В проекте рассматриваются основные положения теории сравнений, рассматривается применение теории сравнений к решению задач.
Вложение | Размер |
---|---|
zutikova_irina_10a.docx | 538.15 КБ |
Сравнение чисел по модулю
Подготовила проект: Зутикова Ирина
МАОУ «Лицей №6»
Класс: 10«а»
Научный руководитель: Желтова Ольга Николаевна
Тамбов
2016
Оглавление:
Проблема:
Большинство учеников редко используют сравнение чисел по модулю для решений нестандартных и олимпиадных заданий.
Цель проекта:
Показать, как с помощью сравнения чисел по модулю можно решать нестандартные и олимпиадные задания.
Гипотеза:
Более глубокое изучение темы «Сравнение чисел по модулю» поможет ученикам решать некоторые нестандартные и олимпиадные задания.
Задачи проекта и план их достижения:
1.Подробно изучить тему «Сравнение чисел по модулю».
2.Решить несколько нестандартных и олимпиадных заданий, используя сравнение чисел по модулю.
3.Создать памятку для учеников на тему «Сравнение чисел по модулю».
4.Провести урок по теме «Сравнение чисел по модулю» в 10«а» классе.
5.Дать классу домашнее задание по теме «Сравнение по модулю».
6.Сравнить время выполнения задания до и после изучения темы «Сравнение по модулю».
7.Сделать выводы.
Прежде чем начать подробно изучать тему «Сравнение чисел по модулю», я решила сравнить, как она представлена в различных учебниках.
Как я выяснила, в некоторых учебниках эта тема даже не затрагивается, не смотря на углубленный уровень. А наиболее понятно и доступно тема представлена в учебнике Л.Г.Петерсона (Глава: Введение в теорию делимости), поэтому попробуем разобраться в «Сравнении чисел по модулю», опираясь на теорию из этого учебника.
Сравнения и их свойства.
Определение:Если два целых числа a и b имеют одинаковые остатки при делении на некоторое целое число m (m>0), то говорят, что a и b сравнимы по модулю m, и пишут:
Теорема:тогда и только тогда, когда разность aи bделится на m.
Свойства:
Примеры задач и их решения.
1.Найти последнюю цифру числа 3999.
Решение:
Т.к. последняя цифра числа - это остаток от деления на 10, то
3999=33*3996=33*(34)249=7*812497(mod 10)
(Т.к. 34=81 1(mod 10);81n 1(mod10) (по свойству))
Ответ:7.
2.Доказать,что 24n-1 делится на 15 без остатка. (Физтех2012)
Решение:
Т.к. 161(mod 15), то
16n-10(mod 15) (по свойству); 16n= (24)n
24n-10(mod 15)
3.Доказать, что 122n+1+11n+2делится без остатка на 133.
Решение:
122n+1=12*144n12*11n (mod 133) (по свойству)
122n+1+11n+2=12*11n+11n*121=11n*(12+121) =11n*133
Число (11n*133)без остатка делится на 133. Следовательно,(122n+1+11n+2)делится без остатка на 133.
4.Найти остаток от деления на 15 числа 22015.
Решение:
22015=23*22012=8*16503
Т.к.161(mod 15), то
220158(mod 15)
Ответ:8.
5.Найти остаток от деления на 17 числа 22015. (Физтех2015)
Решение:
22015=23*22012=8*16503
Т.к.16-1(mod 17), то
22015-8(mod 15)
-89(mod 17)
Ответ:9.
6.Доказать, что число 11100-1 делится на 100 без остатка. (Физтех2015)
Решение:
11100=12150
121502150(mod 100) (по свойству)
2150=44125
441254125(mod 100) (по свойству)
4125=41*168112
168112(-19)12(mod 100) (по свойству)
41*(-19)12=41*3616
3616(-39)6(mod 100)(по свойству)
41*(-39)6=41*15213
15213213(mod100) (по свойству)
41*213=41*21*441
44141(mod 100) (по свойству)
21*412=21*1681
1681-19(mod 100) (по свойству)
21*(-19)=-399
-3991(mod 100) (по свойству)
Значит 111001(mod 100)
11100-10(mod 100) (по свойству)
7.Даны три числа: 1771,1935,2222. Найти число, при делении на которое остатки трёх данных чисел будут равны. (ВШЭ2016)
Решение:
Пусть неизвестное нам число будет равно а,тогда
22221935(mod a); 19351771(mod a); 2222 1771(mod a)
2222-19350(moda) (посвойству); 1935-17710(moda) (по свойству); 2222-17710(moda) (по свойству)
2870(mod a); 1640(mod a); 4510(mod a)
287-1640(moda) (по свойству); 451-2870(moda)(по свойству)
1230(mod a); 1640(mod a)
164-1230(mod a) (посвойству)
410(moda)
41-простое число. Следовательно, 41=а.
Ответ: 41.
Используемые сайты и литература.
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Дерево в снегу
Лягушка-путешественница
Снег своими руками
Акварельные гвоздики