легкой окисляемостью этого вещества. При окислении аскорбиновая кислота переходит в дигидроаскорбиновую, которая уже не проявляет витаминных свойств. В качестве окислителя в данном методе используется раствор йода.
Для проведения анализа необходимо растереть в ступке навеску продукта (1г), добавить 5 мл дистиллированной воды, крахмальный клейстер и несколько капель соляной кислоты. Далее жидкую фазу следует титровать раствором йода до появления устойчивого синего окрашивания. Как только такое окрашивание появилось – замерить объём израсходованного титранта. Количество витамина определяется по формуле m = 0.88 * V * 20, где m – масса витамина в мг, V – объём J2, ушедшего на титрование.
В результаты исследований оказалось, что больше всего витамина С содержится в свежем перце, а меньше всего в варёном 40 минут мелкими кусочками.
Таким же методом мы воспользовались при измерении количества витамина С в яблоках. Больше витамина С содержится в свежем яблоке, меньше всего в вареном крупными кусками.
Таким образом, для снабжения организма витаминами с помощью продуктов питания важен не только выбор продуктов, но и правильное их приготовление.
Данную исследовательскую работу можно продолжить. Возможные аспекты для следующих исследований – сохранение витаминов в замороженных продуктах, как долго сохраняются витамины в уже готовых, приготовленных блюдах, как количественно отличается содержание витаминов, приготовленных в разной посуде.
Практическая значимость данной работы заключается в доказанной нами гипотезе. Действительно, при термической обработке продуктов питания количество витаминов в них уменьшается.
Новизна работы состоит в количественном анализе витамина не в разных продуктах, а в одном, но приготовленном разными способами.
Список литературы
Швейня
Загадочная система из шести экзопланет
Как нарисовать лимон акварелью
Петушок из русских сказок
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея